Научная статья на тему 'Гражданско-патриотическое воспитание: философский аспект'

Гражданско-патриотическое воспитание: философский аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
413
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HISTORICAL APPROACH / SYSTEMIC APPROACH / CIVILIZATION / CI-VISIONARY / CIVILIZATIONAL APPROACH / CITIZENSHIP / PATRIOTIC ACTIVITY / CIVIC-PATRIOTIC EDUCATION / SOCIALIZATION OF THE INDIVIDUAL / CO-CULTURAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гревцева Гульсина Якуповна, Дуранов Михаил Евгеньевич

Раскрываются методологические подходы (исторический, цивилизационный, системный) в изучении и организации гражданско-патриотического воспитания личности учащегося, сущность ключевых понятий, выделяются функции исторического, признаки гражданско-патриотического воспитания учащейся молодежи как системы. Отмечается, что трудности, возникающие в процессе воспитания, можно преодолеть на основе управленческого подхода к педагогическому процессу, функционирование системы гражданско-патриотического воспитания зависит от характера и уровня управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гревцева Гульсина Якуповна, Дуранов Михаил Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civic-patriotic education: philosophical aspect

Methodological approaches (historical, civilizational, systemic) are disclosed in the study and organization of civil-patriotic education of the student 's personality; Essence of key concepts is revealed, functions of historical, signs of civic-patriotic education of young students as a system are highlighted. It is noted that difficulties in the process of education can be overcome on the basis of a management approach to the pedagogical process, the functioning of the system of civil-patriotic education depends on the nature and level of management.

Текст научной работы на тему «Гражданско-патриотическое воспитание: философский аспект»

УДК 378

© Гревцева Г. Я., Дуранов М. Е., 2019

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

Раскрываются методологические подходы (исторический, цивилизацион-ный, системный) в изучении и организации гражданско-патриотического воспитания личности учащегося, сущность ключевых понятий, выделяются функции исторического, признаки гражданско-патриотического воспитания учащейся молодежи как системы. Отмечается, что трудности, возникающие в процессе воспитания, можно преодолеть на основе управленческого подхода к педагогическому процессу, функционирование системы гражданско-патриотического воспитания зависит от характера и уровня управления.

Ключевые слова: исторический подход; системный подход; цивилизация; цивилизованность; цивилизационный подход; гражданственность; патриотическая активность; гражданско-патриотическое воспитание; социализация личности; социокультурное развитие.

© Grevtseva G. Y., Duranov M. E., 2019 CIVIC-PATRIOTIC EDUCATION: PHILOSOPHICAL ASPECT

Methodological approaches (historical, civilizational, systemic) are disclosed in the study and organization of civil-patriotic education of the student's personality; Essence of key concepts is revealed, functions of historical, signs of civic-patriotic education of young students as a system are highlighted. It is noted that difficulties in the process of education can be overcome on the basis of a management approach to the pedagogical process, the functioning of the system of civil-patriotic education depends on the nature and level of management.

Keywords: historical approach; systemic approach; civilization; ci-visionary; civilizational approach; citizenship; patriotic activity; civic-patriotic education; socialization of the individual; co-cultural development.

Социокультурное пространство ром осуществляется гражданско-как общественный феномен, в кото- патриотическое воспитание, —

явление не только культурное, но и социальное, поэтому анализ педагогического процесса должен осуществляться не только с общефилософских позиций, но и с позиции социальной философии и философии культуры.

Социальная философия рассматривает общество как социальную систему. Гражданско-патриотическое воспитание является одной из сторон общественной системы. Вместе с тем, гражданско-патриотическое воспитание выступает как сложная социально-педагогическая проблема, требующая к себе системного, исторического подхода; рассмотрения самого воспитания с позиции социализации личности, социокультурного развития, приобщения ее к общественным ценностям.

Системный и исторический подходы как методологические принципы связаны с рассмотрением развития цивилизации и государства; социализация — с формированием сознания, отношений, поведения, имеющих гражданско-патриотическую направленность.

Системный и исторический подходы требуют социально-философского, а социализация личности социально-

педагогического и социально-психологического анализа. Содержательная сторона этих методологических принципов связана с системным присвоением личностью культурных ценностей, в том числе правовых, нравственных, научных, информационно-коммуникативных ценностей, как в учебном процессе, так и вне учебной деятельности, т. е. социализации личности. Кратко остановимся на сущностном аспекте этих методологических принципов.

Остановимся на исторических предпосылках гражданско-

патриотического воспитания учащейся молодежи. Известно, что все социальные явления имеют причину возникновения, развития и упадка, несут на себе печать времени, а гражданско-патриотическое воспитание есть продукт развития общества, поэтому к социальным явлениям необходимо подходить с позиции истории развития общества, социума, социокультурного пространства.

Г. А. Подкорытов отмечал: «Исторический взгляд на действительность состоит в восприятии мира в его развитии, становлении. Историзм требует рассматривать явления с учетом их

прошлого развития, во взаимосвязи с другими явлениями действительности. Историзм в познании составляет существенное условие научного исследования. Требование ко всему подходить исторически, рассматривать любое явление в его возникновении и развитии, в связи с конкретными историческими условиями — своеобразный катализатор, ускоряющий развитие знаний... Исторический подход к изучению предмета — не самоцель, а средство проникновения в его сущность. Исторический метод реализует в познании одно из основных методологических требований: чтобы познать предмет в настоящем, надо знать его прошлое, чтобы вскрыть сущность предмета, необходимо проследить его историю» [8, с. 70-71].

Историзм, исторический подход, в широком философском смысле слова, составляет одну из существенных сторон диалектического метода познания. «Историзм объединяет в себе и теорию предмета, и метод познания» [8, с. 70]. Уровень развития цивилизации, ее культуры, характера государственного устройства и управления накладывают отпечаток на уровень патриотизма и гражданственности личности.

Обратимся к понятию «цивилизация», которое как общественный феномен характеризуется организацией общения людей, связью личности с социальной общностью людей, ростом общественного богатства. Значимость цивилизационного подхода для гражданско-патриотического воспитания, по мнению С. Э. Крапивенского, в том, что «позволяет сделать наше видение истории более многомерным» [3, с. 147]. В равной мере такая оценка относится и к педагогике, в том числе и к решению проблем гражданско-патриотического воспитания молодежи.

Цивилизованность общества характеризуется также его открытостью, активностью граждан в управлении общественными делами и государством. А это связано не только с формированием гражданского общества, но и правового государства.

Само гражданское общество и его правовое государство влияют на гражданско-патриотическое воспитание подрастающих поколений, что проявляется: в социальной сфере — в развитом самоуправлении, объединении граждан в общественные организации, свободном выборе гражданами видов деятельности; в духовной

сфере — в наличии независимых средств информации, творческих объединений граждан, условий реализации творческого потенциала граждан.

Воспитание гражданственности, патриотической активности зависит от конкретных исторических условий, уровня развития гражданского общества, его культурных ценностей, становления правового государства, развития познавательной деятельности личности. Историческое познание является важной предпосылкой гражданско-патриотического воспитания молодежи, «так как оно позволяет вскрыть закономерности развития общества, функционирования государства, прогнозировать развитие социальных процессов, в том числе и воспитания» [9, с. 9-10].

Анализ исследований и педагогической практики показывает, что историческое познание выполняет следующие функции: формирует социальное сознание различных общностей людей, историческую память. Индивидуальная память выступает аналогом исторического сознания; удовлетворяет познавательные потребности, связанные с выяснением необходимых условий для культурно-

го, социально-этического самоопределения личности, социально-этнического развития общности, к которой принадлежит личность; обеспечивает межпоколенную связь; удовлетворяет потребность в социальном воспитании молодежи, в том числе в воспитании нравственности, гражданственности и патриотизма.

Приобщение молодежи к политической деятельности, связанное с государственно-правовым регулированием межличностных, межсоциальных отношений, которое нуждается в исторической аргументации. Таким образом, исторический подход требует учета конкретных исторических обстоятельств, состояния социокультурного пространства.

Исторический подход к изучению проблем воспитания тесно связан с системным подходом,как принципом и как способом познания социальных явлений. Гражданско-патриотическое воспитание выступает как составная часть общей системы воспитания и развития личности учащейся молодежи. Между ними наблюдаются отношения частного и общего.

Гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи имеет все признаки системы:

- наличие цели и задач граждан-ско-патриотического воспитания и развития личности;

- наличие социокультурного пространства, в котором осуществляется гражданско-патриотическое воспитание;

- наличие структуры педагогического процесса;

- взаимодействие составных частей процесса гражданско-патриотического воспитания — педагога (воспитателя), ученика и средств воспитания;

- конкретное содержание и методы воспитания;

- управление и организационные формы функционирования системы гражданско-патриотического воспитания.

По Л. И. Новиковой, системный подход — это способ мышления и исследования, помогающий изучать и организовывать объекты как систему взаимосвязанных элементов, органично включенную в окружающую среду [7, с. 5]. Системный подход — принцип, отражающий более высокий уро-

вень познания, переход от познания отдельного, единичного к общему, от однозначного к многозначному, от абстрактного к конкретному.

Исследуя проблему гражданско-патриотического воспитания, патриотической активности учащейся молодежи, обратимся к мнению В. Г. Афанасьева: познать целое, целостную систему — значит отразить в сознании человека, в определенных понятиях, категориях, теориях его внутренний мир, внутреннюю природу, его характерные черты, стороны, свойства, особенности [1, с. 17-18].

Система гражданско-

патриотического воспитания испытывает разнообразные внешние воздействия, которые носят уровневый характер: на уровне межличностных отношений, на уровне отношений микросоциума, на уровне макросоциума. Следовательно, при изучении и организации процесса гражданско-патриотического воспитания необходимо учитывать уровни отношений, влияющие на становление личности как гражданина, патриота, к которым в социальной философии относят: экономические отношения, политические отношения, правовые, нравственные, духовные отношения

[3, с. 123]. Сущность системного подхода состоит в рассмотрении граж-данско-патриотического воспитания как целостной системы, которая проявляется как:

- качественная специфика, интегрирующая в себе патриотизм и интернационализм, отношение к себе, людям, государству, обществу, собственности и профессиональной деятельности;

- качественная характеристика взаимодействия структурных элементов системы воспитания гражданственности: воспитателей, учащихся и средств воспитания;

- специфическая характеристика взаимодействия самой системы и учащихся с социокультурной средой, другими педагогическими и социальными системами;

- функциональная система, связанная с ориентацией учащейся молодежи в ценностях гражданско-патриотического воспитания;

- тенденции и предпосылки философского, социального, педагогического, психолого-педагогического характера;

- потребности общества в воспитании личности правового государства.

Гражданско-патриотическое воспитание как процессуально-содержательная система испытывает на себе постоянные воздействия и взаимодействия, которые нуждаются в управлении. Возникающие в процессе гражданско-патриотического воспитания трудности можно преодолеть на основе управленческого подхода к педагогическому процессу. Успешная реализация системы зависит от характера и уровня управления. В нашем исследовании можно выделить несколько уровней управления: социально-педагогический, педагогический и психолого-педагогический. Такой подход позволяет при управлении:

- процессом гражданско-патриотического воспитания, патриотической активности на социально-педагогическом уровне всю систему можно рассматривать с позиции общественных целей образования, влияния условий функционирования системы; факторов, препятствующих и содействующих успешному воспитанию граждан-патриотов; способов

общественного контроля за педагогическим процессом;

- процессуальной системой гражданско-патриотического воспитания на педагогическом уровне позволяет учесть характер взаимодействия воспитателя и учащихся; воспитателя, учащихся и средств воспитания; коллектива и личности и т. д.;

- гражданско-патриотическим воспитанием на психолого-педагогическом уровне позволяет перейти от анализа к самоанализу, от воспитания к самовоспитанию, от коррекции к самокоррекции, от управления к самоуправлению, как самого процесса в целом, так и конкретной деятельности учащихся.

Осмысление и применение системного подхода в гражданско-патриотическом воспитании требует комплексного подхода к изучению и организации самого педагогического процесса.

При изучении процесса воспитания гражданственности, патриотической активности необходимо учитывать: социально-культурные предпосылки ее возникновения, развития, внутреннюю структуру, составные части, связи между ними, противоречи-

вость связей, интеграционные тенденции; необходимо рассматривать гражданско-патриотическое воспитание во взаимосвязи с другими направлениями воспитательной работы (нравственным, интернациональным, интерсоциальным и др.); также необходимо учитывать связи воспитания гражданственности, патриотической активности с социальной средой.

Таким образом, в изучении и организации гражданско-патриотического воспитания личности учащегося, формирования ее патриотической активности необходим не только исторический, но и системный подход. Реализация этих подходов происходит в социокультурной среде, в процессе социализации личности, присвоения ею общественных ценностей. Поэтому возникает необходимость рассмотреть гражданско-патриотическое воспитание с позиции социализации личности, так как социализация — основной путь приобщения личности к социокультурным ценностям данного общества,

государства.

Социализация выступает как фактор и как принцип гражданско-патриотического воспитания учащихся, так как включает в себя овладение

социальными нормами и ценностями, освоение социальных ролей, выполнение гражданских обязанностей и реализацию гражданских прав, присвоение социокультурных ценностей.

Социализацию мы рассматриваем как процесс становления личности, формирования гражданско-

патриотических качеств, который характеризуется постепенным усвоением личностью требований общества, государства, существующего права, нравственных норм отношений. Социализация рассматривается как поэтапный процесс вхождения личности ребенка, а потом подростка и юноши в общественную жизнь, в институты государственной власти. Социализация — многосторонний и многофункциональный процесс — выступает как фактор гражданско-патриотического воспитания и реализуется в социокультурной среде, носит этапный характер. С. Э. Крапивенский с позиции социальной философии выделяет ме-га-, макро- и микросреду:

- мегасреда представлена нашей планетой, огромным социальным миром с его средствами массовой информации и коммуникации, идеями,

общественными, политическими и государственными системами;

- макросреда связана с конкретным общественным и государственным строем, с Отечеством, в котором мы живем и трудимся, с нацией, к которой принадлежим, со стратой, в которую входим;

- микросреда включает в себя непосредственное социальное окружение, семью, товарищей по неформальным объединениям, образовательные учреждения, различные объединения учащихся по интересам [3, с. 249].

А. В. Мудрик приходит к выводу, что социокультурная среда выступает как фактор воспитания и развития личности, выделяет в ней: мегафакто-ры, макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы [5, с. 60]. Такой подход оправдан, так как социокультурная среда выступает фактором социализации личности, в том числе и гражданско-патриотического воспитания молодежи. У каждого человека существует собственный образ современного общества, в котором выделяются ведущие аспекты гражданской социализации [4].

Р. С. Михайлова отмечает, что социализацию гражданина-патриота можно рассматривать как процесс статусно-ролевого освоения ценностей в институционально-организованной социальной среде [6].

К важнейшим средствам социализации личности учащегося следует отнести: средства массовой информации, традиции, развитие познавательной активности и т. д. Гражданско-патриотическое воспитание в процессе социализации личности учащегося связано с формированием отношений к обществу, государству, государственной власти, к людям, с выполнением своих социальных ролей и патриотическим отношением к Родине, к судьбе своего народа, национальной культуре.

Отношения выступают «ядром», системообразующим элементом граж-данско-патриотической воспитанности. В основе этих отношений лежат потребности и интересы.

В гражданском обществе, главное — установление общественных связей, отношений, взаимодействие между элементами системы. Для граждан-ско-патриотического воспитания важны, прежде всего, духовные отношения, опирающиеся на материальное

бытие. Сами отношения формируются в процессе, во-первых, возникающих отношений; во-вторых, в процессе интеграции личности в систему общественных и государственно-правовых отношений; в-третьих, сама личность учащегося выступает как системообразующий элемент процесса воспитания гражданственности, способный к рефлексии, саморегуляции, самоконтролю и самокоррекции.

«Гражданственность определяет вектор направленности активности и деятельности человека» [10, с. 10]. Гражданственность, гражданско-патриотическая активность выступают как социальная ценность. Как ценность они связаны с важнейшим философским вопросом — вопросом смысла жизни, ее ценности.

Следовательно, гражданско-

патриотическое воспитание учащихся должно базироваться на развитии долговременных духовных потребностей. Такими потребностями являются: стать личностью, компетентным специалистом, быть уважаемым гражданином-патриотом.

На наш взгляд, гражданско-патриотическое воспитание молодежи — это целостный педагогический процесс, основанный на взаимодей-

ствии субъектов воспитания и обуче- социальных связей, отношений, инте-

ния, направленный на формирование грационных процессов, с социализа-

у воспитанников гражданских ка- цией личности. Основным фактором

честв, а патриотизм выступает в каче- гражданско-патриотического воспи-

стве социально-нравственного импе- тания в процессе социализации лич-

ратива [2]. ности учащегося является социокуль-

Таким образом, процесс граждан- турная среда, с которой личность

ско-патриотического воспитания свя- взаимодействует. зан с вхождением личности в систему

Литература

1. Афанасьев, В. Г. Системность и общество. — М.: Политиздат, 1980.

2. Гревцева, Г. Я. Воспитание гражданственности и патриотизма молодежи: исторический аспект / Г. Я. Гревцева, Н. В. Ипполитова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2015. — № 6.

3. Крапивенский, С. Э. Социальная философия. — Волгоград: КП, 1996.

4. Марциковская, Т. Д., Полева, Н. С. Гражданское общество как фактор формирования гражданской идентичности и гражданской социализации // Вопросы психологии. — 2017. — № 5.

5. Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику. — М.: ИПП, 1997.

6. Михайлова, Р. С. Социально-философские основы анализа патриотизма как духовной ценности общества : автореф. ... дис. канд. филос. наук. — Тверь, 2002.

7. Новиков, А. М. Интеграция базового профессионального образования // Педагогика. — 1996. — № 3.

8. Подкорытов, Г. А. Историзм как метод научного познания. — Л.: ЛГУ, 1967.

9. Ракитов, А. И. Историческое познание. — М.: ИПЛ, 1982.

10. Саенко, Л. А., Карташова, В. Н. Развитие гражданской активности студенческой молодежи средствами студенческого самоуправления : монография. — Ставрополь: АГРУС Ставропольского гос. аграрного ун-та , 2018.

Сведения об авторах

Гревцева Гульсина Якуповна: Челябинский государственный институт культуры (г. Челябинск, Российская Федерация), профессор кафедры педагогики и психологии, доктор педагогических наук, профессор. E-mail: yakupovna@rambler.ru Дуранов Михаил Евгеньевич: Челябинский государственный институт культуры (г. Челябинск, Российская Федерация), профессор кафедры педагогики и психологии, доктор педагогических наук, профессор. E-mail: yakupovna@rambler.ru

Information about the authors

Grevtseva Gulsina Yakupova: Chelyabinsk State Institute of Culture (Chelyabinsk, Russia), professor of the Chair of Pedagogics and Psychology, doctor of pedagogical sciences, professor. E-mail: yakupovna@rambler.ru Duranov Mikhail Evgenyevich: Chelyabinsk State Institute of Culture (Chelyabinsk, Russia), professor of the Chair of Pedagogics and Psychology, doctor of pedagogical sciences, professor. E-mail: yakupovna@rambler.ru

УДК 374.1

© Игнаткин А. Н., 2019

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ОБОСНОВАНИИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье рассматривается использование интегративного подхода и его принципов в формирование аудиовизуальной культуры детей в системе дополнительного образования.

Ключевые слова: интегративный подход; аудиовизуальная культура; учащиеся; аудиовизуальные технологии; дополнительное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.