Научная статья на тему 'Теоретические основы изучения межэтнического взаимодействия на территории Республики Адыгея'

Теоретические основы изучения межэтнического взаимодействия на территории Республики Адыгея Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
445
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРАЛИЗМ / ПОЛИЭТНИЧНОЕ ОБЩЕСТВО / МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ЭТНИЧНОСТЬ / MULTICULTURALISM / MULTIETHNIC SOCIETY / INTERETHNIC INTERACTION / ETHNIC GROUPS / SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT / ETHNICITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кускарова Ольга Ивановна

На примере полиэтничной и поликультурной Республики Адыгея изучены основные принципы межэтнического взаимодействия, а также на основе данных Федеральной службы государственной статистики рассмотрены численный и национальный состав населения Республики Адыгея в динамике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical bases of studying interethnic interaction in the territory of the Adyghea Republic

Using an example of the multiethnic and multicultural Adyghea Republic the author studies the basic principles of interethnic interaction and examines the numerical and national structure of the population in dynamics on the basis of data of Federal State Statistics Service.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы изучения межэтнического взаимодействия на территории Республики Адыгея»

УДК 316.347(470.621) ББК 60.545.1(2Рос.Ады) К 94

О.И. Кускарова,

преподаватель кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, 8-928-464-79-81, е-mail: [email protected]

Теоретические основы изучения межэтнического взаимодействия на территории Республики Адыгея

(Рецензирована)

Аннотация. На примере полиэтничной и поликультурной Республики Адыгея изучены основные принципы межэтнического взаимодействия, а также на основе данных Федеральной службы государственной статистики рассмотрены численный и национальный состав населения Республики Адыгея в динамике.

Ключевые слова: поликультурализм, полиэтничное общество, межэтническое

взаимодействие, этнические группы, социокультурная среда, этничность.

O.I. Kuskarova,

Lecturer of Philosophy and Sociology Department, Adyghe State University, Maikop, ph.:

8-928-464-79-81, e-mail: [email protected]

Theoretical bases of studying interethnic interaction in the territory of the Adyghea Republic

Abstract. Using an example of the multiethnic and multicultural Adyghea Republic the author studies the basic principles of interethnic interaction and examines the numerical and national structure of the population in dynamics on the basis of data of Federal State Statistics Service.

Keywords: multiculturalism, multiethnic society, interethnic interaction, ethnic groups, sociocultural environment, ethnicity.

Межэтническое взаимодействие представляет собой социокультурный процесс. При анализе социокультурных процессов приходится сталкиваться не столько с объективным миром, сколько с культурными стилями, различными индивидуальными мирами. Конструирование пространства стилей происходит на основе социального взаимодействия, где различные стили вырабатывают собственные пространственно-временные миры, подверженные процессам интеграции.

Россия - исторически многонациональное государство. Проблема общения этносов в едином государстве была всегда актуальна. Культура межэтнических отношений должна формироваться на основе демократических норм, приоритета гражданских прав и свобод человека, гуманистического отношения к человеку любой национальности, уважения его национальных особенностей, традиций, ценностей культуры; терпимого, тактичного отношения к межнациональным различиям, расхождениям в интересах, взглядах, суждениях; категорического неприятия национальной несправедливости, дискриминации и угнетения.

Каждая этническая культура неповторима, ей присущи самобытные, уникальные черты; в этом смысле все национальные культуры как бы равноценны. Вместе с тем, культуры существуют не изолированно друг от друга, они взаимодействуют. Как показывает исторический опыт, этническая замкнутость и ограниченность ведут к оскудению

этнической культуры, к её застою и однообразию. Всё лучшее в мировой культуре, в конечном счёте, возникло в результате творческой переработки национальных достижений на основе и в связи с общечеловеческими ценностями. То есть каждая этническая культура отражает общечеловеческую сущность в соответствии с уровнем и особенностями развития нации.

Культура многообразна, поскольку система каждой национальной культуры по-своему адаптирует общие элементы к конкретным исторически сложившимся человеческим общностям, условиям их существования. Причём дифференцирующие функции выполняют как традиционные элементы, так и специфически адаптированные общие элементы в культуре каждого этноса. Явления, выполняющие дифференцирующие функции, содержатся в различных компонентах культуры: в языке, соционормативном поведении, художественной культуре. Они - источник этнической идентификации, определения тем или иным лицом своей этнической принадлежности.

Возможности взаимодействия и взаимовлияния этнических культур объективно существуют в самом характере культуры. Важная особенность мировой культуры заключается в том, что её рост связан и с прогрессом каждой из составляющих ее национальных культур и с усилением их сближения и взаимообогащения. Причём мировая культура не только зависит от культур наций и народов, но, в свою очередь, даёт импульс и направление их развитию.

Культурный обмен между нациями и народами в той или иной степени происходил и происходит на всех этапах истории. В современном обществе всё большее значение приобретает коммуникативный аспект культурных процессов. «Размываются» национальные границы, ускоряется обмен духовными и материальными ценностями между национальными культурами. Усиление миграционных процессов способствует расширению этнических контактов, идёт активный обмен культурной информацией, происходит естественный процесс проникновения новаций в культуру этноса. Почти вся материальная, а также часть духовной культуры носят интернациональный характер.

Когда в основу формирования культуры межэтнических отношений положено такое понимание проблемы, то результатом взаимодействия становится не навязывание образцов одной культуры представителям другой, а некоторые самоизменения субъектов общения под влиянием обменов и заимствования обменов опыта и ценностей. Надо также отметить, что такое качество межэтнических отношений достигается не само по себе, не стихийным путем, а посредством целенаправленных усилий в рамках высокой гуманистической культуры общения и поведения, которая сознательно формируется, моделируется, воспитывается теми общественными силами и политическими институтами, которые заинтересованы в стабильных, миролюбивых, продуктивных отношениях между народами. Все цивилизации - и мировые, и локальные - придавали большое и решающее значение традиции культурных ценностей и считали необходимым ретранслировать их последующим поколениям через систему воспитания.

Под специфическим в общении народов понимается наличие у каждой этносоциальной общности своей традиционной культуры общения. В неё входит бытовая материальная культура, обычаи, обряды, народное творчество. Сюда же добавляется то, что непосредственно относится к общению: ритуалы приветствия и прощания, формы контактов с противоположным полом, родственниками, гостями; такие атрибуты и средства общения, как жест, мимика, поза, символика одежды и т.д.

Без учета этой специфики исследование межэтнических отношений всегда будет страдать односторонностью и некоторой схоластичностью. Однако и ограничиваться этим нельзя, поскольку в таком случае в центре внимания оказывается этнографическая сторона, не призванная и не способная дать глубины социально-философскому анализу проблем. Для этого требуется анализ социальных условий и установок, средств и приемов общения в различных сферах. В общении социальные установки и отношения не являются внешними, они сами включаются в процесс взаимодействия как его средство и одновременно

воспроизводятся как внутренние нормы оценки людей.

На процесс межэтнических отношений большое влияние оказывают и определенные социально-психологические механизмы, стандарты и атрибуты общения разных народов, которые нельзя игнорировать. Отражая этот момент, нужно отметить, что важное значение здесь могут иметь сложившиеся стереотипы, установки, представления, чувства, выражающие отношение данной личности к себе и другим национальностям. Все вышеперечисленные компоненты выступают в виде реальных или воображаемых свойств представителей своей и других наций, симпатий и антипатий, дружбы или вражды. В целом эти чувства обусловлены внутренним и внешним положением наций, характером общественных отношений в прошлом и ныне, субъективной оценкой их восприятия, направленностью национальных интересов. История внешних отношений, конфликтов и сотрудничества остается в памяти поколений, отражается на национальном характере. Национально-психологические факторы способны выступать в качестве мощного, а в некоторых случаях и основного, источника вспышек межнациональной розни, оставаясь при этом малопонятными для не включенного в данную ментальность стороннего наблюдателя.

Таким образом, вполне очевидно, что существует многообразие способов использования средств и приемов межэтнических отношений, с помощью которых достигаются поставленные цели. В этом проявляется культура межэтнического взаимодействия. Кроме того, она охватывает совокупность различающихся идей, представлений об общении, знаний, навыков, умений, необходимых для существования межэтнического общения. Различие культуры отношений обнаруживает себя и в различии выбора необходимых для общения средств, способов, приемов, в принятой у данного индивида (группы) их своеобразной комбинации. Отсюда, собственно, и вытекает объективная необходимость высокой культуры межэтнического общения как силы, способной оказывать неоспоримое, «облагораживающее» гуманистическое воздействие на межэтнические отношения.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о многофакторности в формировании культуры отношений. Они складываются под влиянием общего климата межэтнических отношений, личного опыта и характера инонациональных контактов, сообщений средств массовой информации, в связи со сложившейся ситуацией в регионе, в зависимости от политических взглядов и убеждений человека. При этом наблюдается устойчивая тенденция снижения национальных симпатий к тем или иным национальностям, которые втянуты в острые межнациональные конфликты, особенно если проливается кровь.

Отсюда следует, что ключевыми факторами утверждения культуры межэтнического взаимодействия в реальной социокультурной практике являются моделирование конструктивных форм и принципов межэтнических отношений, культивирование терпимости и благожелательного взаимопонимания как элементарной формы этих отношений, как важной формы социального творчества народов.

Г армонизация межнациональных отношений достигается за счет лучших достижений национальной культуры каждого народа. Вбирая в себя богатство национальных форм и красок, она тем самым выражает процесс взаимодействия и сближения национальных культур.

Этносоциальная структура играет важную роль в изучении межэтнического взаимодействия, так как социальная структура обусловливает многообразие и динамику социальных процессов, позволяет понять повседневность и перспективы развития национальных отношений.

Под поликультурным обществом подразумевается такой тип общества, в котором насчитывается более двух этнических групп с выраженной численностью, вне зависимости от того, являются ли они коренными или мигрантами, титульными или нетитульными. Самым важным является тот факт, что представители этих разноэтнических групп имеют равные права и в равной мере являются гражданами государства [1]. Республика Адыгея является одним из исторически сложившихся поликультурных регионов на территории

современной России. Интенсивность межэтнических контактов в данном регионе очень высока, поэтому важно знать факторы, влияющие на особенности межэтнического взаимодействия и отражение этого взаимодействия в восприятии представителей разных этнических групп.

Межэтническое взаимодействие находится в непосредственной и глубокой связи с социальной структурой полиэтничной общности. Структура выступает в качестве интегрирующего фактора, посредством которого происходит объединение частей в определенный тип целостности.

Анализ межэтнического взаимодействия опирается на концептуальные труды отечественных и зарубежных авторов, которые посвящены исследованию проблем этноса, нации, этносоциальной структуры общества, социокультурного пространства и др.

Определяющий вклад в исследование теоретико-методологических аспектов социокультурного процесса внесли П. Сорокин, Т. Парсонс, А.Г Эфендиев, А. Моль, И.В. Кондаков. Создателем масштабной научной теории, дающей последовательное и системное описание социокультурных механизмов динамики российского общества, выступает А.С. Ахиезер.

Этнокультурное взаимодействие с позиций ценностного подхода к объединению многонационального социума анализирует в своих исследованиях Л.М. Дробижева.

Важное значение для понимания специфики социокультурного развития и функционирования этнических общностей имеют труды таких исследователей, как Ю.В. Арутюнян, В.А. Бойко, Л.М Дробижева, А.И. Куропятник, Г.В. Старовойтова, А.А. Сусоколова и др .

Социокультурная среда как компонент социальной системы является важным фактором развития этнических общностей, поскольку формирует ценности, нормы, правила, образцы, формы деятельности, стандарты поведения в типичных социокультурных ситуациях и способы решения жизненных проблем. Известно, что этнокультурная среда очень чувствительна и уязвима к различным кризисным ситуациям, именно в ней накапливаются противоречия, родившиеся в экономике, политике и социальной сфере. Этнические общности как компонент социальной структуры общества, находясь в тесной связи с социальными группами, институтами и организациями, выступают в структуре социальной системы в качестве важного источника самодвижения и саморазвития, определяя общие условия развития всей системы. Северный Кавказ демонстрирует исключительное разнообразие групп этнического типа: собственно этнических, этнолингвистических, этноконфессиональных, этнорегиональных, клановых и т.д. На Кавказе распространены крупнейшие мировые конфессии: ислам и христианство.

Северный Кавказ отличается высоким уровнем этнокультурной мозаичности населения, сохранившего внутриэтнические солидарные связи и сельское хозяйство как доминирующую сферу деятельности. Важным условием анализа этносоциальной ситуации в полиэтничном регионе является выявление характера межэтнических отношений. Межэтнические отношения в широком смысле слова понимаются как взаимодействия народов в разных сферах: политике, культуре, экономике и т.д., в узком смысле - как межличностные отношения людей разных национальностей, которые тоже происходят в разных сферах общения: трудового, семейно-бытового, соседского, дружеского и других видах неформального общения. Проживая в непосредственной близости, вступая в тесное хозяйственное взаимодействие и находясь в одном политическом пространстве на протяжении уже более полутора столетий, народы региона, тем не менее, сохраняют и поддерживают достаточно непроницаемые культурные границы.

Одним из компонентов Северного Кавказа выступает Республика Адыгея, спецификой которой также является многонациональность.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Адыгея [2] на 1 января 2013 года численность населения Республики Адыгея составила 444403 человека, в том числе городского - 208725 человек,

сельского - 235678 человек, что соответствует 74 месту в Российской Федерации.

Сравнивая численность населения республики 2013 года с данными Всероссийской переписи 2002 и 2010 гг., следует отметить наметившуюся динамику к увеличению численности населения по сравнению с 2010 годом, однако показатель 2002 года пока не достигнут [3]. Замедление роста численности населения в последние годы связано с естественной убылью.

Рис. 1. Численность населения Республики Адыгея (тыс. чел.)

Мужчины в общей структуре населения составляют 46,5%, женщины - 53,5%. Население моложе трудоспособного возраста составляет 17,8% к общей численности, трудоспособного возраста - 58,9%, старше трудоспособного возраста - 23,3%, что соответствует общероссийским показателям.

Адыгея представлена 2 городами, 5 поселками городского типа и 225 сельскими населенными пунктами. Столица республики - г. Майкоп, в нем насчитывается 167559 человек, второй город - Адыгейск, в нем проживает 14901 человек [4].

Если сравнить соотношение городских и сельских жителей по данным переписей 2002 и 2010 годов, то можно отметить незначительное увеличение доли сельского населения (52,5% к 47,5% в 2002 году; 50,9% к 49,1% в 2010 году), что позволяет отнести Республику Адыгея к аграрным регионам и отметить относительное снижение темпов урбанизации.

Изменения в общей численности населения и динамика его структуры не могли не отразиться на национальном составе населения. В ходе переписи населения национальная принадлежность указывалась опрашиваемыми на основе принципов самоопределения, что соответствует Конституции РФ.

Русское население является наиболее многочисленным, по итогам переписи 2010 года русских, проживающих на территории Адыгеи, насчитывается 270,7 тыс. человек, что составляет 61,5% от общей численности населения (рис. 2).

1 - русские - 61,5%; 2 - адыгейцы - 24,3%; 3 - армяне - 3,5%; 4 - украинцы - 1,4%; 5 -лица, не указавшие национальную принадлежность, - 3,3%; 6 - иные национальности численностью менее 5 тыс. человек - 6%.

Рис. 2. Национальный состав Республики Адыгея, в % к общей численности (по итогам переписи 2010 г.)

Второе место по численности занимают адыгейцы - 107 тыс. чел., что составляет

24,3%.

Третьим по численности этносом выступают армяне, которые насчитывают 15,6 тыс. человек, что в структуре населения Республики Адыгея составляет 3,5%.

Интерес представляет тот факт, что по итогам переписи 2010 года число лиц, не указавших свою национальную принадлежность, увеличилось практически в 8 раз, что подчеркивает влияние глобализационных процессов и отсутствие этнической идентификации у определенного числа жителей республики — 3,3%.

Таким образом, межэтническое взаимодействие, являясь объективной реальностью современных социальных процессов, подтверждает значимость развития этнокультурного взаимодействия населения как фактора социальной политики региона.

Культурное многообразие современного общества продолжает существовать, несмотря на всеобъемлющие контакты и обмен информацией, охватившие весь цивилизованный мир. Явные этнические различия существуют, несмотря на потоки людей, пересекающих этнические границы, и изменения людьми членства в различных социальных и даже этнических категориях. Наличие этнических различий в современном мире не поглощается единой согласованной социальной системой, во многом они существуют вопреки реальным основаниям, на которых строится социальная система. Структурирование процесса межэтнического взаимодействия строится на существовании культурных различий.

Уникальность республики заключается не только в ее полиэтничности, но и в том, что межнациональные отношения на протяжении длительного времени характеризуются как доброжелательные, спокойные, стабильные, добрососедские. В исследуемом регионе на протяжении веков этническое многообразие формировало этнотерпимость, уважительное отношение людей разных национальностей и разных религиозных конфессий друг к другу. Ярким свидетельством того служит возведение в столице республики Адыгеи единого архитектурного комплекса - мусульманской мечети и православного храма. Рядом с главной Соборной Мечетью г. Майкопа решено возобновить строительство собора русской православной церкви. Это решение было принято на встрече Главы Республики Адыгея Аслана Тхакушинова с епископом Майкопским и Адыгейским Владыкой Тихоном и муфтием Республики Адыгея и Краснодарского края Нурбием Емижем.

Примечательно, что будущий Свято-Успенский собор располагается на одной архитектурной оси с Соборной мечетью, которая уже давно является одной из значимых достопримечательностей столицы нашей Республики. На встрече Глава Республики отметил важное значение в прочности межконфессиональных отношений между Майкопской и Адыгейской епархией Русской Православной Церкви и Духовным управлением мусульман Адыгеи и Краснодарского края. Аслан Тхакушинов подчеркнул важность духовного единства народов, проживающих в нашем регионе и стране в целом. Он также отметил, что органы исполнительной власти с особым вниманием относятся к религиозным конфессиям и стараются всячески поддерживать их [5].

Муфтий Республики Адыгея и Краснодарского края подтвердил готовность мусульман организовать посильную помощь в сборе пожертвований, чтобы строительство храма возобновилось в ближайшее время. Это лишний раз подтверждает проявление взаимопонимания и подчеркивает взаимное уважение между верующими двух конфессий.

Одним из результатов активного межэтнического взаимодействия являются смешанные семьи и браки. Рост числа и доли межэтнических браков делает их не только заметным общественным явлением, но и повышает их роль в этнических процессах. Ведь

семья, основанная на межнациональном браке, несет в себе определенный вид культуры, особенные способы социализации личности, своеобразную систему ценностных ориентаций. В тоже время национально-смешанная семья - это институт, способный оказывать влияние на утверждение толерантности, терпимости к иным культурам, поиску компромиссов в выборе ценностных ориентиров на основе знания и узнавания иной культуры и традиций. Межэтнические браки и семьи это не просто массовое явление, но и один из каналов по которым происходит сближение наций и этносов.

Именно эти факты является причиной повышенного интереса к изучению межэтнических отношений Республики Адыгея как показателя стабильности и благополучия.

Этничность продолжает играть важную роль в жизни северокавказского общества. В условиях резких социокультурных трансформаций, кризиса ценностных ориентаций, процессов деформации социальных институтов именно этничность становится средством преодоления насущных социальных и иных проблем.

Примечания:

1. Идентичность и толерантность: сб. ст. / под ред. Н.М. Лебедевой. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2002.

2. Информация Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Адыгея. URL: http://adg.gks.ru.

3. Социально-демографический портрет России по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года. М., 2012.

4. Численность постоянного населения по муниципальным образованиям и населенным пунктам Республики Адыгея по состоянию на 1 января 2013 года с учетом муниципально-территориальных преобразований. Майкоп, 2013.

5. URL: www.imaykop.ru/blog/maykop/28.html.

References:

1. Identity and tolerance: coll. of art. / ed. by N.M. Lebedeva. M.: The Institute of Ethnology and Anthropology of the RAS, 2002.

2. Information of the Territorial body of the Federal State Statistics Service of the Republic of Adygheya. URL: http://adg.gks.ru.

3. Social and demographic portrait of Russia following the results of the All-Russian population census of 2010. M., 2012.

4. The number of resident population of municipalities and settlements of the Republic of Adygheya on January 1, 2013 taking into account the municipal and territorial transformations. Maikop, 2013.

5. URL: www.imaykop.ru/blog/maykop/28.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.