УДК 316.614.6 ИЗДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИОНОМИЧЕСКОГО ТИПА
Арендачук И.В.
В статье анализируются психологические факторы формирования эмоционального выгорания как формы издержек профессиональной социализации личности в деятельности социономического типа (на примере специалистов, работающих в сфере торговли).
Методы исследования: «Тест смысложизненных ориентаций» (в адаптации Д.А. Леонтьева); методика «Диагностика профессионального выгорания» (К. Маслач, С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой); «Опросник трудового стресса» (адаптированная русскоязычная версия теста JSS Ч. Спилбергера); методы математической статистики (сравнительный и корреляционный анализ).
Показано, что эмоциональное выгорание нарушает процесс профессиональной социализации личности. Для специалистов торговой сферы независимо от выраженности степени эмоционального выгорания, факторами нарушения профессиональной социализации являются те, которые связаны с недостаточно эффективной организацией трудового процесса. У работников, имеющих высокую выраженность признаков выгорания, доминирует ориентация на настоящее и чем меньше сформированы жизненные цели, тем больше проявляется деперсонализация личности. При выполнении деятельности социономического типа на его формирование оказывают влияние, как социально-психологические условия профессиональной деятельности, так и личностные факторы, в качестве которых выступают смысложизненные ориентации.
Ключевые слова: социализация; издержки профессиональной социализации; эмоциональное выгорание; деятельность социономического типа.
COSTS OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION PERSONALITY IN ACTIVITY OF SOCIONOMICAL TYPE
Arendachuk I.V.
This article analyzes the psychological factors of formation of emotional burnout as a form of costs of professional socialization personality in activity of socionomical type (on an example of the specialists working in sphere of trade).
Methods: «Purpose-in-Life Test» (J. Karembeu, L. Maholik in adaptation of Leontiev D.A.); techniques «Diagnosis burnout syndrome» (C. Maslach, C. Jackson in adaptation of Vodopyanova N.E.) and «The survey of labor stress» (adapted Russian version Ch. Spielberger test JSS), methods of mathematical statistics (comparison and correlation analysis).
It is shown that emotional burning violates the process of professional socialization personality. For experts of trading sphere irrespective of expressiveness of degree of emotional burnout, factors of infringement of professional socialization are what are connected with insufficiently effective organization of labor process. Specialists who have severe symptoms of burnout, focused on the present. The smaller are developed important goals in life, the stronger the depersonalization of the personality. When implementing activities socionomical type on formation of emotional burnout are influenced, both socially-psychological conditions of professional activity, and personality factors in which quality advocated orientations in the sense of life.
Keywords: socialization; costs of professional socialization; emotional burning out; activity of socionomical type.
Работа выполнена в рамках проекта «Социально-психологический анализ процессов социализации и адаптации личности в условиях динамично развивающегося общества» Федеральной целевой программы ".Научные и научно-
педагогические кадры инновационной России” на 2009 - 2013 годы” (2012-1.2.112-000-3005-1181).
Теоретическое обоснование проблемы. В современных психологических исследованиях, посвященных проблеме социализации, она рассматривается как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, взаимодействие личности и общества, направленное на ее вхождение в систему общественных взаимодействий и усвоение социального опыта, принятие общественных норм и ценностей. С другой стороны, социализация есть процесс активного воспроизводства личностью системы социальных связей в процессе деятельности и включения в социальную среду, в силу чего она вносит в общество свой опыт, свой творческий подход, активно преобразуя его. Таким образом, в процессе социализации личности происходит постепенный переход ее с позиции «объект социализации» на уровень субъекта. Поэтому в целом процесс социализации можно охарактеризовать как сложное социально-психологическое явление, которое представляет собою одновременно и процесс, и отношение, и способ, и результат становления личности в общении и деятельности.
Проанализируем в контексте социализации личности проблему взаимодействия человека и профессии. Чаще всего она акцентируется на решении вопросов личностного и профессионального развития, которые рассматриваются как взаимодополняющее и взаимоопределяющие друг друга процессы (А.А. Деркач, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, Ю.П. Поваренков и др.).
Профессиональное развитие личности определяется как рост, становление, позитив, интеграция в профессиональном труде личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, но главное - как активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности - творческой самореализации в профессии [3].
Основой психологической предпосылкой и формой реализации профессионального развития личности является профессиональная социализация, которая проявляется в специфике социального регулирования и проявляющихся профессиональных новообразований личности - профессиональных убеждений, норм и ценностей. С этих позиций, согласно мнению Н.С. Глуханюк, выделяют объективные и субъективные критерии профессионализации. К первым она относит результативность и качество деятельности, ко вторым - профессиональное самоопределение (степень принятия себя как профессионала, т.е. осознание уровня развития своих способностей, компетентности, мотивов) и удовлетворенность деятельностью (степень принятия условий и содержания деятельности, зависящие от развитости мотивационной сферы, уровня притязаний личности и условий профессиональной деятельности) [1].
Несколько иная точка зрения по этому вопросу у Р.М. Шамионова, который полагает, что удовлетворенность трудом, избранной профессией не только определяет эффект профессионализации (как формы социализации личности, обусловленной включением в трудовую деятельность), но и является показателем отношений внешних (овладение технологией и усвоение норм института профессии) и внутренних (свойства личности) инстанций в профессиональнозначимых компонентах личности и деятельности. При этом внешние нормы и внутренние свойства постоянно вступают в диалектические связи - то, что было причиной, становится фактором, фактор становится основанием и т.д. Поэтому, профессиональная социализация, определяя личностный облик профессионала, в то же время влияет на степень его личностной включенности в деятельность, ее эффективность, степень самореализации и соответствующий ей уровень удовлетворенности трудом [4].
Анализ динамических процессов профессиональной социализации личности показывает, что отдельные ее составляющие тесно взаимосвязаны и обусловливают друг с друга: человек, как субъект жизнедеятельности на протяжении всего жизненного пути реализует свою активность, развивается как лич-
ность и как профессионал, приобретает социальный и профессиональный опыт, творчески преобразует себя и свою профессиональную деятельность.
Вместе с тем, данный подход, не смотря на его желательность, не в полной мере характеризует процесс социализации. Представляется важным отметить, что в современном динамично развивающемся обществе становится актуальным изучение и негативных или деструктивных аспектов личностного профессионального развития человека, которые можно обозначить как издержки профессиональной социализации.
Профессиональное развитие может проявляться и как негативное изменение личности в процессе существования индивида в профессиональной среде, усвоение профессионального опыта, овладение «грязными» стандартами и ценностями профессионального сообщества; как процесс реализации негативных аспектов накопленного профессионального опыта, как воспроизводство стереотипных социальных коммуникаций [3]. Особенно это актуально для профессиональной деятельности социономического типа, предполагающую постоянную работу с людьми, ежедневное включение в различные сложные ситуации общения и высокую ответственность за результат коммуникации.
В процессе профессиональной социализации при осуществлении деятельности социономического типа личность овладевает опытом установления и поддерживания контактов с людьми, учится понимать их состояния, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность. Вместе с тем, эта деятельность сопряжена с динамичностью коммуникаций и большим количеством случайных контактов, с высокими требованиями к самоконтролю и интерперсональной чувствительности. В ней чрезвычайно выражен риск возникновения конфликтных или напряженных ситуаций общения, вызванных недоверием, несогласием и проявляющихся в разных формах отказа от дальнейшего взаимодействия (общения). В силу действия этих и многих других неблагоприятных условий профессиональной социализации в качестве ее издержек можно выделить высокую вероятность возникновения эмоционального
выгорания, которое становится основным фактором снижения профессиональной морали, дисциплины, ответственности и эффективности деятельности, т.е. лежит в основе формирования и проявления негативного социального опыта личности.
Синдром эмоционального выгорания представляет собой сложное интегральное образование, которое формируется в процессе социализации личности в силу несоответствия ее социально-психологических и индивидуальных характеристик требованиям среды. В исследованиях В.И. Малышева было показано, что выгорание обусловливается не отдельным фактором профессии, а целым ее комплексом. Вследствие этого, изучение эмоционального выгорания в аспекте профессиональной социализации позволяет рассматривать проблему в динамике, на разных ее уровнях и этапах [2].
Методическое обоснование исследования. Целью исследования, материалы которого представлены в данной статье, стало выявление психологических факторов формирования эмоционального выгорания как формы издержек профессиональной социализации личности в деятельности социономического типа (на примере специалистов, работающих в сфере торговли).
Исследование проводилось на базе обувного гипермаркета «Обувь Сити» г. Саратова. В нем приняли участие все члены трудового коллектива в количестве 47 человек в возрасте от 19 до 45 лет, из которых 57% имели среднее профессиональное и 43% - высшее профессиональное образование.
В качестве психодиагностических методик использовались: «Тест смысложизненных ориентаций» (в адаптации Д.А. Леонтьева); методика «Диагностика профессионального выгорания» (К. Маслач, С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой); «Опросник трудового стресса» (адаптированная русскоязычная версия теста JSS Ч. Спилбергера); методы математической статистики (сравнительный и корреляционный анализ).
Результаты исследования и их обсуждение. По результатам проведенного исследования в изучаемой выборке было выделено две группы: испытуемые
с высоким уровнем профессионального выгорания (25 человек) и испытуемые с низким уровнем выгорания (22 человека). В структуре эмоционального выгорания в группе с высоким его уровнем в большей степени, чем у испытуемых, имеющих низкий уровень выгорания, оказались выражены эмоциональное истощение (высокий уровень проявления) и деперсонализация (выраженная степень сформированности). То есть, эмоциональное выгорание в первую очередь охватывает такие сферы, как активность личности, ее интерес к своей работе, эмоциональное отношение к коллегам и клиентам - именно эти стороны профессиональной деятельности описываются через показатели деперсонализации и эмоционального отношения.
Корреляционный анализ показал, что образование, возраст и стаж работы, как социально-психологические характеристики личности, находятся в прямой взаимосвязи с такой составляющей выгорания, как эмоциональное истощение (г = 0,75 и 0,58 в группах с низким и высоким уровнем выгорания соответственно, р < 0,05).
В качестве стрессогенных факторов, формирующих издержки профессиональной социализации и определяющих эмоциональное выгорание испытуемые отметили:
- организационные факторы - «несправедливость в оплате труда или распределении материальных поощрений» и «необходимость выполнять работу за других (коллег, начальство, подчиненных)»;
- фактор межличностных отношений - «отсутствие одобрения за хорошо выполненную работу»;
- личностный фактор - «ограниченные возможности профессионального роста».
При этом по своей значимости эти факторы оказались существенно более выражены у специалистов с высоким выгоранием, и это позволяет предположить, что немаловажным фактором формирования эмоционального выгорания являются индивидуальные особенности личности.
Опираясь на предположение о том, что эмоциональное выгорание личности может быть связано с тем, что в процессе профессиональной социализации она не реализует свои ожидания и потребности, и это проявляется в ощущении потери основных смыслов жизни, мы провели изучение смысложизненных ориентаций у работников с разным уровнем проявления эмоционального выгорания. Полученные результаты позволяют говорить о том, что группы испытуемых с разной степенью выраженности выгорания существенно отличаются как по общему показателю смысложизненных ориентаций, так и по таким составляющим, как «процесс жизни», «результативность жизни» и локус контроля-жизнь». По шкалам «цели в жизни» и «локус контроля-Я» значимых различий между группами выявлено не было (таблица 1).
Анализируя полученные данные можно заключить, что у всех испытуемых показатели «цели в жизни» и «локус контроля-Я» находятся в пределах средненормативных значений. Это позволяет говорить о том, что в пределах изучаемой выборки работники торговли имеют адекватные цели, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, также они обладают достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии с этими целями и представлениями о ее смысле.
Таблица 1
Смысложизненные ориентации работников торговой сферы в зависимости
от выраженности профессионального выгорания
Показатели Уровень проф. выгорания ^критерий Стьюдента р-уровень значимости
высокий низкий
Цели в жизни (цель) 30,73 31,27 -0,20 0,840
Процесс жизни (процесс) 26,07 29,80 -2,83 0,038
Результативность жизни (результат) 23,60 27,33 -2,82 0,009
Локус контроля-Я 20,07 21,13 -0,62 0,540
Локус контроля-жизнь 27,40 30,67 -2,64 0,012
Общий показатель жизненных ориентаций 91,80 104,07 -2,07 0,050
Вместе с тем, испытуемые с высоким уровнем эмоционального выгорания имеют значительно более низкие, чем в группе с низким уровнем выгорания, показатели по шкалам «процесс жизни», «результативность жизни» и «локус кон-троля-жизнь». При этом только «результивность или удовлетворенность самореализацией» у них выражена в пределах средненормативных значений, а по остальным шкалам - показатели близки к нижней границе нормы, т.е. понижены. Такие данные указывают на то, что выраженность эмоционального выгорания сказывается на неудовлетворенности личности своей жизнью в настоящем, что порождает ощущение неспособности контролировать свою жизнь, наличия ограничений в свободном принятии решений и воплощения их в делах и поступках.
Корреляционный анализ, позволил выявить значимые связи между признаками эмоционального выгорания и практически всеми показателями смысложизненных ориентаций, за исключением показателя «локус контроля-жизнь».
Выраженность деперсонализации личности оказалась обратно пропорциональной сформированности целей в жизни испытуемых (связь «цели - деперсонализация» г = -0,58; р < 0,05). Это позволяет предположить, что чем меньше сформированы цели, тем больше будет проявляться деперсонализация личности в виде неадекватного восприятия собственного «Я», отсутствия эмоциональной вовлеченности в отношения с людьми и в работу, усиления формализма при взаимодействии с окружающими, в первую очередь с сотрудниками и покупателями.
Редукция личных достижений в структуре эмоционального выгорания в этой группе непосредственно связана как с общим показателем жизненных ориентаций (г = - 0,65; р < 0,05), так и с «процессом жизни» (г = - 0,62), с «результативностью жизни» (г = - 0,56) и с «локусом контроля-Я» (г = - 0,77). И поскольку эти показатели в данной группе ниже нормативных значений, то выраженная редукция может проявляться либо в тенденции негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, в негативизме по отношению к служебным достоинствам и возможностям, либо в преуменьше-
нии собственного достоинства, ограничении своих возможностей и обязанностей по отношению к другим.
В целом, следует отметить, что все составляющие жизненных ориентаций взаимосвязаны с общим показателем жизненных ориентаций, а триада «цели» -«процесс» - «результат» представляет собой единое образование.
В группе торговых работников, не имеющих признаков профессионального выгорания, все показатели смысложизненных ориентаций оказались взаимозависимыми и определяющими изменения в целостном показателе жизненных ориентаций. При этом только показатель «результативность жизни или удовлетворенность самореализацией», отражающий оценку жизни и ощущение того, насколько она продуктивна и осмысленна, связан с деперсонализацией личности, проявляющейся у торговых работников в чувстве потери себя, в ощущении безликости в системе социальных отношений внутри трудового коллектива и с деловыми партнерами (администрацией, покупателями, клиентами).
Заключение. Эмпирическое исследование психологических факторов формирования эмоционального выгорания как формы издержек профессиональной социализации личности в деятельности социономического типа (на примере специалистов, работающих в сфере торговли) позволило сформулировать следующие выводы:
1. Эмоциональное выгорание нарушает процесс профессиональной социализации личности, поскольку оно отражается на активности личности, ее интересе к работе, эмоциональном отношении к окружающим.
2. Для специалистов торговой сферы независимо от особенностей выполняемых обязанностей и выраженности степени эмоционального выгорания, факторами нарушения профессиональной социализации являются те, которые связаны с недостаточно эффективной организацией трудового процесса. В первую очередь - это «несправедливость в оплате труда или распределении материальных поощрений», «необходимость выполнять работу за других» и «отсутствие одобрения за хорошо выполненную работу». При этом у специалистов,
имеющих высокий уровень выгорания, эти факторы являются более значимыми, чем у тех, кто не имеет выраженных его признаков.
3. На основе изучения смысложизненных ориентаций личности можно заключить, что у работников, имеющих высокую выраженность признаков эмоционального выгорания, выражена ориентация на настоящее, которое их не вполне удовлетворяет, в целом жизнь не воспринимается ими как интересная и наполненная смыслом. Это порождает ощущение наличия ограничений в свободном принятии решений и воплощения их в делах и поступках. При этом, чем меньше сформированы жизненные цели, тем больше проявляется деперсонализация личности в виде неадекватности восприятия собственного «Я», отсутствия эмоциональной вовлеченности в отношения с людьми и в работу, усиления формализма при взаимодействии с окружающими. Вместе с тем, своеобразной профилактикой формированию эмоционального выгорания личности является целенаправленность в достижении задуманных планов.
4. Генезис синдрома эмоционального выгорания носит индивидуальный характер, определяемый различиями в условиях, в которых протекает профессиональная социализация. Это позволяет говорить о том, что на формирование эмоционального выгорания личности при выполнении деятельности социономиче-ского типа оказывают влияние, как социально-психологические условия профессиональной деятельности, так и личностные факторы, в качестве которых выступают смысложизненные ориентации.
Список литературы
1. Глуханюк Н.С. Психология субъектной профессионализации // Образование и наука, 2003. №5. С. 64-79.
2. Малышев В.И. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и ценностной сферы личности в процессе профессиональной социализации в экстремальных условиях // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика, 2010. Т. 10, Вып. 4. С.74-78.
3. Подвойский В.П. Теоретико-методологические основы изучения деструктивного профессионального развития руководителя // Профессиональная деформация и проблемы профессионализма: электронный журнал, 2002. №3. URL: http://psymanager.ru/deformaciya (дата обращения 15.09.2012).
4. Шамионов Р.М. Некоторые теоретические аспекты профессиональной социализации личности в условиях педагогической деятельности // Проблемы психологической науки в XXI веке: Материалы юбилейной Международной научно-практической конференции. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2006. С.160-163.
References
1. Glukhanyuk N.S. Obrazovanie i nauka, no. 5 (2003): 64-79.
2. Malyshev V.I. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika, 10, no. 4 (2010): 74-78.
3. Podvoyskiy V.P. Professional'naya deformatsiya i problemy professionalizma, no. 3 (2002). http://psymanager.ru/deformaciya (accessed September 15, 2012).
4. Shamionov R.M. Materialy yubileynoy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Problemy psikhologicheskoy nauki v XXI veke» [Mater. anniversary Int. Sc.-Practical Conf. «Problems of a psychological science in the XXI century»]. Saratov, 2006. pp. 160-163.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Арендачук Ирина Васильевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования
Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского ул. Астраханская, 83, г. Саратов, 410012, Россия e-mail: arend-irina@yandex. ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Arendachuk Irina Vasilevna, Ph.D. in Psychological Science, Department of educational psychology, assistant professor
Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky 83, Astrakhanskaya street, Saratov, 410012, Russia e-mail: arend-irina@yandex. ru
Рецензент:
Бочарова Елена Евгеньевна, доцент кафедры социологии и психологии, кандидат психологических наук. Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования