Научная статья на тему 'Мониторинг профессиональной подготовки будущих специалистов социономической сферы'

Мониторинг профессиональной подготовки будущих специалистов социономической сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТВОРЧЕСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусарова Елена Николаевна

В статье охарактеризован мониторинг качества образовательного процесса и результатов обучения будущих специалистов социономической сферы при использовании технологических методов активизации творческого самоопределения личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусарова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг профессиональной подготовки будущих специалистов социономической сферы»

6. Исхаков С. М. Российские мусульмане и рево- империи 1905-1916 гг.). Н. Новгород, 2007. С. 520.

люция ... С. 168. 8. Исхаков С. М. Российские мусульмане и рево-

7. Цит. по: Сенюткина О. Н. Тюркизм как истори- люция ... С. 63-165, 183, 206.

ческое явление (На материалах истории Российской 9. Там же ... С. 244.

s. I. ALIYEvA. THE changes IN THE educational system IN AZERBAIJAN AND IN THE NORTH CAUCASUS IN THE sECOND HALF OF THE XIX - BEGINNING OF THE XX CENTURY

The changes of both spiritual and secular education that took place in Azerbaijan and in the North Caucasus during the period of formation of a new method school for teaching in native language are considered in the article.

Key words: Azerbaijan, North Caucasus, Russian Empire, jadidizm, new method schools.

Е. Н. ГУСАРОВА

МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ

В статье охарактеризован мониторинг качества образовательного процесса и результатов обучения будущих специалистов социономической сферы при использовании технологических методов активизации творческого самоопределения личности.

Ключевые слова: мониторинг, профессиональные технологии, творческое самоопределение, образовательная среда.

Оценка качества образования - одна из наиболее актуальных проблем педагогики, поскольку для контроля над процессом обучения необходимо обладать достоверной информацией о его ходе. Получение таких сведений обеспечивает мониторинг, содержание которого определяется в зависимости от целей и конкретных задач. В контексте нашего исследования объектом наблюдения выступает качество образования как совокупность свойств, определяющих способность удовлетворять запросы общества в отношении всестороннего развития личности студентов [1].

Особенности профессиональной подготовки будущих специалистов социономической сферы (педагогов, психологов, менеджеров) обусловлены жесткими требованиями рынка труда и характером деятельности: профессионализм можно успешно сочетать с творческим становлением личности при развитии креативности, самодисциплине, ответственности, коммуникативной компетентности и т. д. Необходимо также учитывать влияние обучающей среды и системообразующих факторов [2].

Технологическое построение обучения будущих специалистов направлено на формирование различных профессиональных компетенций: применение качественных и количественных методов психологических и педагогических исследований; умение использовать методы диагностики развития; навыки организации различных видов деятельности (игровая, учебная, предметная, культурно-досуговая); способность использовать здоровьесберегающие технологии, учитывать риски и опасности социальной среды и пр. [3].

Система психолого-педагогического мониторинга предполагает наблюдение и сбор информации о системе личность - образовательная среда [4]. Педагогический мониторинг как одно из важнейших, относительно самостоятельных звеньев должен обеспечивать поддержку преподавателя в плане построения учебного процесса и оценки

продуктивности собственной деятельности.

Мониторинг образовательной среды осуществлялся нами в ходе реализации экспериментальной педагогической технологии, включающей:

- определение творческо-личностных компонент, влияющих на становление специалиста со-циономической сферы (в рамках освоения программных дисциплин, предусмотренных учебным планом);

- выявление трудностей профессионального взаимодействия в системе педагог / студент;

- определение психолого-педагогических методов активизации творческого самоопределения личности.

Исследование проводилось среди студентов и преподавателей КГУКИ, КубГУ и преподавателей Института повышения квалификации г. Краснодара. Опрошено 810 респондентов, применены методы оценки учебной деятельности, экспертной оценки личностных характеристик и творческой профессиональной деятельности, оценки профессиональных качеств будущих специалистов со-циономической сферы, методы математической статистики. Принципы отбора показателей: ориентация на требования внешних пользователей и соблюдение морально-этических норм; минимизация системы; инструментальность и технологичность используемых маркеров; сопоставимость системы показателей с международными аналогами.

Многие закономерности обучения и профессионального становления личности связаны с формированием механизмов внутренней мотивации, развитием творческих способностей, со стилем межличностного взаимодействия. В соответствии с этим разработанный нами педагогический мониторинг представляет собой систему из четырех блоков.

I блок (Образованность) включает данные о соответствии уровня профессиональной подготовки Государственному стандарту, позволяет проследить динамику развития студента в соответствии с его возможностями, а также оценить результат

образования в плане способа его достижения.

II блок (Социально-психологические условия развития) содержит информацию о мотивационных особенностях, характерных общих и специальных способностях.

В III блоке (Социальная адаптация) представлена универсальная критериальная оценка результата образования по следующим параметрам: удовлетворенность образовательными услугами; степень адаптации в изменяющихся условиях, ее стабильность; творческая активность (креативный склад ума).

IV блок - Аналитический. По содержанию первых трех блоков даются выводы о влиянии изменений социально-психологических факторов на уровень образованности и степень социальной адаптации.

Мониторинг таких профессиональных качеств будущих специалистов социономической сферы, как умение формулировать цели и задачи, взаимодействовать с аудиторией; владение культурой речи и логикой изложения материала; способность к объективной оценке, строился на основе моделирования реальных ситуаций. При подготовке к педагогической практике проводилась деловая игра «Урок», с помощью которой проверялись способности студентов подготовить, провести и оценить урок на заданную тему и в установленных временных рамках.

Анализ наблюдений показал, что будущие педагоги могли формулировать цели и задачи занятия, соблюдать регламент. Определенные трудности они испытывали при общении с аудиторией (необходимость поддерживать контакт, отвечать на вопросы, организовывать дискуссию и поддерживать дисциплину). Многие действовали скованно, говорили практически без изменения интонаций, или, наоборот, слишком эмоционально. Наибольшие трудности возникли с использованием наглядных пособий и умением разнообразить подачу материала.

Мониторинг образовательной среды с целью формирования психолого-педагогических методов активизации творческого самоопределения личности будущего специалиста социономиче-ской сферы включал разработку и систематизацию мер по развитию коммуникативной компетентности, креативности, умения работать в коллективе, навыков научного творчества, саморегуляции и самоконтроля. Исследовалось также влияние активных технологий профессионального образования на формирование необходимых компетенций. Предусматривалось развитие творческих способностей на базе тренингового обучения в сочетании с обогащением коммуникативным и профессиональным опытом.

При такой стратегии естественному процессу осознанного усвоения базовых знаний по специальности сопутствуют высокий уровень профессиональной мотивации и рефлексии и креативные

практики, позволяющие достичь творческой зрелости специалиста.

Проведенный мониторинг позволил выявить три уровня самоопределения студентов: коммуникативный, личностный уровень и профессиональный.

Коммуникативный уровень. Особую важность имеет ментально-эмоциональная составляющая взаимодействия студента и преподавателя. При этом ценности декларируются, но не переводятся в цели деятельности.

Ценностный уровень. На первый план выдвигается комплекс объективных, внешних условий-требований к специалисту. Затруднение в деятельности рассматривается как неудача в достижении поставленной цели.

Профессиональный уровень. Будущий специалист как субъект целеполагания и саморазвития должен активно воплощать в жизнь ценности образования и воспитания, искать способы профессионального становления, преобразовывать наличные условия и осваивать элементы творческой деятельности. Встречающиеся при этом затруднения - знак отсутствия (недостаточности, несовершенства) средств реализации ценностей.

Анализ результатов обучения выявил, что по итогам года у студентов экспериментальной группы заметно увеличилось количество положительных оценок по всем предметам («пятерок» - на 30%, «четверок» - на 50%). Тренинг креативности также улучшил положительную динамику: если вначале с решением задач на дивергентное мышление справилось 10% обучаемых, то после проведения тренинга - 82%.

Мониторинг становления специалиста социо-номической сферы при использовании технологических методов активизации творческого самоопределения личности позволил уточнить задачи и обосновать принципы построения профессионального образования. Постоянный контроль над качеством учебного процесса особенно актуален в условиях реформирования высшей школы (введения новых Государственных образовательных стандартов). Он в значительной мере способствует нормализации нагрузки и развитию творческих способностей студентов.

Литература

1. Белоусова О. В. Социально-педагогический мониторинг уровня воспитанности. М., 2009. С. 5-7.

2. Гусарова Е. Н. Предварительная диагностика проблем профессионального становления будущих педагогов // Социализация и адаптация молодежи в условиях полиэтнического региона: материалы регион. науч.-практ. конф. Краснодар. 2003. С. 174-179.

3. Мудрик А. В. Социальная педагогика. М., 2002. С. 125-134.

4. Фирсов М. В., Шапиро Б. Ю. Психология социальной работы. М., 2002. С. 41-44.

ye. N. gusarova. monitoring of the professional training of future specialists in socionomic sphere

This article describes the monitoring of the quality of the educational process and the results of the training of future specialists in socionomic sphere using technological methods of activization of person's self-determination. Key words: monitoring, professional technologies, creative self-determination, educational environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.