Научная статья на тему 'Педагогические средства формирования гражданственности у курсантов образовательных учреждений государственной противопожарной службы'

Педагогические средства формирования гражданственности у курсантов образовательных учреждений государственной противопожарной службы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические средства формирования гражданственности у курсантов образовательных учреждений государственной противопожарной службы»

И.Ю. Буланов

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

В настоящее время проблема гражданского воспитания учащейся молодежи вновь занимает одну из лидирующих позиций в теории и практике педагогической науки. Актуальность выведения проблемы гражданского воспитания курсантов образовательных учреждений Государственной противопожарной службы МЧС России в качестве приоритетной обусловлено тем, что курсанты, как представители одной из самых гуманных и востребованных профессий, в дальнейшем займут ключевые посты в государственной системе предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и от уровня сформированности их гражданских качеств, от их гражданской зрелости будет зависеть и качество их дальнейшей служебной деятельности, направленной, в итоге, на спасение жизни человека.

Объективная потребность воспитательной практики определяет рост интереса к средствам воспитания. В связи с этим, появляется необходимость выяснения их содержания, места в системе других категорий педагогики, раскрывающих сущность инструментов живой воспитательной работы [6, с. 36]. В научной литературе существует ряд определений такого понятия, как «средства воспитания». Вопросы разработки средств воспитания отражены в работах таких ученых, как М.Е. Вайндорф-Сысоева, В.М. Величкина, В.В. Воронов, Е.В. Головнева, М.Н. Ермоленко, Л.В. Ермоленко, И.Ф. Исаев, Л.П. Крившенко, В.А. Мижериков, А.И. Мищенко, ГН. Пашкевич, В.Н. Петрова, И.П. Подласый, В.С. Селиванов, В.А. Сластенин, С.С. Хапаева, Е.М. Шиянов, Т. А. Юзефавичус и других.

Однако, в литературе отмечается, что «.. .средства воспитания - слабо разработанная педагогическая категория» [4, с. 140], «средствам воспитания долгое время уделялось меньше внимания, чем, например, принципам, методам, формам обучения и воспитания» [6, с. 34].

В педагогической литературе отечественными исследователями констатируется, что «к средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности..., а с другой - совокупность

предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы... Нередко методические приёмы и сами методы отождествляются со средствами обучения и воспитания» [7, с. 297]. Существует мнение, что «.к средствам воспитания относят сравнительно независимые источники формирования личности: виды воспитывающей и развивающей деятельности (учение, труд, игра, спорт), предметы, вещи, устройства (игрушки, технические средства, ЭВМ), процессы, произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа. К средствам относят также конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания, праздники)» [4, с. 129-130]. Е.В. Головнева в своей работе [2, с. 68] отмечает, что «.средства воспитания используют как инструменты педагогической деятельности для решения воспитательных задач. К ним относят совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры (технические, художественные, материальные средства); организацию среды жизни и деятельности воспитанника; коллектив, а также организацию разнообразной деятельности., явления окружающей действительности - природы, искусства...»

В военной педагогике под средствами воспитания понимается: «всё то, с помощью чего воспитатели воздействуют на воспитуемых» [1, с. 255]. К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды воинской деятельности (боевое дежурство, несение внутренней и караульной служб, боевая учёба и т.д.), а с другой -совокупность конкретных мероприятий, а также предметов, которые используются командиром в процессе реализации того или иного метода воспитания (слово, наглядные пособия, кинофильмы, беседы, собрания, факты, документы, традиции, литература, произведения изобразительного и музыкального искусства и т.д.) [Там же].

Обратимся к практическому опыту и результатам воспитательной работы образовательного учреждения ГПС МЧС России по формированию личностных качеств курсантов.

Вся воспитательная работа в МЧС России строится на основе Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, Программы перехода Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к единой системе воинского воспитания, утвержденной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 22 августа 2002 года №Пр-1462, Государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы (постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года .№422), нормативно-правовых актов МЧС России.

Согласно приказа МЧС России от 30 ноября 2005 года .№859 «О совершенствовании воспитательной работы в системе МЧС России» система воспитания личного состава понимается как единый, целостный, непрерывный процесс формирования и развития у личного состава качеств, необходимых для успешного выполнения ими поставленных перед МЧС России задач. Основной целью воспитания является формирование и развитие у сотрудников МЧС России качеств граж-данина-патриота, профессионала своего дела и высоконравственной личности. Достижение данной цели включает комплексное решение следующих задач:

1. Формирование готовности к беспрекословному выполнению приказа старшего начальника и ответственности за отданный приказ подчиненным, развитие чувства долга, чести, гордости за профессию, службу в системе МЧС России.

2. Развитие стремления к повышению своего профессионального мастерства, мотивации к самосовершенствованию, повышению уровня педагогической культуры, личной ответственности за обучение и воспитание личного состава, заботливое и уважительное отношение к ним.

3. Формирование личной ответственности за выполнение функциональных обязанностей.

4. Формирование высокой дисциплинированности и личной ответственности за грамотную эксплуатацию и сбережение техники и вооружения.

5. Формирование уважительного отношения к командирам (начальникам).

К основным видам и направлениям воспитания личного состава в системе МЧС России относятся: государственно-патриотическое, нравственное, правовое, экономическое, воинское и физическое.

Государственно-патриотическое воспитание - оказание воздействия на личный состав

в целях формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ нашего общества, подготовленного к успешному выполнению обязанностей, связанных с обеспечением всесторонней защиты и безопасности личности, общества и государства.

Нравственное воспитание - оказание воздействия на сознание, чувства и волю личного состава с целью формирования у него необходимых духовно нравственных черт и качеств.

Правовое воспитание - формирование у личного состава устойчивых правовых взглядов и представлений, правовой культуры, навыков правового поведения.

Экономическое воспитание - формирование у личного состава экономических знаний, навыков, умений, необходимых для успешного выполнения функциональных обязанностей.

Воинское воспитание - процесс систематического и целеустремленного воздействия на военнослужащих в целях подготовки их к вооруженной защите Отечества.

Физическое воспитание - проводится в целях совершенствования физической культуры личного состава, укрепления здоровья, формирования морально-волевых и психологических качеств, необходимых для выполнения профессиональных задач.

Одним из наиболее мощных средств воспитания, средств поддержания высокого моральнопсихологического состояния сотрудников общественно-государственная подготовка.

Общественно-государственная подготовка (ОГП) проводится с целью формирования у личного состава готовности к защите Отечества, верности воинскому долгу, дисциплинированности, гордости и ответственности за принадлежность к МЧС России, а также совершенствования психо-лого-педагогических и правовых знаний сотрудников. При этом основное внимание уделять изучению сотрудниками отечественной истории, традиций МЧС России, проблем государственного строительства, военной педагогики и психологии, действующего законодательства, достижений многонациональной культуры народов Российской Федерации, практики обучения и воспитания личного состава.

Занятия по общественно-государственной подготовке проводятся командирами (начальниками), должностными лицами органов воспита-

тельной работы в соответствии с программой и учебными планами.

Приказ МЧС России от 30 ноября 2005 года №859 предусматривает использование и таких средств воспитания, как информационно-пропагандистская работа и культурно-досуговая работа. Культурно-досуговая и информационно-пропагандистская работа направлена на воспитание у курсантов высокой духовной культуры и нравственных качеств, гордости за своё Отечество, историю России. Культурно-досуговая работа предполагает разработку содержания, форм, приёмов и средств, направленных на воспитание культуры досуга, интереса к психологопедагогическим явлениям, психической разгрузки, приобщения курсантов к творчеству в области психологии и педагогики, в мотивации к научно-исследовательской деятельности в области образования, психологии и педагогики, к организации и проведению воспитательных мероприятий.

В содержании информационно-пропагандистских мероприятий отражаются специфика несения службы в системе МЧС России, особенности выполнения задач по предназначению, вопросы по разъяснению новых законодательных и иных нормативных актов, проводимых в министерстве реформах, пропаганде деятельности МЧС России.

В воспитательных целях используются возможности местного радиовещания, радиоузлов, клубов, стенная печать, средства наглядной агитации. Организуется подписка на газеты и журналы, систематически проводятся тематические обзоры газет и журналов, обсуждение наиболее острых и злободневных публикаций, выпускаются радиогазеты, стенные газеты, сатирические и фотогазеты, боевые листки, листки-молнии.

В курсантских подразделениях оборудуются комнаты информирования и досуга, создаются и постоянно пополняются видеотеки лучших художественных и документальных фильмов. В выходные и праздничные нерабочие дни организуется посещение курсантами театров, музеев, концертных залов, стадионов; фотообслуживание личного состава; проведение спортивных, досуговых игр и культурно-массовых и спортивнооздоровительных мероприятий, способствующих отдыху и восстановлению физического и психологического состояния.

При организации досуга и отдыха курсантов ежемесячно планируются и проводятся вечера

отдыха, чествования передовиков, отличников учебы и службы, спортсменов. Регулярно организуются выступления профессиональных и самодеятельных коллективов, деятелей культуры, агитационных, культурно-художественных бригад; проводятся литературные вечера, конференции читателей, книжные выставки, готовятся библиографические обзоры.

Постоянно развиваются и обновляются экспозиции музея института, комнат боевой (воинской, трудовой) славы, в наглядно-художественном оформлении служебных помещений широко используются государственные символы России, символы МЧС России, отражение традиций, истории Отечества, практики и опыта обучения и воспитания личного состава, регулярно проводятся смотры-конкурсы, выставки лучших образцов наглядно-художественного оформления служебных помещений, клубов, библиотек.

В исследовании В.А. Митраховича [3, с. 76109] показано, что на формирование качеств личности оказывают влияние такие средства воспитания, как уклад воинской жизни курсанта, общественная жизнь, духовная жизнь, ратный труд, боевые традиции, празднование знаменательных дат, воинские ритуалы, литература и различные жанры искусства, образец поведения командиров (начальников) и воспитателей.

Нам представляется необходимым рассмотреть совокупность средств воспитания гражданских качеств курсантов, реализованную в образовательном учреждении ГПС МЧС России (на примере Ивановского института ГПС МЧС России).

Условно всю совокупность средств гражданского воспитания курсантов мы разделяем на три группы:

1. Средства воспитания, используемые в повседневной деятельности.

2. Средства воспитания, используемые при проведении учебных занятий.

3. Средства воспитания, используемые при проведении плановых мероприятий воспитательной работы.

К средствам воспитания, используемым в повседневной деятельности, мы относим сам уклад воинской жизни в образовательном учреждении ГПС МЧС России с его особым характером деятельности. Такие средства имеют место как в учебное, так и во внеучебное время. С первого дня обучения в институте курсанты попадают в особую среду межличностных взаимоотно-

шений, начинают жить по строгим правилам внутреннего распорядка. Как отмечается в работе [5, с. 270] «.процесс воспитания в военно-учебных заведениях осуществляется в обстановке воинского режима, строгого уставного порядка, рассматриваемого как одно из условий и действенное средство воспитания курсантов и слушателей. Высшее военно-учебное заведение - это не только учебный и научный центр. Одновременно оно призвано быть образцовой воинской частью, служить примером организованности, дисциплины, порядка, боевой готовности.»

Средства воспитания, используемые на учебных занятиях - это средства воспитательного взаимодействия преподавателя, ведущего занятия и обучаемых, направленные на целенаправленное формирование того или иного чувства, качества личности. При подготовке к занятию преподаватель планирует достижение по результатам занятия как минимум трех целей: учебной, развивающей и воспитательной. Примерами воспитательных целей могут служить такие, как «Воспитание чувства уважения к своему оружию», «Воспитание чувства товарищества и коллективизма».

К средствам воспитания, используемым при проведении плановых мероприятий воспитательной работы относятся конкретные формы воспитания, предусмотренные руководящими документами по организации воспитательной работы в подразделениях МЧС России.

Организация и проведение воспитательного процесса в условиях высшей школы, предполагает использование целого комплекса соответствующих средств воспитания, которые могут быть дифференцированы на три основные группы.

Первая группа, обусловленная общеразвивающим компонентом содержания гражданского воспитания, включает в себя весьма обширные и многообразные формы общегражданского характера. Они используются, главным образом, в условиях осуществляемого педагогического процесса по самым различным учебным дисциплинам, особенно гуманитарным, на специализированных факультетах, кружках, курсах, секциях и др.; беседы, утренники, вечера вопросов и ответов, «круглые столы», встречи с ветеранами; совершенствование учебно-материальной базы и т.д.

Вторая группа, обусловленная спецификой содержания воинского воспитания, менее разнообразна и характеризуется большей военной и военно-

прикладной направленностью. Эти формы, проводимые преимущественно в виде практических занятий, работ, различных игр и т.д., включают, в частности, включение курсантов в воинскую деятельность (военно-технические кружки, тактические учения, тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, секции по военно-прикладным видам спорта и т.п.).

Наиболее перспективным в плане высокоэффективного выполнения задач воспитания является применение комплексных комбинированных интегрированных форм, оптимально сочетающих как общее, так и специфическое в его содержании, образующих третью группу. К ней относятся такие формы, как учебные сборы, патриотические клубы и объединения различной направленности. Эти формы включают в себя различные, многоплановые мероприятия, которые проводятся системно, с определенной цикличностью, в соответствии с научно обоснованными организационными условиями.

Осуществление гражданского воспитания предполагает использование системы средств, которая включает три основных компонента: материально-технический, образовательный и организационный.

Успешное, действенное формирование у курсантов гражданских качеств предполагает определённую систему работы. Бессистемное и эпизодическое использование средств воспитательной работы не позволяет добиться конечной цели воспитательного процесса. Отдельное воспитательное мероприятие само по себе не может сразу же сформировать у личности необходимые качества. Его цель заключается, по нашему мнению, в создании платформы для зарождения или дальнейшего совершенствования этих качеств. Поэтому возникает необходимость в построении именно той оптимальной системы средств, которая была бы наиболее эффективна и базировалась бы на трёх основных принципах:

- соответствие специфике формируемого качества личности;

- адекватности всей логике развития гражданственности;

- возможность использования в процессе воспитания различных качеств личности.

Проектирование таких воспитательных систем и внедрение их в практику воспитательной работы высшего учебного заведения является объектом дальнейшего научного поиска и анализа.

Библиографический список

1. Военная психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. П.А. Корчемного, Л.Г Лаптева, В.Г. Михайловского. - М.: Совершенство, 1998. - С. 255.

2. Головнева Е.В. Теория и методика воспитания: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2006. - 256 с.

3. Митрахович В.А. Формирование воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации: Дис. ... канд. пед. наук. -Волгоград, 2002. - 257 с.

4. Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л.П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Проспект, 2004. - 432 с.

5. Психология и педагогика высшей военной школы: Учеб. пособие / В.И. Варваров, В.И. Вдо-вюк, В.П. Давыдов и др.; Под ред. А.В. Барабанщикова. - М.: Воениздат, 1989. - 366 с.

6. Селиванов В. С. Средство воспитания как педагогическая категория // Педагогика. - 2000. -№9. - С. 34-36.

7. Сластенин В.А, Исаев И.Ф, Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. зав. / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

Т.С. Буторина, И.М. Пушкина

ИДЕИ КОСМИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ К.Н. ВЕНТЦЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ГЛОБАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Образованию XXI века принадлежит ведущая роль в распространении и поддержании моральных и культурных ценностей глобального типа, которые, не отвергая национальных приоритетов, могут быть объединяющим началом, основой и стимулом интеграционных тенденций в современном мире. В документах, разработанных на уровне ЮНЕСКО и Совета Европы, сформулирована концепция глобального образования, ориентированная на развитие идеи «Земля - общий дом» [2, с. 93].

Ведущими идеями глобального образования как нового направления в образовательной политике XXI века являются: рассмотрение мировых процессов с точки зрения общечеловеческих интересов; ориентация на международное сотрудничество и взаимопомощь; гармоничное вхождение человека в систему общекультурных ценностей, взаимосвязей на социальном, экологическом, экономическом уровнях с акцентом на этические позиции глобально ориентированной личности; представление мира как единого целого. К нравственным проявлениям глобального образования относятся: солидарность, сотрудничество, понимание, эмпатия, симпатия, коммуникация, контакт и др. [3, с. 256].

Основные идеи глобального образования предвосхитил Константин Николаевич Вентцель в работах «О проблеме космического воспитания», «Идеальная школа будущего и способы ее осу-

ществления», «Педагог будущего» и др., написанных им в начале XX века.

К.Н. Вентцель (1857-1947) - видный представитель отечественной педагогики, более известный как теоретик и пропагандист свободного воспитания, талантливый учёный, автор теории развития творческой личности. Наследие оригинального мыслителя многогранно как в области философии, богословия, политологии, культурологии, психологии, так и в области педагогики.

Нестандартное мышление и уникальная способность К.Н. Вентцеля к синтезу прогрессивных мыслей Сократа, Ж.-Ж. Руссо, Ж. Гюйо, Д. Милля, Г. Спенсера, Л.Н. Толстого, философов русского космизма - Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н.О. Лосского, С.В. Соловьева, В.А. Шмакова и др. способствовали возникновению его космической педагогики.

Важную роль в его научном становлении, на наш взгляд, сыграли события первой мировой войны, осознание мысли, что одна война может «разжечь» другие войны. Так, во время первой мировой и гражданской войн К.Н. Вентцель распространял листовки под названием «Военная забастовка», выступал с докладами и лекциями, содержащими глубоко гуманистические идеи: «убийство человека человеком не может быть оправдано никакими соображениями (ни государственными, ни общественными, ни религиозными, ни философскими)»; «все люди - братья»;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.