Научная статья на тему 'Средства, формы и методы формирования гражданской ответственности обучающихся в ведомственных вузах МЧС России'

Средства, формы и методы формирования гражданской ответственности обучающихся в ведомственных вузах МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СРЕДСТВА / ФОРМЫ / МЕТОДЫ / ВЕДОМСТВЕННЫЕ ВУЗЫ МЧС / CIVIL RESPONSIBILITY / MEANS / FORMS / METHODS / DEPARTMENTAL UNIVERSITIES OF THE EMERCOM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубов И. В.

В статье рассматриваются средства, формы, методы формирования гражданской ответственности обучаемых в ведомственных вузах МЧС, используемые в учебно-воспитательном процессе с целью повышения эффективности формирования рассматриваемого феномена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANS, FORMS AND METHODS OF FORMATION OF THE CIVIL RESPONSIBILITY OF STUDENTS IN THE UNIVERSITIES OF THE EMERCOM OF RUSSIA

The paper describes the means, forms, methods of formation of the civil responsibility of students in departmental institutions of the EMERCOM used in the educational process to increase the efficiency of the formation of the phenomenon

Текст научной работы на тему «Средства, формы и методы формирования гражданской ответственности обучающихся в ведомственных вузах МЧС России»

УДК 159.9

СРЕДСТВА, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗАХ МЧС РОССИИ И.В. Зубов

В статье рассматриваются средства, формы, методы формирования гражданской ответственности обучаемых в ведомственных вузах МЧС, используемые в учебно-воспитательном процессе с целью повышения эффективности формирования рассматриваемого феномена

Ключевые слова: гражданская ответственность, средства, формы, методы, ведомственные вузы МЧС

Применение всей совокупности средств, форм, методов учебно-воспитательного процесса в вузах МЧС, наиболее соответствующих целям формирования гражданской ответственности обучаемых - важнейшее условие формирования рассматриваемого личностного феномена.

Формирование гражданской ответственности предполагает использование комплекса средств, который включает три основных компонента:

материально-технический, образовательный и организационный.

К материально-техническим средствам

относятся: учебное оборудование, техника, специальное оборудование, оружие, макеты, учебные поля, спортивные городки, тиры, тренажеры, а также соответствующие средства массовой информации, произведения литературы и искусства и др.

Образовательные средства включают

основные теоретические и научно-практические формы, методы, рекомендации по организации и проведении данного процесса: по формированию взглядов, убеждений, ценностей в сфере гражданской ответственности; воспитанию патриотизма, любви к родине; готовности к отстаиванию ее свободы и независимости; по выработке общественного мнения о проблеме обеспечения и укрепления стабильности и безопасности общества; о государственных и социальных институтах, формирующих

гражданское общество.

Организационные средства — это весь комплекс мероприятий, осуществляемых с использованием материально-технических и образовательных средств, проводимых в соответствующих формах, максимально

реализующих общие и специфические задачи по формированию и развитию личности гражданина.

В широком смысле к средствам можно отнести сам уклад жизни вузов МЧС России, активную общественную жизнь, традиции ведомственных вузов силовых структур, ритуалы, личную примерность командиров (начальников), преподавателей и воспитателей, то есть те особенности гражданской ответственности, которые специфичны именно для системы МЧС. Весь

Зубов Игорь Валентинович - ВИГПС МЧС России, начальник кафедры,е-таП: [email protected]

учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование гражданственности обучаемых, связывается со спецификой деятельности МЧС России, что само по себе несет полезную воспитательную нагрузку, позволяя формировать такие качества, как гордость за приобретаемую профессию, мужество, героизм при спасении граждан в чрезвычайных условиях, уважение к истории и традициям МЧС России и т.п. С первого дня обучения в институте обучаемые попадают в особую среду межличностных взаимоотношений, начинают жить по строгим правилам внутреннего распорядка. Будущий специалист МЧС воспитывается путем включения в общественную деятельность, приобретает и развивает навыки самовоспитания,

самодисциплинированности. Как отмечает Ф.Д. Рассказов, «...процесс воспитания в военно-учебных заведениях осуществляется в обстановке воинского режима, строгого уставного порядка, рассматриваемого как одно из условий и действенное средство воспитания курсантов и слушателей. Высшее военно-учебное заведение - это не только учебный и научный центр. Одновременно оно призвано быть образцовой воинской частью, служить примером организованности, дисциплины, порядка, боевой готовности...» [1, с. 270].

Технология активного обучения предполагает применение форм, методов и средств развития педагогического взаимодействия, которые, исходя из наличия модели формируемой деятельности, можно разделить на две группы: неимитационные и имитационные.

К неимитационным формам и методам активного обучения, согласно существующим классификациям, относятся: методы проблемного обучения (метод проблемного изложения материала, частично-поисковый метод, исследовательский метод); диалог (полилог), дискуссия (диспут); метод коллективного выдвижения идей («мозговой штурм», «мозговая атака»); метод активного

социологического тестированного анализа и контроля (МАСТАК); практика (стажировка) и др. Неимитационные формы и методы активного обучения применяются, если модель формируемой деятельности создать невозможно или ее разработка нецелесообразна [2].

К имитационным формам и методам активного обучения контекстного типа относятся

игровые методы (деловая игра, разыгрывание ролей, организационно-деятельностная игра,

инновационная игра, игровое проектирование, производственная практика (стажировка) с выполнением должностной роли и др.) и неигровые методы (анализ ситуаций, имитационный тренинг, действия по инструкции, работа с документами, метод «инцидента» и др.).

Данные формы и методы активного обучения наиболее широко используются при проведении занятий по гуманитарным дисциплинам, что способствует формированию знаний, взглядов, ценностей, убеждений по вопросам гражданской ответственности, Т ак, в ходе педагогического эксперимента, был проведен анкетный опрос курсантов 4 курса (136 человек) об отношении к изучению социально-гуманитарных дисциплин («История России», «Социология», «Политология», «Правоведение», «Профессиональная этика»,

«Организация работы со СМИ»), которые играют существенную роль в становлении и развитии рассматриваемого личностного мировоззренческого феномена. Около 52% респондентов ответили, что часто идут на занятия по данным дисциплинам с хорошим настроением, выполняют домашнее задание с удовольствием (27%), на занятиях интересно (54%), огорчаются, если не бывает занятий по этим дисциплинам (10%). Вместе с тем, 4% опрошенных ответили, что перед занятиями у них часто ухудшается настроение, домашнее задание делать не хочется (9%), радуются, когда не бывает занятий по этим дисциплинам (13%), а 7% курсантов ждут не дождутся, когда закончатся занятия. В целом, наблюдаются позитивные тенденции, которые подтверждаются такими ответами курсантов как: занятий по данным

дисциплинам должно быть больше - 18%

респондентов (не согласны 8%), данные дисциплины мои любимые - 13% (не согласны 7%), эти занятия интересны и занимательны - 35% (не согласны 4%), успехи в изучении этих дисциплин радуют - 32% (не согласны 4%). Необходимо отметить все возрастающую роль и значение самостоятельной подготовки в изучении социальногуманитарных дисциплин, лежащих в основе процесса формирования гражданской

ответственности обучаемых. «Как показывает

практика, - подчеркивает В.С. Остапенко, - в процессе самостоятельной работы материал обучаемыми усваивается наиболее глубоко и всесторонне при условии, что они владеют навыками самообучения и работы с литературой» [3, с.95].

Особое значение в формировании гражданской ответственности курсантов играют педагогические средства.

Всю совокупность средств формирования гражданской ответственности обучаемых по критерию использования в процессе жизнедеятельности образовательных учреждений МЧС России можно разделить на группы.

К таким средствам, используемым в повседневной деятельности, относятся сам уклад жизни в образовательном учреждении МЧС России, особый характер функционирования ведомственного вуза, что проявляется и осуществляется как в учебное, так и во внеучебное время.

Средства, используемые на учебных занятиях - это не только обучающие, но и средства воспитательного взаимодействия преподавателя, ведущего занятия и обучаемых, направленные на целенаправленное формирование гражданской ответственности личности. При подготовке к занятию преподаватель планирует достижение по результатам занятия как минимум трех целей: учебной, развивающей и воспитательной. Примерами воспитательных воздействий могут служить беседы на темы: «Профессиональный долг и ответственность сотрудника МЧС», «Воспитание чувства гордости за принадлежность к МЧС России», «Воспитание

чувства товарищества и коллективизма» и др. Сюда же относятся научная, изобретательская, рационализаторская и патентно-лицензионная работа обучаемых, которые являются эффективными средствами повышения качества подготовки и воспитания специалистов в вузах МЧС, способных творчески применять в практической деятельности полученные знания, новейшие достижения научнотехнического и культурного прогресса, что повышает их ответственность за свои поступки и действия.

К средствам воспитания, используемым при проведении мероприятий по формированию гражданской ответственности, относятся конкретные формы воспитания, предусмотренные руководящими документами по организации воспитательной работы в подразделениях МЧС России. Буланов Ю.И. особо подчеркивает, что гражданское воспитание курсантов образовательных учреждений МЧС России с использованием всех средств воздействия представляет собой целенаправленное, специально организуемое

педагогическое взаимодействие всех участников воспитательного процесса, направленное на

развитие у курсантов гражданственности, позволяющей им реализовывать полученные в ведомственном вузе знания, навыки и умения на благо своего государства [4, с.10].

Организация и проведение воспитательного процесса в условиях вуза МЧС предполагает

использование целого комплекса соответствующих средств воспитания, которые могут быть дифференцированы на три основные группы.

Первая группа, обусловленная

общеразвивающим компонентом содержания

гражданского воспитания, включает в себя весьма обширные и многообразные формы общегражданского характера. Они используются, главным образом, в условиях осуществляемого педагогического процесса по различным учебным дисциплинам, на

специализированных факультетах, кружках, курсах, секциях. Также могут проводиться беседы, вечера вопросов и ответов, «круглые столы», встречи с ветеранами и т.п.

Вторая группа менее разнообразна и характеризуется большей прикладной

направленностью. Эти формы, проводимые преимущественно в виде практических занятий, работ, различных игр, непосредственное включение обучаемых в деятельность (тактические учения, тактико-строевые занятия, спортивные игры, секции по прикладным видам спорта) [5], играют существенную роль в становлении и развитии гражданской ответственности обучаемых.

Наиболее перспективным в плане высокорезультативного выполнения задач воспитания является применение комплексных комбинированных интегрированных форм, оптимально сочетающих как общее, так и специфическое в его содержании, образующих третью группу. К ней относятся такие формы, как учебные сборы, патриотические клубы и объединения различной направленности. Эти формы включают в себя разнообразные многоплановые мероприятия, которые проводятся системно, с определенной цикличностью, в соответствии с научно обоснованными организационными условиями. Тем самым в значительной мере преодолевается разрыв между теоретическими и практико-прикладными компонентами воспитания, между его

общеразвивающей направленностью и специфическими задачами системы МЧС по формированию гражданской ответственности обучаемых.

Таким образом, все средства, формы, методы формирования гражданской ответственности обучаемых в ведомственных вузах МЧС России, используемые комплексно, существенно повышают эффективность данного процесса, способствуют становлению и развитию качеств гражданственности в образовательном процессе вуза.

Литература

1. Рассказов Ф.Д. Теория и практика формирования морально-психологических качеств курсантов военного вуза: дис. ... д-ра пед. наук / Ф.Д. Рассказов. - Курган, 2000. - 405 с.

2. Концепции и технологии развивающего обучения: материалы региональной научно-практической конференции 23—25 августа 1999 г. — Воронеж: ВГПУ,1999. — 149 с.

3. Остапенко В.С. Формирование научного мировоззрения курсантов образовательных учреждений МВД России: монография / В.С. Остапенко. - Воронеж: ВИ МВД России, 2009. - 256 с.

4. Буланов И.Ю. Педагогические условия гражданского воспитания курсантов образовательных учреждений МЧС России: дис. ... канд. пед. наук / И.Ю. Буланов. — Елец, 2008. — 157 с.

4. Сибирко М.А. Формирование моральнопсихологической устойчивости курсантов

образовательных учреждений МВД России в экстремальных условиях: дис. ... канд. пед. наук / М.А. Сибирко. - Елец, 2012. - 221с.

Воронежский институт Г осударственной противопожарной службы МЧС России

MEANS, FORMS AND METHODS OF FORMATION OF THE CIVIL RESPONSIBILITY OF STUDENTS IN THE UNIVERSITIES OF THE EMERCOM OF RUSSIA I.V. Zubov

The paper describes the means, forms, methods of formation of the civil responsibility of students in departmental institutions of the EMERCOM used in the educational process to increase the efficiency of the formation of the phenomenon

Key words: civil responsibility, means, forms, methods, departmental universities of the EMERCOM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.