Научная статья на тему 'Формирование этнической идентичности учащихся в условиях поликультурной среды'

Формирование этнической идентичности учащихся в условиях поликультурной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
496
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОЗИТИВНАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ETHNIC SOCIALIZATION / POSITIVE ETHNIC IDENTITY / ETHNIC AND CULTURAL COMPETENCE / SELF-IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ширипова Туяна Владимировна

В статье рассматриваются вопросы формирования этнической идентичности и целенаправленного развития у учащихся этнокультурной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of ethnic identity of pupils in the conditions of polycultural environment

In the article the issues of formation of ethnic identity and purposeful development at pupils of ethnocultural competence are considered.

Текст научной работы на тему «Формирование этнической идентичности учащихся в условиях поликультурной среды»

бурятском языке как второму. При обучении слухопроизносительным навыкам в первую очередь учитывается интерферирующее влияние произносительных навыков русского языка, которое в значительной степени обусловливает трудность овладения учащимися этими навыками. Предполагается, что к концу первого года обучения дети овладевают нормативным произношением всех звуков бурятского языка при чтении, учатся различать на слух звуки бурятского и родного (русского) языков, смогут грамотно в интонационном отношении оформлять и читать основные типы бурятских предложений, соблюдать интонацию простого предложения, разделять поток звуков на значимые структурные единицы, состоящие из фонологических элементов.

Литература.

1. Акцентно-интонационная система бурятского языка / И.Д. Бураев и [др.]; под ред. И.Д. Бураева.

- Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004. - 152 с.

2. Бабушкин С.М. Бурятско-русский и русско-бурятский словарь. - Улан-Удэ, 1999. Ч.1.- 190 с.; Ч.11 -166 с.

3. Батоев Б.-Д.Б. Изучаем литературный бурятский язык.- Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос.ун-та,

2004. - 58 с.

4. Батоев Б.-Д.Б. Бурятский язык (графика, орфография и пунктуация). - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1993. - 144 с.

5. Бюраева Э.И. Ритмомелодика простых нераспространенных предложений бурятского языка.

- Улан-Удэ, 1978.

6. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения / вступ. ст. и подгот. к изд. В.А. Калягина. -СПб.: КАРО, 2006. - 304 с.

7. Золхоев В.И. Фонология и морфонология

агглютинативных языков.- Новосибирск: Наука,

1980. - 142 с.

8. Макарова О.Г. Изучаем бурятский язык.-Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос.ун-та, - 2003. - 247 с.

Чимбеева Зоригма Доржиевна, канд. пед. наук, ассистент кафедры филологии и методики ПИ БГУ; Chimbeeva Zorigma Dorzhievna, candidate of pedagogical sciences, assistant, department of philology and methodology, Pedagogical Institute, Buryat State University.

670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина 24 а, тел. 44 - 51 - 89, e-mail: zorigma22@mail.ru

УДК 37.016 Т.В. Ширипова

Формирование этнической идентичности учащихся в условиях поликультурной среды

В статье рассматриваются вопросы формирования этнической идентичности и целенаправленного развития у учащихся этнокультурной компетентности.

Ключевые слова: Этническая социализация, позитивная этническая идентичность, этнокультурная компетентность, самоидентификация.

T. V Shi'r/pova

The formation of ethnic identity of pupils in the conditions of polycultural environment

In the article the issues of formation of ethnic identity and purposeful development at pupils of ethnocultural competence are considered.

Keywords: ethnic socialization, positive ethnic identity, ethnic and cultural competence, self-identification.

Цивилизация на современном этапе вошла в качественно новую фазу развития, для которой характерны усиление интернационализации жизни, рост информационного, культурного, экономического обмена и сотрудничества.

В условиях глобализации образование становится единственным каналом передачи, воспроизводства и развития этнокультурного опыта через систематическое использование этнокультурной коннотации (англ. connotation, фр. connotation - добавочное значение, окраска, окрашенность, дополнительное содержание слова).

Этнокультурную коннотацию нельзя понимать упрощенно как преподавание родного языка или использование национальных обычаев в детских дошкольных учреждениях, она не ограничивается изучением родного языка или преподаванием нескольких этнически ориентированных предметов [6].

Республиканский бурятский национальный лицей-интернат № 1 относится к национальным образовательным учреждениям. Воспитание лицеистов осуществляется на основе ценностей, традиций бурятской национальной культуры.

Ученики на углубленном уровне изучают бурятский язык и культуру бурятского народа, в школе искусств обучаются игре на народных бурятских инструментах, исполнению народных танцев, знакомятся со сценическими традициями бурятского народа.

Известно, что установки, закрепившиеся в юности, с большим трудом меняются в зрелом возрасте. Сформировавшиеся в ходе социализации подростка этнические

стереотипы, предпочтения, ориентации будут влиять на его сознание, поведение на протяжении всей его жизни и на то, как он, в свою очередь, будет воспитывать своих детей.

Этническая социализация представляет собой многомерный социальный процесс в единстве коллективного (каждое новое поколение этноса осваивает историческую культуру этноса) и индивидуального (каждый член этноса осваивает общую для них этническую культуру) измерений. Этническая социализация является непрерывным

процессом. Этапы этнической социализации не связаны напрямую с возрастным и психологическим развитием личности. Главным показателем первичного этапа этнической социализации является формирование

этнической идентичности (имеющее возрастную динамику), показателем вторичного этапа выступает этнокультурная компетентность личности, основанная на позитивной этиРа!зв:1к1аЕй{иденувчноатии|ес.тву нужны образованные, нравственные, предприимчивые

люди, которые могут самостоятельно

принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитыми чувствами ответственности за судьбу своего народа и уважения к другим народам и нарВоыдндоеслтяяюмт. три сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность, общение, самопознание. Особенно удачно, как показывает опыт, включение учащихся в деятельность происходит во внеучебной работе. Это обусловлено:

- возможностью индивидуального самоопределения личности по видам деятельности и личностно приемлемым вариантам участия в ней; включением в социальную деятельность под руководством педагога на основе осознания

цели деятельности и сопоставления ее с личностными целями;

- эмоциональной привлекательностью деятельности;

- рефлексией собственного участия в ней с последующей его коррекцией в выбранном направлении.

Смысл новой концепции педагога — не мешать, а помогать саморазвитию растущего человека, учить его адекватной самооценке, активной предприимчивости и взаимодействию, умению жить в современном обществе. Таким образом, создание образовательной среды, в которой становится возможной успешная реализация воспитательных целей, должно являться доминантой в деятельности педагогического коллектива.

Наиболее значимые направления развития такой образовательной среды:

- коллективные творческие дела, обязательными компонентами которых являются «совет дела», план проведения, анализ результатов;

- учебно-познавательная деятельность (предметные недели, посещение музеев, выс-тахвуодко);жественно-эстетическая деятельность (посещение театров, филармонии, цирка, музея изобразительных искусств);

- трудовая деятельность (работа в лагере, субботники и трудовые десанты, выставки детского творчества);

- экологическая деятельность (экопроекты, экологические десанты, выставки поделок из природных материалов);

- спортивно-оздоровительная деятельность (спортивные соревнования, прогулки, сезонные экскурсии);

- классные часы и др.

В лицее обучаются дети разных национальностей: буряты, монголы, русские и шэнэхэнские буряты. Педагогический коллектив, опираясь на культурные, духовные, национальные традиции народов, представители которых учатся в лицее, создали для всех поликультурную образовательную среду, способствующую становлению социально активной творческой личности.

На это направлено решение следующих приоритетных задач:

- формировать у учащихся представление о толерантности;

- развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргу-

ментировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

- воспитывать терпимость к чужому мнению;

- создавать условия для возможности живого общения, формирования коммуникативных связей в образовательном учреждении, в семье, социуме;

- создавать условия для формирования системы нравственных ценностей на основе этнокультурных традиций у всех участников образовательного процесса;

- содействовать этнокультурному семейному воспитанию, восстановлению этнокультурных традиций семьи.

В лицее-интернате педагогическим коллективом выстроена целостная система работы по стимулированию позитивной этнической самоидентификации лицеистов,

формированию у учащихся установок

толерантного поведения, веротерпимости и мирЭшобудьтурная компетентность -интегративное свойство личности,

проявляющееся в объективных знаниях об этнических культурах; выражается в уважении к своему и другим этносам, в сопереживании, взаимодействии, независимости суждений,

преодолении стереотипов в отношении не похВжихцва тебе мщдяйк построению открытого культурного образовательного пространства, и ключевым мероприятием в данном направлении работы является Фестиваль национальных культур.

18 марта 2011 г. в Республиканском бурятском национальном лицее-интернате №1 в Улан-Удэ прошел II Международный фестиваль национальных культур «Вместе сквозь время», посвященный 350-летию добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства.

Идея организации и проведения лицеем фестиваля была поддержана Комитетом по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив при администрации Президента и Правительства Республики Бурятия, Министерством образования и науки Республики Бурятия, бурятского регионального отделения всероссийского движения

«Исссюдотатфестивале приняло участие около 451 человек.

Среди участников фестиваля были учащиеся Республиканского бурятского национального лицея-интерната № 1, Цакирской школы-

интерната Закаменского района, Багдаринской

эвенкийской школы-интерната Баунтовского района, Калиновской средней общеобразовательной школы Мухоршибирского района, Агинской окружной гимназии, Хошун-Узурской средней общеобразовательной школы и Кусо-тинской средней общеобразовательной школы Мухоршибирского района, Забайкальской краевой гимназии-интерната Забайкальского края, Корсукской средней школы Эхирит-Булагатского района Иркутской области, Со-рокской сойотской школы-интерната Окинского района, Детского центра народного искусства при Уральском хоре, Башкирской республиканской гимназии-интерната № 1 имени Рами Гарипова, делегация из Москвы - фольклорный коллектив МГДД(Ю)Т, делегации из Монголии и Китая.

В фестивале приняли участие представители коренных народов, а также представители национальных ассоциаций, автономий народов, проживающих на территории Бурятии:

• Ассоциация сойотов Окинского района Республики Бурятия.

• Еврейский общинный центр Республики Бурятия.

• Киргизский культурный центр "Ала тоо" Республики Бурятия.

• Национальная культурная автономия татар Заиграевского района Республики Бурятия.

• Местная национально-культурная

автономия эвенков г. Улан-Удэ Республики БуряМестная национально-культурная

автономия поляков «Наджея» г.Улан-Удэ Республики Бурятия.

• Республиканская общественная

организация «Землячество шэнэхэнских бурят из КНР»стная национально-культурная

автономия калмыков г. Улан-Удэ.

• Армянский национально-культурный центр.

Одним из направлений работы фестиваля

стала научно-практическая конференция учащихся "Калейдоскоп народных обычаев и традиций". Учащиеся выступили с результатами своих поисковых, исследовательских работ, раскрывающих своеобразие материальной, духовной культуры народов, проживающих в Бурятии. Был заслушан 131 доклад.

Следующее направление работы фестиваля, вызвавшее большой интерес у его участников -выставка, подготовленная представителями национальных ассоциаций совместно с учащимися лицея. Экспозиции выставки отражали историю, традиции, культурное своеобразие наро-

дов, проживающих в республике. На выставке были представлены изделия народных промыслов, блюда национальной кухни.

Третье направление работы фестиваля было представлено работой мастер-классов: «Бурятские национальные игры "Шагай" и "Шатар", «Бурятский народный танец "Ехор"», «Обереги из бересты», «Оригами в национальных

костюмах народов Забайкалья», «Кендама -японская народная игра», «Народный армянский танец», «Стрельба из лука», «Частушки

семейских с. Калиновка», «Музыкальная мазаика бурятских народных инструментов», «Обучение улигершинов», «Приготовление замбаа»,

«Народный эвенкийский танец», «Ждем Пасху в гости», «Башкирский мужской танец»,

«Чичердик - калмыцкий народный танец», «Искусство гобелена», «Детский фольклор

Урала». Работой мастер-классов руководили представители национальных центров и педколлектива РБНЛИ № 1. Участники

фестиваля обучались исполнению национальных песен, танцев, игре на национальных

инструментах, шпативилсию«раейировым гала-концертом, в котором приняли участие национальные творческие коллективы, исполнившие народные песни и танцы на родном языке, показавшие обрядовые композиции народов, проживающих на

тер^Зитхсри^уэур^тРшзаля были положены идеи: знакомство с культурой, обычаями народов, проживающих на территории нашей республики; диалог, общение как способы открытия этнокультурного своеобразия нашего регФшаиваль развивается. С одной стороны, фестиваль позволил сфокусировать вокруг себя множество творческих мастерских: костюм,

предметы быта, музыка и пение, сценическое мастерство, игра, танец. С другой стороны, ввиду своей познавательной направленности фестиваль потребовал от участников серьезной теоретической подготовки. Наличие общей цели сплотил детей, дал им возможность пожить в образе представителя другой национальности и, как правило, изменил систему этнических стереотипов.

Социокультурные изменения в современном трансформирующемся российском обществе определили особенности этнической социализации в современных условиях, исходным принципом которой становится не культурный национализм, а принцип диалога культур, мульти-культурализма. Этническая социализация в современном обществе выполняет поистине глобальную мировоззренческую миссию - формирование множественной и многоуровневой идентичности личности, способствующей конструктивному функционированию этничности в жизни индивида и общества: позитивной этнической идентичности и толерантного этнического взаимодействия. Новое понимание сущностного наполнения этнической социализации актуализирует концептуальную разработку феномена этнической социализации в современных условиях [5].

Сила знаний культурно-исторических

традиций народов Бурятии — это та сила, которая поможет нам в возвращении

духовности, нравственности, ценностей семьи, идеалов добра и патриотизма.

Литература

1. Герасимова М. Г. Этническая толерантность и этнические стереотипы подростков // Россия: трансформирующееся общество. - М.: КАНОН-пресс-Ц, 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Жалсанов Б.Б., Платонова Н.И., Цыренжапова Л.Б., Ширипова Т.В., Цыбикова Д.Д. Вместе сквозь время: II Международный фестиваль национальных культур // журнал Школьник. 2011.

3. Зинурова Р.И. Этническая социализация молодежи в условиях современного российского общества: дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.04. - М.,

2005. 382с. РГБОД,71:05-22/50

4. Мухтаров Т.Г. Этническая социализация башкирской молодежи в городах современного Башкортостана: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04.

- Уфа, 2004. 159 с. РГБОД, 61:04-22/326.

5. Поштарева Т.В. Теоретические основы формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде.

- Ставрополь: СКИПКРО, 2004. - 116 с.)

6. Панькин А.Б. Этнокультуртная коннотация региональных программ развития образования: материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием. -Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2011. - 170 с.

Ширипова Туяна Владимировна, заместитель директора но научно-методической работе, ГОУ «Республиканский бурятский национальный лицей-интернат №1»

ShiripovaTujanaVladimirovna, deputy director for scientific and methodological work, Republican Buryat National Lyceum - Boarding School №1.

Улан-Удэ, e-male: tuyana shiripova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.