ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ ПО СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Ф. Р. Зотова, доцент кафедры теории и методики физического воспитания Камского государственного института физической культуры (г. Набережные Челны)
В статье рассматриваются основные направления развития современной школы. Раскрываются дидактические условия эффективной работы педагогического коллектива по предупреждению учебных перегрузок и переутомления, сохранению здоровья учащихся. Дается теоретическое и экспериментальное обоснование этих педагогических условий.
В настоящее время система образования России претерпевает значительные трансформации, затрагивающие все звенья учебно-воспитательного процесса: образовательные программы, методы преподавания, режим обучения, организацию внутришкольной среды. К сожалению, в результате всех этих трансформаций условия биологического благополучия обучающихся ухудшаются, наблюдаются пренебрежение физическим здоровьем детей, их перегрузка и, как следствие, нежелание школьников учиться, потеря веры в успех.
Нашими исследованиями показано, что сочетание чрезмерной нагрузки с преобладанием статического компонента в режиме дня на фоне нарушений режимных моментов, недостаточная осведомленность педагогов относительно проблем развития и охраны здоровья ребенка, низкий уровень грамотности и пассив ность учащихся и их родителей в вопросах формирования,сохранения и укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности приводят к развитию нарушений здоровья, появлению признаков выраженного утомления у учащихся современной школы1. С другой стороны, анализ научно-методической литературы обнаруживает, что повышение темпов качественных изменений во всех сферах общественной жизни порождает потребность общества в высокообразованных, способных самоопределиться в новых условиях специалистах, что, в свою очередь, вызывает необходимость модерни-
зации образовательной системы2. В эпоху обновления системы образования возрастают требования к уровню психического и физического здоровья обучаемых, к их адаптационным возможностям. Таким образом, возникло противоречие: требования к качеству здоровья учащихся возросли, а этот показатель в силу действия разных факторов в последние 10—15 лет значительно снизился.
В связи с вышесказанным актуализируется проблема поиска эффективных способов разрешения сложившейся ситуации. В процессе нашего исследования разработан и апробирован в рамках педагогического эксперимента комплекс дидактических условий деятельности педагогического коллектива современной общеобразовательной школы по предупреждению переутомления,сохранению высокой работоспособности и здоровья учащихся.
В данный комплекс мы включили следующие дидактические условия:
1) учет индивидуальных возможностей, склонностей, интересов учащихся, особенностей их индивидуально-возрастного развития при обучении и воспитании;
2) предупреждение монотонности уроков, однообразия структуры и методов ведения урока;
3) систематическую диагностику у учащихся уровня утомления и переутомления, психического и физического здоровья и их учет в учебно-воспитательной деятельности;
© Ф. Р. Зотова, 2005
4) повышение комфортности внутренней и внешней среды образовательного учреждения;
5) оптимизацию двигательной активности учащихся современной школы;
6) обязательное участие всех членов педагогического коллектива и медицинского работника школы в планировании и организации деятельности педагогического коллектива по предупреждению переутомления и сохранению здоровья с четким распределением функций при координирующей функции заместителя директора по охране здоровья детей или совета по охране здоровья детей;
7) формирование ценностного отношения к здоровью у субъектов образовательного процесса;
8) тесное сотрудничество школы и семьи, активная позиция и соучастие детей и их родителей в вопросах предупреждения переутомления и сохранения здоровья учащихся.
Рассмотрим подробнее каждое из дидактических условий.
1. Индивидуализация и дифференциация обучения и воспитания в современной общеобразовательной школе становятся одним из наиболее значимых условий здоровьесбережения учащихся в образовательном процессе. Формы и способы осуществления индивидуального подхода в обучении могут касаться индивидуального дозирования и распределения учебной нагрузки, дифференциации объема учебных заданий с учетом реальных учебных возможностей, определения соответствующего индивидуальным возможностям темпа обучения и сложности учебных заданий в пределах стандартных и повышенных (облегченных) требований3.
Используя различные педагогические технологии, можно распределить учащихся на группы внутри класса с целью осуществления учебной работы на разных уровнях сложности. Так, на одной из экспериментальных площадок нашего исследования (физико-математическая гимназия № 26 г. Набережные Челны) учащихся математического про-
филя начиная с 8-го класса делят на две подгруппы с учетом уровня одаренности к математике — «олимпиадную» и «стандартную». Обе подгруппы на уроках математики занимаются по одним и тем же учебникам (для школ с углубленным изучением предмета), но в первой темп прохождения учебного материала более высокий, учащиеся обучаются решению нестандартных задач, разбирают задания региональных, российских и международных олимпиад по математике, на уроках используются различные теоретические сведения и задачи из журнала «Квант».
Такой подход, когда осуществляется двойной селективный отбор (отбор в 5-й математический класс и распределение в «олимпиадную» или «стандартную» подгруппу в 8-м) и реализуется индивидуально-дифференцированное обучение, позволяет данной гимназии удерживать лидерские позиции на городских, республиканских, российских олимпиадах по математике и физике, обеспечивать высокую конкурентоспособность выпускников при поступлении в престижные вузы России.
Индивидуально-типологические особенности учащихся определяют необходимость индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе. В первую очередь должны учитываться такие особенности учащихся, как уровень психосоматического здоровья и биологического развития, уровень «школьной зрелости», мотивы учения, функциональная асимметрия полушарий мозга (правополушарность и левополушарность), тип высшей нервной деятельности.
Дифференцированный подход, предполагающий рациональное сочетание групповых и индивидуальных форм обучения, индивидуализацию объема учебной нагрузки и темпа обучения, является реальным способом повышения эффективности обучения и сохранения здоровья.
2. Психолого-педагогическими и физиологическими исследованиями и нашими собственными наблюдениями уста-
новлено, что монотонность, вызванная однообразием применяемых на уроке средств и методов, становится причиной снижения активности школьников, усиления тормозных процессов, затухания очага оптимального возбуждения, что, в свою очередь, приводит к быстрому утомлению учащихся школы. В соответствии с вышесказанным для предупреждения хронического утомления и переутомления учащихся современной школы необходима профилактика монотонности урока, однообразия структуры и методики преподавания.
Эффективность работы учащихся на уроке во многом зависит от умения учителя разнообразить урок за счет использования интересного наглядного (муляжи, схемы, таблицы) и дидактического материала, применения различных технических средств обучения (показ диафильмов, видеофильмов, телепередач).
Повышения интереса к учебному материалу, активизации познавательной деятельности можно добиться за счет использования на уроке проблемных, эвристических методов обучения, дидактических игр, элементов историзма4. Рациональное сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм деятельности, наглядных и словесных методов также будет способствовать поддержанию высокой активности учащихся на занятии и позволит предупредить монотонность.
Живая, богатая разнообразными интонациями, образная речь учителя в сочетании с широким применением на уроке иллюстраций, рисунков, конкретных сравнений и примеров, обращение при объяснении нового материала к опыту ученика содействуют поддержанию его работоспособности и интереса к учебному материалу.
3. Задачи сохранения и формирования психического и физического здоровья учащихся современной школы требуют строгого нормирования различных видов их деятельности. Это не значит, что школьники вообще не должны утом-
ляться. Наоборот, до определенного предела напряжения функциональных систем, временного снижения полноценности функций — утомление необходимо. Без этого невозможны совершенствование функциональных систем, их становление на новый уровень регулирования, долговременная адаптация учащихся к умственной нагрузке. Важно оградить учащихся от чрезмерного утомления, рационально организуя учебно-воспитательный процесс. Для этого педагог должен овладеть методиками психодиагностики утомления, научиться применять эти методики в своей деятельности и корректировать деятельность учащихся с учетом полученных результатов диагностирования.
Необходимость исследования уровня утомления особенно актуализируется в условиях инновационных общеобразовательных учреждений. В инновационных школах в результате использования интенсивных методик преподавания, новых педагогических технологий, расширения объема изучаемого материала учебная нагрузка на гимназиста (лицеиста) возрастает, что может вызвать хроническое утомление и даже переутомление5.
Вопросы психодиагностики утомления, профилактики и коррекции переутомления могут стать предметом обсуждения на педагогическом совете школы, родительском собрании, классном часе, во время индивидуальных консультаций родителей психологом и медицинским работником школы. Координирующая роль в этом направлении деятельности педагогического коллектива может принадлежать медицинскому работнику школы и педагогу-психологу. Результаты психодиагностики утомления должны быть учтены при организации учебной и внеучебной деятельности школьников.
4. Еще в начале XIX в. в результате первых гигиенических исследований была установлена тесная взаимосвязь между появлением у детей так называемых школьных болезней (близорукость, нарушение осанки и др.) и условиями
обучения в школе. Поэтому создание оптимальных условий обучения в школе, благоприятной эмоциональной атмосферы признается важнейшим направлением деятельности педагогического коллектива по предупреждению учебных перегрузок и переутомления. Одной из главных составляющих такой деятельности является создание благоприятного психолого-педагогического климата в школе, что, в свою очередь, обусловливается взаимоотношениями между участниками образовательного процесса (учащимися, педагогами, родителями) и определяет внутренний комфорт образовательного учреждения, эмоциональное благополучие учащихся.
Психическое благополучие учащихся как компонент их здоровья обусловливает их индивидуально-гармоничное развитие, обеспечивает общий комфорт и доминирование у учащихся позитивных настроений, формирует устойчивое положительное отношение к образовательной деятельности, позволяет сохранить высокую работоспособность и противостоять переутомлению.
В систему профилактики хронического утомления и переутомления, снижения качества здоровья учащихся современной школы обязательно должны быть включены мероприятия, направленные на повышение внешнего комфорта образовательного учреждения, в том числе обеспечение светового, цветового и воздушно-теплового комфорта в учебных помещениях; расширение состава помещений для отдыха учащихся в зданиях школ посредством оборудования комнат по типу «зимнего сада», «живого уголка», кабинетов психологической разгрузки; оснащение рекреаций зального типа простейшими спортивными тренажерами и инвентарем для реализации потребности детей в движении; рационализация режима дня и расписания занятий.
5. Нашими исследованиями установлено, что в состоянии относительной неподвижности школьники средних классов проводят более 65 % времени, старших
классов — более 80 %, Занятия физической культурой в школе не решают проблему гипокинезии: 2 урока физической культуры в неделю обеспечивают лишь 11 —12 % необходимой двигательной активности. Между тем существует теснейшая связь между деятельностью мышц, состоянием внутренних органов и психическим состоянием ребенка. Под влиянием физических упражнений изменяется характер деятельности всех органов и систем организма, совершенствуется их строение, повышается устойчивость к заболеваниям, воздействию стрессовых ситуаций, укрепляется соматическое и психическое здоровье.
Результаты формирующего эксперимента позволили заключить, что для реализации вышеозначенной цели необходимы оптимизация физической нагрузки посредством увеличения основных и малых форм физического воспитания, стимулирование самостоятельной двигательной активности учащихся, формирование у них потребности в физическом и психическом саморазвитии, навыков программирования своей деятельности по укреплению здоровья.
6. Важным условием предупреждения переутомления учащихся современной школы, сохранения и формирования физического и психического здоровья является активное участие всех членов педагогического коллектива и медицинского работника в решении данной проблемы. Анкетный опрос учителей, проведенный в рамках диагностирующего эксперимента, позволил выявить их активную позицию и готовность к деятельности по предупреждению учебных перегрузок, переутомления современных школьников, по формированию психически и физически здоровой личности.
В рамках формирующего эксперимента нами были обоснованы функции и содержание деятельности отдельных членов педагогического коллектива: администрации школы, учителей-предмет-ников, педагога-психолога, педагога-организатора, классного руководителя и
медицинского работника школы. Главным координатором действий педагогического коллектива, внешкольных учреждений, родителей и самих учащихся может стать коллегиальный орган — совет школы по охране здоровья детей. Выполнение этой функции может быть возложено также на конкретное лицо (например, заместителя директора по охране здоровья детей).
7. В ходе валеологического исследования учащихся и учителей современной школы было установлено следующее: у опрошенных нет единого научного понимания сущности здорового образа жизни (ЗОЖ), что мешает им должным образом заботиться о своем здоровье; для большинства из них характерно наличие определенных знаний о ЗОЖ, но нежелание (или неумение) их применять на практике; школьников отличает завышенная оценка своего здоровья и, как следствие, неадекватное отношение к нему6.
Для сохранения и укрепления психосоматического здоровья современных школьников необходимо, чтобы ценностные ориентиры здорового образа жизни стали приоритетными в семьях, в деятельности систем образования и здравоохранения, правовой защиты, чтобы они были заложены в основу воспитания подростка как личности. Важной является активность учителя современной школы в формировании собственного здоровья, навыков ЗОЖ. Высокий уровень валеологических знаний, активно-положительное отношение к физическим упражнениям, участие во всех проводимых спортивно-массовых мероприятиях, негативное отношение к вредным привычкам, сформированность умений рациональной организации труда и отдыха у педагога не только способствуют повышению его валеологической культуры и сохранению здоровья, но и позволяют стать примером для своих подопечных. Активное отношение к здоровью у учителя современной школы (тем более, если его авторитет среди учащихся достаточно высок) может способствовать
активизации ученика в формировании навыков ЗОЖ и ценностного отношения к здоровью.
8. Современная семья испытывает на себе воздействие многих негативных процессов, происходящих в обществе. Чрезмерная занятость и нервные перегрузки родителей ведут к снижению качества семейного воспитания, разрыву родственных связей, изменению психоэмоционального климата и внутрисемейных отношений. Все это может стать мощным фактором невротизации личности ребенка с перспективой разнообразных нарушений его здоровья. Избежать таких последствий можно лишь в том случае, если семья станет партнером образовательного учреждения в приобщении детей и подростков к здоровому образу жизни, сохранении их психосоматического здоровья. Формы партнерства могут быть разными: организация классных родительских комитетов по здоровью; совместных с детьми встреч, праздников, фестивалей, конкурсов, мероприятий, связанных с деятельностью в области здорового образа жизни.
Важной частью деятельности педагогического коллектива является просвещение семьи в вопросах диагностики утомления, хронического утомления и переутомления школьников, а также факторов, их вызывающих; рационализации учебного труда, режима дня и режима питания; факторов риска хронических болезней; способов преодоления эмоционального напряжения и «школьного» стресса и др.
Резюмируя все вышесказанное, считаем необходимым еще раз подчеркнуть, что задача предупреждения учебных перегрузок и переутомления, сохранения высокой работоспособности и качества здоровья учащихся может быть успешно решена только при условии комплексного подхода к ней, тесного взаимодействия администрации, педагогического коллектива, медиков и родителей, а также (и на этом должен быть сделан особый акцент) при усло-
вии воспитания у детей и подростков осознанной потребности в профилактике переутомления и в случае формирования ценностного отношения к психическому и физическому здоровью.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Зотова Ф. Р. Исследование влияния инноваций обучения на здоровье школьников / Ф. Р. Зотова // Шк. технологии. 2004. № 1. С. 128—132.
2 Беспалько В. П. Не пора ли менять стратегию образования / В. П. Беспалько // Педагогика. 2001. № 9. С. 87—96 ; Саранов А. М. Теоретиче-
ские основы становления и развития инновационных образовательных систем : автореф. ... дис. д-ра пед. наук. Волгоград, 2000.
3 См,: Монахов В. М. Дифференциация обучения в средней школе / В. М. Монахов, В. А. Орлов,
B. В. Фирсов // Педагогика. 1990. № 8. С. 42—47.
4 См.: Шамова Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. М., 1982.
*С-м.: Зотова Ф. Р. Исследование эффективности: дополнительных «тренировочных» уроков физической культуры у учащихся инновационных школ / Ф. Р. Зотова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. № 1.
C. 17—23.
® См.: Зотова Ф. Р. Переутомление учащихся и их предупреждение в условиях современной школы : моногр. / Ф. Р. Зотова. Казань, 2004.
Поступила 05.05.05.
ИНТЕГРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ
МЕСТНОСТИ
Н. В. Рябова, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальных методик МГПИ им, М. Е. Евсееьееа
В статье раскрывается понятие «интеграция» применительно к системе специального образования. Особое внимание уделяется проблеме интегрированного обучения умственно отсталых школьников. Подробно рассматриваются вопросы интегрированного содержания курса «Социально-бытовая ориентировка», направленного на подготовку умственно отсталых школьников к организации хозяйственно-бытовой деятельности в сельской местности.
Термин «человек с ограниченными возможностями здоровья» в специальной педагогике применяется для обозначения лица, имеющего физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. Данная категория людей очень разнообразна: к ней относятся умственно отсталые; неслышащие, слабослышащие, поздно-оглохшие; незрячие и слабовидящие; лица с тяжелыми речевыми нарушениями; нарушениями опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития; с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы; множественными нарушениями.
© Н. В. Рябова, 2005
Статистика свидетельствует, что по степени распространенности (в мире) дефектов развития в пределах детской возрастной группы первое место занимают образовательные затруднения (40 %), второе — нарушения интеллекта (около 20), третье — нарушения речи (также около 20 %), остальные нарушения в совокупности составляют менее 20 %. Сегодня в мире на 100 школьников в возрасте от 7 до 15 лет приходится 4—5 чел., имеющих нарушение интеллекта или испытывающих образовательные затруднения1.
Следует заметить, что интересы общества, государства в отношении человека с физическим или психическим недостатком имеют длительную историю.