Признавая необходимость изменений, отметим, что их воплощение сопряжено со значительными трудностями, и в дальнейшем сложности, скорее всего, будут возрастать. На данный момент невозможно сказать, что получится в итоге - слишком мало материала для точного научного прогноза. Кроме того, реформа носит творческий характер, предполагает определенную долю свободы в реализации задуманного: в результате может сложиться
система, аналогичная европейской либо совершенно иная - но в любом случае отличная от существующей теперь.
Литература
1. Гачев Г. Д. Ментальности народов мира. М., 2008. С. 151.
2. Фурсов А. И. «Реформа» образования сквозь социальную и геополитическую призму // Наш современник. 2012. № 1. С. 231-242.
B. P. BORISOV, V. B. KHRAMOV. ABOUT THE DIRECTION OF THE REFORM OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIA
Topical questions connected with the transformation of higher school of our country are analyzed in the article from philosophical and culturological points of view.
Key words: higher educational institutions, traditional and modern systems of education.
С. И. АЛИЕВА
ИЗМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ И НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Рассматриваются перемены духовного и светского образования, происходившие в Азербайджане и на Северном Кавказе в период создания новометодной школы для преподавания на родном языке.
Ключевые слова: Азербайджан, Северный Кавказ, Российская Империя, джадидизм, новометодные школы.
Северный Кавказ, являющийся в настоящее время частью Российской Федерации, для Азербайджана - географически близкий сосед и регион, связанный с ним с древних времен экономическими, политическими и культурными узами. Хозяйственно-бытовые связи, торговые отношения и складывавшиеся в разное время военно-политические или родственные союзы способствовали налаживанию постоянных контактов. Общая религия - ислам духовно объединяла народы в борьбе с внешними вторжениями.
Прослеживаются и несомненные параллели в развитии духовного и светского образования на Кавказе, особенно при распространении идеи джадидизма и создания новометодной школы для преподавания на родном языке. Во второй половине XIX столетия татарские ученые и просветители предложили реформировать учебно-воспитательный процесс мусульманских учебных заведений. Основу этого движения составил джадидизм (от арабского джадид - 'новый').
В 1883 году по инициативе известного крымско-татарского общественного деятеля и публициста Исмаилбека Гаспринского в Крыму открылась первая реформированная школа, где преподавали по новому методу обучения арабский алфавит и целый ряд светских предметов (история, алгебра и др.). Такого рода джадидские учебные заведения стали открываться во всех частях Российской империи, в том числе в Азербайджане и на Северном Кавказе. Последователи джадидизма стремились к обновлению общественной жизни, к преобразованиям во всех сферах жизнедеятельности и культуры. Главной их целью было создание куль-
турно-просветительских учреждений, развитие национальных языков, печатание книг, журналов и газет на национальных языках. Огромную роль в жизни и просвещении мусульманского населения Российской империи сыграла первая в России газета, издававшаяся на азербайджанском языке, -«Экинчи» («Пахарь»). Она основана Гасан-беком Зардаби (Меликовым) в 1785 году [1].
В начале ХХ века и в Кубанской области появляются новометодные школы, в которых было увеличено число светских предметов. Их создателями были молодые люди, получившие духовное образование в Османском университете, в Каире, в Казани и Уфе.
Число представителей интеллигенции из числа преподавателей и общественных деятелей в Азербайджане и на Северном Кавказе росло. Представители российской администрации отмечали, что сформировалась группа лиц со средним и высшим образованием, стремившихся «изобразить собою местную мусульманскую интеллигенцию и оказывать непосредственное влияние на самое управление областью» [2]. Во главе дагестанской коалиции джадидов стоял основатель просветительского общества Асельдор Казаналипов, служивший чиновником особых поручений IV класса при Наместнике Кавказском. Русские опасались, что местные мусульмане, получив образование, смогут вытеснить русскую администрацию [3].
В Азербайджане были известны своей деятельностью просветитель Адиль-Гирей Долгиев, этнограф, краевед и фольклорист Чах Ахриев, народный учитель Таштемир Эльдарханов, педагог
Муслим Магомаев (дед известного советского певца Муслима Магомаева) и др.
Надо отметить, что детям горцев (проявивших себя на государственной службе) и некоторых дагестанских мусульман (по выбору военного губернатора, а с 1905 года - Наместника области) было разрешено получать образование в училищах Темир-Хан-Шуры, Ставрополя и Баку.
Силами различных просветительско-благотворительных обществ и некоторых состоятельных граждан из числа татарского населения в Дагестанской области были открыты школы с преподаванием на татарском языке, а также национальные типографии, распространявшие среди населения газеты на татарском языке, освещавшие положение дел на Кавказе.
Например, в Темир-Хан-Шуре функционировала новометодная школа с общежитием. В нее принимали мальчиков со всего Дагестана (власти опасались, что начнется «отатаривание» всего Нагорного Дагестана [4]). Азербайджанский меценат Г. З.Тагиев основал в Темир-Хан-Шуре еще одну аналогичную школу, где обучением детей занимались мусульманские преподаватели, получившие образование в Константинополе [5].
Известно, что с 1913 года и в Москве (Малый Татарский пер.) на средства азербайджанского нефтепромышленника, миллионера Ш. Асадуллаева был построен дом, ставший культурным центром московских мусульман. В нем размещались школа (основное внимание уделялось изучению европейских и восточных языков, истории, поэзии и музыки), библиотека, музыкальные залы, интернат для бедных и сирот.
Продолжая дело своего наставника-мецена-та Г. З. Тагиева (и на его средства), Нурмагомед Шахсуворов в июне 1917 года открыл в Темир-Хан-Шуре педагогические курсы по подготовке учителей для азербайджанских школ. Курсы посещали около 200 человек со всех округов Дагестана. Благодаря Г. З. Тагиеву в ноябре того же года в Темир-Хан-Шуре был основан педагогический институт. Надо отметить и тот факт, что училища Дагестанской области подчинялись Бакинской дирекции народных училищ, а она, в свою очередь, - Кавказскому учебному округу [6].
Азербайджанцы учились не только в Баку и в Тифлисе, но и на Северном Кавказе. Так, при Горийской учительской семинарии и при Закавказской учительской семинарии действовали азербайджанские отделения, в Дагестане функционировали русско-азербайджанские школы Бакинско-Дагестанской дирекции народных училищ (именовавшиеся в то время татарскими). Преподавание велось по следующим учебникам: А. Черняевский «Ветен дили» («Родная речь»), Р. И. Эфендиев «Ушаг бахчасы» («Детский сад»), Ф. А. Кочарлинский, Р. И. Эфендиев «Тарих му-геддеси» («Священная история»).
В Российской империи, по данным с 1875-го по февраль 1917 года, издавалось 172 наименования мусульманских газет и журналов, из них большинство - на азербайджанском (60) и на языке казанских татар (63). Для сравнения укажем, что на многих других языках - гораздо меньше, например, на осетинском - одно. Из вышедших в свет 435 печатных изданий более 66% было опуб-
ликовано также на азербайджанском и татарском языках.
В марте 1917 года Ставропольское мусульманское общество выпустило воззвание к мусульманам Ставропольской губернии и всего Северного Кавказа. В нем помимо призыва поддержать Временное правительство отмечалось, что надо следовать за образованными людьми и выставить на выборы в Учредительное собрание достойных и грамотных людей. Надо следовать хадису: «Учитесь от колыбели до могилы, отправляйтесь за знанием, если бы даже оно было в Китае, ибо знание человека есть неистощимое богатство» [7].
Двадцатого апреля 1917 года в Казани начал свою работу Всероссийский съезд учителей-му-сульман. А 24-27 апреля там же состоялся Всероссийский съезд мусульманских женщин, в работе которого участвовало 300 делегаток от Кавказа, Поволжья, Крыма, Казахстана, Туркестана и Сибири. Передовые члены мусульманского общества стремились улучшить положение и образование мусульман. В Баку 5-12 мая 1917 года прошел Первый съезд учащихся-мусульман Кавказа; 21 мая его участники учредили ЦК и фонд учащихся-мусульман Кавказа. Заседавший в Петрограде ЦК ВМС (Икомус) установил с ними связь. В июне 1917 года в Чечне возникло Общество распространения просвещения среди чеченцев под началом Т. Э. Эльдарханова [8].
Получило широкое распространение движение мусульманских учащихся и учителей России. Так, в начале августа 1917 года в Казани состоялся Второй всероссийский съезд учащихся-му-сульман, на котором был избран Всероссийский центральный мусульманский студенческий комитет; 3-5 августа проходил Второй съезд учителей-мусульман. В Баку с целью сбора пожертвований для строительства школы и мечети прибыла представительница татарского культурно-просветительского и благотворительного общества Д. А. Хамзина (Ростов-на-Дону). Комитет бакинских мусульманских общественных обьединений постановил помочь ростовским мусульманам [9].
Кроме перечисленных духовных и светских учебных заведений, вторая половина XIX - начало ХХ века ознаменовались открытием библиотек, театров, появлением соответствующих направлений в книгоиздании, журналистике, музыкальном искусстве. Азербайджан и народы Северного Кавказа получили возможность приобщения к достижениям европейской цивилизации. Был дан импульс к формированию аналогичных сфер их жизнедеятельности, приспособленных к северокавказским и азербайджанским историкокультурным условиям.
Литература и источники
1. Исхаков С. М. Российские мусульмане и революция (весна 1917 г. - лето 1918 г.). М., 2004. С. 10-11.
2. Государственный архив политических партий и общественных движений при Президенте Азербайджанской Республики (ГАППОДПАР). Ф. 276. Оп. 8. Д. 269. Л. 197-198.
3. Там же. С. 198-204.
4. Каспий. 1917. № 66. (23 мар.). С. 23-26.
5. ГАППОДПАР. Ф. 276. Оп. 8. Д. 269. Л. 6566, 195-198.
6. Исхаков С. М. Российские мусульмане и рево- империи 1905-1916 гг.). Н. Новгород, 2007. С. 520.
люция ... С. 168. 8. Исхаков С. М. Российские мусульмане и рево-
7. Цит. по: Сенюткина О. Н. Тюркизм как истори- люция ... С. 63-165, 183, 206.
ческое явление (На материалах истории Российской 9. Там же ... С. 244.
s. I. ALIYEvA. THE changes IN THE educational system IN AZERBAIJAN AND IN THE NORTH CAUCASUS IN THE sECOND HALF OF THE XIX - BEGINNING OF THE XX CENTURY
The changes of both spiritual and secular education that took place in Azerbaijan and in the North Caucasus during the period of formation of a new method school for teaching in native language are considered in the article.
Key words: Azerbaijan, North Caucasus, Russian Empire, jadidizm, new method schools.
Е. Н. ГУСАРОВА
МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ
В статье охарактеризован мониторинг качества образовательного процесса и результатов обучения будущих специалистов социономической сферы при использовании технологических методов активизации творческого самоопределения личности.
Ключевые слова: мониторинг, профессиональные технологии, творческое самоопределение, образовательная среда.
Оценка качества образования - одна из наиболее актуальных проблем педагогики, поскольку для контроля над процессом обучения необходимо обладать достоверной информацией о его ходе. Получение таких сведений обеспечивает мониторинг, содержание которого определяется в зависимости от целей и конкретных задач. В контексте нашего исследования объектом наблюдения выступает качество образования как совокупность свойств, определяющих способность удовлетворять запросы общества в отношении всестороннего развития личности студентов [1].
Особенности профессиональной подготовки будущих специалистов социономической сферы (педагогов, психологов, менеджеров) обусловлены жесткими требованиями рынка труда и характером деятельности: профессионализм можно успешно сочетать с творческим становлением личности при развитии креативности, самодисциплине, ответственности, коммуникативной компетентности и т. д. Необходимо также учитывать влияние обучающей среды и системообразующих факторов [2].
Технологическое построение обучения будущих специалистов направлено на формирование различных профессиональных компетенций: применение качественных и количественных методов психологических и педагогических исследований; умение использовать методы диагностики развития; навыки организации различных видов деятельности (игровая, учебная, предметная, культурно-досуговая); способность использовать здоровьесберегающие технологии, учитывать риски и опасности социальной среды и пр. [3].
Система психолого-педагогического мониторинга предполагает наблюдение и сбор информации о системе личность - образовательная среда [4]. Педагогический мониторинг как одно из важнейших, относительно самостоятельных звеньев должен обеспечивать поддержку преподавателя в плане построения учебного процесса и оценки
продуктивности собственной деятельности.
Мониторинг образовательной среды осуществлялся нами в ходе реализации экспериментальной педагогической технологии, включающей:
- определение творческо-личностных компонент, влияющих на становление специалиста со-циономической сферы (в рамках освоения программных дисциплин, предусмотренных учебным планом);
- выявление трудностей профессионального взаимодействия в системе педагог / студент;
- определение психолого-педагогических методов активизации творческого самоопределения личности.
Исследование проводилось среди студентов и преподавателей КГУКИ, КубГУ и преподавателей Института повышения квалификации г. Краснодара. Опрошено 810 респондентов, применены методы оценки учебной деятельности, экспертной оценки личностных характеристик и творческой профессиональной деятельности, оценки профессиональных качеств будущих специалистов со-циономической сферы, методы математической статистики. Принципы отбора показателей: ориентация на требования внешних пользователей и соблюдение морально-этических норм; минимизация системы; инструментальность и технологичность используемых маркеров; сопоставимость системы показателей с международными аналогами.
Многие закономерности обучения и профессионального становления личности связаны с формированием механизмов внутренней мотивации, развитием творческих способностей, со стилем межличностного взаимодействия. В соответствии с этим разработанный нами педагогический мониторинг представляет собой систему из четырех блоков.
I блок (Образованность) включает данные о соответствии уровня профессиональной подготовки Государственному стандарту, позволяет проследить динамику развития студента в соответствии с его возможностями, а также оценить результат