УДК 37 (4/9) (14.35.01)
Е. В. Чалая
ЦЕННОСТНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
УЧИТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ
Рассматриваются аксиологические аспекты профессионального педагогического образования в Республике Корея, включая ценности-цели, ценности-средства, ценности-знания, ценности-отношения и ценности-качества. Представлена картина этосных ценностей южнокорейского общества. На основе анализа различных документов и материалов об образовании Республики Корея показана взаимосвязь традиционных и новых ценностей в системе педагогического образования.
Ключевые слова: профессиональная педагогическая подготовка, Республика Корея, этосные ценности, традиционные ценности, новые ценности.
В деле подготовки педагогических кадров одной из острейших проблем остается отсутствие ценностного отношения к профессии «учитель» у студентов педагогических вузов. Несмотря на предпринятые государством шаги по улучшению материального положения учителей, в стране наблюдается нехватка педагогов по разным направлениям, а само педагогическое образование остается непрестижным в сознании большинства абитуриентов. Согласно исследованиям Л. И. Иванкиной, в иерархии ценностей современных студентов образование и творческая деятельность востребованы в незначительной степени [1, с. 24]. В связи с этим представляется необходимым найти неиспользуемые ресурсы аксиологического характера в профессиональной педагогической подготовке учителя для качественного улучшения положения педагогической профессии.
Развитие педагогического образования невозможно без учета мирового опыта в данной сфере. В настоящем исследовании рассматриваются вопросы ценностных основ педагогической подготовки учителя Республики Корея, страны, которой в течение короткого времени удалось выстроить эффективную систему профессиональной педагогической подготовки учителя с учетом мировых образовательных процессов. Возникает вопрос, каким образом получилось соединить собственные этнокультурные основы с ценностями формирующегося постиндустриального общества в стране, которую еще в XX в. относили к странам конфуцианской цивилизации?
Прежде всего обозначим основные положения данного исследования. Принимая во внимание различные точки зрения российских и зарубежных философов, психологов и педагогов (Г. П. Выжле-цов, М. С. Каган, А. В. Кирьякова, Д. А. Леонтьев, В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова и др.), под ценностями понимаем специфические образования в индивидуальном или общественном ценностном сознании, содержащие в себе значимость, идеалы и нормы, вырабатываемые в процессе межсубъек-
тных отношений. Мы полагаем, что система ценностей будущего учителя формируется либо корректируется в процессе профессионально-педагогической подготовки в результате возникающих отношений между личностью будущего учителя и других субъектов (родителей, ближайшего социального окружения, преподавателей, других студентов, администрации вуза и школы, общества). Система ценностей личности формируется в результате интериоризации (селекции, присвоения и ассимиляции) системы ценностей различных групп [2]. Присвоение социальных ценностей происходит во время практической их реализации в деятельности.
Существуют различные подходы к классификации ценностей. Выделяют духовные и материальные ценности, экономические, политические и социальные ценности, ценности-цели и ценности-средства. В основе данного исследования лежит положение о существовании этосных (этнических, национальных) ценностей.
В состав этосных ценностей Н. С. Розов относит верования, традиции, обычаи разных народов, святыни, символы, заповеди разных религий и конфессий [3, с. 121-133]. И. А. Сурина определяет функцию данных ценностей следующим образом: они служат интегрирующим элементом национального самосознания, определяют отношение индивида, группы к прошлому, настоящему, будущему своей нации, оказывают влияние на формирование других ценностей [4, с. 20].
Мы полагаем, что национальные ценности образования формируются на основе этосных ценностей. Данные ценности определяют специфику, целостность и стабильность образовательного процесса. В связи с этим представляется необходимым выделение данной группы ценностей в системе ценностей южнокорейского общества.
Кроме того, рассматривая ценностные составляющие профессиональной педагогической подготовки учителей в Республике Корея, мы опирались на классификацию педагогических ценностей,
предложенную И. Ф. Исаевым, в основе которой лежит профессионально-педагогическая деятельность. Выделяются следующие группы педагогических ценностей в контексте профессиональнопедагогической культуры: ценности-цели, ценности-средства, ценности-отношения, ценности-знания, ценности-качества [5].
Прежде всего рассмотрим систему этосных ценностей современного южнокорейского общества. Для Республики Корея характерен комплекс «азиатских ценностей», среди которых наиболее значимыми, по мнению южнокорейского политолога Юн Минбона, являются:
- корпоративный подход к любым проблемам и консенсус при выработке практических решений;
- традиционное почтительное отношение к властям;
- усилия по поддержанию порядка и гармонии в обществе;
- чрезвычайно важная роль семьи и других социальных сообществ;
- самодисциплина и отказ от собственных желаний во имя коллектива;
- исключительно важная роль образования;
- терпимость, бережливость, уважение к старшим [6, с. 182].
Доктор философских наук Ли Сангчжу [7, с. 67-68] выделяет комплекс традиционных ценностей корейцев, к которым он относит:
1) природосообразный фатализм;
2) нравственность в отношении человека;
3) гуманность в отношениях между людьми;
4) авторитарный порядок;
5) клановый корпоративизм.
Под природосообразным фатализмом понимается стремление корейцев жить в гармонии с природой, осознание человечества как части природы. Традиционно в Корее считается, что внешний мир управляет человеком, это породило фаталистические представления о жизни человека и общества.
Гуманность в отношениях между людьми следует понимать с точки зрения конфуцианского этикета, где ценились вежливость, справедливость, сочувствие и субординация.
Авторитарный порядок отношений в традиционном корейском обществе стал основой его иерархичного уклада. Постепенно он начал приобретать новое значение, и появилась так называемая «бюрократическая субординация». С точки зрения конфуцианской морали авторитаризм привносил порядок и гармонию в корейское общество, т. е. в нем была заложена гуманистическая составляющая. Однако с точки зрения современного индивидуалистического сознания, авторитаризм подавляет человеческое достоинство и, соответственно, имеет антигуманистическую направленность.
Гуманность в отношениях породила корпоративность, что подразумевает приоритет групповых интересов и стремление объединиться в группу, будь то семья, родственники или соседи [7, с. 60-67].
Однако в настоящее время система общественных ценностей в Республике Корея меняется. По мнению южнокорейского социолога Янг Чонгхо, происходит борьба между конфуцианскими ценностями и современными ценностями, пришедшими вместе с капиталистической индустриализацией и либерализацией политической системы. Конфуцианские ценности вытесняются неолиберальными ценностями, такими как индивидуализм, материализм (в том числе материальные блага), производительность, соревновательность и рационализм. Наиболее подвержено этим ценностным ориентациям молодое поколение Республики Корея [8, с. 86-95]. Кроме того, на первый план выдвигаются такие ценности, как уверенность в собственных силах, активная жизненная позиция, равноправие и гражданские права, равенство перед законом, свободная конкуренция, прибыль и достаток [7, с. 60-67].
На основе полученных данных мы постарались определить систему этосных ценностей Республики Корея, условно поделив их на традиционные и новые (неолиберальные). К традиционным ценностям корейцев можно отнести гармонию, понимание человека как части мироздания, гуманность, смирение, покорность судьбе, справедливость, милосердие, терпимость, неприятие насилия, бережливость, самосовершенствование, иерархическую ментальность, уважение к старшим и уважение к учителю, сыновнюю почтительность, эрудицию и ученость, нравственность, верность, авторитаризм, корейскую культуру и историю.
В процессе модернизации и демократизации корейского общества во второй половине XX в. были выработаны новые ценности: социальное равенство, равенство полов, гуманизм (западноевропейское понимание), гражданская свобода, либерализм, демократизм, индивидуализм, прагматизм, материализм.
Указанные выше группы ценностей можно проследить и в структуре профессиональной педагогической подготовки учителя в Республике Корея. Анализ основного закона об образовании и программ педагогических вузов начального образования Республики Корея дает следующую картину ценностей-целей профессионально-педагогиче-
ской подготовки: воспитание гармонично развитой личности педагога (духовно богатой, морально чистой и физически совершенной), подготовка квалифицированного специалиста с высоким научнотехническим и культурным уровнем, формирование профессиональной педагогической и государственной позиции будущего педагога, воспитание
чувства ответственности перед государством, овладение глубокими знаниями предмета и методическими знаниями и умениями, овладение знаниями и умениями, необходимыми в условиях глобализации и информатизации, развитие индивидуальных способностей студентов, формирование научной компетенции, сохранение и развитие национальной культуры и менталитета.
Достижение этих целей осуществляется на основе следующих концептуальных ценностей-средств: аутентичной гуманистической концепции хонгикинган, концепции учителя, представленной в Хартии учителей и Программе учителей. Раскроем их основные положения.
Концепция хонгикинган трактуется как основная педагогическая концепция, направленная на подготовку граждан демократического государства, развитие патриотических чувств и совершенствование личности. Реализация данной концепции в образовании предполагала следующие этапы:
1) формирование национального характера, сочетающего в себе дух национальной независимости и стремление к международному сотрудничеству;
2) воспитание общественной морали, основанной на чувстве взаимоуважения и ответственности;
3) внесение вклада в общечеловеческую культуру посредством сохранения и развития собственной культуры и активного участия в процессах научнотехнического прогресса; 4) развитие физической культуры нации и воспитание стойкости духа;
5) воспитание возвышенных эстетических вкусов нации посредством развития творчества и искусства [9, с. 151]. Данная концепция представляет в основном традиционные ценности.
Хартия учителей (садохончжанг), принятая в 1982 г., содержит в себе как традиционные ценности, так и новые ценности для корейского общества. К традиционным ценностям можно отнести понимание учителя как примера для всей нации, высокий статус педагога, широкую образованность учителя, ответственность педагога за будущие проекты, большую роль учителя в поддержании благополучия страны. Новыми ценностями являются уважение и любовь к ученикам, новаторство, непрерывное повышение профессиональной компетенции, независимость образования, осуществление связи между семейным и общественным воспитанием. Все положения данной хартии призваны подчеркнуть роль учителя в корейском обществе, ценность педагогической профессии не только для образования подрастающего поколения, но и для всей нации.
Положения Хартии учителей нашли свое продолжение в Программе учителей (садокангрёнг), принятой Объединенным советом по образованию Республики Корея также в 1982 г. Программа учи-
телей определяет суть взаимоотношений между учителем и учеником, профессиональные качества учителя, ответственность учителя, отношения учителя и образовательного сообщества, отношения учителя и общества.
Согласно ей образование признается общенациональной ценностью, основную ответственность за образование учителя возлагают на самих себя. В сферу деятельности учителя включены: общественная деятельность, обучение и воспитание, проведение исследований и внедрение достижений в области образования, деятельность по оцениванию результатов образования.
Положения Хартии учителей и Программы учителей становятся базой для разработки авторских педагогических концепций, таких как концепция развития образования Ким Чонгчхоля и концепция преподавателя, разработанная авторским коллективом под руководством Ким Намсонга. Ким Чонг-чхоль определил пять аспектов развития современного образования в Республике Корея: 1) повышение профессионального уровня в образовании;
2) всестороннее образование; 3) непрерывное образование; 4) инновации в образовании; 5) глобализация [10, с. 77]. Согласно этим аспектам разработана концепция преподавателя. Охарактеризуем кратко ее основные положения.
1. Преподаватель должен обладать широкими знаниями своего предмета, а также знаниями в области информатики и компьютерных технологий.
2. Преподаватель должен обладать знаниями индивидуальных особенностей ученика.
3. Преподаватель должен постоянно самосовершенствоваться, пополнять свои знания, развивать личностные качества, чтобы заслужить доверие и уважение как настоящий учитель.
4. Преподаватель должен обладать всесторонними знаниями о педагогической деятельности, любить свою профессию и испытывать чувство удовлетворения от педагогической деятельности.
5. Преподаватель должен активно претворять в педагогическую практику инновационные идеи и участвовать в их разработке.
6. Преподаватель должен чутко реагировать на изменения в обществе и мире, понимать современные мировые тенденции в образовании, иметь широкие либеральные взгляды, быть терпимым [10, с. 78-79].
Концепция преподавателя содержит в себе идеи гуманизации образования, всестороннего развития личности, информатизации и глобализации образования, инноватики в образовании. Одним из основных направлений развития южнокорейского образования является повышение профессиональной компетенции учителей и непрерывное образование для учителей.
Данная концепция указывает и на ценности-знания, необходимые для эффективной педагогической деятельности. Среди них знание преподаваемого предмета, знание современных компьютерных и информационных технологий, психологические знания, педагогические знания, инновационные знания. Более конкретно ценности-знания педагогического образования были определены на основе анализа программ педагогических вузов и учебников по науке об образовании Республики Корея.
Программы педагогических университетов построены на основе кредитно-модульной системы. Разносторонность образования будущих учителей осуществляется за счет сбалансированности элективных и обязательных курсов, предоставления студентам реальной возможности определять собственную направленность педагогического образования. Содержание педагогического образования включает в себя общие, специальные и предметные ценности-знания.
Учебники по педагогической науке («Введение в науку об образовании: человечество, образование и педагогическая наука», авторы Чон Енгын, Чон Хеёнг, Ким Михван, Чхве Чонин и др.; «Введение в науку об образовании», авторы Пак Инхак, Ли Чжухон; «Наука об образовании», автор Хан Мин-сок; «Радостная наука об образовании», авторы Тхак Ёнчжин, Тхак Соль; «Наука об образовании для практики», автор Ю Чжона; «Понимание образования», автор Со Чонгху) дают следующую картину ценностей-знаний в содержании педагогического образования в Республике Корея: 1) педагогические ценности-знания (ценности-знания о сущности образования, дидактические ценности-знания, ценности-знания о воспитании, методологические ценности-знания, методические ценности-знания, ценности-знания об учителе и педагогической деятельности как профессиональной сферы деятельности, ценности-знания о педагогической этике и качествах педагога, ценности-знания об отношениях педагога с различными субъектами педагогического процесса, ценности-знания об управлении ученическим коллективом, ценности-знания о квалификации, категориях и переподготовке педагогических работников, ценности-знания об оценивании в образовании, ценности-знания о статусе педагогической профессии); 2) философские ценности-знания; 3) психологические ценности-знания; 4) социологические ценности-знания; 5) предметные ценности-знания; 6) гуманитарные ценности-знания; 7) административные ценности-знания; 8) юридические ценности-знания.
Особенностью учебников по науке об образовании Республики Корея является раздел «Наука об учителе», основной задачей которого является
формирование педагогической позиции будущего учителя, соответствующей ценностным ориентирам южнокорейского общества.
Анализ материалов разного уровня (от законодательных актов до результатов анкетных опросов) дал картину ценностей-отношений в сфере образования Республики Корея. Данная система сочетает в себе традиционные ценности (патернализм в управлении образованием, уважение мнения родителей, уважение к профессии учителя, официальный высокий статус учителя в обществе, высокий уровень ответственности учителя перед обществом, забота о будущем ученика) и новые либеральные ценности корейского общества (стремление к партнерским отношениям между учителем и учеником, взаимодействие учителя и ученика в учебном процессе, активная позиция учителя в обществе, уважение личности ученика). Традиционные ценности поддерживают высокий статус педагогической профессии в обществе, либеральные ценности способствуют демократизации отношений в сфере образования и отходу от авторитарного стиля в обучении, а также наполняют содержание профессиональной деятельности учителя новыми демократическими смыслами.
Ценности-качества, представленные в Программе учителей и учебниках по педагогической науке Республики Корея, в целом можно разделить на две группы: качества учителя как профессионала и качества учителя как личности. Профессиональные качества в большей степени отражают современные тенденции Республики Корея. К ним относятся: осознание педагогической миссии, способность к педагогической оценке, педагогической рефлексии, педагогическому предвидению, активная общественная позиция, всесторонняя образованность, специальная подготовка, наличие педагогической позиции. Личностные ценности-качества в большей степени традиционны: нравственность, гуманизм, зрелость, бескорыстие, беспристрастность, внимательность по отношению к ученикам, энтузиазм и добросовестность. Однако и здесь можно выделить новые либеральные ценности-качества: интеллект, демократичность, разносторонние интересы, физическое и душевное здоровье.
Рассмотренная система ценностей, реализуемая в педагогическом образовании Республики Корея, позволяет говорить о том, что все компоненты педагогической подготовки учителя в Республике Корея пронизаны ценностной составляющей, наблюдается преемственность ценностей в целях, содержании, средствах и методах педагогического образования на различных уровнях. Синкретичность системы ценностей педагогического образования позволяет идти по пути демократизации, не отка-
зываясь от национальной специфики в образова- новые ценности в образовании, важно прилагать
нии. Благодаря этому общественный статус учите- усилия по поддержанию традиционных ценностей
ля в Республике Корея поддерживается на высоком уважения к учителю и образованию. Демократиза-
уровне и отношение будущих учителей к своей ция педагогического образования должна быть на-
профессии становится ценностным. правлена на формирование более активной жиз-
Таким образом, для качественного улучшения ненной позиции у студентов педагогических вузов,
педагогического образования в России необходима что может осуществляться через открытость и гиб-
тщательная проработка ценностных составляю- кость учебных программ педагогических вузов,
щих его целей, содержания и средств. Развитию разработку процедуры определения курсов по вы-
педагогического образования в нашей стране будет бору в начале учебного года, расширения академи-
способствовать вовлеченность его в мировые про- ческой мобильности студентов, предоставление
цессы интернационализации, диверсификации и студентам реальной свободы в сфере студенческо-
информатизации образования. Однако, принимая го самоуправления.
Список литературы
1. Иванкина Л. И. Аксиологические изменения в сфере образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2002. Вып. 4 (32). С. 21-26.
2. Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестн. Моск. ун-та. 1996. № 4. С. 35-44.
3. Розов Н. С. Культура, ценности и развитие образования: Основания реформы гуманит. образования в высш. шк.: тр. исслед. центра. М.: Исслед. центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1992. 156 с.
4. Сурина И. А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство: вопросы теории и методологии. М.: Социум, 1999.183 с.
5. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2002. 208 с.
6. Толстокулаков И. А. Политическая модернизация в Южной Корее. Опыт историко-политологического анализа: в 2 ч. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2007. Ч. 1. 366 с.
7. Ли Сангчжу. Корейское образование для будущего. Сеул: Изд-во «Кёюкхакса», 1999. 409 с.
8. Yang Jonghoe. Changing values cause ideological confusion // Social change in Korea, edited by Kim Kyongdong. Seoul: Jimodang, 2009. Р. 86-98.
9. Большой словарь корейской национальной культуры. Т. 25. Сеул, Изд-во «Хангукчонгсинмунхваёнгувон», 1995. 788 с.
10. Ким Намсонг, Ким Хёнчхоль, Пак Хон, Янг Чонгхо, Ю Чебонг, Чонг Тогхи, Чин Ёнгын. Наука об образовании для учителя. Сеул: Изд-во «Хакчжиса», 2005. 346 с.
Чалая Е. В., ст. преподаватель.
Дальневосточный федеральный университет.
Ул. Суханова, 8, Владивосток, Россия, б90950.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 25.11.2013.
E. V Chalaya
VALUABLE COMPONENTS OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL TRAINING OF TEACHERS
IN REPUBLIC OF KOREA
The axiological aspects of professional pedagogical education in the Republic of Korea, including the value-goals, value-tools, value-knowledge, value-attitudes and value-quality are considered in the article. The picture of South Korean society ethnos values is presented. Based on the analysis of various documents and materials on education of the Republic of Korea, the author shows the relationship between traditional and new values in pedagogical education.
Key words: professional pedagogical training of teachers, the Republic of Korea, ethnos values, traditional values, new values.
References
1. Ivankina L. I. Axiological changes in education. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2002, no. 4 (32), pp. 21-26 (in Russian).
2. Leontiev D. A. From social values to personal: sociogenesis and phenomenology of the valuable regulation of activity. Bulletin of Moscow University, vol. 14. Psychology, 1996, no 4, pp. 35-44. (in Russian).
3. Rozov N. S. Culture, values and development of education: (Foundation of humanitarian education reform in high school). Moscow, Issled. tsentor po probl. upravleniya kachestvom podgot. Spetsialistov Publ., 1992. 156 p. (in Russian).
4. Surina I. A. Values. Valuable orientations. Valuable space: the questions of theory and methodology. Moscow, Sotsium Publ., 1999. 183 p. (in Russian).
5. Isaev I. F. Professional pedagogical culture of the teacher: Book for the students of higher educational institutions. Moscow, Akademiya Publ., 2002. 208 p. (in Russian).
6. Tolstokulakov I. A. Political modernization in South Korea. Experience of historical and political analysis. Vol. 1. Vladivostok, Izd-vo Dal'nevost un-ta Publ., 2007. 366 p. (in Russian).
7. Lee Sangju. Korean education for future. Seoul. Kioukhaksa Publ., 1999. 409 p. (in Korean).
8. Yang Jonghoe. Changing values cause ideological confusion. Social change in Korea, ed. by Kim Kyongdong. Seoul. Jimodang Publ., 2009. pp. 86-98.
9. Large dictionary of Korean national culture. Vol. 25. Seoul. Hangukchonsinmunhwa Publ. 1995. 788 p. (in Korean).
10. Kom Namsong, Kim Hioncheol, Park Hon, Yang Jongho, Yu Jebong, Jong Toghee, Jeen Yeongyn. Science of education for teacher. Seoul. Hakjeesa Publ. 2005. 346 p. (in Korean).
Far Eastern Federal University.
Ul. Suhanova, 8, Vladivostok, Russia, 690950.
E-mail: [email protected]