Научная статья на тему 'Педагогические технологии как основа развития познавательной деятельности студентов'

Педагогические технологии как основа развития познавательной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
42
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акрамов Хусниддин Мухиддинович, Парпиев Отабек Тиллаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические технологии как основа развития познавательной деятельности студентов»

ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ МОДЕЛИ, МЕТОДИКИ, ТЕХНОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

ОБМЕН МЕЖДУНАРОДНЫМ ОПЫТОМ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Х. М. Акрамов О. Т. Парпиев

Познавательная деятельность студентов - ведущий компонент учебновоспитательного процесса в вузе. В процессе познавательной деятельности у студентов формируются знания и умения, развивается интеллект и воля. Остальные компоненты учебно-воспитательного процесса - овладение учебной информацией, контроль успеваемости, выполнение педагогических и административных поручений, участие в общественно-политических мероприятиях - необходимы для целенаправленного и планомерного осуществления познавательной деятельности, образования и всестороннего развития личности. Процесс познавательной деятельности личности включает: (а) восприятие учебной информации; (б) осмысление полученной информации (выражение мысли письменно или устно); (в) сопоставление новых сведений с ранее приобретёнными знаниями и их анализ; (г) применение новых знаний на практике; (д) закрепление новых знаний; (е) самостоятельную познавательную деятельность.

В процессе познавательной деятельности студент выполняет нижеследующие действия: (а) психолого-сенсорные (зрительные, слуховые, осязательные и т. д.); (б) рецептивные (восприятие, наблюдение, воображение, представление); (в) мыслительно-аналитические (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение, сравнение, противопоставление, суждение, умозаключение, и т. д.); (г) практические (экспериментирование, измерение, вычисление, производственные, графические и письменные действия и др. и т. д.)

Однако, как показывает практика, для познавательной деятельности студентов присущ ряд недостатков: (1) как правило, познавательная деятельность ориентирована на то, чтобы студент воспринял, осознал и запомнил, а также воспроизвёл большую часть знаний, а не на то, чтобы он приобрёл, расширил и углубил способность воспроизводить в своём сознании объективную модель окружающей среды или процесса, используя которую он мог бы правильно и эффективно применять полученные знания в процессе профессиональной деятельности. Часто студент вообще не осваивает знания и не имеет представление о фактах; (2) большинство студентов не владеет

12

правильными приёмами восприятия и преобразования учебной информации, а также плохо излагает содержание предмета. Это существенно снижает эффективность аудиторных занятий (лекций, семинарских и лабораторных занятий); (3) многие студенты не умеют планировать и организовывать свою домашнюю самостоятельную работу, слабо контролируют её результаты; (4) на познавательной деятельности студентов отрицательно сказывается несогласованность методик преподавания различных дисциплин, нередко усугубляемая отсутствием единого подхода у преподавателей одной и той же дисциплины и др.

Стремление повысить эффективность познавательной деятельности выражается в двух основных формах: во-первых, это стремление упростить учебный материал, например учебного текста, что приводит к ослаблению внимания при чтении, создаёт отрицательную мотивацию к восприятию и даже влечёт за собою ухудшение понимания читаемого; во-вторых, это стремление ознакомить студентов с принципами научной организации трудовой деятельности. Но необходимо подчеркнуть, что одного ознакомления, например, с правильными приемами восприятия и преобразования учебной информации, недостаточно для того, чтобы студенты стали систематически применять их на практике. Для овладения ими необходимо настойчивая и довольно длительная тренировка.

Для совершенствования познавательной деятельности студентов следует: (а) учить правильным приёмам восприятия и преобразования информации, используя при этом игровые элементы педагогической технологии; (б) конкретизировать цели обучения, выделив среди них общие и частные аспекты, развивая у студентов умение выделять основную цель, составляя эссе, кластер и т. д.; (в) усилить межпредметные связи и улучшить согласование частных методик, делая акцент на практическое применение полученной информации; (г) широко использовать, особенно на первых курсах, методы обучения, обеспечивающие хорошее управление познавательной деятельностью студентов (например, программированное обучение и самоконтроль с помощью технических средств), увеличить активность студентов на занятиях, используя новые педагогические технологии и другие формы.

Список литературы

1. Мухина С. А., Соловьева А. А. Современные инновационные технологии обучения. -

М.: ГЭОТАР. - Медиа, 2008.

2. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и

эффективного управления УВП. - М.: Школьные технологии. 2005.

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.