Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА'

КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
КУРСАНТЫ ВОЕННОГО ВУЗА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА И СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахметов Т. Т.

В статье представлены результаты оценки методики совершенствования физического воспитания курсантов военного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рахметов Т. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА»

Массовая физическая культура и спорт

Преподаватель Т.Т. РАХМЕТОВ1,

'Чирчикское Высшее Командно-инженерное училище, г. Чирчик

КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Аннотация

Annotation

о

CN

о

CNI

го та ■с о о.

В статье представлены результаты оценки методики совершенствования физического воспитания курсантов военного вуза.

Ключевые слова: курсанты военного вуза, физическая культура, профессионально важные качества и свойства личности.

Актуальность. Воспитание высокопрофессиональных, преданных воинскому и патриотическому долгу, самоотверженных и храбрых военнослужащих является одним из важнейших условий защиты независимости и территориальной целостности Республики Узбекистан [1].

Общество постоянно нуждается в подготовке квалифицированных, высоконравственных и верных государственным идеалам защитников. В этих условиях физическая культура и физическая подготовка в военных вузах Узбекистана во взаимодействии с гуманитарными, социально-экономическими, правовыми и специальными дисциплинами приобретают новое качество.

Возрастает необходимость повышения качества физического обучения и воспитания курсантов. Кафедра физической подготовки и спорта инженерного вуза выступает как образовательная и воспитательная структура, интегрирующая усилия профессорско-преподавательского состава по физической культуре и подготовке курсантов, созданию условий для развития и совершенствования их индивидуальных способностей [2,3].

Вместе с тем, до настоящего времени недостаточно изучены особенности формирования физической культуры личности курсантов, в связи с чем и определила актуальность данной работы.

Цель исследования. Разработка и обоснование комплексной методики формирования физической культуры военного вуза.

Организация исследования. Для определения эффективности разработанной комплексной методики нами был проведен педагогический эксперимент. Сформированные в начале исследования из курсантов первого и второго курса контрольная и

Ма^олада курсантларнинг жисмоний тарбияни такомиллаштириши услубининг бадолаш натижалари давдда суз юритилган.

Калит сузлар: уарбий олий таълим курсантлари, жисмоний маданият.

экспериментальная группы (по 36 человек в каждой) не имели достоверных различий по исследуемым показателям. В процессе всего периода обучения занятия в контрольной группе (КГ) проводились по традиционно используемому плану организации и проведения физической подготовки в военных учебных заведениях, содержание которой реализо-вывалось в форме учебных и секционных занятий, физкультурно-спортивных мероприятий, направленных на улучшение уровня общей физической подготовленности. При этом объем средств профессиональной направленности не превышал 17-19%.

Экспериментальная группа (ЭГ) весь период обучения в вузе занималась по методике, направленной на формирование профессиональной физической культуры личности курсантов. Приоритетными задачами являлись развитие индивидуальной физической культуры, формирование устойчивой мотивации к занятиям физическими упражнениями и спортом, развитие функциональных систем организма, обеспечивающих высокую работоспособность и здоровье, развитие профессионально важных качеств. Для достижения необходимого уровня профессионально важных качеств удельный вес используемых средств специальной прикладной направленности в общем процессе физического воспитания зависел от особенностей разрешения этапных (семестровых) задач обучения и варьировал от 35-40% на первом и 50-55% втором курсах.

Методы исследования. Теоретический анализ и обобщение научно-методической и специальной учебной литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, анализ секционных занятий, педагогический эксперимент, анализ физической подготовленности, методы математической статистики.

Результаты исследования. В ходе предва-

32

e-mail: [email protected]

№2-2020

Массовая физическая культура и спорт

рительного исследования было выявлено, что реализация традиционно используемой в вузе программы по физической подготовке не обеспечивает должного развития профессионально важных качеств и формирования физической культуры личности будущих офицеров. Неудовлетворенность состоянием дел в организации и обеспечении специализированной физической подготовки в вузе обусловила постановку и решение задачи, связанной с разработкой и экспериментальной оценкой комплексной методики формирования профессиональной физической культуры у курсантов военного вуза.

Идея эксперимента состояла в сравнительном изучении продуктивности традиционно существующей и экспериментальной комплексной методики, в которой четко выражена профессиональная направленность подготовки будущих офицеров. Эффективность занятий по физической подготовке в контролируемых группах (КГ, ЭГ) с различной организацией процесса физического воспитания оценивалась по динамике показателей, характеризующих психофункциональное и физическое состояние личности курсантов.

Эффективность комплексной методики проверялась в ходе педагогического эксперимента, результаты которого свидетельствуют о её положительном влиянии на формирование у курсантов военного вуза профессиональной физической культуры (таблица).

Эффективность экспериментальной методики подтверждают и результаты оценки личностных профессионально важных качеств, необходимых в работе военного инженерного профиля. К концу обучения у курсантов ЭГ достоверно улучшились шесть исследуемых личностных качеств, важных для будущего офицера - общительность, сообразительность, эмоциональная устойчивость, выраженная сила, смелость, самоконтроль. У курсантов КГ достоверное улучшение приобрели только три качества - общительность, эмоциональная устойчивость и самоконтроль (р<0,05).

Реализация экспериментальной комплексной методики обеспечила не только психофизическую, функциональную и личностную готовность курсантов к будущей деятельности, но и позволила значительно повысить их интеллектуальный уро-

вень. Сравнительный анализ показателей состояния теоретической подготовленности в течение всего периода обучения в вузе выявил, что уровень знаний в сфере физической и профессиональной физической культуры у курсантов ЭГ выше в сравнении с КГ.

Таблица

Уровень показателей состояния курсантов опытных групп до и после эксперимента (Х±с)

Изучаемый показатель Группа Исходные показатели В конце эксперимента Р

Показатели функционального состояния

Функциональная проба, усл. ед. ЭГ КГ 43,6±10 43,34±9,8 35,06±9,5 39,02±9,7 <0,05 >0,05

Показатели физической подготовленности

Бег на 3000 м, мин, с ЭГ КГ 12.24±0,6 12.04±0,36 12.25±0,8 12.79±0,9 <0,05 <0,05

Бег на 100 м, с ЭГ КГ 13,02±0,61 14,04±0,77 14,31±0,51 14,64±0,5 >0,05 >0,05

Подтягивание на перекладине, кол-во раз ЭГ КГ 17,06±0,42 15,11±0,7 13,29±0,37 12,08±0,3 <0,05 <0,05

Прыжок в длину с места,м ЭГ КГ 2,64±0,5 2,36±0,12 2,43±0,19 2,40±0,17 >0,05 >0,05

Оптимизация процесса физического воспитания в учебном заведении, наряду с решением воспитательно-образовательных задач, обеспечивает и достижение укрепления здоровья обучающихся курсантов. Анализ данных ЭГ был направлен на преимущественное развитие силы, скоростной и силовой выносливости, ловкости. При этом у курсантов приобретались навыки: - в плавании в обмундировании с оружием при переправах вплавь;

- повышение устойчивости к укачиванию;

- воспитание сплоченности и совершенствование навыков в коллективных действиях на фоне больших физических и психических нагрузок. Всё это позволило выявить существенные различия в группах курсантов с разной организацией процесса физического воспитания.

Вывод. Разработанная система достаточно эффективно формирует у курсантов необходимый уровень физической подготовленности к профессиональной деятельности. Последнее свидетельствует о целесообразности ее применения в практике физической подготовки курсантов военно-технического училища

Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о высокой эффективности разработанной комплексной методики формирования профессиональной физической культуры у курсантов военного вуза.

ЛИТЕРАТУРА:

о см о

£М СМ

1. Мирзиёев Ш.М. Постановление «О коренном совершенствовании системы повышения духовно-просветительского уровня военнослужащих вооруженных сил республики Узбекистан», № ПП-3898 от 4 августа 2018 года.

2. Бородин Ю.А. Тенденции изменения требований профессиональной деятельности и организации системы физической подготовки курсантов и слушателей вузов инже-

нерно-технического профиля / Ю.А. Бородин // Физическое воспитание студентов творческих специальностей : сб. науч. тр. / под ред. С.С. Ермакова. - Харьков, 2007. - № 3. - С. 15-29.

3. Волненко, Ю. В. Технология физической подготовки курсантов военного вуза, направленная на повышение готовности к профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Волненко Ю.В. - Хабаровск, 2008. - 25 с.

го га

О О.

№2-2020 е-шаП: [email protected] 33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.