Педагогические науки
37
скую модель обучения. Обучение в этих странах сравнительно недорогое по сравнению с США и Западной Европой, хотя качество обучения этим странам не уступает. Данные страны имеют много привилегий для иностранцев, чем привлекают иностранных студентов.
Система обучения Юго-Восточной Азии сильно отличается от стран с британской моделью. Здесь всё базируется на строжайшей дисциплине, поэтому качество образования в этих странах достаточно высокое.
Станы АТР продолжают развиваться во всех сферах, в том числе и в сфере образования. Поэтому обучение в этих странах - престижно и высоко ценится почти во всех странах мира. Таким образом, выпускники вузов стран АТР имеют высокую степень гарантии трудоустройства.
Список литературы:
1. Система образования в Австралии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://diplomabroad.ru/avstraliya/sistema_obrazovaniya_v_avstralii/.
2. Система образования в Японии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.examen.ru/add/manual/Higher-Education-Abroad/sistema-
obrazovanija-v-japonii.
3. Китайская система образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edunews.ru/education-abroad/sistema-obrazovaniya/v-kitae.html.
4. Система образования Новой Зеландии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://studynewzealand.ru/cgi-bin/issue.cgi?action=artide&ar_id=16.
5. Кречетников К.Г. Современное состояние и тенденции развития высшего образования в Азии [Электронный ресурс] // Заметки ученого. Научно-практический журнал. - 2015 (2). - № 1. - С. 73-76. - Режим доступа: http: //elibra-ry.ru/item.asp?id=24355850.
ОБРАЗОВАНИЕ В ЮЖНОЙ КОРЕЕ ГЛАЗАМИ КОРЕЙСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
© Кречетников К.Г.* *, Семёнова П.Ю.*
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
Рассматривается развитие и функционирование системы образования в Республике Корея. Раскрываются некоторые секреты, позволившие Корее, выйти на одно из первых мест в мире по уровню образования. Частично затронут вопрос интернационализации образования в Корее.
* Профессор кафедры Управления персоналом и экономики труда, д.п.н., профессор.
* Студент 3 курса специальности «Управление персоналом»
38 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Ключевые слова: Южная Корея, образовательная реформа, интернационализация образования, конкурентоспособность студентов, Конфуцианская философия, лихорадка образованности.
Образование в Южной Корее условно можно поделить на 3 ступени, последняя из которых не обязательна к прохождению: общее среднее, среднее специальное и высшее образование. Первые 6 классов относят к общему среднему образованию, затем наступает среднее специальное образование. Что примечательно - эта ступень позволяет ребенку самому выбирать некоторые предметы, что сразу может настроить его на одно из самых сложных решений в его жизни - выбор профессии. В течение двух лет ученик учится по индивидуальной программе занятий [1].
Высшее же образование не является обязательным, однако ни для кого не секрет, что отсутствие данной ступени не позволяет профессионально расти и развиваться должным образом. Корейцы же по праву считаются одним из самых трудолюбивых и упорных народов. Согласно официальной статистике на 2014 год в университетах и колледжах Кореи училось 2130046 студентов, учитывая то, что население страны составляет 51091352 человека, из которых 2166305 - жители от 15 до 19 лет. После не сложных расчетов, можно сделать вывод, что только около 1,7 % студентов приостановило свое дальнейшее обучение [2].
Если брать в расчет исследование Программы развития ООН, проводимое один раз в 3 года, то по состоянию на 2013 г. образование Кореи находится на 15 месте. В исследовании принимало участие 187 стран, к слову сказать - Россия оказалась на 57 позиции, что побуждает к дальнейшему развитию нашего образования [3].
В данной статье будет рассматриваться преимущественно высшее образование, будут собраны воедино мнения коренных жителей страны.
Если углубляться в историю, то не всегда страна утренней свежести стремилась одарить своих жителей знаниями. Американские миссионеры во второй половине XVTII века называли корейцев «нацией-отшельником». Все дело в том, что во времена правления династии Чосон, Корея на 518 лет была отрезана от остального мира. С 1392 по 1910 год государство всячески ограничивало взаимодействие с другими странами. Единственная страна, тесно сотрудничавшая с Кореей - Китай. Данный союз был результатом стараний Генерала Ли: он наладил дипломатические отношения, торговлю и культурный обмен. Позже, была создана корейская письменность - Хангыль. Корейское образование брало в пример китайское. Существовали так называемые Seodang - сельские школы, обучавшие лишь основам чтения, письма и арифметики. Затем была возможность попасть в Конфуцианскую академию высшего образования Sungkyunkwan в Сеуле, где обучались люди, входящие в высшее общество - будущие главы институтов корейского государства.
Педагогические науки
39
В 1883 году была создана Академия Вонсан, находившаяся в одноименном городе-порту, имевшем соприкосновение с Японией. Позже именно это прославило академию: там начали развиваться физика, механика, математика, горное дело, география и др. Но затем корейские деятели осознали, что влияние Японии имеет больше отрицательный характер и начали «Движение сохранении нации». Целью этого движения было воспитание чувства патриотизма в детях, путем построения собственной сети школ. Эта идея оправдала ожидания к 1905 году. Однако во времена японской оккупации с 1910 по 1945 года, образование в Корее находилось в некой стагнации и развивалось довольно медленно [4].
После освобождения корейского полуострова правительство жестко контролировало приток студентов в университеты и строго ограничивало количество учащихся. Но в 1979 году случился военный переворот и был убит Президент Пак. После этого был создан новый конституционный законодательный орган, введена реформа, увеличивающая квоту поступающих более чем на 30 %. Однако, появилась обратная сторона. Большой приток студентов значительно увеличил конкуренцию. Если вузам дали свободу на прием, то квота выпускников не изменилась. Другими словами, если вуз принял 2100 студентов, то выдать дипломы он имел право только 2000. Поэтому остальных следовало отчислить [5].
Образовательная реформа вступила в силу очень быстро, чем вызвала некий шок у корейцев. Были запрещены частные репетиторы, отменена проверка ученика университетом или колледжем - эти полномочия взяло на себя само государство. Образовательные учреждения не были готовы к такому повороту, и качество образования снизилось, но ненадолго. Данная система рухнула из-за давления со стороны университетов, студентов и их родителей. В итоге реформу упразднили, убрали квоты, тем самым повысив доступ к высшему образованию.
На сегодняшний день считается, что высшее образование повышает конкурентоспособность студентов, а также их эффективность и положение на рынке труда. В современном корейском обществе существует убеждение, что высшее образование является необходимостью для социального и экономического роста, приводит к успешному трудоустройству. В результате подобного образа мышления приток студентов в вузах увеличился и на данный момент - один из самых высоких в мире. Однако это не послужило уменьшению неравенства на рынке труда. Последние исследования показали, что стратификация в системе образования лишь усиливает неравенство на рынке труда. В Корее существует четкий рейтинг университетов, что обуславливает различия в стоимости оплаты обучения. В итоге - студенты с более выгодным социально-экономическим статусом могут позволить себе престижные вузы, а менее обеспеченные студенты - нет. А при приеме на работу, в первую очередь учитывается престижность учебного заведения, которое закончил выпускник, и все продолжается по замкнутому кругу [6].
40 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Правительство Южной Кореи стремится перенять все самые лучшие методики, используемые в системах образования других стран, тем самым улучшить эффективность своего образования. Они используют сравнительный анализ как способ интеграции элементов обучения. Один из самых популярных объектов сравнения - США, которые находятся на 5 месте в рейтинге образованности стран, упомянутом ранее. Также Америка является одним из главнейших стратегических партнеров Южной Кореи, дипломатические отношения которых длятся уже более 60 лет.
За последние 30 лет США пытались реформировать часть школ, чтобы сделать их более производительными. Между тем, школы Кореи предпринимали усилия, чтобы скопировать Американских коллег, которые обеспечивают больше ориентации на личность студента. Такие действия можно рассматривать как акт балансировки. Однако существенных изменений в успеваемости учащихся и микроклимате внутри школы не наблюдалось. Но две системы образования значительно сблизились [7].
Также возможно сравнение с Северной Кореей. После гражданской войны, закончившейся в 1953 году, Корейское государство разделилось на коммунистическое общество на севере и капиталистическую демократию на юге. В конце 1990-х годов число северокорейских иммигрантов значительно увеличилось, в связи с голодом на севере. В 2014 году количество переселенцев достигло 27000. По прибытию в Южную Корею, все жители севера подвергаются расследованиям Национальной Разведывательной Службы и в течение 3 месяцев обязаны находиться в объекте-передержке - Ханавоне. Затем, после завершения всех проверок, поселенцам выдаются документы, обеспечивающие гражданство, медицинское страхование, жилье, предоставление расчетных счетов и различной социальной финансовой поддержки.
Столкновения Севера и Юга по-прежнему приводят к недоразумениям и конфликтам в результате культурных различий. Такие различия можно выявить и в сфере образования. К сожалению, сведений о северокорейском образовании немного, но исходя из практики лектора и исследователя Ким Юн Ёнга, который участвовал в обучении северокорейских иммигрантов, можно сделать некоторые выводы. Образование в Северной Корее имеет скорее принудительный характер, нет как такового мотивационного фактора. Первое время, студенты не проявляли должного интереса на занятиях и плохо понимали, чего от них пытаются добиться. Также учащихся удивляло желание правительства Южной Кореи оплатить их дальнейшее обучение. Однако в бюджете страны утренней свежести уже учтена статья расходов на беженцев из Северной части Корейского полуострова [8].
Что же касается интернационального аспекта, то и здесь уже давно все работает по налаженной системе. Существует множество программ обмена студентами с другими странами. Одной из самых известных и масштабных является стипендия NIIED (National Institute for International Education).
Педагогические науки
41
Суть программы - в том, что пройдя отбор, состоящих из трех этапов, KGSP (Korean Government Scholar ship Program) от NIIED обязуется выплачивать ежемесячную стипендию в размере 900000 корейских вон (около 900 долларов США) на питание и проживание студента; 2 авиабилета: в Корею и, после окончания обучения, обратно - в страну проживания студента; исследовательские расходы (около 230 долларов США за семестр). Также данная программа оплачивает медицинскую страховку и весь курс обучения, включая годовые курсы корейского языка. Ежегодно составляется квота участников на каждую страну индивидуально. Попасть на обучение в такой программе вполне реально, хоть и непросто [9].
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Республика Корея -страна с многовековой историей, которая сформировала в людях серьезное отношение к получению образования. Конечно, на это повлияла Конфуцианская философия, которая попала в Корею из Китая более 15 веков назад. Корейские студенты больше нацелены на получение востребованного образования, нежели на реализацию своих действительных способностей.
Экономический взлет Кореи обусловлен высокой образованностью населения, но чем больше этот факт подтверждается, тем больше правительство осознает обратную сторону такого рвения к образованию. Чтобы урегулировать нагрузку студентов, уже введен так называемый «комендантский час»: запрещено посещение учебных заведений и репетиторов после 10 часов вечера. Такое ограничение не беспочвенно. Если верить статистике, то ежегодно в Корее тратится около $ 19 млрд., на частное образование, что почти эквивалентно бюджету крупного города в стране утренней свежести. Подобное чрезмерное желание учиться вызвано сложностью поступления в колледжи и университеты страны. В Корее действует вступительный экзамен CSAT - College Scholastic Ability Test, своеобразный тест на определение учебных возможностей для поступления в колледж. Данная проверка знаний - большой стресс для учеников. Многие уверены, что не сдав его, наступает конец жизни [10].
Таким образом, развитие образования повлекло за собой, так называемую «лихорадку образованности», которая отразилась на студентах затяжными депрессиями и моральными перегрузками. Тем не менее, государство предпринимает попытки улучшить данную ситуацию.
Список литературы:
1. Кречетников К.Г. Особенности системы высшего образования в Корее [Электронный ресурс] // Наука и образование в жизни современного общества: матер. междун. науч.-практ. конф. - Тамбов: Юком, 2015. - С. 73-74. -Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=23476529.
2. Korean Statistical Information Service [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kosis.kr/.
42 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
3. Education index [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hdr. undp.org/en/content/education-index.
4. Dittrich K. The beginnings of modern education in Korea, 1883-1910 // Paedagogica Historica. International Journal of the History of Education. - May
2014. - Vol. 50, Iss. 3.- P. 265-284.
5. Jung H., Pirog M.A., Lee S.K. The long-run labour market effects of expanding access to higher education in South Korea [Электронный ресурс] // Journal of International Development - Режим доступа: http://onlinelibrary.wi-ley. com/journal/10.1002/(I SSN)1099-1328/earlyview.
6. Park H. A study on the horizontal stratification of higher education in South Korea // Asia Pacific Education Review. - 2015. - Vol. 16, Iss. 1. - P. 63-78.
7. Lee J., Park D. Do American and Korean education systems converge? Tracking school reform policies and outcomes in Korea and the USA // Asia Pacific Education Review. - 8 May 2014.
8. Kim Y.Y. Negotiating Cultures and Identities: Education and Adaptation Among Young North Korean Settlers in South Korea [Электронный ресурс] // Journal of International Migration and Integration, First online. - 22 July 2015. -Р. 1-15. - Режим доступа: http://link.springer.com/journal/12134.
9. Семёнова П.Ю. Интернационализация образования в Южной Корее / П.Ю. Семёнова, К.Г. Кречетников // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. Материалы VIII междун. науч.-практ. конф. -Новосибирск: ЦРНС, 2015. - С. 137-141. - Режим доступа: http://elibrary.ru/ item.asp?id=24633175
10. Kwon S.K., Lee M., Shin D. Educational assessment in the Republic of Korea: lights and shadows of high-stake exam-based education system [Электронный ресурс] // Assessment in Education: Principles, Policy & Practice. -
2015. - Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1080/0969594X.2015.1074540.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
© Степанова О.В.*
Лицей № 57, г. Тольятти
В статье раскрывается сущность игрового метода обучения. Выделяются психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Автор рассматривает преимущества игрового метода обучения, его роль в развитии познавательной активности учащихся.
Ключевые слова познавательные универсальные учебные действия, дидактическая игра, творческие способности, познавательный интерес.
Учитель начальных классов.