УДК 378 ББК 74.580 Г 96
Е.Н. Гусарова ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ У СТУДЕНТОВ
(Рецензирована)
Аннотация. Проведены исследования особенностей адаптивного включения будущего специалиста в профессию, достижения вершин мастерства, развития его творческого потенциала в процессе обучения. Предметом исследования стали личностные характеристики, влияющие на формирование творческого стиля у студентов. Обследованы студенты социономической сферы деятельности по специальности «Педагогика и психология». Установлены изменения структуры личности студентов в процессе профессионального образования. Изменения связаны с базовыми характеристиками педагогического мастерства и креативностью. Определены психолого-педагогические условия формирования профессионального творческого стиля общения.
Ключевые слова: профессиональное становление, креативность, творческий стиль, технологии активного обучения, коммуникативная компетентность.
E.N. Gusarova
Formation of creative style of dialogue at students
Abstract: Researches were carried out to study features of adaptive inclusion of the future specialist in a trade, achievements of tops of skill, development of his creative potential during training. An object of research is the personal characteristics influencing formation of creative style at students. Students of socionomic fields of activity of a speciality “Pedagogy and Psychology are surveyed. Changes of structure of the student person during professional training are established. These changes are related to base characteristics of pedagogical skill and creativity. Psychological-pedagogical conditions of formation of professional creative style of dialogue are determined.
Key words: professional development, creativity, creative style, technologies of active training, communicative competence.
Прикладные аспекты изучения гибкого, адаптивного включения будущего специалиста в профессию, достижения вершин мастерства, овладения профессионально важными качествами связаны, прежде всего, с развитием его творческого потенциала в процессе обучения (только формирование профессиональных навыков и оттачивание техники даже на фоне развитых специальных способностей еще не тождественно профессиональному мастерству). Причём подготовка специалистов сферы «человек-человек», ориентированная на задачи их самовоспитания, саморегуляции, самоактуализации, творческого развития, создающих основу для их работы с людьми, -это достаточно специфическая форма профессионального образования, заслуживающая специального изучения, проектирования и особого обсуждения.
Нами проведен анализ того, как происходит такое включение личности в профессию, при котором она не только функционирует в труде, осуществляет деятельность, но и развивается в ней. Установлены изменения структуры личности в процессе профессионального образования специалистов социономической сферы, связанные с базовыми характеристиками индивидуального стиля общения и их креативностью и ведущие к формированию профессионального творческого стиля общения [1].
Нами установлено, что в процессе адаптации к конкретным профессиональным требованиям у специалиста складывается некоторая своеобразная структура личности, система организации, которая устойчиво воспроизводится при решении повседневных задач и характеризуется определенным стилем. Креативность рассматривается нами как динамическое интегративное свойство психики, позволяющее реализовать личностный
смысл деятельности на базе профессиональных знаний, решения конкретных психологопедагогических задач.
Степень и объем успешного профессионального становления определяются, с одной стороны, благоприятными или неблагоприятными внешними условиями, а с другой (и это самое важное), - прирожденным запасом физических и духовных сил, которые задают формальный или творческий характер способу включения в профессию, а также характер самовыражения, самоопределения личности в профессии.
Влияние профессионального обучения и целенаправленного формирования творческого стиля на изменение структуры личности специалистов социономической сферы деятельности было изучено на примере будущих педагогов-психологов. Нами обследованы студенты 1-5 курса дневного отделения Краснодарского университета культуры и искусств (КГУКИ) - 2 человека. Особенность группы студентов состоит в том, что они заинтересованы в том, чтобы получать знания, навыки, опыт, развивать профессионально важные качества. В процессе обучения студенты осваивают ряд специальных дисциплин, таких, как «Социальная психология», «Психология труда», «Конфликтология», «Социальная педагогика», «Психология межличностных отношений», «Тренинг общения», «Тренинг профессионального роста», «Психология делового общения» и др.; проходят несколько видов учебной практики: в школе, в училище, на детских площадках, на предприятиях и социальных учреждениях; занимаются научной работой.
Нами разработана технология творческого сотрудничества, которая позволяет эффективно определять и целенаправленно повышать социально коммуникативную компетентность, развивать навыки эмоциональной и поведенческой саморегуляции, развивать навыки эмпатии и адекватной социальной перцепции, целенаправленно формировать стили профессионального взаимодействия, развивать творческие способности и в итоге - формировать творческий стиль личности будущего специалиста [2].
Результаты исследования позволили определить влияние на них конкретной технологии процесса профессионального образования специалистов социономической сферы деятельности, провести сравнительный анализ сформированности личностных характеристик студентов педагогов-психологов специальности «Педагогика и психология» на различных этапах профессионального обучения (1 - 2 курс, 3 - 5 курс).
Для исследования использовались тесты: «Социально-коммуникативной
компетентности» (СКК), модифицированные креативные тесты Ф. Вильямса, экспресс-диагностика эмпатии (И.М. Юсупов), «Ориентационная анкета» Б. Басса, опросник Т. Лири. Данные обрабатывались методами математической статистики, был проведён корреляционный анализ. Для повышения достоверности показателей нами были объединены данные тестирования по 1 и 2 курсам, а также по 3 и 5 курсам студентов педагогов-психологов. Между показателями тестов рассчитаны коэффициенты корреляции. В результате анализа полученных данных нами выделены самые сильные корреляции (исключая корреляции между показателями внутри тестов). Согласно выделенным показателям, был сделан вывод о взаимосвязи характеристик, выявляемых данными тестами. Данные по тестам приведены в таблице 1.
Согласно таблице достоверных значений коэффициентов Браве-Пирсона r (р = 0,05), данные по выборке позволяют говорить о наличии взаимосвязей между следующими параметрами:
- креативность, включающая такие показатели, как гибкость, оригинальность, разработанность мышления, вербальный интеллект, способность решать логические задачи;
- социально-коммуникативная компетентность: коммуникативная ловкость,
общение в ситуациях неопределённости, конформность, стремление к статусному росту, ориентация на стремление к успеху (избегание неудач), фрустрационная нетолерантность;
- стили взаимодействия (по Лири): авторитарный, настойчивый, искренний, реалистичный, скромный, нуждающийся в доверии, сотрудничающий, бескорыстный;
- направленность личности (по Бассу): направленность на себя, направленность на дело, направленность на общение;
- эмпатия;
- самооценка творческого потенциала: способность пойти на риск,
любознательность, воображение, сложность (комплексность) решаемых задач.
Таблица 1.
Средние данные профессиональных характеристик студентов педагогов-психологов (покурсовая динамика)
Тесты (шкалы тестов) Средние значения (баллы)
Тест СКК 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс
коммуникативная неуклюжесть 8,8 8,6 8,1 8,3 8,0
нетерпимость к неопределенности 11,3 10,2 9,2 9,5 9,0
стремление к конформности 3,4 4,6 4,8 4,9 5,4
стремление к статусному росту 15,2 11,5 14,3 14,4 14,0
ориентация на избегание неудач 9,6 7,0 6,0 9,6 5,7
фрустрационная нетолерантность 11,4 9,7 7,1 8,2 9,1
Тест Басса
ориентация на «Я» 31,0 27,8 27,5 26,7 23,6
ориентация на общение 22,2 25,5 24,3 24,9 27,0
ориентация на дело 27,8 27,7 29,2 29,4 30,4
Тест Лири (реальное)
стремление давать советы 12,8 7,5 9,7 10,4 9,8
склонность к соревнованию 7,5 6,2 6,7 6,9 7,2
искренность и непосредственность 7,5 7,5 6,2 6,6 6,5
реалистическая база суждений 4,5 4,2 4,9 4,0 4,7
скромность, застенчивость 3,8 5,7 5,1 5,0 5,0
потребность в доверии 6,0 5,7 5,7 5,7 5,7
стремление к сотрудничеству с группой 7,8 6,6 7,3 8,2 8,8
готовность помогать и сочувствовать 8,3 7,2 7,4 8,3 8,6
Эмпатия 45,4 45,2 50,4 53,3 56,0
Тест «Самооценка творческих качеств»
способность пойти на риск 18,6 17,1 15,1 15,0 16,3
любознательность 19,4 16,0 18,3 16,8 17,3
воображение (самооценка) 15,8 13,6 13,4 14,4 13,6
сложность (комплексность) 17,4 12,8 15,7 14,9 15,6
Задачи на дивергентное мышление 2,4 0,8 1,8 1,9 3,3
Творческое мышление, тест Вильямса
беглость 7,6 8,0 8,0 8,0 8,0
гибкость 5,8 6,9 6,6 7,1 7,6
оригинальность 13,4 17,1 17,6 19,3 19,4
разработанность 11,4 14,8 15,1 16,1 17,7
название 8,4 9,5 10,3 8,8 12,2
Можно отметить следующие изменения личностных характеристик студентов педагогов-психологов, способствующие формированию творческого стиля общения: повышение социально-коммуникативной компетентности; формирование направленности личности с увеличением ориентации на дело; увеличение адаптивности стилей межличностного взаимодействия; повышение эмпатии; повышение показателей творческого мышления.
Обращает на себя внимание снижение показателей самооценки творческого потенциала личности. Данные тенденции, на первый взгляд, могут показаться негативными. Более глубокое исследование с использованием корреляционного анализа позволило выявить особенности становления творческого стиля общения будущих педагогов-психологов. Характер взаимосвязей определяет особенности профессиональной
структуры личности студентов на различных этапах обучения студентов специальности «Педагогика и психология», а также позволяет проследить изменение структуры личности студентов и определить её стилевые особенности.
В профессиональной структуре личности начинающих своё обучение педагогов-психологов показатели самооценки творческого потенциала у студентов 1-2 курса высокие и образуют значимые связи: (0,76) сложность задач - с коммуникативной ловкостью; (0,53) любознательность - с ориентацией личности на себя; (0,45) самооценка воображения - с эмпатией; (0,83) сложность задач - со стремлением давать советы.
Показатели социально-коммуникативной компетентности средние, но нет значимых корреляционных связей с креативностью, а самые значимые связи между направленностью личности и стилями взаимодействия указывают на их незрелость: (0,61) коммуникативная компетентность - ориентация на «Я»; (0,77) коммуникативная
компетентность - стремление давать советы. Положительным моментом в структуре личности будущих педагогов-психологов является значимая корреляционная связь между эмпатией и коммуникативной компетентностью (0,60).
Направленность личности студентов 1-2 курса характеризуется эгоистическими тенденциями и имеет значимую корреляционную связь: между ориентацией на «я» и эмпатией (0,53); между ориентацией на «я» и стремлением давать советы (0,58), а также обратнопропорциональную связь с креативностью между показателями направленность на общение - беглость (- 0,55).
Стили взаимодействия студентов на начальных этапах обучения в целом имеют адаптивные тенденции и значимо связаны с креативностью по показателям: сотрудничество с группой - разработанность (0,55).
Эмпатия будущих педагогов-психологов имеет слабую корреляционную связь с такой характеристикой межличностного взаимодействия, как потребность в доверии (0,41) и значимую - с характеристикой креативности «гибкость» (0,70).
Отсутствуют значимые связи между самооценкой творческих качеств личности и реальными креативными способностями. Данные характеристики связаны между собой косвенно, через блок базовых профессиональных качеств личности. Показатели креативного мышления - средне-низкие.
Можно предположить, что профессиональная структура личности студентов 1-2 курсов находится в стадии становления и не является единой, взаимосвязанной системой, объединяющей необходимые специалисту личностные качества, способы общения, самооценку и креативность. Основные тенденции, проявляющиеся в общении студентов педагогов-психологов 1-2 курсов, - это завышенная самооценка своего творческого потенциала на фоне направленности личности на себя и преобладающего стиля взаимодействия: «стремление давать советы». При этом у студентов наблюдается хорошая коммуникативная компетентность, любознательность и стремление решать сложные задачи. Такой стиль общения близок к традиционному «авторитарному стилю», а с учётом творческих характеристик личности может быть обозначен как «активный -эгоистичный».
Анализ данных указывает на необходимость развивать у студентов креативность, которая будет связана с деловой направленностью личности и соответственно с конкретными профессиональными знаниями, умениями, навыками. Нами были разработан ряд технологий: «Технология творческого сотрудничества» (волонтёрская деятельность, педагогическая практика, научная работа, индивидуальное консультирование); «Технология формирования творческого стиля общения» (диагностика личностных качеств, рефлексия, деловая игра «лекция», тренинг креативности), а также цикл дисциплин специализации («Психология творчества», «Современные педагогические технологии», «Тренинг общения», «Тренинг профессионального роста», «Арт-терапия», «Музыкотерапия» и др.).
В процессе всего профессионального обучения нами использовались педагогические технологии, позволяющие целенаправленно формировать творческий стиль общения будущих педагогов-психологов. Важными результатами педагогического эксперимента по целенаправленному формированию профессионального мастерства являются выводы, которые самостоятельно были сделаны студентами в ходе дискуссий после выполнения специальных упражнений, проведения деловой игры, а также в результате определения с помощью тестирования своих личностных характеристик. Выводы были сформулированы устно, а затем представлены в письменном виде. Сами студенты называют свой стиль общения: «сотрудничество», «творческое
взаимодействие», «консультационный» и определяют свое желание работать по специальности как высокое. Это свидетельствует о высокой профессиональной мотивации будущих специалистов и о понимании того, что необходимо работать над собой.
Данные исследования показали, что, начиная со второго полугодия 3 курса, при использовании активных технологий обучения с целью формирования творческого стиля общения структура личности будущих педагогов-психологов качественно меняется. Самооценка творческого потенциала снижается, а данные креативности повышаются, образуются значимые связи между данными показателями. Появляются значимые связи с социально-коммуникативной компетентностью у всех исследуемых характеристик. Результаты заключительного анкетирования и тестирования показали положительную динамику в формировании творческого стиля профессионального общения специалистов социономической сферы деятельности. Происходит переход от внешнего стимулирования развития личности к её творческому профессиональному саморазвитию.
Исследователи выделяют три стадии профессионального саморазвития. На начальной стадии овладения профессиональным саморазвитием его цели и задачи неконкретны, их содержание недостаточно определено. Они существуют в виде неопределенного желания стать лучше вообще, которое появляется при воздействии внешних стимулов. Средства и способы самовоспитания еще не вполне освоены. Процесс самовоспитания протекает как учебная процедура, поэтому студент нуждается в помощи со стороны значимого другого (преподавателя). В нашем исследовании это отражено в структуре личности студентов 1-2 курса.
На второй стадии овладения саморазвитием целеполагание становится более определенным и конкретным. При этом цели и задачи, которые ставит перед собой студент, касаются конкретных качеств его личности. Многое в процедурах саморазвития зависит от внешних обстоятельств. Однако по мере накопления опыта процедуры реализации саморазвития сокращаются. Рассудительность, самоинструкция, самокритичность - существенные проявления саморазвития на этой стадии.
На третьей стадии саморазвития педагог самостоятельно и обоснованно формулирует его цели и задачи. При этом содержание саморазвития поднимается от частных качеств до глобальных или общих профессионально значимых свойств личности. Планирование работы над собой, отбор средств самовоздействий осуществляется легко. Все основные действия саморазвития - целеполагание, планирование, самоконтроль, самокоррекция - осуществляются автоматически, непринужденно. Основная часть группы студентов педагогов-психологов обладает необходимыми навыками саморазвития и соответственно достигла уровня профессионального мастерства, когда педагогическое общение становится творческим и выходит за рамки стандартных операций. Это подтверждается данными тестирования и анализа данных.
Творческий потенциал студентов педагогов-психологов старших курсов снизился, но структура значимых корреляционных связей с креативностью и профессиональными характеристиками указывает на положительные качественные изменения в личности обследуемых. Так, выявлены корреляции между следующими характеристиками перечисленных выше тестов: любознательность - стремление к успеху (0,70); сложность
задач - ориентация на дело (0,49); воображение - эмпатия (0,64); воображение -стремление давать советы (0,79).
Социально-коммуникативная компетентность немного улучшилась, но значимых корреляционных связей с креативностью нет. Корреляционные связи между направленностью личности, эмпатией и коммуникативной компетентностью изменились, наиболее значимыми стали взаимосвязи между показателями: толерантность к
фрустрации - ориентация на дело (0,73); стремление к успеху - эмпатия (0,70). Взаимосвязь со стилями межличностных отношений: коммуникативная компетентность -стремление давать советы осталась неизменной (0,78).
В направленности личности студентов 3-5 курса стала преобладать ориентация на дело. Значимые корреляционные связи между направленностью личности и креативностью стали положительными: ориентация на дело - беглость (0,56). Изменился характер взаимосвязи направленности личности со стилями межличностных взаимоотношений: ориентация на общение - скромность (0,73). Корреляционная
взаимосвязь с эмпатией не изменилась: ориентацией на «я» - эмпатия (0,62), это может указывать на то, что механизм эмпатии - защита личности специалиста социономической сферы деятельности от «эмоционального выгорания».
Стили взаимодействия студентов 3-5 курсов значимо связаны корреляционными зависимостями с креативностью по показателям: оригинальность - искренность (0,55).
Эмпатия будущих педагогов-психологов к окончанию обучения повысилась и образовала значимую корреляционную связь с такой характеристикой межличностного взаимодействия, как сотрудничество с группой (0,86), а с характеристикой креативности «гибкость» осталась неизменной (0,67).
В результате целенаправленного обучения образовались значимые связи между самооценкой творческих качеств личности и реальными креативными способностями: любознательность - оригинальность (0,67). Данные характеристики связаны между собой как прямопропорциональной корреляционной зависимостью, так и косвенно, через блок базовых профессиональных качеств личности. Показатели креативности повысились, особенно по показателям: оригинальность, разработанность, вербальная креативность.
Профессиональная структура личности студентов педагогов-психологов с 3 курса и далее на 4-5 курсах, когда в основном преподаются дисциплины специализации, становится единой, взаимосвязанной системой, объединяющей необходимые специалисту способы общения, направленность личности, эмпатию, самооценку творческого потенциала и креативность. Основные тенденции, проявляющиеся в общении студентов педагогов-психологов 3-5 курсов - это адекватная самооценка своего творческого потенциала, связанная с креативностью и такими личностными качествами, как направленность личности на дело и различными стилями взаимодействия: «стремление давать советы», «стремление к сотрудничеству с группой», «искренность». В сочетании с хорошей коммуникативной компетентностью и эмпатией такой стиль общения можно охарактеризовать как «деловое сотрудничество», а с учётом творческих характеристик личности может быть обозначен как «творческое сотрудничество».
Формирование творческого стиля общения специалиста социономической сферы в процессе обучения является основой адаптации в профессии, дает возможность эффективно осуществлять свою деятельность и успешно развиваться в ней. При формировании основополагающими являются такие принципы, как учет личностных особенностей, регулярная оперативная диагностика и самодиагностика, оказание индивидуальной консультативной помощи, моделирование реальной профессиональной ситуации.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что диагностика сформированности профессионально значимых личностных характеристик, определяющих структуру личности будущего профессионала, использование современных активных творческих технологий обучения (деловая игра, коммуникативные
упражнения, индивидуальное консультирование, групповая дискуссия, тренинг креативности, научная работа) в сочетании с традиционными формами (лекции, семинары, практические занятия) позволяют формировать творческий стиль общения будущего специалиста.
Наличие хорошо сформированных креативных свойств личности, связанных с самооценкой творческого потенциала и базовыми профессиональными личностными характеристиками, говорит о высокой вероятности адаптивного вхождения специалиста социономического профиля в профессию и о широких возможностях применения в своей практике различных направлений и технологий.
Примечания:
1. Гусарова Е.Н. Предварительная диагностика проблем профессионального становления будущих педагогов // Социализация и адаптация молодежи в условиях полиэтнического региона: материалы Регион. .науч.-практ. конф., Краснодар, 12-13 сентября 2003 г. Краснодар, 2003. С. 174-179.
2. Гусарова Е.Н. Технологии творческого сотрудничества // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 12. С. 326-329.
References:
1. Gusarova E.N. Preliminary diagnostics of problems of professional development of the future teachers // Socialization and adaptation of youth in conditions of multi-ethnic region: мaterials of Regional sci.-prac. conf., Krasnodar, September 12-13, 2003. Krasnodar, 2003. P. 174-179.
2. Gusarova E.N. Technologies of creative cooperation // Social-Humanities Knowledge. 2007. N. 12. P.
326-329.