Научная статья на тему 'Педагогические ситуации как условие формирования мотивации изучения иностранного языка у студентов технического колледжа'

Педагогические ситуации как условие формирования мотивации изучения иностранного языка у студентов технического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ПРЕОДОЛЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ ОШИБОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Засухина Ирина Борисовна

В статье раскрыты истоки проблем, возникающих при формировании профессионально-личностных мотивов и индивидуальных мотивов изучения иностранного языка у специалистов технического профиля, обучающих в системе среднего профессионального образования. В статье обосновываются способы создания педагогических ситуаций, обеспечивающих развитие ценностно-смыслового отношения к изучению иностранного языка, определяется логика (последовательность этапов) формирования этого отношения, рассматриваются педагогические средства создания педагогических ситуаций, приводятся результаты их опытно-экспериментальной апробации. В статье решается проблема формирования, по сути, гуманитарного сознания у специалистов технического профиля, что представляет серьезный научный интерес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Засухина Ирина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические ситуации как условие формирования мотивации изучения иностранного языка у студентов технического колледжа»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА Засухина И.Б.

Засухина Ирина Борисовна - аспирант, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Институт стратегии развития образования Российская академия образования, преподаватель, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Колледж автомобильного транспорта № 9, г. Москва

Аннотация: в статье раскрыты истоки проблем, возникающих при формировании профессионально-личностных мотивов и индивидуальных мотивов изучения иностранного языка у специалистов технического профиля, обучающих в системе среднего профессионального образования. В статье обосновываются способы создания педагогических ситуаций, обеспечивающих развитие ценностно-смыслового отношения к изучению иностранного языка, определяется логика (последовательность этапов) формирования этого отношения, рассматриваются педагогические средства создания педагогических ситуаций, приводятся результаты их опытно-экспериментальной апробации. В статье решается проблема формирования, по сути, гуманитарного сознания у специалистов технического профиля, что представляет серьезный научный интерес. Ключевые слова: смыслообразование, педагогические ситуации, формирование интереса к изучению иностранного языка, преодоление собственных ошибок.

Глобализация, возрастание открытости общества и роли межкультурных коммуникаций повышают значимость

31

иностранного языка в производственной, коммуникативной, бытовой сферах. Однако по данным современных исследований формальное осознание значимости иностранного языка не всегда перерастает в действенную мотивацию. В нашем исследовании мы попытались выявить причины низкого уровня мотивационного обеспечения занятий иностранным языком у студентов технического колледжа и определить пути педагогической поддержки смыслообразования в отношении к языковому образованию.

Что касается причин, по которым у студентов колледжа доминируют формальные мотивы изучения иностранного языка, то, как показали опросы и наблюдения, это обусловлено реальными трудностями, возникающими при попытках самостоятельно изучать язык, выстроить систему такого изучения, пользоваться языком при различного рода коммуникациях. Как правило, им не хватает опыта самоорганизации, силы воли, а часто и осознанного мотива этой деятельности, чтобы заставить себя выполнять все необходимые упражнения, тренинги, доводить задуманное до конца.

В процессе изучения иностранного языка актуализируются социокультурные, лингвистические, психологические и др. факторы смыслообразования (Р.Ладо). В начале занятий студенты, как правило, находятся на подъеме и полны желания изучать иностранный язык, прилагают усилия выучить незнакомые слова, выражения и надеются, что скоро смогут легко их использовать. Но, как показывает практика, выучив в течение нескольких месяцев отдельные лексические единицы и некоторые правила использования языка, они пытаются выйти на реальные языковые практики и сталкиваются с уже действительными трудностями, когда требуется оперативное понимание языка и говорение на нем. Они испытывают боязнь сделать ошибки при говорении, утрачивают прогресс в овладении языком, по-прежнему проявляют неуверенность в своих силах. Результатом подобного изучения является внутреннее опустошение и разочарование в себе, пропуски занятий и равнодушие к

домашнему заданию. Таким образом, наступает кризисный этап накопления языковых знаний и опыта.

Анализ образовательной ситуации показывает, что на сегодняшний день при обучении иностранным языкам особенно значимы такие феномены, как личностный мотив, установка, личностно-значимые события. Обучаемый в конечном счете сам определяет, что для него является приоритетным и ценным в процессе овладения языком, однако создание ситуаций, активизирующих данный вид смыслообразования, - функция преподавателя. От образовательных ситуаций, создаваемых на занятиях, во многом зависит, какие мотивы, субъективно принятые ценности активизируют познавательную сферу студента при изучении языка. Чтобы изучение языка стало значимым моментом жизни студента, его устремленности в будущее, студент должен принять мотив языкового образования, несмотря на то, что по формальным признакам оно, казалось бы, далеко отстоит от его непосредственных профессиональных функций. При наличии соответствующего личностного мотива, существенно меняется и отношение к иностранному языку, и способ его изучения у студента [4]. Целенаправленно создаваемая педагогическая ситуация призвана актуализировать в сознании студента различные аспекты значимости изучения иностранного языка как средства общекультурного развития, профессионального роста, освоения новой предметной и коммуникативной области, как фактора будущей профессиональной карьеры, статуса и авторитета среди сокурсников и товарищей.

Принимая во внимание логику развития мотива, мы предположили, что в целях поддержки смыслообразования должна быть разработана последовательность ситуаций, специально направленных на смыслообразующую деятельность студентов. В соответствии с этим замыслом процесс изучения иностранного языка должен включать ключевые этапы-ситуации, в которых студенты переживают и разрешают определенные психологические коллизии, приводящие к новому самоопределению.

При поиске путей создания таких ситуаций мы пробовали возможности аутентичных и адаптированных специализированных текстов, что предполагало их перевод, использование полученной информации для решения задач и обсуждения проблем с профессиональным содержанием. Одновременно такие тексты помогали формировать умения поиска профессионально значимой информации в иноязычном тексте, понимать, интерпретировать и применять эту информацию, умение участвовать в проектах, конференциях, где требуется показать свое знание иностранного языка. Не удивительно, что среди студентов с высоким уровнем сформированности мотива, подобный формат обучения получил одобрение. Главный плюс -возможность больше узнать перед занятием и более активно затем участвовать в учебном процессе, заранее подготовить вопросы преподавателю по интересующим темам и языковым конструкциям. Аудиторное время можно при этом потратить на практическую отработку умений, групповое взаимодействие, что способствует глубокому изучению предмета в его связи с профессиональной областью и укреплению смысловой позиции студента в отношении к изучению языка. Вместе с тем, задача преподавателя - поддержать студентов, стараться «разговорить» их и не требовать дословного перевода во время работы с текстом, поскольку боязнь допустить ошибку негативно влияет на речепроизводство, акцент и содержательной стороне высказывания.

Разрабатывая методику создания ситуаций, актуализирующих процессы формирования мотивов, мы отметили, что применение компьютерных технологий, распространение интернета в образовательном процессе, использование программных приложений и видео набирает огромную популярность, кроме того, большинство таких приложений находятся в свободном доступе и режиме онлайн. Использование современных программных приложений, а также видеоматериалов и интерактивных приложений, как показал опыт, открывает новые ресурсы изучения иностранных

языков. Интернет-ресурсы представляют собой дополнительный источник содержания материала для изучения иностранного языка, причем в интерактивной форме, и, соответственно, для поддержки положительного отношения к занятиям по языку. Студент получает актуальную, профессионально-ориентированную языковую информацию, а переживание успеха создает необходимые условия для актуализации мотивов изучения языка и освоения языкового опыта [1] как способа самореализации.

Опираясь на концепцию личностно развивающего образования В.В. Серикова, мы опробовали в ходе занятий возможности проектирования и реализации образовательных ситуаций, ориентированных на поддержку становления мотива изучения иностранного языка у студентов технического колледжа [7]. Ведущей идеей личностно развивающего образования является развитие у обучаемых различных видов личностного опыта - опыта субъектности, смыслообразования, рефлексии (адекватной самооценки), идентификации себя с носителями определенных личностных свойств и компетентностей, социальной направленности, что проявляется как актуализация универсальных личностных способностей:

самосовершенствования, самоопределения, самореализации. В указанной концепции намечены основные стратегии актуализации ситуаций, востребующих проявления данных личностных функций, среди которых - ценностно-смысловой диалог, педагогическая поддержка, имитационное моделирование ситуаций выбора линии поведения и проекта развития собственного Я и др. [8]. С ориентацией на данную методологию в ходе исследования было осуществлено проектирование и предложена проверка возможностей создания образовательных ситуаций, направленных на поддержку развития мотивов изучения иностранного языка.

С этой целью были выделены этапы процесса, в ходе которых создаются такого рода ситуации, представляющие собой ситуационно-событийный механизм (Е.М. Сафронова, В.В. Сериков), формирующий нравственный, личностно-

рефлексивный опыт обучающегося. Мы попытались выделить своеобразные личностно-проблемные ситуации, которые студенту необходимо преодолеть, для изменений в его взглядах, ценностях, поведении, опыте в контексте того, что касается роли иностранного языка в его карьере и личностном развитии. В ходе исследования разрабатывались модели такого рода ситуаций, проводился поисковый эксперимент, в ходе которого отбирались приемы их создания, а затем формирующий эксперимент, ходе которого выстраивалась целостная система формирования ценностно-смыслового отношения к иностранному языку.

В качестве первой нами проектировалась ситуация, которая актуализируется, как своего рода «импульс самости» - это «открытие студентом самого себя». Для появления нового мотива и намерения изучать иностранный язык будущий специалист должен почувствовать свои возможности, обрести, если не уверенность, то хотя бы надежду, что он сможет в достаточной мере овладеть иностранным языком. Для этого, как мы предположили, необходимо создать условия, при которых студент почувствует первый успех, увидит перспективы своего лингвистического роста, образно говоря, в новом зеркале увидит и даже «откроет» себя, увидит в себе новые силы, поверит в них. Для создания такой ситуации и таких условий требуется, как мы полагали, подбор соответствующего содержания занятия и способов организации учебного процесса. Для этого подбирался лексический материал, требовавший простейших коммуникаций с партнерами, как правило, в имитационно-игровой форме, причем так, чтобы это общение на языке было понятным, доступным, успешным.

Так, в качестве способа создания такой ситуации был опробован иноязычный диалог. Педагог должен был подготовить заранее лексику, дискуссионные вопросы и ответы, видеоролик, аудиозапись, а также проговорить со студентами возможные варианты для составления ситуаций ведь для того, чтобы обучающийся почувствовал себя уверенно, он должен знать значение фраз, лексических единиц

(идиомы, устойчивые выражения). Вначале были опробованы готовые диалоги, но при этом происходила смена партнеров в парах. В конце занятия студенты представляют готовый диалог, который они составили, опираясь на шаблон. В качестве предметов диалога были опробованы такие темы как «situations at the car service» (ситуация в автосервисе), «maintenance diagnostics» (выявление неисправностей), «call to breakdown service control centre» (телефонный звонок в центр технической поддержки).

Вторая ситуация - «принятие нового мотива иностранного языка» как инструмента деятельности (учебной, коммуникативной, профессиональной и др.), как профессионально и жизненно важной ценности, как компетентности, играющей важную роль в последующей социализации. Чтобы открылся новый, более глубокий мотив изучения иностранного языка, вероятно, студент должен войти в новый круг общения, в некую команду студентов-единомышленников, успешно занимающихся языком. На занятиях, как мы полагали, надо обсуждать темы, раскрывающие карьерные и бытовые преимущества людей, умеющих использовать язык в различных жизненных обстоятельствах. Для создания таких ситуаций, как предполагалось, желательно предлагать тексты и ролевые игры об образе жизни людей, систематически изучающих иностранные языки, предъявлять образцы поведения значимых людей, помогать студенту открывать для себя новые перспективы самореализации. Студенты получили задание вести дневник во время прохождения учебной или производственной практики, который идентичен обычному за исключением того, что заполняется строго на иностранном языке. В период практики студент получает огромное количество познавательной и любопытной информации, которую он отражает в дневнике.

Третью ситуацию, следуя логике смыслообразования, мы назвали «ситуацией самопреодоления». В ней студент должен побуждаться к осмысленной работе над собой, поступоку, перелому собственной деятельности. Именно эта

готовность управлять собой важна для изучения иностранного языка. Студент становится субъектом собственного развития и определяя свою жизненную программу приходит понимание того, что в его силах управлять собственным развитием, менять себя, расширять границы своих возможностей путем самоопределения и самопреодоления. Для создания такой ситуации были предложены задания и упражнения, которые представляли интерес и вместе с тем содержали определенную трудность. На практике такая ситуация создавалась в рамках дискуссий на профессиональную тему, которые актуализировали личный вклад для их достижения, способы реализации профессиональных навыков, выполнение творческих заданий в форме проектных работ (project work).

Четвертая ситуация - «переживание и преодоление собственных ошибок». Это крайне важный момент становления личной позиции студента, когда воспитанник побуждается к рефлексии своего опыта, при этом актуализируются главные нравственные регуляторы поведения - совесть, осознание собственных ошибок, критическая самооценка. Для создания такой ситуации предлагались не только схемы исправления собственно речевых ошибок, но и актуализировался диалог о нравственном облике современного специалиста, о его ответственности за овладения профессиональным опытом, компетентностью, готовностью общаться с зарубежными специалистами и использовать в своей работе международные базы данных. В этой ситуации студент обретает опыт усвоения системы изучения языка, исправляет негативные привычки, мешающие ему продвигаться в этой сфере.

Заключительный этап - планирование будущего, в ходе которого наблюдаются ценностные ориентиры, правила поведения в типичных жизненных коллизиях, целостном образ себя в будущем.. Студент должен представить, что ему предстоит жить и работать в обществе высокий технологий и коммуникаций людей с различными языками, спланировать пути своего профессионального роста, четко обосновать для

себя, что без иностранного языка ему трудно будет продвигаться к вершинам карьеры, быть востребованным в любых ситуациях на рынке труда. Для этого студенту предлагается написание эссе-рассуждение на тему «Мой вклад в автомобильную промышленность» (My contribution to the automobile industry), где страна профессиональной реализации не уточняется. Участие в конференциях, лекциях, олимпиадах, конкурсах и внутриколледжных мероприятиях дает возможность поделиться опытом и получить фидбэк от коллег. Данная работа дает повод задуматься над вопросом «Чем я могу быть полезен в данной области?». Подобное задание помогает студентам объективно взглянуть на свои достижения, сформулировать собственные представления о будущем.

Одна из проблем, с которой мы столкнулись в процессе опытной работы, - это отбор текстового и видео материала, содержащего профессионально-ориентированную лексику, адекватную развивающим функциям проектируемой педагогической ситуации. Данный материал должен заинтересовывать, захватывать, привлекать внимание обучающихся, побуждать их к размышлению о роли иностранного языка в их жизни. Рассматриваемые темы необходимо было подбирать с учетом достижений в технической или автомобильной сфере, т.е. в области профессиональных интересов обучающихся. Также, важным моментом являлся учет имеющихся у студентов базовых знаний по специальным дисциплинам и модулям. Студентам открывалась реальная возможность для дальнейшего профессионального роста и развития с использованием языкового ресурса. Знание специального предмета вступало как базис, необходимый студентам при изучении курса технического иностранного языка, поскольку не владея специализированной терминологией на родном языке, обучаемые неизбежно столкнутся с трудностями на занятиях иностранного языка.

Список литературы

1. Айвазова А.В. Психолого-дидактические особенности использования видеоматериалов на занятиях иностранного языка // Концепт: журнал официального сайта эвристических олимпиад. Апрель 2012. ART 1236. Киров, 2012. С. 2-8.

2. Амелина И.О. Особенности аудио-визуального способа для формирования коммуникативной компетенции на занятиях иностранного языка. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://sites.google.com/site/ispolzovanimuziklov/home/interes naya-informacia-ob-issledovanii/ (дата обращения: 05.12.2019).

3. Белякова Е.Г. Концепция образования смысла в педагогическом взаимодействии // GESJ: Education Science and Psychology. 2012. №.3(22) С.50-54.

4. Кулиева Е.Н. Развитие смысла в профессиональной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка в ВУЗе // Вестник Пензенского государственного университета. 2013. - №4. С. 22-24.

5. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский справочник по методике преподавания иностранного языка. - СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», «Cambridge University Press». 2001. 224 с.

6. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности. Москва: НПФ Смысл, 2007. 42 с.

7. Сериков В.В. Личностно-развивающее образование как одна из культурологических образовательных моделей // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 2 (106). С. 30-35.

8. Сериков В.В. Личностно-развивающее образование: два десятилетия исканий // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. № 8 (62). С. 30-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.