Научная статья на тему 'Использование элементов ТРИЗ на уроках русского языка'

Использование элементов ТРИЗ на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
686
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ / ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИЯ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гвоздикова Елена Ивановна

Автор делится опытом работы по использованию моделей ТРИЗ-технологии в образовательном процессе, приводит примеры заданий, которые позволяют сделать сложный материал более простым для усвоения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование элементов ТРИЗ на уроках русского языка»

отвечают на вопрос: какая? Например, кладовая, вселенная, запятая, больная, слепая, родная, весёлая, зелёная, железная.

Большинство учеников такое «открытие» не приняли. Почему?

Таким образом, уроки с использованием моделей ТРИЗ-технологии являются средством формирования успешности учения школьников. Данная технология представляет собой действенный инструмент для поиска нетривиальных идей, развития системного, творческого мышления, формирования творческой личности, позволяет детям самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации. Одним из критериев успешности обучения является доступность и посильность образовательных технологий. В ТРИЗ-технологии разработаны модели, использование которых позволяет

сделать сложный материал более простым для усвоения. Овладев тем или иным алгоритмом, дети легко могут применять его в последующей работе.

Литература

1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1986.

2. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. М., 2000.

3. Селюцкий A.B., Альтшуллер Г.С. Крылья для Икара. Петрозаводск: Карелия. 1980.

4. Злотин В.П., Зусман A.B. Изобретатель пришел на урок. Кишинев, 1990.

5. Железнова C.B. Формирование технологической компетентности у дошкольников на основе методов ТРИЗ. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2010.-№3.

В статье раскрывается взаимосвязь развития интеллектуальной и творческой сфер личности, рассматривается влияние на них здоровъесберегающих технологий. Автор приводит оценщ' современных технологий здоровьесберегаюи^ей и развивающей направленности.

Лисина Галина Алексеевна

учитель начальных классов СОШ № 97 г. Ижевск [email protected] www.school97.ru

СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Как создать здоровьесберегающую среду в начальной школе?

Ключевые слова: Здоровьесберегающие технологии; педагогика сотрудничества; организация урока; использование ИКТ; культура здоровья; ранняя диагностика; профилактика заболеваний; уровневая дифференциация; бесстрессовое обучение.

Качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый педагогический коллектив ищет свои пути её решения. Что вкладываем мы в это понятие, каких результатов ожидаем от своих усилий?

Составляющими качества образования являются: психологическое благополучие; социальное благополучие; физическое благополучие; духовное благополучие. Поэтому актуальность проблемы

качества образования диктует необходимость внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Данные технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания обучения. Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы.

В настоящее время сохранить здоровье, не говоря уже о том, чтобы его улучшить или достичь оптимального уровня, очень сложно. Но следует понимать, что, только достигнув оптимального для себя уровня здоровья, ребенок сможет эффективно осваивать образовательные программы, успешно адаптироваться к жизни.

Реальный уровень состояния здоровья учащихся начальной школы отражает то, что личное понимание сущности здоровья как ценности у детей младшего школьного возраста остаются на низком уровне. Высокая психофизиологическая и эмоциональная нагрузка, нарушения режима дня, отдыха и питания, гиподинамия и многие другие факторы требуют от учеников мобилизации сил для успешного обучения, формирования межличностных отношений и преодоления проблемных ситуаций. В последние годы у учеников отмечается резкое снижение здоровья: возрастание патологии системы кровообращения, органов зрения, эндокринной системы, психических расстройств.

По определению ЮНЕСКО, здоровье - это отсутствие патологических отклонений в организме и состояние полного комфорта: физического, психического и социального. Правомерно также добавить, что и духовного. В отношении здоро-вьесберегающей технологии в системе образования данное определение можно представить в следующей конкретизации: здоровье - это такое психофизическое и духовное состояние учащихся, которое обеспечивает им достаточно высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, а также адаптированности к постоянно изменяющейся учебной, социальной и природной среде.

Педагогический коллектив начальной школы в своей педагогической практике выбирает такую технологию, которая включает принципы, приемы, методы педагогической работы и которая не представляет опасности для здоровья детей.

В 1-4 классах учителя широко применяют традиционные педагогические технологии и здоровьесбере-гающие технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества, личностно-ориентированный подход, игровые технологии).

Здоровьесберегающие технологии, используемые учителями начальной школы: а) санитарно-гигиенические, б) педагогические, в) медико-профи-лактические. Педагогические подразделяются на: организационно-педагогические, психолого-педаго-гические, информационные, физкультурно-оздоровительные.

Здоровьесберегающие технологии помогают осуществлять:

• учет периодов работоспособности детей на уроках, учёт возрастных и физиологических особенностей ребёнка на занятиях, наличие эмоциональных разрядок на уроках, использование физкультурных пауз на уроках, позитивной мотивации урока;

• диагностику и анализ режима дня, учебной и внеучебной нагрузки школьников, анализ дозировки домашних заданий;

• организацию системы работы по формированию культуры ЗОЖ посредством введения спецкурса «Здоровый образ жизни»;

• использование проектных методик и исследовательской работы по вопросам здо-ровьесбережения, введение элективных курсов по вопросам сохранения здоровья: «Правильное питание», «Берегите зрение» и другие;

• расширение круга учащихся, охваченных физкультурно-оздоровительной спортивной деятельностью, включая соревнования, дни здоровья, спортивные праздники, туристические походы;

• повышение педагогического мастерства в вопросах преподавания с использованием здоро-вьесберегающих технологий.

Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.

Правило 1. Правильная организация урока

Во-первых, это учет всех критериев здоровьес-бережения на рациональном уровне. Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является: показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и хорошего уровня его работоспособности; проявлением и тренировкой познавательной активности; показателем адекватно развитых коммуникативных навыков. Количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.

Организация урока должна обязательно включать три этапа:

1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);

2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы

3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.

Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.

Правило 2. Использование каналов восприятия

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности - функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:

• левополушарные люди - при доминировании левого полушария. Для них характерен словес-но-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;

• правополушарные люди - доминирование правого полушария, У данного типа развиты кон-кретно-образное мышление и воображение;

• равнополушарные люди - у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают: аудиальное восприятие; визуальное восприятие; кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.

Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся

Экспериментально доказано, что работоспособность школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова: 5-25-я минута - 80%; 25-35-я минута - 60-40%; 35-40-я минута - 10%.

Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Утомление - возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. Но утомление не следует рассматривать только как отрицательный феномен. Это защитная, охранительная реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей. Действительно, отрицательное влияние на организм оказывает постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление.

Специальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма, которое является основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, кон-

тролируя изменения в ходе процесса обучения, мы будем способствовать сохранению здоровья младших школьников.

Начальная школа - серьёзный и сложный этап обучения школьников. Учащимся приходится много писать, считать, думать, анализировать, сравнивать, обобщать, а потому учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям, без которых не обойтись на уроках. Их применение влияет на усвоение учебного материала и на качество образования. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку, на распознавание ошибок позволяет избежать монотонности на уроке. Использование ИКТ даёт возможность сэкономить время и провести урок интересно, избегая перегрузки, повышая мотивацию к учению. Следует строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывать время для каждого задания, чередовать виды работ, а во избежание усталости учащихся необходимо их разнообразить: вводить игровые моменты, работу с учебником (устную или письменную), комментированное письмо, выполнение небольших творческих заданий. Всё это способствует развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху ребят. Тут важен и сам подбор заданий по определённой тематике, связанной с укреплением здоровья, спортом. Так, на уроках русского языка, с помощью подбора текста можно развивать определённые орфографические и пунктуационные навыки, решать методологические задачи.

Пропаганда здорового образа жизни, занятия физкультурой и спортом - неотъемлемая часть воспитательного процесса. Считаем, что здоровье подрастающего человека - это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная. Поэтому на уроках в начальной школе широко используем тексты, пропагандирующие спорт, туризм. При изучении глагола на уроках русского языка рассматриваем режим дня школьника с последующим его обсуждением. Изучение чисел на уроках математики даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды. На уроках литературного чтения читаем произведения о животных, родном крае и говорим об их сохранении и бережном отношении.

Можно на уроках отводить 2-3 минуты для проведения «Оздоровительной страницы». Ученики ведут свой персональный «Словарь мудрых мыслей»: «Пешком ходить - долго жить», «Будешь двигаться -через хребет перевалишь, будешь сидеть - в яму скатишься», «Систематически заниматься спортом - значит заботиться о своём здоровье», «Воздух, солнце и вода - три кита здоровья».

Забота о здоровье школьников - это контроль над нормами и требованиями школьной гигиены, ранняя диагностика, профилактика заболеваний, наиболее часто встречающихся у детей школьного возраста, выявление патогенных факторов учебно-

воспитательного процесса и скрытых причин школьной неуспешности и отклонений в поведении. Этими вопросами учителя занимаются совместно с медико-педагогической, психологической, логопедической службами школы. Большую роль в воспитании и развитии школьников оказывает служба социального педагога.

В школе проводятся мероприятия, влияющие на улучшение состояния здоровья детей: профилактика утомляемости школьников, охрана зрения, опорно-двигательного аппарата. Работа с обучающимися и их родителями по формированию здорового образа жизни; организация и проведение прогулок в начальной школе во время работы группы продленного дня; проведение «дней здоровья»; спортивные мероприятия; введение сменной обуви; организация горячего питания для учащихся и учителей школы.

Одним из способов повышения качества знаний учащихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и учащимися, реакция учителя на те или иные поступки учащихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО - всё это влияет на образовательный результат деятельности учащихся. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием повышения качества обучения, интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.

Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

• Объем учебной нагрузки - количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

• Нагрузка от дополнительных занятий в школе;

• Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

От соблюдения гигиенических и психолого-педаго-гических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, необходимо проведение физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока. С развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса, в уроки можно включить эмоциональную разрядку: слушание музыки, просмотр видеоклипов, отрывков из видеофильмов. Кроме того, учитель должен определять и фиксировать психологический климат на уроке, проводить эмоциональную разрядку, строго следить за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

В состав упражнений для физкультминуток включать: упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, укрепления мышц рук, отдых позвоночника, упражнения для ног, упражнения на ковре, релаксационные упражнения для мимики лица, потягивание, массаж области груди, лица, рук, ног, психогимнастика, упражнения на выработку рационального дыхания. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток - положительный эмоциональный фон.

Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. Здоровьесберега-ющая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а так же требует разработки концепции, теории, технологии, и диагностических процедур оценки качества урока. Мы полагаем, что здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.

Кроме того, оно опирается на природосообраз-ность, преемственность, вариативность, прагматичность (практическую ориентацию). Такое обучение достигается через учет особенностей класса (изучение и понимание человека); через создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся.

Хотим привести оценку современных технологий, которые позволяют говорить об их здоровьесберегаю-щей и развивающей направленности.

Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставим личность ребёнка, стараемся обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяем гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.

Педагогика сотрудничества - её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики - приоритет воспитания над обучением - позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

Проявление гуманного отношения к детям, любовь к детям, оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимость к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отноше-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.