Научная статья на тему 'Педагогические технологии в профессиональном обучении детей-сирот'

Педагогические технологии в профессиональном обучении детей-сирот Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
490
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНЦИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / THE COMPETENCE / THE TECHNOLOGICAL APPROACH / DEFINITION OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / USE OF TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кичигина Татьяна Сергеевна

В статье дано определение, способы выбора педагогических технологий, их использование для профессионального обучения детей-сирот, учащихся колледжа и формирования у них компетенций, на основе технологического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with the definition and selection of educational technologies and using them for vocational training of orphan children, students of the college and formation by them professional competences based on the technological approach.

Текст научной работы на тему «Педагогические технологии в профессиональном обучении детей-сирот»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ

ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ

КИЧИГИНА Т.С.

В статье дано определение, способы выбора педагогических технологий, их использование для профессионального обучения детей-сирот, учащихся колледжа и формирования у них компетенций, на основе технологического подхода.

This article deals with the definition and selection of educational technologies and using them for vocational training of orphan children, students of the college and formation by them professional competences based on the technological approach.

Педагогическая технология - совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.

«Российская педагогическая энциклопедия»

Понятие «педагогическая технология» все более распространяется в науке и образовании. Его варианты - «технология обучения», «образовательные технологии», «технологии в обучении», «технологии в образовании» - широко используются в психолого-педагогической литературе. Существует более 300 формулировок, зависящих от представлений автора о структуре и компонентах образовательного процесса. Анализ эволюции понятия «педагогическая технология» дает возможность прогнозировать технологические тенденции в профессиональном образовании. Трансформация термина от «технологии в обучении» до «технологии образования», а потом к «педагогической технологии» отвечает изменением в содержании образования.

Дискуссия о сущности педагогической технологии длится более 50 лет. Она нашла свое отражение в многочисленных определениях многих авторов, педагогических комиссий и ассоциаций. Суть этой дискуссии в столкновении двух крайних точек зрения: некоторые авторы считают педагогическую технологию комплексом современных технических средств обучения, другие называют ее процессом коммуникации. В отдельную группу можно выделить авторов, которые объединяют в понятие «педагогическая технология» средства и процесс обучения. По мнению М.Кларка, сначала содержание педагогической технологии сводилось к «использованию в сфере образования», что является частью технологии нашего времени. Это определение конкретное, оно отображает современное понимание термина «технология в образовании». Содержание термина изменяется в направлении от «технологии в образовании» до «технологии образования», т.к. объединяет специально созданные и приспособленные к учебному процессу средства.

Подтверждением этому могут служить следующие толкования этого термина.

1. Технология образования - это «целенаправленное использование, в комплексе или отдельно, предметов, приемов, способов, событий или отношений для повышения эффективности учебного процесса» (М. Вулман).

2. «Эта технология обучения включает целостный процесс постановки цели, постоянное обновление учебных планов и программ, тестирование альтернативных стратегий и учебных материалов, оценивание педагогических систем в целом и определение новой цели, с поступлением новой информации об эффективности системы» (С. Сполдинг).

Происходит переход от «технологии образования» к «педагогической технологии», т.к. последняя содержит все признаки педагогической технологии в ее современном понимании (постановка цели, оценка педагогических систем, обновление учебных планов и программ на модульной основе, разработка методов и приёмов). Как известно, в новом и более широком понимании пе-

дагогическая технология - это систематический метод планирования, использования, и оценивания всего процесса обучения, формирования компетенций (общих и профессиональных) и умений путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействие между ними для достижения наиболее эффективных форм обучения. В этом понимании педагогическая технология использует как теоретический инструмент, системный анализ.

Наш анализ показывает, что технологии, описывающие педагогический процесс в профессиональном колледже, не опираются на закономерности в полной мере. Большинство предлагаемых технологий подробно описывают только действия педагога, мастера производственного обучения (а не учащегося), тем самым игнорируя закономерность педагогики «обусловленность результатов обучения характером познавательной деятельности обучаемых, способом обучения» (В.И. Загвя-зинский). Основной недостаток этой классификации - "размытость" самого понятия педагогической технологии, несоблюдение главного, на наш взгляд, требования к технологии как дидактическому феномену - гарантированности достижения результата за счет "управляемости" образовательного процесса на основе алгоритмизированной системы педагогических процедур. В.И. Загвязинский, рассматривая проблему различения технологии и методики, предлагает использовать термин «обучающая технология» и выделяет четыре группы таких феноменов: поисково-исследовательские технологии, технологии критериально-ориентированного обучения, имитационные (моделирующие) технологии обучения и информационные технологии.

Деятельность учащихся трактуется как работа по изучению материала, выполнение практического задания, ответы на вопросы педагога. Деятельность преподавателя представлена через методики и методы обучения: лекция, лабораторная и практическая работа, решение задач, организацию групповой работы, прочее. Эти проявления основных компонентов процесса не связаны между собой строго определённо, поэтому не могут быть основой для технологии. Особое место в разработке технологий реализации педагогического процесса в профессиональном образовании занимает чёткая фиксация образовательного результата, понимание которого не может быть достигнуто без рассмотрения современных социальных запросов к сфере НПО-СПО.

Технологии для решения этих задач должны отражать и современные подходы к организации процесса профессиональной подготовки. Идеология личностно - ориентированного образования требует проектирования педагогического процесса, предполагающего индивидуальные образовательные маршруты. Поэтому целесообразны технологии, ориентированные не на группу, а на отдельного обучающегося, причём, с предоставлением ему права выбора, в частности - уровня образовательного результата.

Для нашего исследования представляет интерес идея Г.К. Селевко о том, что «педагогическая технология функционирует и в качестве науки (область педагогической теории), исследующей и проектирующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве алгоритмов, способов, регуляторов деятельности, и в качестве реального процесса обучения и воспитания. Она может быть представлена либо всем комплексом своих аспектов, либо научной разработкой (проектом, концепцией), либо описанием программы действий, либо реально осуществляющимся в практике процессом».

В результате проведенного научного анализа, мы предлагаем понимать под педагогической технологией теоретически обоснованную, оптимальную организацию педагогического процесса, интегрирующую ресурсы образовательно-воспитательной среды колледжа. В границах исследуемой проблемы разработанная система проектирования содержания образовательного процесса в учреждении профессионального образования с учетом отбора профессий и специальностей, по которым в основном обучаются дети-сироты в колледжах ТХК № 60, КИГМ № 23. Из 18 профессий и специальностей, по которым ведётся подготовка в колледже КИГМ № 23, было отобрано 8: 080110-Экономика и бухгалтерский учет (срок обучения 3 года 10 месяцев), 032002-Документационное обеспечение и архивоведение (срок обучения 3 года 10 месяцев), 230,110-

Оператор ЭВМ (срок обучения 3 года), 210317-Монтажник РЭА и приборов (срок обучения 3 года), 1169-Горничная (срок обучения 2 года), 32,22-Оператор швейного оборудования (срок обучения 3 года), 37,13-Садовник (работник зеленого хозяйства) (срок обучения 2 года), 14284-Машинист уборочных машин (клининг) (срок обучения 2 года).

В колледже ТХК № 60 - из 7 специальностей отобрано 4: 1.9 «Оператор электронно-вычислительных машин» (срок обучения 1 год), 070401-Светорежиссура (срок обучения 3 года 10 месяцев), 210313-Аудиовизуальная техника и звукотехническое обеспечение аудиовизуальных программ (срок обучения 3 года 10 месяцев), 220303-Средства механизации и автоматизации (срок обучения 3 года 10 месяцев).

В границах исследуемой проблемы разработанная система проектирования содержания образовательного процесса в колледже с учетом реализации выбранных педагогических технологий для профессиональной подготовки детей-сирот создает три условных направления работы педагогического коллектива:

- социальное - соответствие современным условиям воспитания, профессионального обучения и требованиям общества;

- психолого-педагогическое - разрабатывается (методической службой колледжа) для конкретного УПО на уровне коллективов учащихся и ПЦК (методических объединений) и отображает основные направления деятельности преподавательского коллектива (педагогов и мастеров п/о) и обучающихся в их взаимодействии;

- личностное - собственно процесс развития личности ребёнка-сироты и характеризует представление педагога и самого учащегося о его ближайшей и будущей самореализации.

Учебно-производственную деятельность учащегося ребёнка-сироты обеспечивают педагогические технологии, качественно отличающиеся как по применяемым учебным моделям, так и по составу и способам доставки, обучаемым образовательных материалов. К ним относятся:

- информационная - технология обработки, передачи, распространения и преобразования информации. Один из компонентов информационной технологии - компьютер, поэтому термины «информационная технология» и «компьютерная технология» часто используются как синонимы;

- образовательная технология - комплекс, состоящий из: некоторого представления планируемых результатов профессионального обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий;

- личностно-ориентированная технология, которая ставит в центр всей колледжной образовательной системы личность ребенка-сироты, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность учащегося в этой технологии нс только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели;

- индивидуальная технология (траектория) разрабатывается экспериментальной группой (педагогами, психологами, мастерами п/о, социальными и медицинскими работниками) после широкомасштабной диагностики для конкретного учащегося по конкретной профессии или специальности;

- профессиональная (деятельностная) педагогическая технология, которая подразделена на технологию усвоения теоретических знаний по данной профессии (специальности) и выполнения практических заданий во время производственной практики и производственного обучения.

Понимание педагогической технологии в профессиональном образовании, связанное с опорой на этапы деятельности учащегося и пониманием под её результатом формирование

профессиональных компетенций у выпускников колледжа, требует отнесения технологии к целостному педагогическому процессу отдельно взятого учащегося, без привязки к особенностям изучаемого материала или обособленным качествам формируемой личности.

Разделение технологий мы проводили по уровню активности познавательной деятельности ребёнка-сироты, которая является ключевой в структуре профессиональной деятельности, определяет фактический результат подготовки выпускника колледжа и является ориентиром для активизирующей деятельности педагога и мастера п/о. Поэтому познавательная деятельность ребёнка-сироты является:

- системообразующей для отобранных педагогических технологий;

- ориентиром для выбора соответствующей педагогической технологии в зависимости от требуемого образовательного результата.

Педагогическая технология содержит шесть обязательных компонентов.

1. Результат профессиональной подготовки учащихся детей-сирот, как осваиваемый опыт определённого уровня, представленный структурными элементами содержания образования.

2. Деятельность уч а щихся колледжа.

3. Элементы, характеризующие деятельность преподавателя, мастера п/о (методы и формы обучения).

4. Интерпретация содержания учебного материала, отражающая логику познавательной деятельности ребёнка-сироты соответствующего типа педагогического процесса (описание учебного материала - для формально-репродуктивного типа; то же с широким использованием «сущностной наглядности», с актуализацией причинно-следственных связей, решение практических задач - для сущностно-репродуктивного обучения; проблемная подача учебного материала, задачи - для продуктивного типа; эмоционально - представление темы, поиск жизненно важных задач, решению которых может способствовать данный учебный материал

- для субъектно-ориентированного обучения).

5. Контролирующие процедуры, разбивающиеся на отслеживание выполнения учащимися этапов познавательной деятельности и контроль достигнутых образовательных результатов. Первые могут подробно отслеживать все шаги познавательной деятельности учащегося (лабораторный вариант) либо, в силу отмеченных выше причин, сосредоточиться на главных: «мотивация», «целеполагание», «обдумывание», «планирование», «контроль - оценивание» - как ведущих шагах.

Контроль результата процесса обучения детей-сирот может вестись по сформированности ключевого элемента образовательного результата (профессиональным компетенциям), либо по интегральному показателю сформированности образовательного результата определённого типа процесса, за который принят освоенный способ профессиональной деятельности.

6. Условия и границы реализуемости технологии - это требования к исходному опыту учащегося колледжа и масштабу применения педагогической технологии. Минимальный цикл педагогического процесса, в котором может быть реализована технология:

- для формально-репродуктивного типа - цикл запоминания и повторения образца,

- для сущностно-репродуктивного - цикл формирования умения,

- для продуктивного - решение производственной задачи,

- для субъектно-ориентированного - решение жизненной задачи в полноценном цикле учебной деятельности.

В исследовании решалась задача поиска и отбора педагогических технологий, обеспечивающих гарантию необходимого образовательного результата учащихся колледжа детей-сирот, что является ключевым для технологического проектирования в целом. Поскольку основные составляющие педагогического процесса (образовательный результат, деятельность учащегося, деятельность педагога, мастера п/о) закономерно связаны, проблема состоит в

том, чтобы вычленить те грани указанных составляющих, такие их содержательные компоненты, между которыми действительно наблюдается причинно-следственная зависимость. Реализовать технологический подход можно, опираясь на понимание сущностных сторон образовательного процесса в колледже, на использование необходимых и достаточных для получения образовательного результата средств.

Анализ различных трактовок понятия «технология» в педагогике показал, что гарантия результата является имманентным свойством технологии и позволил сформулировать её обязательные признаки:

- чёткость и определённость в фиксации результата и наличие критериев его достижения;

- пошаговая и формализованная структура (алгоритм) предлагаемых действий, приводящих к результату;

- указания на условия и границы реализуемости технологии.

Рассмотрение закономерностей педагогики и положений деятельностного подхода к профессиональному обучению детей-сирот позволили выявить основу для обеспечения «законосообразности» технологии, а, следовательно, гарантии обеспечения результата профессиональной подготовки детей-сирот. Это, прежде всего, относится к обобщённому (без привязки к конкретике изучаемого предмета) пониманию образовательного результата, формулировке основных базовых понятий, а также к пошаговому описанию деятельности учащегося колледжа, определяющей результат.

К основным базовым понятиям, для нашего исследования, относятся.

1. Общепрофессиональная подготовка учащихся колледжа: особым образом организованная система, содержательный компонент среднего профессионального образования, процесс формирования базовой готовности детей-сирот к самостоятельной профессиональной деятельности, личностные качества будущего выпускника системы НПО-СПО, основа его профессиональной компетентности.

2. Профессиональная компетентность выпускника УПО - интегральная характеристика, отражающая уровень развития его готовности к проектированию и реализации профессионального замысла, отвечающего собственным и производственным потребностям.

3. Готовность - свойство человека, проявляющееся как потребность в осуществлении определенного вида деятельности.

4. Общепрофессиональная (базовая) готовность обучающихся детей-сирот - потребность в успешном освоении профессиональных компетенций при достаточном уровне сформирован-ности общепрофессиональной компетентности (знаниевый компонент) профессиональной направленности, профессионального мышления и профессиональной мобильности на рынке труда.

5. Общепрофессиональная компетентность (знаниевый компонент) - сформированность знаний основ профессиональной деятельности, компетенций содержания предметов общепрофессионального цикла дисциплин определенного направления подготовки (профессий и специальностей).

6. Профессиональная направленность - сформированность интереса и положительной мотивации у детей-сирот к овладению общепрофессиональными знаниями в избранном направлении профессиональной деятельности.

7. Профессиональное мышление - сформированность умений анализировать, обобщать и давать характеристики, идентифицировать и распознавать, оценивать качество продукта на основе анализа, находить решения, моделировать ситуации профессиональной деятельности.

8. Профессиональная мобильность - сформированность знаний конъюнктуры рынка, политехнических основ профессионального труда, умений получать профессиональные знания, переносить получаемые знания на новые виды профессиональной деятельности, самостоятельно выбирать и

принимать решения.

Содержание процесса профессионального обучения детей-сирот на определённом уровне освоения, представляя собой единый целостный опыт, может характеризоваться своими ключевыми элементами, по которым можно контролировать уровень освоения учебного материала (табл. № 1).

Таблица 1. Характеристика элементов содержания

образования и их уровней

Уровень освоения содержания профобразования Знания о способах профдеятельности Опыт материализованных действий Опыт отношения к действительности

I. Ознакомительный Знания-знакомства Несформированная деятельность, неуверенные действия Бытовые потребности

II. Формальный Репродукция, знания-копии Действия по образцу Получение одобрения, послушность

III. Сущностный Сущностные знания (знания- умения) Умения Личная убежденность в целесообразности деятельности

IV. Субъектный Личностные смыслы содержания Деятельность по собственной программе Возможность самореализации

В ходе образовательной деятельности учащегося колледжа складывается результат профессионального обучения, проявляющийся в сформированных компетенциях, профессиональных умениях, навыках, развитости мыслительных умений, личностных качествах, объединяемых понятием «компетенции». Образовательный результат по природе своей является деятельностью, а в совокупности - освоенным опытом. Так, повторяясь в изучении разного материала, уровень его освоения закрепляется как устойчивый опыт учащегося, характеризующий уровень освоения социального опыта. В качестве критерия его мы используем освоенный способ профессиональной деятельности, под которым понимается совокупность типичных особенностей деятельности определённого уровня, включающая мотивы вхождения в профессиональную деятельность, устойчивый опыт осуществления основных её этапов (целе-полагание, поиск информации, переработка информации, планирование, контроль хода и результатов деятельности, оценивание).

Доминирующий у человека способ деятельности говорит об уровне его образованности как наиболее полном проявлении образовательного результата. Здесь нами использовано представление О.Е. Лебедева об уровнях образованности личности как результате образования. Под образованностью понимается способность личности определённым образом решать проблемы на основе использования социального опыта при одновременном расширении круга значимых проблем (Н.В. Рыбалкина).

В качестве показателя уровня образованности выпускника профессионального колледжа в её деятельностном проявлении нами предложено рассматривать позицию личности ребёнка -сироты, определяющую характер развёртывания её деятельности. Мы используем здесь позиции формального исполнителя, специалиста, субъекта собственной деятельности как интегральную характеристику человека, который, по В.И. Слободчикову, является «целью, содержанием и основным критерием эффективности образования». Таким образом, сформированный у учащихся, способ профессиональной деятельности в силу своей переносимости на различные сферы становится базовым способом жизни.

Поскольку за основу для шагов технологии была принята познавательная деятельность учащегося ребёнка-сироты, мы рассмотрели её структуру и уровни, опираясь на исследование Т.И. Шамовой о сторонах активности учения. Две стороны активности, выделяемые авто-

ром (напряжённость умственных сил и отношение к процессу профессиональной подготовки), дополнены третьей - практическая направленность, имеющая большое значение в профессиональной подготовке обучающихся в системе НПО-СПО (и ещё в большей степени для де-тей-сирот).

Важно указать пути инициирования соответствующей деятельности, поэтому действия преподавателя и мастера п/о - важная составляющая технологии. Теоретический анализ показал, что характеристики методов обучения соотносятся с определёнными уровнями активности познавательной деятельности учащегося (рис. 1), которые, как было показано в эксперименте, выводят ребёнка-сироту на строго определённый образовательный результат. Таким образом, выявлены содержательные компоненты основных составляющих педагогического процесса, между которыми наблюдается соответствие по уровням, что является основой использования выбранных педагогических технологий, нацеленных на гарантию формирования образовательного результата.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ~> ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ^ РЕЗУЛЬТАТ

педагога, мастера п/о учащегося ^

Методы обучения Активность познавательной деятельности учащегося Опыт учащегося и ключевой элемент содержания образования

Сообщающие Нейтральная Ознакомительный - «знания-знакомства»

Объяснительно- иллюстративные Воспроизводящая Формальный - формальные знания

Репродуктивные И нтерпрети рующая Сущностный - умения

Личностноориентированного образования Субъектная (личностная) Субъектный (личностный) - отношение к делу

Рисунок 1.

Технология обозначает суть и последовательность действий, ведущих к формированию результата, методика характеризует внешнее оформление этих действий. Технология - стержень, каркас педагогического процесса, методика наполняет его особенным содержанием и придаёт форму реализации.

Таким образом, технология проектирования и реализации процесса профессионального обучения детей-сирот с использованием педагогических технологий учитывает:

- логику проектирования в педагогике, охватывающего этапы реализации проекта профессионального обучения детей-сирот и коррекции первоначального плана;

- логику построения конкретной педагогической технологии, базирующейся на трёх составляющих: результат - деятельность учащегося - деятельность педагога (мастера п/о), причём последующие зависят от предыдущих;

- особенности субъектно-ориентированного типа педагогического процесса, в котором обучающемуся предоставлен выбор и на требования которого мы ориентируем технологию проектирования современного педагогического процесса;

- формат технологии, в обязательном порядке предполагающий пошаговую структуру (этапы), чёткость в описании результата (в нашем случае - педагогическая технология), условия применения. Последние выражаются в проектировании технологий в строгом их понимании и соблюдении минимально необходимого цикла проектирования, соответствующего типу педагогического процесса.

Библиографический список:

1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2-т.Т.1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.

2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования 2-е издание М.:2005 208 с.

3. Кларин М.В. Инновации в обучении. Анализ зарубежного опыта. М.: Наука,1997.236с. Ключевые слова: педагогические технологии, компетенции, технологический подход, определение педагогических технологий, использование технологий.

Keywords: pedagogical technologies, the competence, the technological approach, definition of pedagogical technologies, use of technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.