Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ»

Подготовка педагогических кадров

УУК(УДК, UDC): 796.01.42.355

Кандидат педагогических наук, доцент Х.З. ГАППАРОВ1

Специализированный филиал Ташкентского государственного юридического университета, город Ташкент, Узбекистан

Муаллиф билан богланиш учун: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ

Аннотация Annotation

В данной статье рассмотрены понятия дифференцированного подхода на занятиях по физической подготовке с курсантами военных образовательных учреждений. В статье приведены педагогические технологии, применяемые на занятиях по легкой атлетике с учетом особенностей боевой подготовки.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, физическая подготовка, курсанты, упражнения, дифференцированный, легкая атлетика.

Мазкур маколада ;арбий таълим муассасалари курсантлари билан жисмоний тайёр-гарлик машгулотларида табакалаштирилган ёндашув тушунчалари му;окама килинган. Маколада жанговар тайёргарликнинг узига хос хусусиятларини инобатга олган ;олда ен-гил атлетика машгулотларида кулланиладиган педагогик технологиялар келтирилган.

Калит сузлар: жисмоний маданият, спорт, жисмоний тайёргарлик, курсантлар, машцлар, табацалаштирилган, енгил атлетика.

This article discusses the concepts of a differentiated approach in physical training classes with cadets of military educational institutions. The article presents pedagogical technologies used in athletics lessons, taking into account the peculiarities of combat training.

Key words: physical culture, sports, physical training, cadets, exercises, differentiated, athletics.

Физическая подготовка, являясь важным элементом боевой подготовки курсантов, направлена на всестороннее физическое развитие обучающихся, в котором органически сочеталось бы духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство.

Под «физическим совершенством» прежде всего, понимается идеальное здоровье, гармоническое физическое развитие, хорошо развитые двигательные функции, всесторонняя физическая подготовленность. Из обширного круга проблем, касающихся физического совершенствования мы хотим более внимательно рассмотреть вопрос использования педагогических технологий на занятиях по легкой атлетике.

Важнейшим требованием современного урока является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся. В данном подходе важно учитывать состояние здоровья, физическое развитие, двигательную подготовленность, особенности развития психических свойств. Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости курсантов по физической подготовке. А курсантам с высоким уровнем неинтересно на занятиях, рассчитанном на среднего обучающегося.

Для решения вышесказанного необходимо подбирать дифференцированные методики, способствующие усвоению программного материала.

Под дифференциацией физического воспитания мы понимаем комплекс организационно-педагогических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, приобщение их к двигательной активности и занятиям спортом, который предполагает следующее: учет индивидуальных различий курсантов в физической подготовленности, мотивации к физкультурно-спортивной деятельности.

Проблема дифференцированного подхода не является новой. В теории физического воспитания обоснованы критерии дифференцирования (В.В.Борисов, М.Г.Ишмухаметов, И.В.Никишин, Д.А.Фильченков и др.), рассмотрены этапы и методы дифференцированного подхода (В.В.Зайцева, Е.П.Ильин, В.Д.Сонькин), изучены вопросы использования дифференцированного подхода для развития двигательных качеств обучающихся (Г.Б.Богданов, В.Н.Шаулин и др.).

Цель исследования. Определить и обобщить методы и средства физической подготовки курсантов на занятиях по легкой атлетике с учетом боевой подготовки.

Задачи:

- раскрыть сущность понятий современных технологий и технологий обучения в физической культуре;

№7-2020 e-mail: [email protected]

53

- выявить условия успешной реализации современных технологий.

- раскрыть особенности технологии дифференцированного обучения на занятиях по физической подготовке;

- раскрыть технологию обучения легкоатлетических упражнений в прикладном направлении

Практическая значимость данной работы:

Определенные в работе методы могут быть использованы в практической работе преподавателями высших военных учебных заведений, а также преподавателями Центров по переподготовке и повышению квалификации сержантского состава.

Важнейшее требование к современным занятиям по физической культуре - обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств.

Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости обучающегося по физической культуре. А обучающемуся с высоким уровнем неинтересно на занятиях, рассчитанном на среднего обучаемого. Поэтому необходимо на занятиях по физической культуре индивидуальный подход.

Н.П.Мастеренко пишет, что при обучении двигательным действиям предусматривает возможность выбора операций для решения тех или иных двигательных задач. В этом случае каждый обучаемый может освоить двигательное действие в предпочтительном для себя составе операций, что станет основой для формирования его индивидуального, самого эффективного, стиля деятельности. Так, например, при закреплении учебного материала, дети условно делятся на группы, в зависимо -сти от подготовленности. Одной группе предлагаются подготовительные или подводящие упражнения в облегченных условиях, другой - усложненные подводящие упражнения, третей - действие в целом, но в облегченном варианте и т.д. Обучающиеся сильных групп, внутри о класса, осваивают учебный материал в среднем на два ¡^ урока быстрее средних и слабых учеников, поэтому 2 обучение двигательному действию заканчивается для го них выполнением изучаемого упражнения в соревновательных условиях, а учащиеся слабых и средних групп

0

^ продолжают выполнять упражнение по частям или

1 многократно повторяют его в стандартных условиях. го Физическая подготовка курсантов в высших военных

Подготовка педагогических кадров

учебных заведениях является неотъемлемой частью боевой подготовки курсантов. В частности, скоростные, силовые способности, выносливость проявляться в специфических условиях в военной деятельности. Поэтому на занятиях по физической подготовке наряду с классическими методиками развития физических способностей применяются специальные технологии, предающие им прикладной характер.

Методика обучения технике бега на средние и длинные дистанции:

В основе современной техники бега на средние и длинные дистанции лежит способность быстрого продвижения вперед при условии экономичности, свободы и естественности движений. Под техникой бега следует понимать не только внешнюю форму, но и качественное содержание движений бегуна, такие как умение затрачивать минимум усилий на продвижение вперед, включать в работу необходимые группы мышц.

Обучение технике бега несколько отличается от обучения другим видам легкой атлетики. Это связано с тем, что в отличие от других видов легкой атлетики основами техники бега владеют все курсанты. Но это иногда не упрощает, а усложняет задачу обучения, так как устранить отдельные сложившиеся ошибки бывает труднее, чем освоить новые двигательные навыки.

В связи с этим, прежде чем приступить к обучению техники бега, целесообразно на первых занятиях ознакомиться с особенностями каждого обучаемого и определить их индивидуальные недостатки, это снимет элемент подражания «идеальному» представлению о технике бега на средние и длинные дистанции.

Существует определенная последовательность в обучении технике бега, одинаковая для всех возрастов.

Наряду с применением классической технологии обучения техники бега на средние и длинные дистанции применяется технология прикладного характера. Сущность заключается в следующем:

- занятия проводятся согласно расписания, курсанты на занятии присутствуют в военной камуфлированной форме и нормативы по бегу на средние и длинные дистанции сдают в форме;

- на последующих занятиях сдача нормативов осуществляется с отягощением, т.е на спину курсанта одевается вещевой мешок с определенным весом;

- сдача нормативов в беге на средние и длинные дистанции осуществляется не только на стадионе, но и по пересеченной местности с отягощением и без неё.

С целью мотивации курсантов к проявлению необ-

54 е-шай: [email protected] №7-2020

Подготовка педагогических кадров

ходимых усилий по преодолению трудностей во время выполнения беговых упражнений ведется учет времени пробегания дистанции как индивидуальных, так и групповых результатов. Групповое время определяется по времени последнего бегуна, причем последний бегун не должен отстать от основной группы на расстоянии не более 100 метров. Если последний бегун отстанет от группы более чем на 100 метров, то групповое время не засчитывается.

Такая технология способствует сплочению группы во время кросса, осуществлению взаимосвязи и взаимопомощи между военнослужащими.

Методика обучения технике бега на короткие дистанции:

К обучению технике бега на короткие дистанции рекомендуется приступать после освоения техники бега на средние и длинные дистанции. В этом случае обучающиеся уже будут иметь представление о рациональной технике бега, уметь выполнять беговые движения свободно и раскрепощено, что очень важно в беге на короткие дистанции, где осложняющими моментами являются необходимые мощность и частота движений. Обучение бега происходит в той же последовательности, как при обучении технике бега на средние и длинные дистанции, с той лишь разницей, что в этом виде обучают технике бега с низкого старта, а не с высокого.

Наряду с применением классической технологии обучения техники бега на короткие дистанции применяется технология прикладного характера. Сущность заключается в следующем:

- занятия проводятся согласно расписания, курсанты на занятии присутствуют в военной камуфлированной форме и нормативы по бегу на короткие дистанции сдают в форме;

- стартуют с трех положений: с высокого старта, упора лежа и траншеи. При старте с траншеи добавляется дополнительная задача: перед стартом стрех попыток гранатой попасть в цель, которая находится на расстоянии 10 м. Отсчет времени сдачи норматива начинается с момента метания гранаты в цель.

Методика дифференцированного обучения легкоатлетическим упражнениям:

Дифференцированный метод обучения на занятиях по легкой атлетике исходит из общих задач боевой подготовки военнослужащих, а именно, физическая подготовленность курсантов должна соответствовать нормативным требованиям предъявляемые военнослужащим. Поэтому дифференцированный метод обучения осуществляется традиционно на занятиях, а также во время самостоятельной подготовки курсантов.

Технология заключается в следующем. На основе критериев оценки выполнения нормативов по физической подготовке разработана рейтинговая таблица, которая позволяет осуществлять дифференцировку физических способностей курсантов.

Рейтинговая таблица дает возможность дифференцированно оценивать в баллах достигнутые результаты курсантов. Например, оценка «отлично» может быть 3 или 4 уровнях, от 86 до 100 %.

На основе нормативно-правовых документов каждый военнослужащий Вооруженных сил Республики Узбекистан обязан постоянно поддерживать и повышать уровень физической подготовленности. Исходя из вышеизложенного, на основе рейтинговой таблицы курсанты во время самостоятельной подготовки проявляют инициативу для повышения достигнутых результатов в физической подготовке. Таким образом, рейтинговая система оценки результатов физической подготовленности способствует повышению инициативности в саморазвитии и самосовершенствовании курсантов.

Заключение:

1. Использование технологий дифференцированного образования позволяют наиболее эффективно обучать двигательным действиям, развивать физические способности, формировать знания, обеспечивают достижение физического совершенства;

2. В результате правильной организации дифференцированного подхода в обучении повышается мотивация к занятиям физической культуры и результативность учебного процесса, проявляется творческая активность курсантов на занятиях и в процессе самостоятельной подготовки;

3. Современные образовательные технологии обучения помогают создавать мотивирующую благоприятную среду в процессе занятия. Однако, внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью.

Литература:

1. Гришина Ю.И. Общая физическая подготовка. Знать и уметь: учебное пособие для вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 249 с.

2. Легкая атлетика: учебник для институтов физической культуры / Под ред. Н.Г.Озолина, В.И.Воронкина, Ю.Н.Примакова. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: ФиС, 1989. - 671 с.: илл. °

3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры - М.: О Физкультура и спорт, 1991 - 326 с. ^

4. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Уч. пособие -

М.: Пед. общ-во России, 2002. - 480 с. ^

5. Шакиржанова К.Т., Тухтабоев Н.Т. Основы техники, методика п; обучения и тренировки в беге на короткие дистанции. Учебно-методическое пособие - Т.: 2012 о

6. Шакиржанова К.Т. Енгил атлетика (мусобак,а кридалари) ^ укувкулланма. Т., 2007. -354 бет. |

7. QudratovR.Q. Yengilatletika. Darslik. - Т.: 2012 у. 384 Ь. с

№7-2020 е-шаП: [email protected] 55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.