Подводя итоги всему вышеизложенному, следует сказать, что изучение детского музыкального медиа-контента требует особого внимания как со стороны общества, так и государства. Необходимо помнить, что проблемы будущего не могут быть решены только экономико-техническими и технологическими методами, так как их решение во многом зависит от духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения. Музыка в силу своей уникальной природы содержит мощный воспитательно-социализационный потенциал, который необходимо использовать в процессе формирования подрастающих поколений.
Литература:
1. Вагин Д.Ю. Межпоколенческая преемственность духовно-нравственных ценностей в российском обществе. // Дискуссия. 2016. №7 (70). С. 52 - 58.
2. Вагин Д.Ю. Духовно - нравственные ценности поколений россиян: проблемы преемственности. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 2 (46). С. 29-32.
3. Свадьбина Т.В., Вагин Д.Ю. Межпоколенные ценности россиян: проблемы преемственности. // Приволжский научный журнал. 2012. №4 (24). С. 263 - 267
4. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1998, С. 11-113.
5. Терентьев А.А., Свадьбина Т.В. Духовно-нравственные ориентиры воспитания молодежи в идейном наследии И.А. Ильина. Нижний Новгород, Нижегородский региональный институт управления и экономики, АПК, 2000. - 32 с.
6. Таниева Г.М., Козырьков В.П. Социокультурные предпосылки и противоречия реализации идентификационных возможностей музыки // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия управление в социальных системах коммуникативных технологий, 2015, №2, 31-41.
7. Немова О.А., Свадьбина Т.В. Цена и ценность любви: опыт социоантропного анализа // Вестник Мининского университета, №4, 2016, С. 37-38.
8. Козырьков В.П., Свадьбина Т.В., Немова О.А. Атрибутивные качества человека в условиях революции техносферы // Вестник СПбГУ Серия 17 ФИЛОСОФИЯ. КОНФЛИКТОЛОГИЯ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ, Выпуск 2, 2016. - С. 15-25.
9. Немова О.А. Бурухина А.Ф. Мультипликационные фильмы как средство формирования семейных духовно-нравственных ценностей / О.А. Немова, А.Ф. Бурухина // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2014. №1. - С. 152-173.
10. Nemova O.A., Retivina V.V., Kutepova L.I., Vinnikova I.S., Kuznetsova E.A. SOCIOCULTURAL MECHANISMS OF INTERGENERATIONAL VALUES AND MINDSET TRANSLATION IN MODERN FAMILY DEVELOPMENT AND GENERATIONAL CHANGE // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 13. С. 6226-6237.
Педагогика
УДК: 376.112.4
кандидат педагогических наук, доцент Неустроева Екатерина Николаевна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); магистр 2 курса обучения Кривошапкина Наталья Евгеньевна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация. В статье рассматриваются эффективные педагогические условия для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. В работе показана эффективность включения в образовательную деятельность таких форм работы, как сказкотерапия, арт-терапия, техника игротерапии, и кинотерапия. Использование разнообразных форм работы с данными категориями детей создадут благоприятные условия социализации их в общеобразовательной школе.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, сказкотерапия, игротерапия, кинотерапия, арт-терапия.
Annоtation. The article considers effective pedagogical conditions for socialization of children with disabilities. The paper shows the effectiveness of the inclusion in the educational activities of such forms of work as therapy, art therapy, play therapy technique, and kemoterapia. The use of various forms of work with these categories of children will create favorable conditions for their socialization in secondary school.
Keywords: children with disabilities, fairy tale therapy, game therapy, film therapy, art therapy.
Введение. В последние годы в стране намечается увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Работа с такими категориями детей весьма нелегкая, требующая от педагога большого усердия, терпения, мастерства, и, конечно, уважения и любви к таким детям. Полноценное развитие ребенка возможна, лишь при создании нормальных жизненных условий, введение рационального режима дня, создание оптимального двигательного режима и при условии физического благополучия. Важно отметить, что нужно создать специальные условия по формированию учебной деятельности у детей [3].
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путём проведения социально-педагогической реабилитации и подготовки детей, родителей, педагогов к принятию детей с особенностями в развитии [2].
В современных условиях процесс внедрения инклюзивного образования является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.
Внедрение инклюзивного образования обеспечивает рост дальнейшей гуманизации образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование,
формирование профессионального педагогического сообщества нового типа. В педагогической сфере подчеркивается важнейшая роль педагога, его место, функции в обществе и повышаются предъявляемые к нему требования и формируемые по отношению к нему социальные ожидания. Обучение, воспитание и развитие детей с отклонениями в психофизиологическом развитии и поведении - сложная социально-педагогическая проблема. Основной целью специальной педагогики является раннее выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.
Изложение основного материала статьи. Одной из основных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями является становление личности каждого в целом, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества. Необходимо включение разных форм работы активного включения родителей в обучении и воспитании детей с ОВЗ.
Позитивная социализация возможна только при комплексном подходе, учёте всех факторов, влияющих на социальное развитие ребёнка, как результат общих усилий педагогов и семьи.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается избыточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
Целями школьного образования, которые устанавливают перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно осуществлять свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс дает возможность создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности, в том числе и для детей с ОВЗ.
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.
Задача школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, которые позволяют ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Величина собственной познавательной активности учащихся является недостаточным, и для его повышения учителю необходимо применять средства, способствующие активизации учебной деятельности. Одной из особенностей учащихся с проблемами в развитии, является недостаточный уровень активности всех психических процессов. Таким образом, применение в ходе обучения средств активизации учебной деятельности является необходимым условием успешности процесса обучения школьников с ОВЗ.
Одним из основных методов можно выделить работу с семьей этого ребенка и с классным коллективом. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома. С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах (даже если его речь невнятна), рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребенка играть с игрушками и другими детьми. Главное - родители должны оценить возможности ребенка и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам [1].
Методика Марии Монтессори Монтессори-педагогика - оптимальный выбор для детей с особенностями в развитии, так как эта методика дает уникальную возможность ребенку работать и развиваться по своим внутренним законам. Как единственная оптимальная методика обучения грамоте, до сих пор остается методика Н.А. Зайцева. Многие дети с ЗПР гиперактивны, невнимательны и «Кубики» - единственная на сегодняшний день методика, где эти понятия даны в доступной форме, где придуманы «обходные» пути в обучении, где задействуются все сохранные функции организма.
Игры на базе конструктора ЛЕГО имеют благоприятное отражение на развитие речи, облегчают усвоение ряда понятий, постановку звуков, гармонизируют отношения ребенка с окружающим миром. Игры с песком или «пескотерапия». Специалисты парапсихологи утверждают, что песок поглощает негативную энергию, взаимодействие с ним очищает человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.
Активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом.
При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.
Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения
образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы, что важно не только для школьников с нарушениями речи, но и особенно важно для школьников с ОВЗ.
Роль мотивации в успешном обучении детей с ОВЗ трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает - никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.
С понятием метода тесно связано понятие «приема обучения». Приемы обучения - конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения. Приемы обучения характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельностью и обуславливаются целью применения. Реальная деятельность обучения состоит из отдельных приемов.
Кроме методов, в качестве средства активизации учебной деятельности могут выступать формы организации обучения. Говоря о различных формах обучения, имеются в виду «специальные конструкции процесса обучения», характер взаимодействия учителя с классом и характер подачи учебного материала в определенный промежуток времени, который обусловлен содержанием обучения, методами и видами деятельности учащихся.
Формой организации совместной деятельности учителя и учащихся является урок. В ходе урока учитель может использовать различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям учащихся, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой - минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Этим самым можно сразу увидеть работу каждого ребёнка, в этом и заключается результативность и удобство.
2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Учащиеся с большим удовольствием и интересом выполняют задания данного вида, так как чтобы прикрепить свою карточку, учащимся обязательно нужно дать правильный ответ, без этого у них нет шансов выйти на доску и вставить свои карточки. Ребятам нравится соперничать со своим одноклассниками.
3. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
4. Активные методы рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского «гейехюг» - обращение назад. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со высоким увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная со школы, и далее получении профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе. В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно важном труде [4].
Основным методом при создании благоприятных условий для социализации детей с ОВЗ был выбран метод психотехники урока (сказкотерапии, арт-терапия, техники игротерапии, кинотерапия).
В начале каждого урока мы показывали яркие иллюстрации, фотографии, пейзажи, картинки с мотивирующими надписями, которые придавали хорошее настроение и позитивный настрой. Такие картинки с мотивирующими надписями как «Верь в себя», «Улыбайся», «При желании, и до неба можно дотянуться. Стоит только захотеть», «Не бойтесь пробовать.... Иначе вы никогда не узнаете, что могли бы вы совершить», «Верь и никогда не сдавайся!», «Мир принадлежит оптимистам, пессимисты всего лишь зрители» и т.д. Каждый день начинался с того, что учащиеся хором читали надписи. Например, картинка с надписью «Мир принадлежит оптимистам, пессимисты всего лишь зрители» мы объяснили кто такие оптимисты и пессимисты, и в чем смысл этого высказывания, автором которого является Франсуа Гизо. Просмотр всевозможных картин, пейзажей, ярких иллюстраций, фотографий несет в себе арт-терапевтический эффект: поднимается настроение, повышается интерес к занятию, пропадает усталость.
Нами были проведены уроки с использованием психотехники. Технику арт-терапии мы использовали на уроках литературного чтения. Одной из тем урока было произведение Александра Куприна «Слон». В начале урока мы попросили детей внимательно слушать друг друга, не перебивать и не отвлекаться. После того, как учащиеся прочитали рассказ, мы попросили нарисовать свои впечатления и ощущения от прочитанного рассказа.
В конце каждого урока, в котором использовалась методика арт-терапии, мы вывешивали рисунки учащихся, хвалили детей и вселяли в них уверенность в себе. Все вместе рассматривали работы друг друга, и находили у каждого что-то красивое, необычное, интересное, находили приятные слова для каждого. Никто из учащихся не высмеивал друг друга, что сплотило наш класс. Ребята терпеливо относились друг к другу, с взаимопониманием и поддержкой. Арт-терапия создает положительный эмоциональный фон в коллективе, развитие коммуникативных навыков учеников, и развитие самовыражения, снижение негативных эмоциональных состояний.
Техника кинотерапия — это одно из направлений арт-терапии, это метод терапии, предполагающий просмотр и обсуждение кинофильма с помощью ведущего сеанс кинотерапии. В процессе просмотра кинофильма и анализа собственного восприятия его образов участник кинотренинга исследует свои личностные особенности. Технику кинотерапии мы использовали на уроке религии. Урок религии сам по себе очень интересный и познавательный. Учащихся заинтересовала тема нашего урока «Древний Рим», несмотря на то, что девочек больше, чем мальчиков в нашем классе. В начале урока мы попросили ребят внимательно посмотреть короткометражный фильм, в котором демонстрируются легенда об основании Рима, географическое положение Древнего Рима, племена, населявшие территорию в древности. Также, в фильме есть кадры, показывающие повседневную жизнь римлян и систему управления городом. Чтобы показ фильма и урок в целом не был скучным, мы организовали минутные паузы, это та же самая физкультминутка, но только упражнения были точно такими, какие римляне делали работая.
Во время исследования также мы использовали метод систематического обсуждения знаний, который предполагает участие воспитателя и воспитанника, то есть беседу. Мы беседовали на разные темы, которые были нам не просто полезны, интересны, но и поучительные.
Ведущей в формировании личности ребёнка должна оставаться игровая деятельность, так как игра является самым естественным видом деятельности для дошкольника и младшего школьника. Поэтому во время большой перемены мы играли в разные игры, которые объединяли каждого ученика. Чаще всего учащимся нравилась подвижная игра «Молекула». Правила игры очень просты, все игроки прыгают, бегают, и водящий объявляет «Молекула - 2!», и все игроки быстро разбиваются по парам, кто не успел поймать себе пару - выбывает. Игра продолжается, после того как выбывшие покидают площадку, оставшиеся игроки снова прыгают, бегают, но уже все по одному, и водящий объявляет: «Молекула - 3!», - все быстро разбились на тройки и так далее. Игра длилась до тех пор, пока не останется 2 игрока - они объявляются победителями. Каждый раз водящий игру менялся, учащиеся сами выбирали, кто будет водить. Дети с радостью играли в эту игру, так как она является, во-первых, очень веселой и смешной, во-вторых, непредсказуемость финала, так как от действий самих игроков зависит, кто останется в финале и кто же победит, и в-третьих, играли всем классом, никто из учащихся не сидел в сторонке, что очень хорошо повлияло на единство и товарищество в классе.
Ещё одна из игр «Эта вещь». Мы взяли обычную вещь, в нашем случае была швабра, и на языке пантомимы превратили ее в гитару, лошадь, микрофон и т.д. Затем мы впустили швабру по кругу и попросили детей проделать то же самое. Дети проявили бесконечную фантазию. Пантомимы вызвали веселье, а игра повысила самооценку участников.
Д.Б. Эльконин говорил: «Обучение должно войти в начальную школу через ворота детской игры». Игра стимулирует творческую активность детей, формирует у них навыки социального поведения, организации жизненного пространства, взаимодействия с окружающими, с миром, результатом которого выступают социально важные навыки, в том числе и эмоциональный тренинг. Как мы знаем, одним из видов социального поведения является игра, поэтому в организации игр с детьми с ограниченными возможностями здоровья мы создавали ситуации, которые обеспечивали целенаправленное развитие качеств, которые особенно важны данному ребёнку в его практической деятельности. Именно в практической деятельности происходит успешное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями.
Мы провели занятие «Наши мамы», чтобы развить действенное чувство любви к самому дорогому и близкому человеку - маме, привязанность к семье. Предложили послушать отрывок из рассказа:
Далее мы прочитали рассказ В. Артюховой «Трудный вечер», затем предложили детям пойти к столу, выбрать картинку, где показано, что они будут делать дома, чтобы помочь маме. Эти картинки учащиеся поставили на доску и рассказали, почему они думают, что обрадуют своих мам теми или иными своими действиями.
Мы изменили девиз класса, большинство учащихся проголосовало за этот вариант: «Когда мы едины, мы непобедимы!». После у нас была беседа, на тему «Настоящие друзья», мы попросили учащихся написать мини-сочинение на эту тему. В конце занятия, собрав все работы, мы попросили ребят написать одно сочинение на весь класс. Ребята работали все активно, внимательно слушая и не перебивая предложение каждого, было приятно наблюдать за тем, как за это короткое время коллектив стал более сплоченным и дружным. И самое главное то, что все высказывали свое мнение насчет данного вопроса. Сочинение мы повесили в уголок класса, а рядом рисунок, который нарисовали сами дети.
Выводы. Таким образом, после использования созданной нами программы, повышающей уровень социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, сделаем вывод, что учащихся стали более терпеливо и более уважительно относится к своим одноклассникам. А сами дети с задержкой психического развития, стали более свободно и уверенно чувствовать себя в классе.
Проведенное нами исследование подтверждает, что использование психотехники во время учебных занятий и внеурочной деятельности способствуют благоприятным условиям для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивает развитие личности в учебной деятельности.
Литература:
1. Мастюкова Е.М., Мастюкова А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Под редакцией В.И.Селиверстрова. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 408 с.
2. Никишина В. В. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов: — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 128 с.
3. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. - СПб.: Питер, 2008. - 192 с.
4. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Педагогика
УДК 37.014.5+378.147
кандидат физико-математических наук, доцент,
заведующий кафедрой алгебры и геометрии Никитина Екатерина Семеновна
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат физико-математических наук,
доцент кафедры алгебры и геометрии Неустроева Татьяна Кимовна
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)
ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Аннотация. Статья посвящена вопросам реализации в Республике Саха (Якутия) Концепции математического образования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации в 2013 году, в той части, что касается профессионального образования. Обсуждаются проблемные моменты при подготовке математиков на уровне бакалавриата. Эти проблемы не могут быть разрешены, если не произойдут системные изменения на уровне общего образования при обучении математике. Современные учителя математики не раскрывают учащимся суть математики, её место и роль в науке, культуре и общественной жизни. Одной из важных целей образовательных организаций высшего образования должна быть подготовка учителей, которые способны качественно преподавать математику и при этом готовы вести инновационную, исследовательскую и творческую деятельность, направленных не только на развитие самого учителя, но и на его учеников. В статье представлен опыт реализации магистерской программы по подготовке учителей математики.
Ключевые слова: математическое образование, подготовка учителей математики, компетентностный подход.
Annotation. The article is devoted to the issues of the Mathematical Education Conception implementation in the Republic of Sakha (Yakutia) which was approved by the Resolution of the Government of the Russian Federation in 2013, in the part concerning professional education. The article discusses the challenges of training mathematicians at the level of bachelor degree. These problems cannot be solved without system changes at the level of general education in teaching mathematics. Contemporary mathematics teachers do not reveal to the students the essence of mathematics, its place and role in science, culture and social life. One of the important goals of the educational institutions of higher education must be training the teachers who are able to teach mathematics at high quality standards along with innovative, research and creative activities aimed at the development of not only the teacher but also the students. The article presents the implementation experience of the Master's program for mathematics teachers training.
Keywords: mathematical education, mathematics teachers training, competency-based approach.
Введение. Концепция развития математического образования Российской Федерации была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 24 декабря 2013 года №2506-р. Главными являются, на наш взгляд, следующие идеи Концепции:
- математика - это важный элемент национальной идеи и конкурентное преимущество России;
- необходимым условием для социально-экономического развития страны является высокий уровень математической науки, математического образования и математической грамотности населения.
Изложение основного материала статьи. В Республике Саха (Якутия) в 2016 г. был принят Комплексный план мероприятий по развитию математического образования на 2016-2020 годы, который был согласован Министерством образования республики и Северо-Восточным федеральным университетом имени М.К. Аммосова (СВФУ) - единственным высшим учебным заведением в республике, осуществляющим подготовку математических кадров. О реализации этого плана и существующих проблемах его реализации сообщается далее.
Кафедра алгебры и геометрии Института математики и информатики СВФУ является разработчиком и реализует две основные профессиональные образовательные программы:
- программу бакалавриата по направлению подготовки 01.03.01 Математика;
- программу магистратуры «Учитель-исследователь в области математического образования» по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование.
Те или иные сложности при реализации есть по обеим программам.
Проблемы фундаментального математического образования.
В настоящее время кафедра испытывает большие трудности, как с набором контингента на бакалавриат, так и его сохранением. Если 7-8 лет назад можно было сделать полный набор с конкурсом в объеме 30-35 человек, то сейчас сложно набрать и 20 человек. С 2013 г. объем контрольных цифр сократился на 40%. Число подаваемых заявлений с 2013-2016 росло, но в 2017 упало на 63% в сравнении с 2016 годом. За последние 2 года конкурс на направление «Математика» является одним из самых низких не только по институту, но и университету. Причин снижения заинтересованности в бакалаврской программе «Математика» мы видим в следующем:
- во-первых, учащиеся стали «бояться» математики, особенно после внедрения ЕГЭ;
- во-вторых, сами учителя математики стали «бояться» результатов ЕГЭ; порой обстановка настолько нагнетается, что наблюдается ситуация, когда учитель рекомендует своим ученикам сдавать ЕГЭ по математике на базовом уровне; уже можно констатировать, что количество учащихся, сдающих профильную математику, становится меньше из года в год.
Наряду с проблемой набора полноценной группы на программу, стоит задача сохранения контингента. За последние пять лет доля отчисленных студентов составила 37%, а доля обучающихся перешедших на другие программы - 12%. Заметим, что доля отчисленных за академическую неуспеваемость составляет лишь 2% из числа тех, кто был отчислен по тем или иным причинам. Основной отсев происходит на первом курсе. Почему студенты «уходят» с программы? Объяснений этой ситуации мы видим несколько. Основной фактор отсева студентов состоит в недостаточно высоком уровне школьной подготовки по математике. Средний балл ЕГЭ по математике у студентов, поступивших на бакалавриат «Математика» в период с 2015 по 2017 гг.,