Научная статья на тему 'Оценка живописной композиции в процессе изучения учебной дисциплины «Живопись»'

Оценка живописной композиции в процессе изучения учебной дисциплины «Живопись» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПОНЕНТЫ КОМПЕТЕНЦИИ / НАБОР КОЛОРИСТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЖИВОПИСНОЙ КОМПОЗИЦИИ / ПАРАМЕТРЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / COMPETENCE / ACTIVITY APPROACH / COMPONENTS OF COMPETENCE / SET OF COLORISTIC STRUCTURE OF A PAINTING COMPOSITION / PARAMETERS AND CRITERIA FOR EVALUATING CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Незнаева Ю.Ю.

В статье рассматривается возможность применения деятельностного подхода в процессе обучения студентов по направлению подготовки «Педагогическое образование», направленность «Изобразительное искусство», набору колористического строя живописной композиции натюрморта из белых предметов на белом фоне по дисциплине профессионального цикла «Живопись». Автор раскрывает необходимость и описывает этапы внедрения деятельностного подхода в рамках изучения новой темы по живописи на первом занятии. Результатом становится разработка этапов творческой деятельности и критериев оценки по теме «Построение натюрморта белое на белом» по дисциплине профессионального цикла «Живопись». Определяется динамика процесса формирования умений набора колористического строя живописной композиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Незнаева Ю.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE PAINTING COMPOSITION IN THE COURSE OF STUDYING THE DISCIPLINE «PAINTING»

The article describes the application of activity approach in training students of training direction "Pedagogical education" direction "Fine arts", set color system paintings of still life of white objects on a white background in the discipline of the professional cycle "Painting". The author reveals the necessity and describes the stages of implementing the activity approach in the framework of studying a new topic on painting in the fi rst lesson. The result is the development of stages of creative activity and evaluation criteria on the topic "Building a still life white on white" in the discipline of the professional cycle "Painting". The dynamics of the process of forming the skills of a set of coloristic structure of a pictorial composition is determined.

Текст научной работы на тему «Оценка живописной композиции в процессе изучения учебной дисциплины «Живопись»»

DOI 10.26105/SSPU.2020.64.1.014

YAK 378.016:75

ББК 74.489.025+85.10p

Ю.Ю. HE3HAEBA

J.J. NEZNAEVA

OUEHKA ЖИВОПИСНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЖИВОПИСЬ»

ASSESSMENT OF THE PAINTING COMPOSITION IN THE COURSE OF STUDYING THE DISCIPLINE «PAINTING»

В статье рассматривается возможность применения деятельностного подхода в процессе обучения студентов по направлению подготовки «Педагогическое образование», направленность «Изобразительное искусство», набору колористического строя живописной композиции натюрморта из белых предметов на белом фоне по дисциплине профессионального цикла «Живопись». Автор раскрывает необходимость и описывает этапы внедрения деятельностного подхода в рамках изучения новой темы по живописи на первом занятии. Результатом становится разработка этапов творческой деятельности и критериев оценки по теме «Построение натюрморта белое на белом» по дисциплине профессионального цикла «Живопись». Определяется динамика процесса формирования умений набора колористического строя живописной композиции.

The article describes the application of activity approach in training students of training direction "Pedagogical education" direction "Fine arts", set color system paintings of still life of white objects on a white background in the discipline of the professional cycle "Painting". The author reveals the necessity and describes the stages of implementing the activity approach in the framework of studying a new topic on painting in the first lesson. The result is the development of stages of creative activity and evaluation criteria on the topic "Building a still life white on white" in the discipline of the professional cycle "Painting". The dynamics of the process of forming the skills of a set of coloristic structure of a pictorial composition is determined.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, деятельностный подход, компоненты компетенции, набор колористического строя живописной композиции, параметры и критерии оценки творческой деятельности.

Key words: competence, competence, activity approach, components of competence, set of coloristic structure of a painting composition, parameters and criteria for evaluating creative activity.

Введение. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование», направленность «Изобразительное искусство, утвержденному приказом №121 от 22 февраля 2018 г., установлено, что для успешного формирования компетентного педагога с творческим потенциалом, способного решать самостоятельно профессиональные задачи, программа бакалавриата должна содержать в себе универсальные компетенции, которыми нужно владеть обучающимся и к которым относятся следующие: осуществление поиска и критического анализа для решения поставленных задач, определение круга задач в рамках поставленных целей и выбор оптимальных способов их решений, а также осуществление социального взаимодействия [10].

На сегодняшний день в области профессиональных дисциплин по направлению подготовки «Педагогическое образование», направленность «Изобразительное искусство», раскрывается следующая компетенция: ПК-18 - способность реализации изобразительных навыков в работе над композицией в живописи в профессиональной деятельности. Основной акцент

в формировании компетенции делается на необходимость реализации навыков в профессиональной сфере. Именно поэтому нами определены следующие компоненты, содержащиеся в компетенции:

- реализовать живописную композицию в соответствии с этапами построения живописного образа;

- владеть навыками поэтапного создания живописной композиции;

- уметь композиционно грамотно компоновать изображаемые объекты в живописи;

- владеть изобразительными навыками моделировки формы изображаемых объектов в живописи;

- владеть умениями строить пространственные отношения на основе цвето-тональных контрастов в живописи;

- владеть навыками набора колористического строя живописного произведения;

- владеть живописными средствами и приемами рисования, необходимыми для создания законченной живописной композиции.

Таким образом, решение профессиональных задач будущими педагогами изобразительного искусства предполагает овладение определенным кругом профессиональных умений, включенных в компоненты компетенции и связанных непосредственно с будущей педагогической деятельностью обучающихся - обучением изобразительному искусству школьников. При опоре на эту часть формируемых компонентов компетенции возникает необходимость введения в обучение деятельностного подхода на дисциплинах профессионального цикла при изучении новой темы.

Цель статьи - определение этапов и критериальной шкалы на определение умений составлять живописную композицию «белое на белом», в рамках деятельностного подхода по дисциплине «Живопись» направленных на формирование компетенций будущих учителей изобразительного искусства.

Материалы исследования. По мнению В.С. Лазарева, признанным сегодня является «формирование у выпускников вуза таких качеств, которые бы обеспечивали им конкурентоспособность на рынках труда (трудоустраи-ваемость) и способность быть эффективным субъектом трудовой деятельности» [7]. Ориентация на требования образовательных стандартов к обучению студентов, подтверждает необходимость использования в художественно-образовательном процессе деятельностного подхода.

В трудах В.В. Давыдова организация, выбор приемов, средств и методов учебно-познавательной деятельности студентов непосредственно связаны с деятельностным подходом, который включает:

- определение цели деятельности;

- планирование и прогнозирование цели деятельности;

- дифференцированность знаний и умений, включаемых в процесс деятельности по достижению поставленной цели;

- формирование установки готовности студента к будущей деятельности;

- выбор методов и организационных форм по включению студентов в образовательную деятельность;

- подбор критериев, позволяющих реализовать деятельностный подход.

В таком контексте деятельностный подход может рассматриваться

как организация деятельности студентов, которая постепенно усложняется, что позволяет им совершенствовать собственные умения, усваивать новые технологии работы с живописным материалом, формировать и совершенствовать собственные живописные умения и навыки, в которые входит мастерство техники мазка, работы с цветом, подбора определенной палитры колорита. Именно осознанная деятельность и желание студента могут положительно сказаться на результате деятельности и позволить им достичь поставленных целей.

Деятельность обучающегося можно рассмотреть как решение стоящих перед ним определенных задач. Студент в этом контексте - это субъект деятельности. В его задачу входит определение цели деятельности и выбор средств ее реализации. Кроме того, автор считает, что выбор способа деятельности и самостоятельность мышления - неотъемлемая часть любой деятельности. Из вышесказанного можно заключить, что перед педагогом высшего учебного заведения стоит задача раскрыть и развить творческий потенциал студентов и подвести их к рефлексии и анализу собственной творческой деятельности.

Целью обучения, по утверждению ученых (В.В. Давыдова, В.С. Лазарева), становится не накопление знаний, а формирование умений применять полученные знания на практике. По мнению П.Я. Гальперина [2], чтобы научиться действию, необходимо знать его алгоритм. Знания, по мнению автора, лишь средства обучения действиям.

В рамках дисциплины «Живопись» на втором курсе нами была рассмотрена тема «Построение натюрморта белое на белом», целью которой является обучение студентов подбирать и выстраивать колористический строй живописной композиции в затрудненных условиях, когда основным локальным цветом является - белый. В рамках темы был выстроен алгоритм действий для набора колористического строя в учебной работе. Изначально нужно определить умение и образ результата, которые получит обучающийся в итоге. На примере выбранной темы разберем следующее умение: выстроить колористический строй в натюрморте из белых предметов на белом фоне. Требования к алгоритму действий выполнения живописной композиции выстраиваются отдельно после того, как обучающиеся в групповой форме, в количестве 3-4 человека, изобразят совместно живописную композицию с натуры на формате листа A3 [9, с. 200].

Изначально перед обучающимися ставится проблема: изобразить живописный натюрморт из белых предметов на белом фоне, подобрав богатый колористический набор цветов и оттенков, основываясь на локальном цвете предметов (белом).

В процессе работы предполагается, что обучающиеся свободно дискутируют, составляя колористический строй в живописной композиции, приходя к общему мнению распределения цветовых оттенков на плоскости листа.

После завершения набора колористического строя живописной композиции, этапа обобщения натюрморта на плоскости возникает необходимость выстраивания критериальной модели, с помощью которой обучающимся предлагается самостоятельно оценить собственный колористический строй работы. Обучающиеся самостоятельно оценивают собственную живописную композицию по разработанной ими в течение непродолжительного времени (около 10 минут) критериальной модели, где максимум баллов 10, минимум - 0.

После самооценки обучающимся необходимо пересмотреть набор собственных критериев и обратиться к научной и методической литературе, связанной с изучаемым предметом (Г.В. Беда, В.Н. Коробейников, Ю.М. Кир-цер, В.С. Кузин, С.П. Ломов, Н.И. Прокофьев, К.И. Стародуб,Ю.П. Шашков, Н.С. Штаничева, Е.В. Шорохов). Другими словами, нужно дать обоснование критериям, которые они составили. Помимо этого необходимо выстроить четкие этапы выполнения живописной композиции:

- Составление композиции живописного натюрморта и моделирование формы предметов.

Композиционное распределение предметов на плоскости листа с учетом законов композиции: закона цельности - подчинения всех изображаемых элементов главному изображаемому объекту [4]; закона контрастов [6] - контраста форм, разграничение величин изображаемых объектов и с помощью этого закона нахождение сюжетно-композиционного центра ра-

боты, то есть изображения главного в живописной композиции. Использование приема «равновесия» при составлении композиции - смещение сюжетно-композиционного центра по отношению к геометрическому центру и уравновешивание композиции предметной деталью [12, с. 18]. Установление равновесия в живописной композиции [5] - ощущения устойчивости, которое выстроено так, что общая композиционная схема в виде пирамиды или конуса могла очертить композицию изображаемого натюрморта.

- Передача тональных отношений, выполнение подмалевка.

Выполнение главного предмета, находящегося на переднем плане на

несколько тонов светлее и объемнее по отношению к соседним предметам, что обеспечит на картинной плоскости цельность пространственных отношений и выведет главный предмет на передний план, выделит его среди остальных. В зависимости от освещения тон дальнего плана может быть передан значительно темнее, чем на переднем плане. В таком случае тоновые отношения не будут нарушены, передастся объемность и материальность, которая не нарушат цельности пространства [12, с. 24].

- Моделирование колористического строя в живописной композиции натюрморта с использованием множества оттенков.

Цветовое, полихромное построение предметов на плоскости листа красками. Определение насыщенности колористического строя в живописной композиции - пигмента, взятого на кисть и тона основы на листе. Определение локального цвета предметов, взаимодействия таких компонентов, как контраст объектов, драпировок, отражение взаимовлияния соседних цветов в постановке; выделение свойств и поверхностей изображаемого; свойств воздушной среды и расстояния до изображаемых объектов и между изображаемыми объектами - эффект воздушной перспективы, где вдаль изображаются объекты с более холодным оттенком, вблизи более теплые контрастные цвета; силы и спектрального состава прямого отраженного света [8, с. 127]. При создании колористического строя живописной композиции также необходимо учитывать и источник освещения, его теплохолодность. В зависимости от света, передаваемого изображаемым объектам, предметы будут либо теплые, либо холодные по цветовой гамме. Помимо этого, нужно обратить внимание на выстраивание по цвету падающей тени, при теплом освещении тень будет холодной, при холодном освещении, напротив, - теплой.

- Моделирование освещения в композиции натюрморта.

Определение степени освещенности поверхности изображаемых объектов как расстоянием до источника освещения, так и углом падения света на предметы. Определение цветовой среды окружающего объекта для нахождения цветовых рефлексов на изображаемом объекте. Более яркое выделение цветовых рефлексов в полутенях изображаемых объектов. При изображении объектов в ахроматическом локальном цвете, например, белом, нахождение оттенков осуществляется с опорой на определение света - прямого или отраженного, в зависимости от них выстраивается колористический строй произведения. Каждый объемный предмет необходимо проанализировать на наличие в нем следующих составляющих: блика, света, полутени, тени и рефлекса для объемности изображения объекта на плоскости листа. Также важно соблюсти некоторые особенности воздушной перспективы в освещении: светотень и цвет изменяются в зависимости от расстояния изображаемых объектов - ближние предметы изображаются контрастнее по отношению к дальним объектам изображения; дальние предметы имеют небольшой голубой оттенок; дальние предметы теряют цветовую насыщенность, по сравнению с ближними предметами; светлые участки дальних предметов темнеют, теневые участки светлеют; блики на дальних предметах не акцентируются; края предметов четко не прописываются, а имеют почти обобщенный с фоном цветовой оттенок [1, с. 101].

- Сближение цветовой гаммы натюрморта, обобщение живописной композиции.

Достижение естественного цветового единства в многообразии красок: передача единства освещения и отражения; нахождение родственных цветовых пятен; сближенность по цветовому оттенку и нахождение родства цветовых пятен в колорите живописной композиции [1, с. 134]; сближение по цвету предметов, находящихся на дальнем плане с фоном, что позволит выделить тесную их взаимосвязь и увести дальние предметы на второй план, усилит общее ощущение пространства [8, с. 117]. Правильность выполнения второго этапа - выполнения подмалевка для отображения цельности живописной композиции [11].

Результаты. Основываясь на перечисленных выше учебно-методических пособиях художников-педагогов, мы уточнили критерии по теме «Построение натюрморта белое на белом». В таблице 1 представлена балльная шкала оценки компетентности обучающихся по дисциплине «Живопись».

Таблица 1

Критериальная шкала на определение умений составлять живописную композицию «белое на белом», по дисциплине «Живопись»

Параметры Критерии оценки Баллы

Компоновка в гармоничную композицию изображаемых объектов в формате - Определение сюжетного центра композиции. - Соподчинение изображаемых объектов главному предмету. Распределение изображаемых объектов на формате листа, придерживаясь оптимального для формата размера (не слишком крупное и не слишком мелкое). Изображение объектов на листе не уходит в край. 2

Построение пространственных отношений на основе цвето-тональных контрастов - Определение тоновых отношений в зависимости от дальности расположения изображаемого объекта (ближние предметы светлее, дальние плотнее по тону). - Разграничение тональности предметов в соответствии с натурой. 2

Создание определенной системы цветовых отношений в композиции - Передача взаимовлияния соседних цветов на изображаемых объектах. - Изображение эффекта воздушной среды между изображаемыми объектами: вдаль - изображение объектов с более холодным оттенком, вблизи- более теплые контрастные цвета [8, с. 127]. Учет те-плохолодности освещения, падающего на предметы. Учет влияние освещения на колористический строй тени. 2

Моделировка формы живописными средствами - Распределение света, полутени, тени, рефлекса, блика на поверхности изображаемых объектов. - Передача фактурности изображаемых объектов живописными средствами. 2

Построение сбалансированного колорита в состоянии живописного обобщения - Фон и дальние предметы объединены общим цветовым оттенком. - Достижение колористического единства и цельности в живописной композиции (работа выглядит единой, собранной). 2

ВСЕГО: 10

В таблице представлены критерии, к которым мы относим пять основных параметров: компоновка в гармоничную композицию изображаемых объектов в формате; построение пространственных отношений на основе цвето-тональных контрастов; создание определенной системы цветовых от-

ношений в композиции; моделировка формы живописными средствами; построение сбалансированного колорита в состоянии живописного обобщения. К каждому из параметров подобраны соответствующие критерии оценки. В итоге, чтобы работа была оценена на «отлично» обучающимся необходимо набрать не менее 9 баллов.

Работа с обучающимися 2 курса по направлению подготовки «Педагогическое образование», направленность «Изобразительное искусство», проведенная в 2019 году, подтвердила положительное влияние деятельност-ного подхода на результат творческой деятельности. При оценке своей творческой работы по составленным, согласно требованиям, критериям, обучающиеся учли собственные недочеты, основными из которых были: сближенность тональных отношений между предметами, различными в плановом отношении; использование, в основном, локального цвета при изображении объектов рисования; «скудность» использования цветовых оттенков в изображаемых объектах; отсутствие колористического выделения главного предмета в живописной композиции.

Изображая живописную композицию натюрморта «белое на белом» повторно, обучающиеся старались избегать ошибок, совершенных в первой групповой работе, что привело к более осознанному подбору колористического строя живописной композиции.

Выводы. Предложенная система работы в деятельностном подходе при изучении новой темы «Построение натюрморта белое на белом» на первом занятии и оценка результатов собственной деятельности показала сформи-рованность компетентности будущих педагогов в области живописи. Оценивая качество выполнения и уровень презентации живописной работы в рамках дисциплины «Живопись» можно утверждать, что умения в области живописи у обучающихся соответствуют требованиям, предъявляемым к будущему педагогу изобразительного искусства, и требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, степени освоения профессиональных компетенций, способности выполнения видов профессиональной деятельности, направленных на реализацию основной образовательной программы.

Литература

1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1981. 239 с.

2. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Исследования мышления в советской психологии: сборник научных трудов. 1966. С. 236-277.

3. Давыдов В.В. Деятельностный подход в обучении и формировании творческой личности. Уфа: БГПИ, 1990. 172 с.

4. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. М.: Высшая школа, 2005. 272 с.

5. Ковалев Ф.В. Золотое сечение в живописи. М.: РИП-холдинг, 2016. 185 с.

6. Кузин В.С. Рисунок, наброски и зарисовки. М.: Academia, 2013. 232 с.

7. Лазарев В.С. Деятельностный подход к определению целей. Образовательная политика. 2007. №4. С. 28-36.

8. Ломов С.П. Цветоведение. М.: ВЛАДОС, 2018. 144 с.

9. Незнаева Ю.Ю. Деятельностный подход в обучении студентов направленности изобразительное искусство на дисциплине рисунок. Социальные и культурные практики в современном российском обществе: инициатива, партнерство, стратегия развития: материалы IV Всероссийской научно-методической конференции. 2019. №2. С. 200-205.

10. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/ fgosvo/151/150/24/94(дата обращения: 11.11.2019).

11. Прокофьев Н.И. Живопись. Техника живописи и технология живописных материалов. М.: ВЛАДОС, 2013. 158 с.

12. Шорохов Е.В. Композиция. М.: Просвещение, 1978. 160 с.

13. Осипова Л.Б. Профессиональная социализация как фактор компетентност-ного подхода к подготовке инженерных кадров [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.surgpu.rU/media/medialibrary/2019/04/5._%D0%9E %D1 %81%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%.pdf (дата обращения: 11.11.2019).

References

1. Beda G.V. Fundamentals of visual literacy. Moscow: Prosveshchenie publishing house, 1981. 239 p.

2. Galperin, P.Ya. Psychology of thinking and the doctrine of step-by-step formation of mental actions. [Studies of thinking in Soviet psychology: a collection of scientific papers]. 1966, pp. 236-277.

3. Davydov V.V. Activity approach in training and formation of a creative personality. Ufa: bgpi publishing house, 1990. 172 p.

4. Kircher Yu.M. Drawing and painting. Moscow: Higher school publishing house, 2005. 272 p.

5. Kovalev F.V. Golden section in painting Moscow: RIP-holding publishing house, 2016. 185 p.

6. Kuzin V.S. Drawing, sketches and sketches. Moscow: academia publishing house, 2013. 232 p.

7. Lazarev V.S. Activity approach to defining goals. Obrazovatel'naya politika [Educational policy]. 2007, N 4, pp. 28-36 (in Russian).

8. Lomov S.P. Chromatics. Moscow: VLADOS publishing house, 2018. 144 p.

9. Neznaeva Y.Y. The Activity approach in teaching students focus on the fine arts discipline of drawing. Social'nye i kul'turnye praktiki v sovremennom rossijskom obshchestve: iniciativa, partnerstvo, strategiya razvitiya: materialy IV Vserossi-jskoj nauchno-metodicheskoj konferencii [Social and cultural practices in modern Russian society: initiative, partnership, development strategy: materials of the IV all-Russian scientific and methodological conference]. 2019, N 2, pp. 200205 (in Russian).

10. 1Portal of Federal state educational standards of higher education [The theory and practice of social development]. Available at: http://fgosvo.ru/fgos-vo/151/150/24/94 (Accessed: 11.11.2019).

11. Prokofiev N.I. Painting. Painting technique and technology of painting materials. Moscow: VLADOS publishing house, 2013. 158 p.

12. Shorokhov E.V. Composition. Moscow: Prosveshchenie publishing house, 1978. 160 p.

13. Osipova L.B. Professional socialization as a factor of competence approach to training of engineering personnel [The theory and practice of social development]. Available at: http://www.surgpu.ru/media/medialibrary/2019/04/5._ %D0%9E%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%.pdf (Accessed: 11.11.2019) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.