ДИ «Этнокультурная направленность подготовки специалистов в многонациональном...»
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ РЕГИОНЕ
Л.В. Коновалова
ETHNIC-CULTURAL ORIENTATION OF PECIALISTS TRAINING IN MULTINATIONAL REGION
Konovalova L.V.
The article reveals the role of social medium dlsplaynng the Importance of higher education as the nnstrument of socialization.
В статье раскрыта роль социальной среды, показана роль высшего образования как важнейшего инструмента социализации.
Межэтнические отношения стали важнейшим элементом социальной и политической реальности. Этнические конфликты, этническое насилие, к сожалению, сопутствуют новейшей истории России. Общество расплачивается за отсутствие в прошлом достаточного интереса к специфике межэтнических отношений. Наше общест-вознание долго воспитывало межнациональную гармонию и игнорировало остроту и напряженность реальных событий. Возникшие в этой сфере разногласия замалчивались, ждали своего часа, обострялись, затем превращались в конфликты и трагедии. Пока вслед за учеными - идеологами авторитаризма общество дружно скандировало лозунги о социальной однородности, набирали силу процессы социально-этнической дифференциации.
Характерной чертой второй половины двадцатого столетия является этническое возрождение, стремление народов к познанию собственных корней и истоков. Сегодня можно говорить о беспрецедентном для прежней исторической эпохи всплеске национального сознания и самосознания. В этих изменяющихся условиях процесс социализации, изучение его факторов и условий приобретают первостепенное значение.
Несмотря на его широкую распространенность, термин «социализация» не имеет однозначного толкования. Известный американский социолог Нейл Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок
УДК 374.6
индивидов, соответствующих их социальным ролям» (2) Крупнейший польский социолог академик Ян Шепанский определил социализацию как «влияние среды в целом, которое приобщает индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей» (3). У. Бронфенбреннер считает, что «процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества» (1).
В разных словарях социализация определяется: 1) «как процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит» (4); 2) «как процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта» (5); 3) «как процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе» (6); 4) как «сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности» (7).
На основе сказанного можно заключить, что социализация - это процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщения его к системе социальных связей», «процесс активного воспроизводства индивидом социальных связей за счет активной деятельности».
Время перемен требует продуманного анализа и оценки процесса социализации человека в новой социально-экономической среде. Влияние разнообразных факторов и условий на процесс социализации превращает его в противоречивое явление современной жизни. Изменения, происходящие в нашей стране, несомненно, влияют на процесс социализации в новых политических,
социально-экономических условиях. Факторы социализации и возникающая под их влиянием система отношений к окружающему миру не являются постоянными для разных возрастных периодов жизни человека.
Поэтому процесс социализации на разных возрастных этапах требует глубокого анализа и систематизации. В связи с этим на наш взгляд, требуют изучения факторы, влияющие на процесс социализации студентов, так как им предстоит не только адаптироваться к новым условиям, но и занять активную позитивную позицию в обществе.
Социальная активность - главное качество социализации. По своему содержанию социализация есть процесс становления личности, выработки ею соответствующих социальных позиций. Большая роль в этом процессе принадлежит социальной среде.
Роль социальной среды в развитии и становлении личности раскрыта в трудах отечественных и зарубежных ученых, таких как В.А. Ануфриева, Л.П. Буева, И. Алтман, Р. Гибсон, Дембл, М.С. Каган, И.С. Кон, E.H. Луцкий, Е.П. Перцек, Р. Эштон и др.
Как отмечают исследователи, социальная среда - это окружающее человека социальное пространство (социум), включающий в себя общественные (материальные и духовные) условия становления, существования и развития деятельности людей, неразрывно связанное с общественными отношениями, в которые эти люди вовлечены. Речь идет о совокупности разных условий: взаимодействии с другими людьми, природным, вещным и предметным окружением, представленном, как открытая к взаимодействию часть социума.
Социальная среда делится на микро-мезо- и макросреду. Под макросредой понимают социальное пространство, выступающее в качестве наиболее общей предпосылки жизнедеятельности для всех членов общества. Мезосреда включает взаимоотношения двух и более сред, с которыми взаимодействует развивающаяся личность (например, для ребенка это отношение между домом, школой и соседской группой сверстников, для взрослого человека - семья - работа и общественная жизнь). В структуре
и
ГЙИИ «Этнокультурная направленность подготовки специалистов в многонациональном...»
социальной среды по признаку непосредственных контактов выделяют социальные сферы, где личность проявляет себя в своем групповом или индивидуальном поведении, и которое служит связующим звеном в отношениях личности и общества. Это звено образует тот неповторимый комплекс моральных, духовных и личностных факторов, который и определяет его микросреду. Ее важнейшими структурными компонентами являются: первичный трудовой коллектив, учебный коллектив и т.д., общественные организации по месту работы, учебы или жительства, неформальные объединения по интересам и т.д.
Современные подходы к проблеме "личность и среда" рассматривают их взаимодействие не как жесткую детерминацию развития личности, а как сложные многоуровневые взаимосвязи индивида с тем, что его окружает.
Учитывая, что среда - зона непосредственной активности индивида его ближайшего развития и действия, можно заключить, что человек сам создает свою сферу развития, свое пространство "вхождения" в культуру, свое видение ценностей. В этом плане особую роль играют региональная и локальная среды, как предпосылка развития человека. Их особенности следует рассматривать в контексте федеральных требований.
Крупные изменения в общественно-государственном устройстве многонациональной страны, привели к созданию новой социально-экономической и культурно-национальной ситуации. Изменения в социально-экономической сфере связаны с отказом от командно-административной системы, переходом к рыночной экономике, провозглашением суверенитета республик, стремлением краев и областей к социально-экономической самостоятельности. Культурно-национальная ситуация характеризуется этническим возрождением народов, которое коснулось духовной культуры, языка, обрядов, традиций и т.д. Сегодня можно говорить о беспрецедентном для прежней исторической эпохи всплеске национального сознания и самосознания; особенно остро
рост национального сознания и самосознания, стремление народов к познанию собственных корней и истоков ощущают жители Ставрополья.
Ставропольский край расположен в центре Северного Кавказа, который является одним из наиболее многонациональных регионов не только нашей страны, но и всей планеты. На сравнительно небольшой территории в течение длительного времени проживают десятки народов. Одни сложились здесь как этносы, и Северный Кавказ является их исторической родиной. Другие оформились, как этносы за пределами Северного Кавказа, но проживание здесь в течение веков дает основание их тоже считать аборигенами этого многонационального края.
Являясь исторической родиной многих народов, центром этнической миграции, Ставрополье объединяет на своей территории людей более 100 национальностей. Поэтому в крае практически нет ни одного коллектива, в котором бы не работали и не учились представители разных национальностей.
Важным фактором становления и развития личности является общение. Оно обеспечивает регуляцию поведения, его отношение с другими людьми, создает условие для целенаправленного регулирования чувств поведения, ориентации, оценок. Основанные на гуманизме факторы общения стимулируют развитие положительных человеческих качеств.
Общение становится средством осознания человеком его причастности к этническому целому и формой этнокультурного обмена. Это возвеличивает каждого, позволяет ощутить себя частицей не только своего народа, но и человечества в целом, дает возможность приобщиться к традициям, культурам, историческому опыту многих народов, что формирует широкий взгляд на окружающий мир, этноязыковые процессы, личное и национальное достоинство. В разных регионах культура межнационального общения имеет свои особенности, определяемые социально-историческим прошлым нации, истории ее отношений с другими на-
родами, этнопсихологической совместимостью представителей тех или иных народов, религиозно-конфессиальной спецификой.
Культура межнационального общения есть результат развития общечеловеческой культуры и истории. Общечеловеческие нормы отношений людей имеют и национальную специфику, формируемую социально-историческим опытом нации или народности. Она отражается в особенностях культуры, обычаях, традициях, этикете, ритуалах и т.д.
Одним из важнейших этапов развития личности является вузовское образование.
Вуз - институт социализации, передающий не только профессиональные знания, но развивающий и воспроизводящий особый культурный слой общества. От успешной социализации студента в вузе зависит не только формирование его личности, но и многие процессы, происходящие в обществе, в частности, этнокультурные процессы.
Анализ исследований, рассматривающих различные аспекты высшего образования, показывает, что в нем условно можно выделить две подсистемы: профессиональную и общекультурную.
Профессиональное образование активно содействует социализации будущих специалистов через освоение профессиональных ролей, углубление профессиональной компетентности и развитие социально-профессиональной мобильности. Общекультурное образование дополняет и обобщает процесс социализации путем приобщения личности к общечеловеческим ценностям, зафиксированных в лучших образцах мировой культуры.
В условиях полиэтничной социокультурной среды особое значение приобретает общекультурное образование, направленное на развитие способности людей к сотрудничеству, в частности, с представителями других культур.
Система образования закладывает основы аксеологического и праксеологическо-го отношения к миру формирует логику мышления человека, отдельных социальных групп и общества в целом. Образование рас-
сматривается как реальная сила, конструктивно содействующая межнациональной интеграции, развитию национальных общностей. Оно, сохраняя традиционную функцию национального института общества, начинает активно выполнять новые социальные функции: социокультурного развития национальных общностей, а значит, национальной консолидации, гармонизации межнациональных отношений, межнациональной интеграции, т.е. формированию толерантности, многокультурной кооперации и глобализации сознания.
Одной из особенностей системы образования в решении проблемы гуманизации общества является то, что в ней действует конкретный социокультурный, этнический феномен. В процесс образования включены реальные люди, имеющие и осознающие свою этническую принадлежность.
Совместная учеба, работа и жизнь в многонациональном коллективе с одной стороны способствуют формированию уважения к нациям и народностям, к их культурам, а другой стороны не все его члены способны правильно воспринимать ценности культуры разных народов (они им порой непонятны и непривычны), проявлять терпимость и тактичность. Отношение человека к той или иной национальности в большей степени зависит от личного опыта общения с ее представителями, с друзьями и знакомыми. Такой опыт может быть не только позитивным, но и негативным: возможны односторонность оценок, абсолютизация отдельных черт в зависимости от личной симпатии и антипатии и т.д. Это повод для создания в коллективе неблагоприятной атмосферы с национальной окраской. Особое значение имеет оценка психологического состояния людей, оказавшихся вовлеченными в межнациональные трения.
Система образования призвана скорректировать негативные проявления разного рода, создав условия для формирования и распространения тех ценностных ориентиров, которые предпочтительны как для личности, так и для общества.
Таким образом, можно констатировать, что в условиях многонационального
и
ГЙИИ «Этнокультурная направленность подготовки специалистов в многонациональном.»
региона одной из задач системы образования является целенаправленное формирование норм и эталонов общения, отражающие специфику социально-исторического опыта жизни народов, проживающих в крае, прививать навыки межнационального общения, формировать умение преодолевать конфликтные ситуации, развивать интерес к историко-культурному наследию народов, проживающих как в крае, так и на Северном Кавказе. Освоение, понимание и принятие иной национальной культуры - важное требование нашего времени. Хорошо образованный специалист - это не только «человек профессиональный», а прежде всего «человек культурный», в том смысле, что он понимает и принимает иные культурные позиции и ценности, оценки, умеет в диалоге с людьми разных национальностей выслушать и высказать свою точку зрения, участвуя в обсуждении национально-этнических проблем, проявляя при этом такт в оценке исторических событий, обрядов, традиций и т.д.
Поэтому для того, чтобы специалисты, работающие в поликультурном полиэтнич-ном регионе, могли управлять национальной сферой своего поведения, в процессе образования они должны овладеть элементарной этнографической грамотностью, разбираться в вопросах этнопедагогики и этнопсихологии.
Формированию толерантности, гуманизма, коллективизма, интернационализма, приобретению опыта взаимоотношений у студентов разных национальностей способствует работа сотрудников кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета. При рассмотрении вышеназванных вопросов сотрудниками кафедры учитывается непрерывность и преемственность образовательного процесса.
Овладение элементарной этнографической грамотностью осуществляется на занятиях по курсу «Этнология. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения». Эта дисциплина призвана дать студентам системные знания о процессах антропогенеза и этногенеза, об историческом многообразии культур, о роли этнического фактора в эволюции мировой
культуры, об особенностях этнического самосознания, о сущности этнической идентичности, о формах и способах межэтнической коммуникации, о причинах этнических конфликтов и принципах их урегулирования, об основных этапах развития и современной этнической картине Северокавказского региона и Ставрополья.
Основными организационными формами учебно-воспитательного процесса в вузе являются лекционные и семинарские занятия. Однако нельзя профессионально сориентировать и полноценно подготовить студента лишь на аудиторных занятиях. Значительные сдвиги в мотивационной сфере, в развитии самостоятельности способствуют внеаудиторные занятия. В ходе внеаудиторных занятий со студентами обсуждаются проблемы межнационального общения, отношения к культуре и традициям других народов, глубже изучаются обычаи и этикет автохтонных народов Северного Кавказа, история, этнокультурные особенности титульных этносов. Таким образом, студенты получают теоретические знания и в конкретных педагогических ситуациях повышают эффективность проводимой работы.
За годы учебы студент развивается интеллектуально, духовно, нравственно, поэтому необходимо менять содержание, формы и методы учебно-воспитательного процесса по мере прогрессивного развития личности с учетом национальных особенностей региона, связанных с историей, традициями, культурой многонационального Ставрополья. Этому способствует курс по выбору «Социализация в многонациональном регионе», который направлен на комплексное изучение национальной проблематики. Спецкурс «Социализация в многонациональном регионе» способствует совершенствованию процесса подготовки специалистов в многонациональном регионе и предусматривает:
- обогащение теоретическими знаниями по этнопедагигике, этнопсихологии, этносоциологии и т.д.
- формирование умений и навыков работы в многонациональном регионе, кото-
рое включает формирование этнокультурной компетентности;
- учет особенностей структурных компонентов полиэтничной среды.
Вышеназванный курс предполагает решение следующих задач:
- развитие у студентов национального сознания и самосознания, на основе расширения и углубления знаний о национальных особенностях полиэтничного региона;
- формирование у студентов пофес-сионально-значимых умений для работы в многонациональном регионе;
- развитие навыков налаживания конструктивного межкультурного диалога с учетом достигнутой этнокультурной компетентности.
При проведении спецкурса предусмотрены различные организационные формы: лекции, семинары, практические, занятия, тренинги, самостоятельная работа.
На развитие и обогащение университетского образования в полиэтничном регионе нацелен следующий курс по выбору «Педагогика межнационального общения». Этот курс предполагает решение следующих задач:
- воспитание глубокого уважения к многонациональному народу России;
- культивирование бережного отношения к людям различных национальностей, к их языкам, социальным ценностям;
- вооружить молодежь психолого-педагогическими знаниями необходимыми для общения с людьми разных национальностей;
- привить умения распознавать психологическое состояние людей, оказавшихся вовлеченными в межнациональные прения, конфликты;
- стимулирование непримиримого отношения к проявлению шовинизма, национализма, расизма;
- воспитание в духе веротерпимости к религиозным чувствам людей, обеспечение мирного разрешения возникающих конфликтов культур на стыке разных религий.
Методами обучения при проведении курса по выбору «Педагогика межнационального общения» являются:
- кросс-культурный (параллельное изучение этнокультур; анализ сходства и различия);
- метод эмпатии (переживание участниками образовательного процесса состояний героев, представителей иной этнической группы);
- метод контраста (представление участниками образовательного процесса возможности поучаствовать в ситуациях с контрастными позициями: добрый-злой, миролюбивый-агрессивный, гость-хозяин);
- тренинг межэтнического общения (создание искусственных коммуникативных ситуаций между представителями разных этнических групп).
Таким образом, в процессе поэтапного непрерывного расширения и углубления знаний по этнологии, этнопсихологии, этно-педагогике и т.д. при изучении курсов «Этнология», «Этнические проблемы современности и культура межнационального общения», «Социализация в многонациональном регионе», «Педагогика межнационального общения» создаются хорошие предпосылки для формирования умений и навыков, развития личностных качеств и способностей позволяющих успешно осуществлять профессиональную деятельность в условиях многонационального региона.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети США и СССР/Пер. с англ. -М., 1976.
2. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. - М., 1994. - С. 652.
3. Шепанский Я. Элементарные понятия социологии. -М., 1969. - С. 51.
4. Современная Западная социология: Словарь. -М, 1990. - С. 316.
5. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. -М, 1991. - С. 421.
6. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М. Гвишиани, И.И. Лапина. - М., 1988. -С. 318.
7. Robertson Jan. Sociology. 2 Ed. - New York, 1981. -P.105.
Об авторе
Коновалова Людмила Викторовна, доцент кафедры социальной философии и этнологии. Область научных интересов - социально-педагогические проблемы подготовки специалистов в многонациональном регионе.