Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1213
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ / ЦЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / АЗИАТСКИЕ ЦЕННОСТИ / КОНФУЦИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / PEDAGOGICAL VALUES / TEACHER TRAINING IN KOREA / VALUES OF TEACHER ACTIVITY / TEACHER EDUCATION VALUES / ASIAN VALUES / CONFUCIAN VALUES IN EDUCATION / TRADITIONAL VALUES / LIBERAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилова Л. Н.

По данным PISA, TIMSS и других авторитетных международных образовательных исследований, наибольшей успешностью общего образования отличаются государства Юго-Восточной Азии. Одним из важнейших факторов их успеха является качество подготовки учителей. Исторически учитель - очень уважаемая профессия в Республике Корея, что объясняется спецификой ее культуры - истории, национального менталитета, традиций, особенностей организации социальной жизни. Целью настоящей статьи является изучение ценностных оснований педагогической деятельности в Республике Корея, исходя из положения о том, что именно педагогические ценности определяют протекание педагогических процессов, целенаправленное взаимодействие педагогов с учащимися, при этом завися от ценностей социальных и от культуры общества в целом. В Корее эта зависимость особенно острая. Используя методологию сравнительных исследований и педагогической аксиологии, автор выделяет в статье аксиологические категории, отражающие ценностные приоритеты профессиональной деятельности корейских учителей, и обозначает механизмы их формирования. Автором представлен анализ традиционных национальных ценностей Кореи и ценностей либеральных, возникших под влиянием модернизационных процессов в последние десятилетия, раскрыто значение этих ценностей и их связи в структуре педагогического образования. Для этого в работе обосновывается понятие педагогических ценностей, уточняется их отличие от ценностей педагога, вводится определение ценностей педагогического образования, определяется значение ценностного пространства в подготовке будущих работников образования. Ценности понимаются в статье как динамичные сущности, подверженные трансформациям под влиянием изменений в самом обществе, при этом обосновывается идея о незначительной степени преобразования традиционных педагогических ценностей в Корее и об их весьма высокой внутренней резистентности западным ценностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL VALUES IN THE REPUBLIC OF KOREA

According to famous international educational research like PISA, TIMMS etc., the states of Southeast Asia have the most successful general education in the world. One known important factor of such high success is quality of their teacher training systems. It is well known that since ancient times a teacher has been a very respected profession in Japan, China, Korea and other countries of the region, In the research this is supposed to be explained mainly due to specifics of its culture such as history, national mentality, beliefs, customs and traditions, features of organizing social life, which all are based on values of each country and of the south-eastern region as a whole. The article studies value bases of teacher training in the Republic of Korea, where the teaching profession still has a high level of prestige and social status. The theoretical premise of the study is the idea that the specificity of teacher training and also of teacher’s practical activities depends on the axiological characteristics of a particular society and nation. The author presents the analysis of traditional national values in South Korea and liberal values caused by processes of its modernization in recent decades, reveals the importance of these values and their relationships in the structure of teacher training. For that purpose, the concept of pedagogical values is substantiated in the paper, their difference from teachers’ values is characterized, a definition of values of teacher training system is introduced, also importance of the value environment in training of future teachers is determined. National values are viewed in the article through Asian and Confucian values, which, combined with liberal values, determine the value environment of modern teacher education in Korea. Values are understood here as dynamic entities that can be transformed under the influence of different changes in the society, the author justifies the idea that the degree of transformation of national traditional values is quite low and the internal resistance of Korean pedagogical values to Western values is high enough.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ»

НАУЧНОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

Л. Н. Данилова

Доктор педагогических наук, доцент кафедры теории и истории педагогики Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского E-mail: [email protected]

Larisa N. Danilova

Dr. Sc. (Education), Associate Professor of the Chair of Theory and History of Pedagogy, Yaroslavl State Pedagogical University named by K. D. Ushinsky, Yaroslavl, Russia

УДК 378 DOI: 10.24411/2071-6427-2020-10055

Педагогические ценности в Республике Корея

По данным PISA, TIMSS и других авторитетных международных образовательных исследований, наибольшей успешностью общего образования отличаются государства Юго-Восточной Азии. Одним из важнейших факторов их успеха является качество подготовки учителей. Исторически учитель — очень уважаемая профессия в Республике Корея, что объясняется спецификой ее культуры — истории, национального менталитета, традиций, особенностей организации социальной жизни. Целью настоящей статьи является изучение ценностных оснований педагогической деятельности в Республике Корея, исходя из положения о том, что именно педагогические ценности определяют протекание педагогических процессов, целенаправленное взаимодействие педагогов с учащимися, при этом завися от ценностей социальных и от культуры общества в целом. В Корее эта зависимость особенно острая. Используя методологию сравнительных исследований и педагогической аксиологии, автор выделяет в статье аксиологические категории, отражающие ценностные приоритеты профессиональной деятельности корейских учителей, и обозначает механизмы их формирования. Автором представлен анализ традиционных национальных ценностей Кореи и ценностей либеральных, возникших под влиянием модерни-зационных процессов в последние десятилетия, раскрыто значение этих ценностей и их связи в структуре педагогического образования. Для этого в работе обосновывается понятие педагогических ценностей, уточняется их отличие от

Как цитировать статью: Данилова Л. Н. Педагогические ценности в Республике Корея // Ценности и смыслы. 2020. № 6 (70) С.58-70.

ценностей педагога, вводится определение ценностей педагогического образования, определяется значение ценностного пространства в подготовке будущих работников образования. Ценности понимаются в статье как динамичные сущности, подверженные трансформациям под влиянием изменений в самом обществе, при этом обосновывается идея о незначительной степени преобразования традиционных педагогических ценностей в Корее и об их весьма высокой внутренней резистентности западным ценностям.

Ключевые слова: педагогические ценности, педагогическое образование в Республике Корея, ценности педагогической деятельности, ценности педагогического образования, азиатские ценности, конфуцианские ценности в образовании, традиционные ценности, либеральные ценности.

Известно, что в Восточно-Азиатском регионе учителя традиционно пользовались высоким авторитетом. В частности, в Республике Корея Министерство образования регулярно составляет рейтинг наиболее привлекательных для школьников специальностей, и около десяти лет верхние строчки в нем занимает позиция «учитель» [1]. Разделяют подобное мнение и родители учеников (согласно статистике, только 3% родителей корейских школьников восприняло бы выбор педагогической профессии детьми точно отрицательно) [8, с. 45].

Безусловно, факторы востребованности данной профессии и ее высокого статуса в обществе во многом обусловливают качество корейской образовательной системы в целом, уровень квалификации кадров и продуктивность подготовки школьников. Установлено, что высокая результативность образовательной системы объясняется влиянием таких факторов, как: признание стратегического значения образования корейским правительством, строжайший отбор абитуриентов на педагогические специальности, планомерное сопровождение профессионального развития педагога, ставка на ИКТ [10; 17]. Примечательно, что только первый фактор относится к сфере образовательной политики, а остальные проявляются во взаимодействии с будущими и действующими учителями. Между тем учитель, будучи субъектом социальных и образовательных отношений, обладает некой совокупностью ценностных ориентаций, проявляющихся в его практической деятельности. Иначе говоря, его труд, его поведение, действия и отношения в ежедневной профессиональной практике формируют некий собирательный образ корейского педагога и отношение к нему окружающих, но зависит его

деятельность во многом от ценностей культуры и профессии. Выявить, каковы специфические ценности педагогической деятельности в Корее, чтобы уточнить этот образ, представляется целью данной работы.

К национальным особенностям педагогических кадров относится разница профессионального менталитета, создающегося под влиянием культурологических условий. Это значит, что для понимания национальных ценностей, обусловливающих специфику подготовки учителей, необходимо понимание базовых аксиологических основ конкретной культуры. Через анализ типичных ценностей корейского общества возможно определение тех из них, которые непосредственно проявляются в педагогической деятельности. Однако для начала важно уточнить понятие педагогических ценностей.

Ценности педагогического образования и самой педагогической деятельности еще довольно мало изучены наукой. Это подтверждается и незначительным количеством литературы по теме, и отсутствием их определений в словарях. В широком смысле под ценностями педагогического образования можно понимать характеристики взаимодействия его субъектов, имеющие положительную значимость на уровне государства, общества и образовательного процесса, определяющие цели, содержание и средства деятельности,— при подготовке педагогов, их отношения, поведение и действия — при вхождении в профессию. Требуется уточнить, что это понятие отличается от ценностей образования — еще одного понятия, используемого в педагогической теории и практике, но пока не нашедшего закрепления в справочной литературе. Ценности образования обычно понимаются как идеалы воспитания и обучения, т.е., по сути, отражают содержание образования; ценности педагогической деятельности характеризуют непосредственную работу учителя. Отличаются они и от используемого на Западе понятия «ценности педагога», фокусирующегося на личности педагога. Ценности педагогической деятельности входят в состав педагогических ценностей и выражают профессиональные характеристики регулярной деятельности учителя, ориентированные на выполнение социальной миссии педагога.

Принципиальным для понимания сущности педагогических ценностей является положение об их допрофессиональном формировании. Ценности закладываются в мировосприятие личности в ходе ее многочисленных социальных связей под влиянием социокультурных условий и с раннего детства [3; 7]. Это значит, что еще до выбора педагогической

профессии и до попадания в систему педагогического образования у человека уже существуют базовые социальные ценностные ориентации и первичные представления о специфике деятельности педагога (на примере конкретных воспитателей и учителей, проходивших через образовательную карьеру этого человека). Эти представления формируются в детском возрасте через участие личности в социальных отношениях — в семейном воспитании, в школе, через общение с ровесниками, чтение, фильмы и т.д. Под их воздействием в детстве складывается личностное отношение к профессии педагога, стилю педагогического взаимодействия, характеристикам учителя, постепенно на основе подобного жизненного опыта формируется образ хорошего педагога, понимание сущности его труда и т.д. Уже значительно позже, когда абитуриент принимает решение о профессиональном самоопределении в педагогической профессии и переходит в соответствующее учебное заведение, он оказывается в образовательной среде, формирование педагогических ценностей в которой выступает ключевой задачей образования и происходит целенаправленно. Для самого студента с этого момента присвоение ценностных ориентаций осуществляется осознанно и на научной основе, хотя и продолжает базироваться на собственном опыте.

Положение о допрофессиональном характере ценностного самоопределения вписывается в идею о национальном соответствии педагогических ценностей — они обусловлены культурой конкретной страны, а потому различаются в обществах и регионах. Для государств Юго-Восточной Азии исторически свойственно наличие общих аксиологических оснований. Впервые на так называемые «азиатские ценности» указал бывший премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю в рамках модели сингапурского экономического чуда. К основным азиатским ценностям причисляются: коллективизм; семья; образование; бережливость; напряженная работа [13]. Сегодня этим понятием обозначают культурные ориентации, убеждения, отношения, типичные для жителей азиатского региона и порожденные конфуцианской культурной парадигмой [14]. В свою очередь из конфуцианства берут начало такие ценности, как коммунитаризм, гармония, уважение к власти и старшим (подчинение, смирение), трудолюбие, верность семье [2; 6; 16]. В Корее философия конфуцианства укрепила общественную иерархию, централизованное управление, специфику межличностного взаимодействия, добросовест-

ность жителей в исполнении своих обязанностей по отношению к семье и обществу. Именно отсюда берут свое основание такие типичные для Кореи ценности, как гуманность, терпимость, справедливость, экономность, просвещение, стремление к совершенству, коллективизм, верность. Азиатские ценности, происходя из конфуцианской философско-религиозной мысли, естественным образом отличаются от либеральных ценностей Европы и Америки: западные ценности ориентированы на автономию человека, на его индивидуальность, демократические права и свободы, азиатские — на социальную ответственность человека, на его обязательства перед своим сообществом.

Среди ценностей корейского общества можно выделить несколько непосредственно влияющих на педагогическую деятельность и рассматриваемых в составе педагогических. Одна из них — противоположный индивидуализму западного либерализма коллективизм — идея о системном воспитании и жизнедеятельности личности под строгим влиянием общин и общества в целом. Жизнь человека обусловлена культурой его окружения, и потребность в сохранении гармоничных отношений с собой, общиной и обществом требует от него соответствия социальным запросам, нормам и правилам. В азиатской культуре личность воспринимается не через ее Я, а через группу, к которой она принадлежит, поэтому потребности общины всегда первичны в сравнении с индивидуальными, что и позволяет соблюдать социальную гармонию. Отлучение от группы — серьезное наказание для представителей народа, не мыслящих своего существования изолированно. Коллективизм, стремление «держаться вместе» проявляется на всех ступенях корейской образовательной системы. Еще с детского сада дети должны научиться не выделяться, быть частью группы. А университеты и вовсе воспринимаются как места не столько учебы, сколько коллективной активности: каждый студент входит в разнообразные кружки, клубы, секции, участвует в конкурсах, фестивалях, соревнованиях, поскольку не заниматься ничем, кроме учебы, значит негативно выделяться в своем сообществе. В работе учителя коллективизм помогает воспринимать и воспитывать класс как единое целое, не выделять одних учеников, не пренебрегать другими.

Очень важную роль среди корейских ценностей играет гармония [6; 15], она также относится к числу педагогических. Ее образуют принципы конфуцианской морали, связанные с сохранением баланса в отноше-

нии с собой и другими, баланса между силой и спокойствием, между подчинением и управлением. Чувства корейца, статус, признанность, уважение, положение в группе — все это определяет его моральный дух и самоуважение, его душевное состояние. Только поняв это душевное состояние, педагог может найти подход к ученику. Основу этой ценности составляют ощущение принадлежности к группе и идея, согласно которой социальные отношения следует выстраивать так, чтобы не задевать без необходимости чужие чувства, не ставить человека в неловкое положение, не провоцировать «потерю лица» человеком и группой. Гармония — важнейшая характеристика педагогического процесса, предполагающего переход учеников от одного состояния к другому, поскольку забота учителя — не только помочь осуществить этот переход, но и сделать это с сохранением достоинства. Эта ценность пронизывает все педагогическое взаимодействие, и от учителя требуется понимать всю тонкость аспектов общения с детьми. Например, если в школе объявляется конкурс, то учитель редко спросит напрямую: «Кто хочет участвовать?», чтобы не ущемить достоинство учеников, которые не могут выступать в таком конкурсе. Закончив объяснять новую тему, учитель не спрашивает, все ли понятно ученикам, поскольку в таком случае они скорее всего ответят «да», даже если недопоняли материал, т.к. не хотят признаваться в этом, тем самым публично подвергая сомнению методические умения педагога; поэтому учитель будет задавать конкретные вопросы по теме. Такое отношение к людям помогает поддерживать желаемую атмосферу в педагогическом процессе, избегать конфликтов и стрессов.

Исходя из предыдущих двух ценностей, логично, что большое значение в корейской культуре имеет иерархия. Она строится на сочетании подчинения и уважения. Конфуцианская ценность иерархии в педагогике означает, что педагоги обладают властью, которой обычно безоговорочно подчиняются ученики. Она также пронизывает весь педагогический процесс: начиная от поклона учителю в начале и конце урока и заканчивая строгим соблюдением дистанции учитель — ученики, староста — ученики. Однако это традиционно оказываемое уважение исчезает, если учитель демонстрирует свою некомпетентность. Например, считается неприемлемым, чтобы учитель не мог ответить на вопросы учеников или выполнить трудное задание по своему предмету: это нарушает гармонию, заставляет студентов сомневаться в квалификации учителя в будущем, а его самого — чувствовать себя пристыженным. В Корее

нельзя просто сказать, как в западной культуре: «Сейчас я не готов ответить, но я обязательно узнаю и вам скажу». Исторически иерархия предполагала слепое подчинение: если учитель допускал очевидную ошибку, то ученики скорее должны были поверить в ее истинность, чем подвергнуть ответ сомнению, нарушив гармонию отношений; у педагогов было право наказывать учеников физически, от учеников ожидалось мужественно принять наказание. Но положение дел меняется с конца прошлого века, и сегодня иерархия приняла гуманные формы, а подчинение авторитету не является абсолютным (в вузах студенты уже отваживаются высказывать собственное мнение, противоречащее позиции преподавателя). Сами корейцы признают, что традиционное уважение к педагогам ослабевает, а из-за СОУГО-19 ситуация только обострилась, поскольку из-за перехода на удаленное обучение нагрузка на учителей резко возросла, а качество взаимодействия с детьми ухудшилось, социальные связи нарушились. Неслучайно опрос, проводимый в апреле-мае 2020 г. Корейской федерацией ассоциации учителей, показал, что только 30% опрошенных корейских педагогов признали удовлетворенность своей работой [18].

Высокое положение учителя объясняется ценностью знаний и образованности в корейской культуре. Корейская лингвист Я.-К. Ким-Рено считает, что стремление корейцев к образованию не знает себе равных и не случайно называется «образовательный синдром», что находит обоснование в конфуцианской потребности к самосовершенствованию и в современной тенденции зависимости благополучия человека от уровня его образования [11]. С детства ребенка настраивают на получение престижного образования, и родители делают все возможное, чтобы обеспечить подготовку к нему. С одной стороны, это снимает проблему мотивации в работе учителя, с другой, налагает на него еще большую ответственность за образовательные результаты детей.

Важной педагогической ценностью выступает также бескорыстие. Деятельность учителя направлена на потребности учеников, их равенство, комфорт и развитие. Альтруизм тесно связан с предыдущими ценностями: обладая знаниями, педагог передает их детям, тем самым сохраняя гармонию социальных отношений, свое лицо и авторитет, одновременно выступая как часть своего школьного сообщества, он где-то жертвует своим временем и желаниями, чтобы принести пользу этому сообществу, руководствуясь профессиональным долгом. Доказано,

что ценность коллективизма обусловливает не только неконфликтность корейских учителей, но и способность самоотверженно работать ради блага своей группы [12].

Перечисленные ценности педагогической деятельности берут свое начало в конфуцианском учении, тысячелетние корни которого могут указывать на некую долю неактуальности, однако, несмотря на небольшую тенденцию либерализации корейского общества, надо признать, что эти традиционные ценности очень крепки в педагогической культуре. Общество сталкивается с новыми вызовами, которые отражаются и на школе, но пытается справляться с ними не отказом от своих ценностей, а корректировкой некоторых из них и осознанием новых. Такие новые ценности закреплены в целом ряде документов последних сорока лет. Еще в Концепции учителя 1982 г. были заявлены прогрессивные для педагогической профессии того времени принципы гуманного отношения к учащимся, непрерывного образования, педагогического взаимодействия с семьями детей. Последующее нормативное обеспечение уточняло характеристики профессиональной деятельности на основе гармоничного сочетания традиционных и инновационных ценностей.

Влияние западной культуры с конца ХХ в. ведет к проверке на прочность традиционных педагогических ценностей и к осмыслению новых характеристик современного образования. Например, патриотизм и национальная однородность в силу глобализации натолкнулись на миграционные процессы в образовании, в результате чего утверждается ценность разнообразия, или мультикультурализма [4]. Проблему представляло отношение к мигрантам, в том числе и в образовательной среде: они не вписывались в установленную гармонию, что привело к социальной дискриминации. Ее решение в начале 2000-х гг. было найдено в идеях поликультурного воспитания, заимствованных на Западе. Сегодня корейская педагогика представляет теоретическое обоснование вопроса, предлагает методики обучения и социализации детей из семей мигрантов, учителя и воспитатели в рамках повышения квалификации учатся не только методическим аспектам работы с этой группой, но и техникам их социальной адаптации, включения в коллектив, а также работе с классом по воспитанию мультикультурной толерантности. Очевидно, чтобы осуществить эти задачи, педагоги сами должны осознать и разделить ценность мультикультурности.

Новые ценности появляются благодаря изменению школы и общества

под влиянием глобальных тенденций демократизации, гуманизации, информатизации и пр., не типичных для корейской культуры прежде. Так, к примеру, в педагогическую деятельность входит эмпатия: педагоги должны проявлять чуткость к ученикам, подвергающимся буллингу, имеющим особые образовательные потребности, нуждающимся в сопровождении дефектолога или психолога [9]. Доказано, что у педагогов дошкольного образования в Корее более высокий уровень эмпатии, чем у педагогов среднего звена, где ученики находятся уже под более сильным слиянием традиционных ценностей социальных отношений [5]. Закрепление эмпатии в виде ценности тормозится традиционными для корейского образования проявлениями авторитарного стиля педагогической общения, субординации в педагогическом взаимодействии, соблюдении иерархии, однако ориентир школы на выравнивание образовательных возможностей ведет к ее развитию.

Традиционные и новые педагогические ценности включаются в программы подготовки педагогов, ретранслируясь в философии, содержании, технологиях, методиках подготовки, проявляясь в регулярном педагогическом процессе, постепенно приводя к небольшим изменениям привычного облика корейского педагога. Степень изменений определяется соотношением функций традиционных и либеральных ценностей в национальном образовании XXI в.: старые, проверенные многими веками ценности содействуют сохранению в культуре привычной социальной роли и статуса педагога, в то время как новые педагогические ценности ведут к модернизации требований к ним в условиях требований современного мира. Учреждения педагогического образования призваны сформировать эти профессиональные ценности в их совокупности, что протекает весьма естественно в силу их соответствия самой культуре страны и общественным взаимоотношениям: принимая большинство социальных ценностей в детстве, студент легче осознает их педагогическое обоснование и легче усваивает их.

Современная система педагогического образования Кореи испытывает все большее влияние западных педагогических трендов вследствие глобализации. Существующие не одно тысячелетие ценности в корейской культуре, имеющие глубокое социальное обоснование, являются ядром педагогических ценностей — тех ключевых характеристик, которые служат ориентирами педагогу в ходе реализации им своей профессиональной деятельности. Однако социальные трансформации со второй

половины прошлого века проверяют на прочность эти традиционные ценности во всех общественных отношениях, в том числе и в образовании, одновременно вызывая к жизни новые аксиологические ориентиры. В итоге аксиологическое пространство педагогического образования Республики Корея развивается при соблюдении баланса традиционных (национальных, азиатских) ценностей и новых, либерального толка. Твердое соответствие традиционных ценностей основам национальной культуры позволяет учреждениям педагогического образования успешно создавать соответствующую образовательную среду и не испытывать значимых проблем с формированием ценностных ориентаций у будущих педагогов. В то же время наблюдающееся обновление ценностей обеспечивает развитие образовательной философии и прогресс образовательной системы, свидетельством чего являются впечатляющие результаты корейских учащихся и самих педагогов в различных международных рейтингах.

Корейская практика подготовки педагогов показывает, какое важное значение имеют ценности педагогической деятельности, определяя организацию всех образовательных процессов. Она служит подтверждением тому, что только реальная обусловленность ценностей культурно-историческим опытом и реальное отражение ценностей во всех ключевых компонентах подготовки содействует становлению педагога, действительно разделяющего истинные ценности своей профессии и понимающего их в качестве императива. Кроме того, корейская практика лишний раз дает понять, что даже восхваляемое новое не обязательно должно означать ломку старого, и именно в их гармоничном сочетании кроется секрет модернизации национального образования при сохранении традиций.

Литература

1. Кан К. Х., О Х. У. Корейские подростки имеют разные мечты, одной из них стал ютубер // Портал russian.korea.net [Электронный ресурс]. URL: http://russian. korea.net/NewsFocus/Society/view?articleId=166370 (дата обращения: 15.10.2019).

2. Синг О. Ю. Азиатский стиль управления: как руководят бизнесом в Китае, Японии и Южной Корее. М.: Альпина Паблишер, 2018. 480 с.

3. Calderhead J., Robson M. Images of teaching: Student teachers' early conceptions of classroom practice // Teaching and Teacher Education. 1991. Vol. 7. P. 1-8.

4. Chang Y. M. Teachers' perspectives: Making sense of ethnic nationalism, ethnic identity and multicultural education in South Korea // International Journal of Education. 2015. Vol. 7 (2). P. 17-37.

5. Choi I.-S., Park Y.-M. The Influence of Pre-service early childhood // Journal of the Korea Academia-Industrial cooperation Society. 2018. Vol. 19 (11). P. 454-462.

6. ChungK. H., Lee H. C., JungK. H. Korean management: Global strategy and cultural transformation. Berlin: Walter de Gruyter, 1997. 282 p.

7. Czerniawski G. Positioning the values of early career teachers in Norway, Germany and England // European Journal of Education. 2009. Vol. 44 (3). P. 421-440.

8. Dolton P., Marcenaro O., De Vries R., et al. Global teacher status index 2018. London: Varkey Foundation, 2018. 205 р.

9. Duli H., Park W. The relationship among teachers' empathy, communication style and coping type for students with attention deficit hyperactivity disorder // Journal of Korean Academy of Psychiatric and Mental Health Nursing. 2014. Vol. 23 (2). P. 103-112.

10. Kim E.--F., Han Y.-K. Attracting, developing and retaining effective teachers. Background report for Korea. Seoul: KEDI, 2002. 99 p.

11. Kim-Renaud Y.-K. Korean education // The Sigur Center Asia Papers. 2005. Vol. 4 (1). P. 5-7.

12. Klassen R. M., UsherE. L., Bong M. Teachers' collective efficacy, job satisfaction, and job stress in cross-cultural context // Journal of experimental education. 2010. Vol. 78 (4). Р. 464-486.

13. Koh T. The 10 values which undergird east Asian strength and success // The International Herald Tribune. 1993, December 11-12. P. 6.

14. Lee J.-K. Asiatic values in East Asian higher education: from a standpoint of globalization // Online submission, globalization. 2005. Vol. 5 (1) [Электронный ресурс]. URL: http://globalization.icaap.org/cont ent/v5.1/lee.html (дата обращения: 15.10.2019).

15. Leung K., Koch P. T., Lu L. A dualistic model of harmony and its implications for conflict management in Asia // Asia Pacific journal of management. 2002. Vol. 19 (2). Р. 201-220.

16. Milner A. What happened to Asian values? // Towards Recovery in Pacific Asia / Goodman D., Segal G. (ed.). London: Routledge, 2000. P. 55-68.

17. Park K. Factors contributing to Korean students' high achievement in mathematics // The report on mathematics education in Korea / H. C. Lew (ed.). Seoul: ICMI, 2004. P. 85-92.

18. Park M.-J. Waning respect for teachers // The Korea times. 2020, May 14 [Электронный ресурс]. URL: https://www.koreatimes.co.kr/www/opin-ion/2020/05/636_289470.html (дата обращения: 15.10.2019).

PEDAGOGICAL VALUES IN THE REPUBLIC OF KOREA

According to famous international educational research like PISA, TIMMS etc., the states of Southeast Asia have the most successful general education in the world. One known important factor of such high success is quality of their teacher training systems. It is well known that since ancient times a teacher has been a very respected profession in Japan, China, Korea and other countries of the region, In the research this is supposed to be explained mainly due to specifics of its culture such as history, national mentality, beliefs, customs and traditions, features of organizing social life, which all are based on values of each country and of the south-eastern region as a whole. The article studies

value bases of teacher training in the Republic of Korea, where the teaching profession still has a high level of prestige and social status. The theoretical premise of the study is the idea that the specificity of teacher training and also of teacher's practical activities depends on the axiological characteristics of a particular society and nation. The author presents the analysis of traditional national values in South Korea and liberal values caused by processes of its modernization in recent decades, reveals the importance of these values and their relationships in the structure of teacher training. For that purpose, the concept of pedagogical values is substantiated in the paper, their difference from teachers' values is characterized, a definition of values of teacher training system is introduced, also importance of the value environment in training of future teachers is determined. National values are viewed in the article through Asian and Confucian values, which, combined with liberal values, determine the value environment of modern teacher education in Korea. Values are understood here as dynamic entities that can be transformed under the influence of different changes in the society, the author justifies the idea that the degree of transformation of national traditional values is quite low and the internal resistance of Korean pedagogical values to Western values is high enough.

Keywords: pedagogical values, teacher training in Korea, values of teacher activity, teacher education values, Asian values, Confucian values in education, traditional values, liberal values.

References

• Calderhead J., Robson M. Images of teaching: Student teachers' early conceptions of classroom practice // Teaching and Teacher Education. 1991. Vol. 7. P. 1-8.

• Chang Y. M. Teachers' perspectives: Making sense of ethnic nationalism, ethnic identity and multicultural education in South Korea // International Journal of Education. 2015. Vol. 7 (2). P. 17-37.

• Choi I.-S., Park Y.-M. The Influence of Pre-service early childhood // Journal of the Korea Academia-Industrial cooperation Society. 2018. Vol. 19 (11). P. 454-462.

• ChungK. H., Lee H. C., JungK. H. Korean management: Global strategy and cultural transformation. Berlin: Walter de Gruyter, 1997. 282 p.

• Czerniawski G. Positioning the values of early career teachers in Norway, Germany and England // European Journal of Education. 2009. Vol. 44 (3). P. 421-440.

• Dolton P., Marcenaro O., De Vries R., et al. Global teacher status index 2018. London: Varkey Foundation, 2018. 205 p.

• Duli H., Park W. The relationship among teachers' empathy, communication style and coping type for students with attention deficit hyperactivity disorder // Journal of Korean Academy of Psychiatric and Mental Health Nursing. 2014. Vol. 23 (2). P. 103-112.

• Kan K. H., O H. U. Korejskie podrostki imeyut raznye mechty, odnoj iz nih stal yutuber // Portal russian.korea.net [Elektronnyj resurs]. URL: http://russian.korea.net/NewsFocus/

Society/view?articleId=166370 (data obrashcheniya: 15.10.2019). [In Rus].

• Kim E.-F., Han Y.-K. Attracting, developing and retaining effective teachers. Background report for Korea. Seoul: KEDI, 2002. 99 p.

• Kim-Renaud Y.-K. Korean education // The Sigur Center Asia Papers. 2005. Vol. 4 (1). P. 5-7.

• Klassen R. M., UsherE. L., Bong M. Teachers' collective efficacy, job satisfaction, and job stress in cross-cultural context // Journal of experimental education. 2010. Vol. 78 (4). P. 464-486.

• Koh T. The 10 values which undergird east Asian strength and success // The International Herald Tribune. 1993, December 11-12. P. 6.

• Lee J.-K. Asiatic values in East Asian higher education: from a standpoint of globalization // Online submission, globalization. 2005. Vol. 5 (1) [Elektronnyj resurs]. URL: http://glo-balization.icaap.org/cont ent/v5.1/lee.html (data obrashcheniya: 15.10.2019).

• Leung K., Koch P. T., Lu L. A dualistic model of harmony and its implications for conflict management in Asia // Asia Pacific journal of management. 2002. Vol. 19 (2). P. 201-220.

• Milner A. What happened to Asian values? // Towards Recovery in Pacific Asia / Goodman D., Segal G. (ed.). London: Routledge, 2000. P. 55-68.

• Park K. Factors contributing to Korean students' high achievement in mathematics // The report on mathematics education in Korea / H. C. Lew (ed.). Seoul: ICMI, 2004. P. 85-92.

• Park M.-J. Waning respect for teachers // The Korea times. 2020, May 14 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.koreatimes.co.kr/www/opinion/2020/05/636_289470.html (data obrashcheniya: 15.10.2019).

• Sing O. Yu. Aziatskij stil' upravleniya: kak rukovodyat biznesom v Kitae, Yaponii i Yuzhnoj Koree. M.: Al'pina Pablisher, 2018. 480 s. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.