Научная статья на тему 'Создание университетов мирового уровня: опыт Республики Корея'

Создание университетов мирового уровня: опыт Республики Корея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
697
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Идеи и идеалы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / УНИВЕРСИТЕТ МИРОВОГО УРОВНЯ / РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ / MODERNIZATION OF HIGHER EDUCATION / WORLD-CLASS UNIVERSITY / REPUBLIC OF KOREA / ASIAN EDUCATIONAL MODEL / JAMIL SALMI'S MODEL OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Елена Владимировна

В статье рассматривается опыт Республики Корея в создании университетов мирового уровня, отражающий специфику азиатской модели образования. Приоритетом многих стран становится развитие университетов, отвечающих запросам национальных государств в условиях международной конкуренции и глобализации экономики. Университеты успешно интегрируются в мировую экономику, удовлетворяют национальные потребности и становятся ключевым звеном во взаимодействии государства и бизнеса. Такие азиатские страны, как Китай, Республика Корея, Сингапур, Япония сделали огромный скачок в модернизации высшего образования, и в настоящее время университеты этих стран занимают высокие позиции в престижных международных рейтингах. Этот результат был достигнут за счет внедрения западной модели образования, с опорой на традиционные для азиатских обществ элементы иерархии участников образовательного процесса и стремление к знаниям. Среди азиатских стран одними из основных лидеров в мировых рейтингах являются южнокорейские университеты, благодаря программам, реализуемым правительством страны. Эти программы позволили университетам укрепить исследовательскую практику и повысить уровень престижности и конкурентоспособности. Модель университета мирового уровня Джамиля Салми позволяет провести анализ модернизации системы высшего образования в Республике Корея по трем главным показателям: высокой концентрации талантов, богатым ресурсам и инновационной среде. Привлечение иностранных специалистов и сотрудничество с иностранными учеными способствовали созданию исследовательских сетей. Повысилось качество образования, основные южнокорейские университеты стали центрами технологий и инноваций. Не менее значимым является и то, что модернизация университетов опирается на культурные ценности корейского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of world-class universities: experience of the Republic of Korea

The article considers the experience of the Republic of Korea in formation of the world-class universities, reflecting the specificities of the Asian educational model. The development of world-class universities, which meet the requirements of national governments in the context of international competitiveness and economic globalization, becomes a priority in the policy of many countries. Universities are successfully integrated in the world economy; they satisfy national requirements and become the dominant part in interaction between the government and business. Such Asian countries as the People’s Republic of China, the Republic of Korea, Singapore and Japan have taken a huge leap forward in modernization of higher education and today universities of these countries rank at the top of the best international surveys. This result has been achieved by introducing the Western model of education, based on Asian societies’ traditional elements of hierarchy in the educational system and the pursuit of knowledge. The South Korean universities have become the major leaders of international rankings among Asian countries due to the programs realized by the South Korean government. These programs have enhanced research practices and increased the universities’ prestigiousness and competitiveness. The world-class university model of Jamil Salmi permits the analysis of modernization of the South Korean higher educational system according to three main factors: high concentration of talent, abundant resources and favorable governance. Attracting foreign experts and collaboration with foreign academic staff have contributed to the creation of research networks, the quality of education has increased and the main universities of South Korea have become the centers of technology and innovation. No less important is the fact that modernization of universities is based on cultural values of Korean society.

Текст научной работы на тему «Создание университетов мирового уровня: опыт Республики Корея»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

DOI: 10.17212/2075-0862-2019-11.2.1-79-94 УДК 378.4

СОЗДАНИЕ УНИВЕРСИТЕТОВ МИРОВОГО УРОВНЯ: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ

Захарова Елена Владимировна,

аспирант, преподаватель кафедры международных отношений ирегионоведения Новосибирского государственного технического университета, Россия, 630073, Новосибирск, пр. Карла Маркса, д. 20 e.v.zaxarova@corp.nstu.ru

Аннотация

В статье рассматривается опыт Республики Корея в создании университетов мирового уровня, отражающий специфику азиатской модели образования. Приоритетом многих стран становится развитие университетов, отвечающих запросам национальных государств в условиях международной конкуренции и глобализации экономики. Университеты успешно интегрируются в мировую экономику, удовлетворяют национальные потребности и становятся ключевым звеном во взаимодействии государства и бизнеса. Такие азиатские страны, как Китай, Республика Корея, Сингапур и Япония, сделали огромный скачок в модернизации высшего образования, и в настоящее время университеты этих стран занимают высокие позиции в престижных международных рейтингах. Этот результат был достигнут за счет внедрения западной модели образования с опорой на традиционные для азиатских обществ элементы иерархии участников образовательного процесса и стремление к знаниям.

Среди азиатских стран одними из основных лидеров в мировых рейтингах являются южнокорейские университеты благодаря программам, реализуемым правительством страны. Эти программы позволили университетам укрепить исследовательскую практику и повысить уровень престижности и конкурентоспособности. Модель университета мирового уровня Джамиля Салми позволяет провести анализ модернизации системы высшего образования в Республике Корея по трем главным показателям: высокой концентрации талантов, богатым ресурсам и инновационной среде. Привлечение иностранных специалистов и сотрудничество с иностранными учеными способствовали созданию исследовательских сетей. Повысилось качество образования, основные южнокорейские университеты стали центрами технологий и инноваций. Не менее значимым является и то, что модернизация университетов опирается на культурные ценности корейского общества.

Ключевые слова: модернизация высшего образования, университет мирового уровня, Республика Корея.

Библиографическое описание для цитирования:

Захарова Е.В. Создание университетов мирового уровня: опыт Республики Корея // Идеи и идеалы. - 2019. - Т. 11, № 2, ч. 1. - С. 79-94. - Б01: 10.17212/20750862-2019-11.2.1-79-94.

В последние десятилетия перед учеными и политиками остро стоит вопрос о создании, развитии и поддержании университетов, отвечающих запросам национальных государств в условиях международной конкуренции и глобализации экономики. Такие университеты играют важную роль в обеспечении конкурентоспособности в мировой экономике знаний: обеспечивают распространение знаний в различных областях и дисциплинах; становятся местом получения элитного образования на всех уровнях; удовлетворяют национальные потребности; продвигают идею образования как международного общественного блага.

Некоторые ученые относят такие университеты к «флагманским университетам», другие используют понятие «международно признанные исследовательские университеты», третьи же употребляют термин «сверхпрестижные» для обозначения шести лучших университетов мира в рейтинге Times Higher Education [4]. Несмотря на то что в выборе термина существуют некоторые различия и оттенки значения, общим ядром смысла всех этих вариантов является университет, который считается одним из лучших в мире.

В политике многих стран ключевой областью становится подготовка высококвалифицированных кадров на базе университетов, успешно интегрированных в глобальную экономику. В настоящее время мировые университеты — это не просто высшие учебные учреждения, которые обеспечивают студентов качественным образованием, способствуют их развитию в интеллектуальном и культурном аспектах. В условиях конкуренции с университетами других стран успешные национальные университеты становятся элементом престижа той или иной страны на международной арене. Для университетов мирового класса приоритетом являются определенные цели, которые позволяют выделять основные элементы развития университета и сравнивать их с другими университетами мира. Эти цели определяются политиками как приоритетные для развития национальной экономики и общества в целом. Так, Цзян Цзэминь, Председатель КНР (1993—2003), говорил о создании мировых университетов, способных получать собственные высококачественные результаты исследований и вносить выдающийся вклад в общество. Правительство Германии подчеркивает важность научных исследований как основного критерия престижности университета. Правительства Южной Кореи и Японии заявили о приоритетности научных исследований и создании программы финан-

сирования университетов мирового уровня, сконцентрированных на предоставлении дополнительных ресурсов для научной деятельности. Стоит обратить внимание на то, что правительства азиатских стран, следуя западной модели развития университетов, стремятся развивать научные исследования на базе университетов. В результате основной целью развития университетов мирового уровня становится создание научно-технологических кластеров, главным видом деятельности — создание и трансфер технологий, сопряженный с предпринимательством. Собственно обучение, трансляция знаний, преподавание как традиционный вид деятельности коренным образом изменяются. Учитель становится исследователем, а ученик — соавтором, сотворцом нового знания и, следовательно, собственной программы обучения и качества его результатов.

Одними из главных участников создания университетов нового типа стали азиатские страны. Процесс внедрения западной модели образования в восточное общество с традиционной системой ценностей привел к радикальным изменениям. Была модернизирована законодательная система, позволяющая создать соответствующие организационные структуры и специализированные кадры; начали создаваться специальные программы по модернизации образования в целом [2]. Согласно мировым рейтингам, многие азиатские университеты, такие как Национальный университет Сингапура, Гонконгский университет, Токийский университет, Сеульский национальный университет и другие, занимают высокие позиции благодаря успешной модернизации и способности сочетания традиционных форм системы управления и заимствованных моделей организации университетов.

Южнокорейские университеты мирового класса, успешно развивающиеся с конца XX века по настоящее время, стали важнейшим элементом образовательной политики государства. Правительство акцентировало внимание на «исследовательских университетах мирового уровня», поскольку считалось, что образование способствует увеличению числа талантливых специалистов, что, в свою очередь, приводит к созданию новых технологий для повышения национальной конкурентоспособности. Учитывая взаимосвязь между национальной стратегией и ролью вузов, в Южной Корее была официально признана необходимость создания университетов мирового уровня. Был взят курс на создание экономически выгодных университетов за счет повышения их конкурентоспособности в высшем образовании и содействии дальнейшей интернационализации путем включения в мировое научное сообщество.

За последние два десятилетия корейские университеты сделали резкий скачок в своем развитии, и ежегодно в топ лучших азиатских инновационных университетов попадают КА1БТ (Корейский институт передовых

технологий), Сеульский национальный университет, Университет Корё и Университет Енсе, Пхоханский университет науки и технологии. Этому способствовала активная финансовая поддержка государства, благодаря чему были реализованы проекты по созданию мировых университетов, повысилась академическая конкурентоспособность, а также вырос процент корейских исследований в мировой науке.

Для определения уровня корейских университетов и выявления основных критериев, соответствующих данному типу высших учебных заведений, необходимо обратиться к одной из применяемых моделей университета мирового уровня, автором которой является Джамиль Салми - координатор отдела третичного образования Всемирного банка. Несмотря на то что существует несколько концепций создания университета мирового уровня, данная модель университета является привлекательной в связи с тем, что в ней выделяются основные наиболее четкие и объективные критерии оценки университетов, создающихся в условиях глобализации [3]. Джамиль Салми делает акцент на тех аспектах построения современных университетов, которые стимулируют их дальнейшее развитие и выводят на мировой уровень. Среди них высокая концентрация талантов, изобилие ресурсов и эффективная система управления. Таким образом, концепция модели нового университета заключает в себе несколько особенностей. Университет становится организацией, в которой сконцентрирован высокий процент талантливых студентов, квалифицированных преподавателей и специалистов из других известных университетов мира. Опыт интернационализации помогает университетам наиболее успешно проводить программы по реализации совместных проектов в области научных исследований, привлечение зарубежных представителей мирового университетского сообщества повышает уровень престижности и конкурентоспособности университета. Помимо этого, необходимым фактором является хорошее обеспечение университетов необходимыми ресурсами, что способствует не только финансовому и независимому развитию самого университета, но и позволяет привлечь первоклассных ученых и профессоров. Причиной успеха университета мирового уровня является его система управления, когда вузы получают автономию и способны самостоятельно осуществлять учебный процесс, не придерживаясь определенных навязанных стандартов, и формировать такую образовательную среду, в условиях которой развиваются критическое мышление, инновации и творчество.

Рассматривая успешный опыт Республики Корея по созданию первоклассных университетов, стоит обратить внимание на некоторые программы, поддерживаемые правительством Южной Кореи. С 1999 года в стране было реализовано три проекта: ВК21 (1999-2012), ,№Си (2008-2013),

BK21 Plus (2013—2019). Все они были направлены на создание университетов мирового уровня, укрепление высокой исследовательской практики и увеличение престижности вузов среди других стран.

Каждый из этих трех проектов успешно выполнил функцию по привлечению талантливых людей в инновационные вузы Южной Кореи и увеличению ресурсов, позволяющих проводить успешную исследовательскую практику и иметь качественную учебную среду. Проект BK21 (Brain Korea 21) был направлен на обучение следующего поколения творческих ученых и создание научно-ориентированных университетов за счет поддержки магистерских и докторских программ. Он был первым и самым крупным проектом по финансированию образовательного сектора, целью которого являлся вклад в развитие экономики и национальной конкурентоспособности. В проекте BK21 участвовало 6555 корейских профессоров — это 11,3 % от общего числа корейских профессоров. Общее количество статей в науке и технике, индексируемых в Science Citation Index (SCI), также увеличилось с 3765 в 1998 году до 7281 в 2005 году [16].

Проект BK21 Plus (The Brain Korea 21 Program for Leading Universities and Students) был запущен в 2013 году и учитывал недостатки предыдущего проекта BK21, который имел определенные ограничения по качеству исследований, институциональной автономии и стратегической интернационализации. Новая программа направлена на расширение исследовательских возможностей в смежных областях и обучение магистров и докторов, способных стать движущей силой «креативной экономики» в исследовательских инфраструктурах. Правительство Южной Кореи планирует по итогам данного проекта вывести в мировой рейтинг большее количество университетов, способных попасть в 200 лучших.

Проект университета мирового класса (WCU) (2008 и 2013 гг.) был направлен на развитие человеческого капитала, оснащению людей творческими и практическими навыками, которые затем могут вносить свой вклад в национальное богатство. Кроме того, проект способствовал и привлечению в Южную Корею талантливых людей со всего мира. Одной из целей проекта WCU являлось международное сотрудничество ученых в целях создания исследовательских сетей, служащих катализаторами для создания кафедр мирового класса, а затем и самих «университетов мирового класса». Проект WCU способствовал развитию высшего образования как способа достижения страной более высокого международного статуса.

Проект WCU был направлен на три основные области: создание среды для работы с постоянными партнерами — иностранными учеными; усиление сотрудничества в области исследований с иностранными специали-

стами и их преподавания в ведущих университетах Южной Кореи; приглашение не преподающих зарубежных ученых с целью расширения сотрудничества в области научных исследований. За шесть лет реализации проекта были получены результаты в отношении публикаций SCI, научных премий, расширении учебных планов и общей удовлетворенности людей, вовлеченных в данный проект [9].

В настоящее время Республика Корея считается одной из самых инновационных стран мира. Стремительное развитие инноваций и технологий на базе высших учебных заведений осуществляется за счет поддержки государства. Это связано с тем, что корейское высшее образование следовало модели постконфуцианских систем, характеризующихся сильным государственным управлением и контролем над развитием образования, а также обязательством народа к самосовершенствованию посредством обучения. Высокая доля расходов на высшее образование является важной характеристикой экономики высокоразвитых стран. Однако, сравнивая долю частного и государственного инвестирования в высшее образование, можно наблюдать высокий процент частных вложений. Лишь 33 % от общего дохода университетов приходится на государственную поддержку [7]. Корейское правительство выбрало стратегию «тщательного отбора» для управления бюджетными средствами в пользу высокопроизводительных университетов.

Согласно данным Корейского национального исследовательского фонда, на первом этапе проекта BK21, с 1999 по 2005 год, было инвестировано 1,3 трлн вон, а для второго этапа, с 2005 по 2012 год, было инвестировано 1,8 трлн вон. Проект продлился 14 лет, и основные ресурсы были потрачены в основном на такие области, как наука и техника, прикладные науки и технологии. Из них 59 % было инвестировано в прикладную науку и технологию, 20 % — в фундаментальную науку и технику, 14 % — в гуманитарные и социальные науки, 7 % — на медицинскую науку. За период реализации второго проекта, BK21 Plus, который на данный момент находится на завершающем этапе, государство инвестировало около 2,2 трлн вон (эта цифра не является окончательной). Основными финансируемыми областями стали наука и техника, прикладные науки и технологии. В проект WCU, реализуемый с 2008 по 2013 год, государство инвестировало около 1 трлн вон. Финансирование было направлено на усиление международных связей и развитие человеческого капитала. Стратегическое распределение ресурсов позволило не только престижным государственным университетам, таким как Сеульский национальный университет и Корейский институт передовых технологий, но и элитным частным университетам — Пхоханскому университету науки и технологии (POSTECH), Университету Енсе и Корейскому университету — достигнуть признания как университетов мирового класса [16].

За период реализации двух программ, BK21 и WCU, почти половина бюджета, выделенного на развитие университетов, была распределена на финансирование пяти ведущих университетов: Сеульский национальный университет, Университет Ёнсе, Университет Корё, KAIST и POSTECH [9]. Кроме того, проект BK21 Plus сосредоточился на усилении роли университетов как центров творчества и инноваций.

Помимо государственного финансирования основным ресурсом в университетах Южной Кореи является частный капитал. По данным ОЭСР на 2014 год, наибольшая доля финансирования в Южной Корее приходится именно на частный капитал — 67 %. Из них 42 % — частные ресурсы университетов и 25 % — другие частные источники. В связи с низкой долей государственных инвестиций университеты активно ведут поиск и освоение различных частных источников финансирования. Добровольные пожертвования, негосударственные фонды и компании, спонсорство частных лиц вносят существенный вклад в приток доходов вузов Южной Кореи [1]. Вместе с тем количество частных ресурсов постепенно уменьшается. По сравнению с 2008 годом доля частного капитала сократилась на 10...12 % [7]. Это является показателем того, что государство выделяет сферу образования как одну из приоритетных, увеличивая финансирование.

Стоит обратить внимание на стоимость обучения в высших учебных заведениях Южной Кореи. Университеты Южной Кореи делятся на частные и государственные, а большинство государственных университетов являются национальными. Основной бюджет правительственных денег поступает именно в национальные вузы. Поскольку образование в стране является платным, цена за обучение в частных университетах значительно выше, чем в государственных, где стоимость снижается за счет правительственного финансирования. Плата за обучение варьируется от $5500 до $9500 в год в зависимости от престижа вуза и специальности [17]. Введение нерегулируемой правительством разноуровневой по цене системы платного образования становится проблемой в Южной Корее. В сфере высшего образования существует жесткая конкуренция, и важным аспектом является соотношение цены/качества и престижа университета. В связи с тем, что плата за обучение довольно высока, учитывая среднюю годовую зарплату $26 600 в год, корейские семьи вынуждены во многом ограничивать себя в расходах. При этом лишь 15 % студентов берут кредиты для оплаты обучения. Такая ситуация сказывается на демографической ситуации: процент рождаемости в стране падает и является одним из самых низких в мире [15].

Корейские университеты имеют эффективную систему управления. 11 марта 1999 года Правительство Республики Корея приняло программу реформы образования, направленной на создание открытой образова-

тельной системы, достижение равного доступа к образованию, укрепление профессионального или социального образования, повышение качества университетов и повышение доступа к информационным технологиям. Эта реформа, реализация которой была рассчитана на пять лет, предполагала необходимость автономии высших учебных заведений. По результатам этой реформы все университеты изменили свою административную структуру, внедрили инновационную систему управления и реформировали свою организационную культуру [12]. На данный момент деятельность университетов не ограничена строгими правилами найма на работу, установлением определенных учебных программ и жесткой процедурой контроля со стороны государства. Это помогает привлекать ученых мирового класса, оснащать исследовательские лаборатории приборами последнего поколения и создавать необходимые условия для обучения студентов и продвижения научных исследований.

Благодаря тому, что государство перестало навязывать единую для всех учебных заведений программу обучения, университеты получили возможность корректировать и создавать свои учебные программы в соответствии с социально-экономическими запросами. Структура программ и профессиональная подготовка университетов в Южной Корее ориентирована на удовлетворение социальных потребностей и спроса на рынке. Высшее образование тесно связано с социальным и экономическим развитием, поэтому профессиональная среда и учебная программа изменяется по мере необходимости для того, чтобы высшее образование всегда было актуально и применимо для развития страны.

Рассматривая модель создания университета мирового уровня в Южной Корее, стоит принять во внимание тот факт, что развитие образования и науки в странах Востока происходило с учетом особого отношения к знанию, определяющего его национальную и культурную специфику. Образованию всегда уделялось особое внимание в системе традиционных ценностей, а наука являлась второстепенным занятием, но не менее значимым. Поэтому изменения системы высшего образования реализовывались в условиях существования традиционных конфуцианских ценностей. Несмотря на то что государство старается внедрить западную модель, университеты Южной Кореи сохраняют свою организационную систему. Опираясь на традиционные ценности, корейцы руководствуются авторитарной моделью взаимоотношений. Эти взаимоотношения основываются на статусе определенного человека, который зависит от социального положения, возраста и пола. Четкие разграничения помогают достигнуть социальной стабильности и эффективности системы контроля. Отношения между начальником и подчиненным, а также преподавателями и студентами соответствуют конфуцианским этическим принципам. Контроль осу-

ществляется посредством законных полномочий и моральных норм. Таким образом, организационная система в корейском высшем образовании несет в себе культурные особенности, которые характеризуются формальным авторитаризмом и традиционным коллективизмом, основанным на конфуцианских ценностях [13].

Еще один очень важный аспект, имеющий глубокие корни в традиционной культуре Кореи, — стремление к знаниям и глубокая вера в непрерывное развитие на протяжении всей жизни. Этот акцент на обучении в значительной степени зависит от вековой конфуцианской веры в то, что человек достигает совершенства через образование и что только самый образованный должен управлять страной и обществом. Даже в современную эпоху достижения в образовании принимаются как самая справедливая мера достоинства человека. Корейские студенты высоко мотивированы сильным желанием улучшить свой социально-экономический статус, отстаивать семейную честь, завоевать восхищение у своих учителей и родителей, добиться самореализации и получить хорошую работу. Также стоит подчеркнуть, что существует тщательный родительский контроль над успеваемостью детей. Многие исследования показали значимость участия родителей и поддержки системы образования в качестве основного вклада в успеваемость учащихся. Также существует жесткая система вступительных экзаменов. Поэтому родители тратят большую часть своих доходов на частное обучение детей, чтобы подготовить их к вступительным экзаменам в университет и дать возможность обучаться в престижном высшем учебном заведении. Сложная система отбора связана с большой конкуренцией на рынке труда [11].

Высшее образование в Южной Корее стало механизмом формирования и легитимации новых социальных классов и дает некоторые шансы на повышение мобильности даже для людей незнатного происхождения.

Влияние образования на экономическое развитие страны связано не только с большим количеством квалифицированных и талантливых специалистов, но, что более важно, такая ситуация является своего рода «национальным духом», характерным для южнокорейского народа, благодаря которому народ постоянно стремится стать лучше и сильнее. Образование также рассматривается как эффективный, фундаментальный инструмент для укрепления национальной мощи. Правительство Южной Кореи подчеркивает важность образования, а Министерство образования является одной из главных исполнительных ветвей власти. Многие исследователи отмечают, что именно рвение к обучению стало движущей силой быстрого экономического развития Южной Кореи за последние полвека.

Реализация необходимых образовательных реформ и проектов в Южной Корее помогла привлечь ресурсы и создать престижные университе-

НАУЧНЫЙ /ЖУРНАЛ

ты мирового уровня, качественные центры, где сконцентрированы лучшие ученые страны. Ими являются Корейский институт передовых технологий (КА1БТ), Пхоханский университет науки и технологии (РО8ТЕСН), Сеульский национальный университет, Университет Корё и Университет

Корейский институт передовых технологий (KAIST) создавался как университет, выпускающий магистров и докторов наук и специализирующийся на науке и технологии. Целью государства было создание университета, способного выпускать высококвалифицированных специалистов на территории Южной Кореи, вместо того чтобы отправлять их за границу для получения знаний в определенной области. KAIST имеет свои особенности, отличающие данный университет от других исследовательских институтов Республики Корея. Во-первых, университет был основан при финансовой поддержке США, и значительное количество ученых и инженеров получали образование в Штатах. В настоящее время такая тенденция сохраняется. Также в университет регулярно приглашаются иностранные профессоры для обучения студентов и обмена опытом. Во-вторых, при основании университета за основу были взяты модели исследовательских институтов США и их структуры. В рамках проекта BK21 университет также получал от государства необходимую финансовую поддержку для привлечения иностранных преподавателей и ученых и обеспечения современной инфраструктурой. В 2013 году университет вошел в рейтинг Times Higher Education и занял 68-е место, что стало прорывом для корейских инновационных университетов. За время реализации проекта KAIST был обеспечен значительными финансовыми ресурсами, что способствовало увеличению количества научных публикаций и усилению сотрудничества корейских и зарубежных исследователей в области науки и технологии. Университет сотрудничает со многими промышленными организациями мира, участвует в международных программах, что помогает достичь мирового признания [6]. Важно отметить, что KAIST является лидером не только международного, но и национального кластера университетов нового поколения — это 24 университета (из 375), которые имеют наибольшую положительную оценку и попадают в топы национальных рейтингов инновационных университетов [18].

Пхоханский университет науки и технологии (POSTECH) является исследовательским и образовательным институтом в области материаловедения. На данный момент POSTECH предоставляет конкурентоспособную исследовательскую среду мирового класса, включая Пхоханскую лабораторию ускорителей (PAL), Биотехнический центр (POSTECH Biotech Center), Национальный центр технологий наноматериалов (NCNT) и др. В области материаловедения были созданы совместные исследователь-

Ёнсе.

ские работы с различными мировыми научно-исследовательскими институтами [5]. Это также позволило университету попасть в мировой рейтинг Times Higher Education World University Ranking.

Особую категорию университетов составляет так называемая группа SKY (аббревиатура по первым буквам названий университетов), в которую входят три наиболее престижных университета Южной Кореи: Сеульский национальный университет (SNU), Университет Корё (Korea University), Университет Ёнсе (Yonsei University).

Каждый из университетов SKY имеет свои особенности и приоритетные области. Сеульский национальный университет на сегодняшний день является классическим университетом, в котором изучаются гуманитарные, математические и естественные науки. Приоритетной областью Университета Корё является юриспруденция. Выпускниками данного университета стали политики, которые занимаются своей деятельностью в настоящее время. Университет Ёнсе является одним из старых университетов в этом списке и был основан как медицинский университет. В настоящее время медицинский факультет — один из сильных в Южной Корее. После объединения двух колледжей в 1957 году область преподавания была расширена: открылись новые направления, и университет стал первым учебным заведением, где люди со всего мира могли обучаться корейскому языку на специальных курсах, а также познакомиться с историей и культурой страны.

Благодаря проектам по созданию первоклассных университетов Сеульский национальный университет, Университет Корё и Университет Ёнсе смогли модернизировать исследовательскую инфраструктуру, увеличить количество научных публикаций, расширить сотрудничество с университетами других стран. Согласно мировому рейтингу QS 2018 года, эти корейские университеты вошли в сотню лучших университетов мира, также наблюдается ежегодная тенденция к улучшению их позиций в мировых рейтингах [14].

Таким образом, программа переноса западной модели развития университетов на корейскую почву, несмотря на культурные различия, оказалась одной из самых успешных национальных программ модернизации образования. В процессе построения университета мирового уровня в Южной Корее значимыми стали традиционные элементы в системе образования — организационная культура и отношение корейцев к знанию, что сделало возможным реформировать университетскую систему, опираясь на культурные ценности. Азиатскую (корейскую) модель модернизации университетов отличает присутствие системы сильного государственного управления в сочетании с автономией вузов. Немаловажно и то, что власти опираются на вузы в выработке и реализации государственной политики в области высшего образования.

НАУЧНЫЙ /ЖУРНАЛ

Литература

1. Лукичев Г.А., Филиппов В.М. Системы финансирования высшего образования в зарубежных странах. — М.: РУДН, 2008. — 194 с.

2. Лунев С.И. Успехи высшего образования в большой Восточной Азии // Сравнительная политика. — 2016. — Т. 7, № 3 (24). — С. 135—145.

3. Салми Д. Создание университетов мирового класса: пер. с англ. — М.: Весь Мир, 2009. - 132 с.

4. Салми Д., Фрумин И.Д. Российские вузы в конкуренции университетов мирового класса // Вопросы образования. — 2007. — № 3. — С. 5-45.

5. About the Division of Advanced Materials Science [Electronic resource] / / AMS POSTECH, Advanced Materials Science. — URL: http://phome.postech.ac.kr/ user/indexSub.action?codyMenuSeq=18529&siteId=ams&menuUIType=top (accessed: 16.05.2019).

6. Bhardwa Top 100 most innovative universities in the world 2017 [Electronic resource] // The World University Rankings. — URL: https://www.timeshighereduca-tion.com/student/news/top-100-most-innovative-universities-world-2017 (accessed: 16.05.2019).

7. Education at a Glance 2017: OECD indicators [Electronic resource]. — Paris: OECD Publ., 2017. — URL: https://read.oecd-ilibrary.org/education/education-at-a-glance-2017_eag-2017-en#page195 (accessed: 16.05.2019).

8. Ewalt D. Asia's most innovative universities [Electronic resource] // Reuters. — URL: http://www.reuters.com/article/us-asiapac-reuters-ranking-innovative-un-idUSKC-N1152B7 (accessed: 16.05.2019).

9. Kang J.S. Initiatives for change in Korean higher education: quest for excellence of world-class universities // International Education Studies. — 2015. — Vol. 8, N 7. — P. 169—180. — DOI: 10.5539/ies.v8n7p169.

10. Kim S, Lee J.-H. Changing facets of Korean higher education: market competition and the role of state // Higher Education. — 2006. — Vol. 52, iss. 3. — P. 557—587.

11. Shin S, Koh M. Korean education in cultural context // Essays in Education. — 2005. — Vol. 14. — P. 1—10.

12. Lee J.-K. Main reform on higher education systems in Korea // Revista Electrónica de Investigación Educativa. — 2000. — Vol. 2, N 2. — P. 61—76.

13. Lee S., Brinton M.C. Elite education and social capital: the case of South Korea // Sociology of Education. — 1996. — Vol. 69, N 3. — P. 177—192.

14. QS World University Rankings [Electronic resource] // QS Top Universities. — URL: https: / / www.topuniversities.com/university-rankings / world-university-rankings/2018 (accessed: 16.05.2019).

15. South Korea pays heavy price for education [Electronic resource] // Financial Times. — October 9, 2013. — URL: https://www.ft.com/content/8254ec70-2efe-11e3-9e14-00144feab7de, publication subscription access (accessed: 16.05.2019).

16. Suh G.-S, Park S.-J. The Korean government's policies and strategies to foster world-class universities // How World-Class Universities Affect Global Higher Edu-

cation / Y. Cheng, Q. Wang, N.C. Liu (eds.). — Rotterdam: Sense Publishers, 2014. — P. 65—83. — (Global Perspectives on Higher Education; vol. 26).

17. Yearly tuition fees for university education in South Korea as of April 2018, by major (in million South Korean won) [Electronic resource] // Statista — The Statistics Portal for Market Data, Marked Research and Market Studies. — URL: https://www. statista.com/statistics/715561/south-korea-tuition-fees-for-university-by-major/ (accessed: 16.05.2019).

18. KAIST занял первое место в рейтинге агентства Томсон Рейтер лучших инновационных университетов Азии 2017 года [Электронный ресурс] // Veritas-a. — Корейский. — URL: http://www.veritas-a.com/news/articleView.html?idxno=85333 (дата обращения: 16.05.2019).

19. Политика в сфере образования в период правления Пак Кын Хе. — Сеул: Министерство образования, 2015. — 553 с. — Корейский.

Статья поступила в редакцию 28.09.2018. Статья прошла рецензирование 20.11.2018.

SCIENTIFIC SCIENCE AND EDUCATION JOURNAL...............................................................................................................................................

DOI: 10.17212/2075-0862-2019-11.2.1-79-94

FORMATION OF WORLD-CLASS UNIVERSITIES: EXPERIENCE OF THE REPUBLIC OF KOREA

Zakharova Elena,

Post-graduate student, Assistant of the Department

International Relations and Regional Studies,

Novosibirsk State Technical University,

20, K. Marx Ave., Novosibirsk, 630073, Russian Federation

e.v.zaxarova@corp.nstu.ru

Abstract

The article considers the experience of the Republic of Korea in formation of the world-class universities, reflecting the specificities of the Asian educational model. The development of world-class universities, which meet the requirements of national governments in the context of international competitiveness and economic globalization, becomes a priority in the policy of many countries. Universities are successfully integrated in the world economy; they satisfy national requirements and become the dominant part in interaction between the government and business. Such Asian countries as the People's Republic of China, the Republic of Korea, Singapore and Japan have taken a huge leap forward in modernization of higher education and today universities of these countries rank at the top of the best international surveys. This result has been achieved by introducing the Western model of education, based on Asian societies' traditional elements of hierarchy in the educational system and the pursuit of knowledge. The South Korean universities have become the major leaders of international rankings among Asian countries due to the programs realized by the South Korean government. These programs have enhanced research practices and increased the universities' prestigiousness and competitiveness. The world-class university model of Jamil Salmi permits the analysis of modernization of the South Korean higher educational system according to three main factors: high concentration of talent, abundant resources and favorable governance. Attracting foreign experts and collaboration with foreign academic staff have contributed to the creation of research networks, the quality of education has increased and the main universities of South Korea have become the centers of technology and innovation. No less important is the fact that modernization of universities is based on cultural values of Korean society.

Keywords: modernization of higher education, world-class university, the Republic of Korea, Asian educational model, Jamil Salmi's model of education

Bibliographic description for citation:

Zakharova E. Formation of world-class universities: experience of the Republic of Korea. Idei i idealy — Ideas and Ideals, 2019, vol. 11, iss. 2, pt. 1, pp. 79—94. DOI: 10.17212/20750862-2019-11.2.1-79-94.

References

1. Lukichev G.A., Filippov VM. Sistemy finansirovaniya vysshego obra%ovaniya v zaru-bezhnykh stranakh [System of financing higher education in foreign countries]. Moscow, RUDN Publ., 2008. 194 p. (In Russian).

2. Lunev S.I. Uspekhi vysshego obrazovaniya v bol'shoi Vostochnoi Azii [Achievements of higher education system in greater East Asia]. Sravnitel'naya politika — Comparative Politics Russia. Vol. 7, no. 3 (24), 2016, pp. 135—145. (In Russian).

3. Salmi J. The Challenge of Establishing the World Class Universities. Washington, The World Bank, 2009 (Russ. ed.: Salmi D. Sozdanie universitetov mirovogo klassa. Moscow, Ves' Mir Publ., 2009. 132 p. (In Russian).

4. Salmi D., Frumin I.D. Rossiiskie vuzy v konkurentsii universitetov mirovogo klassa [Russian colleges in the competition of leading world universities]. Voprosy obrazovaniya — Educational Studies, 2007, no. 3, pp. 5—45. (In Russian).

5. About the Division of Advanced Materials Science. AMS POSTECH, Advanced Materials Science. Available at: http://phome.postech.ac.kr/user/indexSub.actionPcodyM enuSeq=18529&siteId=ams&menuUIType=top (accessed 16.05.2019).

6. Bhardwa S. Top 100 most innovative universities in the world 2017. THE World University Rankings. Available at: https://www.timeshighereducation.com/student/ news/top-100-most-innovative-universities-world-2017 (accessed 16.05.2019).

7. Education at a Glance 2017: OECD indicators. Paris, OECD publishing, 2017. Available at: https://read.oecd-ilibrary.org/education/education-at-a-glance-2017_eag-2017-en#page195 (accessed 16.05.2019).

8. Ewalt D. Asia's most innovative universities. Reuters. Available at: http://www. reuters.com/article/ us-asiapac-reuters-ranking-innovative-un-idUSKCN1152B7 (accessed 16.05.2019).

9. Kang J.S. Initiatives for change in Korean higher education: quest for excellence of world-class universities. International Education Studies, 2015, vol. 8, no. 7, pp. 169—180. DOI: 10.5539/ies.v8n7p169.

10. Kim S., Lee J.-H. Changing facets of Korean higher education: market competition and the role of state. Higher Education, 2006, vol. 52, iss. 3, pp. 557—587.

11. Shin S., Koh M. Korean education in cultural context. Essays in Education, 2005, vol. 14, pp. 1-10.

12. Lee J.-K. Main reform on higher education systems in Korea. Revista Electrónica de Investigación Educativa, 2000, vol. 2, no. 2, pp. 61-76.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Lee S., Brinton M.C. Elite education and social capital: the case of South Korea. Sociology of Education, 1996, vol. 69, no. 3, pp. 177-192.

14. QS World University Rankings. QS Top Universities. Available at: https://www. topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2018 (accessed 16.05.2019).

15. South Korea pays heavy price for education. Financial Times. October 9, 2013. Available at: https://www.ft.com/content/8254ec70-2efe-11e3-9e14-00144feab7de, publication subscription access (resource access date 16.05.2019).

SCIENTIFIC SCIENCE AND EDUCATION JOURNAL...............................................................................................................................................

16. Suh G.-S., Park S.-J. The Korean government's policies and strategies to foster world-class universities. Cheng Y., Wang Q., Liu N.C., eds. How World-Class Universities Affect Global Higher Education. Global Perspectives on Higher Education. Vol. 26. Rotterdam, Sense Publishers, 2014, pp. 65—83.

17. Yearly tuition fees for university education in South Korea as of April 2018, by major (in million South Korean won). Statista — The Statistics PortalforMarketData, Marked Research and Market Studies. Available at: https://www.statista.com/statistics/715561/ south-korea-tuition-fees-for-university-by-major/ (accessed 16.05.2019).

18. KAIST earned it's first-place rank in the 2017 Asia Pacific's most innovative universities rankings. Veritas-a. (In Korean). Available at: http://www.veritas-a.com/ news/articleView.html?idxno=85333 (accessed 16.05.2019).

19. Policy of university structural adjustment in Park Geun-Hye government. Seoul, Ministry of Education, 2015. 553 p. (In Korean).

The article was received on 28.09.2018. The article was reviewed on 20.11.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.