Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ КАК ЦЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ'

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ КАК ЦЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
869
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ГРАЖДАНСКИЕ КАЧЕСТВА / ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / CULTURE / VALUE / CIVIC CONSCIOUSNESS / CIVIC CULTURE / SOCIALIZATION / CIVIC SOCIALIZATION / CIVIC QUALITIES / MULTICULTURALISM / DIALOGUE OF CULTURES / CIVIL SOCIETY / SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гревцева Г. Я.

Раскрывается сущность понятий «гражданственность», «гражданская культура», рассматриваются сложившиеся в литературе подходы ученых к данным понятиям, определены общие позиции; отмечается многомерность феномена гражданственности как ценности культуры, формы культурного опыта, совокупности этических принципов, характеристики гражданской культуры. Представлены авторские понятия «гражданские качества», «гражданская социализация». Рассмотрены основные подходы к определению гражданской культуры, выделены наиболее важные характеристики исследуемого термина. Уточнено соотношение понятий «гражданственность» и «гражданская культура». Раскрыта значимость формирования гражданской культуры, показана необходимость комплексного подхода к данному процессу. Выделена этическая сторона гражданской культуры. Отмечается роль института образования в гражданской социализации молодежи. Уделено внимание вопросам актуализации диалога культур в современном обществе. Рассмотрено значение гражданской культуры в формировании социального здоровья личности, реализации ее культурных прав. Выделены и охарактеризованы методологические подходы: системный, аксиологический, культурологический и деятельностный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIC CONSCIUOUSNESS AS A VALUE OF CULTURE IN THE PROCESS OF PERSONAL SOCIALIZATION

The article reveals the essence of «civic consciousness», «civic culture» concepts, examines the approaches of scientists to these concepts that have been developed in literature, defines common positions; the multidimensionality of the phenomenon of civic consciousness as a value of culture, a form of cultural experience, a set of ethical principles, characteristics of civic culture is noted. The author also presents the concepts of «civic qualities and «civic socialization». The article considers the main approaches to the definition of civil culture concept and highlights the most important characteristics of the term under study. The relationship between the concepts of «civic consciousness» and «civic culture» has been clarified in the article. The author reveals the importance of the formation of civic culture and stresses the need for an integrated approach to this process. The article also highlights the ethical side of civil culture. It underlines the role of the educational institution in the civil socialization of youth. Much attention is paid to the issues of updating the dialogue of cultures in modern society. The author considers the importance of civic culture in the formation of social health of an individual, the realization of his cultural rights. The author highlights and characterizes such methodological approaches as systemic, axiological, cultural and activity-based.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ КАК ЦЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»

УДК 159.9:316.6

Г. Я. Гревцева

доктор педагогических наук, профессор

Челябинский государственный

институт культуры,

Челябинск, Россия

E-mail: yakupovna@rambler.ru

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ КАК ЦЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Раскрывается сущность понятий «гражданственность», «гражданская культура», рассматриваются сложившиеся в литературе подходы ученых к данным понятиям, определены общие позиции; отмечается многомерность феномена гражданственности как ценности культуры, формы культурного опыта, совокупности этических принципов, характеристики гражданской культуры. Представлены авторские понятия «гражданские качества», «гражданская социализация». Рассмотрены основные подходы к определению гражданской культуры, выделены наиболее важные характеристики исследуемого термина. Уточнено соотношение понятий «гражданственность» и «гражданская культура». Раскрыта значимость формирования гражданской культуры, показана необходимость комплексного подхода к данному процессу. Выделена этическая сторона гражданской культуры. Отмечается роль института образования в гражданской социализации молодежи. Уделено внимание вопросам актуализации диалога культур в современном обществе. Рассмотрено значение гражданской культуры в формировании социального здоровья личности, реализации ее культурных прав. Выделены и охарактеризованы методологические подходы: системный, аксиологический, культурологический и деятельностный.

Ключевые слова: культура, ценность, гражданственность, гражданская культура, социализация, гражданская социализация, гражданские качества, поликультурность, диалог культур, гражданское общество, социокультурная среда

Для цитирования: Гревцева, Г. Я. Гражданственность как ценность культуры в процессе социализации личности / Г. Я. Гревцева // Вестник культуры и искусств. — 2020. — № 4 (64). - С. 39-48.

В условиях коренных изменений в жизни нашей страны, наличия сложных социально-экономических проблем как никогда важным становится обеспечение воспитания у молодых людей гражданственности как ценности культуры. Проблема воспитания гражданственности возрастает в силу ее особой значимости для развития личности как феномена, интегрирующего в себе когнитивно-практическую и эмоционально-чувственную сферы. Гражданственность не только формируется под воздействием культуры общества, но и обусловливает ее особенности. Гражданственность выступает важнейшей характеристикой гражданской культуры.

В условиях аксиологизации науки, экологизации научного знания, интеграции,

информатизации, синергетизма проблема воспитания гражданственности учащейся молодежи по-прежнему — одна из приоритетных. Это находит подтверждение и в нормативно-правовых документах, определяющих социальный заказ общества в области образования и воспитания.

В целях и задачах «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» особое внимание уделено «формированию российской гражданской идентичности... укреплению моральных основ общественной жизни. свободному духовно-нравственному развитию каждого гражданина. воспитанию ответственности за сохранение мира на Земле» [21]. Поставленные в документах задачи активизировали педаго-

39

гические исследования по вопросам воспитания гражданственности.

Проблема воспитания гражданственности и гражданской культуры волнует философов и историков (Н. А. Бердяев, П. И. Новгородцев, Б. Н. Чичерин, Л. Н. Гумилев, Н. А. Шестакова, Т. Ю. Фальковская, Д. И. Плетнев и др.), социологов (В. В. Маленков, А. М. Князев, Ю. М. Резник, Е. И. Салганова, Е. С. Казаков и др.), политологов (С. С. Алексеев, А. М. Айвазян, О. Н. Полухин, А. Н. Ска-лина и др.), культурологов (П. А. Гнездилова, З. Я. Капустина, О. Ю. Волохова, Н. Г. Федотова и др.), педагогов и психологов (А. С. Гаязов, С. И. Беленцов, М. И. Резникова, М. Н. Ген-дугова, О. В. Омеличкин и др.).

Справедливости ради следует отметить, что до 90-х гг. ХХ в. было проведено немало ценных исследований в области воспитания гражданственности. К ним относятся работы А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Н. И. Болдырева, И. С. Марьенко, Г. Н. Филонова, Ф. Б. Горелика, И. Н. Руссу и др.

Мы остановимся лишь на работе И. Н. Руссу, в известной мере разделяющего наши подходы к анализу проблемы. Гражданственность, по его мнению, относится к интегративным качествам личности, связь с другими качествами делает личность гармонично развитой. Сформированные качества гражданина не отличаются рядопо-ложенностью. При всей их относительной самостоятельности они сливаются с другими качествами личности, «во многом обусловливают и обогащают их содержание, повышают действенность, образуя, в конечном счете, гармоническую систему качеств» развитого человека. По мнению И. Н. Руссу, воспитание гражданственности выступает как двусторонний процесс, «включающий единство объективной стороны, отражающей требования общества и государства к личности, и субъективной стороны — требования личности учащегося к обществу и государству, связанные с овладением нормами, правилами поведения, отношениями и требованиями социума» [18, с. 36]. Вместе с тем социокультурный аспект гражданского воспитания им опускается.

Гражданственности как ценности российской культуры посвящены исследования З. Я. Капустиной, М. Н. Гендуговой и др.; историко-педагогическим аспектам гражданского воспитания — работы С. И. Бе-ленцова, И. В. Суколенова, Г. М. Суколе-новой и др.; культурологический потенциал образовательно-культурных экскурсионных практик изучает П. А. Гнездилова; о формировании гражданственности средствами учебных дисциплин и в детских общественных объединениях пишут Е. В. Из-вестнова, Т. А. Михейкина, Г. Г. Николаев, Т. П. Скребцова и др.; содержание гражданского образования раскрывается в трудах Р. А. Мусиной, С. Л. Посмитной, Т. Ю. Сайпулаевой, Р. М. Салиховой и др.

Исследователи-культурологи (Э. Я. Баталов, Е. А. Добренко, Д. В. Ольшанский и др.) выделяют сущностные характеристики гражданственности как соотношения динамично развивающейся внешней и внутренней гражданской культуры человека и общества.

В условиях современной социокультурной ситуации в России повышение внимания к проблеме воспитания гражданственности, развития гражданской культуры имеет исторически закономерный и целесообразный характер. История развития педагогической практики и теории на протяжении длительного периода показывает, что содержание и методика воспитания гражданственности постоянно менялись, следуя за изменениями, происходящими в обществе, содержании образования. Однако крайне редко рассматриваются вопросы совершенствования механизмов управления процессом воспитания гражданственности.

Проблемы воспитания связаны с переходом к иному варианту социокультурного развития, к другой культурной парадигме. По мнению С. И. Гессена, культура обозначает совокупность гражданственности, образованности, цивилизованности; цель образования — приобщение человека к культурным ценностям [5, с. 27]. Следовательно, социализацию личности следует оценивать через степень освоения молодежью общечеловеческой культуры.

40

Разработка закономерностей развития культуры связана с методологией культурно-исторического, или цивилизационного, подхода к изучению истории. Данный подход основывается на систематизации очень широкого по содержанию материала, учитывает материальные и духовные ценности, уровень развития общества, стиль мышления, образ жизни и т. п. Гражданственность обусловливает особенности культуры общества.

Гражданственность формируется в социокультурном пространстве — «культурной среде, в которой организуется жизнедеятельность человека» [9, с. 9]. Социокультурное пространство — явление не только социальное, но и культурное, поэтому требует анализа культурно-исторических предпосылок возникновения и становления проблемы.

К предпосылкам относятся: новые тенденции в рассмотрении культуры как качественной характеристики человеческой деятельности, средства социализации человека; ориентация на идеи диалога культур, гуманизации образования, ненасилия; усиление национального воспитания; появление попыток переосмысления и уточнения понятия гражданственность; научные труды специалистов в области философии, культурологии, педагогики, психологии и т. д.

Обратимся к содержанию понятий гражданственность и гражданская культура. Категория гражданственности, исходная для понимания гражданской культуры, трактуется современными социально-гуманитарными науками неоднозначно. Многообразие пониманий гражданственности порождает разные толкования понятия гражданская культура.

Гражданственность понимается:

— как культурный код специфических, символически опосредованных, системообразующих межчеловеческих, отношений, содержащий в себе множество форм, типов, контекстуально наделенных конкретным значением (З. Я. Капустина) [11];

— форма передачи социального и культурного опыта, формируется в культуре повседневных коммуникаций через включение человека в систему межличностных и общественных взаимодействий (П. А. Гнездилова) [6];

— свойство сознательной личности, наделенной юридическими правами и обязанностями, и проявляющей активную общественную деятельность в рамках присущих ей духовно-нравственных и культурных качеств и установок (М. Н. Гендугова) [4];

— уровень нравственной культуры, нравственный императив, оценивающий степень приближения общества к таким идеалам, как долг, ответственность, достоинство, совесть, патриотизм, гуманность, милосердие (Л. М. Архангельский [1, с. 221], Т. А. Шингирей [22] и др.);

Мы не можем оставить без внимания воспитание поликультурности («многообразие культур» и необходимость диалога культур), так как настоящий гражданин — это не только человек, носитель собственной национальной культуры, но и понимающий и уважающий культуру других народов, умеющий уважать достоинство человека другой национальности. Необходимость диалога культур приобретает особое звучание и в связи с особенностями современной геополитики, когда, с одной стороны, усиливается тенденция к глобализации мировых общественных процессов, а с другой — проявляются националистические настроения.

Неоднозначная, сложная ситуация, складывающаяся в нашей многонациональной стране, вызывает необходимость воспитания культуры межнационального общения.

Значение национальной идеи как ценностно-смысловой основы воспитания гражданственности, выступающей связующим звеном между системой базовых ценностей и идеологией, обосновала Т. Н. Османкина [14].

Теоретическая значимость исследования И. М. Дуранова [9] заключается в том, что обоснованы социокультурные основы гражданско-патриотического воспитания учащихся, функции социокультурного пространства, закономерные взаимосвязи между воспитанием гражданственности и патриотизма; определены и обоснованы предпосылки, факторы и условия, педагогические основы воспитания на принципах единства гражданско-патриотического с интернационалистским и интерсоциальным воспитанием. В. В. Маленков [12] рас-

41

сматривает гражданственность как сложноструктурированный, проявляющийся на различных уровнях социума социальный феномен в условиях трансформации российского общества.

Сложились хотя и близкие, но разные определения понятия гражданственности. Мнения авторов сходятся в том, что гражданственность характеризует нравственно-правовую сторону развития личности. Повышается внимание исследователей к психологическим основам гражданственности, к вопросам формирования гражданского сознания, национального самосознания, гражданской идентичности и т. д.

Мы рассматриваем гражданственность как совокупность гражданских качеств. «Под гражданскими качествами понимаем качества, которые обеспечивают накопление и развитие гражданских компетенций, образование побудительных мотивов в целенаправленной, созидательной гражданской деятельности достигать наибольших результатов в интересах человека, общества и государства» [7, с. 17]. Гражданственность — сложный феномен интегративного характера, качество личности, демонстрирующее уровень зрелости, гражданской культуры.

Логика нашего исследования предполагает обращение к понятию гражданская культура. Гражданская культура трактуется:

— как особая область культуры, которая имеет отношение к сфере политики и общества (О. Ю. Волохова) [3];

— тип политической культуры, который характеризует личность как субъекта политического сообщества (Е. С. Казаков) [10, с. 60];

— тип культуры, которая соответствует природе гражданского общества; рационализм, демократизм, плюрализм — особенности данного вида культуры (Ю. М. Резник) [17].

Гражданская культура — это культура, определяющая уровень сформированности отношения человека к своему государству, обусловленный гражданской компетентностью, выражающийся в целенаправленной созидательной гражданской деятельности, участии, соучастии. Гражданская культура — это синтез ценностей в различных сферах

жизнедеятельности человека, это органичная часть общей культуры.

Нас интересует этическая сторона, которая сводит гражданскую культуру к проблеме воспитания гражданина. В морально-этическом аспекте гражданственность понимается как уровень нравственной культуры общества. Социальная составляющая гражданской культуры характеризует социальные статусы и роли, педагогическая — отражает выполнение своего статуса и роли в реальной жизни [8].

Гражданская культура, таким образом, вбирает в себя все ценное, что накопила цивилизация, проверено временем. Основу гражданской культуры составляют комплекс компетенций и гражданская деятельность.

От взаимоотношений человека и государства во многом зависит мера гражданственности. Другая ипостась гражданственности — гражданское общество, взаимодействие человека с обществом. Следовательно, нам необходимо иметь достаточно ясное понимание сущности гражданского общества, его признаков, закономерностей развития и т. д. Осознание этого является решающим условием для перехода на новую парадигму гражданского воспитания.

Формирование гражданского общества, а вместе с этим и правового государства, в котором господствует закон, немыслимо без воспитания гражданственности у учащейся молодежи.

Гражданское общество выступает как открытое общество, граждане в нем вынуждены принимать личностные решения в управлении обществом на разных уровнях и отвечать за результаты реализации принятых решений. Здесь важна гражданская, общественная активность как на уровне деятельности личности, так и на уровне деятельности общественных объединений. В этом плане современное население, в том числе и молодежь, не готово выполнить указанные функции. Следовательно, основная ответственность в воспитании гражданственности, гражданской активности падает на государственные образовательные и прежде всего общеобразовательные учреждения. Однако решить эту проблему без поднятия

42

социальной культуры молодежи практически невозможно.

Социокультурная среда с ее образовательными, культурными и культовыми заведениями, господствующими традициями и обычаями, ценностными ориентациями, хозяйственной деятельностью способствует формированию гражданственности и патриотизма, национальному, мировоззренческому становлению личности. Направленность личности на социокультурные ценности позволяет сформировать ее общественную активность. Это важно для развития личности в современных условиях.

Основная функция государства при переходе к информационной цивилизации состоит не только в сохранении и совершенствовании существующей или складывающейся социально-политической и социально-экономической системы, но и в защите граждан, их прав и свобод, в создании условий для их духовного развития и безбедного существования. Без воспитания у подрастающих поколений гражданственности — у России нет будущего.

Проблема воспитания гражданственности молодежи усугубляется еще и тем, что известная ее часть утратила социальные ориентиры. Социально-экономический кризис, социальная неопределенность будущего, рост безработицы среди молодежи, пренебрежительное отношение государства и правительства к жизненным интересам подрастающих поколений — все это привело к противопоставлению государства и молодежи. Сложилось тяжелейшее положение, когда отсутствует преемственность в передаче материальных и духовных ценностей от старшего поколения к младшему. Культурные ценности старшего поколения оказались невостребованными. Явно наметился конфликт поколений.

Современная молодежь находится в трудном положении, поскольку переворот в социально-экономической сфере сопровождается кризисом ценностного сознания, в том числе и в отношении к государству, его законам, гражданским обязанностям, гражданским правам. Бессилие государственных

органов в наведении элементарного правового порядка отнимает у молодежи всякую веру в справедливость власти и принимаемых ею законов.

Молодежи приходится самостоятельно решать проблемы отношения к общественным ценностям, адаптации к новым условиям существования, нравственным нормам межличностных отношений. Тем более средства массовой информации постоянно твердят о том, что следует заботиться самим о себе, не ждать помощи, добиваться успеха любыми способами. СМИ ведут откровенную политику стяжательства, наживы любыми средствами. В результате культивирования таких «нравственных» установок в обществе была утрачена ценность порядочности, обязательности, профессионализма, произошло отчуждение молодежи от труда. Гражданская культура поведения и отношений в обществе оказалась невостребованной. Следовательно, воспитание гражданина-патриота, его культуры — коренная проблема нравственного развития общества, от этого зависит его будущее. Воспитать гражданина— социальный заказ гражданского общества образовательной системе России.

Особое значение имеет функция социализации индивида, осуществляющаяся в трех сферах: деятельности, общении, самосознании, в процессе которой происходит становление личности гражданина, формируется социальный опыт. Процесс социализации направлен на установление правильных взаимоотношений с людьми, на познание мира и себя. «Под гражданской социализацией мы понимаем процесс усвоения человеком гражданских знаний, ценностей, социальных норм, навыков и овладение им социальными ролями, позволяющими ему осуществлять гражданскую деятельность и функционировать в качестве полноправного члена общества» [7, с. 17].

Культурная сущность социализации, как отмечает С. Б. Синецкий, «проявляется в процессе, казалось бы, стихийного течения жизни и предполагает достижение сознательного или неосознанного, но стабильно демонстрируемого сходства взглядов и по-

43

веденческих реакций различных, часто не знакомых друг с другом людей относительно одних и тех же (или аналогичных по сути) жизненных явлений» [20, с. 65].

Социально-культурная среда образовательной организации дает возможность овладеть искусством сотрудничества, взаимодействия, приобрести гражданский опыт в процессе включения в разнообразные виды деятельности, способствует самораскрытию внутреннего мира личности, формированию его гражданской позиции, социализации (правовой, нравственной, гражданской) личности.

Мы убеждены, что социализация личности будет успешной, если процесс подготовки воспитанника к жизни будет способствовать изменению личностных ценностных ориентаций, поиску оптимального сочетания своих ценностей и требований социальной роли, развитию умений оценивать понимание моральных личностных ценностей. Современное общество жестко формулирует требования к качествам личности. В будущем человек сам будет выбирать пути своего собственного процесса социализации, основного содержания собственных изменений.

Таким образом, гражданственность находится в неразрывной связи с гуманизмом, одним из самых фундаментальных понятий современной цивилизации. Гуманизм обычно проявляется в сопереживании человеку, попавшему в беду, готовности прийти ему на помощь, во всех жизненных ситуациях творить добро и противостоять злу. Гуманизм представляется первейшей основой для формирования гражданских качеств. Воспитание учащихся в духе гуманизма означает их подготовку к жизни в человеческом сообществе, выработку умения общаться с другими людьми.

Гражданственность формируется под воздействием комплекса предпосылок. К ним относятся: уровень демократизации общественных отношений, уровень развития и состояние институтов гражданского общества, экономическое положение государства, морально-психологическая атмосфера в обществе, а также уровень развития правового самосознания личности, ценностные

ориентации, установки, мотивы деятельности и поведения, обуславливающие готовность к социально значимой, гражданской деятельности.

К числу методологических подходов, определяющих закономерности и принципы воспитания гражданственности, относим: системный, аксиологический, культурологический и деятельностный.

Процесс воспитания гражданственности учащейся молодежи имеет все признаки системы: наличие цели и задач, социокультурного пространства, структуры педагогического процесса; взаимодействие субъектов; конкретное содержание и методы воспитания; управление и организационные формы функционирования системы. Мы рассматриваем системный подход как принцип, руководящее положение, отражающий более высокий уровень познания, переход от познания отдельного, единичного к общему, от однозначного к многозначному, от абстрактного к конкретному.

Как отмечает И. М. Дуранов [9], любая социальная система имеет прошлое, настоящее и будущее, поэтому при изучении воспитания гражданственности необходимо учитывать: предпосылки ее возникновения, внутреннюю структуру, составные части, связи между ними, противоречивость связей, интеграционные тенденции; рассматривать воспитание гражданственности с позиции связи с другими сторонами процесса воспитания и прежде всего с нравственным воспитанием; учитывать связи воспитания гражданственности с социальной средой.

Характерными особенностями системы являются: целостность, сложность, иерархичность, наличие подсистем, уровней; взаимозависимость системы и среды; выделение человека как главного компонента системы. Адаптация человека к этой системе составляет уровень социализации личности, целенаправленность функционирования системы, ее непрерывность и динамичность.

Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель об-

44

щественного развития. Ценностные ориентации в гражданском воспитании обусловлены системой общественных отношений, содержанием образования и воспитания, условиями развития, особенностями жизненного опыта и характера личности.

Ориентация на общечеловеческие ценности органично входит в содержание воспитания. Современные отечественные педагоги (Б. С. Гершунский, Н. Д. Никандров, В. А. Караковский и др.) утверждают, что общечеловеческое не отрицает национальное, а, напротив, обнаруживает себя в нем. Именно в форме национального впервые реализуется все уникальное, неповторимое, что впоследствии обретает общечеловеческий статус.

Данный подход предполагает формирование системы ценностных ориентаций как составной части мировоззрения личности, содействующей адаптации к жизни в современном обществе. В ходе освоения ценностей каждый человек выстраивает свою индивидуально-личностную систему ценностей.

Культурологический подход в организации процесса воспитания гражданственности позволяет рассматривать его как целенаправленный процесс воздействия на учащихся, который должен активно способствовать формированию у них культуры гражданственности, или гражданской культуры. Ядром культуры являются ценности. Они составляют содержательную сторону образования личности. Вместе с тем ядро культуры имеет защитный пояс (А. И. Раки-тов) и социокультурное пространство. Для педагогики управления значение имеет как ядро, так и социокультурное пространство, в котором воспитывается и развивается молодежь. Приобщение к культурным ценностям связано с включением личности в социокультурное пространство, что требует от нее осмысления культурных ценностей, их субординации, интеграции. Культура выступает как способ социализации личности. Приобщение личности к культурным ценностям происходит путем ее погружения в саму культуру, культуру отношений, в процесс ее формирования.

Деятельностный подход мы рассматриваем как практико-ориентированную тактику исследования проблемы, дающую возможность изучить феномен гражданской деятельности, являющейся основой инте-риоризации и экстериоризации гражданских качеств личности, особенности перехода деятельности из внешнего плана во внутренний, и наоборот.

Гражданская деятельность — это деятельность, имеющая личностную и общественно значимую цель, форма проявления гражданской активности индивида, направленная на воспитание в себе гражданина. Реализация деятельностного подхода позволяет изучить специфические особенности гражданской созидательной деятельности; определяет взаимосвязь со всеми направлениями воспитательной работы; выстраивает процесс воспитания гражданственности в соответствии с компонентами деятельности человека.

Исходя из анализа исследований, к принципам воспитания гражданственности следует отнести: единство социокультурного пространства в воспитании учащейся молодежи; целеполагание, направленное на воспитание личности, реализуемое на основе общечеловеческих ценностей; единство правового поля жизнедеятельности учащейся молодежи и ее воспитания; единство ценностных ориентаций, выступающих в виде общечеловеческих ценностей, правовых и нравственных норм поведения и отношений; деятельностный подход, обеспечивающий становление личности в процессе присвоения интерсоциальных и гражданских ценностей; многофакторный подход, ввиду включения в педагогический процесс воспитания личности множества факторов и условий, педагогического воздействия на все сферы личности.

Итак, анализ имеющейся литературы позволил установить, что существующие научные взгляды и точки зрения отражают различные подходы к исследованию проблемы воспитания гражданственности, построению терминологического пространства, определению подходов к данному процессу. Воспитание гражданственности как ценно-

45

сти способствует развитию гражданского самосознания, гражданской ответственности и активности. Гражданственность является показателем и основой гражданской культуры.

1. Архангельский, Л. М. Нравственное развитие личности / Л. М. Архангельский // Личность при социализме. — Москва : Просвещение, 1968.

2. Вагайцева, Е. С. Формирование гражданственности старших школьников в современном обществе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. С. Вагайцева. — Кемерово, 2018. — 24 с.

3. Волохова, О. Ю. Гражданская культура современной российской молодежи (Проблемы формирования и развития) : дис. ... канд. культурологии / О. Ю. Волохова. — Краснодар, 2006. — 208 с.

4. Гендугова, М. Н. Формирование гражданственности молодежи в современной России : дис. ... канд. социол. наук / М. Н. Гендугова. - Москва, 2011. - 190 с.

5. Гессен, С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию : учеб. пособие для вузов / С. И. Гессен. — Москва : Школа-Пресс, 1995. — 447 с.

6. Гнездилова, П. А. Культурологический потенциал образовательно-культурных экскурсионных практик в формировании гражданственности российской учащейся молодежи : дис. . канд. культурологии / П. А. Гнездилова. — Москва, 2014. — 203 с.

7. Гревцева, Г. Я. Гражданское воспитание как фактор социализации школьников : автореф. дис. . д-ра пед. наук / Г. Я. Гревцева. — Челябинск, 2006. — 46 с.

8. Гревцева, Г. Я. Гражданское образование: проблемы и опыт : учеб. пособие / Г. Я. Гревцева. — Челябинск, 2019. — 232 с.

9. Дуранов, И. М. Социокультурные основы гражданско-патриотического воспитания учащейся молодежи: теория и практика : монография / И. М. Дуранов. — Магнитогорск : Изд-во Магнитогор. гос. ун-та, 2003. — 298 с.

10. Казаков, Е. С. Формирование культуры гражданственности современной российской молодежи : дис. ... канд. социол. наук / Е. С. Казаков. — Екатеринбург, 2003. — URL: http://diss.rsl.ru (дата обращения: 20.09.2020).

11. Капустина, З. Я. Гражданственность как ценность российской культуры : дис. ... д-ра культурологии / З. Я. Капустина. — Москва, 2008. — 334 с.

12. Маленков, В. В. Динамика гражданственности в России в постсоветский период: структурно-деятельностный подход : автореф. дис. . канд. социол. наук / В. В. Маленков. — Тюмень, 2006. — 24 с.

13. Омеличкин, О. В. Гражданская культура: способы интерпретации / О. В. Омеличкин // Вестник Забайкальского государственного университета. — 2016. — № 6. — С. 76—84.

14. Османкина, Т. Н. Формирование гражданственности старшеклассников в условиях общеобразовательной школы : дис. ... канд. пед. наук / Т. Н. Османки-на. — Оренбург, 2000. — 186 с.

15. Петрова, А. С. Роль государства в формировании гражданской культуры современного российского общества /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A. С. Петрова // Управленческое консультирование. — 2015. — № 6. — С. 216—220.

16. Плетнев, Д. И. Гражданская культура как культура согласия общества и государства : дис . канд. филос. наук / Д. И. Плетнев. — Томск, 2005. — 25 с.

17. Резникова, М. И. Педагогические условия воспитания гражданской культуры школьников средствами казачьего фольклора : дис. ... канд. пед. наук / М. И. Резникова. — Таганрог, 2006. — 262 с.

18. Руссу, И. Н. Воспитание гражданственности у учащихся общеобразовательной школы / И. Н. Руссу. — Кишинев : Штиница, 1976. — 192 с.

19. Саенко, Л. А. Развитие гражданской активности студенческой молодежи средствами студенческого самоуправления : монография / Л. А. Саенко,

B. Н. Карташова. — Ставрополь : Аргус, 2018. — 152 с.

20. Синецкий, С. Б. Культурная политика XXI века: от прецедента Истории к проекту Будущего : монография /

C. Б. Синецкий. — Челябинск : Энциклопедия, 2011. — 288 с.

21. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29.05.2015 г. № 996-р. — URL: http://static.government.ru/media/files/ f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB. pdf (дата обращения: 20.09.2020).

22. Шингирей, Т. А. Осознание старшеклассниками гражданских прав и обязанностей как условие нравственного формирования личности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. А. Шингирей. — Москва, 1980. — 18 с.

Получено 23.09.2020

46

G. Grevtseva

Doctor of Pedagogic Sciences, Professor

Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia

E-mail: yakupovna@rambler.ru

Civic Consciuousness as a Value of Culture in the Process of Personal Socialization

Abstract. The article reveals the essence of «civic consciousness», «civic culture» concepts, examines the approaches of scientists to these concepts that have been developed in literature, defines common positions; the multidimensionality of the phenomenon of civic consciousness as a value of culture, a form of cultural experience, a set of ethical principles, characteristics of civic culture is noted. The author also presents the concepts of «civic qualities and «civic socialization». The article considers the main approaches to the definition of civil culture concept and highlights the most important characteristics of the term under study. The relationship between the concepts of «civic consciousness» and «civic culture» has been clarified in the article. The author reveals the importance of the formation of civic culture and stresses the need for an integrated approach to this process. The article also highlights the ethical side of civil culture. It underlines the role of the educational institution in the civil socialization of youth. Much attention is paid to the issues of updating the dialogue of cultures in modern society. The author considers the importance of civic culture in the formation of social health of an individual, the realization of his cultural rights. The author highlights and characterizes such methodological approaches as systemic, axiological, cultural and activity-based.

Keywords: culture, value, civic consciousness, civic culture, socialization, civic socialization, civic qualities, multiculturalism, dialogue of cultures, civil society, sociocultural environment

For citing: Grevtseva G. 2020. Civic Consciuousness as a Value of Culture in the Process of Personal Socialization. Culture and Arts Herald. No 4 (64): 39-48.

References

1. Arkhangelskii L. 1968. Moral development of personality. Lichnost' pri sotsializme [Personality under socialism]. Moscow: Prosveshchenie. (In Russ.).

2. Vagaitseva E. 2018. Formirovanie grazhdanstvennosti starshikh shkol'nikov v sovremennom obshchestve [Formation of citizenship of senior schoolchildren in modern society]. Kemerovo. 24 p. (In Russ.).

3. Volokhova O. 2006. Grazhdanskaya kul'tura sovremennoy rossiyskoy molodezhi (Problemy formirovaniya i razvitiya) [Civic culture of modern Russian youth (Problems of formation and development)]. Krasnodar 208 p. (In Russ.).

4. Gendugova M. 2011. Formirovanie grazhdanstvennosti molodezhi v sovremennoy Rossii [Formation of youth citizenship in modern Russia]. Moscow. 190 p. (In Russ.).

5. Gessen S. 1995. Osnovy pedagogiki: Vvedenie v prikladnuyu filosofiyu [Foundations of Pedagogy: An Introduction to Applied Philosophy]. Moscow: Shkola-Press. 447 p. (In Russ.).

6. Gnezdilova P. 2014. Kul'turologicheskiy potentsial obrazovatel'no-kul'turnykh ekskursionnykh praktik v formirovanii grazhdanstvennosti rossiyskoy uchashcheysya molodezhi [Cultural potential of educational and cultural excursion practices in the formation of citizenship of Russian students]. Moscow. 203 p. (In Russ.).

7. Grevtseva G. 2006. Grazhdanskoe vospitanie kak faktor sotsializatsii shkol'nikov [Civic education as a factor in the socialization of schoolchildren]. Chelyabinsk. 46 p. (In Russ.).

8. Grevtseva G. 2019. Grazhdanskoe obrazovanie: problemy i opyt [Civic education: problems and experiences]. Chelyabinsk. 232 p. (In Russ.).

9. Duranov I. 2003. Sotsiokul'turnye osnovy grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya uchashcheysya molodezhi: teoriya i praktika [Socio-cultural foundations of civil-patriotic education of student youth:

47

theory and practice]. Magnitogorsk: Izdatel'stvo Magnitogorskogo gosudarstvennogo universiteta. 298 p. (In Russ.).

10. Kazakov E. 2003. Formirovanie kul'tury grazhdanstvennosti sovremennoy rossiyskoy molodezhi [Formation of a culture of citizenship in modern Russian youth]. Ekaterinburg. Available from: http:// diss.rsl.ru (accessed: 20.09.2020). (In Russ.).

11. Kapustina Z. 2008. Grazhdanstvennost' kak tsennost' rossiyskoy kul'tury [Citizenship as a Value of Russian Culture]. Moscow. 334 p. (In Russ.).

12. Malenkov V. 2006. Dinamika grazhdanstvennosti v Rossii v postsovetskiy period: strukturno-deyatel'nostnyy podkhod [Dynamics of Citizenship in Russia in the Post-Soviet Period: Structural-Activity Approach]. Tyumen. 24 p. (In Russ.).

13. Omelichkin O. 2016. Civic culture: ways of interpretation. Transbaikal State University Journal. No 6: 76-84. (In Russ.).

14. Osmankina T. 2000. Formirovanie grazhdanstvennosti starsheklassnikov v usloviyakh obshcheobrazovatel'noy shkoly [Formation of civic consciousness in high school students in the context of a comprehensive school]. Orenburg. 186 p. (In Russ.).

15. Petrova A. 2015. The role of the state in the formation of civil culture in modern Russian society. Administrative Consulting. No 6: 216-220. (In Russ.).

16. Pletnev D. 2005. Grazhdanskaya kul'tura kak kul'tura soglasiya obshchestva i gosudarstva [Civil culture as a culture of harmony between society and the state]. Tomsk. 25 p. (In Russ.).

17. Reznikova M. 2006. Pedagogicheskie usloviya vospitaniya grazhdanskoy kul'tury shkol'nikov sredstvami kazach'ego fol'klora [Pedagogical conditions for the education of civic culture of schoolchildren by means of Cossack folklore]. Taganrog. 262 p. (In Russ.).

18. Russu I. 1976. Vospitanie grazhdanstvennosti u uchashchikhsya obshcheobrazovatel'noy shkoly [Civic Education in Comprehensive School Students]. Kishinev: Shtinitsa. 192 p. (In Russ.).

19. Saenko L., Kartashova V. 2018. Razvitie grazhdanskoy aktivnosti studencheskoy molodezhi sredstvami studencheskogo samoupravleniya [Development of student youth civic engagement by means of student self-government]. Stavropol: Argus. 152 p. (In Russ.).

20. Sinetskii S. 2011. Kul'turnaya politika XXI veka: ot pretsedenta Istorii k proektu Budushchego [Cultural Policy of the XXI Century: From the Precedent of History to the Project of the Future]. Chelyabinsk: Entsiklopediya. 288 p. (In Russ.).

21. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda ot 29.05.2015 g. № 996-r [Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025 dated May 29, 2015 No. 996-r]. Available from: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y 9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (accessed: 20.09.2020). (In Russ.).

22. Shingirei T. 1980. Osoznanie starsheklassnikami grazhdanskikh prav i obyazannostey kak uslovie nravstvennogo formirovaniya lichnosti [Awareness of high school students of civil rights and obligations as a condition for the moral formation of personality]. Moscow. 18 p. (In Russ.).

Received 23.09.2020

48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.