Научная статья на тему 'Модель деятельности педагогического коллектива по предупреждению переутомления и сохранению здоровья учащихся современной школы'

Модель деятельности педагогического коллектива по предупреждению переутомления и сохранению здоровья учащихся современной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ф. Р.

Автором теоретически обоснована необходимость модернизации образовательной системы; раскрыты позитивные и негативные результаты педагогических инноваций в системе общего образования. В статье рассмотрены структурные компоненты модели деятельности педагогического коллектива по предупреждению учебных перегрузок, сохранению и укреплению здоровья современных школьников, представлены результаты апробации автором предлагаемой модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Ф. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Model of Pedagogic Group Activity in Order to Prevent Overstrain and Take Care for Health of Students of Contemporary Schools

The article substantiates a need for the system of education to be updated, and reveals positive and negative results of teaching innovations. The article also discusses the components of an activity model for the teaching staff to prevent modern students from overstrain and promote their good health, and provides the findings of the tests conducted to assess the effectiveness of the model suggested

Текст научной работы на тему «Модель деятельности педагогического коллектива по предупреждению переутомления и сохранению здоровья учащихся современной школы»

МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ СОВРЕМЕННОЙ

ШКОЛЫ

Ф. Р. Зотова, доцент кафедры теории и методики физического воспитания Камского государственного института физической культуры (г. Набережные Челны)

Автором теоретически обоснована необходимость модернизации образовательной системы; раскрыты позитивные и негативные результаты педагогических инноваций в системе общего образования. В статье рассмотрены структурные компоненты модели деятельности педагогического коллектива по предупреждению учебных перегрузок, сохранению и укреплению здоровья современных школьников, представлены результаты апробации автором предлагаемой модели.

В процесс образования и воспитания детей и подростков внедряются множество инновационных образовательных моделей, в которых акцент сделан прежде всего на раннем вовлечении детей в предметное обучение, увеличении суммарной информационной и психологической нагрузки, интенсификации учебной деятельности, тесном слиянии новых интеллектуальных технологий с обучающими программами. При этом двигательный компонент активности либо остается неизменным, либо существенно ущемляется за счет возрастания статического компонента в режиме дня школьника. Подобные подходы могут привести к нарушениям процесса адаптации к условиям обучения, выражающимся в значительном нервно-эмоциональном напряжении. Неадекватные нагрузки на фоне прогрессирующего накопления утомления в последующем вызывают функциональные расстройства и снижение уровня здоровья учащихся инновационных школ3. Ситуация усугубляется катастрофическим снижением физической активности учащихся школ нового типа и их мотивации к занятиям физическими упражнениями, потерей у них интереса к физической культуре4.

Нашими исследованиями5 установлено, что современные школьники в свободное время отдают предпочтение малоактивным формам досуга (чтение книг, работа за компьютером, просмотр фильмов и т. п.); лишь 19 % опрошенных

В конце XX — начале XXI в. российское общество, переживающее этап радикальных социально-экономических и политических реформ, потребовало от системы образования динамичного реагирования и адаптации к преобразованиям. Изменение основных ориентиров, принципов, базовых ценностей общественного развития, необходимость удовлетворения потребности общества в подготовке высокообразованных, конкурентоспособных специалистов, которые могут быстро адаптироваться к изменениям в социальной среде, являются важными факторами активизации инновационных процессов в системе образования1.

Анализ тенденций развития системы образования показывает, что большинство общеобразовательных учреждений в той или иной степени включены в инновационные преобразования. Под влиянием инновационных процессов изменяются не только отдельные компоненты системы — цели, содержание, методы и технология обучения, — но прежде всего ее сущностная, парадигмальная основа. Широкое распространение получают школы нового типа, для которых, при всем многообразии стратегий их развития, приоритетными являются личност-но развивающая направленность и гуманистический характер образовательного процесса2. Содержание образования в инновационных школах приобретает принципиально новые черты: профиль-ность, интегративность и вариативность.

© Ф. Р. Зотова, 2005

активно занимаются физической культурой. При этом проблема гиподинамии наиболее ярко выражена в инновационной школе, что обусловлено высокой учебной загруженностью гимназистов (лицеистов).

Результаты анализа социально-экономических условий и образа жизни школьников свидетельствуют о том, что у многих из них наблюдается несоответствие режимных моментов гигиеническим требованиям: у гимназистов в среднем на 1—2 ч короче ночной сон, подготовка домашних заданий у большинства (65,9 %) занимает 3—4, а у 9,2 % — 5— 7(!) ч. 27,2 % респондентов заканчивают подготовку домашних заданий позднее 22 ч; более 70,0 % в выходные дни вообще не бывают на свежем воздухе, 38,6 — проводят на улице не более 1 ч в день, а 36,4 % — не более 2 ч.

Изучив более 4 тыс. медицинских карт учащихся гимназий, мы установили, что к окончанию учебы очень многие имеют 2—3 и даже 4 хронических заболевания; при переходе к предметному (5-й класс) и профильному (11-й класс) обучению в гимназиях наблюдается прирост количества часто болеющих детей; более половины гимназистов заканчивают учебный год с признаками ярко выраженного утомления.

Таким образом, повышение качества образования в современной школе (гимназии, лицее) с особой остротой ставит вопрос о предупреждении перегрузок и сохранении здоровья учащихся этих школ. Родители и гимназисты как бы поставлены перед выбором: или качественное образование, или качество здоровья. В поисках выхода из данной ситуации нами была разработана модель деятельности педагогического коллектива по предупреждению переутомления и сохранению здоровья учащихся, схематически представленная на рисунке. В ней отражены методологический, методический, содержательный, процессуальный, управленческий компоненты системы деятельности педагогического кол-

лектива. Все структурные единицы модели состоят в функциональной взаимозависимости и взаимосвязи.

Системообразующим ядром разработанной нами модели является цель организации системы деятельности педагогического коллектива.

Модельными характеристиками системы являются:

— задачи организации системы деятельности педагогического коллектива;

— дидактические условия, определяющие ценность системы деятельности педагогического коллектива;

— содержание деятельности педагогического коллектива;

— формы и методы работы педагогического коллектива;

— структура управления деятельностью педагогического коллектива;

— результат деятельности педагогического коллектива.

Предупреждение учебных перегрузок, переутомления и формирование физически и психически здоровой личности, способной к саморазвитию и успешной социализации, — основная цель, которая определяет содержание и функции всех компонентов разработанной системы.

Цель и задачи функционирования системы деятельности педагогического коллектива по предупреждению переутомления, снижения психического и физического здоровья современных школьников определяют 8 дидактических условий.

Содержательный компонент модели отражает отдельные направления и пункты деятельности педагогического коллектива, которые должны быть использованы в организации данной системы. При разработке содержательного компонента направления деятельности педагогического коллектива были объединены под конкретные дидактические условия. Например, индивидуально-дифференцированный подход в обучении и воспитании (первое дидактическое условие) реализуется в следующих

содержательных элементах деятельности:

— индивидуализация объема учебной нагрузки и темпа обучения;

— дифференциация учебных заданий с учетом реальных учебных возможностей;

— учет психофизиологических и возрастно-половых особенностей учащихся при обучении и воспитании.

Процессуальный компонент разрабатываемой модели представлен формами и методами работы педагогического коллектива по реализации цели предлагаемой модели. Формы и методы работы в модели находятся в тесной взаимосвязи с содержательным компонентом и систематизированы по этому признаку: содержательный компонент реализуется через определенные формы и методы деятельности (8 дидактических условий —> 8 содержательных компонентов —> 8 групп форм и методов).

Управленческий компонент модели — это лица, ответственные за отдельные направления и формы работы педагогического коллектива по реализации поставленной цели: администрация школы; учителя-предметники; учителя биологии; учителя основ безопасности жизнедеятельности; учителя физической культуры; педагог-психолог; педагог — организатор внеклассной работы; классный руководитель; медицинский работник; родители.

При моделировании системы работы школы по предупреждению учебных перегрузок, переутомления учащихся современной школы и формированию у них психического и физического здоровья предусматривается активное соучастие самого школьника в решении проблемы, его включенность в адекватные виды деятельности.

Высокая работоспособность, отсутствие учебных перегрузок и переутомления, высокое качество здоровья — это результат реализации модели деятельности педагогического коллектива по предупреждению учебных пе-

регрузок, переутомления, психического и физического оздоровления школьников.

Необходимым этапом построения и анализа модели является ее экстраполяция на реальный учебно-воспитательный процесс. Так, в ходе апробации созданной модели мы разработали экспериментальную программу повышения двигательной активности школьников. Программа включала в себя следующие элементы:

— увеличение количества уроков физической культуры (ФК) до 3 раз в неделю (по мнению многих авторов, 2 урока физической культуры в неделю восполняют двигательный дефицит только на 11 %). Третий урок ФК имел преимущественно тренирующую (развивающую) направленность, обучающий компонент практически отсутствовал; в конце каждого занятия проводились релаксационный и психоформирующий тренинги, направленные на овладение навыками психорегуляции, способствующие снижению тревожности у школьников;

— повышение моторной плотности третьего урока физической культуры за счет применения метода круговой тренировки (комплексы круговой тренировки менялись через 6 недель);

— обучение основам психической саморегуляции в заключительной части вводимого урока физической культуры;

— стимулирование самостоятельной двигательной активности школьников через домашние задания по физической культуре;

— ежемесячный контроль выполнения домашних заданий на уроке ФК;

— проведение спортивно-оздоровительных занятий (СОЗ) на улице (СОЗ являются обязательными в Татарстане с 1999 г. и проводятся 1 раз в неделю);

— выступление на родительских собраниях (не менее 2 раз в год) по результатам мониторинга физической и функциональной подготовленности учащихся, содержанию домашних заданий ФК, формам организации активного семейного досуга.

Модель .1СНТШ1ЫМКТК1 ПВДёкГаГНЧССКПГО КШИСЫ 1Ш ВО II ре IV нрс-жк 1111К1

1!^|^Ч- И**«. №11IIН И VII пришли № !. I' ■ ]М'МММ * ущиШМИ 1ЛКЦ.1Ы

i з

«Ні НІ

ї * * = £ “O Ü

Ü S s Í В з 5 5

.-.'Л ¡С..І 7!

ИИ-Nil

Г А ї =-ї

£ë‘S

Ш * £

: г ÍTrt

¡¡Є у

= а а ІГ

ІіН!-

iijíl'

£-и

її

їі*ї

Іі

ag

7~ С ¥

І - ЇЙ ш-ш

: з

4| ’

а І І *

g Е

5». і Іі І 1 |І І |[і>

11 il і

jî S V І '4¡

ті 5Ї і.

.к ■£á* -

-slhijf 'І І? І і'і IÍ gï s Ms é : = " '

Is II1 іІі і Ьїї.3|к“ =

І із

шшн Н І ні

fiijji!! sNt«

Ц.=5 :ш! Si Mili il = -d- H i і 1 S .H ï U 1 s J = r“ I £ії£ 1 ¡í| «i h “ ^ aKa2

= І ï Ï 9 ? Е !|І 1 ф pi* Л L £ -1 ; [1| Ш > ! ^ - з з p¡ !» S = É II g-

1] * = ill î í ї 2 і = |Н. Ni H Ü1 Я 11 ^ iiài g 1 = ; ¡¡Il gN? ¡S*a - i - É, - 1 ■ E1-3 N ; i a =■ .j í : h ziiii i! gal gl І S3 E| -

Ш ЦІ ill |s¡ is i !¡| ï і „ 1 ï ï Si ü ^ f* : її і F :'g lai F Ê ? î!‘

= □ в - ¡IÜIÎ! iïi*i і і “ Œ І. І ï h t Iі і HI h

aiS її! Л ï ? î E = la ? î ï='?ï. ï Í- Í ~ i± if í_l~¿ ,ë ; = H M¿ 4

tï lîi 1 >s I = ¡ II! іШії ва| ü к = Í'S _ Я &. = - г _. ± -Г. ill 1(1 III

111 til і - a s ®ї З 3 a sjí ï Œ : 1:'=1 a H |h Ф ¡; 1 m і І ¡,|>

i a- Ї

■=

- i

= 'm

j a

_j 11 г и 1

Ч

IN m

EX 1 С Ej

■-■■ m Ш Ш 1 f \ £ E І S I 3 Ї -•£*

; і i 5* ? = к Ü |J"l

j £

u

iE

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

H

! 1

пі

< >

ї

я

S

S

S

I

£

v>

it

3

В

, гиеп: !

5ышая [иб^питаобшкть геутс-мв у^цбны* кеиф^о* * псщугрцщиии, внюїзпач^вз здоровья

С целью определения эффективности разработанной программы был осуществлен формирующий педагогический эксперимент. К исследованию были привлечены учащиеся 4 классов, из них 2 — экспериментальные. Количество исследуемых составило 100 чел., в том числе 56 мальчиков.

Перед началом эксперимента (вторая неделя сентября) и по его завершению (последняя неделя мая) было проведено комплексное тестирование учащихся исследуемых классов по 7 контрольным упражнениям, а также изучение их морфофункциональных показателей, заболеваемости.

Контрольное тестирование позволило выявить положительное изменение изучаемых параметров в экспериментальных классах. Прирост в контрольных упражнениях у учащихся экспериментальных классов составил от 4,2 до 30,0 %, у учащихся контрольных классов — от 0,8 до 20,0 %. Важными результатами выполнения экспериментальной программы физического воспитания являются увеличение суточной двигательной активности учащихся экспериментальных классов на 20,6—28,7 %, достоверное повышение у них функциональных показателей (ЖЕЛ, жизненного индекса, становой тяги), приобретение определенных знаний и умений по регуляции психоэмоционального состояния. Научившись простым приемам психорегуляции, гимназист может использовать их в период участия в олимпиадах по учебным предметам, перед выполнением контрольной работы, при проявлении тревожности и волнения.

В рамках формирующего эксперимента нами было разработано методическое руководство для учителей, завучей и медицинских работников общеобразовательных учреждений по физиоло-го-гигиеническим и педагогическим основам рационализации учебно-воспитательного процесса в школе, где рассмотрены способы психодиагностики и коррекции утомления и переутомления.

освещены формы и методы работы по повышению внешнего и внутреннего комфорта общеобразовательных учреждений, оптимизации условий обучения и нормализации учебной нагрузки. Отзывы на методическое руководство со стороны учителей, завучей, медработников свидетельствуют об актуальности и своевременности такой разработки.

В ходе опытно-экспериментальной работы были апробированы отдельные формы и методы деятельности педагогического коллектива по повышению ва-леологической культуры учащихся 5— 6-х классов и их родителей; определены «участки работы» для учителей-пред-метников, медицинского работника, классных руководителей, педагога-пси-холога, педагога-организатора.

На родительских собраниях классные руководители рассматривали различные аспекты физического, психического и нравственного здоровья учащихся современной школы — причины и последствия факторов риска для здоровья учащихся, способы диагностики и коррекции утомления и переутомления, рационализации учебного труда школьников. Применялись и другие формы работы с родителями — организация совместного активного отдыха детей и родителей, семейной гостиной, диспутов и конкурсов на валеологическую тематику.

Направленность изменений позволяет говорить о действенности предложенной экспериментальной программы:

— во-первых, экспериментальная программа оптимизации двигательной активности современных школьников способствовала более выраженному положительному приросту морфофункциональных показателей, физической подготовленности, приобретению элементарных умений и навыков регуляции психического состояния. Результатом реализации программы стало увеличение количества учащихся, посещающих спортивные секции и кружки (на 11 %). Учащиеся экспериментальных классов приобрели знания и умения по диагнос-

тированию и коррекции утомления и переутомления, рационализации учебного труда, овладели простейшими способами аутотренинга;

— во-вторых, родители приобрели знания и умения по рационализации режима жизни учащихся и коррекции их переутомления, стали чаще участвовать в активных формах отдыха класса;

— в-третьих, к концу формирующего эксперимента у многих педагогов, участвовавших в нем, были выявлены повышение уровня активности в контроле и коррекции утомления и переутомления учащихся, активно-положительное отношение к ФК, ценностное отношение к своему здоровью.

Таким образом, экспериментальная проверка эффективности разработанной модели деятельности педагогического коллектива по предупреждению перегрузок, сохранению и укреплению здоровья учащихся современной школы позволила оценить ее достоинства и недостатки, осуществить ее коррекцию и усовершенствование. В частности, такое соприкосновение модели с действительностью дало нам возможность внести ряд поправок и дополнений при разработке содер-

жательного и процессуального компонентов исследуемой системы.

Результаты проведенной опытно-экс-периментальной работы на основе данной модели являются подтверждением ее целесообразности и практической значимости.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См. об этом: Гершунский Б. (л Философия образования для XXI века (в поисках практикоориентированной образовательной концепции) / Б. С. Гершунский. М., 1997 ; Коршунова Н. Л. Социопрактические аспекты инновационной педагогической идеи / И, Л. Коршунова Я Педагогика. 2000. № 7. С. 3—12.

2 См.: Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Ж, В. Бондаревская // Педагогика. 1997. №4. С.11—17.

3 См.: Антропова М. Б. Инновация, учебная нагрузка и здоровье детей / М. Б. Антропова // Нар. образование. 1998. № 9/10. С. 171—174 ; Кучма В. Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы «Здоровье населения — среда обитания» f В. Р. Кучма. М., 2003.

4 См.: Антонюк С. Д. Влияние дифференцированных режимов ДА на ФП и ФР подростков, обучающихся в школах различного типа : дис. ... канд; пед, наук / С. Д. Антонюк. М., 1991.

5 См.: Зотова Ф. Р. Переутомление учащихся и его предупреждение в условиях современной школы : моногр. / Ф. Р. Зотова. Казань, 2004.

Поступила 05.05.05.

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ идентичности УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М. В, Николаева, зав. кафедрой начального образования Волгоградского государственного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, доцент

Автор дает определение профессиональной идентичности учителя начальных классов и рассматривает его специфические профессионально важные качества в условиях вариативности и обновления начального образования. В статье обосновывается необходимость создания эффективных условий для оптимального развития профессиональной идентичности учителя начальных классов, приводится пример конкретного педагогического средства, оправдывающего себя в системе повышения квалификации. Таким средством является педагогическая студия.

Создание эффективной системы на- дуктивных технологий обучения в начального образования находится в пря- чальной школе. Актуальным процессом

мой зависимости от обновления его изменения образовательной ситуации в

структуры и содержания, разработки про- начальной школе выступает вариативное

© М. В. Николаева, 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.