УДК 378.126
Л. В. Коновалова
Педагогические условия формирование этнокультурной компетентности педагогов в вузе
Формирование этнокультурной компетентности на вузовском этапе осуществляется от курса к курсу на основе системного подхода, нацеленного на формирование позиции будущего специалиста как человека, способного самостоятельно обосновывать выбор решения конкретных педагогических задач в полиэтничной среде. Этой цели служит разнообразие индивидуальных образовательных маршрутов, прямо или косвенно связанных с изучаемой проблемой.
The process of forming of the ethnocultural competence in the higher school from course to course based on systems approach which one is targeted on forming of position of future specialist as human who is able to justify his choise independently in solution of specific pedagogic questions in a polyethnical environment. For this target is serve various individual educational routs, that are directly or indirectly interconnected with this problem.
Ключевые слова: этнокультурная компетентность, непрерывность, фундамен-тализация, гуманизация.
Key words: ethnocultural competence, continuity, fundamentalization, gumanization.
Современный этап общественного развития свидетельствует о том, что общество становится все более диверсифицированным. Мир столкнулся с нарастающими миграционными процессами. «Великое переселение народов» на постсоветском пространстве заметно видоизменяет этнический состав России. Экономические и социальные трудности заставляют жителей бывших союзных республик покидать родные места в поисках лучшей жизни. Миграционные процессы населением России, воспринимается неоднозначно. С одной стороны, привлечение мигрантов к работе в различных сферах производства, способствует росту сотрудничества, а с другой стороны, вызывает тревогу, поскольку изменяет демографическую ситуацию страны, повышает градус межнациональной напряженности.
Переехав на новое место жительства, мигранты исповедуют собственные культурные ценности, традиции, верования, говорят на иных языках, что заметно отличает их от местного населения. Ослабление культурных связей с исторической родиной, трудности в установлении
© Коновалова Л.В., 2015
72
контактов в новом социокультурном пространстве порождают межнациональные конфликты.
Как показывают исследования, человек в процессе общения руководствуется имеющимся у него жизненным опытом и сложившейся индивидуально-психологической позицией, через которые он пропускает поступающую информацию об окружающей среде, людях и их отношениях, о культурно-национальных ценностях и т.д. Из сказанного следует, восприятие, и понимание человека человеком во многом зависит от индивидуальных особенностей человека, его интересов, направленности, а также опыта общения с представителями других национальностей. Люди не всегда однозначно воспринимают окружающую действительность в обыденном сознании у некоторых людей (молодежи в том числе) встречается тенденция перенесения причин собственных неудач на других. В условиях полиэтничного социума такая склонность может приобрести национальную окраску. Проявление национальной ограниченности порождается различными обстоятельствами. К их числу можно отнести предвзятое мнением о человеке другой национальности, отсутствие уважительного и чуткого отношения к людям иной национальности, использование в разговорной речи сложившихся в прошлом кличек и прозвищ, адресованных представителям той или иной нации. В силу низкого уровня толерантного сознания, культуры межнационального общения, в процессе межличностного взаимодействия в многонациональном коллективе между общающимися людьми может возникнуть напряженность, конфликтные ситуации.
Совместная учеба и работа в многонациональном коллективе, постоянное общение его членов создают благоприятную обстановку, способствующую формированию у молодежи уважения к этническим группам к их культурному наследию. Вместе с этим, в многонациональном коллективе находит свое проявление этническая специфика различных культур и традиций, носители которых входят в этот коллектив. Между тем не все члены коллектива способны правильно воспринимать ценности культур разных народов (они им порой непонятны, непривычны). Отношение человека к той или иной национальности в большей степени зависит от личного опыта общения с представителями этой национальности друзьями, знакомыми и т.д. Такой опыт может быть не только позитивным, но и негативным: возможна односторонность оценок, абсолютизация отдельных черт в зависимости от личной симпатии и антипатии. Это ведет к созданию в коллективе неблагоприятной атмосферы с националистической окраской. Для того, чтобы в коллективе не возникало напряженных ситуаций, необходимо научить представителей разных национальностей управлять своим поведением, создавать обстановку уважения и дружелюбия к окружающим, к их культуре, языку, традициям и т.д., тем самым способствовать гармонизации межнациональных отношений.
73
Решение задач формирования толерантного сознания, культуры межнационального общения, гармонизации межнациональных отношений. возложено на различные социальные институты и государственные структуры. Однако современное образование и прежде всего учитель играют здесь ведущую роль.
Роль системы образования состоит в том, образование закладывает основы аксеологического и праксеологического отношения к миру формирует логику мышления человека, отдельных социальных групп и общества в целом. Образование рассматривается как реальная сила, конструктивно содействующая межнациональной интеграции, развитию национальных общностей. Оно, сохраняя традиционную функцию национального института общества, начинает активно выполнять новые социальные функции: социокультурного развития национальных общностей, а значит национальной консолидации, гармонизации межнациональных отношений, межнациональной интеграции, т.е. формированию толерантности, многокультурной кооперации и глобализации сознания.
Одной из особенностей системы образования в решении проблемы гуманизации общества является то, что в ней действует конкретный социокультурный, этнический феномен. В процесс образования включены реальные люди, имеющие и осознающие свою этническую принадлежность. Являясь «местом встречи» различных этносов оно обладает поистине уникальными возможностями управляемого взаимодействия на процесс формирования жизненных ориентиров молодежи и соответственно тех народов, к которым принадлежит эта молодежь. Поэтому от того какие идеи заложены в образовательные и воспитательные программы, зависит способность подрастающего поколения бесконфликтно существовать в полиэтничном обществе.
Учитель занимает одно из центральных мест в процессе воспроизводства и обогащения духовных ценностей общества, от его духовной культурны интеллектуальной зрелости и профессиональной компетентности педагога во многом зависит становление социально активного молодого поколения способного бесконфликтно жить и работать в полиэтничном обществе.
Таким образом, в условиях многонационального государства, каким издревле является Россия, появляется объективная потребность в подготовке педагогов готовых эффективно осуществлять профессиональную деятельность с учетом особенностей полиэтничного социума, владеющих этнокультурной компетентностью.
Анализ этнокультурной компетентности как социокультурного и социально-педагогического феномена в русле компетентностного, культурологического, андрагогического подходов позволяет охарактеризовать ее двойственную природу. С одной стороны, этнокультурная компетентность выступает как ключевая, необходимая современному специалисту
74
вне зависимости от сферы профессиональной деятельности, а с другой, как базовая в профессиональной деятельности педагога, работающего в многонациональном социуме. В условиях этнического многообразия этнокультурная компетентность педагога является мощным инструментом, обеспечивающим создание благоприятного демократического и гуманного социального климата в полиэтничной образовательной среде, заметной предпосылкой гармонизации межнациональных отношений.
Анализ определений этнокультурной компетентности и близких к нему дефиниций в отечественных и зарубежных исследованиях, позволил уточнить толкование этого понятия, соотнося его с профессией педагога.
По нашему мнению этнокультурная компетентность педагога - это интегративное профессионально-личностное качество, выражающееся в наличии:
- совокупности этнокультурных, этнопедагогаческих и этнопедагоги-ческих знаний;
- толерантных установок на общение с представителями других этнических групп, способности тактично и участливо откликаться на интересы и поступки людей иных этнических культур;
- готовности эффективно и творчески осуществлять профессиональную деятельность в условиях полиэтничного социума на основе межкультурного диалога;
- способности к адекватному выбору решений в конкретных (стандартных и нестандартных) ситуациях межэтнического взаимодействия.
Этнокультурная компетентность педагогов как интегративное профессионально-личностное качество проявляется: в гуманистической мировоззренческой позиции (отношение к этническим проблемам в стране и мире; отношение к этнокультурному образованию); в обобщенных умениях (осуществлять анализ практических ситуаций в этнокультурной среде на уровне методологической рефлексии; проектировать этнокультурные подходы в учебно-воспитательном процессе, нацеленные на развитие у учащихся толерантности и миролюбия); в готовности к конкретным способам реализации гуманистических ценностей (создавать условия для эффективного межнационального общения учащихся; проводить мероприятия, способствующие развитию интереса к историко-культурному наследию других народов.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что стркутурно-содержательная характеристика этнокультурной компетентности охватывает разнообразные сферы профессиональной деятельности педагога, а именно:
Коммуникативную сферу, которая связана с реализацией педагогического общения, посредством которого в многонациональном коллективе обеспечивается процесс передачи информации об особенностях поведения, обычаях, традициях, нравственно-этических нормах людей
75
других национальностей, создаются условия для развития положительной этнической идентичности, обстановки доверия и дружелюбия. В процессе общения педагог внимателен к поведению ребенка, его словам, жестам, интонациям. За внешними проявлениями поведения и состояний ребенка учитель «видит» его мысли и чувства, предугадывает намерения, моделирует личностные особенности ученика.
Организационно-конструктивную сферу, сущность которой заключается в готовности педагога организовывать собственную деятельность, а также активизировать познавательную деятельность учащихся, способности строить учебно-воспитательный процесс в соответствии с этнокультурными особенностями полиэтничного коллектива на диалогичной основе, вплетая в свою деятельность элементы народной педагогики.
Проектировочная сфера, отражает способность педагога переводить цели и задачи этнокультурного образования в конкретные педагогические задачи урока, темы, внеклассного мероприятия.
Творческо-исследовательская сфера включает готовность педагога участвовать в исследовательских проектах по вопросам этнокультурного образования, выступать с докладами, сообщениями, рефератами на педсоветах, методидеских объединениях и разного уровня конференци-ях.[1]
Ведущую роль в формировании этнокультурной компетентности играет вузовский этап непрерывного образования, поскольку вузовское образование обеспечивает не только познание мира, но и развитие индивидуальности человека, его самобытности
Проведенное исследование показало, что процесс формирования этнокультурной компетентности педагога, должен носить системный характер. Понимая вслед за В.Г. Афанасьевым систему как «совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых, интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему компонентам» [2, c. 9], мы считаем, что системность в формировании этнокультурной компетентности задается не только набором соответствующих дисциплин включенных в учебные планы, но и их взаимосвязью, преемственностью, взаимодополнением - всем контекстом обучения в университете, при котором результативное формирование этнокультурной компетентности достигается посредством выполнения образовательной, научно-исследовательской и культурновоспитательной функций.
Важнейшим направлением образовательного процесса в университете, является создание условий для овладения студентами фундаментальными знаниями, которые являются важным компонентом компетентности. Основу этнокультурной компетентности составляет фундаментальное гуманитарное знание, которое овеществляется в государственном образовательном стандарте, на основе которого создают-
76
ся учебные планы, образовательные программы учебных курсов и дисциплин.
В государственном образовательном стандарте гуманитарное знание представлено в двух блоках: общегуманитарном и псхолого-педагогическом. В каждом из вышеназванных блоков можно выделить модули. В общегуманитарном блоке - методолого-мировоззренческий, социокультурноый и этнокультурный модули.
Методолого-мировоззренческий модуль должен включать философский цикл, в дисциплинах которого акцентируется внимание на проблемах человеческой сущности, духовно-познавательных понятий. Они имеют мировоззренческий характер, обобщая в теоретикомировоззренческом плане знания по остальным предметам общегуманитарного и психолого-педагогического блоков, создавая базу для их интеграции, с целью обеспечения целостного знания.
Другим циклом этого блока является аксиологический цикл, дисциплины которого (этика, эстетика, религиоведение) отражают комплексное философское знание о способностях человека к освоению мира в форме ценностей. Эти дисциплины имеют личностно-ориентированную мировоззренческую направленность на понимание многообразия духовных ценностей и т.д.
Социокультурный модуль включает в себя циклы дисциплин, раскрывающие механизмы освоения мира человеком в форме социального действия (культурология, социология, политология, история России и мировых цивилизаций). Эти дисциплины освещают предметнодеятельностный аспект человеческой практики в ее универсальных, конкретно-исторических проявлениях.
Этнокультурный модуль - цикл дисциплин этого модуля (этнология, курсы по выбору освещающие этническую картину, мира, страны, региона) призван дать системные знания: о процессах антропогенеза и этногенеза; об историческом многообразии культур; о роли этнического фактора в эволюции мировой и российской культуры; о формах и способах межэтнической коммуникации; о причинах межэтнических конфликтов и способах их урегулирования; об основных этапах развития и современной этнической картине региона.
Психолого-педагогический блок может быть представлен двумя модулями дисциплины, которого описывают подсистему «человек-человек» в ее профессионально-деятельностном значении. Этот блок может быть представлен двумя модулями, каждый из которых предполагает циклы теории, истории и практики (методики) специальных дисциплин.
Психологический модуль - предметы этого модуля призваны обеспечить как общепсихологические знания (основы психологии развития и саморазвития личности, педагогическая психология и др.), так и этнопсихологические знания (этнопсихология личностных свойств, нацио-
77
нальный характер и менталитет, этнопсихологические особенности общения и социальной регуляции поведения, этнокультурная вариативность социализации, межэтническое взаимодействие и т.д.
Педагогический модуль также включает как общепедагогический -введение в педагогику, историю образования педагогические теории, предметные и воспитательные технологии, так и этнопедагогический (духовные истоки народной педагогики, основы народной педагогики, общечеловеческие ценности народной педагогики) циклы дисциплин.
Таким образом, в контексте рассматриваемого вопроса фундамента-лизацию гуманитарного образования обеспечивающего формирование и развитие этнокультурной компетентности мы рассматриваем через целостность содержания сущность которой, состоит в том, что отдельные дисциплины рассматриваются не как совокупность традиционных автономных курсов, как целостность, которая достигается посредством интеграции отдельных дисциплин в единые циклы, связанные общей целью -формирование этнокультурной компетентности. В свою очередь, отдельные циклы сопрягаются между собой через трансдисциплинарные коммуникации и пограничные области знания и культуры, обеспечивая целостность полиэтничного знания. Такой подход способствует формированию этнокультурной компетентности, ориентированной на достижение глубинных, сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира, предусматривает овладение взаимодополняемыми компонентами целостного научного знания.
На основе сказанного можно констатировать, что фундаментализация образования потенциально является катализатором творческой свободы, основанной на постижении и критическом восприятии совокупного опыта человеческого познания, на приобретение внутренней уверенности личности в своих возможностях использовать и индивидуально трансформировать этот опыт, создает условия для стимуляции и реализации, творческих начал личности.
Таким образом, фундаментальность образования как средство формирования интеллектуального типа личности приобретает особое значение в формировании интеллектуально-познавательного компонента этнокультурной компетентности, способствует развитию мотивационной сферы.
Университетская модель образования предполагает получение студентами знаний не только в ходе формального образования, на лекционных, семинарских и практических занятиях, где определенная сумма знаний передается от преподавателя к студентам, но и особый способ получения знаний в процессе исследовательской работы, которая является неотъемлемой частью университетского образования. Альфред Уайтхед утверждал, что университет одновременно является и школой образования, и центром исследований. Объединяя учащихся в едином процессе образования и поиска истины, университет создает творче-
78
скую атмосферу, в которой истина трансформируется в знание [3, с. 92].
Интерес к проблеме НИРс имеет важное практическое значение. НИРс является многофункциональным ресурсом высшей школы, позволяющим активизировать учебно-воспитательный процесс и, тем самым влиять на формирование этнокультурной компетентности. Кроме того, как уже было отмечено выше, компетентность проявляется в деятельности. НИРс способствует проявлению этнокультурной компетентности через различные организационные формы: проблемные группы, научные кружки, олимпиады, конкурсы, конференции различного уровня.
Помимо образовательной деятельности, научно-исследовательская деятельность выполняет также и воспитательную функцию, поскольку в ходе ее осуществления у студента формируется особая интеллектуальная культура необходимая ему, как для осмысления процессов происходящих в многонациональном социуме, так и в будущей профессиональной деятельности.
Воспитательная функция вузовского образования приобретает в современной социокультурной ситуации особую актуальность. Это обусловлено многими обстоятельствами, но, прежде всего тем, что в современном мире - образование выступает решающим фактором общественного прогресса, оно нацелено на всестороннее развитие личности, совершенствование человека и будущего специалиста, потенциал которого определяется не только профессиональными способностями и знаниями, но и общей культурой.
Воспитание благодаря своей нормативно-регулирующей функции способствует достижению социокультурного согласия, т.к. признание индивидом общезначимых социальных норм приводит к социокультурной целостности нации.
Соглашаясь с Н.В. Мартишиной, [4, с. 52-71] отметим, что система воспитательной работы современной высшей школы включает в себя три взаимосвязанных компонента: воспитание в процессе обучения, внеучебную деятельность и стиль-тон отношений, моральнопсихологический климат в коллективе. При этом воспитание должно рассматриваться как основа для самовоспитания студентов через создаваемую систему отношений. Повседневная вузовская жизнь конкретизируется для каждого студента в наборе определенных знаний, навыков, правил и норм поведения и ценностей, предлагаемых культурнопросветительским пространством вуза, которое, кроме того, является местом встречи различных этносов. В этих условиях образование обладает поистине уникальным воспитательным потенциалом воздействия на процесс формирования этнокультурной компетентности.
При этом следует учитывать, что личностный потенциал студента проходит три основных этапа развития:
- этап абстрактных возможностей, характеризуемый достаточно широким и неопределенным спектром возможных личностных измене-
79
ний и приобретений студента, определяемых, прежде всего его возрастными и социально-психологическими особенностями, а также уровнем индивидуально-личностного развития;
- этап реальной возможности, заключающийся в актуализации необходимых факторов и условий развития и изменения личности - потребностей, мотивов общего и профессионально-личностного саморазвития и самосовершенствования, готовности и способности к самовоспитанию, а также в создании благоприятной развивающей воспитательной среды, в проектировании эффективной системы реализации воспитательного потенциала учебных дисциплин;
- этап перехода возможности в действительность, заключающийся в функционировании особой педагогической системы продуктивного диалогического общения и совместной деятельности преподавателя и студентов по практической реализации потенциала развития студентов в процессе профессиональной подготовки [5, c. 69].
Заключая сказанное, следует отметить, что формирование этнокультурной компетентности педагога на вузовском этапе непрерывного образования обеспечивает триединство: обучение, исследование и воспитание. При этом учебно-воспитательный процесс строится как многоуровневая система, предлагающая множество образовательных маршрутов.
Список литературы
1. Коновалова Л.В. Формирование и развитие этнокультурной компетености пе-дагов в процессе непрерывного образования: дис. ... д-ра. пед. наук. - Великий Новгород, 2011. - 358 с.
2. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. - М., 1977. - 254 с.
3. Вуз как воспитательное пространство («Круглый стол») // Педагогика. - 2002. - № 7. - С. 52-71.
4. Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре. -М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1994. - 239 с.
5. Ярмакеев И. Воспитательный потенциал учебных дисциплин // Высшее образование в России. - 2004. - № 9. - С. 64-70.
80