Преподаватель кафедры гражданской защиты Ивановского института ГПС МЧС РФ, аспирант кафедры общей педагогики Шуйского государственного педагогического университета
И.Ю. Буланов
УДК 614.849
МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МЧС РОССИИ
Рассматриваются проблема создания теоретической модели процесса гражданского воспитания курсантов в условиях образовательныхучреждений МЧС России, составляющие модель компоненты, анализируется характер связей между этими компонентами.
Реализация мероприятий реформирования МЧС России связана с возрастанием психологических нагрузок на все категории личного состава и требует повышения качества воспитательной работы. В настоящее время совершенствование системы воспитания, морально-психологического и информационного обеспечения в системе МЧС России осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, ведомственных нормативно-правовых актов, определяющих социальный и государственный заказ в области гражданского воспитания.
Так, Федеральный закон Российской Федерации от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования" [1] в подразделе 2, характеризующем проблемы образования, прямо указывает, что "...судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, формирующей гражданственность и патриотизм".
Одной из задач развития образования закон устанавливает усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3661-1 "Об образовании" [2] в качестве одного из принципов государственной политики в области образования выделяет воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Постановление Правительства Российской Федера-
ции от 19 марта 2001 г. № 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" [3] определяет, что деятельность общеобразовательного учреждения основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования. Основными целями общеобразовательного учреждения являются формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18 октября 1999 г. № 574 "О реализации решения коллегии от 28 сентября 1999 г. № 19 "Об основных направлениях развития воспитания в системе образования" [4] определяет, что государственная политика в сфере воспитания должна включать в себя цели и задачи воспитания, стратегию их решения, разработку законодательства, государственных программ, выделение ресурсов, поддержку социально значимых воспитательных проектов, определение механизмов контроля. В совокупности все это должно способствовать созданию необходимых условий для формирования системы воспитания подрастающих поколений в соответствии с их потребностями и общественными запросами. Гражданское, патриоти-
ческое воспитание — одно из важнейших направлений государственной политики в образовании.
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 15 января 2003 г. № 13-51-08/13 "О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации" определяет, что главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ. Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности — совокупности готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реа-лизовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения на практике. В процессе формирования демократических ценностных ориентиров важным является воспитание на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа Российской Федерации, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края. Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого являются политическое, правовое и нравственное образование и воспитание.
Эти и другие нормативно-правовые акты создают правовую основу для формулирования социальных требований к уровню гражданственности молодежи в целом и курсантов образовательных учреждений МЧС России в частности.
Государственную политику в области реализации социального заказа призваны претворять в жизнь общеобразовательные учреждения государства, в том числе и образовательные учреждения МЧС России. Одним из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений МЧС России должно быть гражданское воспитание курсантов.
Целью гражданского воспитания в образовательных учреждениях МЧС России является формирование гражданственности курсантов.
Частные цели гражданского воспитания классифицируются (по признаку воздействия на сферы личности) на три группы — это цели формирования: гражданского сознания личности — представлений, взглядов, убеждений, идеалов; эмоциональной сферы — чувств, переживаний, отношений; поведения, отношения и участия в деятельности [5].
1. Цели формирования гражданского сознания личности — это философско-мировоззренческое
самоопределение человека, убежденность в справедливости демократического устройства, истинности демократических и гуманистических ценностей; готовность к социальному и профессиональному самоопределению, национальное самосознание; осознание необходимости заботы об окружающей среде, сохранения и приумножения национальных культурно-исторических ценностей, развитие свободомыслия, сочетающегося с убеждением в необходимости личной ответственности и дисциплины, торжества закона и порядка, самостоятельность и независимость мышления.
2. Цели формирования эмоциональной сферы гражданина — развитое чувство верности и преданности родине, дому, семье, уверенности в государстве как гаранте соблюдения демократических прав и свобод, ответственности перед государством, долга, достоинства, гражданской чести, социального оптимизма; формирование эстетической оценки прекрасного и безобразного в жизни людей, общества.
3. Цели формирования гражданского поведения - это направленность и здоровый образ жизни,
культуру досуга, достижение жизненного успеха, законопослушное поведение, сопротивление злу, подавление асоциальных инстинктов, национализма, жестокости и вандализма, формирование социальной активности, деловых качеств, предприимчивости, навыков коммуникативного общения, социальной мобильности, трудолюбия.
Задачами гражданского воспитания являются:
• обучение курсантов навыкам гражданского поведения в процессе деятельности;
• создание таких условий жизнедеятельности в образовательных учреждениях МЧС России, в которых интериоризация курсантами гражданских ценностей будет являться безусловной;
• содействие развитию качеств, навыков, модели поведения, мотиваций и установок личности, позволяющих реализовывать и отстаивать выбранную позитивную систему ценностей;
• формирование личностных установок курсантов на собственную точку зрения, свободу слова, чувство собственного достоинства;
• повышение культуры межнациональных и межэтнических отношений; использование национальных традиций и современного опыта в области гражданского воспитания.
Процесс гражданского воспитания реализуется на основе принципов гражданского воспитания с учетом педагогических условий с помощью методов и средств гражданского воспитания.
• Под принципами гражданского воспитания мы понимаем систему основных требований к организации процесса воспитания, определяющих
воспитательный процесс посредством норм, правил и рекомендаций. Эти требования зависят от целей и задач общества, закономерностей развития личности. Система принципов не является статичной, она постоянно изменяется, корректируется в соответствии с той или иной концепцией воспитания и педагогической позицией ученых-педагогов. Значительный вклад в ее разработку внесли такие ученые, как Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Б. З. Вульфов, Е. В. Бондаревская, Н. Е. Щуркова и др. К принципам гражданского воспитания относятся:
• Принцип гуманистической направленности — предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, построение субъект-субъектных отношений в процессе воспитания. Реализация принципа гуманистической направленности гражданского воспитания в практике воспитательной работы образовательных учреждений МЧС России влияет: на развитие у курсанта рефлексии и саморегуляции; на формирование его отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой; на развитие чувства собственного достоинства, ответственности, терпимости; на формирование личности — носителя демократических и гуманистических отношений в обществе.
• Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, со специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям. В соответствии с принципом культуро-сообразности воспитания перед педагогом стоит задача приобщения курсантов к различным пластам культуры этноса, общества и мира в целом.
• Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация курсантов и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам воспитания как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных членов воспитательной организации), а также совместное продуцирование ценностей. Диалогичность воспитания не предполагает равенства между воспитателем и воспитуе-мыми. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и
взаимных уважения и принятия. Действие, содействие, соучастие, гражданская деятельность — это результат общения, диалога, управления учебно-воспитательным процессом со стороны педагога. Необходимо преобразовать позицию воспитателя и подчиненную позицию воспитанника в позиции сотрудничающих людей. В соответствии с этим принципом педагог не воспитывает, не учит, а актуализирует, стимулирует стремление учащихся к саморазвитию, создает условия для самовоспитания.
• Принцип персонификации заключается в оказании помощи курсантам в создании условий для развития личностного потенциала, определении индивидуальной траектории социального развития. Саморазвитие личности происходит под влиянием множества социальных и воспитательных факторов, но эти факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они вызывают положительный отклик в ее внутренней сфере (психологических переживаниях) и стимулируют ее собственную активность в работе над собой. В основе принципа лежит соотношение между свободой выбора и личной ответственностью за результаты своей деятельности. Эффективность реализации данного принципа обеспечивается, если создана среда взаимной гражданской ответственности, конструктивного общения, диалога как формы социокультурного взаимодействия, способствующего развитию навыков критически-рефлексивного осмысления гражданских ценностей.
• Принцип дифференциации направлен на учет типичных социально-психологических особенностей курсантских коллективов, деловых, межличностных и межгрупповых отношений в коллективе. Учет этого принципа предполагает изучение воспитателем места каждого воспитанника в системе межличностных отношений, комплектование групп согласно психологической совместимости и по интересам, создание ситуации успеха для каждого, забота о самочувствии и настроении каждого, индивидуальный подход в организации коллективной творческой деятельности. Посредством гражданского воспитания воспроизводятся и передаются нормы коллективного общежития, социально-групповой ценностной ориентации.
Все принципы действуют в системе, взаимодо-полняя и взаиморазвивая друг друга. Они в качестве регуляторов задают "русло" протекания воспитательного процесса, характер поведения педагога, стратегию его деятельности, определяющую способ реагирования на ситуации и характер собственной активности.
Под методами гражданского воспитания мы понимаем способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на
решение задач гражданского воспитания. Методы гражданского воспитания условно разделены на четыре группы и представляют собой [6]:
1) методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, пример;
2) методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций;
3) методы стимулирования поведения: соревнование, поощрение, наказание;
4) методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опрос, тестирование, анализ результатов деятельности.
Распределение методов по группам в значительной мере условно, потому что личность формируется целиком, не по частям, потому что сознание, отношения, оценки и поведение формируются в единстве в любых обстоятельствах и под влиянием намеренных или случайных действий. В психологии существует принцип единства сознания и деятельности: сознание формируется в деятельности. Тем не менее основная функция 1-й группы методов состоит в формировании отношений, установок, направленности, убеждений и взглядов курсантов — всего того, в основе чего лежат знания о гражданских ценностях. В свою очередь убеждения человека отражаются на его поведении.
Методы 2-й группы реализуют принцип воспитания в деятельности.
С помощью методов 3-й группы проводятся регулирование поведения, воздействие на мотивы деятельности курсантов, так как общественное одобрение или осуждение влияет на поведение, происходит закрепление или торможение различных форм поведения.
Методы контроля и самоконтроля направлены на анализ и оценку результатов гражданского воспитания и влияют на формирование гражданственности скорее косвенно, они необходимы для постоянного контроля за процессом гражданского воспитания.
Под формами гражданского воспитания мы понимаем конкретные мероприятия воспитательной работы.
Исходя из социального заказа, в образовательных учреждениях МЧС России необходимо разработать модель выпускника, обладающего высоким уровнем сформированности гражданственности. Модель выступает как теоретический образ, служащий основанием для проектирования воспитательной политики. Кроме того, модель выпускника предполагает формулирование основных положений, соответствие которым определяет достижение целей воспитания.
Выпускник образовательного учреждения МЧС России как гражданин своей страны это:
1. Личность, обладающая устойчивыми знаниями об общественно-государственном устройстве своей страны; об истории развития и становления российской государственности; о символах государственности: российских флаге, гербе, гимне; о правовых и нравственных нормах общественной жизни.
2. Личность с осознанной и активной гражданской позицией, высоким уровнем патриотизма, выражающегося в беззаветной любви к Родине, желании и способности отстаивать ее интересы и делать все возможное для ее процветания.
3. Личность, свободно ориентирующаяся в сложных социальных обстоятельствах и общественно-политической реальности.
4. Личность с высоким самосознанием, осознающая себя гражданином России и мира, ориентированная на человеческие ценности, ставшие личными убеждениями и жизненными принципами.
5. Личность, обладающая безусловным законо-послушанием.
6. Личность, уважающая культуру, обычаи и традиции других народов, обладающая высоким уровнем культуры межнационального общения.
7. Личность, ориентированная на потребность делать добро.
8. Личность с преобладанием духовно-нравственных приоритетов над материальными.
9. Личность, добросовестно и ответственно исполняющая служебные и гражданские обязанности.
10. Личность с глубоким осознанием жизненной необходимости приобретения гражданских качеств.
11. Личность с высоким уровнем личной и служебной воспитанности и дисциплинированности.
12. Личность с мотивацией на проблемы жизни общества, образованность, общую и служебную культуру, интеллектуальное развитие.
13. Личность, проявляющая высокую активность для достижения позитивных изменений в обществе.
Для представления процесса гражданского воспитания курсантов как целостного явления разработана модель процесса гражданского воспитания, представленная на рис. 1. В данной модели цифрами 1-У обозначены компоненты модели, выделение которых основано на логике проведения процесса воспитания гражданственности.
I — целевой компонент модели, в процессе отработки которого ставятся цель гражданского воспитания и задачи, которые способствуют достижению данной цели. Целевой компонент является наиболее важным, ведущим компонентом модели, так как
Социальный заказ
Рис. 1. Модель процесса гражданского воспитания курсантов
от правильно и корректно сформулированных целей и задач зависит конечный результат процесса воспитания. Цель гражданского воспитания курсантов выступает определяющей категорией, сущностное содержание которой формирует совокупность поставленных задач. Системообразующие связи между целью и задачами носят иерархический характер, они являются разноуровневыми компонентами модели.
II — организационный компонент модели. В ходе его отработки осуществляется планирование воспитательной работы с курсантами образовательных учреждений МЧС России: на учебный год, семестр, месяц, неделю и ежедневно. Результаты
годового и семестрового планирования отражаются в плане гражданского воспитания курсантов образовательного учреждения на год, семестрового и ежемесячного — в календарном плане основных мероприятий на месяц, еженедельного — в плане проведения мероприятий воспитательной работы структурных подразделений на неделю и ежедневного — в плане работы каждого сотрудника на день. Планирование проводят Ученые советы образовательных учреждений МЧС России, аппарат воспитательной работы, кафедры, структурные подразделения образовательных учреждений МЧС России. В планах отражаются планируемые к проведению мероприятия, сроки их осуществления, должност-
ные лица, ответственные за проведение мероприятий, расчет необходимых сил и средств. Планы подписываются и утверждаются соответствующими должностными лицами образовательного учреждения.
В ходе отработки организационного компонента модели решаются вопросы подготовки преподавательского и руководящего составов образовательных учреждений МЧС России к проведению воспитательной работы с курсантами, а также осуществляются контроль и мониторинг воспитательной работы.
Контроль проведения воспитательной работы может быть плановым и внезапным, осуществляется соответствующими должностными лицами образовательного учреждения по приказу старшего начальника. При проведении контроля проверяются соответствие мероприятий плану воспитательной работы, качество их проведения, оценивается уровень подготовленности лиц, организующих и осуществляющих воспитательную работу, анализируются предварительные результаты работы.
Мониторинг воспитательной работы в образовательном учреждении МЧС России предусматривается в целях всестороннего отражения качества проведения работы, внедрения инновационных методик воспитания, своевременной коррекции воспитательной работы. Периодичность проведения мониторинга воспитательной работы определяется планами воспитательной работы соответствующего уровня. В ходе мониторинга оценивается результативность проведения воспитательной работы, а также определяется круг нерешенных вопросов для последующей корректировки.
В ходе мониторинга собирается необходимая информация о реальных возможностях преподавателей и курсантов, уровне их предшествующей подготовки (развития), объективных условиях функционирования органически взаимосвязанных процессов: обучения, воспитания, развития.
Мониторинг гражданского воспитания выступает как составная часть педагогического мониторинга всего воспитательного процесса. Он включает в себя: оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития объектов воспитания. Анализу и оценке при этом подвергаются все элементы воспитательного процесса.
В реальной педагогической практике воспитатели изучают качества личности и по результатам этих исследований дают общую оценку воспитанности курсантов, пытаются с той или иной долей погрешности оценить результативность воспитания как в целом, так и гражданского воспитания в частности. Овладение простыми методами мониторинга гражданского развития личности курсанта,
такими как тестирование, анкетирование, опрос, — важнейший компонент профессиональной деятельности руководящего и преподавательского составов образовательных учреждений МЧС России, необходимое условие обеспечения системного подхода в гражданском воспитании курсантов.
III — методологический компонент модели. В ходе отработки данного компонента определяются основополагающие принципы воспитания, в образовательном процессе создаются и апробируются педагогические условия, необходимые для повышения качества гражданского воспитания, выбираются методы и конкретные формы воспитательной работы с курсантами.
IV — оценочно-результативный компонент модели. Данный компонент включает в себя критерии и показатели, на основании которых проводится оценка сформированности гражданственности курсантов и делаются выводы о результатах воспитательного процесса. Результат гражданского воспитания соотносится с поставленной целью воспитания и содержит решение комплекса задач, определяющих сущностное наполнение цели воспитания.
V — корректировочный компонент модели. Этот компонент позволяет провести своевременную и необходимую коррекцию воспитательной работы. Корректировка воспитательного процесса осуществляется на основе данных, полученных в ходе мониторинга и контроля воспитательной работы с курсантами.
Для анализа связи между компонентами модели представим на рис. 2 структурную схему процесса гражданского воспитания курсантов. На ней сплошными стрелками обозначены прямые связи между компонентами модели, пунктирными — обратные.
Из рис. 2 видно, что от правильной постановки цели воспитания, комплекса задач, обеспечивающих достижение цели, зависят процесс организации воспитания (планирования, подготовки руководителей, мониторинга воспитательной деятельности), выбор методологии воспитательной работы
Рис. 2. Структурная схема процесса гражданского воспитания курсантов
Рис. 3. Алгоритм работы модели процесса гражданского воспитания курсантов
и, в конечном итоге, результат воспитания. То, каким образом осуществлена организация воспитательной работы, определяет выбор методов и форм воспитания, а также корректировку воспитательной работы. От правильности выбора методологии работы прямо зависит результат воспитания, который, в свою очередь, оказывает прямое воздействие на корректировку воспитательной работы.
Корректировка воспитательной работы может приводить к уточнению цели и задач воспитания, совершенствованию методологии воспитательной работы. В свою очередь методика оценки результативности воспитания зависит от качества организации воспитательного процесса.
Алгоритм работы модели процесса гражданского воспитания курсантов представлен на рис. 3.
Основной упор автором сделан на проблему подготовки преподавательского и руководящего составов образовательных учреждений МЧС России к воспитательной работе с курсантами. Предложенный алгоритм позволяет наглядно представить процесс гражданского воспитания как последовательность решения комплекса задач, стоящих перед воспитателями в ходе отработки и реализации в практической воспитательной деятельности различных компонентов модели процесса гражданского воспитания курсантов.
Таким образом, образовательные учреждения МЧС России в своей деятельности в области воспитания курсантов руководствуются социальным заказом, который определяется соответствующими нормативными правовыми актами и является выс-
шей формой целеполагания для процесса воспитания курсантов.
Для изучения гражданского воспитания курсантов как целостного педагогического явления разработана модель процесса гражданского воспитания, состоящая из относительно автономных, но тесно взаимосвязанных компонентов — целевого, организационного, методологического, оценочно-результативного и корректировочного. Алгоритм работы модели позволяет наглядно представить процесс гражданского воспитания как последовательность решения комплекса задач, стоящих перед воспитателями в ходе отработки различных компонентов модели процесса гражданского воспитания курсантов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон Российской Федерации от 10 апреля 2000 г. № 51 -ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования" // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 апреля 2000 г. — № 16.— Ст. 1639.
2. Закон РФ "Об образовании". — М.: Новая школа, 1996. — 64 с.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 марта 2001 г. — № 13.— Ст. 1252.
4. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18 октября 1999 г. №574 "О реализации решения коллегии от 28 сентября 1999 г. № 19 "Об основных направлениях развития воспитания в системе образования".
5. Лисак, С. В. Воспитание гражданственности в условиях полиэтнической группы студентов: дис. ... канд. пед. наук / С. В. Лисак. — Ставрополь, 2005. — 242 с.
6. Крившенко, Л. П. Педагогика: Учебник/Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. — М.: ТК Велби, Проспект, 2004. — 432 с.
Поступила в редакцию 04.04.08.