УДК 378.134 ББК 74.580.052.6 Г 96
Е.Н. Гусарова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
ОБУЧЕНИИ
(РЕЦЕНЗИРОВАНА)
Аннотация. В статье раскрывается понятие «педагогические технологии» как основа педагогического творчества; определяются основы освоения технологий обучения и воспитания как условия формирования творческой личности педагога; проводится анализ эффективности применения технологии формирования творческой личности, которая основывается на развитии коммуникативной компетентности и креативности в вузе.
Ключевые слова: педагогические технологии, профессиональное становление,
креативность, творческая личность, технологии активного обучения, коммуникативная компетентность.
E.N. Gusarova
PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES AS THE CONDITION OF FORMATION OF THE CREATIVE PERSON OF THE TEACHER IN PROFESSIONAL TRAINING
Abstract. The paper uncovers the concept “pedagogical technologies” as a basis of pedagogical creativity. The author defines foundations of development of training and education technologies as conditions of formation of the creative person of the teacher. The analysis is made of efficiency of application of formation technology of the creative person which is based on development of communicative competence and creativity in higher school.
Keywords: pedagogical technologies, professional formation, creativity, the creative person, technologies of active training, communicative competence.
В настоящее время существует социальный заказ на повышение творческого потенциала общества как основного ресурса развития государства. Если раньше социальным стимулом изучения творчества была любознательность, культура развивалась стихийно подвижничеством талантливых людей, то теперь, согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», особое значение приобретает создание экспериментальных площадок для новых подходов к содержанию и технологии образования.
Тенденции развития современных образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности в профессии. Педагогическая технология приближает педагогику к точным наукам, а педагогическую практику, включающую творчество учителей, делает вполне организуемым, управляемым процессом с предсказуемым позитивным результатом.
Современное определение термина «педагогическая технология» отражает различные подходы к его исследованию: личностно-ориентированный, деятельностный, социологический и др. В нашей статье мы опираемся на определение, принятое рядом авторов (С.А. Смирнов, Т.И. Бабаева и др.), которые определяют технологию в образовании как синтез цели, содержания, необходимых средств обучения и соответствующий цели комплекс методов воспитания и обучения, позволяющий получить образование [14].
Основными принципами педагогической технологии являются: ориентация на социально-ценностное отношение воспитанника; признание индивидуальности личности;
принцип отражения, означающий взаимное раскрытие «Я» педагога и «Я» воспитанника; принцип отношения, предполагающий активную работу сознания людей, участвующих в творчестве; принцип саморазвития, с помощью которого формируется творческая личность.
Педагогический процесс в целом, как процесс эвристический, может быть технологизирован, а его результат вероятностно просчитан. Для достижения педагогических целей может быть выбрана и научно обоснована система методов. Педагогическое творчество требует определенной методологической культуры: проблемного видения, навыков проектирования педагогических задач, рефлексивных навыков. Оно не только объективное, но и субъективное созидание нового, ибо основным инструментом творчества учителя является его личность.
Практика показывает, что на пути освоения творческих инноваций перед учителем встают затруднения, прежде всего, профессионально-личностного характера, связанные со стереотипными личностными установками и реакциями в рабочей обстановке. Типичное их проявление - обращение к привычным шаблонам работы авторитарного склада. По своей природе эти затруднения относятся к сфере межличностного взаимодействия и соответственно могут преодолеваться социально-психологическими методами (В.А. Бодров, А.В. Растянников, С.И. Змеев, Р.Е. Рафель и др.) [2, 7].
Технологическая революция и возникновение постиндустриального общества привели к тому, что к современному педагогу стали предъявляться новые функциональные требования. Анализ особенностей проектирования и применения современных технологий в обучении и воспитании выявил существенные трудности, возникающие у преподавателя, связанные с освоением новых способов деятельности:
- необходимость ломки сложившихся стереотипов при переходе на новые методы обучения;
- необходимость дополнительных и весьма больших по объему временных, организационных и психофизиологических затрат при перестройке профессионального обучения;
- трудности, связанные с изменением стилей общения и деятельности.
Перечисленные выше трудности и противоречия, основанные на высоких
требованиях к результатам обучения и личности педагога, указывают на необходимость изучения условий, позволяющих их преодолеть. Прогрессивная линия развития, предполагающая развитие творческих и специальных способностей студентов, наблюдается при оптимальном сочетании активных технологий с академическими формами обучения:
- увеличение доли проблемного обучения;
- самостоятельные виды деятельности, активность учащихся по поиску, обработке, осмыслению и применению необходимой информации;
- освоение педагогом технологий уровневой дифференциации, помогающих раскрыть достоинства учащихся, подчеркнуть их творческую индивидуальность;
- освоение интегративных программ, позволяющих давать навыки классификации и измерения изучаемых явлений, развивать научную интуицию;
- внедрение технических средств обучения;
- освоение приёмов алгоритмизации;
- освоение педагогической техники в качестве инструмента подготовки педагога к творческой деятельности.
Уровень овладения педагогической технологией может быть элементарным и профессиональным. Педагогическое мастерство и проявление творческих особенностей личности преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения и воспитания в соответствии с программой и поставленными педагогическими задачами, грамотно спроектировать педагогический процесс.
Развитие «технологической» и личностной готовности к творческому труду студентов в процессе профессиональной подготовки должно включать целый комплекс мероприятий с различным набором используемых методов (Г.А. Халюшова, Н.В. Мартышкина, Н.Ф. Вишнякова, С.В. Щенникова, О.А. Кочергина, Л.М. Митина, Н.В. Тимербаева): технологии реализации программы педагогической практики студентов, которые базируются на идеях внутриотраслевого синтеза и дают представление о возможных путях интеграции педагогического и психологического знания; творческие задания, направленные на формирование умения профессионального общения и поведения; технология конструктивного изменения поведения учителя, обусловливающая его профессиональное саморазвитие; технология разработки творческих заданий в процессе освоения предметов профессионального цикла [3, 10, 12, 13].
Анализ литературы показывает, что на современном этапе мало уделяется внимания изучению методов творческой деятельности педагога. Тем не менее формирование творческих умений и способностей необходимо активно проводить в вузе, ориентируя студентов на осознание педагогической деятельности как творческого процесса.
Педагогическое творчество специфично: у него своя динамика (оно «спрессовано во времени»); публично, осуществляется на людях; невозможно без сотворчества с учениками и коллегами; результат творчества связан с развивающимся человеком, формирующейся личностью, что накладывает ограничения (не навреди своим творчеством); отсроченность результата и необходимость его прогнозирования; необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.
Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности и охватывает все ее стороны: конструктивную,
организаторскую, коммуникативную и гностическую. Новизна педагогического поиска в своем высшем проявлении - это создание новых педагогических систем, технологий, открытие неизвестных закономерностей, это новые идеи, методы, средства.
Специфика педагогического творчества определяется созданием передового педагогического опыта, исследованием проблем научной организации труда, что задаёт соответствующие уровни творчества педагога: профессиональное становление, стихийное самоусовершенствование, планомерная рационализация, уровень оптимизации процесса и результатов труда.
Формирование новых технологий должно осуществляться в следующей последовательности:
- определение возможностей с помощью фундаментальных исследований;
- определение эффективности с помощью прикладных исследований;
- разработка документации, программных и методических средств;
- обучение преподавателей;
- выделение этапов обучения и определение диагностичных целей для каждого из этапов обучения.
Реализация систем интенсивного обучения возможна при соблюдении ряда условий. Это:
- всесторонний учет характеристик педагогической среды: знаний, умений и навыков; форм и методов организации обучения и самостоятельной работы студентов;
- соблюдение принципа адаптации процесса обучения к личности студента. Этот принцип реализуется на практике через нелинейное структурирование;
- индивидуальное освоение студентами общенаучных и специальных знаний благодаря проектированию «логического конструкта» дисциплины, в котором даны базовые знания в свернутом виде;
- проектирование и разработка технологий в соответствии с требованиями современного общества к личности педагога.
В настоящее время интерес ученых направлен не столько на изучение феномена творчества, сколько на изучение проблемы формирования творческой личности. Изучение структуры личности педагога показало, что «социономичность» педагогического труда требует высокой степени развития у субъектов этого труда так называемых «интерсоциальных» (социально-перцептивных и коммуникативных), а также творческих способностей для того, чтобы они эффективно могли выполнять свои профессиональные функции.
В социономических видах деятельности в качестве ее средств и способов используются средства и способы, характерные для общения, а сама деятельность строится по законам общения. Для педагога творчество часто означает развитие навыков общения в процессе профессионального становления.
Специфика общения педагога заключается в постоянном столкновении в своей работе с нестандартными ситуациями, является областью «вынужденного творчества», ориентированного на внутренний мир людей (Е.А. Климов, Б.Ф. Ломов) [9, 11].
Анализ педагогической и психологической литературы позволил обобщить наиболее важные условия формирования творческой личности специалиста социономической сферы деятельности. В.Н. Дружинин, А.Т. Шумилин, А.И. Савенков, Т.А. Барышева, Ю.И. Иориш, М.С. Семилеткина и др. выделяют следующий ряд условий:
- организованная гуманистическая система образования;
- наличие позитивного образца творческого поведения, социальное подкрепление, наличие наставника и влияние семьи, условия развития в системе образования;
- технологичные формы организации учебной деятельности, направленные на формирование умений и навыков творческой деятельности;
- исследование и развитие таких интегральных личностных характеристик, как: креативность, направленность личности, коммуникативная компетентность.
- формирование сознательной установки на совершенствование своих творческих возможностей;
- оптимальное сочетание инновационных форм обучения с традиционными;
- оптимальное сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения и воспитания [1, 6, 8].
Н.М. Трофимова, Е.И. Ерёмина, С.В. Пимонова считают, что одним из ключевых моментов создания условий по развитию творческой личности у специалистов социономической сферы в процессе профессионализации является осознание своих барьеров проявления креативности и работа с ними, так как существуют условия, при которых проявление креативности снижается. Это стандартные методы обучения и выполнения деятельности; стереотипизированные фрагменты сознания; боязнь оценки других людей; заниженная самооценка, отсутствие доверия к самому себе; слабо развитые коммуникативно-творческие способности [15].
Но главным условием проявления творческих личностей является, конечно, соответствующая технологическая организация системы обучения и воспитания:
- повышение профессиональной квалификации, изучение опыта как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов;
- использование активных форм и методов обучения, которые обеспечивают не только теоретическую подготовку, но и формируют профессионально значимые личностные качества будущих педагогов;
- научно-исследовательская работа студентов, направленная на популяризацию учительской профессии, ее престижности, на теоретическую и практическую подготовку к работе в школе;
- дипломная работа, при подготовке которой студенту приходится глубоко изучить избранную проблему теоретически и обобщить передовой педагогический опыт.
На настоящий момент актуальные проблемы современного этапа изучения особенностей формирования творческой личности в процессе профессионализации можно обозначить как:
- определение критериев и целенаправленное формирование творческой личности;
- педагогические проблемы, связанные с противоречием между необходимостью мыслить и действовать по-новому и недостаточной сформированностью определенных личностных структур у педагога;
- проблемы исследования целостной личности (нельзя ограничиваться анализом только тех характеристик, которые непосредственно связаны с креативностью отдельного индивида);
- проблемы исследований творческой личности, связанные с изучением творческого потенциала личности и его использованием в профессиональной деятельности, в наибольшей степени это относится к целому ряду творческих профессий;
- формирование навыков нового видения действительности, преодоления стереотипов восприятия, мышления и деятельности, а также способности к саморазвитию.
Данные противоречия могут быть преодолены с помощью создания технологий, позволяющих формировать творческую структуру личности педагога, которая позволяет наиболее эффективно выполнять профессиональную деятельность и адаптироваться к ней. Эта задача не может быть решена в рамках одной научной дисциплины и предполагает комплексные междисциплинарные исследования с привлечением специалистов в области психологии, педагогики, социологии.
Осуществлённый нами анализ исследований, характеризующих творческую личность, позволил выделить разноплановость и многоаспектность подходов к описанию характеристик структуры и условий формирования творческой личности. Проблеме формирования творческой личности в процессе подготовки будущих учителей не уделяется должного внимания [4, 5].
Для построения собственной структуры творческой личности нами проведён контент-анализ качеств личности, которые обеспечивают эффективность профессиональной деятельности специалистов педагогической сферы. Нами выбраны и обобщены встречающиеся в педагогической и психологической литературе характеристики личности, способствующие становлению педагогов, психологов, руководителей в процессе профессиональной подготовки. Эти качества: социальнокоммуникативная компетентность; направленность личности; эмпатия; стили межличностного взаимодействия; креативность.
В структуре творческой личности креативность является процессом обогащения и дополнения систем личностных проявлений, которыми каждый из нас пользуется в той или иной ситуации, а также процессом повышения степени поведенческой гибкости, необходимой для того, чтобы поддерживать собственные мыслительные процессы и реакции на ограничивающие факторы окружающей среды.
Выделенные нами характеристики личности специалиста социономической сферы деятельности оказывают наибольшее влияние на формирование структуры творческой личности. Поскольку в основе различных компонентов специальных способностей лежат различные, порой противоположные проявления индивидуальных свойств или их сочетаний, правомерно говорить о существовании различных путей достижения успеха в профессиональной деятельности.
При рассмотрении перечисленных выше характеристик личности можно заметить, что все они не в равной мере представлены и неодинаково взаимопроникают у разных людей. Структура творческой личности специалиста социономической сферы деятельности может быть представлена в двух уровнях:
1. Профессиональная структура личности (социально-коммуникативная компетентность; направленность личности; эмпатия; стили межличностного взаимодействия).
2. Креативность (самооценка творческого потенциала личности; дивергентное мышление).
На основе исследований структуры творческой личности педагога и влияния педагогических технологий на их формирование нами разработана технология активного обучения педагогов, в которую входят следующие технологические звенья:
1. Диагностика ряда личностных характеристик, влияющих на формирование творческого стиля.
2. Моделирование реальных профессиональных ситуаций. Включает подготовку к педагогической практике, подготовку курсовых работ.
3. Совокупность методов, направленных на развитие коммуникативной компетентности. Включает тестирование; индивидуальные рекомендации и упражнения, тренинги формирования коммуникативной компетентности и профессионального стиля общения.
4. Совокупность методов, направленных на развитие навыков коллективного творчества (подготовка и защита собственных коллективных творческих проектов).
5. Совокупность методов, направленных на развитие навыков научного творчества.
6. Совокупность методов, направленных на развитие навыков саморегуляции.
7. Совокупность методов, направленных на развитие креативности (упражнения, тренинг креативности, изучение теоретических курсов по педагогике и психологии творчества).
Нами был проведён педагогический эксперимент по внедрению разработанной технологии, в котором приняли участие студенты с I по V курсы (280 человек) Краснодарского государственного университета культуры и искусств (КГУКИ), Кубанского государственного университета (КубГУ), Кубанского государственного технологического университета (КубГТУ). Анализ результатов был сделан на материале сравнения показателей в экспериментальных (132 человека) и контрольных (148 человек) группах.
В исследовании были использованы следующие диагностические методики: тест-опросник оценки социально-коммуникативной компетентности (СКК); экспресс-диагностика эмпатии (И.М. Юсупов); опросник Т. Лири, предназначенный для исследования индивидуальных стилей межличностных отношений; ориентационная анкета личностной направленности Б. Басса; методика Е.Е. Туник «Модифицированные креативные тесты Вильямса».
В результате педагогического эксперимента по применению технологии формирования творческого стиля общения у студентов заметно повысились показатели дивергентного мышления (на 46%), изменилась структура направленности личности: студенты благодаря моделированию элементов своей будущей специальности повысили свою ориентацию на дело и на общение за счет снижения ориентации на себя (на 12%). Данные тестов на коммуникативную компетентность, которая в целом повысилась (на 13%), согласуются с предпочитаемыми стилями межличностного взаимодействия, в которых повысились такие показатели, как стремление к сотрудничеству с группой (на 13%).
Анализ полученных результатов показал, что по итогам года по всем предметам у студентов, участвующих в эксперименте, заметно увеличилось количество положительных оценок (пятерок на 30%, четверок на 50%). Результаты работы в тренингах показали положительную динамику: если в первый раз с решением задач на дивергентное мышление полностью справилось - 10% студентов, то после проведения тренингов справились с заданием практически все члены группы - (82%).
Экспериментальные данные и сравнительный анализ полученных данных по экспериментальной и контрольной группам позволяют сделать вывод, что при использовании активных технологий обучения структура личности будущих педагогов-психологов качественно меняется.
Схема экспериментального исследования (диагностика, наличие контрольных групп) дает возможность заключить, что изменения психологических характеристик (коммуникативного и творческого потенциалов) будущих профессионалов, принимавших участие в эксперименте, носят не случайный характер и имеют значимые уровневые и структурные отличия от характеристик контрольных групп.
Разработанная и экспериментально проверенная технология и конкретные техники проверены на практике и внедрены в систему гуманитарного профессионального образования. Предложенные модели обучения соответствуют требованиям общества, сосредоточенным на модернизации российского образования на период до 2010 г.; содействуют эффективности современного профессионального образования, которое определяется творческим потенциалом личности, умением специалиста, особенно сферы «человек-человек», ориентироваться в динамичной, меняющейся, нестандартной социальной ситуации; выполняют задачи формирования у студентов позитивной жизненной позиции, личностного смысла, оптимизма, умения сохранять индивидуальность при любых обстоятельствах.
Примечания:
1. Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие. СПб., 2002. 205 с.
2. Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала: сб. науч. тр. М., 1991. С. 3-26.
3. Вишнякова Н.Ф. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии: дис. ... д-ра психол. наук. М., 1996. С. 110-314.
4. Гусарова Е.Н. Изучение процесса профессионального становления студентов // Основные направления развития региональной системы социально-психологической поддержки: материалы XIII регион. науч.-практ. конф. Краснодар, 2000. С. 37-38.
5. Гусарова Е.Н. Творческий потенциал личности педагога // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: тез. докл. X годичного собрания Южного отделения РАО и XXII региональных психолого-педагогических чтений Юга России. Ч. 1. Ростов н/Д, 2003. С. 148-149.
6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995. С. 82-125.
7. Змеев С.И. Технология обучения взрослых // Педагогика. 1988. № 7. С. 42-45.
8. Иориш Ю.И. К технологии научного творчества // Интеллект и творчество: сб. науч. тр. М., 1999. С. 204-207.
9. Климов Е.А. Основы психологии. М., 1997. 207 с.
10. Кочергина О.А. Вариативность общепедагогической подготовки как условие развития творческой индивидуальности будущих учителей: автореф. дис. . канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2002. 22 с.
11. Ломов Б.Ф. Категории общения и деятельности в психологии // Вопросы психологии. 1979. № 8. С. 34-47.
12. Мартышкина Н.В. Психологические особенности коммуникативного творчества и развития коммуникативной креативности дошкольников: дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2006.С. 148-149.
13. Митина Л.М. Интеллектуальная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекции. М., 2003. 144 с.
14. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие / под ред.. С.А. Смирнова. М., 1999. 544 с.
15. Пимонова С.В. Психологические аспекты и условия проявления креативности в студенческом возрасте. Ставрополь, 2004. 32 с.
References:
1. Barysheva T.A. Creativity. Diagnostics and development. SPb., 2002. 205 p.
2. Bodrov V.A. Psychological researches of a problem of professionalization the person//Psychological researches of a problem of formation of the person of the professional: Proc. М., 1991. P. 3-26.
3. Vishnyakova N.F. Psychological foundations of development creativity in professional acmeology: Thesis for Doctor of Psychology degree. M., 1996. P. 110-314.
4. Gusarova E.N. Studying the process of professional formation of students// Basic directions of development of regional system of social-psychological support: Materials of 13th Regional Sci.-Practical Conf. Krasnodar, 2000. P. 37-38.
5. Gusarova E.N. Creative potential of the person of the teacher//Development of the person in educational systems of the South-Russian region: Abstracts of 10th year meeting of Southern branch of the Russian Academy of Education and 22nd regional Psychological and Pedagogical Readings of the South of Russia. Part 1. Rostov -on-Don, 2003. P. 148-149.
6. Druzhinin V.N. Psychology of the general abilities. M., 1995. P. 82-125.
7. Zmeev S.I. The technology of training adults//Pedagogy. 1988. No. 7. P. 42-45.
8. Iorish Yu.I. On technology of scientific creativity//Intelligence and creativity: Proc. M., 1999. P. 204-207.
9. Klimov E.A. Foundations of psychology. M., 1997. 207 p.
10. Kochergina O.A. Variability of general pedagogical preparation as a condition of development of creative individuality of the future teachers: Author’s summary of Thesis for Candidate of Pedagogy degree. Rostov-on-Don, 2002. 22 p.
11. Lomov B.F. Categories of dialogue and activity in psychology//Voprosy Psikhologii. 1979. No.8. P. 34-47.
12. Martyshkina N.V. Psychological features of communicative creativity and development of communicative creativity of preschool children: Thesis of Candidate of Psychology. N.Novgorod, 2006. P. 148-149.
13. Mitina L.M. Intellectual flexibility of the teacher: the psychological contents, diagnostics, corrections. M., 2003. 144 p.
14. Pedagogy: pedagogical theories, systems, technologies: the manual / Ed. S.A.Smirnova. M., 1999.544 p.
15. Pimonova S.V. Psychological aspects and display conditions of creativity at student's age. Stavropol, 2004. 32 p.