Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ'

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданское воспитание / гражданственность / формирование гармоничной личности / гражданские качества / духовно-нравственные приоритеты / традиции / инфоклуб / цифровое общество / педагогические условия формирования гражданственности / civic education / citizenship / formation of harmonious personality / civic qualities / spiritual and moral priorities / traditions / infoclub / digital society / pedagogical conditions to develop citizenship

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.В. Николаев

В статье определена проблема формирования гражданственности учащейся молодежи, связанная с острыми потребностями общества и государства, а также необходимостью активизации, обновления и совершенствования процесса гражданского воспитания и отсутствием современных целостных концепций. На основе анализа публикаций и практических материалов показаны возможности использования отдельных форм и методов гражданского воспитания в образовательной практике. Актуализированы и представлены задачи гражданского воспитания на современном этапе развития цифрового общества. Определен комплекс педагогических условий, которые являются способами повышения эффективности гражданского воспитания учащихся. Показаны возможности использования различных форм гражданского воспитания учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN FACTORS OF CIVIC EDUCATION OF STUDENTS

The article defines a problem of development of civic consciousness among young students, associated with the urgent needs of society and the state, as well as the need to activate, update and improve the process of civic education and the lack of modern holistic concepts. Based on the analysis of publications and practical materials, the possibilities of using certain forms and methods of civic education in educational practice are shown. The tasks of civic education at the present stage of development of the digital society are updated and presented. A set of pedagogical conditions has been determined, which are ways to increase the effectiveness of civic education of students. The possibilities of using various forms of civic education of students are shown.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ»

чества звукоизвлечения, и с точки зрения оптимизации действий исполнителя, способствующих решению многих технических проблем, поэтому важно выбрать оптимальную методику при обучении.

Сделан вывод о том, что вопросы развития технического мастерства нельзя решать каким-то односторонним методом. Необходима специальная работа по активизации художественного мышления, музыкально-слуховых представлений,

Библиографический список / References

воспитанию культуры мышечных ощущений и объединению этих компонентов в звуко-двигательный комплекс.

Межкультурный обмен и взаимовлияние стран в области музыкально-педагогических технологий способствует дальнейшему развитию и обогащению методического арсенала России, повышая уровень профессиональной музыкальной подготовки.

1. Jifeng J. The Specifics of the Influence of the Russian Method of Teaching Piano on the Professional Training of Pianists in China. Laplage em Revista. 2021; Vol. 7 (Extra-D): 499 - 505. Available at: https://laplageemrevista.editorialaar.com/index.php/lpg1/article/view/1130

2. Grigorieva E.I., Kruglova M.G., Asatryan O.F., Oparina N.A., Gribkova G.I. et al. The use of directing technologies in the system of additional education. Edelweiss Applied Science and Technology. 2021; Vol. 5: 61 - 65. Available at: https://edelweisspublications.com/articles/44/756/use-directing-technologies-system-additional-education

3. Qiuyue C. The specific development of piano technique at secondary educational institutions of China and Russia: comparative analysis. Laplage em Revista. 2021; Vol. 7 (3B): 692-700. Available at: https://laplageemrevista.editorialaar.com/index.php/lpg1/article/view/1614

4. Chesky K., Devroop K., Ford J. Medical Problems of Brass Instrumentalists: Prevalence Rates for Trumpet, Trombone, French Horn, and Low Brass. Medical Problems of Performing Artists. 2002; № 17: 93 - 98.

5. Lederman R.J. Embouchure Problems in Brass Instrumentalist. Medical Problems of Performing Artists. 2001; № 16/2: 53 - 57.

6. Arban J.-B. Arban's Complete Conservatory Method: For Trumpet (Cornet). New York: Carl Fisher, 1936.

7. Clarke H.L. Technical Studies. New York: Carl Fisher, 1970.

8. Farkas P. The Art of Brass Playing. Bloomington: Brass Publications, 1962.

9. Reinhart D. Pivot System for Trumpet. New York: Charles Colin, 1973.

10. Stamp J. Warm-ups and Studies: Trumpet and Other Brass Instruments. Switzerland: Editions BI M Ch-1674 Viarmarens, 1998.

11. Frederiksen B. Arnold Jacobs: Song and Wind. Windsong Press Limited, 1996.

12. Jacobs A. Mind Over Metal. The Instrumentalist. 1992; № 47/3: 14 - 17.

13. Inkster M.R. A Review of Twelve Outstanding University Trumpet Studios: A Comparison of Methodology, Pedagogy and Structure. D.M.A diss., Florida State University, 1997.

Статья поступила редакцию 15.04.22

УДК 37.013

Nikolaev M.V., Cand. of Sciences (Pediatric Sciences), senior lecturer, Moscow State Regional University (Moscow, Russia), E-mail: sem.kur@mail.ru

MAIN FACTORS OF CIVIC EDUCATION OF STUDENTS. The article defines a problem of development of civic consciousness among young students, associated with the urgent needs of society and the state, as well as the need to activate, update and improve the process of civic education and the lack of modern holistic concepts. Based on the analysis of publications and practical materials, the possibilities of using certain forms and methods of civic education in educational practice are shown. The tasks of civic education at the present stage of development of the digital society are updated and presented. A set of pedagogical conditions has been determined, which are ways to increase the effectiveness of civic education of students. The possibilities of using various forms of civic education of students are shown.

Key words: civic education, citizenship, formation of harmonious personality, civic qualities, spiritual and moral priorities, traditions, infoclub, digital society, pedagogical conditions to develop citizenship.

М.В. Николаев, канд. пед. наук, доц., Московский государственный областной университет, г. Москва, E-mail: sem.kur@mail.ru

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

В статье определена проблема формирования гражданственности учащейся молодежи, связанная с острыми потребностями общества и государства, а также необходимостью активизации, обновления и совершенствования процесса гражданского воспитания и отсутствием современных целостных концепций. На основе анализа публикаций и практических материалов показаны возможности использования отдельных форм и методов гражданского воспитания в образовательной практике. Актуализированы и представлены задачи гражданского воспитания на современном этапе развития цифрового общества. Определен комплекс педагогических условий, которые являются способами повышения эффективности гражданского воспитания учащихся. Показаны возможности использования различных форм гражданского воспитания учащихся.

Ключевые слова: гражданское воспитание, гражданственность, формирование гармоничной личности, гражданские качества, духовно-нравственные приоритеты, традиции, инфоклуб, цифровое общество, педагогические условия формирования гражданственности.

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью активизации, обновления и совершенствования процесса гражданского воспитания и отсутствием современных целостных концепций. Актуальность проблемы гражданского воспитания усиливается необходимостью формирования нового облика гражданина Российской Федерации, соответствующего требованиям государства и общества, базирующегося на нравственных и гражданских ценностях нашей страны; изменение условий функционирования социума, обусловленное реальными причинами, которые влияют на систему образования, создавая объективные предпосылки для совершенствования модели гражданского воспитания [1-8].

Цель данной статьи - наметить пути решения проблемы гражданского воспитания, определить комплекс благоприятствующих факторов, то есть систему педагогических условий, способствующих активизации процесса гражданского воспитания.

Основные задачи статьи можно определить следующим образом:

- проанализировать тенденции и факторы гражданского воспитания и показать пути использования педагогического инструментария (педагогические условия, педагогические средства и технологии);

- показать возможности использования педагогического инструментария в формировании гражданственности учащихся.

Научная новизна статьи определяется созданием комплекса педагогических условий с целью улучшения эффективности формирования граждан-

ственности учащейся молодежи. Теоретическая значимость статьи отражается в расширении знаний о формах и видах в процессе усовершенствования образовательной системы. Практическая значимость представлена через обучение учащихся таким формам, которые способствуют воспитанию личности гражданина, развитию гражданских качеств личности, совершенствованию образовательной системы.

Методы исследования при подготовке данной статьи включали в себя теоретические аспекты (анализ научной, педагогической и методической литературы) и практические направления (беседы с учителями, анкетирование обучаемых).

Гражданское воспитание является одной из динамичных проблем, которая меняется в зависимости от модифицирующихся условий каждого исторического периода, поэтому в педагогической науке идет постоянный поиск подходов для понимания его сути. Следовательно, закономерности, цели, содержание, методы гражданского воспитания подвергались изменению. Гражданственность выражается во взглядах, убеждениях, идеалах, которые имеют исторический характер и зависят от воздействия как внешних, так и внутренних, как объективных, так и субъективных факторов. В истории педагогики отмечается, что в начале 20 века взгляды на гражданское воспитание изменились, индивид воспитывается не только для государства - при этом учитываются еще и его права. Система образования готовит личность к жизни, в этом заключается проблема воспитания человека-гражданина [6].

По нашему мнению, для эффективного решения проблемы гражданского воспитания учащихся нужно создать следующий комплекс педагогических условий:

1) подготовить учащихся к формированию гражданских ценностей (привитие любви к родине, уважение к правам, свободам и обязанностям человека, воспитания трудолюбия и эстетических чувств);

2) установление доброжелательной, творческой атмосферы в классе, ориентированной на гражданские ценности;

3) разработка и использование эффективных методик и технологий, способствующих обогащению содержания изучаемых предметов;

4) активизация самоуправленческой деятельности в образовательных учреждениях;

5) изучение уровня гражданской воспитанности учащихся;

6) использование педагогом систем мотивации деятельности воспитанников и стимулирования в индивидуальном порядке и получения обратной связи.

Среди современных концептуальных подходов к гражданскому воспитанию молодого поколения можно выделить исследования А.В. Беляева, А.К. Быкова, Т.И. Власова, А.Н. Вырщикова, А.Я. Гаязова, А.М. Князева, ГН. Филонова и др.

Изучение этих работ помогает комплексно посмотреть на проблему гражданского воспитания. Так, А.Я. Гаязов подчеркивает, что деятельность в процессе гражданского воспитания создает возможности для взаимосвязи гражданина с обществом [2].

А.В. Беляев констатирует, что создание здорового гражданского общества является необходимым условием для постановки целей и решения задач гражданского воспитания [1].

ГН. Филонов в своих исследованиях выделяет гражданственность как личностное образование человека, способствующее рациональной и эффективной деятельности, а также служению своей Родине. Гражданственность также проявляется в соблюдении общепринятых норм и нравственных ценностей [8].

В современной образовательной практике существуют глобальные процессы, являющиеся основой развития науки и общества. В данном исследовании методологическим ориентиром служит гуманизация и гуманитаризация образования. Говоря о стратегии гражданского воспитания, мы можем утверждать, что гуманистический подход в сочетании с личностно ориентированным могут служить основанием для развития гражданских ценностей.

При проведении воспитательной работы по формированию гражданственности учащихся важно определить уровень сформированности мотивации гражданской воспитанности в условиях традиционной системы воспитания и обучения. Далее необходима проверка влияния традиций образовательного учреждения на уровень гражданской воспитанности [4]. Следующим этапом проверяется эффективность воспитательной системы учреждения, и сравниваются результаты работы с данными других учебных заведений. В формировании гражданственности учащихся имеет значение соотношение педагогического, информационного, кадрового и других потенциалов.

Также процесс формирования гражданственности зависит от условий, создающих внутренние побуждения - мотивы учащейся молодежи, в результате чего приходит осознание значимости гражданских ценностей в процессе саморазвития. Под условиями для создания внутренних побуждений выступает не только образовательная деятельность, но и целенаправленная работа по формированию гражданских ценностей.

Для подготовки субъектов воспитательного процесса целесообразно разработать и внедрить программу обучения в интерактивном семинаре, например, по теме: «Самоактуализация и саморазвитие в проблеме формирования гражданственности учащейся молодежи». В данном случае будут эффективны дискуссионные и диалоговые формы обучения. В этой программе можно дать задания, например: «Какое определение феномена «гражданственность» Вы считаете удачным, правильным и почему? Обоснуйте, почему именно так?»; «Как история и состояние современной России отразились на сущности понятия «гражданственность?»; «Дайте сущностные характеристики гражданственности как педагогического явления»; «Как характерные признаки гражданственности влияют на успешность педагогического процесса?»; «Какие традиции вашего учебного заведения Вы считаете наиболее эффективными и перспективными в формировании гражданственности у учащейся молодежи?».

Уместно будет организовать в рамках внеучебной деятельности образовательно-воспитательный инфоклуб «Я профессионал - гражданин цифрового общества». Как новая форма воспитательной работы, такой клуб может быть источником знаний о цифровом обществе, гражданских ценностях в современном обществе. Такая форма информационно-воспитательной работы может мотивировать интерес учащихся к знаниям и особенностям гражданственности в условиях цифровизации. В заключение работы в таком инфоклубе даются задания воспитанникам на лучшие проекты. Цель этих проектов - выбор личностью собственной гражданской позиции и определение будущей профессии в гражданском обществе.

Библиографический список

Как мы отметили, эти мероприятия позволяют прийти к значительным положительным изменениям в формировании гражданственности у учащейся молодежи. Для проверки уровня сформированности гражданственности можно использовать вопросник Е.Л. Власовой «Оценка гражданской активности личности» [3].

Нами были описаны педагогические условия, теперь раскроем их смысл. Первое педагогическое условие - подготовить учащихся к формированию гражданских ценностей (привитие любви к родине, уважение к правам, свободам и обязанностям человека, воспитание трудолюбия и эстетических чувств), так как этот процесс направлен на подготовку гражданина через осознание ценностных ориентаций. Готовность учащихся к процессу гражданского воспитания включает в себя нравственные, социальные, волевые, интеллектуальные компоненты.

Второе педагогическое условие - установление доброжелательной, творческой атмосферы, ориентированной на гражданские ценности в классе. Указанную атмосферу организаторам помогает установить актив самоуправления. Такая атмосфера активизирует у учащихся ответственность, демократизм, толерантность, избирательность, гибкость, мобильность, гуманизм.

Третье педагогическое условие - направленность на освоение учащимися содержания социально-гуманитарных дисциплин. В результате чего у учащихся открывается свой внутренний мир, происходит самоопределение и самоидентификация, при этом формируются гражданские компетенции, мировоззрение.

Четвертое педагогическое условие - организация и активное участие учащихся в самоуправленческой деятельности. Самоуправление является универсальным, воспитательным механизмом, базирующимся на сознательной целенаправленной деятельности личности по самосовершенствованию.

Пятое педагогическое условие - педагогический мониторинг уровня гражданской воспитанности учащихся. Ознакомившись с разными определениями мониторинга, мы понимаем под ним систематическое наблюдение за процессом воспитательной деятельности в области формирования гражданственности у учащихся с целью выявления его соответствия желаемому результату.

Шестое условие - использование педагогом системы мотивации деятельности воспитанников и системы стимулирования в индивидуальном порядке и получение обратной связи. Мотивация важна в жизни человека. Она состоит из стимулов, которые активизируют личность к определенным действиям. Мотивация в воспитательном процессе может включать целый комплекс мероприятий. Нам думается, что мотив в гражданском воспитании учащихся есть направление в их деятельности, которая связана с его отношением к гражданским ценностям [7]. Необходимо учащихся заинтересовать так, чтобы они сами желали получать новые знания о гражданском воспитании. Наукой доказано, что интересным делом заниматься намного легче и проще, чем выполнять задания по принуждению. Мотивация имеет двустороннюю структуру. Устанавливается обратная связь между учащимися и учителями, и в этом случае можно говорить об эффективности воспитательных воздействий. Нужно сказать несколько слов о таком понятии, как приверженность цели, когда личность воспринимает цель как собственную. Е.В. Бондаревская, И.В. Суколенов в своих исследованиях говорят о комплексе личностных образований в развитии гражданственности.

Относительно мотивов отметим, что они бывают внутренними и внешними. Для нас больше подходят внутренние мотивы в формировании гражданственности. Одним из лучших способов мотивировать человека является наглядный пример, это может быть пример жизни известного человека. Яркие образцы оказывают положительное воздействие на личность учащихся. Самым сильным воспитательным эффектом обладает личный пример воспитателя, его нравственные, гражданские и патриотические качества [5].

Таким образом, можно сделать вывод, что среди форм работы, влияющих на процесс формирования гражданственности, как показывают различные исследования, более эффективной выступает внеучебная деятельность. Внеучебные формы работы оказывают наибольшее воздействие на развитие гражданских качеств личности. Как мы отмечали, ведение образовательно-воспитательного инфоклуба может быть эффективным в процессе накопления знаний и формирования гражданственности.

Традиции образовательного учреждения создают особое воспитательное пространство и позволяют заинтересовать учащихся работой в инфоклубе, благодаря чему у них появляется интерес к гражданским ценностям. Мероприятия, проводимые в учебном заведении, не должны быть обособленными, то есть посвященными отдельной теме, они должны быть взаимозависимыми, взаимодополняемыми и иметь духовно-нравственную и гражданскую окраску. Эффективность гражданского воспитания учащихся повышается созданием комплекса педагогических условий и их выполнением.

Проблема гражданского воспитания является многогранной, и ее реализация могла бы способствовать построению демократического гражданского общества в нашей стране.

1. Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи. Диссертация ... доктора педагогических наук. Ставрополь, 1997.

2. Гаязов А.С. Гражданское воспитание в новых условиях развития российской гражданственности. Понятийный аппарат педагогики и образования: сборник научных трудов. 2005.

3. Власова Е.Л. Управление учебно-воспитательной системой развития гражданственности старших школьников. Диссертация кандидата педагогических наук. Москва, 2010.

4. Николаев М.В., Семенов К.Б. Формы гражданского воспитания учащейся молодежи в условиях цифровизации обучения. Актуальные проблемы педагогики и психологии: вызовы 21 века: сборник научных трудов. Москва, 2021: 44l - 447.

5. Николаев М.В., Семенова А.С. Гражданская социализация детей с ОВЗ в современной цифровой образовательной среде. Актуальные проблемы педагогики и психологии: вызовы WI века: сборник научных трудов. Москва, 2021: 448 - 452.

6. Семенов К.Б., Карабашев И.А., Коломиец А.Ю. Теоретические основы гражданско-правового воспитания. Современные проблемы психолого-педагогического образования: материалы IV Региональной научно-практической конференции (к 100-летию профессионального педагогического образования в Дагестане): в 5 ч. Махачкала, 2017: 195 - 201.

7. Семенов К.Б., Семенова А.С., Хлызова И.В. Проблемы нравственного воспитания в России: история, теория, практика. Вестник Московского государственного областного университета. Москва, 2021, № 3: 19 - 26.

8. Филонов ГН. Гражданское воспитание: основные категории и понятия. Основы методики гражданского воспитания. Москва, 2001.

References

1. Belyaev A.V. Social'no-pedagogicheskie osnovy formirovaniya grazhdanstvennosti uchaschejsya molodezhi. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Stavropol', 1997.

2. Gayazov A.S. Grazhdanskoe vospitanie v novyh usloviyah razvitiya rossijskoj grazhdanstvennosti. Ponyatijnyj apparatpedagogiki i obrazovaniya: sbornik nauchnyh trudov. 2005.

3. Vlasova E.L. Upravlenie uchebno-vospitatel'noj sistemojrazvitiya grazhdanstvennosti starshih Shkolnikov. Dissertaciya kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2010.

4. Nikolaev M.V., Semenov K.B. Formy grazhdanskogo vospitaniya uchaschejsya molodezhi v usloviyah cifrovizacii obucheniya. Aktual'nye problemy pedagogiki ipsihologii: vyzovy 21 veka: sbornik nauchnyh trudov. Moskva, 2021: 441 - 447.

5. Nikolaev M.V., Semenova A.S. Grazhdanskaya socializaciya detej s OVZ v sovremennoj cifrovoj obrazovatel'noj srede. Aktual'nye problemy pedagogiki i psihologii: vyzovy WI veka: sbornik nauchnyh trudov. Moskva, 2021: 448 - 452.

6. Semenov K.B., Karabashev I.A., Kolomiec A.Yu. Teoreticheskie osnovy grazhdansko-pravovogo vospitaniya. Sovremennyeproblemypsihologo-pedagogicheskogoobrazovaniya: materialy IV Regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii (k 100-letiyu professional'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya v Dagestane): v 5 ch. Mahachkala, 2017: 195 - 201.

7. Semenov K.B., Semenova A.S., Hlyzova I.V. Problemy nravstvennogo vospitaniya v Rossii: istoriya, teoriya, praktika. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Moskva, 2021, № 3: 19 - 26.

8. Filonov G.N. Grazhdanskoe vospitanie: osnovnye kategorii i ponyatiya. Osnovy metodiki grazhdanskogo vospitaniya. Moskva, 2001.

Статья поступила в редакцию 05.04.22

УДК 378.14

Saenko L.A., Doctor of Sciences (Sociological Sciences), Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute,

North Caucasian Social Institute (Stavropol, Russia), E-mail: la-saenko@yandex.ru

Korolkov K.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: kur_er@bk.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF ANALYTICAL SKILLS IN STUDENTS AT THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION. The article discusses a concept of "analytical skills", highlights the structural components of the concept. Groups of analytical skills are considered to be analytical-prognostic and reflexive-analytical. The components of the structure of students' analytical skills are presented and characterized. Indicators are identified to determine the level of formation of analytical skills of students. The pedagogical conditions aimed at the development of analytical skills during the period of students' studies at the university are determined. The stages and technologies for the formation of analytical skills in students at the university are described. The authors present factors that have both a positive and a negative impact on the formation of analytical skills in different periods of education (school education, university education). In the educational process at a university, it is necessary to implement pedagogical conditions aimed at the formation and development of analytical skills in students.

Key words: analytical skills, ability to analyze, university students, analytical thinking.

Л.А. Саенко, д-р социол. наук, канд. пед. наук, доц., Ставропольский государственный педагогический институт,

Северо-Кавказский социальный институт, г. Ставрополь, E-mail: la-saenko@yandex.ru

К.В. Корольков, канд. пед. наук, доц., Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: kur_er@bk.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

В статье рассматривается понятие «аналитические умения», выделяются структурные компоненты понятия. Рассмотрены группы аналитических умений: аналитическо-прогностические и рефлексивно-аналитические. Представлены и охарактеризованы компоненты структуры аналитических умений у студентов. Выделены индикаторы для определения уровня сформированности аналитических умений обучающихся. Определены педагогические условия, направленные на развитие аналитических умений в период обучения студентов в вузе. Описаны этапы и технологии формирования аналитических умений у студентов в вузе. Авторами представлены факторы, оказывающие, как позитивное, так и негативное влияние на формирование аналитических умений в разные периоды обучения (школьное обучение, обучение в вузе).

Ключевые слова: аналитические умения, способность к анализу, студенты вуза, аналитическое мышление.

Требования к подготовке студентов по новым стандартам профессионального образования предполагают инновационный подход к процессу обучения и формированию у студентов комплекса универсальных, профессиональных и иных компетенцией и качеств: система теоретических и практических знаний профессионального характера, навыки решения профессиональных проблем, способность к анализу и синтезу полученной информации, активность, профессиональная инициативность, самостоятельность, способность работать и взаимодействовать в команде, развитые управленческие умения. Таким образом, возникает необходимость в разработке новых подходов (форм, методов, условий и т. д.) в развитии аналитических умении студентов [1-10].

Цель статьи - определить педагогические условия, способствующие формированию аналитических умений у студентов в период обучения в вузе. Основные задачи статьи: 1) рассмотреть понятие «аналитические умения», 2) определить особенности школьной подготовки учащихся, оказывающих влияние на общий уровень сформированности аналитических умений у абитуриентов и студентов первого курса; 3) представить педагогические условия, направленные на обеспечение эффективности процесса формирование аналитических умений у студентов вуза.

Научная новизна определяется выявлением педагогических условий, обеспечивающих формирование аналитических умений у студентов в вузе более успешно. Теоретическая значимость статьи: выявлены особенности довузовской подготовки обучающихся, которые оказывают влияние на формирование аналитических умений; определены компоненты структуры аналитических умений у студентов; предложены индикаторы сформированности аналитических умений студентов.

Методы исследования: анализ и обобщение материалов научных исследований, синтез понятий и определений, систематизация.

В настоящее время в педагогике разработано понятие «аналитические умения», под которым понимается система специальных мыслительных операций для поиска (получения), оценки, систематизации и обобщения знаний. Аналитические умения помогают перевести полученные знания из старого качественного состояния в новое. Базовым компонентом всей мыслительной деятельности личности являются аналитические умения. Исследования И.А. Власевской (2013), Т.А. Елистратовой (2014), И.И. Хрулевой (2006) и др. показывают, что развитие аналитических умений основывается на закономерностях развития мыслительной деятельности. Согласно С.Л. Рубинштейну, единица анализа - это аналитическое действие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.