Коновалова Л. В.
К вопросу о формировании этнокультурной компетентности в вузе
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВУЗЕ
Л. В. Коновалова
ON PROBLEM OF ETHNIC-CULTURAL COMPETENCE PROBLEM DEVELOPMENT IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Konovalova L. V.
The content and organization of educational process in a higher education institution directed to the development of ethnic-cultural competence are considered in the article.
В статье рассматривается содержание и организация образовательного процесса в вузе направленного на формирование этнокультурной компетентности.
Ключевые слова: этнокультурная компетентность, непрерывное образование, принципы, взаимосвязь, преемственность, системность
УДК 378.036:316.722
Известно, что система образования в обществе адекватно отражает соответствующую культурную систему этого общества с ее ценностями и ориентирами. Это означает, что процессы, происходящие в конкретной системе образования, определяются конкретно-исторической, социальной и культурной ситуацией в обществе как в глобальном масштабе, так и в границах соответствующего государства. Процессы, происходящие в современном мировом сообществе, принципиально изменили взгляд на роль и место образования в нем.
Анализ исследований (Е. В. Бондарев-ская, В. А. Козырев, Н. Ф. Радионова, А. А. Садовничий, В. В. Сериков, В. И. Сла-бодчиков, А. П. Тряпицина и др.), посвященных высшему образованию, позволяет констатировать, что «...сегодня высшее образование становится не только средством передачи молодому поколению накопленных знаний, формирования его культурно-нравственного и гуманитарного потенциала, но и важнейшим фактором подготовки его к жизни в новых условиях, решению нестандартных задач. Оно должно способствовать развитию взаимопонимания, солидарности и терпимости между людьми, между этническими, социальными, культурными и религиозными группами, а также между суверенными нациями» (3).
Начиная с 90-х годов прошлого века в нашей стране стала складываться новая образовательная ситуация, для которой характерны усиление этнизации образования, воз-
растание роли родного языка обучения, повышение интереса к историческому наследию, традициям, актуализируются идеи народной педагогики, «второе рождение» получают идеи национального образования. В этой ситуации появляется объективная необходимость в подготовке учителей, способных эффективно осуществлять поликультурное образование.
Для многонационального Ставрополья вышеизложенное приобретает особую актуальность, поскольку геополитическое положение, историко-культурные и этнические особенности края накладывают отпечаток на межнациональные отношения, которые не всегда носят мирный характер. В этой ситуации появляется объективная потребность в подготовке педагогов, владеющих этнокультурной компетентностью.
Как отмечает профессор
В. А. Шаповалов, этнокультурная компетентность предполагает готовность к преодолению трудностей в коммуникативных и иных формах взаимодействия с представителями различных этнических общностей, а именно:
- непредвзятость позиции при оценке других людей, их национально-психологических особенностей;
- преодоление этноцентрических предубеждений;
- способность эмоционально, участливо и тактично откликаться на запросы, интересы и поступки людей других культур» (4).
Особая роль в процессе формирования этнокультурной компетентности принадлежит системе образования. Система образования закладывает основы аксеологического и праксеолонгического отношения к миру, формирует логику мышления. Одной из особенностей системы образования в решении проблемы формирования этнокультурной компетентности является то, что в ней действует конкретный социокультурный этнический феномен. В процесс образования включены реальные люди: ученики, преподаватели, родители, имеющие и осознающие свою этническую принадлежность. Поэтому от того, какие идеи и ценности заложены в
содержание образовательных программ, зависит способность любого общества бесконфликтно интегрироваться в мировое сообщество. В то же время сами по себе программы не способны обеспечить успех в формировании этнокультурной компетентности: ведущая роль здесь принадлежит учителю, который занимает одно из центральных мест в процессе воспроизводства и обогащения духовных ценностей общества.
Профессиональная деятельность педагога лежит в событийном пространстве «учитель - ученик»: именно здесь реализуются, обретают свою конкретику образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие проекты. В условиях многонационального социума необходимым условием продуктивной деятельности педагога является владение этнокультурной компетентностью, формирование и развитие которой осуществляется на разных этапах в процессе непрерывного образования. Вузовское образование - начальный этап формирования этнокультурной компетентности педагога.
Важная роль в подготовке педагогических кадров принадлежит Ставропольскому государственному университету. Основанный в 1930 году как педагогический институт, в 1991 году был переведен в ранг педагогического университета, в 1995 году реорганизован в классический университет, и ответственность за результаты этой подготовки значительно возросла - за университетом сохранилась функция обеспечения региона педагогическими кадрами, (студенты получают дополнительную квалификацию «Преподаватель»)
Опыт работы в вузе показал, что формирование этнокультурной компетентности должено носить системный характер. Понимая, вслед за В. Г. Афанасьевым, систему как «совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых, интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему компонентам» (1), мы считаем, что системность в формировании этнокультурной компетентности задается не только набором соответствующих дисциплин, включенных в учебные планы, но и их взаимосвязью, пре-
Коновалова Л. В.
К вопросу о формировании этнокультурной компетентности в вузе
емственностью, взаимодополнением - всем контекстом обучения в университете, при котором результативное формирование этнокультурной компетентности достигается посредством триединства: образования, исследования и воспитания.
При этом учебно-воспитательный процесс должен строится как многоуровневая система, предлагающая множество образовательных маршрутов на основе принципов фундаментальности, универсальности, интегративности, вариативности, практической направленности, преемственности, целенаправленности.
Важно подчеркнуть, что отмеченные принципы ведущие, но не единственные. При организации образования, направленного на формирование и развитие поликультурной компетентности, необходимо учитывать региональные, индивидуально-психологические и этнопсихологические особенности людей, поскольку Ставропольский государственный университет является одним их центральных вузов Северного Кавказа, в котором обучаются представители практических всех народов этого многонационального региона. В связи с этим были выделены такие принципы, как:
- социокультуросообразности, позволяющий более полно учитывать ту ситуацию, которая складывается в современном российском обществе и регионе; это значит, что культурное ядро содержания образования и воспитания должны составлять универсальные общечеловеческие, общенациональные и этнорегиональные ценности. Образование и воспитание личности формирует ее ценностное отношение к культуре своего народа и других народов;
- принцип гуманизма, выражающий ценностное отношение к человеку любой национальности, поддержку процессов саморазвития и самореализации личности в новой культурно-национальной ситуации;
- принцип индивидуально-личностного подхода, исходящий из того, что каждая личность уникальна и главной задачей педагогической работы является формирование ее индивидуальности, создание условий для развития ее творческого потенциала. Инди-
видуальность интегрирует все социально ценные свойства личности, придает ей целостность, и ее становление предполагает творческий поиск вариантов развития и воспитания, адекватных ее возможностям и особенностям;
- принцип ценностно-смысловой направленности образования, выражающий сущность личностно ориентированного образования культурологического типа. Роль образования при этом состоит в том, чтобы открыть учащимся мир ценностей, из которого они могут выбрать смысл для решения жизненных проблем, при этом образование должно быть наполнено жизненными проблемами, а не только постулатами научного знания.
Как известно, содержание образования в университете конкретизируется в учебном плане, который разрабатывается в соответствии с требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Учебный план задает логику изучения дисциплин. Последовательность изучения дисциплин, их взаимосвязь и преемственность способствуют достижению цели - формированию этнокультурной компетентности.
Социальная философия является важнейшим разделом философского знания, предметом изучения которой является общество, его качественная специфика, взаимодействие человека и общества. Выполняя методологическую, мировоззренческую, общекультурную, гуманистическую функции, социальная философия создает научную базу для формирования поликультурной компетентности, формируя категориально-понятийный аппарат, знания о закономерностях развития общества, формирования структуры общества, становления общественных отношений и т. д. Одни темы предмета «Социальная философия» опосредованно оказывают влияние на формирование поликультурной компетентности, другие темы («Человек в мире культуры», «Социальная жизнь общества», «Духовная сфера жизни общества», «Основные концепции исторического процесса») обеспечивают прямую связь с предметом, преемственно
продолжающим формирование поликультурной компетентности.
Этнология - наука, изучающая процесс формирования и развития этнических групп, их идентичности, формы их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности с социальной средой. Эта базовая дисциплина национально-регионального компонента учебного плана призвана дать студентам системные знания о процессах антропогенеза и этногенеза, об историческом многообразии культур, о роли этнического фактора в эволюции мировой культуры, об особенностях этнического самосознания, о сущности этнической идентичности, о формах и способах межэтнической коммуникации, о причинах этнических конфликтов и принципах их урегулирования, об основных этапах развития и современной этнической картине Северокавказского региона и Ставрополья.
Основными организационными формами учебно-воспитательного процесса в вузе являются лекционные и семинарские занятия. Однако нельзя профессионально сориентировать и полноценно подготовить студента лишь на аудиторных занятиях. Значительным сдвигам в мотивационной сфере, в развитии самостоятельности способствуют внеаудиторные занятия, исследовательская деятельность. В ходе внеаудиторных занятий со студентами обсуждаются проблемы межнационального общения, отношения к культуре и традициям других народов, в ходе исседований глубже изучаются обычаи и этикет автохтонных народов Северного Кавказа, история, этнокультурные особенности титульных этносов. Таким образом, студенты получают теоретические знания, и в конкретных педагогических ситуациях повышется эффективность проводимой работы.
За годы учебы студент развивается интеллектуально, духовно, нравственно, поэтому необходимо менять содержание, формы и методы учебно-воспитательного процесса по мере прогрессивного развития личности с учетом национальных особенностей региона, связанных с историей, традициями, культурой многонационального Ставропо-
лья. Этому способствует курс по выбору «Социализация в многонациональном регионе», который направлен на комплексное изучение национальной проблематики, способствует совершенствованию процесса подготовки специалистов в многонациональном регионе и предусматривает:
- обогащение теоретическими знаниями по этнопедагигике, этнопсихологии, этносоциологии и т. д.
- формирование умений и навыков работы в многонациональном регионе, включающее формирование этнокультурной компетентности;
- учет особенностей структурных компонентов полиэтничной среды.
Вышеназванный курс предполагает решение следующих задач:
■ развитие у студентов национального сознания и самосознания, на основе расширения и углубления знаний о национальных особенностях полиэтнич-ного региона;
■ формирование у студентов профессионально-значимых умений для работы в многонациональном регионе;
■ развитие навыков налаживания конструктивного межкультурного диалога с учетом достигнутой этнокультурной компетентности.
При проведении спецкурса предусмотрены различные организационные формы: лекции, семинары, практические занятия, тренинги, самостоятельная работа.
На развитие и обогащение университетского образования в полиэтничном регионе нацелен следующий курс по выбору «Педагогика межнационального общения». Этот курс предполагает решение следующих задач:
■ воспитание глубокого уважения к многонациональному народу России;
■ культивирование бережного отношения к людям различных национальностей, к их языкам, социальным ценностям;
■ вооружение молодежи психолого-педагогическими знаниями, необходимыми для общения с людьми разных национальностей;
Коновалова Л. В.
К вопросу о формировании этнокультурной компетентности в вузе
■ развитие умения распознавать психологическое состояние людей, оказавшихся вовлеченными в межнациональные трения, конфликты;
■ стимулирование непримиримого отношения к проявлению шовинизма, национализма, расизма;
■ воспитание в духе веротерпимости к религиозным чувствам людей, обеспечение мирного разрешения возникающих конфликтов культур на стыке разных религий.
Методами обучения при проведении курса по выбору «Педагогика межнационального общения» являются:
- кросс-культурный (параллельное изучение этнокультур; анализ сходства и различия);
- метод эмпатии (переживание участниками образовательного процесса состояний героев, представителей иной этнической группы);
- метод контраста (представление участниками образовательного процесса возможности поучаствовать в ситуациях с контрастными позициями: добрый - злой, миролюбивый - агрессивный, гость - хозяин);
- тренинг межэтнического общения (создание искусственных коммуникативных ситуаций между представителями разных этнических групп). Таким образом, в процессе поэтапного
непрерывного расширения и углубления знаний по этнологии, этнопсихологии, этно-педагогике и т. д. при изучении курсов «Социальная философия», «Этнология», «Социализация в многонациональном регионе», «Педагогика межнационального общения» создаются предпосылки для формирования
этнокультурной компетентности на вузовском этапе непрерывного образования.
Избранный маршрут имеет личност-но-деятельностную основу, которая позволяет гибко дифференцировать требования учебной деятельности студентов в той или иной предметной области; определять познавательную базу для разных видов деятельности; предоставлять студенту право выбора предметной области для изучения; строить индивидуальные траектории развития поликультурной компетентности; установить многоплановую систему выявления личностных достижений обучающихся как результата обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом. — М., 1977. — 254 с.
2. Казакова А. Г. Педагогика профессионального образования: — М.: Экон-Информ, 2007. — 551 с.
3. Козырев В. А. Педагогический университет как источник образовательных инноваций в высшем педагогическом образовании. — СПб.: Изд-во РГПУ им А. И. Герцена, 2005. — 307 с.
4. Шаповалов В. А. Высшее образование в поликультурном обществе. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. — 30 с.
Об авторе
Коновалова Людмила Викторовна, Ставропольский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной философии и этнологии. Сфера научных интересов - социально-педагогические проблемы подготовки специалистов в многонациональном регионе. [email protected]