УДК 370-2 И. Г. ШПАКИНА
Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С ЭТНИЧЕСКИМ КОМПОНЕНТОМ
В статье обоснована необходимость формирования компетентности межнационального общения как ведущей личностной и профессиональной характеристики современных школьников и педагогов. Поиск инновационных способов решения этой задачи требует изменения управления персоналом учреждения. Автором описан опыт формирования культуры межнационального общения у учителей и родителей общеобразовательной школы с этническим компонентом.
Ключевые слова: межнациональное общение, этнокультурный компонент, индивидуальное сопровождение, компетентности.
Современную культурную ситуацию в российском обществе можно охарактеризовать как поли-культурную, которая востребована государственной образовательной политикой, учитывающей полиэт-ничный характер российского общества, что проявляется в его многоязычии, многоконфессиональ-ности и обусловлено исторической общностью народов, населяющих Россию, а также их культур.
Расширение и углубление сфер межнационального взаимодействия приводит к неизбежному пониманию того, что дальнейшее развитие человечества возможно только в условиях диалога представителей различных национальностей, способных понять и принять другую культуру в качестве равноценной своей родной культуре. В этих условиях компетентность межнационального общения выступает в качестве средства безопасного и комфортного существования в новом социуме [1].
Полиэтничность российского социума делает необходимым включение в число главных приоритетов образования (наряду с собственно образовательными целями) также и цели консолидации многонационального народа России, а поликультурность образования становится неотъемлемой частью общекультурного развития, отражающего самобытность каждого этнического сообщества.
Компетентность межнационального общения на современном этапе рассматривается как ведущая личностная и профессиональная характеристика любого специалиста и современного учителя в особенности [2]. Педагогическая деятельность является способом приобщения учащихся к системе ценностей как родной, так и иной культуры.
Реализация модели этнокультурного образовательного пространства предъявляет особые требования к уровню этнокультурных, психологических и специальных педагогических (коммуникативных, поведенческих и правовых) компетенций коллектива образовательного учреждения, реализующего этнокультурный компонент, в котором каждый член коллектива, от управленческого до исполнительского звена, включен в определенные отношения, заданные особенностями жизни такого учреждения.
Значимость компетентности межнационального общения у учителей усиливается еще и тем, что каждый член многонационального коллектива включен в определенный ритм, заданный его собственными особенностями жизни и окружения, сформировавшими в нем определенные стереотипы поведения и ценностные ориентации. Теперь учителю предстоит адаптироваться к особенностям взаимоотношений, охвативших профессиональную сферу его деятельности, сформировать в себе особые стереотипы поведения и ценностные ориентации, обеспечивающие реализацию того или иного этнокультурного компонента [3].
Формирование компетентности межнационального общения в условиях образовательного учреждения этнокультурной направленности требует поиска инновационных способов решения этой задачи и внесения нового содержания в систему работы по управлению персоналом, осуществляемую руководством такого учреждения.
Теоретическим предпосылкам формирования компетентности межнационального общения, этнической толерантности, этнопедагогической подготовки персонала посвящены исследования Ш. М. Ар-салиева, З. Т. Гасанова, Е. В. Кузнецова, В. Г. Рощуп-кина и др.; принципы, методы и формы формирования культуры межнационального общения предлагаются В. Н. Галяпиной, О. Н. Поповой и др.; приоритетные подходы к работе с персоналом, отражающие этнокультурный контекст в образовательном процессе, отражены в трудах В. П. Борисенкова, О. В. Гукаленко, А. Н. Джуринского, В. К. Шаповалова и др.
В то же время отмечается недостаточная пока степень научной разработанности проблемы формирования компетентности межнационального общения у педагогического персонала учреждений этнической направленности: нуждаются в уточнении вопросы содержания и технологии решения этой задачи, выявления педагогических условий формирования компетентности межнационального общения у учителей в процессе их профессиональной деятельности и др. [4].
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014
В данной статье мы предпринимаем попытку описания первого опыта технологизации процесса формирования компетентности межнационального общения у учителей и родителей общеобразовательной школы с этническим компонентом, который включает четыре этапа: информационно-подготовительный, методический, системно-деятельностный и рефлексивный. Предлагаемый опыт может выступать основой подготовки педагогических кадров к работе в полиэтничном регионе или в условиях средних учебных заведений этнической направленности.
С 2006 года в городе Омске работает негосударственное образовательное учреждение «Специализированный общеобразовательный лицей с этнокультурным (еврейским) национальным компонентом». Одну из первостепенных задач с момента открытия учреждения и до сегодняшнего дня в управлении этим учреждением руководство лицея и его учредители видят в подготовке взрослых участников образовательного процесса — педагогов, технических работников лицея, родителей воспитанников к работе в специфичных условиях реализации этнокультурного образования в широком смысле. Именно в просвещении, методическом сопровождении и рефлексии данного процесса взрослыми участниками образовательного процесса и состоит основная особенность управления учреждением с этническим компонентом.
Для решения указанной задачи в первый год работы лицея была утверждена программа содействия профессиональной подготовке педагогов и консультирования родителей лицеистов в организации и осуществлении образовательного процесса с учетом этнокультурного компонента.
В составлении программы принимали участие руководители Благотворительного фонда, поддерживающие деятельность образовательных учреждений еврейской этнической направленности, Главный раввин Омска и Омской области О. Кричевский, администрация, наиболее опытные учителя и воспитатели лицея, активисты-родители школьников и воспитанников дошкольного отделения. С первых лет работы лицея установлены контакты с аналогичными общеобразовательными учреждениями в других крупных городах России и за рубежом.
Работа педколлектива начиналась с обсуждения и «принятия» участниками проекта создания лицея целей его деятельности и составления перечня возникающих в связи с этим вопросов, в которых основные «воплотители» проекта в жизнь чувствовали свою недостаточную теоретическую и практическую подготовку.
Следует отметить, что с момента создания в лицее работает высококвалифицированный коллектив: все 26 педагогов имеют высшее педагогическое образование, первую или высшую квалификационные категории, среди них два магистра образования, пять педагогов завершают обучение в магистратуре, два работника имеют ученую степень кандидата наук; один заслуженный учитель РФ, 11 человек являются отличниками просвещения РФ, почетными работниками образования РФ либо награждены Почетными грамотами Министерства образования РФ.
Владея на высоком уровне современными технологиями обучения и воспитания, тем не менее в вопросах этнического воспитания, формирования основных нравственных ценностей с использованием вековых национальных традиций того или иного народа, в использовании опыта зарубежной педагогики работники лицея ощущали выраженный дефицит знаний.
Поскольку воспитание ребенка в традиционной еврейской семье увязано в цикличным календарем национальных праздников, то с первого года работы лицея доброй традицией стали превентивные обучающие встречи педагогического коллектива с носителями национальной культуры, совместное обсуждение творческого проведения в лицее очередного события национального календаря, Интернет-конференции с коллегами из Израиля и аналогичными лицею другими российскими школами для обмена идеями и опытом.
Предметом особой заботы учителей и воспитателей лицея стала сопряжение традиционных для российской средней школы компонентов учебной и воспитательной систем с традициями национальной еврейской школы. Сегодня в этом направлении уже не возникает проблем, так как накоплен первый опыт, которым педагоги лицея охотно делятся с коллегами из других школ.
Существенную помощь в повышении квалификации учителей в вопросах этнокультурного образования оказывают организуемые Благотворительным фондом очные — в разных городах и за рубежом, а также дистанционные семинары по вопросам изучения национальной культуры. В таких семинарах с интересом участвуют работники и родители лицея.
Сотрудники фонда обеспечивают учителей и родителей с помощью электронных средств связи подборкой первоисточников, методических рекомендаций и даже разработанных специалистами макетов итоговых сертификатов для детей, учителей и родителей — участников того или иного национального проекта. Лучшие отчеты по итогам национальных проектов, реализованных в школах данной этнической направленности, также становятся доступны через сеть Интернет.
Стало доброй традицией для участников семинаров делиться полученными знаниями с коллегами, рассказывать о тех крупицах опыта национального воспитания, которые были отмечены при посещении школ, реализующих в своей деятельности аналогичный этнический компонент.
Организуя в разнообразных формах повышение квалификации педагогов лицея с учетом их собственных знаний и умений, администрация лицея решает задачи формирования у учителей и воспитателей представления об образовании педагога в условиях современного поликультурного пространства; знакомства с передовым отечественным и зарубежным педагогическим опытом по обозначенной проблеме; воспособления инкультурации личности учащегося этнической шкоды; актуализации современных форм самостоятельной работы учителя как механизма совершенствования своего профессионального опыта.
Поскольку модернизация образования — это общенациональная задача, то активными субъектами образовательной политики школы становятся также семья и родительская общественность. Суть изменений в образовании, предусмотренных новым Законом «Об образовании в РФ», их цели, направления, методы, особенности образовательной деятельности школы, реализующей этнический компонент, установление партнерских отношений с семьей каждого питомца лицея, совместная с родителями выработка индивидуальной образовательной траектории ребенка — далеко не полный перечень «точек соприкосновения» педагогов лицея и родителей его учеников.
За время существования лицея накоплен большой арсенал форм общения с родителями: начиная с ро-
дительских собраний, которые нередко проходят за чашкой чая со школьными сдобными булочками, где не слышны монологи учителей перед всеми родителями об успехах и промахах отдельных детей (в лицее восьмой год каждый родитель беседует с каждым учителем только «с глазу на глаз»), почти ежемесячно в выходные дни проводятся очередные национальные праздники, участие в которых принимают семьи учеников — эти праздники сопровождаются веселыми ярмарками, работой лицейского кафе, где официанты — ученики средних классов, занимающие эти почетные должности только по конкурсу.
Седьмой год в школе реализуется проект «Победа», результатом которого стало создание Мемориального зала лицея, хранящего на стендах священные имена родственников детей и сотрудников, либо не вернувшихся с полей сражений Отечественной войны, либо принесших Победу в своих руках, либо ковавших её в тылу, либо переживших ужас войны в детском возрасте... В 2013 году Мемориальный зал с помощью родителей пополнился стендом, содержащим одно слово — «ПОБЕДА», но написано оно было фотографиями родных — участников той страшной войны. Создание каждого стенда Мемориального зала лицея было бы невозможно, если бы родители, дедушки и бабушки лицеистов не помогли совершить каждому ребенку экскурс в свою родословную.
Три года назад было найдено еще одно общее для лицеистов, их родителей и учителей полезное дело — взято шефство над старым, почти полностью заросшим Старо-еврейским кладбищем, на котором более полувека не проводятся захоронения, а большинство могил давно не знают ухода. Благодаря сложившимся доверительным отношениям в составе каждого десанта на уборку со школьниками и учителями едут несколько родителей. Сколько родственников сегодняшних лицеистов было обнаружено при расчистке надгробий, отмывании памятников, прополке заросших участков! Случалось, старшеклассники звонили в семьи лицеистов, что очистили могилу со знакомой фамилией — и оказывалось, что находились «потерянные» погосты.
В 2013 году проведена первая родительская конференция, которая показала уровень доверия родительской общественности педагогам: прозвучали острые вопросы, волнующие родителей, но первыми ответы на них давали не педагоги, а другие, более многоопытные папы и мамы. Эту форму педагогического «ликбеза» решено было сделать традиционной.
Таким образом, представляется, что в настоящее время определяющим в процессе модернизации обра-
зования становится оптимизация управления, учет индивидуальных особенностей не только учащихся в процессе их образования, но и тонкая, внимательная «подстройка» в процессе подготовки взрослых участников образовательного процесса к работе в условиях учебного заведения с этнокультурным компонентом, а также использование рыночных механизмов как фактора саморазвития [5].
В основу новых федеральных государственных образовательных стандартов положены принципы поликультурности. Эти принципы позволяют превратить систему образования в эффективный социокультурный механизм, который предопределяет над-этническую целостность общества, решая задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина многонациональной Российской Федерации.
Библиографический список
1. Назаренко, Н. Н. Формирование культуры межнационального общения у будущих учителей в полиэтнической образовательной среде : дис. ... канд. пед. наук / Н. Н. Назаренко. — Ставрополь, 2011. — 213 с.
2. Концепция национальной образовательной политики РФ (Одобрена приказом МОиН РФ от 3 августа 2006 г. № 201). / Вестник образования России. — 2006. — № 18. — С. 16 — 21.
3. Хакимов, Э. Р. Конструирование поликультурного образовательного пространства в общеобразовательных учреждениях / Э. Р. Хакимов // Образование и общество. — 2011. — № 5. - С. 27-32.
4. Бережнова, Л. Н. Полиэтническая образовательная среда: моногр. / Л. Н. Бережнова. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — 203 с.
5. Воспитательно-образовательный процесс в поликультур-ном пространстве образовательного учреждения : учеб.-метод. комплекс / авт.- сост. О. Н. Пикалова, Ю. В. Королькова. — Ставрополь : СКИРО ПК и ПРО, 2012. — 146 с.
ШПАКИНА Ирина Гидальевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории и социальнопедагогических дисциплин Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина; директор негосударственного образовательного учреждения «Специализированный общеобразовательный лицей с этнокультурным национальным компонентом» г. Омска.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.02.2014 г.
© И. Г. Шпакина
Книжная полка
Почебут, Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология : учеб. пособие / Л. Г. Почебут. -СПб. [и др.] : Питер, 2012. - 334 с.
В учебном пособии представлена современная методология кросс-культурной и этнической психологии. Проанализированы основные подходы, направления, требования к исследованиям. Детально описаны экспериментальные методы в области социальной перцепции, межгрупповых и межэтнических отношений, предубеждений, предрассудков, дискриминации. Особое внимание уделено психологии терроризма. Представлен широкий набор психологических методик. Учебное пособие предназначено для студентов-психологов, социологов, этнологов, культурологов, специалистов в области межкультурных коммуникаций.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ