Научная статья на тему 'Личностно-ориентированная технология для организации учебно-познавательной деятельности учащихся колледжа'

Личностно-ориентированная технология для организации учебно-познавательной деятельности учащихся колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
494
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THE PERSONAL FOCUSED TECHNOLOGY / EDUCATIONAL AND INFORMATIVE ACTIVITY / THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL AND INFORMATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кичигина Татьяна Сергеевна

По мнению автора для формирования личности необходимо создавать такие условия, в которых каждый учащийся колледжа смог бы получить умения и знания и раскрыть свои внутренние возможности. В своей статье автор обосновывает использование личностно-ориентированных технологий в организации деятельности обучающихся для полноценной реализации их природного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

According to the author for formation of the personality it is necessary to create such conditions in which each pupil of college could receive abilities and knowledge and to open the internal possibilities. In the article the author proves use of the personal focused technologies in the organization of activity being trained for high-grade realization of their natural potential.

Текст научной работы на тему «Личностно-ориентированная технология для организации учебно-познавательной деятельности учащихся колледжа»

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА

КИЧИГИНА Т.С.

По мнению автора для формирования личности необходимо создавать такие условия, в которых каждый учащийся колледжа смог бы получить умения и знания и раскрыть свои внутренние возможности. В своей статье автор обосновывает использование личностно-ориентированных технологий в организации деятельности обучающихся для полноценной реализации их природного потенциала.

According to the author for formation of the personality it is necessary to create such conditions in which each pupil of college could receive abilities and knowledge and to open the internal possibilities. In the article the author proves use of the personal focused technologies in the organization of activity being trained for high-grade realization of their natural potential.

Современный этап развития Российского общества, введение ФГОС третьего поколения, ставят новые задачи реформирования системы профессионального образования, которые делают необходимым поиск нетрадиционных путей обучения подрастающего поколения. Путь реформирования УПО в направлении поиска оптимального с точки зрения культуры знания не отвечает требованиям современности. Уже сегодня через Интернет (международные сети) можно получить необходимую информацию из любого источника.

Следовательно, тенденции развития профессионального образования таковы, что необходимо создавать условия для того, чтобы каждый учащийся колледжа смог получать необходимые ему умения и знания (социальный опыт - культуру), раскрыть свои внутренние возможности в движении по пути самореализации и получить, в конечном счете, возможность для своего общего развития - формирования индивидуальности. Таким образом, педагог, делая акцент только на формировании знаний, умений и воспитании личности, упускает самого человека, его индивидуальность, неповторимость и уникальность.

Многие педагоги ищут новые технологии, оптимальные методы преподавания и стараются обеспечить благоприятные внешние условия обучения для всех учащихся (в том числе детей-сирот), и, таким образом, не дать проявиться тем качествам, которые могут привести к пробелам в усвоении умений и знаний, к отставанию. Однако такой подход, хотя и позволяет учащемуся успешно овладевать учебным материалом, не дает в полной мере развиться его индивидуальности, т.к. не нацеливает на поиск своих, соответствующих его индивидуальным особенностям универсальных способов деятельности, применяемых в разных условиях и на разном содержании.

Технологии отражают современные подходы к организации процесса профессиональной подготовки учащихся колледжа. Идеология личностно - ориентированного образования требует проектирования педагогического процесса, предполагающего индивидуальные образовательные маршруты для каждой категории обучающихся. Поэтому целесообразны технологии, ориентированные не на группу, а на отдельного обучающегося, причём, с предоставлением ему права выбора, в частности - уровня образовательного результата.

Индивидуализация обучения, заставляет по-новому осмыслить сущность и принципы организации образовательного процесса в УПО, который обеспечил бы каждому обучающемуся разностороннее развитие, формирование опыта познавательной деятельности (развитие общих и профессиональных компетенций), опыта самоорганизации и становления личностных ориентаций. А это, безусловно, требует от педагога знания соответствующих образовательных технологий, методов, методик, приемов и способов организации учебно-производственного

процесса. Однако более 70 % опрошенных педагогов колледжа не владеют соответствующими технологиями и приемами обучения. Из опроса следует, что относительно широко педагоги используют лишь технологии личностного и проектного обучения, элементы модульной технологии и коллективного способа обучения (КСО), другие же педагогические (образовательные) технологии обучения используются крайне редко, а о многих технологиях обучения педагоги вообще никогда не слышали. Те же, кто применяет технологический подход к обучению, используют его лишь на этапе закрепления и совершенствования знаний и их контроля.

Интеграция различных технологий обучения и технологических приемов позволяет создать такую систему индивидуализированного обучения, в которой системообразующим фактором является собственная учебно-познавательная деятельность учащихся колледжа на основе их индивидуальных когнитивных стратегий. Педагогами чаще всего используется личностноориентированная технология, которая ставит в центр всей колледжной образовательной системы личность учащегося, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность учащегося в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели.

Кроме того, это позволяет создать и использовать на различных этапах профессионального обучения такую образовательную систему, которая реализует различные установки для организации учебно-познавательной деятельности учащихся:

- установка на прочное запоминание и жесткое управление учебно-производственной деятельностью, характеризующееся усилением обратной связи;

- установка на усиление системного анализа содержания, включающая в себя не только информацию, но и руководство практической деятельностью учащихся;

- установка на работу с информацией, ее получение, переработку, интерпретацию и представление.

Учет индивидуальных особенностей учащихся колледжа в процессе личностноориентированного обучения должен решать две задачи: 1) организацию процесса профессионального обучения, 2) учет и контроль индивидуального развития личности учащегося.

Оценка эффективности учебно-производственной деятельности состоит в сопоставлении результатов полученных в ходе учебной работы с диагностируемым показателем учебных возможностей учащегося по разным параметрам.

В исследовании динамики развития личности учащегося мы выделяем две группы показателей: выявляемые и формируемые. Эти показатели сравниваются друг с другом.

К выявляемым показателям мы относим Индекс реальных возможностей учащегося (ИРВ) (Ю.К. Бабанский). В программу исследования ИРВ были включены следующие показателя сформированности индивидуальных учебных возможностей учащегося первого курса: обучаемость, уровень развития общеучебных умений и навыков (анализа, синтеза, обобщения и т.п.). навык самостоятельной учебно-познавательной деятельности, обученность, познавательный интерес. Здесь целесообразно использовать метод экспертной оценки, где в роли экспертов выступают педагоги-предметники и (по возможности) психологи колледжа.

Диагностическую карту заполняет каждый педагог, работающий с этим учащимся группы, необходимые показатели выводятся по среднему арифметическому полученных данных (метод В.С. Черепанова).

Таблица 1. Динамика развития уровня сформированности

предметной подготовки

ФИО ИРВ КР-1 КР-2 КР-3 Рез Оц УРВ

Кусв Оцен Кусв Оцен Кусв Оцен

1 2.69 0,65 2 0,75 3 0,79 4 3,25 4 >100

2 3,71 0,75 3 0,75 3 0,8 4 3 3 <100

3 4,275 0,85 4 0,92 5 0,95 5 4,75 5 >100

О ИРВ (1,2,3 - номера учащихся в списке группы)

■ УПЗ

Диаграмма 1. Динамика развития уровня сформированности предметной подготовки

Показатель общеобразовательной подготовки учащегося определялся по среднему арифметическому показателю, полученному по итоговым оценкам каждого учащегося по основным предметам (на первом курсе это 12 предметов).

Формируемые показатели, в нашем понимании - это: 1) уровень сформированности предметных знаний (УПЗ), определяемый через коэффициент усвоения (Кусв) предметного содержания по результатам диагностических контрольных работ (Кусв ) равно числу понятий, освоенных учащимся / к общему числу понятий включенных в контрольную работу; 2) показатель уровня реализации учебных возможностей (УРВ) (отношение ИРВ к УПЗ) (по Н.Б. Фоминой); 3) уровень сформированности учебно-познавательной самостоятельности.

Карта динамики развития уровня сформированности предметных знаний учащихся первого курса колледжа имеет следующий вид (табл. 1, диаграмма 1).

Большое значение мы придаем и исследованию уровня сформированности учебнопознавательной самостоятельности учащихся. Под учебно-познавательной самостоятельностью мы понимаем умение учащегося без систематического контроля, помощи и стимуляции со стороны педагога самостоятельно работать на занятии, дома, в библиотеке (Интернет), умение организовать отдельные формы работы и всю учебную деятельность в целом.

Диаграмма 2. Уровень самостоятельности

Основные характеристики познавательной самостоятельности, исследуемые нами в процессе работы, отражены для каждого учащегося через коэффициент самостоятельности (Кс = ЮМ00%/№ Dmax, где N - число параметров, Di - балл учащегося за определенный параметр, Dmaxi = 3) (диаграмма 2) и коэффициент успешности развития самостоятельности(у = ус2/ус1, где ус2-оценка параметра самостоятельности в конце эксперимента, ус1- в начале) (диаграмма 3).

Для всех показателей можно отметить следующий уровень сформированности: при Кс> 80% - уровень развития данного параметра самостоятельной деятельности высокий; 80% > Кс > 65% - средний, 65% > Кс > 50% - низкий, Кс < 50% - недопустимый.

Где:

1 - уровень усвоения содержания; 2-самостоятельность, самооценка; 3-инициативность; 4-ответственность за результат; 5-степень руководства педагогом.

Диаграмма 3. Динамика развития отдельных параметров самостоятельности

Это не касается такого показателя, как степень руководства деятельностью учащихся.

Здесь, если учащийся обладает низким уровнем степени руководства, то данный параметр самостоятельности выражен у учащегося на высоком уровне. Поэтому шкала коэффициента самостоятельности будет обратной той, которая описана выше.

В результате активного использования педагогами колледжа личностно - ориентированной педагогической технологии достигается устойчивый позитивный результат в усвоении учащимися, как предметных знаний, так и общих компетенций.

Библиографический список:

1. Чагин С.С. Модель личностно ориентированного обучения педагогов информационным и коммуникационным технологиям / Профессиональное образование. Столица. 2006. № 6. С. 27-27.

2. Зауэр Л.С. Информационные технологии в личностно-ориентированном обучении / Профессиональное образование. Столица. 2005. № 3. С. 22-22.

3. Павлова М.А., Немыкина Т.И., Дрягина Г.В., Ярославцева Н.А., Ярославцев А.С. Технология личностно-ориентированного обучения - средство повышения качества образования / Современные наукоемкие технологии. 2009. № 7. С. 96-97.

4. Асманова И.Ю., Горячева М.В. Личностно ориентированный подход как основа педагогических технологий / Интеграция образования. 2009. № 2. С. 99-104.

5. Глызина М.П. Особенности функционирования личностно ориентированной технологии в воспитательном процессе в условиях непрерывного образования / Среднее профессиональное образование. 2008. № 1. С. 18-20.

Ключевые слова: личностно-ориентированная технология, учебно-познавательная деятельность, организация учебно-познавательной деятельности.

Keywords: The personal focused technology, educational and informative activity, the organization of educational and informative activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.