Научная статья на тему 'Педагогические условия эффективной работы современной школы по сохранению здоровья учащихся в процессе обучения'

Педагогические условия эффективной работы современной школы по сохранению здоровья учащихся в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1093
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ф. Р.

В статье рассматриваются основные направления развития современной школы. Раскрываются дидактические условия эффективной работы педагогического коллектива по предупреждению учебных перегрузок и переутомления, сохранению здоровья учащихся. Дается теоретическое и экспериментальное обоснование этих педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Ф. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Conditions of Effective Work of Contemporary School Aimed at Providing Students' Health-Keeping during Educational Process

The article considers basic directions of contemporary school development. Didactic conditions of effective work of pedagogical personnel in order to prevent overwork and to provide students' health-keeping are disclosed. Theoretic and experimental grounds of these pedagogical conditions are given.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия эффективной работы современной школы по сохранению здоровья учащихся в процессе обучения»

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ ПО СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Ф. Р. Зотова, доцент кафедры теории и методики физического воспитания Камского государственного института физической культуры (г. Набережные Челны)

В статье рассматриваются основные направления развития современной школы. Раскрываются дидактические условия эффективной работы педагогического коллектива по предупреждению учебных перегрузок и переутомления, сохранению здоровья учащихся. Дается теоретическое и экспериментальное обоснование этих педагогических условий.

В настоящее время система образования России претерпевает значительные трансформации, затрагивающие все звенья учебно-воспитательного процесса: образовательные программы, методы преподавания, режим обучения, организацию внутришкольной среды. К сожалению, в результате всех этих трансформаций условия биологического благополучия обучающихся ухудшаются, наблюдаются пренебрежение физическим здоровьем детей, их перегрузка и, как следствие, нежелание школьников учиться, потеря веры в успех.

Нашими исследованиями показано, что сочетание чрезмерной нагрузки с преобладанием статического компонента в режиме дня на фоне нарушений режимных моментов, недостаточная осведомленность педагогов относительно проблем развития и охраны здоровья ребенка, низкий уровень грамотности и пассив ность учащихся и их родителей в вопросах формирования,сохранения и укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности приводят к развитию нарушений здоровья, появлению признаков выраженного утомления у учащихся современной школы1. С другой стороны, анализ научно-методической литературы обнаруживает, что повышение темпов качественных изменений во всех сферах общественной жизни порождает потребность общества в высокообразованных, способных самоопределиться в новых условиях специалистах, что, в свою очередь, вызывает необходимость модерни-

зации образовательной системы2. В эпоху обновления системы образования возрастают требования к уровню психического и физического здоровья обучаемых, к их адаптационным возможностям. Таким образом, возникло противоречие: требования к качеству здоровья учащихся возросли, а этот показатель в силу действия разных факторов в последние 10—15 лет значительно снизился.

В связи с вышесказанным актуализируется проблема поиска эффективных способов разрешения сложившейся ситуации. В процессе нашего исследования разработан и апробирован в рамках педагогического эксперимента комплекс дидактических условий деятельности педагогического коллектива современной общеобразовательной школы по предупреждению переутомления,сохранению высокой работоспособности и здоровья учащихся.

В данный комплекс мы включили следующие дидактические условия:

1) учет индивидуальных возможностей, склонностей, интересов учащихся, особенностей их индивидуально-возрастного развития при обучении и воспитании;

2) предупреждение монотонности уроков, однообразия структуры и методов ведения урока;

3) систематическую диагностику у учащихся уровня утомления и переутомления, психического и физического здоровья и их учет в учебно-воспитательной деятельности;

© Ф. Р. Зотова, 2005

4) повышение комфортности внутренней и внешней среды образовательного учреждения;

5) оптимизацию двигательной активности учащихся современной школы;

6) обязательное участие всех членов педагогического коллектива и медицинского работника школы в планировании и организации деятельности педагогического коллектива по предупреждению переутомления и сохранению здоровья с четким распределением функций при координирующей функции заместителя директора по охране здоровья детей или совета по охране здоровья детей;

7) формирование ценностного отношения к здоровью у субъектов образовательного процесса;

8) тесное сотрудничество школы и семьи, активная позиция и соучастие детей и их родителей в вопросах предупреждения переутомления и сохранения здоровья учащихся.

Рассмотрим подробнее каждое из дидактических условий.

1. Индивидуализация и дифференциация обучения и воспитания в современной общеобразовательной школе становятся одним из наиболее значимых условий здоровьесбережения учащихся в образовательном процессе. Формы и способы осуществления индивидуального подхода в обучении могут касаться индивидуального дозирования и распределения учебной нагрузки, дифференциации объема учебных заданий с учетом реальных учебных возможностей, определения соответствующего индивидуальным возможностям темпа обучения и сложности учебных заданий в пределах стандартных и повышенных (облегченных) требований3.

Используя различные педагогические технологии, можно распределить учащихся на группы внутри класса с целью осуществления учебной работы на разных уровнях сложности. Так, на одной из экспериментальных площадок нашего исследования (физико-математическая гимназия № 26 г. Набережные Челны) учащихся математического про-

филя начиная с 8-го класса делят на две подгруппы с учетом уровня одаренности к математике — «олимпиадную» и «стандартную». Обе подгруппы на уроках математики занимаются по одним и тем же учебникам (для школ с углубленным изучением предмета), но в первой темп прохождения учебного материала более высокий, учащиеся обучаются решению нестандартных задач, разбирают задания региональных, российских и международных олимпиад по математике, на уроках используются различные теоретические сведения и задачи из журнала «Квант».

Такой подход, когда осуществляется двойной селективный отбор (отбор в 5-й математический класс и распределение в «олимпиадную» или «стандартную» подгруппу в 8-м) и реализуется индивидуально-дифференцированное обучение, позволяет данной гимназии удерживать лидерские позиции на городских, республиканских, российских олимпиадах по математике и физике, обеспечивать высокую конкурентоспособность выпускников при поступлении в престижные вузы России.

Индивидуально-типологические особенности учащихся определяют необходимость индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе. В первую очередь должны учитываться такие особенности учащихся, как уровень психосоматического здоровья и биологического развития, уровень «школьной зрелости», мотивы учения, функциональная асимметрия полушарий мозга (правополушарность и левополушарность), тип высшей нервной деятельности.

Дифференцированный подход, предполагающий рациональное сочетание групповых и индивидуальных форм обучения, индивидуализацию объема учебной нагрузки и темпа обучения, является реальным способом повышения эффективности обучения и сохранения здоровья.

2. Психолого-педагогическими и физиологическими исследованиями и нашими собственными наблюдениями уста-

новлено, что монотонность, вызванная однообразием применяемых на уроке средств и методов, становится причиной снижения активности школьников, усиления тормозных процессов, затухания очага оптимального возбуждения, что, в свою очередь, приводит к быстрому утомлению учащихся школы. В соответствии с вышесказанным для предупреждения хронического утомления и переутомления учащихся современной школы необходима профилактика монотонности урока, однообразия структуры и методики преподавания.

Эффективность работы учащихся на уроке во многом зависит от умения учителя разнообразить урок за счет использования интересного наглядного (муляжи, схемы, таблицы) и дидактического материала, применения различных технических средств обучения (показ диафильмов, видеофильмов, телепередач).

Повышения интереса к учебному материалу, активизации познавательной деятельности можно добиться за счет использования на уроке проблемных, эвристических методов обучения, дидактических игр, элементов историзма4. Рациональное сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм деятельности, наглядных и словесных методов также будет способствовать поддержанию высокой активности учащихся на занятии и позволит предупредить монотонность.

Живая, богатая разнообразными интонациями, образная речь учителя в сочетании с широким применением на уроке иллюстраций, рисунков, конкретных сравнений и примеров, обращение при объяснении нового материала к опыту ученика содействуют поддержанию его работоспособности и интереса к учебному материалу.

3. Задачи сохранения и формирования психического и физического здоровья учащихся современной школы требуют строгого нормирования различных видов их деятельности. Это не значит, что школьники вообще не должны утом-

ляться. Наоборот, до определенного предела напряжения функциональных систем, временного снижения полноценности функций — утомление необходимо. Без этого невозможны совершенствование функциональных систем, их становление на новый уровень регулирования, долговременная адаптация учащихся к умственной нагрузке. Важно оградить учащихся от чрезмерного утомления, рационально организуя учебно-воспитательный процесс. Для этого педагог должен овладеть методиками психодиагностики утомления, научиться применять эти методики в своей деятельности и корректировать деятельность учащихся с учетом полученных результатов диагностирования.

Необходимость исследования уровня утомления особенно актуализируется в условиях инновационных общеобразовательных учреждений. В инновационных школах в результате использования интенсивных методик преподавания, новых педагогических технологий, расширения объема изучаемого материала учебная нагрузка на гимназиста (лицеиста) возрастает, что может вызвать хроническое утомление и даже переутомление5.

Вопросы психодиагностики утомления, профилактики и коррекции переутомления могут стать предметом обсуждения на педагогическом совете школы, родительском собрании, классном часе, во время индивидуальных консультаций родителей психологом и медицинским работником школы. Координирующая роль в этом направлении деятельности педагогического коллектива может принадлежать медицинскому работнику школы и педагогу-психологу. Результаты психодиагностики утомления должны быть учтены при организации учебной и внеучебной деятельности школьников.

4. Еще в начале XIX в. в результате первых гигиенических исследований была установлена тесная взаимосвязь между появлением у детей так называемых школьных болезней (близорукость, нарушение осанки и др.) и условиями

обучения в школе. Поэтому создание оптимальных условий обучения в школе, благоприятной эмоциональной атмосферы признается важнейшим направлением деятельности педагогического коллектива по предупреждению учебных перегрузок и переутомления. Одной из главных составляющих такой деятельности является создание благоприятного психолого-педагогического климата в школе, что, в свою очередь, обусловливается взаимоотношениями между участниками образовательного процесса (учащимися, педагогами, родителями) и определяет внутренний комфорт образовательного учреждения, эмоциональное благополучие учащихся.

Психическое благополучие учащихся как компонент их здоровья обусловливает их индивидуально-гармоничное развитие, обеспечивает общий комфорт и доминирование у учащихся позитивных настроений, формирует устойчивое положительное отношение к образовательной деятельности, позволяет сохранить высокую работоспособность и противостоять переутомлению.

В систему профилактики хронического утомления и переутомления, снижения качества здоровья учащихся современной школы обязательно должны быть включены мероприятия, направленные на повышение внешнего комфорта образовательного учреждения, в том числе обеспечение светового, цветового и воздушно-теплового комфорта в учебных помещениях; расширение состава помещений для отдыха учащихся в зданиях школ посредством оборудования комнат по типу «зимнего сада», «живого уголка», кабинетов психологической разгрузки; оснащение рекреаций зального типа простейшими спортивными тренажерами и инвентарем для реализации потребности детей в движении; рационализация режима дня и расписания занятий.

5. Нашими исследованиями установлено, что в состоянии относительной неподвижности школьники средних классов проводят более 65 % времени, старших

классов — более 80 %, Занятия физической культурой в школе не решают проблему гипокинезии: 2 урока физической культуры в неделю обеспечивают лишь 11 —12 % необходимой двигательной активности. Между тем существует теснейшая связь между деятельностью мышц, состоянием внутренних органов и психическим состоянием ребенка. Под влиянием физических упражнений изменяется характер деятельности всех органов и систем организма, совершенствуется их строение, повышается устойчивость к заболеваниям, воздействию стрессовых ситуаций, укрепляется соматическое и психическое здоровье.

Результаты формирующего эксперимента позволили заключить, что для реализации вышеозначенной цели необходимы оптимизация физической нагрузки посредством увеличения основных и малых форм физического воспитания, стимулирование самостоятельной двигательной активности учащихся, формирование у них потребности в физическом и психическом саморазвитии, навыков программирования своей деятельности по укреплению здоровья.

6. Важным условием предупреждения переутомления учащихся современной школы, сохранения и формирования физического и психического здоровья является активное участие всех членов педагогического коллектива и медицинского работника в решении данной проблемы. Анкетный опрос учителей, проведенный в рамках диагностирующего эксперимента, позволил выявить их активную позицию и готовность к деятельности по предупреждению учебных перегрузок, переутомления современных школьников, по формированию психически и физически здоровой личности.

В рамках формирующего эксперимента нами были обоснованы функции и содержание деятельности отдельных членов педагогического коллектива: администрации школы, учителей-предмет-ников, педагога-психолога, педагога-организатора, классного руководителя и

медицинского работника школы. Главным координатором действий педагогического коллектива, внешкольных учреждений, родителей и самих учащихся может стать коллегиальный орган — совет школы по охране здоровья детей. Выполнение этой функции может быть возложено также на конкретное лицо (например, заместителя директора по охране здоровья детей).

7. В ходе валеологического исследования учащихся и учителей современной школы было установлено следующее: у опрошенных нет единого научного понимания сущности здорового образа жизни (ЗОЖ), что мешает им должным образом заботиться о своем здоровье; для большинства из них характерно наличие определенных знаний о ЗОЖ, но нежелание (или неумение) их применять на практике; школьников отличает завышенная оценка своего здоровья и, как следствие, неадекватное отношение к нему6.

Для сохранения и укрепления психосоматического здоровья современных школьников необходимо, чтобы ценностные ориентиры здорового образа жизни стали приоритетными в семьях, в деятельности систем образования и здравоохранения, правовой защиты, чтобы они были заложены в основу воспитания подростка как личности. Важной является активность учителя современной школы в формировании собственного здоровья, навыков ЗОЖ. Высокий уровень валеологических знаний, активно-положительное отношение к физическим упражнениям, участие во всех проводимых спортивно-массовых мероприятиях, негативное отношение к вредным привычкам, сформированность умений рациональной организации труда и отдыха у педагога не только способствуют повышению его валеологической культуры и сохранению здоровья, но и позволяют стать примером для своих подопечных. Активное отношение к здоровью у учителя современной школы (тем более, если его авторитет среди учащихся достаточно высок) может способствовать

активизации ученика в формировании навыков ЗОЖ и ценностного отношения к здоровью.

8. Современная семья испытывает на себе воздействие многих негативных процессов, происходящих в обществе. Чрезмерная занятость и нервные перегрузки родителей ведут к снижению качества семейного воспитания, разрыву родственных связей, изменению психоэмоционального климата и внутрисемейных отношений. Все это может стать мощным фактором невротизации личности ребенка с перспективой разнообразных нарушений его здоровья. Избежать таких последствий можно лишь в том случае, если семья станет партнером образовательного учреждения в приобщении детей и подростков к здоровому образу жизни, сохранении их психосоматического здоровья. Формы партнерства могут быть разными: организация классных родительских комитетов по здоровью; совместных с детьми встреч, праздников, фестивалей, конкурсов, мероприятий, связанных с деятельностью в области здорового образа жизни.

Важной частью деятельности педагогического коллектива является просвещение семьи в вопросах диагностики утомления, хронического утомления и переутомления школьников, а также факторов, их вызывающих; рационализации учебного труда, режима дня и режима питания; факторов риска хронических болезней; способов преодоления эмоционального напряжения и «школьного» стресса и др.

Резюмируя все вышесказанное, считаем необходимым еще раз подчеркнуть, что задача предупреждения учебных перегрузок и переутомления, сохранения высокой работоспособности и качества здоровья учащихся может быть успешно решена только при условии комплексного подхода к ней, тесного взаимодействия администрации, педагогического коллектива, медиков и родителей, а также (и на этом должен быть сделан особый акцент) при усло-

вии воспитания у детей и подростков осознанной потребности в профилактике переутомления и в случае формирования ценностного отношения к психическому и физическому здоровью.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Зотова Ф. Р. Исследование влияния инноваций обучения на здоровье школьников / Ф. Р. Зотова // Шк. технологии. 2004. № 1. С. 128—132.

2 Беспалько В. П. Не пора ли менять стратегию образования / В. П. Беспалько // Педагогика. 2001. № 9. С. 87—96 ; Саранов А. М. Теоретиче-

ские основы становления и развития инновационных образовательных систем : автореф. ... дис. д-ра пед. наук. Волгоград, 2000.

3 См,: Монахов В. М. Дифференциация обучения в средней школе / В. М. Монахов, В. А. Орлов,

B. В. Фирсов // Педагогика. 1990. № 8. С. 42—47.

4 См.: Шамова Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. М., 1982.

*С-м.: Зотова Ф. Р. Исследование эффективности: дополнительных «тренировочных» уроков физической культуры у учащихся инновационных школ / Ф. Р. Зотова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. № 1.

C. 17—23.

® См.: Зотова Ф. Р. Переутомление учащихся и их предупреждение в условиях современной школы : моногр. / Ф. Р. Зотова. Казань, 2004.

Поступила 05.05.05.

ИНТЕГРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ

МЕСТНОСТИ

Н. В. Рябова, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальных методик МГПИ им, М. Е. Евсееьееа

В статье раскрывается понятие «интеграция» применительно к системе специального образования. Особое внимание уделяется проблеме интегрированного обучения умственно отсталых школьников. Подробно рассматриваются вопросы интегрированного содержания курса «Социально-бытовая ориентировка», направленного на подготовку умственно отсталых школьников к организации хозяйственно-бытовой деятельности в сельской местности.

Термин «человек с ограниченными возможностями здоровья» в специальной педагогике применяется для обозначения лица, имеющего физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. Данная категория людей очень разнообразна: к ней относятся умственно отсталые; неслышащие, слабослышащие, поздно-оглохшие; незрячие и слабовидящие; лица с тяжелыми речевыми нарушениями; нарушениями опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития; с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы; множественными нарушениями.

© Н. В. Рябова, 2005

Статистика свидетельствует, что по степени распространенности (в мире) дефектов развития в пределах детской возрастной группы первое место занимают образовательные затруднения (40 %), второе — нарушения интеллекта (около 20), третье — нарушения речи (также около 20 %), остальные нарушения в совокупности составляют менее 20 %. Сегодня в мире на 100 школьников в возрасте от 7 до 15 лет приходится 4—5 чел., имеющих нарушение интеллекта или испытывающих образовательные затруднения1.

Следует заметить, что интересы общества, государства в отношении человека с физическим или психическим недостатком имеют длительную историю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.