ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ МОДЕЛИ, МЕТОДИКИ, ТЕХНОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ОБМЕН МЕЖДУНАРОДНЫМ ОПЫТОМ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Х. М. Акрамов О. Т. Парпиев
Познавательная деятельность студентов - ведущий компонент учебновоспитательного процесса в вузе. В процессе познавательной деятельности у студентов формируются знания и умения, развивается интеллект и воля. Остальные компоненты учебно-воспитательного процесса - овладение учебной информацией, контроль успеваемости, выполнение педагогических и административных поручений, участие в общественно-политических мероприятиях - необходимы для целенаправленного и планомерного осуществления познавательной деятельности, образования и всестороннего развития личности. Процесс познавательной деятельности личности включает: (а) восприятие учебной информации; (б) осмысление полученной информации (выражение мысли письменно или устно); (в) сопоставление новых сведений с ранее приобретёнными знаниями и их анализ; (г) применение новых знаний на практике; (д) закрепление новых знаний; (е) самостоятельную познавательную деятельность.
В процессе познавательной деятельности студент выполняет нижеследующие действия: (а) психолого-сенсорные (зрительные, слуховые, осязательные и т. д.); (б) рецептивные (восприятие, наблюдение, воображение, представление); (в) мыслительно-аналитические (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение, сравнение, противопоставление, суждение, умозаключение, и т. д.); (г) практические (экспериментирование, измерение, вычисление, производственные, графические и письменные действия и др. и т. д.)
Однако, как показывает практика, для познавательной деятельности студентов присущ ряд недостатков: (1) как правило, познавательная деятельность ориентирована на то, чтобы студент воспринял, осознал и запомнил, а также воспроизвёл большую часть знаний, а не на то, чтобы он приобрёл, расширил и углубил способность воспроизводить в своём сознании объективную модель окружающей среды или процесса, используя которую он мог бы правильно и эффективно применять полученные знания в процессе профессиональной деятельности. Часто студент вообще не осваивает знания и не имеет представление о фактах; (2) большинство студентов не владеет
12
правильными приёмами восприятия и преобразования учебной информации, а также плохо излагает содержание предмета. Это существенно снижает эффективность аудиторных занятий (лекций, семинарских и лабораторных занятий); (3) многие студенты не умеют планировать и организовывать свою домашнюю самостоятельную работу, слабо контролируют её результаты; (4) на познавательной деятельности студентов отрицательно сказывается несогласованность методик преподавания различных дисциплин, нередко усугубляемая отсутствием единого подхода у преподавателей одной и той же дисциплины и др.
Стремление повысить эффективность познавательной деятельности выражается в двух основных формах: во-первых, это стремление упростить учебный материал, например учебного текста, что приводит к ослаблению внимания при чтении, создаёт отрицательную мотивацию к восприятию и даже влечёт за собою ухудшение понимания читаемого; во-вторых, это стремление ознакомить студентов с принципами научной организации трудовой деятельности. Но необходимо подчеркнуть, что одного ознакомления, например, с правильными приемами восприятия и преобразования учебной информации, недостаточно для того, чтобы студенты стали систематически применять их на практике. Для овладения ими необходимо настойчивая и довольно длительная тренировка.
Для совершенствования познавательной деятельности студентов следует: (а) учить правильным приёмам восприятия и преобразования информации, используя при этом игровые элементы педагогической технологии; (б) конкретизировать цели обучения, выделив среди них общие и частные аспекты, развивая у студентов умение выделять основную цель, составляя эссе, кластер и т. д.; (в) усилить межпредметные связи и улучшить согласование частных методик, делая акцент на практическое применение полученной информации; (г) широко использовать, особенно на первых курсах, методы обучения, обеспечивающие хорошее управление познавательной деятельностью студентов (например, программированное обучение и самоконтроль с помощью технических средств), увеличить активность студентов на занятиях, используя новые педагогические технологии и другие формы.
Список литературы
1. Мухина С. А., Соловьева А. А. Современные инновационные технологии обучения. -
М.: ГЭОТАР. - Медиа, 2008.
2. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и
эффективного управления УВП. - М.: Школьные технологии. 2005.
13