Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
428
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аналитические умения / способность к анализу / студенты вуза / аналитическое мышление / analytical skills / ability to analyze / university students / analytical thinking

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.А. Саенко, К.В. Корольков

В статье рассматривается понятие «аналитические умения», выделяются структурные компоненты понятия. Рассмотрены группы аналитических умений: аналитическо-прогностические и рефлексивно-аналитические. Представлены и охарактеризованы компоненты структуры аналитических умений у студентов. Выделены индикаторы для определения уровня сформированности аналитических умений обучающихся. Определены педагогические условия, направленные на развитие аналитических умений в период обучения студентов в вузе. Описаны этапы и технологии формирования аналитических умений у студентов в вузе. Авторами представлены факторы, оказывающие, как позитивное, так и негативное влияние на формирование аналитических умений в разные периоды обучения (школьное обучение, обучение в вузе).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF ANALYTICAL SKILLS IN STUDENTS AT THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article discusses a concept of “analytical skills”, highlights the structural components of the concept. Groups of analytical skills are considered to be analytical-prognostic and reflexive-analytical. The components of the structure of students’ analytical skills are presented and characterized. Indicators are identified to determine the level of formation of analytical skills of students. The pedagogical conditions aimed at the development of analytical skills during the period of students’ studies at the university are determined. The stages and technologies for the formation of analytical skills in students at the university are described. The authors present factors that have both a positive and a negative impact on the formation of analytical skills in different periods of education (school education, university education). In the educational process at a university, it is necessary to implement pedagogical conditions aimed at the formation and development of analytical skills in students.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ»

3. Власова Е.Л. Управление учебно-воспитательной системой развития гражданственности старших школьников. Диссертация кандидата педагогических наук. Москва, 2010.

4. Николаев М.В., Семенов К.Б. Формы гражданского воспитания учащейся молодежи в условиях цифровизации обучения. Актуальные проблемы педагогики и психологии: вызовы 21 века: сборник научных трудов. Москва, 2021: 44l - 447.

5. Николаев М.В., Семенова А.С. Гражданская социализация детей с ОВЗ в современной цифровой образовательной среде. Актуальные проблемы педагогики и психологии: вызовы WI века: сборник научных трудов. Москва, 2021: 448 - 452.

6. Семенов К.Б., Карабашев И.А., Коломиец А.Ю. Теоретические основы гражданско-правового воспитания. Современные проблемы психолого-педагогического образования: материалы IV Региональной научно-практической конференции (к 100-летию профессионального педагогического образования в Дагестане): в 5 ч. Махачкала, 2017: 195 - 201.

7. Семенов К.Б., Семенова А.С., Хлызова И.В. Проблемы нравственного воспитания в России: история, теория, практика. Вестник Московского государственного областного университета. Москва, 2021, № 3: 19 - 26.

8. Филонов ГН. Гражданское воспитание: основные категории и понятия. Основы методики гражданского воспитания. Москва, 2001.

References

1. Belyaev A.V. Social'no-pedagogicheskie osnovy formirovaniya grazhdanstvennosti uchaschejsya molodezhi. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Stavropol', 1997.

2. Gayazov A.S. Grazhdanskoe vospitanie v novyh usloviyah razvitiya rossijskoj grazhdanstvennosti. Ponyatijnyj apparatpedagogiki i obrazovaniya: sbornik nauchnyh trudov. 2005.

3. Vlasova E.L. Upravlenie uchebno-vospitatel'noj sistemojrazvitiya grazhdanstvennosti starshih shkol'nikov. Dissertaciya kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2010.

4. Nikolaev M.V., Semenov K.B. Formy grazhdanskogo vospitaniya uchaschejsya molodezhi v usloviyah cifrovizacii obucheniya. Aktual'nye problemy pedagogiki ipsihologii: vyzovy 21 veka: sbornik nauchnyh trudov. Moskva, 2021: 441 - 447.

5. Nikolaev M.V., Semenova A.S. Grazhdanskaya socializaciya detej s OVZ v sovremennoj cifrovoj obrazovatel'noj srede. Aktual'nye problemy pedagogiki i psihologii: vyzovy WI veka: sbornik nauchnyh trudov. Moskva, 2021: 448 - 452.

6. Semenov K.B., Karabashev I.A., Kolomiec A.Yu. Teoreticheskie osnovy grazhdansko-pravovogo vospitaniya. Sovremennyeproblemypsihologo-pedagogicheskogoobrazovaniya: materialy IV Regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii (k 100-letiyu professional'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya v Dagestane): v 5 ch. Mahachkala, 2017: 195 - 201.

7. Semenov K.B., Semenova A.S., Hlyzova I.V. Problemy nravstvennogo vospitaniya v Rossii: istoriya, teoriya, praktika. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Moskva, 2021, № 3: 19 - 26.

8. Filonov G.N. Grazhdanskoe vospitanie: osnovnye kategorii i ponyatiya. Osnovy metodiki grazhdanskogo vospitaniya. Moskva, 2001.

Статья поступила в редакцию 05.04.22

УДК 378.14

Saenko L.A., Doctor of Sciences (Sociological Sciences), Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute,

North Caucasian Social Institute (Stavropol, Russia), E-mail: la-saenko@yandex.ru

Korolkov K.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: kur_er@bk.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF ANALYTICAL SKILLS IN STUDENTS AT THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION. The article discusses a concept of "analytical skills", highlights the structural components of the concept. Groups of analytical skills are considered to be analytical-prognostic and reflexive-analytical. The components of the structure of students' analytical skills are presented and characterized. Indicators are identified to determine the level of formation of analytical skills of students. The pedagogical conditions aimed at the development of analytical skills during the period of students' studies at the university are determined. The stages and technologies for the formation of analytical skills in students at the university are described. The authors present factors that have both a positive and a negative impact on the formation of analytical skills in different periods of education (school education, university education). In the educational process at a university, it is necessary to implement pedagogical conditions aimed at the formation and development of analytical skills in students.

Key words: analytical skills, ability to analyze, university students, analytical thinking.

Л.А. Саенко, д-р социол. наук, канд. пед. наук, доц., Ставропольский государственный педагогический институт,

Северо-Кавказский социальный институт, г. Ставрополь, E-mail: la-saenko@yandex.ru

К.В. Корольков, канд. пед. наук, доц., Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: kur_er@bk.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

В статье рассматривается понятие «аналитические умения», выделяются структурные компоненты понятия. Рассмотрены группы аналитических умений: аналитическо-прогностические и рефлексивно-аналитические. Представлены и охарактеризованы компоненты структуры аналитических умений у студентов. Выделены индикаторы для определения уровня сформированности аналитических умений обучающихся. Определены педагогические условия, направленные на развитие аналитических умений в период обучения студентов в вузе. Описаны этапы и технологии формирования аналитических умений у студентов в вузе. Авторами представлены факторы, оказывающие, как позитивное, так и негативное влияние на формирование аналитических умений в разные периоды обучения (школьное обучение, обучение в вузе).

Ключевые слова: аналитические умения, способность к анализу, студенты вуза, аналитическое мышление.

Требования к подготовке студентов по новым стандартам профессионального образования предполагают инновационный подход к процессу обучения и формированию у студентов комплекса универсальных, профессиональных и иных компетенцией и качеств: система теоретических и практических знаний профессионального характера, навыки решения профессиональных проблем, способность к анализу и синтезу полученной информации, активность, профессиональная инициативность, самостоятельность, способность работать и взаимодействовать в команде, развитые управленческие умения. Таким образом, возникает необходимость в разработке новых подходов (форм, методов, условий и т. д.) в развитии аналитических умении студентов [1-10].

Цель статьи - определить педагогические условия, способствующие формированию аналитических умений у студентов в период обучения в вузе. Основные задачи статьи: 1) рассмотреть понятие «аналитические умения», 2) определить особенности школьной подготовки учащихся, оказывающих влияние на общий уровень сформированности аналитических умений у абитуриентов и студентов первого курса; 3) представить педагогические условия, направленные на обеспечение эффективности процесса формирование аналитических умений у студентов вуза.

Научная новизна определяется выявлением педагогических условий, обеспечивающих формирование аналитических умений у студентов в вузе более успешно. Теоретическая значимость статьи: выявлены особенности довузовской подготовки обучающихся, которые оказывают влияние на формирование аналитических умений; определены компоненты структуры аналитических умений у студентов; предложены индикаторы сформированности аналитических умений студентов.

Методы исследования: анализ и обобщение материалов научных исследований, синтез понятий и определений, систематизация.

В настоящее время в педагогике разработано понятие «аналитические умения», под которым понимается система специальных мыслительных операций для поиска (получения), оценки, систематизации и обобщения знаний. Аналитические умения помогают перевести полученные знания из старого качественного состояния в новое. Базовым компонентом всей мыслительной деятельности личности являются аналитические умения. Исследования И.А. Власевской (2013), Т.А. Елистратовой (2014), И.И. Хрулевой (2006) и др. показывают, что развитие аналитических умений основывается на закономерностях развития мыслительной деятельности. Согласно С.Л. Рубинштейну, единица анализа - это аналитическое действие.

Психологами и педагогами (И.А. Власевская, Н.С. Глуханюк, Т.А. Елистра-това, И.А. Зимняя, Е.А. Климова, О.К. Тихомирова, В.М. Чиркова и др.) выделены базовые мыслительные операции, которые лежат в основе аналитических умений: обобщение, структуризация, объединение, сравнение, анализ первоисточников, классификация, а также способность выделять главное и второстепенное. По мнению ученых, развитие аналитических способностей связано с рядом субъективных факторов: индивидуальные мыслительные способности, особенности восприятия, уровень интеллектуальной подготовки. Чтобы сформировать способности к аналитике, важно развивать умение размышлять. Размышление - это сложное умственное действие, объединяющее в себе умение логически мыслить, последовательно излагать свои мысли.

Формирование и развитие аналитических умений у всех категорий обучающихся (дошкольники, школьники, студенты) невозможно без получения новых знаний. Данный факт обусловлен следующими причинами: 1) получение новых знаний становится основой развития мыслительных, аналитических операций; 2) аналитические умения формируются не только на теоретическом уровне, в практической деятельности происходит «преломление» теории, отработка умений (приобретается опыт); 3) аналитические умения способствуют систематизации, структуризации, классификации полученных новых знаний, соотнесения новых и ранее полученных (старых) знаний.

Н.Д. Жилина, И.Г Овсянникова, Л.Б. Таренко [2; 5] выделяют две группы аналитических умений: аналитическо-прогностические и рефлексивно-аналитические. Аналитико-прогностические умения используются для получения необходимой информации для решения конкретной задачи в настоящем времени, что может быть реализовано в виде проекта, программы, договора или иной сделки. Рефлексивно-аналитические умения направлены на анализ собственной деятельности за определенный промежуток времени: анализ своих мыслей и целей, отношения к себе, самооценки и результатов деятельности.

Исследователи (П.А. Сорокун, М.В. Шершакова) [9; 10] отмечают, что процесс формирования аналитических умений длительный. Он начинается еще в дошкольный период, когда дошкольники осуществляют детское экспериментирование (эксперименты с водой, песком и др.). Уже тогда под руководством воспитателя происходит формирование аналитических умений - способность анализировать, выявлять закономерности, выделять главное, сопоставлять явления и факты и т. д. В период школьного обучения аналитические умения развиваются более активно, путем включения в процесс обучения таких предметов, как математика, физика. Также стоит отметить, что и гуманитарный цикл предметов будет способствовать развитию аналитических умений, поскольку учащиеся сопоставляют данные, выявляют связи, проводят аналогии и т. д. Тем не менее в период 9-11 классов процесс развития аналитических умений замедляется.

Данный факт можно объяснить особенностями школьной (довузовской) подготовки, которая стала преобладать в последнее время:

- решение тестовых задач и упражнений при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, осуществляемого в форме «натаскивания» учащихся, приводит к ухудшению качества знаний, что связано со снижением аналитических процессов и преобладанием зрительно-фокусированной памяти;

- современные учителя не всегда ориентируются на возрастные нормативы развития мыслительных процессов у школьников;

- чрезмерное использование игровых технологий, наглядных методов обучения препятствует развитию абстрактно-логического мышления у школьников;

- отсутствуют межпредметные связи, учащиеся не могут «перенести» знания, полученные при изучении одного предмета, в иную сферу для решения поставленной задачи, в связи с чем интеграция знаний осуществляется слабо;

- нарастающая цифровизация образовательного процесса в школе приводит к снижению у учащихся способности оперирования фактами в умственном плане, что тормозит развитие психических процессов (памяти, мышления, воображения).

В наших исследованиях [6; 7; 8], а также в исследованиях А.П Мулюковой [4] отмечается, что при диагностике уровня сформированности аналитических умений у студентов первого курса преобладают низкий и средний уровни.

П.А. Сорокун [9] отмечает, что эффективными средствами формирования аналитических умений у студентов в процессе обучения являются следующие: решение задач и упражнений, выполнение индивидуальных творческих заданий, участие в групповых тренингах, в которых отсутствует традиционный подход, а используются мыслительные операции. Эффективность процесса формирования и развития аналитических умений студентов будет достигаться в том случае, если в образовательном процессе преобладают задачи проблемного (исследовательского) характера, что предусматривает самостоятельность при решении учебной задачи.

Особое значение придается развитию у студентов профессионального мышления, базирующегося на аналитических умениях. Профессионал (конкурентоспособный специалист), по мнению Э. Боно [1], должен обладать не только образным мышлением, но и способностью анализировать и синтезировать, что определяет аналитические умения личности в целом. Психолог считает, что человека, обладающего развитыми аналитическим умениями, можно считать интеллектуально развитой личностью.

Все вышеизложенное позволяет определить компоненты структуры аналитических умений у студентов:

- когнитивные аналитические умения: умения отбирать информацию, провести контент-анализ, выявить связи элементов, структурировать полученную информацию, обобщить, систематизировать, преобразовать информацию, выделить главное;

- креативные аналитические умения: умение адаптировать знания к новым условиям, генерировать идеи, предлагать оригинальные решения;

- рефлексивные аналитические умения: умение планировать, оценивать уровень достижения цели, прогнозировать последствия, выявлять причины ошибок при решении поставленных задач.

В качестве индикаторов сформированности аналитических умений у студентов можно выделить следующую группу критериев:

- способность планирования своей деятельности;

- способность к самоорганизации и самоконтролю;

- способность определять собственные затруднения в реализации какой-либо деятельности.

Следует отметить, что одной из базовых характеристик аналитической деятельности является способность к планированию. При решении поставленной задачи следует опираться на план (алгоритм), этапы решения поставленной за-

Таблица 1

Этапы формирования аналитических умений студентов в вузе

Этапы/подэтапы Организационно-педагогические условия Задачи Деятельность педагога Формы и методы

Ориентирование Эмоционально-ценностный Ориентирование студента на овладение аналитическими умениями Актуализировать у студентов понимание и признание профессиональной значимости аналитических умений Демонстрация ограниченности имеющихся у студентов умений для решения учебно-профессиональных заданий аналитического характера Практико-ориентирован-ные семинары, беседы, дискуссии

Потребностно-мотиваци-онный

Уяснение Восприятия Включение студента в процесс овладения аналитическими умениями Способствовать уяснению и осознанному усвоению студентом содержания, сущности и правил выполнения анали-тико-синтетических приемов, составляющих структуру аналитических умений Разработка и использование в процессе преподавания учебной дисциплины методов, приемов, и средств информирования об ана-литико-синтетических приемах, представляющих структуру аналитических умений Консультации, конспекты, резюме, рефераты, аннотации

Осмысления

Фиксации

Обработка Материализованный Обогащение опыта аналитической деятельности студентов Способствовать обогащению субьективного опыта применения аналитико-синтетиче-ских приемов, составляющих структуру аналитических умений, в новой нестандартной ситуации Разработка и применение в процессе преподавания учебной дисциплины учебно-профессиональных заданий (ситуаций) аналитического характера разного уровня сложности Лекции с элементами проблемного диалога, консультации, учебно-профессиональные задания (ситуации) аналитического характера разного уровня сложности

Речевой

Умственный

дачи (научной, учебной, практической и др.): 1) описать словесно суть задания; 2) определить цель; 3) предложить алгоритм решения задачи.

При наличии у студентов навыков самоконтроля и самоорганизации он способен самостоятельно оценить свои достижения, качество выполненной работы, а также развить навыки критического анализа результатов своей деятельности. Авторы (А.Н. Иоффе, В.М. Чиркова и др.) отмечают, что слабая сформирован-ность навыков планирования и самоконтроля может привести к тому, что деятельность студента становится несамостоятельной.

Способность определять собственные затруднения в реализации какой-либо деятельности (в том числе учебной) является детерминантом в развитии личности студента, способствует формированию потребности в поиске ответов на поставленные вопросы, активизирует познавательную деятельность, развивает мыслительные процессы.

И.С. Матросова [3] выделила структуру и этапы формирования аналитических умений студентов посредством изучения общепрофессиональных дисциплин (табл. 1).

В качестве необходимого условия, способствующего формированию аналитических умений у обучающихся, отмечает И.С. Матросова, следует рассматривать качественное освоение студентами комплекса мыслительных операций, таких как анализ, обобщение, сравнение, синтез, абстрагирование и классификация. В настоящее время любая профессиональная деятельность невозможна без способности анализировать, обобщать информацию, наблюдать, способности к моделированию и проектированию.

Все вышеизложенное позволяет нам выделить педагогические условия, направленные на развитие аналитических умений у студентов, в период обучения в вузе:

Библиографический список

1) включение студентов в научно-исследовательскую деятельность;

2) использование в учебной деятельности кейс-заданий (ситуационных заданий), направленных на развитие умений моделирования и прогнозирования;

3) приобщение студентов к чтению литературы, как научной, так и художественной, что позволяет развивать аналитические умения путем анализа прочитанного, аннотирования источника;

4) решение упражнений на поиск закономерностей, анализ действий, обдумывание возможных вариантов разрешения событий (в профессиональной сфере), что возможно при решении ситуационных заданий с незавершенным сюжетом;

5) использование метода проектов в образовательном процессе.

Следует отметить, что указанные условия не должны выполняться формально и быть прописаны лишь в рабочих программах дисциплин.

Перспектива дальнейших исследований состоит в определении оптимальных условий для развития аналитических умений студентов по различным направлениям подготовки; выявлении признаков аналитических умений у студентов различной профессиональной сферы.

Таким образом, аналитические умения - это комплекс последовательных мыслительный действий, направленных на осуществление аналитических операций, таких как синтез, сравнение, абстрагирование, сопоставление, обобщение, группировка/классификация на основе полученных знаний и опыта. В настоящее время аналитические умения рассматриваются как основной компонент профессиональной компетентности, как элемент конкурентоспособности выпускника вуза. В образовательном процессе вуза необходимо реализовать педагогические условия, направленные на формирование и развитие аналитических умений у студентов.

1. Боно Э. Серьёзное творческое мышление. Перевод с английского Д.Я. Онацкой. Минск: ООО «Попурри», 2005.

2. Жилина Н.Д., Таренко Л.Б. Педагогические условия формирования аналитических умений у будущих ИТ-специалистов в вузовском образовании. Вестник Мининского университета. 2018; Т. 6; № 4: 4.

3. Матросова И.С. Аналитические умения студентов: сущность и условия формирования. Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы XV Международной научно-практической Internet-конференции. Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2019: 14 - 17.

4. Мулюкова А.Г. Технология развития аналитических умений слушателей подготовительного отделения вуза. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020; № 1 (154): 138 - 152.

5. Овсянникова И.Г Аналитические умения будущих учителей: сущностные характеристики. Известия ВГПУ. 2013; № 2 (77): 33 - 36.

6. Саенко Л.А., Затеева Т.Г. Особенности профессионального становления студентов в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 4 (83): 271 - 272.

7. Саенко Л.А., Соломатина ГН. Аналитические умения студентов: сущностные характеристики, уровни развития, факторы влияния. Научно-педагогическое обозрение. 2021; № 4 (38): 68 - 75.

8. Саенко Л.А. Развитие аналитических умений будущих специалистов сферы рекламы средствами кейс-заданий. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2021; № 3 (84): 204 - 209.

9. Сорокун П.А. Основы психологии: учебник. Псков: ПГПУ 2005.

10. Шершакова М.В. Формирование аналитических умений у студентов факультета исполнительских искусств в процессе специальной подготовки. Вестник Чувашского государственного института культуры и искусств. 2007; № 2: 33 - 39.

References

1. Bono 'E. Ser'eznoe tvorcheskoe myshlenie. Perevod s anglijskogo D.Ya. Onackoj. Minsk: OOO «Popurri», 2005.

2. Zhilina N.D., Tarenko L.B. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya analiticheskih umenij u buduschih IT-specialistov v vuzovskom obrazovanii. Vestnik Mininskogo universiteta. 2018; T. 6; № 4: 4.

3. Matrosova I.S. Analiticheskie umeniya studentov: suschnost' i usloviya formirovaniya. Lichnostnoeiprofessional'noerazvitiebuduschegospecialista: materialy HV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj Internet-konferencii. Tambov: Izdatel'skij dom «Derzhavinskij», 2019: 14 - 17.

4. Mulyukova A.G. Tehnologiya razvitiya analiticheskih umenij slushatelej podgotovitel'nogo otdeleniya vuza. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. 2020; № 1 (154): 138 - 152.

5. Ovsyannikova I.G. Analiticheskie umeniya buduschih uchitelej: suschnostnye harakteristiki. Izvestiya VGPU. 2013; № 2 (77): 33 - 36.

6. Saenko L.A., Zateeva T.G. Osobennosti professional'nogo stanovleniya studentov v vuze. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 4 (83): 271 - 272.

7. Saenko L.A., Solomatina G.N. Analiticheskie umeniya studentov: suschnostnye harakteristiki, urovni razvitiya, faktory vliyaniya. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. 2021; № 4 (38): 68 - 75.

8. Saenko L.A. Razvitie analiticheskih umenij buduschih specialistov sfery reklamy sredstvami kejs-zadanij. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2021; № 3 (84): 204 - 209.

9. Sorokun P.A. Osnovy psihologii: uchebnik. Pskov: PGPU, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Shershakova M.V. Formirovanie analiticheskih umenij u studentov fakul'teta ispolnitel'skih iskusstv v processe special'noj podgotovki. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury i iskusstv. 2007; № 2: 33 - 39.

Статья поступила в редакцию 15.04.22

УДК 37

Stolyarchuk L.I, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Volgograd State Socio-Pedagogical University (Volgograd, Russia),

E-mail: lisgender-vspu@mail.ru

Litvinova V.S., senior lecturer, Volgograd State Institute of Arts and Culture (Volgograd, Russia), E-mail: pashkal1tvinov@yandex.ru

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF ASSOCIATIVE-IMAGINATIVE THINKING OF STUDENTS THROUGH IMPROVISATIONAL DANCE. The article is dedicated to ways of development of associative-imaginative thinking of students through improvisational dance, the idea of which and its transformation into an artistic and aesthetic choreographic form are performed simultaneously, suddenly and quickly. The paper clarifies the essence of associative-imaginative thinking of students on the basis of generalization of various positions in the consideration of the phenomenon under study, highlights its most significant characteristics as a dynamic personality formation. The specificity of the development of associative-imaginative thinking of students in choreography classes in institutions of additional education is revealed, which plays the role of a "supplement" to basic education in the development of creative abilities as a condition for the development of associative-imaginative thinking - an important type of productive thinking for the overall development of primary school children. Practical classes in choreography are described, which contribute to the development of associative and imaginative thinking of primary school students through improvisational dance.

Key words: associative-imaginative thinking, primary school students, additional education, improvisational dance, creative tasks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.