Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / АДАПТАЦИЯ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / ИНОСТРАННЫЕ КУРСАНТЫ / ВОЕННЫЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анцибор Елена Сергеевна

Начало обучения в вузе предполагает сложный процесс адаптации для иностранных студентов. В условиях военного вуза сложность данного процесса усугубляется. Анализ степени изученности данной проблемы показывает, что имеется значительный ряд вопросов, требующих изучения, в том числе поиск конкретного действенного алгоритма адаптации иностранных курсантов к условиям обучения в военном вузе. Цель - выявление, обоснование и апробация на практике педагогических условий адаптации иностранных курсантов военного вуза на основе диалога культур. Методологической основой исследования являются: системный подход к рассмотрению педагогического процесса; культурологический подход, согласно которому образование осуществляется в контексте культуры и рассматривается как диалогический процесс; личностно-деятельностный подход, как основа обеспечения личностной адаптации иностранных курсантов военных вузов в различных видах деятельности. Степень успешности адаптации курсантов военного вуза и способности переживать и разрешать возникающие трудности зависят от ряда внешних и внутренних условий. Задача педагогов - создать педагогические условия, способствующие успешной адаптации иностранных курсантов к условиям военного вуза, побуждающие иностранных курсантов успешно преодолевать возникающие сложности и извлекать из поликультурного взаимодействия взаимовыгодную пользу. Предполагается, что решению обозначенной проблемы будет способствовать создание педагогических условий на основе диалога культур. При выраженной ориентации иностранных курсантов на культуру принимающей страны, при восприятии этой культуры как близкой либо при ориентации курсантов на поликультурализм в целом возможна их успешная социокультурная и психологическая адаптация. Особое значение для успешного протекания процесса адаптации иностранных курсантов первого курса играют педагогические условия, создаваемые в вузе на основе диалога культур. Благодаря им иностранный курсант сможет успешно пройти все стадии адаптации к условиям обучения в военном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анцибор Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR ADAPTATION OF FOREIGN CADETS OF A MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION BASED ON THE DIALOGUE OF CULTURES

The beginning of studies at a higher education institution involves a complex process of adaptation for foreign students. In the conditions of a military higher educational institution, the complexity of this process is exacerbated. An analysis of the degree of knowledge of this problem shows that there are a significant number of issues that need to be studied, including the search for a specific effective algorithm for adapting foreign cadets to the conditions of studying at a military higher education institution. The aim is to identify, substantiate and test in practice the pedagogical conditions for the adaptation of foreign cadets of a military higher educational institution based on the dialogue of cultures. The methodological basis of the research is: a systematic approach to the consideration of the pedagogical process; cultural approach, according to which education is carried out in the context of culture and is seen as a dialogical process; personal-activity approach as the basis for ensuring personal adaptation of foreign cadets of military higher education institution in various activities. The paper uses a theoretical analysis of philosophical, psychological-pedagogical, military and methodological literature on the research problem, general scientific methods of cognition, sociological and empirical methods. The degree of successful adaptation of cadets of a military higher educational institution and the ability to survive and resolve the difficulties that arise depend on a number of external and internal conditions. The task of teachers is to create pedagogical conditions conducive to the successful adaptation of foreign cadets to the conditions of a military higher educational institution, encouraging foreign cadets to successfully overcome emerging difficulties and derive mutually beneficial benefits from multicultural interaction. It is assumed that the solution of the identified problem will be facilitated by the creation of pedagogical conditions based on the dialogue of cultures. With a pronounced orientation of foreign cadets towards the culture of the host country, with the perception of this culture as close, or with the orientation of cadets towards polyculturalism in general, their successful sociocultural and psychological adaptation is possible. Pedagogical conditions created at a military higher educational institution on the basis of the dialogue of cultures have particular importance for the successful course of the process of adaptation of first-year foreign cadets. Thanks to them, a foreign cadet will be able to successfully go through all the stages of adaptation to the conditions ofstudy at a military higher educational institution.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР»

DOI: 10.25198/1814-6457-236-93 УДК 378.6

Анцибор Е.С.

Академия Национальной гвардии Республики Казахстан, г Петропавловск, Казахстан

E-mail: elenaan777@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР

Начало обучения в вузе предполагает сложный процесс адаптации для иностранных студентов. В условиях военного вуза сложность данного процесса усугубляется. Анализ степени изученности данной проблемы показывает, что имеется значительный ряд вопросов, требующих изучения, в том числе поиск конкретного действенного алгоритма адаптации иностранных курсантов к условиям обучения в военном вузе.

Цель - выявление, обоснование и апробация на практике педагогических условий адаптации иностранных курсантов военного вуза на основе диалога культур.

Методологической основой исследования являются: системный подход к рассмотрению педагогического процесса; культурологический подход, согласно которому образование осуществляется в контексте культуры и рассматривается как диалогический процесс; личностно-деятельностный подход, как основа обеспечения личностной адаптации иностранных курсантов военных вузов в различных видах деятельности.

Степень успешности адаптации курсантов военного вуза и способности переживать и разрешать возникающие трудности зависят от ряда внешних и внутренних условий. Задача педагогов - создать педагогические условия, способствующие успешной адаптации иностранных курсантов к условиям военного вуза, побуждающие иностранных курсантов успешно преодолевать возникающие сложности и извлекать из поликультурного взаимодействия взаимовыгодную пользу. Предполагается, что решению обозначенной проблемы будет способствовать создание педагогических условий на основе диалога культур. При выраженной ориентации иностранных курсантов на культуру принимающей страны, при восприятии этой культуры как близкой либо при ориентации курсантов на поликультурализм в целом возможна их успешная социокультурная и психологическая адаптация.

Особое значение для успешного протекания процесса адаптации иностранных курсантов первого курса играют педагогические условия, создаваемые в вузе на основе диалога культур. Благодаря им иностранный курсант сможет успешно пройти все стадии адаптации к условиям обучения в военном вузе.

Ключевые слова: педагогические условия, адаптация, диалог культур, иностранные курсанты, военный вуз.

Antsibor Y.S.

National Guard Academy of the Republic of Kazakhstan, Petropavlovsk, Kazakhstan

E-mail: elenaan777@mail.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR ADAPTATION OF FOREIGN CADETS OF A MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION BASED ON THE DIALOGUE OF CULTURES

The beginning of studies at a higher education institution involves a complex process of adaptation for foreign students. In the conditions of a military higher educational institution, the complexity of this process is exacerbated. An analysis of the degree of knowledge of this problem shows that there are a significant number of issues that need to be studied, including the search for a specific effective algorithm for adapting foreign cadets to the conditions of studying at a military higher education institution. The aim is to identify, substantiate and test in practice the pedagogical conditions for the adaptation of foreign cadets of a military higher educational institution based on the dialogue of cultures.

The methodological basis of the research is: a systematic approach to the consideration of the pedagogical process; cultural approach, according to which education is carried out in the context of culture and is seen as a dialogical process; personal-activity approach as the basis for ensuring personal adaptation of foreign cadets of military higher education institution in various activities. The paper uses a theoretical analysis of philosophical, psychological-pedagogical, military and methodological literature on the research problem, general scientific methods of cognition, sociological and empirical methods.

The degree of successful adaptation of cadets of a military higher educational institution and the ability to survive and resolve the difficulties that arise depend on a number of external and internal conditions. The task of teachers is to create pedagogical conditions conducive to the successful adaptation of foreign cadets to the conditions of a military higher educational institution, encouraging foreign cadets to successfully overcome emerging difficulties and derive mutually beneficial benefits from multicultural interaction. It is assumed that the solution of the identified problem will be facilitated by the creation of pedagogical conditions based on the dialogue of cultures. With a pronounced orientation of foreign cadets towards the culture of the host country, with the perception of this culture as close, or with the orientation of cadets towards polyculturalism in general, their successful sociocultural and psychological adaptation is possible.

Pedagogical conditions created at a military higher educational institution on the basis of the dialogue of cultures have particular importance for the successful course of the process of adaptation of first-year foreign cadets. Thanks to them, a foreign cadet will be able to successfully go through all the stages of adaptation to the conditions ofstudy at a military higher educational institution.

Key words: pedagogical conditions, adaptation, dialogue of cultures, foreign cadets, military higher educational institution.

Введение. Современному этапу развития мирового сообщества свойственны всё более расширяющиеся процессы глобализации. В сфере высшего образования данные процессы проявляются, в частности, в увеличении коли -чества иностранных студентов в вузах самых разных стран. Начало обучения в иностранном вузе значительно усложняет процесс адаптации первокурсников, поскольку предполагает адаптацию не только к новым образовательным условиям и требованиям, но и к иной культуре, иным традициям и особенностям обучения, к иному климату и т. д. То, как иностранные студенты преодолеют возникшие перед ними трудности адаптации к жизни в другой стране, может оказать влияние как на успешность процесса их обучения, так и на дальнейшее профессиональное самоопределение.

Сложность адаптации усугубляется в условиях военного вуза, где курсантов ожидает специфический армейский быт, предполагающий значительное ограничение свободы и необходимость жить по приказу, сочетание умственного труда и физических нагрузок, а также ряд других факторов, влияющих на психическое и физиологическое состояние любого военнослужащего [1, с. 225-251]. Таким образом, адаптационные процессы у курсантов военного вуза протекают довольно тяжело даже при условии обучения в своей стране. Иностранных курсантов ожидает гораздо большее количество проблем: ко всему вышеперечисленному добавляется иноязычная среда, чуждые им традиции, обычаи, менталитет, непривычные климатические условия. Всё это требует особого подхода к организации обучения иностранных курсантов в военном вузе.

Проблема адаптации человека к условиям жизненной среды далеко не нова, она исследуется представителями самых разных наук, в том числе и педагогики. Однако, как показали проведённый нами мониторинг адаптированности иностранных курсантов к условиям обучения в Академии Национальной гвардии Республики Казахстан, на базе которой проводилось данное исследование, и анализ степени изученности проблемы, до сих пор остаётся недостаточно освещённым ряд вопросов, в том числе поиск конкретного действенного алгоритма адаптации иностранных курсантов к условиям обучения в военном вузе.

Цели исследования: выявить, теоретически обосновать и апробировать на практике педагогические условия адаптации иностранных курсантов военного вуза на основе диалога культур.

Методологическую основу исследования составили системный подход к рассмотрению педагогического процесса (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, Л.Г. Вяткин, В.С. Ильин, Ю.А. Кустов и др.) [2]; культурологический подход, рассматривающий образование как диалогический процесс, осуществляемый в контексте культуры (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Т.И. Пороховская и др.) [3], [4]; личностно-де-ятельностный подход как основа обеспечения личностной адаптации иностранных курсантов военных вузов в различных видах деятельности (Л.С. Выготсткий, И.А. Зимняя и др.) [5]-[8].

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, военной и методической литературы по проблеме исследования; общенаучные методы познания (анализ, сравнение, синтез, обобщение, систематизация, прогнозирование), социологические методы (беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование), эмпирические (педагогическое наблюдение; опытно-экспериментальная работа, обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности).

Результаты исследования. Термин «адаптация» достаточно полисемантичен, поэтому в наиболее обобщённом виде его можно представить, вслед за А.А. Реаном, А.Р. Кудашевым и А.А. Барановым, как «... процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования» [9]. Принимая во внимание исследования зарубежных и отечественных учёных по проблеме адаптации иностранных курсантов к условиям военного вуза, О.А. Воскрекасенко и О.А. Бучнева адаптацию личности в условиях военного вуза рассматривают как процесс активного освоения курсантом новой социальной среды, в которой он выступает не только объектом адаптации, но и её субъектом, а воинский коллектив - не только адаптирующей, но и адаптируемой стороной [10, с. 136-140].

Процесс адаптации иностранных курсантов военного вуза включает в себя такие состав-

ляющие, как психологическая, социальная, профессиональная и организационная адаптации.

Психологическая составляющая адаптации иностранного курсанта военного вуза предполагает перестройку мышления и речи курсанта в новых условиях, в том числе профессиональных, увеличение эмоционального напряжения, возрастание роли внимания, восприятия и памяти.

Социальная составляющая включает адаптацию к новой социальной роли, выполняемой курсантом военного вуза, к изменению круга и содержания общения, усвоение норм и традиций, сложившихся не только в военном вузе, но и в стране пребывания в целом и, наконец, возникновение потребности в самоутверждении в складывающемся поликультурном коллективе.

Профессиональная составляющая предполагает освоение целей и норм будущей военной профессии, формирование системы профессиональных знаний и умений.

Организационная составляющая включает приспособление к новым условиям жизни и обучения в военном вузе, новому ритму жизни.

Уровень владения иностранными курсантами языком, на котором ведётся обучение, разный, следовательно, разной будет и скорость их адаптации к новым условиям. Согласно ежегодным опросам иностранных курсантов Академии Национальной гвардии РК именно слабое владение русским языком, на котором ведётся обучение в большей части групп, и незнание казахского языка (государственного языка страны) представляет для курсантов основную сложность, что, по их мнению, усугубляет трудности в учебном процессе, процессе общения внутри воинского коллектива, в котором живут иностранные курсанты, и в процессе адаптации, в целом.

Таким образом, процесс адаптации иностранных курсантов к условиям проживания и обучения в военном вузе достаточно сложный. Для многих он осложняется ещё и тем, что курсанты-первокурсники зачастую находятся в поиске себя, далеко не все удовлетворены своим выбором и не все готовы к преодолению возникших перед ними сложностей.

Способствовать эффективной адаптации курсантов-первокурсников к условиям военного вуза во многом будет применяемый в вузе

подход (компетентностный, деятельностный, личностно ориентированный), морально-психологический климат в группе и в вузе в целом, готовность педагогического коллектива учитывать социально-психологические особенности первокурсников, а также содержание и формы организации учебно-воспитательного процесса.

Большую роль в успешном протекании процесса адаптации иностранных курсантов играют все субъекты взаимодействия в военном вузе: руководство и профессорско-преподавательский состав вуза, члены курсантского коллектива и сами иностранные курсанты. Задача педагогов - создать такие педагогические условия, которые бы способствовали успешной адаптации иностранных курсантов к условиям военного вуза и побудили бы иностранных курсантов не просто успешно преодолеть возникающие сложности, но и извлечь из поликультурного взаимодействия взаимовыгодную пользу. Предполагается, что способствовать этому будет создание педагогических условий на основе диалога культур.

Именно при выраженной ориентации иностранных курсантов на культуру принимающей страны и восприятии её как близкой либо при ориентации курсантов на поликультурализм в целом возможна их успешная социокультурная и психологическая адаптация. Диалог культур предполагает равенство и открытость культур друг другу на основе признания права каждой культуры на отличия от других и уважения к чужой культуре. При этом, как отмечает большинство исследователей в области диалога культур (М.М. Бахтин, В.С. Библер, В.В. Сафонова, П.В. Сысоев и др.), «.для более полноценного понимания изучаемой (иноязычной) культуры необходимо одновременно изучать и родную культуру, ибо адекватное понимание других невозможно без понимания себя» [11].

На формирование коммуникативной иноязычной компетентности через культуру ориентировано в настоящее время и изучение иностранного языка в процессе профессиональной подготовки военного специалиста [12, с. 4-12].

В частности, при изучении иностранного языка в военном вузе на основе диалога культур в основу сопоставления различных культур должна быть положена их равноценность, а

цели межкультурого воспитания должны быть направлены на развитие толерантности курсантов к разнообразным культурным нормам. Всё это позволит сформировать у курсантов открытость в восприятии других культур, готовность к профессиональной коммуникативной активности и научит их осуществлять профессиональное иноязычное опосредованное и непосредственное общение в рамках определённого ситуативного контекста [13].

Овладевая коммуникативной иноязычной компетентностью, курсанты научатся устанавливать межкультурные контакты, понимать и принимать традиционные ценности изучаемой культуры, выступать активным носителем и транслятором собственной культуры, проявлять такт и дипломатичность в ходе диалога культур [14].

Овладеть не только культурой страны изучаемого языка, но и умением вести себя в определённом социуме и адекватно реагировать на нетипичные социальные явления, преодолевать культурные стереотипы и проблемы в коммуникации достаточно сложно без специально созданных в стенах образовательной организации педагогических условий. Под педагогическими условиями мы понимаем специально сконструированные и целенаправленно используемые внешние обстоятельства и возможности образовательного процесса военного вуза, основанные на диалоге культур и способствующие успешной адаптации иностранных курсантов к условиям обучения в военном вузе.

О значимости педагогических условий писали многие учёные, в том числе В.И. Андреев, В.А. Беликов, Н.М. Борытко, П.Я. Гальперин, А.О. Малыхина, А.С Петелин, А.В. Сверчков и др. [15]-[17]. Контент-анализ подходов к определению термина «педагогические условия» позволяет говорить о наличии в педагогической теории и практике нескольких различных трактовок данного феномена, исходя из которых принято выделять организационно-педагогические, психолого-педагогические и дидактические типы педагогических условий. Каждый из названных типов выполняет определённый, только ему свойственный набор функций. Однако объединяет их необходимость соответствовать содержанию работы педагогов, отражать методы и формы обучения, включать творче-

ские аспекты и вписываться в культурно-образовательную среду вуза.

Применительно к проблеме адаптации иностранных курсантов, и прежде всего, обучающихся на первом курсе, к условиям обучения в военном вузе, акцент, по нашему мнению, должен быть сделан на следующих направлениях работы:

- создание мотивации к учебно-познавательной деятельности;

- психолого-педагогическая поддержка иностранных курсантов;

- разработка и внедрение модели педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов;

- грамотно спланированная и организованная культурно-досуговая деятельность в вузе,

- организация взаимодействия командования вуза, командиров подразделений и профессорско-преподавательского состава по оказанию помощи иностранным курсантам;

- реализация языковой подготовки в рамках преподаваемых дисциплин с учётом тех закономерностей, которые экстраполированы на социальную группу иностранных студентов;

- создание на базе вуза центра адаптации иностранных курсантов, способствующего решению вопросов социальной адаптации;

- введение в образовательный процесс психолого-педагогического сопровождения каждого иностранного курсанта, предполагающего систему наблюдений, анкетирование, совместное обсуждение результатов диагностики, неформальное общение командиров подразделений, психологов, преподавателей с иностранными курсантами.

С целью проверки, уточнения и обогащения выдвинутой нами гипотезы была проведена опытно-экспериментальная работа, занявшая центральное место в системе эмпирических методов настоящего исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась с 2019 по 2021 годы на базе Академии Национальной гвардии Республики Казахстан. Всего в исследовании приняли участие 30 иностранных курсантов, в том числе 28 курсантов - из Республики Таджикистан и 2 курсанта - из Республики Кыргызстан.

Проверка успешности адаптации курсантов военного вуза на основе диалога культур по-

требовала выделения критериев и показателей уровня адаптированности иностранных курсантов. Среди возможных критериев исследования уровня адаптированности иностранных курсантов мы выделили три, на наш взгляд, наиболее значимых: социальная адаптация, культурная адаптация и академическая адаптация. При определении показателей мы учитывали теоретические представления о составляющих адаптации различных авторов (ощущение признания и одобрения, чувство удовлетворения -Е. Brislin; навыки коммуникации - Р. Енико-лопов; самосознание и самооценка - Kamal & Maruyama; усвоение культурно-адекватного поведения - Boclmer, Lin & Mcleod; успехи в учебе - Black & Gregersen и др.). Исходя из выделенных критериев и показателей, отбирали методики для проведения опытно-экспериментальной работы: шкала социально-психологической адаптированности К. Роджерса и Р. Даймонда, адаптированная А.К. Осницким; методика « Адаптированность студентов в вузе» Т.Д. Дубовицкой, А.В. Крыловой; опросник Ч.Д. Спилбергера «Исследование тревожности»; методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, в модиф. Н.Ц. Бадмаевой). Помимо названных методик в ходе опытно-экспериментальной работы мы использовали также наблюдение, беседу и интервью, что позволило не только получать информацию непосредственно в процессе общения с курсантами (выявление круга их интересов; отношения к неспециальным дисциплинам, изучаемым в вузе; сложностей, возникающих в процессе обучения и т. д.), но и оценить искренность ответов курсантов, выявить их мировоззренческие взгляды и притязания, лучше понять мотивы учебной деятельности.

Анализировались также статистические данные о среднем балле успеваемости как по иностранному языку, так и по всем дисциплинам в целом на начало и конец учебного года.

Исходя из выдвинутой нами гипотезы и на основании результатов предварительного мониторинга адаптированности курсантов первого курса к условиям обучения в военном вузе, в ходе формирующего этапа апробировалась разработанная нами модель педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов первого курса; на занятиях по дисци-

плине «Иностранный язык» реализовывалась языковая подготовка на основе диалога культур, а также осуществлялась спланированная с учётом задач опытно-экспериментальной работы культурно-досуговая деятельность вуза.

В целом, все описанные выше специально созданные педагогические условия адаптации иностранных курсантов военного вуза на основе диалога культур сведены были нами в единую Программу адаптации иностранных курсантов к условиям военного вуза. Описанные выше педагогические условия взаимосвязаны в рамках настоящей программы, включающей в себя следующие направления деятельности:

- социальная адаптация;

- психологическая адаптация;

- организация культурно-досуговой деятельности иностранных граждан;

- профилактика состояний дезадаптации;

- организация и поддержание контакта с родственниками иностранных курсантов;

- адаптация к учебному процессу;

- языковая адаптация;

- межкультурная адаптация и межкультурное взаимодействие;

- мониторинг;

- научно-методическое сопровождение.

Продолжительность реализации программы - один учебный год.

В основу программы были положены системный, культурологический и личностно-деятельностный подходы. Структурная модель педагогического сопровождения процесса адаптации иностранных курсантов первого курса военного вуза выполняла нормативную функцию.

Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы позволил выявить исходный уровень адаптированности иностранных курсантов первого курса, проявляющийся в уровне их социальной, культурной и академической адаптации. В ходе формирующего этапа реализовывалась Программы адаптации иностранных курсантов к условиям военного вуза. На контрольном этапе выявлялся достигнутый на конец опытно-экспериментальной работы уровень адаптированности иностранных курсантов первого курса.

Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют констатировать динамичное изменение в уровне адаптированности ино-

странных курсантов первого курса. При этом динамика изменений у курсантов 2020 года поступления выше, чем у курсантов 2019 года поступления.

Таким образом, проведённая опытно-экспериментальная работа подтвердила выдвинутую нами гипотезу о том, что процесс адаптации иностранных курсантов военного вуза будет протекать более эффективно, если создать педагогические условия, включающие разработку и внедрение модели педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов; реализацию языковой подготовки в рамках преподаваемых дисциплин на основе диалога культур; грамотно спланированную и организованную культурно-досуговую деятельность в вузе.

Заключение. Успешность формирования будущего военного специалиста во многом зависит не только от качества освоения необходимых компетенций, овладения академическими знаниями и навыками, но и от сроков и качества процесса адаптации на младших курсах. Особое значение для успешного протекания процесса адаптации иностранных курсантов первого курса играют педагогические условия, создаваемые в вузе на основе диалога культур.

Благодаря им иностранный курсант сможет успешно пройти все стадии адаптации: от начальной, при которой курсанты лишь начинают осознавать, что должны вести себя по-иному в новых социокультурных и бытовых обстоятельствах, но ещё не готовы принять новую для себя систему ценностей, принятых в стране пребывания и в вузе; стадию терпимости, на которой курсанты начинают более терпимо относиться к новым условиям жизни, новым правилам и ценностям, образцам поведения друг друга; стадию аккомодации, заключающуюся в признании и принятии курсантом основных традиций, ценностей и социокультурных условий новой среды и, наконец, стадию ассимиляции, выраженную в полном совпадении ценностей курсанта и новой социокультурной среды [18].

В случае неправильной организации педагогического процесса, несогласованности подходов командного и педагогического составов вуза, недостаточного внимания к иностранным курсантам, этот процесс может затянуться и негативно сказаться не только на успеваемости иностранного курсанта, но и на его психоэмоциональном и физическом состоянии.

09.06.2022

Список литературы:

1. Сартаев Ж.Н. Психология экстремальных профессий и состояний: Учебное пособие / Ж.Н. Сартаев, А.И. Митяев. - Петропавловск: Военный институт, 2018. С. 225 - 251.

2. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Москва: Высшая школа, 1980. 368 с.

3. Бахтин М.М. Собрание сочинений: В 7 т. / Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН. - Т. 1. Философская эстетика 1920-х годов. Москва: Русские словари; Языки славянских культур, 2003. 957 с.

4. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. Москва: «Эксмо», 1991. 414 с.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. Москва: АСТ, 2005. 480 с.

6. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. Эйдос: Интернет журнал. 2006. - URL: http:// www.eidos.ru. (дата обращения: 12.11.2019).

7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Москва: Логос, 2004. 382 с.

8. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе Москва: Просвещение, 1991. 219 с.

9. Реан А. А. Психология адаптации личности / А. А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. Санкт-Петербург: Мед. пресса, 2008. 344 с.

10.Воскрекасенко О. А. Адаптация иностранных курсантов к образовательному процессу военного вуза / О. А. Воскрекасенко, О.А. Бучнева // Высшее образование в России. 2013. №7. С. 136 - 140.

11. Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование: Теория и практика. Москва: Глосса-Пресс, 2008. 956 с.

12.Кузьмина Н.В. Акмеологические основы формирования профессиональной компетентности преподавателя / Н.В. Кузьмина, Л.Е. Паутова, Е.Н. Жаринова // Акмеология образования. 2020, Вып. 1 (33). С. 4 -12.

13. Воевода Е.В. Языковая посредническая роль в диалоге культур // Вестник МГИМО Университета. 2015 №3 (42). С. 239-243.

14. Soboleva А.У., Obdalova О.А. Cognitive readiness for intercultural communication as an essential component of intercultural competence. Tomsk State University Journal. Language and Culture, 2015. no. 1, pp.55-62

15. Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность: монография. М.: Академия Естествознания, 2010. 310 с.

16. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / Н.М. Борытко, А.В. Модожавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н. М. Борытко. Москва: Издательский центр «Академия», 2008. 320 с.

17. Гальперин П.Я. Новые возможности обучения, в частности, иностранным языкам / П.Я. Гальперин // Вопросы методики преподавания иностранных языков на неязыковых факультетах университетов. - Москва: Изд-во МГУ 1971. С. 69 - 82.

18. Демьяненко Н.В. Понятие социальной адаптации студентов-первокурсников к обучению в высшем учебном заведении / Н.В. Демьяненко, Я.В. Ермакова, В.Н. Куровский // Молодой учёный. 2016. №8 (112). С. 942 - 944.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References:

1. Sartayev Zh. N., Mityayev A. I. Psikhologiya ekstremalnykh professiy i sostoyaniy [Psychology of extreme professions and conditions]: textbook. Petropavlovsk, Military Institute, 2018. pp. 225-251. (In Russian).

2. Arkhangelskiy S.I. Uchebnyy protsess v vysshey shkole. ego zakonomernyye osnovy i metody [The educational process in higher education, its natural foundations and methods]. Moscow: Vysshaya shkola, 1980. 368 p. (In Russian).

3. Bakhtin M.M. Sobraniye sochineniy. [Collected works]. V 1. Moscow: Russkiye slovari [Russian dictionaries]. 2003. 957 p. (In Russian).

4. Bibler V.S. Ot naukoucheniya — k logike kultury. Dvafilosofskikh vvedeniya v dvadtsatpervyy vek [From science to the logic of culture. Two philosophical introductions to the twenty-first century]. Moscow: Eksmo, 1991. 414 p. (In Russian).

5. Vygotskiy L.S. Pedagogicheskayapsikhologiya [Pedagogical psychology] / ed. V.V. Davydov. Moscow: Labyrinth, 1996. 480 p. (In Russian).

6. Zimnyaya I.A. Klyuchevyye kompetentsii — novaya paradigma rezultata obrazovaniya [Key competencies - a new paradigm of the result of education]. Eidos: Internet journal. 2006. Available at: http://www.eidos.ru. - (accessed 12.11.2019) (In Russian).

7. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology]. Moscow: Logos, 2004. 382 p. (In Russian).

8. Zimnyaya I.A. Psikhologiya obucheniya inostrannym yazykam v shkole [Psychology of teaching foreign languages at school]. Moscow: Prosveshcheniye, 1991. 219 p. (In Russian).

9. Rean A. A., Kudashev A. R., Baranov A.A. Psikhologiya adaptatsii lichnosti [Psychology of personality adaptation]. St. Petersburg: Med. Press, 344 p. (In Russian).

10. Voskrekasenko O. A., Buchneva O. A. Adaptation of foreign cadets to the educational process of a military higher educational institutio]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii [Higher education in Russia], no. 7, pp. 136-140. (In Russian).

11. Sysoyev P.V. Yazykovoyepolikulturnoye obrazovaniye: Teoriya ipraktika. [Multicultural Language Education: Theory and Practice]. Moscow: Glossa-Press, 2008. 956 p. (In Russian).

12. Kuzmina N.V., Pautova L.E., Zharinova E.N. Acmeological bases for the formation of a teacher's professional competence. Akmeologiya obrazovaniya [Acmeology of education] 2020. Vyp. 1 (33). pp. 4 -12. (In Russian).

13. Voyevoda E.V. Foreign language mediation activities in the dialogue of cultures. VestnikMGIMO Universiteta [MGIMO Review of International Relations], 2015, no. 3 (42). pp. 239-243.(In Russian).

14. Soboleva А.V., Obdalova О. А. Cognitive readiness for intercultural communication as an essential component of intercultural competence. Tomsk State University Journal. Language and Culture, 2015. no. 1, pp.55-62 (in English).

15. Belikov V.A. Obrazovaniye. Deyatelnost. Lichnost: monografiya. [Education. Activity. Personality: monograph]. Moscow: Akademiya Estestvoznaniya, 2010. 310 p. (In Russian).

16. Borytko N.M., Modozhavenko A.V., Solovtsov I.A. Metodologiya i metody psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniy: ucheb. posobiye dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy [Methodology and methods of psychological and pedagogical research]: textbook, manual for students of higher ed. institutions. Moscow: Izdatelskiy tsentr «Akademiya». 2008. 320 p.(In Russian).

17. Galperin P.Ya. Issues of methods of teaching foreign languages at non-linguistic faculties of universities. Voprosy metodiki prepodavaniya inostrannykh yazykov na neyazykovykh fakultetakh universitetov [Issues of methods of teaching foreign languages at non-linguistic faculties of higher ed. Institutions. Moskva: MGU. 1971. pp. 69 - 82. (In Russian).

18. Demianenko N.V., Ermakova Ya.V.. Kurovskiy V.N. The concept of social adaptation of first-year students to study at a higher educational institution. Molodoy uchenyy [Young scientist], 2016, no. 8 (112), pp. 942 - 944. (in Russian)..

Сведения об авторе:

Анцибор Елена Сергеевна, старший преподаватель, Академия Национальной гвардии Республики Казахстан

E-mail: elenaan777@mail.ru ул. Ж. Кизатова, 6, Петропавловск, Казахстан, 150000

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.