Научная статья на тему 'Профессионализация и развитие детей сирот в условиях колледжа'

Профессионализация и развитие детей сирот в условиях колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилова З. Г.

Поступление воспитанников интернатных учреждений в профессионально-техническое учебное заведение влечет за собой возникновение перед подростками новых проблем, связанных с обучением в профессиональной школе, общением с однокурсниками и педагогами. Переход в новую сферу волнителен как для подростков, так и для педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Receipt of pupils интернатных establishments in a professional educational institution involves occurrence before teenagers of the new problems connected with training in a vocational school, dialogue with classmates and teachers. Transition in new sphere is disturbing both for teenagers, and for teachers

Текст научной работы на тему «Профессионализация и развитие детей сирот в условиях колледжа»

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ - СИРОТ В

УСЛОВИЯХ КОЛЛЕДЖА

ДАНИЛОВА З.Г.

Поступление воспитанников интернатных учреждений в профессионально-техническое учебное заведение влечет за собой возникновение перед подростками новых проблем, связанных с обучением в профессиональной школе, общением с однокурсниками и педагогами. Переход в новую сферу волнителен как для подростков, так и для педагогов.

Receipt of pupils интернатных establishments in a professional educational institution involves occurrence before teenagers of the new problems connected with training in a vocational school, dialogue with classmates and teachers. Transition in new sphere is disturbing both for teenagers, and for teachers.

Введение в оборот понятия - термина «профессионализация» для детей-сирот обучающихся в колледже не имеет долговременной истории в науке и в образовании. В данном случае «профессионализация» трактуется как процесс наполнения всей системы профессионального образования и профессиональной подготовки данной категории обучающихся уточненным содержанием заказа на освоение тех или иных, необходимых в сфере реального труда групп навыков, умений обучающихся с определенным минимальным уровнем владения ими.

В таком формате профессионализация есть процесс и результат выявления, согласования и перевода в разряд профессионально - образовательных технологий, проблем, потребностей и перспективных запросов работодателей из различных секторов экономики и общественной жизни, готовых к принятию на работу подготовленных по их требованиям выпускников - специалистов из числа детей-сирот. Важнейшая характеристика профессионализации образования - диалог заказчиков - работодателей, учреждений профобразования, и перманентный поиск форм адекватной подготовки.

При этом задачи профессионализации и ресоциализации детей-сирот удивительным образом интегрированы. Профессионализация может рассматриваться как средство ресоциализации (социализации). Ресоциализация решает задачи подготовки групп детей риска, групп детей-сирот к принятию и ценностному восприятию мира профессии и реального труда. При этом социализацию мы понимаем как процесс усвоения индивидом ценностей общества и умение адаптироваться в этом обществе с целью реализовать себя.

Вторая смысловая трактовка профессионализации - лично-ориентирована. Специфика положения детей-сирот связана с рядом обстоятельств объективного характера, продиктованных общественной и правовой традицией отношения к детям сиротам. Будучи опекаемыми по статусу в одном из сиротских учреждений, дети-сироты, по формальному признаку до 18 лет, находятся под опекой этого учреждения. Реальность и практика показывают, что в возрасте 14 - 16 лет, начинается объективный переход ребят в иные социальные институты и организации, прежде всего, профессионального образования и труда.

Однако до совершеннолетия они не могут быть приняты на работу, а значит, и не считаются безработными, не имея права на пособие. По сути, до 16 лет они не существуют для обще-

ства. В результате, по данным исследований в некоторых регионах России, почти каждый второй выпускник детского дома состоял в группе «риска» (являлся бомжем, находился под следствием, либо совершал правонарушения, причем, в основном, имущественные: грабежи, разбои). Очевидно, что причинами ясно видимых последствий в судьбах выпускников являются более сложные процессы, заложенные в жизнедеятельности самих интернатных учреждений.

Анализируя данную ситуацию, можно отметить, что система начального, среднего профессионального образования является на сегодняшний день открытой по отношению к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Вместе с тем, профессиональное самоопределение и профессиональная карьера контингента детей-сирот до сих пор не стали предметом целенаправленной, комплексной работы и не приобрели той степени социальной значимости, которая необходима для формирования политических, финансовых, управленческих и образовательных механизмов постоянного мониторинга ситуации и эффективного воздействия на нее.

Специфика и сложность колледжа, как учреждения и элемента системы профессионального образования, состоит в том, что как функциональная система, он связывает воедино как минимум четыре уровня профессиональной деятельности:

- менеджеров колледжа;

- преподавателей колледжа, мастеров п/о, воспитателей общежития;

- обучающихся;

- представителей общества и государства, заинтересованных в его результативности.

Соответственно, существо процессов профессионализации требует учета и мобильного

управления ключевыми параметрами всех этих деятельностей. Именно поэтому в целях качественной профессионализации, следует прибегать к применению сложных системных инструментов управления, задействование которых повышает качество и уровень профессионализации образования на уровне системы и личности.

Во-первых, это маркетинговая деятельность. Профессиональная школа в сложившихся условиях может развиваться при гибком реагировании на складывающуюся конъюнктуру рынка, в части подготовки рабочих и специалистов, при повышении профессиональной мобильности выпускников путем расширения их профессионального профиля, базовой теоретической подготовки, обучения по нескольким профессиям, создания стадийной системы обучения и многоуровневой подготовки. Встает необходимость интеграции и дифференциации различных форм профессионального обучения и типов учебных заведений, расширения сферы их деятельности или перепрофилирования.

Во-вторых, это эффективная деятельность научно-методической службы, обеспечивающей насыщение типовых и примерных учебных планов колледжа содержательными компонентами и технологиями профессионализации на уровне учебного процесса и личности обучающегося ребёнка-сироты.

В сегодняшних условиях профессиональные колледжи самостоятельны в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, в научной и финансовой деятельности, в установлении структуры и формировании контингента. К его компетенции относятся материально-техническое, методическое обеспечение, разработка учебных планов и программ, осуществление текущего контроля успеваемости, предоставление льгот, преду-

смотренных законодательством, создание условий для общественного питания и здравоохранения, содействие деятельности педагогических организаций и методических объединений. Эти новые управленческие функции, которые определены законом, предполагают расширение прав руководителей и усиление их ответственности за качество деятельности педагогического коллектива и за конечные результаты образовательного процесса.

В третьих, это взаимодействие с работодателями и бизнес-организациями. Новым для колледжа требованием становится обеспечение практико-ориентированного подхода максимально приближенного к реальному рабочему месту профобучения в колледже.

Формирование отношений с работодателями - это не простой процесс. Он нуждается в анализе запросов предприятий и фирм, в юридической проработке сотрудничества между ними и колледжем. Также в задачу учебно-производственной службы входит слежением за производственной деятельностью выпускников в постколледжный период. Она решается совместно с отделом адаптации выпускников на производстве. Этот отдел проводит исследование адаптационного периода (до 1,5 года) и передает информацию совету мастеров, бюро трудоустройства, педагогическому консилиуму с целью корректировки их деятельности. Эти структурные единицы, в свою очередь, малые и большой педсоветы предлагают меры для совершенствования деятельности внутри колледжа, начиная с модернизации природноразвивающей среды, влияющей на становление будущего специалиста. Она представляет собой не только среду, в которой происходит учебный процесс, но и обстановку, где личность ребёнка-сироты, проживающего в общежитии, развивается во второй половине дня, когда происходит их дополнительное образование.

В-четвертых, подтверждение качества образования на рынке услуг и как требование внедрение процедур оценки качества.

Нами анализировались два пути отслеживания и обеспечения качества профессионального образования: разработка собственной системы проверки качества подготовки (мониторинг качества и создание системы менеджмента качества), введение в нее неких стандартов и отработка механизмов проверки; получение аккредитации на использование имеющихся стандартов и подтверждение их выполнение путем сдачи внешней проверки. Разработка собственного стандарта качества (особенно на вновь вводимые специальности - такие, как клининг) потребует длительного времени и больших средств, как и все новое. Что касается существующих стандартов на качество, то здесь ситуация гораздо проще. Необходимо лишь пройти проверку на соблюдение стандарта в обучении и получить сертификат.

В-пятых, и это важнейший из инструментов профессионализации - компетентностное обучение и соответствующая система оценки качества.

Компетенция - это не просто хорошая квалификация работника, учитывающая актуальные требования экономических структур, это нечто большее. Компетенции - набор умений и навыков, квалификаций, владение запасом знаний и поведенческими навыками, необходимыми для успешного взаимодействия в современном деловом мире. Это в определенной степени, «включенная», самостоятельно реализуемая, способность, основанная на личностно-значимых знаниях учащегося, учебном и жизненном опыте, ценностях и наклонностях, которые человек развил в результате самостоятельной познавательной деятельности, будучи вовлеченным в образовательную практику. Компетентный человек - это тот, кто обладает определенными возможностями и подготовкой, которые позволяют ему адекватно справляться с ситуацией, активизировать и актуа-

лизировать необходимые знания и умения, приемы и способы деятельности.

Резюмируя, следует подчеркнуть, что мы пришли к пониманию сущности и параметров профессионализации детей-сирот в условиях колледжа. Профессионализация - есть процесс и результат:

- выявления, согласования проблем, потребностей и перспективных запросов работодателей на уровне колледжа из различных секторов экономики и общественной жизни;

- научно-методического обеспечения перевода этих потребностей в разряд профессионально - образовательных технологий профессионального обучения;

- вовлечения педагогического персонала учреждения (колледжа) в процессы управления и преобразования содержанием профессионального образования и деятельности педагогов, обучающихся и работодателей в соответствии с требованиями экономики и развития личности ребенка-сироты;

- внедрения эффективных инструментов рыночного позиционирования и инновационного развития учреждения профессионального образования, как-то: маркетинг, взаимодействие с работодателями, внедрение внутренней и внешней системы оценки качества профессионального образования, компетентностное обучение.

Одновременно как педагогическое понятие - профессионализация может рассматриваться как целенаправленный профессионально-педагогический процесс формирования и развития знаний, умений, навыков, компетенций и ценностных отношений ребенка, обеспечивающих возможности реализации им своих личных, профессиональных качеств, индивидуальности в мире профессиональной деятельности.

Профессионализация на системном уровне - профобразования и личности проистекают параллельно. Взаимосвязано - только в случае эффективного управления этими процессами. Условием интеграции профессионализации на системном и личностном уровне выступают управляемые процессы воспитательного взаимодействия с ребенком, которые в контексте проблем детей-сирот, следует рассматривать как процессы ресоциализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.