Научная статья на тему 'Этнокультурная направленность подготовки специалистов в многонациональном регионе'

Этнокультурная направленность подготовки специалистов в многонациональном регионе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л. В. Коновалова

В статье раскрыта роль социальной среды, показана роль высшего образования как важнейшего инструмента социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC-CULTURAL ORIENTATION OF PECIALISTS TRAINING IN MULTINATIONAL REGION

The article reveals the role of social medium displaying the Importance of higher education as the Instrument of socialization

Текст научной работы на тему «Этнокультурная направленность подготовки специалистов в многонациональном регионе»

ДИ «Этнокультурная направленность подготовки специалистов в многонациональном...»

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ РЕГИОНЕ

Л.В. Коновалова

ETHNIC-CULTURAL ORIENTATION OF PECIALISTS TRAINING IN MULTINATIONAL REGION

Konovalova L.V.

The article reveals the role of social medium dlsplaynng the Importance of higher education as the nnstrument of socialization.

В статье раскрыта роль социальной среды, показана роль высшего образования как важнейшего инструмента социализации.

Межэтнические отношения стали важнейшим элементом социальной и политической реальности. Этнические конфликты, этническое насилие, к сожалению, сопутствуют новейшей истории России. Общество расплачивается за отсутствие в прошлом достаточного интереса к специфике межэтнических отношений. Наше общест-вознание долго воспитывало межнациональную гармонию и игнорировало остроту и напряженность реальных событий. Возникшие в этой сфере разногласия замалчивались, ждали своего часа, обострялись, затем превращались в конфликты и трагедии. Пока вслед за учеными - идеологами авторитаризма общество дружно скандировало лозунги о социальной однородности, набирали силу процессы социально-этнической дифференциации.

Характерной чертой второй половины двадцатого столетия является этническое возрождение, стремление народов к познанию собственных корней и истоков. Сегодня можно говорить о беспрецедентном для прежней исторической эпохи всплеске национального сознания и самосознания. В этих изменяющихся условиях процесс социализации, изучение его факторов и условий приобретают первостепенное значение.

Несмотря на его широкую распространенность, термин «социализация» не имеет однозначного толкования. Известный американский социолог Нейл Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок

УДК 374.6

индивидов, соответствующих их социальным ролям» (2) Крупнейший польский социолог академик Ян Шепанский определил социализацию как «влияние среды в целом, которое приобщает индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей» (3). У. Бронфенбреннер считает, что «процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества» (1).

В разных словарях социализация определяется: 1) «как процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит» (4); 2) «как процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта» (5); 3) «как процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе» (6); 4) как «сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности» (7).

На основе сказанного можно заключить, что социализация - это процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщения его к системе социальных связей», «процесс активного воспроизводства индивидом социальных связей за счет активной деятельности».

Время перемен требует продуманного анализа и оценки процесса социализации человека в новой социально-экономической среде. Влияние разнообразных факторов и условий на процесс социализации превращает его в противоречивое явление современной жизни. Изменения, происходящие в нашей стране, несомненно, влияют на процесс социализации в новых политических,

социально-экономических условиях. Факторы социализации и возникающая под их влиянием система отношений к окружающему миру не являются постоянными для разных возрастных периодов жизни человека.

Поэтому процесс социализации на разных возрастных этапах требует глубокого анализа и систематизации. В связи с этим на наш взгляд, требуют изучения факторы, влияющие на процесс социализации студентов, так как им предстоит не только адаптироваться к новым условиям, но и занять активную позитивную позицию в обществе.

Социальная активность - главное качество социализации. По своему содержанию социализация есть процесс становления личности, выработки ею соответствующих социальных позиций. Большая роль в этом процессе принадлежит социальной среде.

Роль социальной среды в развитии и становлении личности раскрыта в трудах отечественных и зарубежных ученых, таких как В.А. Ануфриева, Л.П. Буева, И. Алтман, Р. Гибсон, Дембл, М.С. Каган, И.С. Кон, E.H. Луцкий, Е.П. Перцек, Р. Эштон и др.

Как отмечают исследователи, социальная среда - это окружающее человека социальное пространство (социум), включающий в себя общественные (материальные и духовные) условия становления, существования и развития деятельности людей, неразрывно связанное с общественными отношениями, в которые эти люди вовлечены. Речь идет о совокупности разных условий: взаимодействии с другими людьми, природным, вещным и предметным окружением, представленном, как открытая к взаимодействию часть социума.

Социальная среда делится на микро-мезо- и макросреду. Под макросредой понимают социальное пространство, выступающее в качестве наиболее общей предпосылки жизнедеятельности для всех членов общества. Мезосреда включает взаимоотношения двух и более сред, с которыми взаимодействует развивающаяся личность (например, для ребенка это отношение между домом, школой и соседской группой сверстников, для взрослого человека - семья - работа и общественная жизнь). В структуре

и

ГЙИИ «Этнокультурная направленность подготовки специалистов в многонациональном...»

социальной среды по признаку непосредственных контактов выделяют социальные сферы, где личность проявляет себя в своем групповом или индивидуальном поведении, и которое служит связующим звеном в отношениях личности и общества. Это звено образует тот неповторимый комплекс моральных, духовных и личностных факторов, который и определяет его микросреду. Ее важнейшими структурными компонентами являются: первичный трудовой коллектив, учебный коллектив и т.д., общественные организации по месту работы, учебы или жительства, неформальные объединения по интересам и т.д.

Современные подходы к проблеме "личность и среда" рассматривают их взаимодействие не как жесткую детерминацию развития личности, а как сложные многоуровневые взаимосвязи индивида с тем, что его окружает.

Учитывая, что среда - зона непосредственной активности индивида его ближайшего развития и действия, можно заключить, что человек сам создает свою сферу развития, свое пространство "вхождения" в культуру, свое видение ценностей. В этом плане особую роль играют региональная и локальная среды, как предпосылка развития человека. Их особенности следует рассматривать в контексте федеральных требований.

Крупные изменения в общественно-государственном устройстве многонациональной страны, привели к созданию новой социально-экономической и культурно-национальной ситуации. Изменения в социально-экономической сфере связаны с отказом от командно-административной системы, переходом к рыночной экономике, провозглашением суверенитета республик, стремлением краев и областей к социально-экономической самостоятельности. Культурно-национальная ситуация характеризуется этническим возрождением народов, которое коснулось духовной культуры, языка, обрядов, традиций и т.д. Сегодня можно говорить о беспрецедентном для прежней исторической эпохи всплеске национального сознания и самосознания; особенно остро

рост национального сознания и самосознания, стремление народов к познанию собственных корней и истоков ощущают жители Ставрополья.

Ставропольский край расположен в центре Северного Кавказа, который является одним из наиболее многонациональных регионов не только нашей страны, но и всей планеты. На сравнительно небольшой территории в течение длительного времени проживают десятки народов. Одни сложились здесь как этносы, и Северный Кавказ является их исторической родиной. Другие оформились, как этносы за пределами Северного Кавказа, но проживание здесь в течение веков дает основание их тоже считать аборигенами этого многонационального края.

Являясь исторической родиной многих народов, центром этнической миграции, Ставрополье объединяет на своей территории людей более 100 национальностей. Поэтому в крае практически нет ни одного коллектива, в котором бы не работали и не учились представители разных национальностей.

Важным фактором становления и развития личности является общение. Оно обеспечивает регуляцию поведения, его отношение с другими людьми, создает условие для целенаправленного регулирования чувств поведения, ориентации, оценок. Основанные на гуманизме факторы общения стимулируют развитие положительных человеческих качеств.

Общение становится средством осознания человеком его причастности к этническому целому и формой этнокультурного обмена. Это возвеличивает каждого, позволяет ощутить себя частицей не только своего народа, но и человечества в целом, дает возможность приобщиться к традициям, культурам, историческому опыту многих народов, что формирует широкий взгляд на окружающий мир, этноязыковые процессы, личное и национальное достоинство. В разных регионах культура межнационального общения имеет свои особенности, определяемые социально-историческим прошлым нации, истории ее отношений с другими на-

родами, этнопсихологической совместимостью представителей тех или иных народов, религиозно-конфессиальной спецификой.

Культура межнационального общения есть результат развития общечеловеческой культуры и истории. Общечеловеческие нормы отношений людей имеют и национальную специфику, формируемую социально-историческим опытом нации или народности. Она отражается в особенностях культуры, обычаях, традициях, этикете, ритуалах и т.д.

Одним из важнейших этапов развития личности является вузовское образование.

Вуз - институт социализации, передающий не только профессиональные знания, но развивающий и воспроизводящий особый культурный слой общества. От успешной социализации студента в вузе зависит не только формирование его личности, но и многие процессы, происходящие в обществе, в частности, этнокультурные процессы.

Анализ исследований, рассматривающих различные аспекты высшего образования, показывает, что в нем условно можно выделить две подсистемы: профессиональную и общекультурную.

Профессиональное образование активно содействует социализации будущих специалистов через освоение профессиональных ролей, углубление профессиональной компетентности и развитие социально-профессиональной мобильности. Общекультурное образование дополняет и обобщает процесс социализации путем приобщения личности к общечеловеческим ценностям, зафиксированных в лучших образцах мировой культуры.

В условиях полиэтничной социокультурной среды особое значение приобретает общекультурное образование, направленное на развитие способности людей к сотрудничеству, в частности, с представителями других культур.

Система образования закладывает основы аксеологического и праксеологическо-го отношения к миру формирует логику мышления человека, отдельных социальных групп и общества в целом. Образование рас-

сматривается как реальная сила, конструктивно содействующая межнациональной интеграции, развитию национальных общностей. Оно, сохраняя традиционную функцию национального института общества, начинает активно выполнять новые социальные функции: социокультурного развития национальных общностей, а значит, национальной консолидации, гармонизации межнациональных отношений, межнациональной интеграции, т.е. формированию толерантности, многокультурной кооперации и глобализации сознания.

Одной из особенностей системы образования в решении проблемы гуманизации общества является то, что в ней действует конкретный социокультурный, этнический феномен. В процесс образования включены реальные люди, имеющие и осознающие свою этническую принадлежность.

Совместная учеба, работа и жизнь в многонациональном коллективе с одной стороны способствуют формированию уважения к нациям и народностям, к их культурам, а другой стороны не все его члены способны правильно воспринимать ценности культуры разных народов (они им порой непонятны и непривычны), проявлять терпимость и тактичность. Отношение человека к той или иной национальности в большей степени зависит от личного опыта общения с ее представителями, с друзьями и знакомыми. Такой опыт может быть не только позитивным, но и негативным: возможны односторонность оценок, абсолютизация отдельных черт в зависимости от личной симпатии и антипатии и т.д. Это повод для создания в коллективе неблагоприятной атмосферы с национальной окраской. Особое значение имеет оценка психологического состояния людей, оказавшихся вовлеченными в межнациональные трения.

Система образования призвана скорректировать негативные проявления разного рода, создав условия для формирования и распространения тех ценностных ориентиров, которые предпочтительны как для личности, так и для общества.

Таким образом, можно констатировать, что в условиях многонационального

и

ГЙИИ «Этнокультурная направленность подготовки специалистов в многонациональном.»

региона одной из задач системы образования является целенаправленное формирование норм и эталонов общения, отражающие специфику социально-исторического опыта жизни народов, проживающих в крае, прививать навыки межнационального общения, формировать умение преодолевать конфликтные ситуации, развивать интерес к историко-культурному наследию народов, проживающих как в крае, так и на Северном Кавказе. Освоение, понимание и принятие иной национальной культуры - важное требование нашего времени. Хорошо образованный специалист - это не только «человек профессиональный», а прежде всего «человек культурный», в том смысле, что он понимает и принимает иные культурные позиции и ценности, оценки, умеет в диалоге с людьми разных национальностей выслушать и высказать свою точку зрения, участвуя в обсуждении национально-этнических проблем, проявляя при этом такт в оценке исторических событий, обрядов, традиций и т.д.

Поэтому для того, чтобы специалисты, работающие в поликультурном полиэтнич-ном регионе, могли управлять национальной сферой своего поведения, в процессе образования они должны овладеть элементарной этнографической грамотностью, разбираться в вопросах этнопедагогики и этнопсихологии.

Формированию толерантности, гуманизма, коллективизма, интернационализма, приобретению опыта взаимоотношений у студентов разных национальностей способствует работа сотрудников кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета. При рассмотрении вышеназванных вопросов сотрудниками кафедры учитывается непрерывность и преемственность образовательного процесса.

Овладение элементарной этнографической грамотностью осуществляется на занятиях по курсу «Этнология. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения». Эта дисциплина призвана дать студентам системные знания о процессах антропогенеза и этногенеза, об историческом многообразии культур, о роли этнического фактора в эволюции мировой

культуры, об особенностях этнического самосознания, о сущности этнической идентичности, о формах и способах межэтнической коммуникации, о причинах этнических конфликтов и принципах их урегулирования, об основных этапах развития и современной этнической картине Северокавказского региона и Ставрополья.

Основными организационными формами учебно-воспитательного процесса в вузе являются лекционные и семинарские занятия. Однако нельзя профессионально сориентировать и полноценно подготовить студента лишь на аудиторных занятиях. Значительные сдвиги в мотивационной сфере, в развитии самостоятельности способствуют внеаудиторные занятия. В ходе внеаудиторных занятий со студентами обсуждаются проблемы межнационального общения, отношения к культуре и традициям других народов, глубже изучаются обычаи и этикет автохтонных народов Северного Кавказа, история, этнокультурные особенности титульных этносов. Таким образом, студенты получают теоретические знания и в конкретных педагогических ситуациях повышают эффективность проводимой работы.

За годы учебы студент развивается интеллектуально, духовно, нравственно, поэтому необходимо менять содержание, формы и методы учебно-воспитательного процесса по мере прогрессивного развития личности с учетом национальных особенностей региона, связанных с историей, традициями, культурой многонационального Ставрополья. Этому способствует курс по выбору «Социализация в многонациональном регионе», который направлен на комплексное изучение национальной проблематики. Спецкурс «Социализация в многонациональном регионе» способствует совершенствованию процесса подготовки специалистов в многонациональном регионе и предусматривает:

- обогащение теоретическими знаниями по этнопедагигике, этнопсихологии, этносоциологии и т.д.

- формирование умений и навыков работы в многонациональном регионе, кото-

рое включает формирование этнокультурной компетентности;

- учет особенностей структурных компонентов полиэтничной среды.

Вышеназванный курс предполагает решение следующих задач:

- развитие у студентов национального сознания и самосознания, на основе расширения и углубления знаний о национальных особенностях полиэтничного региона;

- формирование у студентов пофес-сионально-значимых умений для работы в многонациональном регионе;

- развитие навыков налаживания конструктивного межкультурного диалога с учетом достигнутой этнокультурной компетентности.

При проведении спецкурса предусмотрены различные организационные формы: лекции, семинары, практические, занятия, тренинги, самостоятельная работа.

На развитие и обогащение университетского образования в полиэтничном регионе нацелен следующий курс по выбору «Педагогика межнационального общения». Этот курс предполагает решение следующих задач:

- воспитание глубокого уважения к многонациональному народу России;

- культивирование бережного отношения к людям различных национальностей, к их языкам, социальным ценностям;

- вооружить молодежь психолого-педагогическими знаниями необходимыми для общения с людьми разных национальностей;

- привить умения распознавать психологическое состояние людей, оказавшихся вовлеченными в межнациональные прения, конфликты;

- стимулирование непримиримого отношения к проявлению шовинизма, национализма, расизма;

- воспитание в духе веротерпимости к религиозным чувствам людей, обеспечение мирного разрешения возникающих конфликтов культур на стыке разных религий.

Методами обучения при проведении курса по выбору «Педагогика межнационального общения» являются:

- кросс-культурный (параллельное изучение этнокультур; анализ сходства и различия);

- метод эмпатии (переживание участниками образовательного процесса состояний героев, представителей иной этнической группы);

- метод контраста (представление участниками образовательного процесса возможности поучаствовать в ситуациях с контрастными позициями: добрый-злой, миролюбивый-агрессивный, гость-хозяин);

- тренинг межэтнического общения (создание искусственных коммуникативных ситуаций между представителями разных этнических групп).

Таким образом, в процессе поэтапного непрерывного расширения и углубления знаний по этнологии, этнопсихологии, этно-педагогике и т.д. при изучении курсов «Этнология», «Этнические проблемы современности и культура межнационального общения», «Социализация в многонациональном регионе», «Педагогика межнационального общения» создаются хорошие предпосылки для формирования умений и навыков, развития личностных качеств и способностей позволяющих успешно осуществлять профессиональную деятельность в условиях многонационального региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети США и СССР/Пер. с англ. -М., 1976.

2. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. - М., 1994. - С. 652.

3. Шепанский Я. Элементарные понятия социологии. -М., 1969. - С. 51.

4. Современная Западная социология: Словарь. -М, 1990. - С. 316.

5. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. -М, 1991. - С. 421.

6. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М. Гвишиани, И.И. Лапина. - М., 1988. -С. 318.

7. Robertson Jan. Sociology. 2 Ed. - New York, 1981. -P.105.

Об авторе

Коновалова Людмила Викторовна, доцент кафедры социальной философии и этнологии. Область научных интересов - социально-педагогические проблемы подготовки специалистов в многонациональном регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.