Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / СТУДЕНТЫ / МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ / ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилова Надежда Юрьевна

Введение. Одной из важных составляющих успешной профессиональной деятельности будущих педагогов является владение аналитическими умениями. Несформированность данных умений не позволит выпускникам эффективно осуществлять преподавательскую деятельность, предполагающую не только владение мыслительными процедурами анализа, обобщения, классификации и др., но и способность научить школьников этим процедурам. Это позволило поставить цель исследования: определить содержание и этапы работы по совершенствованию аналитической деятельности у будущих педагогов. Материалы и методы. В качестве материала исследования были использованы работы российских и зарубежных авторов о сущности аналитических умений (analytical skills), а также содержание и формы работы со студентами в области совершенствования их аналитической деятельности в процессе изучения дисциплин профессиональной подготовки. Основные методы исследования - анализ специальной литературы по проблемам формирования профессиональных аналитических умений у студентов, ретроспективный анализ опыта, концептуальные обоснования и анализ педагогической практики. Результаты исследования. Нами определены этапы и подэтапы процесса совершенствования профессиональных аналитических умений у студентов - будущих педагогов и содержание работы на каждом из них. Первый этап - знакомство с научной аналитической статьей и ее анализ, для чего проводится изучающее чтение научного источника и выполнение специальных заданий на углубленное осмысление прочитанного, наблюдение за проведенными автором мыслительными операциями, их вычленение и воспроизведение. На втором этапе проводится знакомство студентов с дискуссионным вопросом современной дидактики и точками зрения разных исследователей. При этом будущим педагогам необходимо выработать и обосновать собственную позицию по данной проблеме. Третий этап, имеющий подэтапы, - это организация собственной аналитической деятельности студентов, связанной с изучением педагогических явлений (в частности - с анализом разработок проектов уроков). Четвертый этап - обучение проектированию эвристической беседы со школьниками на уроках открытия нового. Студенты осваивают умение проектировать эвристическую беседу поэтапно - от прогнозирования вероятных ответов учащихся на данные вопросы до создания самостоятельного проекта эвристической беседы с определением последовательности вопросов и подбором необходимого дидактического материала. Обсуждение и выводы. Проведенное исследование позволило нам заключить, что планомерно проводимое поэтапное совершенствование аналитической деятельности студентов - будущих педагогов является эффективным, что подтверждается качеством разрабатываемых студентами в результате проводимого обучения технологических карт уроков, которые отличаются большей продуманностью, соответствием системно-деятельностному подходу и другим требованиям ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данилова Надежда Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE ANALYTICAL ACTIVITY OF STUDENTS-FUTURE TEACHERS

Introduction. One of the important components of the successful professional activity of future teachers is the possession of analytical skills. The lack of formation of these skills will not allow graduates to effectively carry out teaching activities that involve not only knowledge of the mental procedures of analysis, generalization, classification, etc., but also the ability to teach students these procedures. This determined the purpose of the study: to determine the content and stages of work to improve the professional analytical skills of future teachers. Materials and methods. As the research material, we used the works of Russian and foreign authors on the essence of analytical skills, as well as the content and forms of work with students in the field of improving their analytical activities in the process of studying professional training disciplines. The main research methods are the analysis of special literature on the problems of formation of professional analytical skills in students, retrospective analysis of experience, conceptual justifications and analysis of pedagogical practice. Results. We have identified the stages and sub-stages of the process of improving the professional analytical skills of students-future teachers and the content of work on each of them. The first stage is acquaintance with a scientific analytical article and its analysis, for which a study reading of a scientific source is carried out and special tasks are performed for in-depth understanding of what is read, observation of the mental operations carried out by the author, their isolation and reproduction. At the second stage, students are introduced to the debatable issue of modern didactics and the points of view of different researchers. At the same time, future teachers need to develop and justify their own position on this problem. The third stage, which has sub-stages , is the organization of students ' own analytical activities related to the study of pedagogical phenomena (in particular, the analysis of the development of lesson projects). The fourth stage is learning how to design a heuristic conversation with students in the lessons of discovering new things. Students master the ability to design a heuristic conversation in stages-from predicting the likely answers of students to these questions to creating an independent project of a heuristic conversation with the determination of the sequence of questions and the selection of the necessary didactic material. Discussion and conclusion. The conducted research allowed us to conclude that the planned step-by-step improvement of the analytical activities of students-future teachers is effective, which is confirmed by the quality of the technological maps of lessons developed by students as a result of the training, which are more thoughtful, consistent with the system-activity approach and other requirements of the Federal State Educational Standard.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

Краткое сообщение / Short Communication

УДК 378.147

DOI 10.35231/18186653_2021_2_461

Совершенствование аналитической деятельностистудентов -

будущих педагогов

Н. Ю. Данилова

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Введение. Одной из важных составляющих успешной профессиональной деятельности будущих педагогов является владение аналитическими умениями. Не-сформированность данных умений не позволит выпускникам эффективно осуществлять преподавательскую деятельность, предполагающую не только владение мыслительными процедурами анализа, обобщения, классификации и др., но и способность научить школьников этим процедурам. Это позволило поставить цель исследования: определить содержание и этапы работы по совершенствованию аналитической деятельности у будущих педагогов.

Материалы и методы. В качестве материала исследования были использованы работы российских и зарубежных авторов о сущности аналитических умений (analytical skills), а также содержание и формы работы со студентами в области совершенствования их аналитической деятельности в процессе изучения дисциплин профессиональной подготовки. Основные методы исследования - анализ специальной литературы по проблемам формирования профессиональных аналитических умений у студентов, ретроспективный анализ опыта, концептуальные обоснования и анализ педагогической практики.

Результаты исследования. Нами определены этапы и подэтапы процесса совершенствования профессиональных аналитических умений у студентов - будущих педагогов и содержание работы на каждом из них. Первый этап - знакомство с научной аналитической статьей и ее анализ, для чего проводится изучающее чтение научного источника и выполнение специальных заданий на углубленное осмысление прочитанного, наблюдение за проведенными автором мыслительными операциями, их вычленение и воспроизведение. На втором этапе проводится знакомство студентов с дискуссионным вопросом современной дидактики и точками зрения разных исследователей. При этом будущим педагогам необходимо выработать и обосновать собственную позицию по данной проблеме. Третий этап, имеющий подэтапы, - это

организация собственной аналитической деятельности студентов, связанной с изучением педагогических явлений (в частности - с анализом разработок проектов уроков). Четвертый этап - обучение проектированию эвристической беседы со школьниками на уроках открытия нового. Студенты осваивают умение проектировать эвристическую беседу поэтапно - от прогнозирования вероятных ответов учащихся на данные вопросы до создания самостоятельного проекта эвристической беседы с определением последовательности вопросов и подбором необходимого дидактического материала.

Обсуждение и выводы. Проведенное исследование позволило нам заключить, что планомерно проводимое поэтапное совершенствование аналитической деятельности студентов - будущих педагогов является эффективным, что подтверждается качеством разрабатываемых студентами в результате проводимого обучения технологических карт уроков, которые отличаются большей продуманностью, соответствием системно-деятельностному подходу и другим требованиям ФГОС.

Ключевые слова: аналитические умения, студенты, мыслительные операции, обучение школьников, эвристическая беседа.

Для цитирования: Данилова Н. Ю. Совершенствование аналитической деятельности студентов - будущих педагогов // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - 2021. - № 2. - С. 461-471. DOI 10.35231/18186653_2021_2_461

Improving the analytical activity of students-future teachers

Nadezhda Yu. Danilova

Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation

Introduction. One of the important components of the successful professional activity of future teachers is the possession of analytical skills. The lack of formation of these skills will not allow graduates to effectively carry out teaching activities that involve not only knowledge of the mental procedures of analysis, generalization, classification, etc., but also the ability to teach students these procedures. This determined the purpose of the study: to determine the content and stages of work to improve the professional analytical skills of future teachers.

Materials and methods. As the research material, we used the works of Russian and foreign authors on the essence of analytical skills, as well as the content and forms of work with students in the field of improving their analytical activities in the process of studying professional training disciplines. The main research methods are the analysis of special literature on the problems of formation of professional analytical skills in students, retrospective analysis of experience, conceptual justifications and analysis of pedagogical practice.

Results. We have identified the stages and sub-stages of the process of improving the professional analytical skills of students-future teachers and the content of work on each of them. The first stage is acquaintance with a scientific analytical article and its analysis, for which a study reading of a scientific source is carried out and special tasks are performed for in-depth understanding of what is read, observation of the mental operations carried out by the author, their isolation and reproduction. At the second stage, students are introduced to the debatable issue of modern didactics and the points of view of different researchers. At the same time, future teachers need to develop and justify their own position on this problem. The third stage, which has sub-stages , is the organization of students ' own analytical activities related to the study of pedagogical phenomena (in particular, the analysis of the development of lesson projects). The fourth stage is learning how to design a heuristic conversation with students in the lessons of discovering new things. Students master the ability to design a heuristic conversation in stages-from predicting the likely answers of students to these questions to creating an independent project of a heuristic conversation with the determination of the sequence of questions and the selection of the necessary didactic material.

Discussion and conclusion. The conducted research allowed us to conclude that the planned step-by-step improvement of the analytical activities of students-future teachers is effective, which is confirmed by the quality of the technological maps of lessons developed by students as a result of the training, which are more thoughtful, consistent with the system-activity approach and other requirements of the Federal State Educational Standard.

Key words: analytical skills, students, future teachers, mental operations, heuristic conversation.

For citation: Danilova, N. Yu. (2021) Sovershenstvovanie analiticheskoj deyatel'nosti studentov - budushhix pedagogov [Improvement of analytical activity of students-future teachers]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina -Pushkin Leningrad State University Journal. No 2. pp. 461-471. DOI 10.35231/18186653_2021_2_461 (In Russian).

Введение

Аналитическая деятельность является необходимой составляющей профессиональной деятельности педагога. Для ее осуществления необходимо владение умениями осознанно совершать мыслительные процедуры анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения и установления причинно-следственных связей на основе полученных знаний и опыта. Необходимость овладения аналитической деятельностью для будущего педагога отмечена в Государственном стандарте. В соответствии с ФГОС ВО у выпускника-бакалавра по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» должны быть сформированы

универсальные и общепрофессиональные компетенции, предполагающие овладение системным и критическим мышлением (УК-1), готовность участвовать в разработке содержания обучения и выборе оптимальных средств обучения (ОПК-2), способность контролировать и оценивать результаты обучения (ОПК-5), способность определить индивидуальные потребности учеников и обеспечить индивидуальный подход в обучении (ОПК-6). Без овладения аналитической деятельностью освоение данных компетенций невозможно.

Цель нашего исследования - определить содержание и этапы работы по совершенствованию аналитической деятельности у будущих педагогов.

Гипотеза исследования - работа по совершенствованию профессиональных аналитических умений у будущих педагогов будет эффективной, если проводить ее целенаправленно и поэтапно: 1) знакомство с аналитическими работами педагогов-исследователей с вычленением и воспроизведением мыслительных операций; 2) знакомство с различными точками зрения с выбором и обоснованием собственной позиции; 3) самостоятельный анализ методических разработок; 4) проектирование аналитической деятельности учащихся.

Задачи работы: рассмотреть основные проблемы развития аналитических умений у будущих педагогов; изучить подходы к классификации аналитических умений в работах современных ученых; выделить этапы работы по совершенствованию аналитических умений у будущих педагогов и определить содержание и приемы работы на каждом из выделенных этапов.

Обзор литературы

В современной научной литературе широко обсуждается вопрос о сущности и роли аналитической деятельности в работе педагога. В исследованиях ученых создается модель аналитической деятельности педагога, определяется ее структура, и этапы [4], рассматриваются существенные умения аналитической деятельности, иначе называемые «аналитическими умениями» или аналитическими навыками (analytical skills) [2; 3; 7], необходимость овладения ими отмечена в профессиональном стандарте педагога, утвержденном в 2013 г. Отечественные и зарубежные авторы рассматривают часто аналитические умения в связи с развитием критического мышления [9].

И. Г. Овсянниковой1 определены функции аналитических умений в деятельности педагога, а также три уровня применения педагогами аналитических умений: 1) интуитивный, 2) репродуктивный, 3) самостоятельный осмысленный. По нашим наблюдениям и данным других исследователей [2; 3], одна из существенных проблем обучения студентов связана с недостаточным уровнем развития у них аналитических умений. Этот недостаток проявляется в неспособности к углубленному анализу научной литературы, в неумении устанавливать причинно-следственные связи, относить рассматриваемое явление к определенному типу, в неумении обнаружить недостатки в предлагаемых для изучения научных работах. Применение аналитических процедур на интуитивном уровне приводит к неудовлетворительным результатам.

Недостаточная сформированность аналитических умений у будущих педагогов отрицательно сказывается на качестве курсовых и выпускных квалификационных работ, в которых требуется провести самостоятельный анализ литературы по теме исследования, сопоставить различные точки зрения, разработать типологию исследовательских подходов, проанализировать результаты педагогического эксперимента. Еще более важно владение профессиональными аналитическими умениями в будущей педагогической деятельности учителя. Педагог должен уметь анализировать не только продукты деятельности учащихся (качество устных и письменных работ, результаты проектной деятельности), устанавливать причины ошибок и недочетов, но и проводить самоанализ педагогический деятельности, прогнозировать ее результаты. Не случайно в работах современных исследователей отдельно рассматриваются аналитико-про-гностические и аналитико-рефлексивные умения будущих педагогов [3], некоторые исследователи рассматривают вторую группу умений («рефлексивные умения») как наиболее важную группу умений [1; 5; 8].

Владение профессиональными аналитическими умениями важно для современного учителя еще и потому, что он должен формировать у учеников познавательные УУД, иначе говоря, педагогу необходимо научить детей умственным действиям анализа, сравнения, классификации, подведения под понятие, обобщения [6]. Для того, чтобы эта педагогическая

1 Овсянникова И. Г. Формирование аналитических умений у иностранных студентов в процессе изучения дисциплин профессионального цикла в педагогическом вузе: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2014. 209 с.

деятельность была успешной, сам учитель должен обладать соответствующими умениями, поэтому мы считаем необходимым в процессе обучения поэтапно совершенствовать аналитическую деятельность бакалавров - будущих педагогов.

Материалы и методы

Особенности работы по совершенствованию аналитической деятельности у студентов - будущих педагогов ЛГУ им. А. С. Пушкина рассмотрены на материале изучения методики обучения младших школьников русскому языку.

В нашем исследовании использованы как теоретические (анализ специальной литературы по проблемам развития аналитических умений у студентов), так и эмпирические методы (ретроспективный анализ опыта, концептуальные обоснования и анализ педагогической практики, анализ продуктов деятельности обучающихся).

В процессе изучения специальной литературы мы определили, какие умения необходимы для аналитической деятельности, какие группы профессиональных аналитических умений педагогов выделяют исследователи, с какими другими понятиями связано понятие аналитических умений, какие проблемы развития аналитических умений выделены в специальной литературе.

На основе ретроспективного анализа педагогического опыта мы выделили четыре этапа совершенствования аналитической деятельности студентов, для двух из них были определены и подэтапы. Мы раскрыли также содержание и приемы работы на каждом этапе.

Анализ эффективности работы проводился в ходе наблюдения за деятельностью студентов, определения степени их активности, качества проводимого анализа и глубины выводов, а также с помощью анализа продуктов деятельности обучающихся - разработанных студентами технологических карт уроков.

Результаты исследования

Совершенствование профессиональных аналитических умений у будущих педагогов проводится нами поэтапно. На первом этапе мы знакомим студентов с образцами аналитической деятельности в выбранной ими профессиональной области. Для этого мы организуем изучающее чтение специальной литературы, в процессе которого студенты следят за логикой развития мысли, совершают вслед за автором мыслительные

действия анализа, классификации, обобщения. Данный вид работы известен выпускникам средней школы, которым приходилось уже вчитываться в публицистические, научно-популярные и художественные тексты, находить в них аргументы, выводы - при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Чтение собственно научной литературы представляет для студентов определенную трудность, предполагает не только владение соответствующей терминологией, но и способность критически оценить представленную концепцию. Поэтому важно предлагать специальные задания, способствующие более глубокому осмыслению прочитанного и вычленению проведенных автором мыслительных операций. Так, например, мы предлагаем студентам самостоятельно сформулировать суть описанных в статье гипотез и выводов, воспроизвести аргументацию автора, согласиться с его выводами или их опровергнуть, самостоятельно определить не названное в тексте основание для сопоставления или классификации, сравнить предлагаемую автором типологию с уже изученными классификациями, определить выявленные причинно-следственные связи, привести собственные примеры, сформулировать собственное отношение к выводам и рекомендациям автора. В случае использования подобных заданий изучающее чтение становится не просто рецептивной или репродуктивной, но и аналитической деятельностью.

Сравнение различных точек зрения и выбор одной из них - это второй этап совершенствования аналитической деятельности, позволяющий перейти к более самостоятельным мыслительным операциям при изучении педагогических явлений. Важно при этом, чтобы изучаемый спор касался актуальных проблем педагогики. Так, например, используемый в современном обучении грамоте звуковой аналитико-синтетический метод, предложенный в свое время К. Д. Ушинским и модифицированный его последователями, подвергается критике в современной педагогике. Возражения вызывает необходимость работы над вычленением звуков и установлением их соответствия буквам (А. М. Кушнир), большое количество фонетических упражнений в добукварный период (Л. А. Ясюкова). Для определения собственной позиции, способности в будущем объяснить родителям первоклассников необходимость проводимой работы студентам необходимо уже не только понять сущность каждой концепции, но и определить причины ее появления, слабые стороны, упущенные из виду обстоятельства (с опорой на уже изученные факты истории методики, а также на опыт наблюдения за учащимися школы, полученный во время практики), найти новые аргументы и определить собственную позицию.

Третий этап совершенствования аналитической деятельности студентов - это проводимый ими собственный анализ педагогических явлений, в частности - анализ методических разработок уроков. При изучении примеров удачных методических разработок мы предлагаем студентам определить цели и задачи урока, реализованные в данной разработке общедидактические и частные методические принципы, вычленить этапы урока, определить методическую цель каждого из предлагаемых учащимся заданий, обосновать правомерность выбора формы работы, дидактического материала и др.

Более сложным оказывается проведение комплексного анализа неудачных методических разработок, созданных действующими учителями и самими студентами, с точки зрения их соответствия ФГОС [5], возможности реализации и вероятной эффективности. Кажущийся на первый взгляд структурированным и насыщенным урок при детальном рассмотрении обнаруживает различные недостатки, которые делают его неэффективным. Так, например, отсутствие работы над мотивацией, однообразие предлагаемых детям заданий, использование объяснительно-иллюстративного метода обучения, невнимание к потребностям и интересам детей, случайный выбор языкового материала для наблюдения, чрезмерная развлекательность, отсутствие творческих заданий, связанных с развитием речи, - типичные недостатки многих разработок уроков русского языка в начальной школе.

Обучение комплексному анализу разработанных методистами или самими студентами технологических карт урока необходимо проводить поэтапно: сначала нужно познакомить студентов с примерами критического анализа урока, затем провести разбор проекта урока под руководством преподавателя, который поможет заметить слабые стороны разработки, после этого будущие педагоги смогут самостоятельно проанализировать проект урока в мини-группах и индивидуально. При выполнении такого вида работы у будущих педагогов развиваются как аналитико-рефлексивные, так и аналитико-прогностические умения.

Наиболее сложным, но и наиболее важным с точки зрения реализации требований ФГОС мы считаем развитие у будущих педагогов умения обучать школьников мыслительным процедурам. На уроках русского языка в начальной школе такое обучение может проходить в процессе проведения эвристической беседы. Очень важны умения студента планировать и детализировать ход эвристической беседы, прогнозировать возможные ответы учеников. Однако эти умения нужно формировать, при этом обучение построению эвристической беседы также должно проходить поэтапно.

Наиболее простой вид работы, связанный с формированием анали-тико-прогностических умений, - выдвижение предположений о вероятных ответах детей с обоснованием этих предположений. Следующий этап -определение рациональной последовательности вопросов эвристической беседы по уже отобранному дидактическому материалу. Затем мы предлагаем студентам задание на дополнение беседы вспомогательными вопросами, которые будут необходимы, если ученики не смогут сразу прийти к нужному открытию. Наконец, студентам предлагается самостоятельно подобрать языковой и иллюстративный материал для урока открытия нового и спроектировать эвристическую беседу с определением возможных ответов учеников, приготовив при этом дополнительные (вспомогательные) вопросы с целью провести совместно с детьми наблюдение над языковым материалом, проанализировать его и сделать самостоятельные выводы.

Обсуждение и выводы

Определенные нами этапы совершенствования аналитической деятельности студентов и будущих педагогов и содержание работы на этих этапах представляются эффективными. По отзывам самих будущих педагогов, выполнение ими специальных аналитических заданий, анализ в процессе изучения научной литературы, сопоставление различных концепций, анализ проектов урока и самостоятельная их разработка повышает их мыслительную активность, интерес к изучаемым дисциплинам профессиональной подготовки. Кроме того, существенно повышается качество выполняемых студентами работ по проектированию технологических карт уроков (с использованием метода эвристической беседы). Однако выделенные этапы и содержание работы по совершенствованию аналитических умений у студентов - будущих педагогов нуждаются в дальнейшем осмыслении, более детальной проработке в связи со спецификой различных дисциплин профессиональной подготовки.

Список литературы

1. Герасимова О.И. Уточнение содержания понятия «рефлексивные умения студента» на основе теоретического анализа // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 8. С. 244-247.

2. Корчемкина Ю.В. Виртуальная образовательная среда как средство формирования информационно-аналитических умений обучающихся // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 2 (180). С. 160-164.

3. Овсянникова И.Г. Аналитические умения будущих учителей: сущностные характеристики // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. № 2 (77). С. 33-36.

4. Поликарпова Н.В. Аналитическая деятельность педагога в условиях введения профессионального стандарта // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2016. № 1 (1). С. 83-85.

5. Синельников С.А. Рефлексивные умения студента как педагогическая категория // Вестник университета (Государственный университет управления). М.: Изд-во ГУУ, 2011. № 18. С. 77-79.

6. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС / под ред. Н.Н. Дементьевой. М.: АРКТИ, 2013. 152 с.

7. Хрулева И.И. Некоторые особенности формирования аналитических умений студентов в процессе работы над иноязычным текстом // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2005. № 12. С. 157-161.

8. Opalyuk T. Defining concepts of "reflection", "reflexive position", "reflexive skills", "reflexive competence", "reflexive culture": comparative and analytical review // Web of Scholar. 2017. Vol. 5 (14). pp. 64-68.

9. Strelets I.A. Enhancing university students' critical thinking via teaching economics-related disciplines // Rural Environment. Education. Personality (REEP). Proceedings of the 12th International Scientific Conference Rural Environment. Education. Personality. (REEP). Editor-in-Chief Vija Dislere. 2019. pp. 190-195.

References

1. Gerasimova, O.I. (2013) Utochnenie soderzhaniya ponyatiya «refleksivnye umeniya studenta» na osnove teoreticheskogo analiza [Clarifying the content of the concept of "student's reflexive skills" on the basis of theoretical analysis]. Aktual'nye problemy gumani-tarnyh i estestvennyh nauk - Actual problems of humanities and Natural Sciences. Vol. 8. pp. 244-247. (In Russian).

2. Korchemkina, YU.V. (2020) Virtual'naya obrazovatel'naya sreda kak sredstvo formi-rovaniya informacionno-analiticheskih umenij obuchayushchihsya [Virtual educational environment as a means of forming information and analytical skills of students]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta - Scientific notes of the P. F. Lesgaft University. Vol. 2 (180). pp. 160-164. (In Russian).

3. Ovsyannikova, I.G. (2013) Analiticheskie umeniya budushchih uchitelej: sushchnostnye harakteristiki [Analytical skills of future teachers: essential characteristics]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University. Vol. 2 (77). pp. 33-36. (In Russian).

4. Polikarpova, N.V. (2016) Analiticheskaya deyatel'nost' pedagoga v usloviyah vvedeniya professional'nogo standarta [Analytical activity of a teacher in the context of the introduction of a professional standard] // Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovaniya [Scientific and methodological support for the assessment of the quality of education]. Vol. 1 (1). pp. 83-85. (In Russian).

5. Sinel'nikov, S.A. (2011) Refleksivnye umeniya studenta kak pedagogicheskaya kat-egoriya [Reflexive skills of a student as a pedagogical category]. Vestnik universiteta (Gosu-darstvennyj universitet upravleniya) - Bulletin of the University (State University of Management). Moscow: GUU. Vol. 18. pp. 77-79. (In Russian).

6. Sovremennye tekhnologii provedeniya uroka v nachal'noj shkole s uchetom trebo-vanij FGOS / Pod red. N. N. Dement'evoj (2013) [Modern technologies of conducting a lesson in primary school taking into account the requirements of the Federal State Educational Standard / Ed. by N. N. Dementieva.] Moscow. (In Russian).

7. Hruleva, I.I. (2005) Nekotorye osobennosti formirovaniya analiticheskih umenij stu-dentov v processe raboty nad inoyazychnym tekstom [Some features of the formation of analytical skills of students in the process of working on a foreign language text]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. - Bulletin of the Kostroma State University named after N. A. Nekrasov. Vol.12. pp. 157-161. (In Russian).

8. Opalyuk, T. (2017) Defining concepts of "reflection", "reflexive position", "reflexive skills", "reflexive competence", "reflexive culture": comparative and analytical review // Web of Scholar. Vol. 5 (14). pp. 64-68.

9. Strelets, I.A. (2019) Enhancing university students' critical thinking via teaching economics-related disciplines // Rural Environment. Education. Personality (REEP). Proceedings of the 12th International Scientific Conference Rural Environment. Education. Personality. (REEP). Editor-in-Chief Vija Dislere. pp. 190-195.

Данилова Надежда Юрьевна, кандидат филологических наук, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0003-2455-1838, e-mail: n.u.danilova@lengu.ru

Nadezhda Yu. Danilova, Cand. Sci. (Philol.), Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0003-2455-1838, e-mail: n.u.danilova@lengu.ru

Об авторе

About the author

Поступила в редакцию: 23.04.2021

Received: 23 Apr. 2021

Принята к публикации: 17.05.2021

Accepted: 17 May 2021

Опубликована: 30.06.2021

Published: 30 June 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.