Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕОНТОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СТРУКТУРА ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / DEONTOLOGY / PEDAGOGICAL EDUCATION / DEONTOLOGICAL TRAINING / DEONTOLOGICAL READINESS STRUCTURE / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матушак Алла Федоровна, Павлова Ольга Юрьевна, Санникова Светлана Владимировна

Цель : выявить педагогические условия деонтологической подготовки будущих учителей. Данная цель конкретизируется в задачах: 1) рассмотреть структуру деонтологической готовности будущого учителя; 2) выявить условия деонтологической подготовки, способствующие формированию и совершенствованию элементов этой структуры; 3) изучить мнение преподавателей о действенности выявленных условий. Методы : Для решения поставленнях задач использованы метод анализа для конкретизации структуры деонтологической готовности, синтеза и обобщения для выявлени педагогических условий, метод беседы для определения уровня действенности педагогических условий. Результаты : В статье проанализировано понятие готовности. Установлено, что деонтологическая готовность будущих учителей состоит из знаний основных деонтологических понятий, этических требований к профессии педагога; умений культурного взаимодействия между участниками образовательного процесса, культурного речевого поведения, управления конфликтными ситуациями; ценностей : «личность ученика», «педагогическая этика», «морально-нравственный выбор в пользу ученика». Выявлены педагогические условия: «Включение деонтологических основ работы учителя в учебный процесс», «Активизация взаимодействия студентов в процес се обучения», «Организация рефлексивной деятельности студентов». Вывод о действенности данных условий сделан на основе бесед с преподавателями, задействованными в подготовке студентов. Научная новизна : в статье предложены и исследованы с точки зрения эффективности педагогические условия деонтологической подготовки будущих учителей. Практическая значимость : основные положения и выводы статьи могут быть использованы в подготовке будущих учителей и других педагогических работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF TEACHERS’-TO-BE DEONTOLOGICAL TRAINING

Purpose : to identify the pedagogical conditions of teachers’-to-be deontological training. The purpose is specified in the following tasks: 1) to consider the structure of teachers’-to-be deontological readiness; 2) to identify the conditions of deontological readiness that contribute to the formation and improvement of the elements of this structure; 3) to study the opinion of university teachers on the effectiveness of the identified conditions. Methods : To do the tasks, theoretical analysis was applied to specify the structure of deontological readiness, synthesis and generalization were applied to identify pedagogical conditions, interviewing was applied to determine the level of effectiveness of pedagogical conditions. Results : The article analyzes the concept of readiness. It has been established that teachers’-to-be deontological readiness consists of knowledge of the basic deontological concepts, ethical requirements for the profession of a teacher; skills of cultural interaction between participants of the educational process, ethical communicative behavior, conflict management; the values: “student's personality”, “pedagogical ethics”, “moral choice in favor of the student”. The pedagogical conditions were revealed: “Inclusion of deontology in a teacher’s work into educational process”, “Activation of students 'interaction in the process of learning”, “Organization of students' reflective activity”. The conclusion about the effectiveness of these conditions is made on the basis of interviewing university teachers involved in the training of students. Scientific novelty : the article suggests the pedagogical conditions of teachers’-to-be deontological training from the point of view of efficiency. Practical significance : the main provisions and conclusions of the article can be applied in training teachers’-to-be and other teaching staff.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ»

педагогические науки

Матушак Алла Федоровна, Павлова Ольга Юрьевна, Санникова Светлана Владимировна ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ...

УДК 378.14.015.62

DOI: 10.26140/anip-2019-0804-0030

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

© 2019

AuthorID: 414919

SPIN: 6201-7970

ORCID: 0000-0003-0514-0443

Матушак Алла Федоровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков

AuthorID: 762680

SPIN: 5359-4214

ORCID: 0000-0002-5334-9084

Павлова Ольга Юрьевна, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков

AuthorID: 429442 SPIN: 1508-4561

Санникова Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, проспект Ленина, 69, e-mail: svetlana_chspu@mail.ru) Аннотация. Цель: выявить педагогические условия деонтологической подготовки будущих учителей. Данная цель конкретизируется в задачах: 1) рассмотреть структуру деонтологической готовности будущого учителя; 2) выявить условия деонтологической подготовки, способствующие формированию и совершенствованию элементов этой структуры; 3) изучить мнение преподавателей о действенности выявленных условий. Методы: Для решения поставленнях задач использованы метод анализа для конкретизации структуры деонтологической готовности, синтеза и обобщения для выявлени педагогических условий, метод беседы для определения уровня действенности педагогических условий. Результаты: В статье проанализировано понятие готовности. Установлено, что де-онтологическая готовность будущих учителей состоит из знаний основных деонтологических понятий, этических требований к профессии педагога; умений культурного взаимодействия между участниками образовательного процесса, культурного речевого поведения, управления конфликтными ситуациями; ценностей: «личность ученика», «педагогическая этика», «морально-нравственный выбор в пользу ученика». Выявлены педагогические условия: «Включение деонтологических основ работы учителя в учебный процесс», «Активизация взаимодействия студентов в процес се обучения», «Организация рефлексивной деятельности студентов». Вывод о действенности данных условий сделан на основе бесед с преподавателями, задействованными в подготовке студентов. Научная новизна: в статье предложены и исследованы с точки зрения эффективности педагогические условия деонтологической подготовки будущих учителей. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в подготовке будущих учителей и других педагогических работников.

Ключевые слова: деонтология, педагогическое образование, деонтологическая подготовка, структура деонто-логической готовности, педагогические условия.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF TEACHERS'-TO-BE DEONTOLOGICAL TRAINING

© 2019

Matuszak Alla Fedorovna, doctor of pedagogical sciences, professor of the Department of foreign languages Pavlova Olga Yuryevna, candidate of historical sciences, associate professor, head of the department of foreign languages Sannikova Svetlana Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of foreign languages South Ural State Humanitarian Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave 69, e-mail: svetlana_chspu@mail.ru) Abstract. Purpose: to identify the pedagogical conditions of teachers'-to-be deontological training. The purpose is specified in the following tasks: 1) to consider the structure of teachers'-to-be deontological readiness; 2) to identify the conditions of deontological readiness that contribute to the formation and improvement of the elements of this structure; 3) to study the opinion of university teachers on the effectiveness of the identified conditions. Methods: To do the tasks, theoretical analysis was applied to specify the structure of deontological readiness, synthesis and generalization were applied to identify pedagogical conditions, interviewing was applied to determine the level of effectiveness of pedagogical conditions. Results: The article analyzes the concept of readiness. It has been established that teachers'-to-be deontological readiness consists of knowledge of the basic deontological concepts, ethical requirements for the profession of a teacher; skills of cultural interaction between participants of the educational process, ethical communicative behavior, conflict management; the values: "student's personality", "pedagogical ethics", "moral choice in favor of the student". The pedagogical conditions were revealed: "Inclusion of deontology in a teacher's work into educational process", "Activation of students 'interaction in the process of learning", "Organization of students' reflective activity". The conclusion about the effectiveness of these conditions is made on the basis of interviewing university teachers involved in the training of students. Scientific novelty: the article suggests the pedagogical conditions of teachers'-to-be deontological training from the point of view of efficiency. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be applied in training teachers'-to-be and other teaching staff.

Keywords: deontology, pedagogical education, deontological training, deontological readiness structure, pedagogical conditions.

ВВЕДЕНИЕ современного учителя опирается на ряд основополагаю-

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- щих документов в области образования. Указ Президента ными научными и практическими задачами. Подготовка Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О на-

Matuszak Alla Fedorovna, Pavlova Olga Yuryevna, Sannikova Svetlana Vladimirovna PEDAGOGICAL CONDITIONS OF TEACHERS'-TO-BE ...

pedagogical sciences

циональных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» выдвигает требование «внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников»

[1]. Профессиональный стандарт педагога конкретизирует данную задачу в ряде аспектов, подчеркивая необходимость «соблюдения правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики»

[2]. Таким образом, важным аспектом подготовки учителя для современной школы является деонтологическая сторона его деятельности. Деонтологическая подготовка будущего учителя должна осуществляться в учреждениях высшего образования. На сегодняшний день существуют фрагменты теории, позволяющей целенаправленно формировать деонтологическую готовность студентов педагогических направлений. Под деонтоло-гической подготовкой в данной работе мы будем понимать формирование морально-нравственного поведения будущего учителя, опирающегося на этические ценности.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблема деонтологической подготовки будущих учителей формировалась постепенно. Основы деонтологии и деон-тологической подготовки специалистов разных профессий освещены в трудах ряда ученых: Веселовой Е.К., Коржовой Е.Ю. [3], Деккерта Д.В. [4; 5], Шевченко А.А. [6], Яблонской Л.М., Яблонского Д.Ю. [7; 8]. В данных работах объяснено понятие деонтологии в преломлении к подготовке специалистов указанной области, рассмотрены философские основы компонентов деонтологи-ческой готовности, описана деонтологическая культура как составляющая профессиональной культуры работника.

В течение последних лет появились более конкретные отрасли деонтологии: социальная деонтология (Шевченко А.А. [9]), психологическая деонтология (Веселова Е.К. [10]), полицейская деонтология (Попова К.С., Безуглый Э.А. [11]), деонтология журналистики (Ворошилов В.В., Данилова И.А., Евдокимов А.С. [12]), экологическая деонтология (Игнатов С.Б. [13]), юридическая деонтология (Погорелова А.В. [14]). В нашем исследовании особый интерес представляет педагогическая деонтология (Абдуллаев Н.М. [15]), в которую входит понятие деонтологической подготовки будущих учителей.

В последнее время рассматриваемые по данной проблеме вопросы включали основные понятия педагогической деонтологии (ИтляшевХ.В. [16], Лялина Р.Н. [17]), роль деонтологии в повышении профессионального мастерства (Везеничева А.А. [18]), освоение педагогической деонтологии в процессе педагогической практики (Усольцева В.В., Шейхова М.С. [19]). Однако, в педагогической литературе не содержится ответа на вопрос, при каких педагогических условиях деонтологическая подготовка будет проводиться системно.

МЕТОДОЛОГИЯ

Для системного изучения проблемы исследователи будут опираться на системный подход, который, во-первых, является общенаучным, и таким образом, может лежать в основе исследования, являясь научной стратегией. Системный подход позволит рассмотреть не отдельные условия деонтологической подготовки будущих учителей, но изучить их в системе.

Формирование целей статьи. Таким образом, цель данной работы состоит в выявлении педагогических условий деонтологической подготовки будущих учителей.

Постановка задания. Данная цель конкретизируется в задачах: 1) рассмотреть структуру деонтологической готовности будущого учителя; 2) выявить условия деон-тологической подготовки, способствующие формированию и совершенствованию элементов этой структуры;

3) изучить мнение преподавателей о действенности выявленных условий.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Для решения поставленнях задач в работе будут использованы следующие методы: метод анализа для конкретизации структуры деонтологической готовности, синтеза и обобщения для выявлени педагогических условий, а также метод беседы для определения уровня действенности педагогических условий.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Для решения первой задачи исследования - рассмотрения структуры деонтологической готовности будущого учителя - проанализируем понятие готовности. Готовность имеет обязательные структурные компоненты: знания, умения, ценности. Деонтология включает в себя 1) педагогическую этику, 2) педагогическую культуру учителя, 3) культура взаимодействия педагога и учащихся, 4) культуру речевого поведения педагога,5) управление конфликтными ситуациями [20, с. 34]. В связи с этим, знания, входящие в готовность, -это знание основных деонтологических понятий, знание этических требований к профессии педагога. К умениям относятся умения культурного взаимодействия между участниками образовательного процесса, умения культурного речевого поведения, умения управления конфликтными ситуациями. Ценности включают в себя: ценность «личность ученика», ценность «педагогическая этика», ценность «морально-нравственный выбор в пользу ученика».

Для решения второй задачи - выявления условий де-онтологической подготовки, способствующих формированию и совершенствованию элементов этой структуры - был проведен синтез и обобщение методических рекомендаций по обучению педагогической деонтологии [5; 19; 21]. В результате были выявлены следующие педагогические условия.

Для фасилитации знаниевого компонента деонтоло-гической готовности предложено условие «Включение деонтологических основ работы учителя в учебный процесс». Включение деонтологии в процесс подгтовки может происходить тремя способами: 1) проведение занятий на деонтологические темы, 2) включение деонтоло-гического материала в занятия по разным предметам на разные темы, 3) спецкурс. Самым легко осуществимым в организации обучения является второй способ. Он не требует корректировки учебных планов, обсуждение де-онтологических вопрсов происходит органично, логически вытекает из материала занятия. В ряде тем при обучении управлению конфликтами следует опираться на наработки педагогической конфликтологии. Примером занятий, на которых реализуется обсуждение деонтоло-гических вопросов, является предмет «Методика обучения английскому языку».

Для фасилитации компонента деонтологических умений предложено условие «Активизация взаимодействия студентов в процессе обучения». Действенными формами проведения занятия являются беседа и ролевая игра. Ролевая игра - форма занятия, рекомендованная как интерактивный вариант подготовки будущего профессионала. Она помогает почувствовать себя в роли учителя. В процессе проигрывания фрагмента урока студент должен практически решать вопросы, относящиеся к обучению, включая деонтологические. Даже обыденный фрагмент обучения может содержать материал, требующий этического похода. Например, при изучении темы «Семья» на предмете «Иностранный язык» студенты расматривают вопросы, которые можно задать классу, с деонтологических позицш. Спрашивать ребенка из неполной семьи о маме, папе, неэтично. Студенты предлагают варианты вопросов, которые позволят, с одной стороны, употребить все лексические единицы, но сдру-гой стороны, при этом бережно общаться с учеником.

педагогические науки

Матушак Алла Федоровна, Павлова Ольга Юрьевна, Санникова Светлана Владимировна ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ...

Для формирования ценностной составляющей деонтологической готовности предложено условие «Организация рефлексивной деятельности студентов». Анализ фрагментов обучения, представленных студентами, целесообразно анализировать в режиме: самоанализ студента с рефлексией собственной деятельности, анализ фрагмента группой студентов, которая исполняла роли учеников с рефлексией деятельности учителя. Такой режим работы: обсуждение вопроса - ролевая игра (фрагмент урока) - рефлексия дает возможность создать условия для глубокой проработки деонтологи-ческих вопросов.

Для решения третьей задачи исследования проведены беседы с преподавателями, задействованными в подготовке студентов. В ходе беседы преподавателям (n=10) были заданы вопросы относительно эффективности предложенных условий. Большая часть преподавателей (90%) подтвердили целесообразность включения деонтологии в преподаваемые дисциплины или короткого спецкурса по педагогической деонтологии, подчеркнув, что нельзя ставить акцент на знания. Спецкурс должен быть насыщен заданиями для обсуждения: ситуациями морального выбора, ситуациями, в которых необходимо разрешить конфликт и т.д. Деонтология призвана привить ценности и воспитать навыки. Что касается второго условия «Активизация взаимодействия студентов в процессе обучения», преподаватели (80%) высазались за тщательный отбор заданий для такого взаимодействия. По мнению колег, взаимодействие должно моделировать сложные профессиональные ситуации и иметь дополнительное задание - найти разные пути, чтобы остаться строго в рамках педагогической этики. Относительно третьего педагогического условия преподаватели (80%) согласиись с необходимостью рефлексивной деятельности, отметив, что она также должна быть проблемной, обсуждаться должны профессиональные ситуации и пути их разрешения. Преподаватели также предложили использовать один и тот же материал последовательно, т.е. сначала разбирая ситуацию теоретически, затем проигрывая ее в процес се реализации второго педагогического условия. В конце рекомендуется группоовая рефлексия выхода из данной ситуации, предложенная студентами. Примером ситуации может являться следующее задание. «Класс едет на экскурсию. Две семьи не могут оплатить по1'здку детям. Как поступить класно-му руководителю: повезти класс на эскурсию не в полном составе? Попросить родительський комитет внести деньги за чужих детей? Как-то по-другому?»

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях.

Полученные данные не противоречат научным выводам, полученным другими исследователями. Исследование подтвердило вывод Везеничевой А.А. о том, что «Современному учителю необходимо усвоить правила и нормы поведения в сфере его профессиональной деятельности, соответствие которым определяется наличием и уровнем сформированности у него профессионально значимых качеств» [18, с.34]. Но в отличие от данного наше исследование позволило в большей мере сконцентрировать внимание на ценностном аспекте. Идея спецкурса по педагогической деонтологии [21] поддерживается в нашей работе, но кроме спецкурса предложены другие варианты работы над компонентом умений деонтологической готовности будущего учителя. Мы согласны с идеей продолжать целенаправленную работу по деонтологической подготовке студентов в процессе педпрактики [19].

ВЫВОДЫ

Выводы исследования.

1. Под деонтологической подготовкой понимается формирование морально-нравственного поведения будущего учителя, опирающегося на этические ценности.

2. Деонтологическая готовность будущого учителя состоит из компонентов знания (основных деонтоло-

гических понятий, этических требований к профессии педагога), умения (культурного взаимодействия между участниками образовательного процесса, культурного речевого поведения, управления конфликтными ситуациями) ценности («личность ученика», «педагогическая этика», «морально-нравственный выбор в пользу ученика»).

3. Для фасилитации деонтологической готовности в процессе подготовки будущих учителей целесообразно соблюдать следующие педагогические условия: «Включение деонтологических основ работы учителя в учебный процесс», «Активизация взаимодействия студентов в процессе обучения», «Организация рефлексивной деятельности студентов».

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Дальнейшее рассмотрение проблемы возможно по линии изучения деонтологии в частных дидактиках, создания спецкурсов, разработки занятий на деонтологически ориентированные темы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Москва: Кремль, 2018. URL: http://www.kremlin.rU/acts/bank/43027http://www.kremlin.ru/ acts/bank/43027 (дата обращения 04.07.2019).

2. Профессиональный стандарт. «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)». Москва: Министерство труда и социальной защиты РФ, 2013. URL: https:// base.garant.ru/70535556/ (дата обращения 04.07.2019).

3. Веселова Е.К., Коржова Е.Ю. Оценка ситуаций морального выбора современными студентами // Развитие человека в современном мире. 2018. № 1. С. 7-15.

4. Деккерт Д.В. Деонтологическая готовность как важный элемент профессиональной культуры сотрудников полиции // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2018. № 35 (54). С. 81-89.

5. Деккерт Д.В. Теоретические основы формирования деонтологической культуры сотрудников полиции // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 4а. С. 205-212.

6. Шевченко А.А. Нормативность морали и моральной теории // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. 2014. Т. 12. № 2. С. 81-86.

7. Яблонская Л.М., Яблонский Д.Ю. Деонтологический кодекс государственной службы и его реализация // Потенциал и перспектива современной науки: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. преподавателей, молодых ученых. Посвящается 20-летию со дня Рождения филиала КубГУ г. Геленджика. Краснодар, 2016. С. 113-117.

8. Яблонская Л.М. Международные стандарты полиции — реализация деонтологического подхода //Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 22 (276). С. 37-40.

9. Шевченко А.А. Социальная деонтология: проблемы построения // Самостоятельная работа студентов в системе непрерывного образования // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. 2014. Т. 8. № 3. С. 42-47.

10. Веселова Е.К. О перспективах развития психологической деонтологии // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012. Т. 5. № 1. С. 27-35.

11. Попова К.С., Безуглый Э.А. Полицейская деонтология: основа коммуникативной культуры сотрудника ОВД // Путилинские чтения. К 185-летию со дня рождения Ивана Дмитриевича Путилина, гения российского сыска: мат-лы межвуз. «круглого стола». Белгород, 2015. С. 74-77.

12. Ворошилов В.В., Данилова И.А., Евдокимов А.С. Деонтология журналистики: старт дисциплины // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сб.мат-лов Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2016. С. 133-135.

13. Игнатов С.Б. Образование для устойчивого развития: опыт реализации потенциала экологической деонтологии в подготовке студентов вуза // Высшее образование сегодня. 2016. № 4. С. 19-22.

14. Погорелова А.В. Нормы юридической деонтологии // Территория науки.2016. № 2. С. 156-160.

15. Абдуллаев Н.М. Взаимосвязь педагогической деонтологии и оздоровительных технологий при подготовке специалистов по физическому воспитанию //Молодой ученый. 2016. № 4 (108). С. 733- 734.

16. Итляшев Х.В. Сущность и основные понятия педагогической деонтологии // Современные научные исследования и разработки. 2017. № 8 (16). С. 231-235.

17. Лялина Р.Н. Педагогическая деонтология// Вестник научных конференций. 2016. № 4-3 (8). С. 90-91.

18. Везеничева А.А. Педагогическая деонтология как способ повышения профессионального становления будущего учителя // Аллея науки. 2018. Т. 3. № 8 (24). С. 708-711.

19. Усольцева В.В., Шейхова М.С. Роль педагогической практики в формировании деонтологии компетентности будущих педагогов // Современные научные исследования и инновации. 2018. . № 6 (86).

Matuszak Alla Fedorovna, Pavlova Olga Yuryevna, Sannikova Svetlana Vladimirovna PEDAGOGICAL CONDITIONS OF TEACHERS'-TO-BE ...

pedagogical sciences

С. 74.

20. Коробова Е.В. Структура педагогической деонтологии // Совершенствование процессов обучения, воспитания и профессиональной ориентации молодежи в системе общего и профессионального образования: тезисы докладов и сообщений региональной науч.-практ. конф. — Курган: КГУ, 2000. С. 34.

21. Глузман НА. Спецкурс «Педагогическая деонтология» как основа формирования профессиональной этики будущих учителей начальных классов // News of Science and Education. 2018. Т. 3. № 3. С. 009-013.

Статья поступила в редакцию 08.07.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.