Психолого-педагогические науки
• ••
25
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА
©2о°9 Длипханова Ф.Н.
Дагестанский государственный педагогический университет
Показано, что структура готовности к профессиональной деятельности учителя в условиях полиэтнической среды должна включать в себя этнокультурный компонент. Раскрываются понятия «этнокультурный подход» и «этнокультурная компетентность педагога», играющие важную роль в социально-экономической и культурно-образовательной сфере сегодня, когда возрастает опасность идеологии сепаратизма, этноцентризма и дискриминации.
The author of the article shows, that the structure of the readiness for a teacher’s professional activity in polyethnic environment has to include the ethnocultural component. She reveals “ethnocultural approach" and “a teacher’s ethnocultural competence" notions, playing an important role in social-economic and cultural-educational spheres nowadays, when the danger of separatism, ethnocentrism and discrimination ideology increases.
Ключевые слова: межкультурные отношения, духовное наследие, национальная культура, этнокультурный компонент, интегративный подход, этнография, этнопедагогика, этнопсихология.
Keywords: intercultural relations, spiritual heritage, national culture, ethnocultural component, integrative approach, ethnography, ethnopedagogy, ethnopsychology.
На современном этапе значительно возрастает опасность сепаратизма, этноцентризма и дискриминации в социально-экономической и культурно-образовательной сферах. Вследствие этого актуализируются проблемы инновационной образовательной политики, межкультурных отношений, учета интересов как крупных народов, так и националь-
ных меньшинств, этнических групп. Образование как организованный процесс формирования социокультурных ценностей человечества выступает мощным фактором реализации личностного потенциала и обеспечения конкурентоспособности выпускника. Содержание образования и воспитания при этом должно учитывать духовное наследие националь-
Известия ДГПУ, №3, 2009
26
ных культур, а также обобщенный опыт взаимодействия разнообразных этнических групп и отдельных субъектов. С этих позиций на современном этапе учитель должен обеспечить органичное вписание предметного содержания в контекст использования культурных и этнопедагоги-ческих ценностей в педагогической деятельности. При этом учет реальной поливариантности всех сред жизнедеятельности и образовательного процесса должен приводить к гармонизации развития личности с антропологической, этнологической и гуманитарной позиций. Следовательно, актуальное значение в современных условиях приобретает необходимость выделения не только регионального компонента в содержании образования, но и его этнокультурной составляющей, обусловливающей формирование конкурентоспособной личности профессионала.
В условиях полиэтнического общества важное значение приобретает содержание образования, в котором представлены все компоненты общечеловеческой культуры, используются элементы традиционной этнической культуры, обычаев народа, социальные нормы поведения, духовные ценности, что способствует интеграции личности в систему национальной и мировой культуры. При этом особую важность в формировании профессиональной готовности будущего учителя имеет региональная концепция профессионального обучения педагогов, опирающаяся на комплексный, интегративный и другие подходы, ориентированная на реабилитацию социального заказа по обеспечению кадровыми ресурсами республику. Следует отметить, что реализация региональной концепции предполагает реальное и перспективное научнометодическое обоснование содержания этнокультурной подготовки преподавательского состава, призванного обеспечить учебный процесс в со-
• • •
ответствии с государственным стандартом и поликультурной средой.
Следовательно, система этнопеда-гогической подготовки, реализуемая на региональном уровне, предусматривает наличие в учебном плане курсов и дисциплин, учитывающих социально-экономическую специфику региона, этнокультурные особенности, традиции, обычаи, обряды и т.д., потребности региона в специалистах соответствующего профиля, что обеспечит этнокультурную компетентность личности в рамках образовательного процесса. На современном этапе общество не может пройти мимо многообразной культуры всех народов России, поскольку мужество сибиряков, надежность и спокойная уверенность жителей Русского Севера, духовная стойкость и несгибаемость дагестанцев, самоотверженность и трудолюбие крестьян Нечерноземья, гордость казаков и т.д. представляют собой соответствующие традиционной общероссийской культуре элементы, играющие исключительную роль в социализации личности. При этом ни в подходах к этно-педагогическим традициям, ни в их оценке и характеристике не может быть единообразия. Игнорирование этнического своеобразия едва ли способствует решению проблемы воспитания, образования и социализации личности в поликультурной среде, поскольку именно соотношение профессиональной педагогической деятельности с задачами сегодняшнего дня и требованиями современности, соответствие личностных, национальных и общечеловеческих ценностей, формируемых у студентов, с общественным заказом, является спецификой профессиональной подготовки современного учителя. Кроме того, профессиональной функцией будущего учителя выступает социализация личности, результативность которой в конечном счете предопределяется средой, включающей прежде всего этнический компонент.
Психолого-педагогические науки •••
С учетом сказанного в профессиональной подготовке педагога к работе с представителями различных национальностей в качестве приоритетных выступают задачи: формирование у студентов теоретических знаний по этнографии, этно-педагогике, этнопсихологии; умений и навыков работы в классах, группах с полинациональным составом, включая формирование культуры межнационального общения; подготовка студентов к различным аспектам педагогической работы в соответствующей этнической среде.
Кроме того, содержание профессиональной подготовки должно обеспечить регионально-этническую направленность через включение элементов национальной культуры, национальных мифов и преданий; истории народов, обычаев и обрядов, народно-прикладного искусства, педагогических традиции народа и т.д.
Реализация профессиональных функций педагогом и классным руководителем в многонациональной образовательной среде возможна на основе учета особенностей различных возрастных и социальных групп, объективных региональных условий жизни, а также этнических особенностей ценностных ориентации в сфере труда, быта, досуга; культурных, исторических и социальных особенностей и возможностей.
Эффективность осуществляемой ими учебно-познавательной деятельности обеспечивается принципами [4. С. 12-14]:
- диалогичность педагогического общения, субъектный полицентризм, интегрирующий благотворные взаимовлияния личностей участников контактов с гуманистической целью их развития;
- приоритетность воздействия на развитие личности обучаемого духовно-нравственных и специфических традиций и менталитета народа, культурно-исторических условий этноса;
27
- этнокультурная сообразность развития национальных школ на основе преемственной связи имплицитной теории воспитания этноса и научной педагогики.
- стратегической значимость образования и воспитания для развития народов, предполагающая консенсус между различными сферами политики, экономики, межэтнических и конфессиональных отношений.
- поликультурность диалога между представителями разных этносов, наций и народов Дагестана, России и зарубежья;
- ориентированность воспитательно-образовательных усилий на обеспечение автономности и взаимовлияния личностной субкультуры и духовно-этнической культуры народа;
- инновационность, открытость и вариативность образовательных программ, направленных на формирование общечеловеческих ценностей, способствующих вхождению в единое мировое образовательное пространство и обеспечивающих устойчивое развитие и стабильный прогресс.
Реализация приведенных принципов предопределяет формирование этнической составляющей культуры педагога, представляющей социальную характеристику, обусловленную совокупностью эволюционно-
генетических и эволюционноисторических привязанностей, образующихся под воздействием этнического самосознания и проявляющихся в самоидентификации с конкретной этнической группой, имеющей общее происхождение, культурные ценности, историческую память, чувство солидарности и т.д.
Следовательно, компетентность как этнокультурная готовность педагога к профессиональной деятельности включает социальные характеристики индивида, проявляющиеся в различных сферах его общекультурной и педагогической деятельности, вследствие чего любое взаимодей-
Известия ДГПУ, №3, 2009
28
ствие этнофоров всегда требует наличия особого рода качества (этнокультурная осведомленность или компетенция), позволяющего сохранять этнокультуру и уважать инонациональные ценности других этносов.
Анализ психолого-педагогической и другой литературы показывает, что в качестве ключевых компетенций специалиста, которые у студентов формируются в стенах вуза, выступают:
- политические и социальные, определяющие способность личности взять на себя ответственность, совместно с группой вырабатывать решение и участвовать в его реализации; толерантность к разным этнокультурам и религиям; сопряженность личных интересов с потребностями учреждения и общества; участие в функционировании демократических институтов; межкультурные, определяющие положительные взаимоотношения людей разных национальностей, культур и религий, понимание и уважение друг друга; коммуникативные, предполагающие владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через интернет; социальноинформационные, характеризующиеся владением информационными технологиями и критическим отношением к социальной информации, распространяемой средствами массовой информации; персональные, определяемые готовностью к постоянному повышению личного образовательного уровня, потребностью в актуализации и реализации своего личностного потенциала, умением самостоятельно приобретать новые знания, способностью к саморазвитию [2. С. 51].
Следовательно, этнокультурная компетентность, характеризующаяся владением знаниями, умениями и навыками деятельности с учетом этнокультурных особенностей, выражающаяся в эволюционно-генетических и эволюционно-исторических основах
• • •
своего и инонационального самосознания, является необходимым условием готовности педагога к продуктивной деятельности в полиэтническом социуме.
Структура готовности к профессиональной деятельности учителя в условиях полиэтнической среды должна включать в себя этнокультурный компонент, несмотря на то, что при структуризации социальной компетентности специалиста этот компонент встречается достаточно редко. При этом профессиональная компетентность определяется профессиональными знаниями, умениями, навыками и личностными качествами, способствующими осознанию социальной значимости результатов профессиональной деятельности. С этой точки зрения этнокультурную компетентность педагога следует рассматривать как владение профессиональными знаниями, умениями и навыками, а также личностными качествами, способствующими осознанию социальной значимости продуктивной профессионально-
педагогической деятельности в условиях многонациональной среды.
В рассмотренном ряду определений профессиональной компетентности специалиста образовательной сферы в большей или меньшей степени присутствует учет социального фактора, то есть социальной компетентности профессионала как интегративной характеристики, предполагающей наличие системы знаний о себе и окружающей действительности, а также социальных умений и навыков взаимодействия в полиэтнической среде, позволяющих принимать эффективные решения адекватно ситуации. Однако в полинациональной среде (что обусловлено развивающимся процессом глобализации) наряду с социальной компетентностью значительную роль играет этнокультурная компетентность, ориентированная на социализацию и инкультурацию профессиональных знаний, умений, навыков с целью
Психолого-педагогические науки •••
адекватного осмысления и оценки коммуникативной ситуации и ее сущности.
«Гуманная по целям и содержанию педагогическая деятельность требует наличия у учителя гуманистического потенциала (уважения и признания достоинства человека, принятия ученика таким, каков он есть, признания многообразия, индивидуальности, целостности личности людей, представляющих различные слои общества, национальноэтнические, культурно-духовные образования, имеющих какие-либо физические или психические недостатки, людей разных полов, возрастов, учет которых (традиции, ценности, интересы и вкусы) обусловливает эффективность педагогической деятельности учителя» [1. С. 44].
Следовательно, этнокультурный компонент должен быть представлен в курсах педагогики, политики, этнологии, антропологии, психологии, конфликтологии, социологии и философии, что характеризует заботу о сохранении культуры, которая постоянно эволюционирует, меняется и т.д.
С учетом сказанного формирование этнокультурной компетентности педагога предполагает этапность и уровневый характер сформированно-сти этнокультурной компетентности, содержание каждого из которых может быть определено:
- интуитивным формированием этнокультурной компетентности; через осознание системы требований, предъявляемых специалисту обществом в целом и этническими группами, с представителями которых он взаимодействует; соотнесение системы требований, предъявляемых к человеку в процессе профессиональной деятельности, со сложившимися представлениями, знаниями, умениями и навыками межкультурного общения;
- формированием теоретических основ этнокультурной компетентности, опирающейся на совокупность
29
эволюционно-генетических и эволюционно-исторических привязанно-
стей; связанной с этническим самосознанием и проявляющейся в самоидентификации с этнической группой, а также толерантном отношении к инонациональным духовным ценностям;
- формированием практических умений и навыков, характеризующих этнокультурную компетентность, когда приобретенные знания носят прикладной характер и способствуют выработке личной позиции, усилению контроля за развитием ситуации [3. С. 39].
Таким образом, для формирования этнокультурной компетентности педагога целесообразно обеспечить регионально-этническую направленность как содержания образования, так и используемых технологий подготовки. При этом отличительной особенностью, на наш взгляд, выступает выделение этнокультурного компонента содержания образовательной программы и учебных дисциплин, формирование на его основе и в ходе реализации технологий подготовки этнокультурного арсенала как показателя готовности педагога к осуществлению профессиональной деятельности в поликультурной среде. Важным фактором, обеспечивающим предотвращение негативных явлений в обществе (национализм, терроризм, неприязнь к инокультуре), выступает возможность для самореализации через развитие не только национального самосознания, но и планетарного мышления. Деятельность же учителя должна быть направлена на создание условий для развития самоценности, проявления уникальности каждой личности независимо от национальной и религиозной принадлежности, возможности каждому человеку найти собственную профессиональную нишу, самоутвердиться и самореализоваться.
Анализ практики вузовской подготовки и наши наблюдения свидетель-
Известия ДГПУ, №3, 2009
30
ствуют о том, что учителя, в профессиональной подготовке которых реализовывался этнокультурный компонент, характеризующийся наличием и сформированностью соответствующих знаний, умений и личностных качеств, обеспечивающих высокий уровень подготовки выпускников, достигают профессионального и личного успеха в деятельности. Такие учителя знают культуру этноса, с представителями которого они работают, умеют определять и использовать этнокультурные знания при решении ежедневных проблем в сфере образования и воспитания.
Примечания
• • •
Следовательно, для обеспечения этнокультурной компетентности будущего учителя необходимо организовать исследования, направленные на поиск и выявление народного опыта социализации, восстановление этнических традиций, организовать курсы повышения квалификации педагогических работников и учителей, направленные на формирование этнокультурной компетентности; обеспечить организационно-
методическое обеспечение этнокультурной подготовки будущего педагога в стенах вузов и т.д.
1. Ахмерова С.М. Этнокультурный подход в профессиональной подготовке учителя в поликультурном социуме. Самара : Мысль, 2008. С. 44. 2. Делор Ж. Доклад Международной комиссии по образованию «Образование: сокрытое сокровище». М., 2008. С. 51. 3. Хаштыров Я.М. Формирование этнокультурной компетентности будущих менеджеров в условиях среднего профессионального образования. Ставрополь, 2006. С. 39. 4. Цатуров В.Н. Формирование нравственной позиции у старших подростков в полиэтнической среде. На материале Республики Дагестан. Махачкала, 2006. С. 12-14.
Статья поступила в редакцию 23.08.2009 г.