ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ КОЛЛЕДЖЕ
КИЧИГИНА Т.С.
По мнению автора, наиболее приоритетным в настоящее время является необходимость разработки педагогических условий и выбор соответствующих педагогических стратегий, методов и программ профессионального обучения детей, находящихся на полном государственном обеспечении
According to the author the most priority now is need of development of pedagogical conditions and a choice of the corresponding pedagogical strategy, methods and programs of vocational training of children being on complete state providing
Сегодня ни для кого не является открытием, что процесс социализации детей-сирот затруднен вследствие их длительного пребывания на полном государственном обеспечении в искусственно благополучных условиях детских интернатных учреждений.
Именно поэтому вопрос разработки педагогических условий и выбор соответствующих педагогических стратегий, форм, методов, методик и программ профессионального обучения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, становится приоритетным.
В современной педагогической и психологической литературе категория «условие» рассматривается как видовая по отношению к родовым понятиям «среда», «обстоятельства», «обстановка», что расширяет совокупность объектов, необходимых для возникновения, существования, изменения педагогической системы. Педагогическая трактовка данной категории представлена в работах В.И Андреева, который рассматривает условие как целенаправленный отбор, консультирование и применение элементов содержания, методов обучения и воспитания для дидактических целей.
Под педагогическими условиями подготовки детей-сирот к будущей профессиональной деятельности мы понимаем совокупность внешних и внутренних обстоятельств образовательного процесса колледжа, от реализации которых зависит эффективность процесса подготовки учащихся к профессиональной деятельности. Педагогические условия выступают при этом необходимым компонентом процесса профессиональной подготовки детей-сирот, учитываются при организации образовательного процесса, обеспечивают эффективность профессиональной деятельности.
Проектирование педагогических условий обучения детей-сирот в колледже на основе технологического подхода предполагало следующие стадии действий педагога:
1. установочная: выбор соответствующей педагогической технологии, как правило, обеспечивающей формирование (общих) компетенций и общие образовательные цели колледжа; оценка правомерности их использования в данном предмете, теме, занятии;
2. стадия проектирования педагогического процесса: разработка конкретной технологии занятия, то есть уточнение под учебный материал и специфику контингента учащихся выбранной образовательной технологии;
3. построение методики проведения занятия, включая мониторинг деятельности учащегося ребёнка-сироты и контроль достижения образовательного результата;
4. стадия реализации методики и коррекции педагогического процесса.
Это - общая последовательность проектирования педагогических условий. Реализация репродуктивного обучения не предусматривает вариаций маршрута. Вариативнотехнологическое проектирование ПП является ответом на требование гуманистического подхода к реализации педагогического процесса, который призывает не только прислушиваться к
мнению обучающегося в выборе методов обучения и контроля, форм взаимодействия с педагогом, но и оставляет за учащимся постановку целей обучения: что изучать и в каком объёме.
Предоставление учащемуся возможных выборов обязывает педагога закладывать в проект педагогического процесса вариации образовательных технологий, обеспечивая их соответствующими учебно-методическими комплексами. Поэтому в последовательности проектирования должны входить:
- определение возможных выборов учащимся цели (уровней изучения материала) и соответствующих педагогических технологий;
- уточнение возможных индивидуальных маршрутов учения, предусматривающих деятельность разного уровня активности и потоков учащихся;
- выбор методов работы и необходимой интерпретации учебного материала для каждой траектории;
- разработка дидактического обеспечения всех возможных траекторий изучения темы, приводящих к различным уровням образовательного результата, а также других составляющих учебно-методического комплекса, в частности руководств ребёнку-сироте по выполнению заданий.
Схема возможных вариантов выбора образовательных технологий в реальном процессе приведена в таблице.
Таблица 1. Варианты уровневых образовательных технологий в зависимости от предлагаемого педагогом типа педагогического процесса
Тип педагогического процесса, предлагаемый педагогом Избранные учеником образовательные технологии
Д ФР СР П СО
Догматический +
Формально- репродуктивный + —►
Сущностно- репродуктивный +
Субъектно-ориентированный +
Принятые обозначения:
Д - догматический тип ПП,
ФР - формально - репродуктивный тип,
СР - сущностно-репродуктивный тип,
СО - субъектно-ориентированный тип ПП,
«+» - ситуация совпадения уровней предлагаемого педагогического процесса и образовательной технологии, на которую ориентируется учащийся.
Субъектно-ориентированный тип ПП подразумевает приоритет задач воспитания личности, допускает редукцию познавательной деятельности учащегося, а выбор образовательной цели сделан им осознанно. Педагогическое сопровождение соответствующей деятельности учащегося реализуется по схемам различных педагогических технологий, вбирающих в себя многообразие возможных траекторий изучения материала учащимися и упорядочивающих их до шагов познавательной деятельности известных типов педагогических процессов, фиксирующих обязательные (и достаточные) шаги, которые должен пройти учащийся, чтобы достичь выбранной им образовательной цели.
Таким образом, выбор и проектирование педагогических технологий реализации образовательного процесса профессионального обучения детей-сирот учитывает:
- логику проектирования в педагогике, охватывающего этапы реализации проекта и коррекции первоначального плана;
- логику построения собственно педагогической технологии, базирующейся на трёх составляющих: результат - деятельность учащегося - деятельность педагога, причём последую-
щие зависят от предыдущих;
- особенности субъектно-ориентированного типа педагогического процесса, в котором обучающемуся предоставлен выбор и на требования которого мы ориентируем технологию проектирования современного педагогического процесса;
- формат технологии, в обязательном порядке предполагающий пошаговую структуру (этапы), чёткость в описании результата (в нашем случае - педагогическая технология), условия применения. Последние выражаются в проектировании технологий в строгом их понимании и соблюдении минимально необходимого цикла проектирования, соответствующего типу педагогического процесса.
Для решения задачи организация педагогического процесса в профессиональном образовании различных ступеней (уровней) квалификации детей-сирот нами проведён анализ потребностей основных заказчиков и потребителей образовательных услуг в системе начального и среднего профессионального образования города Москвы, выявивший их уровневый характер.
Запросы к профессиональному образованию позволили уточнить особенности его проектирования, важнейшими из которых являются требования к чёткости результата обучения и воспитания, или образа выпускника, его профессионально-важных качеств, квалификационных требований, всё чаще последнее время выражаемых в компетенциях. Второй особенностью является высокая требовательность к рекомендациям по обучению, которые должны обеспечивать гарантию результата, а не быть аморфными пожеланиями. Третьей особенностью является уровневый характер квалификационных требований к выпускнику (как результату образования), что делает необходимым проектирование уровневых педагогических процессов.
Эти особенности профессиональной подготовки детей-сирот требуют для его проектирования использование технологического подхода. Особую остроту указанные проблемы имеют в начальном профессиональном образовании, где за сжатый отрезок времени с учётом его максимальной экономии необходимо достигнуть определённого образовательного результата. Требуются чёткие указания по организации обучения и воспитания, реализация которых гарантировала бы образовательный результат. Развивающийся бизнес налаживает своё корпоративное обучение и запрашивает технологии, позволяющие эффективно решить поставленные образовательные задачи, что возможно только на основе технологически увязанных описаний результата и процесса.
Современный социальный заказ к профессиональному образованию, фиксированный в виде ступеней стандарта третьего поколения основанного на модульном подходе и компетенциях, требует обоснованных дифференцированных рекомендаций по организации профессиональной подготовки детей-сирот учащихся колледжа, опирающихся на выявленные сущностные особенности технологий различных типов в профессиональном образовании и выводящих на разные уровни профессиональной квалификации.
Библиографический список:
1. Данилова З.Г. Профессионализация и ресоциализация детей-сирот в системе среднего профессионального образования. Монография. Москва, 2008, издательство НИИРПО 212 С.
2. Глазунов А.Т. Педагогические технологии и педагогический профессионализм. //Новые исследования в профессиональном образовании: Сборник научных статей. — Москва — Но-ябрьск, 1998. — С. 6-9.
3. Дмитриенко С.А. Адаптация учащихся образовательного учреждения среднего профессионального образования к будущей профессиональной деятельности: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Омск, 2007. — 198 С.
4. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социальноэмоциональные проблемы. /Под научн. ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. — 106 С.
5. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе: методическое пособие М.Б. Ро-мановская-М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.-160 С.
Ключевые слова: дети-сироты, педагогических условия, педагогические технологии реализации образовательного процесса.
Keywords: orphan children, pedagogical conditions, pedagogical technologies of realization of educational process.