Научная статья на тему 'Информационно-интеграционный подход в профессиональной подготовке будущих специалистов социономических профессий'

Информационно-интеграционный подход в профессиональной подготовке будущих специалистов социономических профессий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КРЕАТИВНОСТЬ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / INTEGRATED SYSTEMS / PROFESSIONAL TECHNOLOGY / CREATIVITY / INFORMATIZATION OF SPECIAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусарова Елена Николаевна

В статье проведён анализ тенденций развития профессионального образования специалистов социономической сферы с учетом современных требований. Определены общезначимые принципы подготовки представителей социономической сферы деятельности на основе информационно-интеграционного подхода. На основании проведённого анализа предлагается в основу содержания профессионального образования положить применение технологий формирования творческой личности специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусарова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION-INTEGRATION APPROACH IN TRAINING FUTURE SPECIALISTS OF SOCIONOMICAL PROFESSIONS

An analysis is made of trends in the development of professional education of specialists in socionomical areas to meet modern standards. The author identifies valid principles of training representatives of socionomical activities on the basis of the information integration approach. Proceeding from the conducted analysis the author proposes to put technologies for the formation of creative personality of the expert in a basis of the content of professional education.

Текст научной работы на тему «Информационно-интеграционный подход в профессиональной подготовке будущих специалистов социономических профессий»

УДК 378 ББК 74.58 Г 96

Е.Н. Гусарова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Краснодарского университета культуры и искусств; E-mail: gusarovа[email protected].

ИНФОРМАЦИОННО-ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОДХОД В

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье проведён анализ тенденций развития профессионального образования специалистов социономической сферы с учетом современных требований. Определены общезначимые принципы подготовки представителей социономической сферы деятельности на основе информационно-интеграционного подхода. На основании проведённого анализа предлагается в основу содержания профессионального образования положить применение технологий формирования творческой личности специалиста.

Ключевые слова: интегрированные системы, профессиональные технологии, креативность, информатизация специального образования.

E.N. Gusarova

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Pedagogy and Psychology Department, Krasnodar University of Culture and Arts; E-mail: gusarovа. en@inbox. ru

INFORMATION-INTEGRATION APPROACH IN TRAINING FUTURE SPECIALISTS OF SOCIONOMICAL PROFESSIONS

Abstract. An analysis is made of trends in the development of professional education of specialists in socionomical areas to meet modern standards. The author identifies valid principles of training representatives of socionomical activities on the basis of the information integration approach. Proceeding from the conducted analysis the author proposes to put technologies for the formation of creative personality of the expert in a basis of the content of professional education.

Keywords: integrated systems, professional technology, creativity, informatization of special education.

В контексте современной ситуации весьма актуальной для нашего общества становится задача повышения эффективности профессионального образования. Особенно остро она проявляется у представителей социономических профессий, где объектом труда является человек с его многообразием проблем и трудностей, прежде всего, это касается врачей, педагогов, психологов, социальных работников.

На современном этапе происходят кардинальные структурные изменения в системе высшего профессионального образования в рамках современных международных требований. Актуализируется принцип интегрированных систем в процессе обучения: обучение происходит на междисциплинарных основах в связи с социализацией основных направлений развития страны. Происходит внедрение в учебный процесс инновационных образовательных технологий, эффективность современного профессионального образования все более определяется творческим потенциалом личности, умением специалиста ориентироваться в динамичной, меняющейся, нестандартной социальной ситуации. Особенно важно учитывать данные изменения при обучении специалистов социономической

сферы, где крайне необходимо сочетать профессиональную подготовку с формированием личностных качеств будущего специалиста.

Социономические профессии (типа «человек-человек») предполагают постоянную работу с людьми и непосредственное общение в ходе профессиональной деятельности. Неудивительно, что к представителям данных профессий предъявляются повышенные требования, поскольку объектом труда являются другие люди [1]. Однако современное общество требует от такого специалиста не только большого объёма профессиональных знаний, но и ряда качеств зрелой личности: готовности к изменению и развитию, к принятию самостоятельных решений, к соотнесению своих жизненных смыслов со смыслами общества и общечеловеческими ценностями [2], т.е., актуализируются социальные нормы, выражающие требования социальной группы к поведению личности, групп в их взаимоотношениях друг с другом.

По сути, все вышеперечисленные качества - проявления целостного мировоззрения индивидуальности как высшего уровня интеграции индивидно-личностно-субъектных характеристик человека согласно концепции Б.Г. Ананьева [3], т.е., человек - единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства индивида.

Ещё одна тенденция развития цивилизации в современном мире - это запрос общества на личность с креативными характеристиками. Под креативностью, прежде всего, подразумевают способность человека придумывать совсем неожиданные и новые идеи, а также нестандартный подход к ситуации. Поскольку данной способностью обладает не так уж и много людей, то их работа всегда востребованная и высокооплачиваемая. Действительно, неординарное решение проблем, умение видеть что-то особенное в обычном, способность работать в непривычной обстановке, быстро переключаться с одного вида работы на другой - все эти характеристики символизируют человека с креативным (дивергентным) мышлением [4]. Отсюда становится понятным повышенный спрос современного общества на креативных профессионалов своего дела.

Рядом авторов доказано, что содержание обучения специалистов социономических специальностей представляет собой многоуровневую динамическую систему, которая по существу является развивающей [5; 6; 7]. Наше исследование современных требований к содержанию образования показало, что «социономичность» труда требует высокой степени развития у субъектов этого труда, так называемых «интерсоциальных» (социальноперцептивных и коммуникативных), а также творческих способностей для того, чтобы они эффективно могли выполнять свои профессиональные функции. Важно подчеркнуть, что вышеуказанные требования связаны с формированием профессиональных компетенций, то есть являются практической составляющей в решении профессиональных задач.

Чтобы изменить систему обучения в условиях увеличения информационного потока с учетом специфики социономической сферы деятельности и требований современного общества, необходимо разрабатывать новые интегративные и динамичные подходы к пониманию профессионального становления личности.

В результате использования системного подхода как стратегического для решения проблем развития содержания профессионального образования специалистов социономической сферы с учетом современных требований нами создан информационноинтеграционный подход, который предполагает учет информатизации специального образования; интеграцию трех подходов в высшем специальном образовании - личностного, деятельностного и креативного; интеграцию общего и профессионального образования.

В качестве теоретической основы информационно-интеграционного подхода нами избран триединый парадигмальный подход : личностная + деятельностная + креативная парадигмы. Рассмотрение триединых систем имеет глубокие корни в различных научных теориях, а принцип полипарадигмальности выступает в современных педагогических исследованиях и образовательной практике в качестве методологического [8; 9; 10; 11].

Личностный и креативный подходы на первый план выдвигают способности,

социальную и профессиональную среду как условия формирования творческой личности педагога в целом, при этом деятельностный подход включает в свой фундамент такие базовые категории, как «общение» и «личность». Креативная парадигма связана с изучением структуры личности, которое показало, что «социономичность» деятельности требует высокой степени развития у субъектов этого труда творческих способностей с целью эффективного выполнения профессиональных функций.

После окончания вуза начинающие специалисты хоть и владеют определённой теоретической базой, но не всегда представляют, как её реализовать на практике. Сегодня в профессиональном сообществе сформировано понимание того, что одних только знаний недостаточно для эффективного вхождения в профессию. Специалист социономической сферы проявляется целостно, «работают» вся его личность и его опыт, уровень сформированности компетенций, интегральная способность творить. [12; 13; 14].

Информационно-интеграционный подход повышает возможность адаптивного вхождения в профессию, позволяет решить проблему развития творческого потенциала, которая тесно взаимосвязана с информационной интенсификацией обучения.

Для реализации информационно-интеграционного подхода возникает необходимость определения принципов профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов социономической сферы, способствующих созданию принципиально новых идей, развитию их творческого потенциала с учетом информатизации специального образования, интеграции общего и профессионального образования.

Автором определены общезначимые принципы профессиональной подготовки представителей социономической сферы деятельности на основе информационноинтеграционного подхода:

1. Принцип проективного образования. Предполагает, что опережающее образование, как модель образования, выполняет не только социальную функцию передачи знаний, опыта и культуры от прошлых и нынешних поколений к будущим, но и функцию подготовки человека к опережающим действиям по адаптации в системе человек-человек и перехода к устойчивому развитию.

2. Принцип содержательного образования. Предполагает, что количество информации, заключенное в сообщении, определяется объемом знаний, который несет это сообщение получающему его человеку. Сообщение содержит информацию для человека, если заключенные в нем сведения являются для этого человека новыми и понятными и, следовательно, пополняют его знания.

3. Принцип педагогических инноваций. Определяется как процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании, ведущих к прогрессивным изменениям качества образования.

4. Принцип побуждения мотивации успеха. При организации такого образования следует исходить из необходимости подчинения предметного результата воспитательному, в виде качественных материальных и идеальных изменений личности, ее внешнего облика, интеллектуальной, мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой сферы, поведения и деятельности.

5. Принцип процессуального обучения. Выделяет и изучает различные процессы, происходящие в системе человек-человек, включает природу общественных отношений, степень влияния идеологии на другие компоненты системы человек-человек и анализ взаимодействия внутри системы человек-человек.

Несмотря на то, что проблема профессиональной подготовки студентов в системе высшего профессионального образования России изучается довольно широко, вопрос о развитии творческой личности будущих специалистов всё же остаётся открытым. Перспективная проблема нашего исследования заключается в необходимости разработки теоретических основ понятия «социономическая составляющая» и практических технологий, обеспечивающих педагогический подход к развитию творческой активности личности. Теоретические исследования позволили сформировать программу педагогического

эксперимента по применению технологий формирования творческой личности специалиста социономической сферы в профессиональном образовании.

Необходимо уточнять общезначимые принципы подготовки представителей социономической сферы деятельности с учетом информатизации специального образования, интеграции общего и профессионального образования. Анализ тенденций развития профессионального образования специалистов социономической сферы с учетом современных требований показал, что процесс подготовки будущих специалистов социономической сферы станет более эффективным при условии комбинированного применения рассмотренных нами подходов, объединения их в целостной многоуровневой динамической системе информационно-интеграционного подхода.

Примечания:

1. Субъективные критерии эффективности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек-человек». URL: http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/26232/ (дата обращения: 01.01.2012).

2. Условия и факторы развития сплочённости групп. URL: www.zi-

kozlov.ru/collections/vestnik4-2006.doc (дата обращения: 01.02.2012).

3. Богданова Т.А. Интегративный подход к индивидуальности в групповом консультировании женщин социономических профессий. URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/ 120935.html (дата обращения: 02.02.2012)

4. Креативность. URL: http: //master-777. ru/kre ativnosty. htm (дата обращения: 01.01.2012).

5. Афанасьев В.Г. Человек в системах управления. М.: Знание, 1975. 64 с.

6. Казаневская В.В. Интегральная теоретическая психология личности. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2000. 520 с.

7. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 27-31.

8. Баранцев Р.Г. Дефиниция асимптотики и системные триады // Асимптотические методы в теории систем. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1980. С. 70-81.

9. Гегель Г.В. Ф. Работы разных лет. Т. 1. М.: Наука, 1970. С. 265.

10. Занков Л.В. Обучение и развитие. М.: Педагогика, 1975. 440 с.

11. Гусарова Е.Н. Педагогические основы формирования творческой личности в профессиональном образовании // Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования: материалы Первой Междунар. науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 2010. С. 33-38.

12. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. № 6. С. 55-63.

13. Маткин В.В. Теория и практика развития интереса к профессионально-творческой деятельности у будущих учителей (ценностно-синергетический подход): дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2002. 255 с.

14. Алкачева А.А. Квалификационный и компетентностный подход в системе дополнительного профессионального образования: сравнительная характеристика // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2011. № 1. С. 10-14.

References:

1. The subjective criteria of professional activity effectiveness in professions of the type «man -man» URL: http: //www.nauka-shop. com/mod/shop/productID/26232/ (date of application: 01.01.2012).

2. Conditions and factors of groups’ unity development URL: www.zi-kozlov.ru/collections/vest-nik4-2006.doc (date of application: 01.02.2012).

3. Bogdanova T.A. An integrative approach to individuality in group consulting of women of socio-nomic professions URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/120935.html (date of application: 02.02.2012).

4. Creativity URL: http://master-777.ru/kreativnosty.htm (date of application: 01.01.2012).

5. Afanasyev V.G. A person in control systems. M.: Znanie. 1975. 64 pp.

6. Kazanevskaya V.V. Integral theoretical psychology of personality. Tomsk: Tomsk University. 2000. 520 pp.

7. Shadrikov V.D. A new model of a specialist: innovative training and competence approach // Higher education today. 2004. No. 8. P. 27-31.

8. Barantsev R.G. Definition of asymptotics and system triads // Asymptotic methods in the theory of systems. Irkutsk: Irkutsk University publishing house. 1980. P. 70-81.

9. Hegel G.W.F. The works of different years, V. 1. M.: Nauka. 1970. P. 265.

10. Zankov L.V. Teaching and development. M.: Pedagogy. 1975. 440 pp.

11. Gusarova E.N. Pedagogical foundations of creative personality formation in vocational training // Innovation potential of subjects of the educational space in the conditions of education modernization: materials of the First International scient. and pract. conf. Rostov-on-Don. 2010. P. 33-38.

12. Markova A.A. Psychological criteria and the levels of teacher’s professionalism // Pedagogy. 1995. No. 6. P. 55-63.

13. Matkin V.V. Theory and practice in the development of interest in the professional and creative activity of future teachers (a value and synergetic approach): Dis. for the Dr. of Pedagogy degree. Ekaterinburg, 2002. 255 pp.

14. Alkacheva A.A. Qualification and competence approach in the system of additional vocational training: a comparative characteristic // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». 2011. No. 1. P. 10-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.