Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»'

ФОРМИРОВАНИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
312
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ / КОМПОЗИЦИЯ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / АНАЛИТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / АНАЛИТИКА / ФОРМИРОВАНИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ / КОЛОРИТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левдик Юлия Юрьевна

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты формирования аналитических умений будущих педагогов по изобразительному искусству. Актуальность статьи обусловлена тем, что на сегодняшний день изобилие информации, информационных ресурсов в большинстве случаев приводит современного студента к тому, что необходимо анализировать и отбирать действительно актуальную и проверенную информацию в просторах информационной сети. Возникает проблема: не каждый студент способен работать в таком формате. Цель исследования заключается во внедрении разработки, направленной на формирование аналитических умений будущих педагогов в процессе изучения дисциплины «История изобразительного искусства». В рамках опытно-экспериментальной работы в статье представлена схема анализа произведения изобразительного искусства, направленная на формирование аналитических умений будущих педагогов, и критерии, по которым они были оценены. Методы исследования: теоретические методы, анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования. В качестве эмпирических методов использована опытно-экспериментальная работа, которая проводилась в рамках дисциплины «История изобразительного искусства». В исследовании приняли участие 25 респондентов - бакалавров II курса направленности «Изобразительное искусство». Результаты исследования - внедрение разработки, направленной на формирование аналитических умений будущих педагогов, в процесс обучения дисциплине «История изобразительного искусства». Разработка позволяет формировать у будущих педагогов аналитические умения в области изобразительной деятельности, это подтверждается результатами опытно-экспериментальной работы. Было выявлено, что студенты приобрели умения определять особенности стилевого написания картин, они стали более лаконично и четко определять сюжет работы, научились выделять в работе применяемые художником законы композиции и колористики, используемые приемы и методы художественной выразительности; научились анализировать колористический строй работы, опираясь на данные психологии. В целом будущие педагоги начали смотреть на произведения изобразительного искусства по-новому, открывая в каждой работе свои особенности. В связи с этим необходимо отметить, что умения, приобретенные студентами, обучающимися по направленности «Изобразительное искусство», соответствуют требованиям, предъявляемым к будущему педагогу изобразительного искусства, и требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, степени освоения профессиональных компетенций, способности к выполнению видов профессиональной деятельности, направленных на реализацию основной образовательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левдик Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ANALYTICAL SKILLS AMONG FUTURE TEACHERS IN THE PROCESS OF STUDYING THE DISCIPLINE "HISTORY OF FINE ARTS"

The article examines the theoretical and practical aspects of the formation of the analytical skills among future fine arts teachers. The relevance of the article is due to the fact that today the abundance of information, information resources, often makes the modern student to analyze and select really relevant and verified information in the vastness of the information network. The problem arises here that not every student is able to work in this format. The purpose of the work is to introduce a method aimed at the formation of analytical skills of future teachers in the process of studying the discipline "History of Fine Arts". As a part of the experimental work, the article presents a scheme for analyzing a work of fine art, aimed at the formation of analytical skills of future teachers and the criteria by which they were assessed. Research methods: theoretical methods, analysis of psychological and pedagogical literature on the research problem. Experimental work, which was carried out within the "History of Fine Arts" course, was used as empirical methods. The study involved 25 respondents, 2-year bachelors of the Fine Arts area of training. Research results: the introduction of a method aimed at the formation of analytical skills of future teachers in the process of teaching the discipline "History of Fine Arts". This method allows us to form analytical skills among future teachers in the field of fine arts, and this is confirmed by the results of experimental work. It was revealed that the students acquired the ability to define the stylistic peculiarities of paintings, they began to define the plot of the work more concisely and clearly, learned to find in the work the laws of composition and colorism used by the artist, the techniques and methods of artistic expression used. They learned to analyze the coloristic structure of work based on the data of psychology. In general, future teachers began to look at works of fine art in a new way, discovering the original characteristics in each work. In this regard, it should be noted that the skills acquired by students of the Fine Arts area of training meet the requirements for a future teacher of fine arts and the requirements of the Federal State Educational Standard, the degree of mastering professional competences, the ability to perform the types of professional activities aimed at implementing main educational program.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 211029 2021, № 05 (май) УДК 378.147

Формирование аналитических умений у будущих педагогов в процессе изучения дисциплины «История изобразительного искусства»

Левдик Юлия Юрьевна1

Сургутский государственный педагогический университет, Сургут, Россия

Ultra_@list.ru

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты формирования аналитических умений будущих педагогов по изобразительному искусству. Актуальность статьи обусловлена тем, что на сегодняшний день изобилие информации, информационных ресурсов в большинстве случаев приводит современного студента к тому, что необходимо анализировать и отбирать действительно актуальную и проверенную информацию в просторах информационной сети. Возникает проблема: не каждый студент способен работать в таком формате. Цель исследования заключается во внедрении разработки, направленной на формирование аналитических умений будущих педагогов в процессе изучения дисциплины «История изобразительного искусства». В рамках опытно-экспериментальной работы в статье представлена схема анализа произведения изобразительного искусства, направленная на формирование аналитических умений будущих педагогов, и критерии, по которым они были оценены. Методы исследования: теоретические методы, анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования. В качестве эмпирических методов использована опытно-экспериментальная работа, которая проводилась в рамках дисциплины «История изобразительного искусства». В исследовании приняли участие 25 респондентов - бакалавров II курса направленности «Изобразительное искусство». Результаты исследования - внедрение разработки, направленной на формирование аналитических умений будущих педагогов, в процесс обучения дисциплине «История изобразительного искусства». Разработка позволяет формировать у будущих педагогов аналитические умения в области изобразительной деятельности, это подтверждается результатами опытно-экспериментальной работы. Было выявлено, что студенты приобрели умения определять особенности стилевого написания картин, они стали более лаконично и четко определять сюжет работы, научились выделять в работе применяемые художником законы композиции и колористики, используемые приемы и методы художественной выразительности; научились анализировать колористический строй работы, опираясь на данные психологии. В целом будущие педагоги начали смотреть на произведения изобразительного искусства по-новому, открывая в каждой работе свои особенности. В связи с этим необходимо отметить, что умения, приобретенные студентами, обучающимися по направленности «Изобразительное искусство», соответствуют требованиям, предъявляемым к будущему педагогу изобразительного искусства, и требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, степени освоения профессиональных компетенций, способности к выполнению видов профессиональной деятельности, направленных на реализацию основной образовательной программы.

Ключевые слова: аналитика, аналитические умения, анализ, изобразительное искусство, формирование аналитических умений, результаты обучения, композиция, колорит.

Поступила в редакцию Received 09.03.21 Получена положительная рецензия Received a positive review 17.04.21

Принята к публикации Accepted for publication 17.04.21 Опубликована Published 31.05.21

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

1 Левдик Юлия Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-художественного образования БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут, Россия.

Введение

Постановка и актуальность проблемы. Одним из важных показателей качества высшего образования является профессионально-педагогическая компетентность будущих учителей изобразительного искусства, которая формируется в результате овладения системой компетенций. Дисциплина «История изобразительного искусства» содержит в себе универсальные (способность воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, философском контекстах) и профессиональные компетенции (способность формировать у обучающихся специальные умения в области изобразительной деятельности). Овладение ими становится приоритетом в развитии успешного педагога с творческим потенциалом, способного решать самостоятельно профессиональные задачи. Следует отметить, что при изучении дисциплины затрагиваются компоненты профессионально-педагогической компетентности, в частности аналитические умения.

Актуальность заключается в том, что сегодня мы можем наблюдать многочисленное количество интернет-ресурсов, которые предлагают нам отчасти не проверенную, неточную и неполную информацию, не имеющую четкой структурированности. Поскольку информационная или цифровая грамотность обычно анализируется в образовательном и профессиональном контекстах, как часть исследовательской работы, использование студентом непроверенных данных в виде доклада на семинаре или практическом занятии показывает нам его неумение осуществлять отбор информации, что является острой проблемой современного образования.

Эту проблему освещают многие авторы; например, А. Федоров пишет, что информационная грамотность напрямую зависит от имеющихся навыков критического мышления у обучающихся и сегодня этой проблемой серьезно занимается ряд европейских исследователей (Galik, 2019, 2020; Galik, Galikova Tolnaiova, 2020; Kacinova, 2018; Livingstone, 2018) [1]. Авторы определяют цифровую среду как ключ к пониманию современной информации. По мнению В. М. Нажметдиновой, рост информации также требует от человека соответствующих умений и навыков [2]. Отсюда следует, что основной проблемой в образовании становится формирование аналитических умений, повышение информационной грамотности обучающихся как основы самостоятельной учебной деятельности.

Цель исследования заключается во внедрении разработки, направленной на формирование аналитических умений будущих педагогов в процессе изучения дисциплины «История изобразительного искусства».

Задачи исследования:

- описать предлагаемую схему анализа произведения изобразительного искусства;

- разработать требования к результату обучения;

- экспериментально проверить эффективность достижения результата (анализ произведений изобразительного искусства) обучающимися.

Обзор отечественной и зарубежной литературы

В ходе исследования проводился анализ теоретических и практических материалов по проблеме формирования аналитических умений у студентов. Исходя из этого положения, мы можем отнести аналитические умения ко второй категории, наиболее значимой в учебном процессе для будущих педагогов. В высшей школе аналитиче-

ские умения изучаются в работах С. В. Гиннэ. Автор определяет аналитическую деятельность как совокупность определенных действий и выделяет аналитические приемы: прием комплексирования, или агглютинация, приемы типизации, акцентирования, суммирования [3]. Т. А. Долинина выделяет еще один прием - сопоставление [4]. Ю. В. Дементьева определяет аналитические умения как комплекс аналитических действий, то есть выявление мотивов, причинно-следственных или структурных связей, рассмотрение динамики определенного процесса [5]. Н. Д. Жилина представляет аналитические умения как осознанные мыслительные процедуры, которые включают в себя ряд действий: анализ, синтез, обобщение, систематизацию и классификацию [6]. Такой же комплекс действий представляет Д. А. Занозин [7]. И. Г. Овсянникова определяет аналитические умения как осознанную процедуру [8]. И. И. Хрулёва дополняет в своем исследовании этот ряд таким действием, как аргументация [9]. Т. П. Соломонова пишет об аналитических умениях как о важном когнитивном компоненте критического мышления обучающегося, позволяющем логически анализировать информацию [10].

Опираясь на данные психологии и педагогики, А. Баумайстер описывает понятие аналитика как попытку увидеть и разъяснить для себя сложную проблему или феномен явления, понятия, разложив это явление на несколько составляющих его элементов. По мнению автора, аналитика строится как некая цепочка, представляет собой несколько последовательных шагов. Цель аналитики - прояснить сложный вопрос, «смутное» явление. Понятие аналитики можно представить четырьмя ключевыми словами: прояснить, различить, обосновать, опровергнуть [11]. По мнению П. Ю. Тарасова, аналитические умения выражаются в способности будущего педагога анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории. Он подчеркивает, что эти умения в большей степени проявляются в творческой работе, которая связана с получением «идеального продукта мысли» [12].

Анализируя понятие аналитические умения, В. А. Сластенин пишет, что они представляют собой систему познавательных процедур, в ходе которых проявляются обобщенные умения мыслить и с помощью которых извлекаются знания из практики. В. А. Сластенин включает в состав аналитических умений педагога следующие:

- расчленять явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и т. д.);

- осмысливать каждую часть в связи с целым и во взаимодействии с ведущими сторонами;

- находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления;

- правильно диагностировать явление;

- находить основную задачу (проблему) и способы ее оптимального решения [13].

Е. И. Климов в своей работе «Психология профессионала» выделяет такие аналитические составляющие:

- подробный анализ происходящих событий, а также различных явлений;

- определение перспектив и всех событий, вытекающих из определенных действий;

- построение логических цепочек;

- выявление преимуществ или недостатков в любых явлениях;

- умение отделять главные детали от второстепенных;

- решение повседневных проблем или задач;

- возможность правильно рассуждать и излагать мысли;

- правильное планирование времени, соблюдение последовательности работы;

- четкость любых логических умозаключений;

- принятие правильных решений [14].

В педагогической науке для того, чтобы сформировать аналитические умения у обучающихся, П. А. Сорокун рекомендует сосредоточиваться на одной мысли и доводить все свои дела до конца. При этом обучающемуся предлагается выделить для обдумывания решений достаточно времени. Автор утверждает, что системное применение этих упражнений на практике увеличивает вероятность формирования аналитических умений. В качестве упражнений для формирования аналитических умений предлагаются: поиск закономерностей; формирование полезных привычек (чтение, счет в уме, умозаключения); анализ действий (собственных или персонажей искусства); продумывание прошлого, настоящего, будущего (нахождение логических цепочек в определенных событиях и прогнозирование результата); планирование разговора (прогнозирование результата, последствий собственных фраз) [15]. По мнению Адама Малика, навыки обучающихся увеличиваются за счет разработки конкретных действий и целенаправленных задач [16]. Из исследования Пупут Путри Кус Сундари аналитические умения мы можем определить как высшие мыслительные процессы, построенные на формулировке принципов и обобщений; автор предлагает формировать эти умения посредством создания проблемных заданий, где обучающемуся необходимо рассуждать, думать, анализировать, сопоставлять и т. п. [17]

Из вышесказанного можно сделать вывод, что авторы определяют аналитические умения как ряд определенных действий, первым из которых является анализ. В структуре мыслительных процессов его также выделяет Л. Д. Столяренко [18]. Анализируя произведения изобразительного искусства, обучающийся определяет его «состав», то есть находит единство содержания и формы изображаемого. Следующее действие - синтез, где необходимо выявить, как собирается композиция произведения изобразительного искусства, из каких частей и элементов она состоит и как они взаимосвязаны друг с другом в тематическом контексте. Следующее действие - аргументация, любой искусствоведческий разбор произведения необходимо подкреплять научной литературой, данными, представленными историками-искусствоведами. В действии обобщения выполняется отбор необходимого материала, выражающий художественную идею произведения, при систематизации информации обучающемуся необходимо организовать основные составляющие анализируемого произведения: определить направление в искусстве, вид, жанр, идейную направленность, связанную с веянием исторических событий, а также проследить взаимосвязь технических методов и приемов, используемых художниками в произведениях (например, использование методов кьяроскуро или сфумато), то есть получить цельное представление об объекте изобразительного искусства, составляя и разбирая его по частям. При действии классификации обучающийся должен ориентироваться в различных видах и жанрах изобразительного искусства, определяя, кроме этого, их групповую принадлежность по направлениям в изобразительном искусстве.

Методологическая база исследования

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» [19], направленность «Изобразительное искусство», утвержденному приказом № 121 от

22 февраля 2018 года, программа бакалавриата предполагает разработку компонентов компетенций, которые более точно определяют круг тех результатов, к которым необходимо стремиться педагогу. При освоении дисциплины «История изобразительного искусства» и определении в дисциплине результата (по таксономии Блума [20, 21]) - анализа произведения изобразительного искусства нами были выделены следующие компоненты:

- Умение работать с различными видами источников (УК-5).

- Умение характеризовать основные направления, виды и жанры изобразительного искусства (ПК-1).

- Умение характеризовать композиционный строй произведений изобразительного искусства (ПК-1).

- Умение оценивать и интерпретировать содержание произведений изобразительного искусства (ПК-1).

- Владение алгоритмом и последовательностью действий в процессе формирования умений - интерпретации и понимания структуры произведений изобразительного искусства (раскрытие смысла, эстетических качеств и личностно значимой ценность произведений искусства) (ПК-1).

- Опыт оценки и интерпретации содержания произведений изобразительного искусства (ПК-1).

Исходя из выделенных компонентов и результата, мы разработали схему анализа произведения изобразительного искусства для будущих педагогов изобразительного искусства, которой они воспользовались при изучении дисциплины «История изобразительного искусства» и могут пользоваться в дальнейшем в своей профессиональной деятельности для совершения детального анализа структуры произведения изобразительного искусства (репродукций картин).

Схема анализа состоит из трех компонентов:

- параметры анализа - это структурные компоненты, которые позволяют выстроить план анализа, они составляют восемь пунктов;

- содержание анализа к каждому параметру, где раскрывается суть анализируемого объекта;

- примечание. В примечании расписаны примеры и определенные схемы для обучающихся, чтобы они могли ориентироваться в ходе проведения анализа на научную теорию художественного творчества.

Первый параметр, предлагаемый нами, - определение жанра. В его содержание входит раскрытие жанра произведения изобразительного искусства. Его определение подскажет немаловажную частность: к какой именно стороне предметного и духовного мира обращен интерес художника. Например, он пишет только натюрморты либо это исключение из его творчества.

Второй параметр направлен на определение стиля и его тезисной характеристики в изобразительном искусстве. В содержании студентам предлагается определить стиль и раскрыть логику живописных произведений автора, поставив перед собой такие проблемные вопросы: автор перешел к этому стилю от какого-либо другого стиля? Автор стал основателем этого направления либо изначально писал в этом направлении? Поддался влиянию общества? Разрабатывая первые два параметра, мы придерживались научных трудов таких авторов, как А. Ш. Амиржанова [22], А. М. Васнецов [23], Н. А. Прямкова [24], А. П. Садохин [25].

Третий параметр - сюжет и идея произведения. В содержании студенту необходимо раскрыть смысл изображенных художником событий (действия), идею и проблематику сюжета и рассмотреть социальные особенности общества определенной эпохи, в которой «родился» сюжет картины. В примечании студентам раскрывается смысл понятий «содержание», «идея произведения», «проблема», приводятся примеры отражения в творчестве художников социального расслоения общества. Отдельным компонентом в научной разработке третьего параметра стали труды М. А. Алексеевой [26].

Четвертый параметр - анализ композиции. Представляет собой оценку общего построения рисунка, образно-пластической идеи (почему именно так, в таких масштабах, поворотах, с такой точки зрения изобразил художник фигуру, группу людей, предметы и т. п.). По этому параметру в содержании анализа студенту необходимо выделить следующее:

1. Определить используемый формат (квадрат, круг, прямоугольник).

2. Определить сюжетно-композиционный центр. Раскрыть, каким образом второстепенное подчиняется главному.

3. Раскрыть новизну произведения (в построении или идее).

4. Выделить используемые средства композиции: симметрия/ асимметрия.

5. Выделить используемые средства композиции: динамика/статика.

6. Выделить используемые средства композиции: доминанта.

7. Раскрыть композиционную схему построения сюжета.

8. Определить, каким образом выполнена композиция: по памяти (зарисовкам) или с натуры - при наличии информации. Разрабатывая четвертый параметр, мы опирались на труды таких авторов, как М. В. Глазова [27], Р. В. Паранюшкин [28].

В примечании даны определения важным компонентам параметра: формат, сю-жетно-композиционный центр, доминанта, новизна, симметрия и асимметрия, статика и динамика, представлены небольшие примеры к анализу. По восьмому пункту анализа этого компонента в примечании представлен пример изображения репродукции картины в трех вариантах: 1. Репродукция картины. 2. Репродукция картины с нарисованной схемой из геометрических форм. 3. Схема геометрических форм, основанная на картине. Эту схему студенты выполняют самостоятельно, определяя при этом обобщенные геометрические формы изображаемых объектов. Выполняя такую практическую работу, будущий педагог может наблюдать на практике композиционное построение изображаемых художником объектов. Вместо «сухого» теоретического анализа надо самостоятельно определить главные формы с помощью введения в данную схему линий, выделить статику и динамику в произведении изобразительного искусства.

Пятый параметр - образ. В содержании этого параметра студенту необходимо раскрыть художественный образ произведения, дать оценку выразительности, подлинности, силы в отражении избранной художником темы. Многие художники обращались к теме пробуждающейся природы, но редкие мастера поднялись на такую высоту, как Саврасов, в раскрытии темы весны («Грачи прилетели» [29]). В примечании представлено понятие художественного образа.

Шестой параметр - организация цвета на полотне. При анализе цветового строя определяется, какая система колорита лежит в основе цветового строя картины.

1. Определить локальный или тональный колорит.

В локальной колористической гамме цвет отделен от условий освещенности, нет игры оттенков. Тональный колорит строится на сложном соотношении цвета, его оттенков; зависимости от освещенности, удаленности, теней, бликов.

2. Определить цветовые контрасты (по цветовому кругу), какой тип контраста использует художник.

В примечании по этому параметру представлены определения понятиям «локальная гамма», «тональность», «колорит» и представлен цветовой круг И. Иттена [30] с определенными схемами сочетания цветов: комплементарным сочетанием, классической, контрастной и аналоговой триадой, тетрадой и прямоугольной схемой сочетаемости цвета.

3. Определить доминирующий цвет в композиции, то есть наиболее часто используемый цвет, преобладающий.

Седьмой параметр - колористическая гамма, содержательный компонент которой включает себя четыре пункта:

1. Выявить цветовую гамму. Например, серебристо-серо-зеленая цветовая гамма произведения, фиолетово-сиренево-розовый и прочие. В примечании к первому пункту представлен пример колористической гаммы к картине Густава Климта «Поцелуй». Гамма наполнена теплыми оттенками, от светло-золотистых и до темно-коричневых цветов.

2. Выделить психологические особенности воздействия цвета на человека. Студенту предлагается выделить основные цвета в главных изображаемых объектах и через научную литературу, по психологии цвета, интерпретировать содержание того или иного цвета в картине, подчеркнув при этом индивидуальность, характер изображаемого.

3. Определить общую цветовую гамму произведения. В определении гаммы (теплой либо холодной) необходимо интерпретировать состояние, которое подчеркнуто в произведении изобразительного искусства.

4. Раскрыть настроение картины. В дополнение к третьему пункту необходимо раскрыть настроение картины, какую информационную нагрузку в области эмоций она в себе несет.

Восьмой параметр - живописные приемы и методы. В содержании этого параметра выделяются приемы и методы, используемые автором в анализируемой картине. К ним можно отнести: корпусное письмо, импасто, акварель по-сырому, пуантилизм, сфумато, сухая кисть, кьяроскуро. Для полного раскрытия техники письма художника необходимо также указать характер используемого мазка: гладкий, слитый, пастозный, раздельный, точечный и т. д. При разработке шестого, седьмого и восьмого параметров мы опирались на труды О. В. Ратиевой [31], Н. Н. Ростовцева [32], А. Л. Селицкого [33], Ю. П. Шашкова [34].

Результаты исследования

Аналитические умения в области истории изобразительных искусств позволяют будущему педагогу более качественно проводить анализ произведений изобразительного искусства, приходить к пониманию не только идеи произведения и технической стороны его выполнения, но и видения закономерностей процесса построения художественного образа в живописной композиции произведения художника. Будущий педагог, анализируя произведения изобразительного искусства, учится применять законы цветоведения и композиции в практике.

Основываясь на учебно-методических пособиях искусствоведов, мы уточнили критерии анализа произведения изобразительного искусства. В табл. 1 представлена балльная шкала оценки компетентности будущих педагогов, она содержит в себе высокий, средний и низкий уровни владения материалом.

Таблица 1

Критерии оценки анализа произведения изобразительного искусства

Критерии 0 баллов 1 балл 2 балла

Представлен анализ произведения изобразительного искусства по всем предлагаемым параметрам схемы Нет Не представлено 12 пункта анализа Представлен весь анализ, по каждому пункту

Анализ произведения изобразительного искусства обоснован искусствоведческой литературой (не менее трех авторов, литература не старше пяти лет) Нет или менее трех источников В таблице встречаются старые источники (старше пяти лет). Используется не менее трех источников Подобранная информация обоснована научной литературой не старше пяти лет. Используется не менее трех источников

Содержательная часть анализа Логически не выстроена Выстроена логически, каждый пункт описан по структуре, представлены примеры Выстроена логически, каждый пункт описан по структуре, представлены примеры, анализ сопровождается иллюстративной поддержкой

Соответствие представленной информации действительности Не соответствует (неверно представлен жанр, определен стиль, раскрыта идея произведения. Грамотно раскрыт композиционный строй, образ, колорит, и выделены верные приемы, используемые художником) Отдельные параметры анализа (больше 1-го) не соответствуют действительности (ошибки в представлении жанра, определении стиля, раскрытии идеи произведения, композиционного строя, образа, колорита и выделенных приемов, используемых художником) Представленная в анализе информация соответствует действительности (верно представлен жанр, определен стиль, раскрыта идея произведения. Грамотно раскрыт композиционный строй, образ, колорит и выделены верные приемы, используемые художником)

В представленной критериальной модели «Критерии оценки анализа произведения изобразительного искусства» выделено четыре критерия оценки:

1. Представление анализа произведения изобразительного искусства по всем предлагаемым параметрам схемы.

2. Анализ произведения изобразительного искусства обоснован искусствоведческой литературой (не менее трех авторов, литература не старше пяти лет).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Содержательная часть анализа.

4. Представленная информация соответствует действительности.

Каждый из критериев имеет три уровня сформированности аналитических умений: низкий (0 баллов), средний (1 балл), высокий (2 балла). Максимальное количество баллов, которое может набрать студент, - восемь. Чтобы получить «отлично», студенту необходимо набрать 7-8 баллов, «хорошо» - 5-6 баллов, «удовлетворительно» - 3-4 балла, «неудовлетворительно» - 1-2 балла.

При проведении опытно-экспериментальной работы на базе Сургутского государственного педагогического университета были исследованы качественные и коли-

чественные данные уровня сформированности аналитических умений будущих педагогов в области анализа произведений изобразительного искусства. В работе участвовали две группы по 14 и 11 человек. В табл. 2 представлена динамика сформирован-ности аналитических умений будущих педагогов, которая оценивалась по результатам анализа произведения изобразительного искусства по разработанным нами критериям, представленным выше.

Таблица 2

Динамика сформированности аналитических умений будущих педагогов

изобразительного искусства (%)

Исследуемая группа Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Не сформирован

Конст. Контр. Конст. Контр. Конст. Контр. Конст. Контр.

этап этап этап этап этап этап этап этап

Проведение опытно-экспериментальной работы в 2019/2020 учеб. году (дистанционный формат обучения)

Эксперименталь- 21,4 42,8 28,5 42,8 35,7 14,4 14,4 0

ная группа № 1 п = 14 (г. Тобольск)

Проведение опытно-экспериментальной работы в 2020/2021 учеб. году (очный формат обучения)

Эксперименталь- 27,3 81,7 27,3 9,2 27,3 9,2 18,1 0

ная группа № 2 п = 11 (г. Сургут)

В целом у большинства респондентов наблюдается низкий и средний уровни сфор-мированности аналитических умений. Сравнив обе экспериментальные группы (табл. 2), мы можем увидеть незначительную разницу уровня сформированности аналитических умений на констатирующем этапе. Проанализируем количественные показатели: разница показателя высокого уровня составляет 5,9%, среднего уровня варьируется между группами на 1,2%. Разница показателей низкого уровня - 8,4%, несформирован-ные аналитические умения 3,7%. Наиболее распространенные недочеты в анализе произведений изобразительного искусства у респондентов следующие: отсутствие обоснованного анализа, опирающегося на научную литературу, в основном студенты использовали интернет-источники, в связи с этим было выявлено нарушение логической цепочки анализируемой картины, отсутствие главных компонентов анализа - опоры на законы композиции и колористки. Вместо этого в анализе присутствует их обзорное и поверхностное описание. Кроме того, пассивное копирование интернет-информации приводит к тому, что студент перестает думать самостоятельно и не может выстроить композиционные схемы в картине, раскрыть значимость анализируемого произведения с точки зрения психологии цвета и, как следствие, раскрыть его идею.

Работая по предложенной нами схеме анализа произведения изобразительного искусства в течение семестра, студенты заметно улучшили свои аналитические показатели: стали свободнее мыслить, рассуждать, представлять композиционные и колористические схемы, причем научились их определять без дополнительной подготовки, аргументировать свой анализ данными из искусствоведческой и методической литературы. Доклад респондентов стал структурированным и логичным, без лишних вводных слов и понятий.

Таким образом, анализируя динамику сформированности аналитических умений будущих педагогов изобразительного искусства экспериментальной группы

№ 1, мы выявили, что высокий уровень стал в два раза выше по сравнению с констатирующим этапом, средний уровень также стал выше на 14,3%, за счет повышения среднего и высокого уровней на низком уровне количество респондентов стало меньше на 21,3%, несформированный уровень сократился на 14,4%.

При анализе динамики экспериментальной группы № 2 мы отметили, что по сравнению с первой группой респонденты приобрели аналитические умения в большем количестве; так, на высоком уровне разница составила 54,4%, на среднем и низком уровнях по 18,1%. Несформированного уровня, так же как и в предыдущей группе, не осталось.

Отмечая разницу в динамике сформированности аналитических умений в области изобразительной деятельности, мы видим, что разница составила на высоком уровне в экспериментальных группах 30%. Предполагаем, что результат связан с условиями дистанционного обучения, отсутствием возможности «вживую» представить свой результат; к тому же загруженность постоянной подготовкой к учебным дисциплинам, которая в основном проходила за компьютером, снизила возможность свободно мыслить, анализировать продукты изобразительного творчества.

Заключение

Исходя из полученных результатов опытно-экспериментальной работы, можно сделать вывод о том, что сегодня проблема формирования аналитических умений у будущих педагогов изобразительного искусства присутствует и эта тема весьма актуальна. Внедрение разработки, направленной на формирование аналитических умений в процессе изучения дисциплины «История изобразительного искусства», позволяет формировать аналитические умения в области изобразительной деятельности. Оценивая качество выполнения анализа произведений изобразительного искусства в рамках дисциплины «История изобразительного искусства», будущие педагоги показали умения определять особенности стилевого написания картин, они стали более лаконично и четко определять сюжет работы, упуская незначительные детали, научились анализировать картину с точки зрения художника, выделяя в сюжете композиционный и колористический строй работы, опираясь при этом на законы композиции и колористики. Помимо разбора приемов и методов, используемых художником при написании работы, студенты начали обращать внимание на выбранный художником колористический набор, на то, как он связан с сюжетом с точки зрения психологии. В целом произведения изобразительного искусства открылись в новом свете и в каждой работе стали видны свои оригинальные особенности. В связи с этим необходимо отметить, что умения, приобретенные студентами направленности «Изобразительное искусство», соответствуют требованиям, предъявляемым к будущему педагогу изобразительного искусства, и требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, степени освоения профессиональных компетенций, способности к выполнению видов профессиональной деятельности, направленных на реализацию основной образовательной программы.

Ссылки на источники

1. Fedorov A., Mikhaleva G. Current Trends in Media and Information Literacy in Research and Scientific Publications of the early 21st century // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. -2020. - № 5 (2). - Р. 153-163.

2. Нажметдинова В. М. Формирование информационно-аналитических умений у младших школьников на уроках чтения в средней общеобразовательной школе № 6 г. Верхнего Уфалея Челябинской области // Молодой ученый. - 2017. - № 17. - С. 266-272. - URL: https://moluch.ru/archive/151/42704/

3. Гиннэ С. В. Об аналитических умениях бакалавра технического профиля подготовки // Международный научно-исследовательский журнал. - URL: https://research-journal.org/pedagogy/ob-analiticheskix-umeniyax-bakalavra-texnicheskogo-profilya-podgotovki/

4. Развитие аналитических умений при обучении сопоставительному анализу произведений: методические рекомендации / авт.-сост. Т. А. Долинина. - Екатеринбург: Институт развития образования, 2019. - 95 с.

5. Дементьева Ю. В. Формирование аналитических умений и навыков в процессе профессиональной педагогической деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 2003. - 174 с.

6. Жилина Н. Д., Таренко Л. Б. Педагогические условия формирования аналитических умений у будущих ит-специалистов в вузовском образовании // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6. - № 4. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-4-4.

7. Занозин Д. А. Формирование аналитических умений у будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин средствами интернет-технологий: дис. ... к. п. н.: 13.00.08. - Н. Новгород, 2011. - 184 с.

8. Овсянникова И. Г. Процесс формирования у будущих учителей аналитических умений в условиях диалога культур // Журнал Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - 2013. - № 3 (29). - URL: https://readera.org/process-formirovanija-u-budushhih-uchitelej-analiticheskih-umenij-v-uslovijah-140218422.

9. Хрулёва И. И. Развитие аналитических умений у будущих педагогов в процессе изучения иностранного языка: автореф. дис. ... к. п. н.: 13.00.08. - Ярославль, 2006. - 23 с.

10. Соломонова Т. П. Формирование аналитических умений старшеклассников в гуманитарном образовании: дис. ... к. п. н.: 13.00.01. - М., 2010. - 195 с.

11. Баумейстер А. Что значит мыслить аналитически (лекция в рамках проекта Otium Academy). - URL: https://www.youtube.com/watch?v=pWc7Qe6GBJQ&feature=youtu.be.

12. Тарасов П. Ю. Формирование аналитических умений у режиссеров театрализованных представлений в процессе профессиональной подготовки в вузе: дис ... канд. пед. наук: 13.00.08. - М., 2010. - С. 86.

13. Педагогика: учеб. и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. Л. С. Подымовой, В. А. Сла-стенина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - С. 43.

14. Психология профессионала: избранные психологические труды / Е. А. Климов; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2003. - 454 с.

15. Сорокун П. А. Основы психологии. - Псков: ПГПУ, 2005. - 312 с.

16. Malik A., Ubaidillah M. Students critical-creative thinking skill: A multivariate analysis of experiments and gender // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE). - 2020. - (8). Special issue of Current Research and Trends in Cognitive Sciences 2020, 49.

17. Puput Putri Kus Sundari. Effectiveness of analytical thinking-based module to improve students' learning outcomes using concept map // Journal of Physics To cite this article: Puput Putri Kus Sundari et al 2020 J. Phys.: Conf. Ser. 1511 012110

18. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И., Столяренко В. Е. Психология и педагогика. - Ростов н/Д.: Феникс, 2016. - 636 с.

19. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки Педагогическое образование 44.03.01 Педагогическое образование (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 121 от 22 февраля 2018 г.). - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf.

20. Lorin W. Anderson Rethinking Bloom's Taxonomy: Implications for Testing and Assessment. - URL: http://files.eric.ed.gov/fulltext/ED435630.pdf.

21. Westbrook C. Using Bloom's Taxonomy to teach critical thinking in Unlock / Cambridge Conversations. - URL: http://www.cambridge.org/elt/blog/2014/04/teaching-critical-thinking-using-blooms-taxonomy/

22. Амиржанова А. Ш., Ивахнова Л. А. Анализ и интерпретация произведения искусства в подготовке студентов педагогического образования // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 4. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27805.

23. Васнецов А. М. Художество: опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи: учеб. пособие [для искусствоведов]. - Изд. 3-е, стер. - СПб. [и др.]: Лань [и др.], 2017. - 95, [1] с.

24. Прямкова Н. А., Сорокина Л. И. Теория и история изобразительного искусства: учеб. пособие / Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского. - Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2019. - 136 с.: ил. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=576749.

25. Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. История мировой культуры: учеб. пособие. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - Ч. 1. - 954 с. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428649.

26. Алексеева М. А. Развитие творческого мышления будущих педагогов-художников в процессе перспективного анализа и графической реконструкции картины / Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskogo-myshleniya-buduschih-pedagogov-hudozhnikov-v-protsesse-perspektivnogo-analiza-i-graficheskoy-rekonstruktsii.

27. Глазова М. В., Денисов В. С. Изобразительное искусство. Алгоритм композиции. - М.: Когито-Центр, 2012. -220 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=144944.

28. Паранюшкин Р. В. Композиция. Теория и практика изобразительного искусства: учеб. пособие [для студентов вузов]. - Изд. 5-е, стер. - СПб. [и др.]: Лань [и др.], 2019. - 99, [2] с.

29. Музей онлайн: картины и художники. - URL: https://gallerix.ru/album/Leonardo.

30. Иттен И. Искусство цвета. - М.: Изд-во Дмитрий Аронов, 2020. - 96 с.

31. Ратиева О. В., Денисенко В. И. Обучение техникам живописи. Теория и методика преподавания в художественной школе: учеб. пособие [для бакалавров и магистрантов]. - Изд. 2-е, испр. и доп. - СПб. [и др.]: Лань [и др.], [2019]. - 190, [2] с. - (Учебники для вузов. Специальная литература).

32. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по специальности № 2109 «Черчение, рисование и труд». - Стер. изд. - М.: Альянс, 2018. - 189, [2] с.

33. Селицкий А. Л. Цветоведение: учеб. пособие. - Минск: РИПО, 2019. - 161 с. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=600115.

34. Шашков Ю. П. Живопись и ее средства: учеб. пособие для вузов. - 2-е изд. - М.: Академический проект, 2020. - 143 c. - URL: http://www.iprbookshop.ru/94865.html.

Yulia Yu. Levdik,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Social and Artistic Education Chair, Surgut State Pedagogical

University, Surgut, Russia

Ultra_@list.ru

Formation of analytical skills among future teachers in the process of studying the discipline "History of Fine Arts" Abstract. The article examines the theoretical and practical aspects of the formation of the analytical skills among future fine arts teachers. The relevance of the article is due to the fact that today the abundance of information, information resources, often makes the modern student to analyze and select really relevant and verified information in the vastness of the information network. The problem arises here that not every student is able to work in this format. The purpose of the work is to introduce a method aimed at the formation of analytical skills of future teachers in the process of studying the discipline "History of Fine Arts". As a part of the experimental work, the article presents a scheme for analyzing a work of fine art, aimed at the formation of analytical skills of future teachers and the criteria by which they were assessed. Research methods: theoretical methods, analysis of psychological and pedagogical literature on the research problem. Experimental work, which was carried out within the "History of Fine Arts" course, was used as empirical methods. The study involved 25 respondents, 2-year bachelors of the Fine Arts area of training. Research results: the introduction of a method aimed at the formation of analytical skills of future teachers in the process of teaching the discipline "History of Fine Arts". This method allows us to form analytical skills among future teachers in the field of fine arts, and this is confirmed by the results of experimental work. It was revealed that the students acquired the ability to define the stylistic peculiarities of paintings, they began to define the plot of the work more concisely and clearly, learned to find in the work the laws of composition and colorism used by the artist, the techniques and methods of artistic expression used. They learned to analyze the coloristic structure of work based on the data of psychology. In general, future teachers began to look at works of fine art in a new way, discovering the original characteristics in each work. In this regard, it should be noted that the skills acquired by students of the Fine Arts area of training meet the requirements for a future teacher of fine arts and the requirements of the Federal State Educational Standard, the degree of mastering professional competences, the ability to perform the types of professional activities aimed at implementing main educational program.

Key words: analytics, analytical skills, analysis, fine arts, analytical skills formation, learning outcomes, composition, coloring. References

1. Fedorov, A. & Mikhaleva, G. (2020). "Current Trends in Media and Information Literacy in Research and Scientific Publications of the early 21st century", International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education, № 5 (2), pp. 153-163 (in English).

2. Nazhmetdinova, V. M. (2017). "Formirovanie informacionno-analiticheskih umenij u mladshih shkol'nikov na urokah chteniya v srednej obshcheobrazovatel'noj shkole № 6 g. Verhnego Ufaleya Chelyabinskoj oblasti", Molodoj uchenyj, № 17, pp. 266-272. Available at: https://moluch.ru/archive/151/42704/ (in Russian).

3. Ginne, S. V. (). "Ob analiticheskih umeniyah bakalavra tekhnicheskogo profilya podgotovki", Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. Available at: https://research-journal.org/pedagogy/ob-analiticheskix-umeni-yax-bakalavra-texnicheskogo-profilya-podgotovki/ (in Russian).

to. to. HeBduK

4. Dolinina, T. A. (2019). Razvitie analiticheskih umenij pri obuchenii sopostavitel'nomu analizu proizvedenij: metodicheskie rekomendacii, Institut razvitiya obrazovaniya, Ekaterinburg, 95 p. (in Russian).

5. Dement'eva, Yu. V. (2003). Formirovanie analiticheskih umenij i navykov v processe professional'noj pedagog-icheskoj deyatel'nosti: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.01, Moscow, 174 p. (in Russian).

6. Zhilina, N. D. & Tarenko, L. B. (2018). "Pedagogicheskie usloviya formirovaniya analiticheskih umenij u budushchih it-specialistov v vuzovskom obrazovanii", Vestnik Mininskogo universiteta, t. 6, № 4. Available at: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-4-4 (in Russian).

7. Zanozin, D. A. (2011). Formirovanie analiticheskih umenij u budushchih uchitelej v processe izucheniya pedagog-icheskih disciplin sredstvami internet-tekhnologij: dis.... k. p. n.: 13.00.08, N. Novgorod, 184 p. (in Russian).

8. Ovsyannikova, I. G. (2013). "Process formirovaniya u budushchih uchitelej analiticheskih umenij v usloviyah dialoga kul'tur", Zhurnal Obrazovanie. Nauka. Innovacii: Yuzhnoe izmerenie, № 3 (29). Available at: https://read-era.org/process-formirovanija-u-budushhih-uchitelej-analiticheskih-umenij-v-uslovijah-140218422 (in Russian).

9. Hrulyova, I. I. (2006). Razvitie analiticheskih umenij u budushchih pedagogov v processe izucheniya inostrannogo yazyka: avtoref. dis.... k. p. n.: 13.00.08, Yaroslavl', 23 p. (in Russian).

10. Solomonova, T. P. (2010). Formirovanie analiticheskih umenij starsheklassnikov v gumanitarnom obrazovanii: dis. ... k. p. n.: 13.00.01, Moscow, 195 p. (in Russian).

11. Baumejster, A. Chto znachit myslit' analiticheski (lekciya v ramkah proekta Otium Academy). Available at: https://www.youtube.com/watch?v=pWc7Qe6GBJQ&feature=youtu.be (in Russian).

12. Tarasov, P. Yu. (2010). Formirovanie analiticheskih umenij u rezhisserov teatralizovannyh predstavlenij v processe professional'noj podgotovki v vuze: di.... kand. ped. nauk: 13.00.08, Moscow, p. 86 (in Russian).

13. Podymova, L. S. & Slastenin, V. A. (2017). Pedagogika: ucheb. ipraktikum dlya akademicheskogo bakalavriata, 2-e izd., ispr. i dop., Yurajt, Moscow, p. 43 (in Russian).

14. Klimov, E. A. (2003). Psihologiya professionala: izbrannye psihologicheskie trudy, Rossijskaya akad. obrazovaniya, Moskovskij psihologo-social'nyj in-t, Izd-vo Moskovskogo psihologo-social'nogo in-ta, Moscow; MODEK, Voronezh, 454 p. (in Russian).

15. Sorokun, P. A. (2005). Osnovy psihologii, PGPU, Pskov, 312 p. (in Russian).

16. Malik, A. & Ubaidillah, M. (2020). "Students critical-creative thinking skill: A multivariate analysis of experiments and gender", International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE), (8). Special issue of Current Research and Trends in Cognitive Sciences 2020, 49 (in English).

17. Puput Putri Kus Sundari. "Effectiveness of analytical thinking-based module to improve students' learning outcomes using concept map", Journal of Physics To cite this article: Puput Putri Kus Sundari et al 2020 J. Phys.: Conf. Ser. 1511 012110 (in English).

18. Stolyarenko, L. D., Samygin, S. I. & Stolyarenko, V. E. (2016). Psihologiya i pedagogika, Feniks, Rostov n/D., 636 p.

19. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki Pedagogicheskoe obrazovanie 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie (Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii № 121 ot 22 fevralya 2018 g.). Available at: http://fgosvo.ru/upload-files/FG0S%20V0%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf (in Russian).

20. Lorin, W. Anderson Rethinking Bloom's Taxonomy: Implications for Testing and Assessment. Available at: http://files.eric.ed.gov/fulltext/ED435630.pdf (in English).

21. Westbrook, C. Using Bloom's Taxonomy to teach critical thinking in Unlock/ Cambridge Conversations. Available at: http://www.cambridge.org/elt/blog/2014/04/teaching-critical-thinking-using-blooms-taxonomy/ (in English).

22. Amirzhanova, A. Sh. & Ivahnova, L. A. (2018). "Analiz i interpretaciya proizvedeniya iskusstva v podgotovke stu-dentov pedagogicheskogo obrazovaniya", Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, № 4. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27805 (in Russian).

23. Vasnecov, A. M. (2017). Hudozhestvo: opyt analiza ponyatij, opredelyayushchih iskusstvo zhivopisi: ucheb. posobie [dlya iskusstvovedov], Izd. 3-e, ster., Lan' [i dr.], St. Petersburg, 95, [1] p. (in Russian).

24. Pryamkova, N. A. & Sorokina, L. I. (2019). Teoriya iistoriya izobrazitel'nogo iskusstva: ucheb. posobie, Lipeckij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet imeni P. P. Semenova-Tyan-Shanskogo, Lipeckij gosudarstvennyj pedagog-icheskij universitet imeni P. P. Semenova-Tyan-Shanskogo, Lipeck, 136 p.: il. Available at: https://biblioclub.ru/in-dex.php?page=book&id=576749 (in Russian).

25. Sadohin, A. P. & Grushevickaya, T. G. (2015). Istoriya mirovoj kul'tury: ucheb. posobie, Direkt-Media, Berlin, Moscow, ch. 1, 954 p. Available at: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428649 (in Russian).

26. Alekseeva, M. A. Razvitie tvorcheskogo myshleniya budushchih pedagogov-hudozhnikov v processe perspektiv-nogo analiza i graficheskoj rekonstrukcii kartiny, Nauchnaya elektronnaya biblioteka "KiberLeninka". Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskogo-myshleniya-buduschih-pedagogov-hudozhnikov-v-protsesse-perspektivnogo-analiza-i-graficheskoy-rekonstruktsii (in Russian).

27. Glazova, M. V. & Denisov, V. S. (2012). Izobrazitel'noe iskusstvo. Algoritm kompozicii, Kogito-Centr, Moscow, 220 p. Available at: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=144944 (in Russian).

28. Paranyushkin, R. V. (2019). Kompoziciya. Teoriya i praktika izobrazitel'nogo iskusstva: ucheb. posobie [dlya studen-tov vuzov], Izd. 5-e, ster., Lan' [i dr.], St. Petersburg, 99, [2] p. (Uchebniki dlya vuzov. Special'naya literatura) (in Russian).

29. Muzej onlajn: kartiny i hudozhniki. Available at: https://gallerix.ru/album/Leonardo (in Russian).

30. Itten, I. (2020). Iskusstvo cveta, Izd-vo Dmitrij Aronov, Moscow, 96 p. (in Russian).

31. Ratieva, O. V. & Denisenko, V. I. (2019). Obuchenie tekhnikam zhivopisi. Teoriya i metodika prepodavaniya v hudozhestvennoj shkole: ucheb. posobie [dlya bakalavrov i magistrantov], Izd. 2-e, ispr. i dop., Lan' [i dr.], St. Petersburg, 190, [2] p. (Uchebniki dlya vuzov. Special'naya literatura) (in Russian).

32. Rostovcev, N. N. (2018). Istoriya metodov obucheniya risovaniyu. Zarubezhnaya shkola risunka: ucheb. posobie dlya stud. ped. in-tovpo special'nosti № 2109 "Cherchenie, risovanie i trud", Ster. izd., Al'yans, Moscow, 189, [2] p. (in Russian).

33. Selickij, A. L. (2019). Cvetovedenie: ucheb. posobie, RIPO, Minsk, 161 p. Available at: https://biblioclub.ru/in-dex.php?page=book&id=600115 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34. Shashkov, Yu. P. (2020). Zhivopis' i ee sredstva: ucheb. posobie dlya vuzov, 2-e izd., Akademicheskij proekt, Moscow, 143 p. Available at: http://www.iprbookshop.ru/94865.html (in Russian).

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

www.e-koncept.ru

Библиографическое описание статьи:

Левдик Ю. Ю. Формирование аналитических умений у будущих педагогов в процессе изучения дисциплины «История изобразительного искусства» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 05 (май). - С. 28-41. - URL: http://e-kon cept. ru/2021/211029.htm.

DOI 10.24412/2304-120X-2021-11029

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2021 © Левдик Ю. Ю., 2021

9772304120210

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.