Научная статья на тему 'Формы, методы и средства формирования научного мировоззрения курсантов в ведомственных вузах'

Формы, методы и средства формирования научного мировоззрения курсантов в ведомственных вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
770
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы, методы и средства формирования научного мировоззрения курсантов в ведомственных вузах»

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ КУРСАНТОВ В ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗАХ

В.С. Остапенко, профессор, д.пед.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Ю.А. Дудкин, преподаватель, Воронежский институт МВД России, г. Воронеж

Применение всей совокупности средств, форм, методов учебно-воспитательного процесса в вузах, наиболее соответствующих целям формирования научного мировоззрения обучаемых - важнейшее условие формирования рассматриваемого личностного феномена.

Формирование научного мировоззрения предполагает использование комплекса средств, который включает три основных компонента: материально-технический, образовательный и организационный.

К материально-техническим средствам относятся: учебное оборудование, техника, специальное оборудование, оружие, макеты, учебные поля, спортивные городки, тиры, тренажеры, а также соответствующие средства массовой информации, произведения литературы и искусства и др.

Образовательные средства включают основные теоретические и научно-практические формы, методы, рекомендации по организации и проведении данного процесса: по формированию мировоззренческих взглядов, убеждений, ценностей; воспитанию патриотизма, любви к родине; готовности к отстаиванию ее свободы и независимости; по выработке общественного мнения о проблеме обеспечения и укрепления стабильности и безопасности общества; о государственных и социальных институтах, формирующих научное мировоззрение.

Организационные средства - это весь комплекс мероприятий, осуществляемых с использованием материально-технических и образовательных средств, проводимых в соответствующих формах, максимально реализующих общие и специфические задачи по формированию и развитию научного мировоззрения курсантов.

В широком смысле к средствам можно отнести сам уклад жизни ведомственных вузов, активную общественную жизнь, традиции вузов силовых структур, ритуалы, личную примерность командиров (начальников), преподавателей и воспитателей, то есть те особенности, которые специфичны именно для таких образовательных учреждений. Весь учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование научного мировоззрения обучаемых, связывается со спецификой деятельности силовых вузов, что само по себе несет полезную воспитательную нагрузку, позволяя формировать такие качества, как гордость за приобретаемую профессию, мужество, героизм, уважение к истории и традициям России и т.п. С первого дня обучения в вузе обучаемые попадают в особую среду межличностных взаимоотношений, начинают жить по строгим правилам внутреннего распорядка. Будущий специалист

воспитывается путем включения в общественную деятельность, приобретает и развивает навыки самовоспитания, самодисциплинированности. Как отмечает Ф.Д. Рассказов, «...процесс воспитания в военно-учебных заведениях осуществляется в обстановке воинского режима, строгого уставного порядка, рассматриваемого как одно из условий и действенное средство воспитания курсантов и слушателей. Высшее военно-учебное заведение - это не только учебный и научный центр. Одновременно оно призвано быть образцовой воинской частью, служить примером организованности, дисциплины, порядка, боевой готовности...» [1, с. 270].

Технология активного обучения предполагает применение форм, методов и средств развития педагогического взаимодействия, которые, исходя из наличия модели формируемой деятельности, можно разделить на две группы: неимитационные и имитационные.

К неимитационным формам и методам активного обучения, согласно существующим классификациям, относятся: методы проблемного обучения (метод проблемного изложения материала, частично-поисковый метод, исследовательский метод); диалог (полилог), дискуссия (диспут); метод коллективного выдвижения идей («мозговой штурм», «мозговая атака»); метод активного социологического тестированного анализа и контроля (МАСТАК); практика (стажировка) и др. Неимитационные формы и методы активного обучения применяются, если модель формируемой деятельности создать невозможно или ее разработка нецелесообразна [2].

К имитационным формам и методам активного обучения контекстного типа относятся игровые методы (деловая игра, разыгрывание ролей, организационно-деятельностная игра, инновационная игра, игровое проектирование, производственная практика (стажировка) с выполнением должностной роли и др.) и неигровые методы (анализ ситуаций, имитационный тренинг, действия по инструкции, работа с документами, метод «инцидента» и

др.).

Данные формы и методы активного обучения наиболее широко используются при проведении занятий по гуманитарным дисциплинам, что способствует формированию мировоззренческих знаний, взглядов, ценностей, убеждений курсантов. Необходимо отметить все возрастающую роль и значение самостоятельной подготовки в изучении социально-гуманитарных дисциплин, лежащих в основе процесса формирования научного мировоззрения обучаемых.

Особое значение в формировании научного мировоззрения курсантов в ведомственных вузах играют педагогические средства.

Всю совокупность средств формирования научного мировоззрения обучаемых по критерию использования в процессе жизнедеятельности образовательных учреждений можно разделить на группы.

К таким средствам, используемым в повседневной деятельности, относятся сам уклад жизни в образовательных учреждениях силовых ведомств России, особый характер функционирования ведомственного вуза, что

проявляется и осуществляется как в учебное, так и во внеучебное время.

Средства, используемые на учебных занятиях - это не только обучающие, но и средства воспитательного взаимодействия преподавателя, ведущего занятия и обучаемых, направленные на целенаправленное формирование научного мировоззрения личности. При подготовке к занятию преподаватель планирует достижение по результатам занятия как минимум трех целей: учебной, развивающей и воспитательной. Примерами воспитательных воздействий могут служить беседы на темы: «Профессиональный долг и ответственность курсанта», «Воспитание чувства патриотизма и гордости за Родину», «Воспитание чувства товарищества и коллективизма» и др. Сюда же относятся научная, изобретательская, рационализаторская и работа обучаемых, которые являются эффективными средствами повышения качества подготовки и воспитания специалистов в ведомственных вузах, способных творчески применять в практической деятельности полученные знания, новейшие достижения научно-технического и культурного прогресса, что повышает их ответственность за свои поступки и действия.

К средствам воспитания, используемым при проведении мероприятий по формированию научного мировоззрения курсантов, относятся конкретные формы воспитания, предусмотренные руководящими документами по организации воспитательной работы в ведомственных вузах. Буланов Ю.И. особо подчеркивает, что мировоззренческое воспитание курсантов с использованием всех средств воздействия представляет собой целенаправленное, специально организуемое педагогическое взаимодействие всех участников воспитательного процесса, направленное на развитие у курсантов мировоззренческих качеств, позволяющей им реализовывать полученные в ведомственном вузе знания, навыки и умения на благо своего государства [4, с. 10].

Организация и проведение воспитательного процесса в условиях ведомственного вуза предполагает использование целого комплекса соответствующих средств воспитания, которые могут быть дифференцированы на три основные группы.

Первая группа, обусловленная общеразвивающим компонентом содержания мировоззренческого воспитания, включает в себя весьма обширные и многообразные формы общегражданского характера. Они используются, главным образом, в условиях осуществляемого педагогического процесса по различным учебным дисциплинам, на специализированных факультетах, кружках, курсах, секциях. Также могут проводиться беседы, вечера вопросов и ответов, круглые столы, встречи с ветеранами и т.п.

Вторая группа менее разнообразна и характеризуется большей прикладной направленностью. Эти формы, проводимые преимущественно в виде практических занятий, работ, различных игр, непосредственное включение обучаемых в деятельность (тактические учения, тактико-строевые занятия, спортивные игры, секции по прикладным видам спорта) [5], играют существенную роль в становлении и развитии конкретных характеристик

научного мировоззрения обучаемых.

Наиболее перспективным в плане высокорезультативного выполнения задач воспитания является применение комплексных комбинированных интегрированных форм, оптимально сочетающих как общее, так и специфическое в его содержании, образующих третью группу. К ней относятся такие формы, как учебные сборы, патриотические клубы и объединения различной направленности. Эти формы включают в себя разнообразные многоплановые мероприятия, которые проводятся системно, с определенной цикличностью, в соответствии с научно обоснованными организационными условиями. Тем самым в значительной мере преодолевается разрыв между теоретическими и практико-прикладными компонентами воспитания, между его общеразвивающей направленностью и специфическими задачами по формированию научного мировоззрения обучаемых.

Таким образом, все средства, формы, методы формирования научного мировоззрения обучаемых в ведомственных вузах, используемые комплексно, существенно повышают эффективность данного процесса, способствуют становлению и развитию мировоззренческих качеств курсантов в образовательном процессе.

Список использованной литературы

1. Рассказов Ф.Д. Теория и практика формирования морально-психологических качеств курсантов военного вуза: дис. ... д-ра пед. наук / Ф.Д. Рассказов. - Курган, 2000. - 405 с.

2. Концепции и технологии развивающего обучения: материалы региональной научно-практической конференции 23-25 августа 1999 г. -Воронеж: ВГПУ, 1999. - 149 с.

3. Остапенко В.С. Формирование научного мировоззрения курсантов образовательных учреждений МВД России: монография / В.С. Остапенко. -Воронеж: ВИ МвД России, 2009. - 256 с.

4. Буланов И.Ю. Педагогические условия гражданского воспитания курсантов образовательных учреждений МЧС России: дис. ... канд. пед. наук / И.Ю. Буланов. - Елец, 2008. - 157 с.

5. Сибирко М.А. Формирование морально-психологической устойчивости курсантов образовательных учреждений МВД России в экстремальных условиях: дис. ... канд. пед. наук / М.А. Сибирко. - Елец, 2012. - 221 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.