Подготовка педагогических кадров
УУК (УДК, UDC) 355.252:159.98:544.3
Кандидат педагогических наук, доцент
А.А. КОЧКАРОВ1
'Академии МВД Республики Узбекистан,
город Ташкент, Узбекистан
Информация для связи с автором:
Аннотация
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ, ОГНЕВОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ
Annotation
В статье анализируется корреляционная зависимости физической, огневой подготовленности и психологических качеств курсантов 1-Ш курсов.
Ключевые слова курсанты, физическая, огневая подготовка, психологические качества.
Маколада I-III курс курсантларининг жисмоний, ук отиш тайёргарлиги ва психологик сифатларини корреляцион боглщлиги та^лил килинган.
Калит сузлар: курсантлар, жисмоний, уц отиш тайёрлаглиги, психологик сифатлар.
***
The article analyzes the correlation between physical fire readiness and psychological qualities of cadets of I-III courses.
Key words: the cadets, physical, fire training, psychological quality.
Актуальность. Последние события, происходящие в мире, связанные с проявлениями терроризма и активизацией транснациональной организованной преступности, предъявляет необходимость оптимизации и совершенствования профессионально-прикладной подготовки кадров органов внутренних дел различных государств. Научно-методические и практико-прикладные разработки, направленные на обучение кадров органов внутренних дел по физической, профессионально-прикладной физической, огневой и психологической подготовке имеют особую актуальность и востребованность. Даже в таких странах как Австралия, Австрия, Великобритания, Венгрия, Египет, Индия, Испания, Ирландия, Китай, Российская Федерация, США, ФРГ, Франция, Чехия, ЮАР, Южная Корея, Япония и других странах вышеуказанные проблемы требуют своего скорейшего разрешения [3,4].
В мировом сообществе придается особое значение профессионально-прикладной подготовке, состоящей из таких составляющих элементов как физическая, огневая, тактическая и психологическая подготовка. Технологическим элементом данного процесса является всесторонняя, комплексная подготовка сотрудников органов внутренних дел личностно значимыми и профессионально необходимыми психологическими навыками, и знаниями, формирование и развитие у них психологических качеств, привычек поведения, общения, а также умения противостоять стрессам и профессиональной деформации.
Профессионально-прикладная подготовка базируется на профессиограмме [2,3]. Без всестороннего глубокого знания особенностей влияния на организм курсантов различных сторон учебной деятельности невозможно произвести отбор соответствующих и наиболее эффективных средств профессионально-прикладной подготовки, в том числе видов физической активности, психологических качеств и огневой подготовки.
Известно, что требования к физическим каче-
ствам, навыкам и психофизиологическим функциям, как в процессе служебной деятельности, так и в процессе обучения, должны содержать средства и методы, соответствующие курсу обучения.
Следует отметить, что отбор средств профессионально-прикладной подготовки в соответствии с курсом обучения - сложный и трудоёмкий процесс. Предварительным условием является достаточная информированность материалов. Основой прикладной ценностью является направленность влияния профессионального и спортивного воздействия на организм в ходе обучения, оцениваемого по следующим показателям: физическая, огневая подготовленность и психологические качества (эмоционально-волевые, степень тревожности, нервно-психиче ская устойчиво сть).
Цель исследования - установление степени зависимости параметров профессионально-прикладной подготовленности курсантов 1-111 курсов для повышения эффективности образовательного процесса.
Организация и методы исследования. Исследованием были охвачены курсанты 1-Ш курсов Академии МВД Республики Узбекистан (всего 320 обучающихся).
Применялись следующие методы исследования. На первом курсе исследовались показатели огневой подготовленности: стрельба из АКМ по условиям упражнения №1 (количество попадания), стрельба из ПМ по условиям упражнения №1 (количество очков) [5].
Тестирование физических качеств состояло из: подтягивания на высокой перекладине, бег на 100 м и 3000 м.
Психологические качества определялись по оценке эмоционально-волевых качеств (ОЭВК), шкале тревожности (ШТ), уровню психологической устойчивости (УПУ), для чего применялись психологические тесты Г.Ю. Айзенка и В.М. Русалова, Дж. Тейлора [1].
74 e-mail: [email protected] №3-2020
Подготовка педагогических кадров
Важно отметить некоторые особенности. В силу разных причин на втором курсе использовались следующие тесты: стрельба из ПМ по условиям упражнения .№1 (количество очков) и тесты по физической подготовке подъем переворотом.
Таблица 1
Корреляционная матрица взаимозависимости данных физической, с и психологических качеств курсантов I курса
1
2 0,32
3 -0,35 -0,08
4 0,14 0,01 -0,49
5 -0,14 -0,20 -0,42 0,40
6 0,12 0,03 -0,01 0,05 0,21
7 0,01 0,35 0,26 0,03 -0,24 -0,06
8 -0,03 0,33 -0,16 0,26 0,07 0,07 -0,02 НЯ
1 2 3 4 5 6 7 8
В таблице 1 приводятся данные отрицательной зависимости (г= - 0,49) между подтягиванием и временем бега на 100 м и 3000 м (г = -0,42). На первом курсе необходимо использовать упражнения, направленные на развитие силовых качеств верхнего плечевого пояса и средств общей выносливости. Выявлена обратная связь между подтягиванием и огневой подготовленностью (г = -0,35). Таким образом, следует усилить работу по обучению технике стрельбы, так как точность стрельбы зависит и от силовых возможностей верхнего плечевого пояса.
Таблица 2
Корреляционная матрица взаимозависимости данных физической, огневой подготовленности и психологических качеств курсантов II курса
1
2 0,03
3 0,02 0,63
4 -0,20 -0,32 -0,07 ш
5 0,00 -0,35 -0,28 0,30 _
6 0,09 -0,19 -0,34 -0,15 -0,24 _ ш
7 0,11 0,14 0,32 -0,04 -0,28 °,°5
8 0,11 0,14 0,32 -0,04 -0,26 °,°5 1,00
1 2 3 4 5 6 7 8
На втором курсе между подтягиванием и подъемом переворотом определена средняя связь (г=0,63). Важно использовать упражнения развивающие силовые возможности брюшного пресса и верхнего плечевого пояса. Следует отметить прямую связь (г = 1,00) между шкалой тревожности и уровнем нервно-психологической устойчивости. Повышенная тревожность, присущая курсантам второго курса, наблюдается при своеобразных нервных расстройствах. Одной из самых распространенных психологических проблем, обучающихся в образовательных учреждениях, связанных с тревогой, является проблема перегрузки. Переутомление приводит к снижению умственной и физической работоспособности.
Таблица 3
Корреляционная матрица взаимозависимости данных физической, огневой подготовленности и психологических качеств курсантов III курса
1
2 0,16
3 -0,08 -0,31
4 -0,18 -0,23 0,20
5 0,00 -0,07 -0,08 0,17
6 0,09 -0,17 0,01 0,08 0,04
7 -0,28 -0,13 0,02 0,14 -0,01 0,51
1 2 3 4 5 6 7
На третьем курсе установлена зависимость (r = 0,51) между шкалой тревожности и уровнем нервно-психической устойчивости. На старших курсах сохраняется беспокойство, эмоциональное напряжение, повышенная чувствительность и волнение у курсантов. В свою очередь, известно, что для полноценной учебной, служебно-боевой деятельности определенный уровень тревожности просто необходим. Такая тревожность мобилизует курсантов на преодоление трудностей, связанных с дальнейшей профессиональной деятельностью. Такую тревожность называют конструктивной.
Заключение. Таким образом, проведенный анализ взаимозависимостей показателей профессионально-прикладной подготовки, физической, огневой подготовленности и психологических качеств курсантов I-III курсов позволяет сделать следующие выводы. Степень взаимозависимости в большой мере зависит от курса обучения. На младших курсах следует усилить работу в направлении физической подготовки на основе комплексной фитнесс-програм-мы аэробной направленности и использованием электронно-лазерных тренажеров в огневой подготовке. На выпускных курсах необходимо использовать средства физической, огневой и психологической подготовки в соответствии с будущей профессиональной деятельностью в органах внутренних дел на базе упражнений системы кроссфит, аэробно-анаэробной направленности и видов единоборств. Определено, что тревожность взаимосвязана с нервно-психической устойчивостью, поэтому в учебном процессе курсантов необходимо использовать личностно-о-риентированный подход.
Литература:
1. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: 2003.
- 198 с. Шапарь В., Тимченко А., Швыдченко В. Рабочая книга практического психолога. М.: АСТ; Харьков: Торсин.: - 2004.
- С. 57-64. 0
2. Гайдук С.А., Морищук Л.В. Технология формирование волевых CN качеств в процессе профессионально-прикладной физической подго- ^ товки. Монография. Минск.: МГВРК. - 2007. - 200 с.
3. Кочкаров А.А. Педагогическая технология профессионально-прикладной физической подготовки курсантов Высших сержантских курсов: дис...кан. пед. наук. - Ташкент.: - 2007. - 157 с. ^
4. Овчинников В.А. Система формирования профессинально-при- то кладной физической культуры курсантов и слушателей вузов МВД России. Автореферат дис. ... д-ра.пед.наук. - Волгоград.: - 2012. - 56 с. q.
5. Приказ министра внутренних дел Республики Узбекистан от 17 m января 2018 г. №17 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения занятий по служебной, боевой, физической и морально-психоло- ^ гической подготовке в органах внутренних дел». ц_
№3-2020 e-mail: [email protected] 75