межкультурного общения и высокий - уровень медиатора культур.
Социокультурная компетенция предполагает соответствие общения нормам, принятым в инокультурной среде, а для этого требуется овладеть одновременно формами речевого и неречевого поведения, свойственного носителям данной культуры, и умением ориентироваться в иноязычной среде, правильно вести себя в повседневных ситуациях в стране изучаемого языка. Параллельно необходимо овладеть средствами и способами передачи фактов собственной культуры на иностранном языке, т.е. приобрести качества медиатора культур.
Компетентный педагог должен обладать психологической готовностью к сотрудничеству и взаимодействию в процессе решения различных проблем, с наличием определенных морально-этических установок и качеств личности. В современных условиях это готовность содействовать налаживанию межкультурных связей, представлять страну при межкультурных интер-акциях, относиться с уважением к духовным ценностям других культур. Соответственно основная цель обучения иностранному языку как специальности может быть достигнута только при адекватном развитии социокультурной компетенции студентов, т.е. при ее формировании необходимо воспитывать коммуникативно активную личность, способную обеспечить адекватное межкуль-турное общение, диалог культур.
Литература
1. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. 2003. № 10. С. 10.
2. Воробьев, Г.А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка / Г.А. Воробьев // Иностр. яз. в шк. 2003. №2. С. 30-35.
3. Мирославская, И.Н. Педагогический опыт [Электронный ресурс] / И.Н. Мирославская. Режим доступа: http:// www.yspu.yar.ru/ vestnik/pedagogicheskiy opyt/293/.
4. Сафонова, В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В. В. Сафонова. Воронеж: Истоки, 1996.
5. Соловова, Е.Н. Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы. Лекция 8: Социокультурная компетенция:
что это такое? / Е.Н. Соловова, В.Г. Апальков // English: еженед. газ. для тех, кто преподает и изучает. 2005. № 24. С. 36-42.
6. Стратегия модернизации образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М.: ООО «Мир книги», 2001.
7. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций /А.В. Хуторской // Эйдос [Электронный ресурс]: Интернет-журнал. 2005. 12 дек. Режим доступа: http://www/eidos/ru/joumal/2005/1212/ htm/. В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос» , e-mail: [email protected].
В.Ф. РОССЕИНА (Волгоград)
РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Рассматривается роль иностранного языка в развитии личности будущего учителя иностранного языка в формировании его гуманистической направленности в условиях учебно -научно -педагогического комплекса.
Новый этап развития мировой педагогической мысли характеризуется гуманизацией образования, что предполагает изменение общего взгляда на образование в направлении более глубокого его понимания как культурного процесса, суть которого проявляется в гуманистических способах взаимодействия его участников. Изменяется представление о личности, которая кроме социальных качеств наделяется различными субъективными свойствами, характеризующими ее индивидуальность, независимость, способность к выбору, рефлексии, самоопределению, саморегуляции и саморазвитию. Подвергается пересмотру отношение к ученику как объекту педагогического воздействия, за ним окончательно закрепляется статус субъекта образования и собственной жизни, обладающего
© Россеина В.Ф., 2008
уникальной индивидуальностью. А это, прежде всего, зависит от учителя, от того, как он построит процесс воспитания и обучения.
Итак, современной школе нужен педагог с широким кругозором, с политическим, нравственно-эстетическим, экологическим мышлением, умеющий перспективно творчески мыслить, обладающий высоким уровнем развития культуры. Поэтому одной из ведущих тенденций развития современной образовательной ситуации, которая осуществляется на фоне активных инновационных процессов в социальной и экономической сферах жизни нашего общества, является усиление внимания к проблеме подготовки педагогических кадров (в том числе и учителей иностранного языка) качественно нового уровня. Современный учитель ИЯ (иностранный язык) видится как яркая, творческая личность, освоившая новейшие достижения комплекса смежных наук о человеке, закономерностях его развития, творческого роста, владеющая новыми педагогическими технологиями, искусством общения.
Стремительно меняющиеся условия жизни вынуждают искать новые подходы к качественному изменению и развитию образования. Результатом такого поиска являются различные учебно-педагогические комплексы, в основе создания которых лежит идея интеграции, сближения, объединения образовательных учреждений разного уровня, но родственных профилей и обязательно в единстве с общеобразовательной школой (например, педклассы, лицеи, гимназии, колледжи, вузы, учреждения послевузовского образования). Система непрерывного педагогического образования призвана обеспечить такой тип личностного и профессионального развития учителя ИЯ, который в традиционной системе профессиональной педагогической подготовки в отдельно взятом образовательном учреждении недостижим, т.к. последнее изначально ориентировано на «знани-евую» функцию образования (Сергеев, Арнаутов 1997). При изучении иностранных языков очень ярко проявляются психологические установки, особенности личности и соответствие уровня личностных притязаний уровню требований к себе. Иностранный язык - это тот предмет, который изучаешь всю жизнь. И чем больше возможностей ДЛЯ расширения ЯЗЫКО-
ВОЙ компетенции имеет личность, тем более возрастает для нее релевантность дальнейшего изучения языка. Модель образования, центрированная на знаниях, уже давно перестала удовлетворять реальные потребности развития общества и личности, особенно в области изучения иностранных языков.
Роль Михайловского профессионально-педагогического колледжа как компонента УНПК, позволяющего обеспечить непрерывность профессионального образования и личностного становления и развития будущего учителя ИЯ, состоит, по мнению В.В. Арнаутова (2001), в следующем: 1) педагогический колледж является необходимой ступенью образования для учащихся из сельской местности и обеспечивает им доступ в высшую школу, поскольку дает возможность ликвидировать пробелы в общем образовании, возникшие в силу отсутствия достаточного количества учителей с высшим образованием; 2) педагогический колледж, как правило, обеспечивает большее по сравнению с вузом количество выпускников, профессионально ориентированных на работу в сельской школе и школе малого города.
Формирование профессиональных компетенций в такой сложной профессии, как учитель ИЯ, - процесс длительный, требующий наличия школьной базы, высокопрофессиональных наставников, постоянного наращивания молодым учителем теоретических знаний и практических умений, позволяющих сформировать культуру самостоятельной деятельности и потребность в личностном и профессиональном росте.
Команда преподавателей ИЯ Михайловского профессионально -педагогического колледжа состоит из высококвалифицированных специалистов, прошедших переподготовку на курсах повышения квалификации в рамках Российско-британского Совета, стажировку в Великобритании. Все преподаватели имеют высшую квалификационную категорию, творчески относятся к своей профессии, преломляя свой педагогический опыт в соответствии с индивидуальными особенностями студентов и конкретными условиями обучения. Нельзя не отметить их положительный настрой по отношению к учительскому труду и потребность постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и умения,
развивать свои творческие и личностные качества.
На базовом уровне подготовки учителя ИЯ, осуществляющемся в колледже, закладываются основы практического владения иностранным языком, который позволяет развить коммуникативные иноязычные умения студентов до уровня, отвечающего потребностям преподавания ИЯ в основной школе. Программа ориентирована на формирование всех аспектов иноязычной коммуникативной компетенции -языковой, речевой и социокультурной - в рамках требований, предусмотренных государственным стандартом, а также общеевропейскими документами в области языкового образования (Common European Framework of Reference, 1996). Кроме четырех основных коммуникативных умений, программа «Практического курса английского языка» способствует развитию специальных умений, которые носят вспомогательный характер, например, рефлексии, самоанализа, обеспечивает личностно ориентированный подход к каждому студенту как уникальной личности, целенаправленно и последовательно раскрывая в нем все личностные и профессиональные качества, способствуя формированию его гуманистической направленности.
Так как весь курс представлен в расчлененном на аспекты виде (грамматика, фонетика, устная речь, аудирование, чтение, письменная речь), формируется умение анализировать когнитивные процессы, происходящие в ходе освоения ИЯ, что готовит студента к работе в школе, способствуя развитию профессиональных методических умений учителя и его личностных качеств. Для решения задачи практического овладения иностранным языком целесообразно проводить работу по формированию навыков (лексического, грамматического, фонетического) и умений (говорения, чтения, аудирования, письма) одновременно. Однако на первом этапе подготовки трудно приступить к обучению всем видам речевой деятельности в полном объеме, т.к. уровень подготовки студентов первого курса неодинаков. Большинство студентов с трудом вступают в общение, не умеют использовать вариативные возможности поведения, осуществлять их адекватный выбор для результативности общения и др.
Поэтому задачей первого этапа обучения являются корректировка, восполнение и совершенствование знаний, навыков и умений по ИЯ. Кроме того, личностно ориентированная направленность обучения в системе УНПК способствует усвоению студентами социального опыта, т.е. знаний, навыков и умений, которые им необходимы для нормальной жизнедеятельности в обществе, конкретном социуме; стимулирует способность первокурсников к свободному и креативному мышлению; развивает в обучаемых систему личностных качеств, способствующих их саморазвитию: мотивацию, рефлексию, системные знания как средство контроля сформированности целостной картины мира и др.
Исходя из вышесказанного, мы сочли необходимым начать обучение ИЯ с развития умения устной речи на основе формирования грамматического и фонетического навыков. Предлагаем рассмотреть роль одного из аспектов ИЯ - грамматики - в развитии личности студента-первокурсни-ка, его гуманистической направленности, т.к. именно с помощью грамматики обеспечивается формирование умений устного и письменного общения.
Изучение любой учебной темы можно разбить на четыре этапа: мотивационно - ознакомительный, практико -корректировочный, продуктивный, контрольный. Важно отметить, что особенностью всех занятий по грамматике является их коммуникативная направленность, основные требования которой сводятся к следующему (Гальскова, Гез 2005: 312): 1) материал для обучения грамматике отражает естественное использование языка в общении без искусственных примеров и надуманных ситуаций; 2) в учебном материале четко выделяются формальные, семантические и функциональные аспекты, для того чтобы обучаемые могли установить связь между ними в определенных контекстах; 4) для закрепления грамматических явлений используются различные виды общения, в том числе парная и групповая работа; 5) создаются условия для развития познавательных стратегий, включающих все внутренние системы восприятия и доставляющие особую радость, закрепляя позитивные эмоции.
На мотивационно-ознакомительном этапе мы не ставим студентов перед фактом, что данный грамматический материал изучается, потому что предусмотрен программой, а создаем такие условия, чтобы сами заинтересовались и захотели больше узнать по данной теме, создавая, таким образом, мотив изучения данного грамматического явления. Ознакомление включает в себя введение грамматического материала и его объяснение. В качестве основных способов ознакомления с новым грамматическим материалом используются индукция и дедукция. В методике обучения ИЯ сущность индукции заключается в том, что грамматические явления наблюдаются в графическом тексте либо в звучащей речи, изучаются в специально подобранных примерах и обобщаются в правилах. Под дедукцией понимается движение познания от общего к частному, т.е. от обобщающего правила, касающегося формы, значения и функции соответствующего явления, к наблюдению за контекстом и закреплению в упражнениях.
Мы в своей практической деятельности при обучении грамматике английского языка предпочитаем индуктивный подход, т.к. он вовлекает в учебный процесс максимальное количество обучаемых, происходит живой обмен информацией, идеями, мнениями, таким образом создавая условия для немедленной трансформации языка как объекта изучения в язык как средство общения, т.е. в тот вид, в котором он существует в реальной жизни. Опираясь на ранее усвоенный материал, студенты легко ориентируются в новом контексте, сами находят опознавательные признаки нового грамматического явления, определяют его функциональные особенности. Кроме фронтальной работы, на данном этапе широко используется парная и групповая работа, которая снимает возможное напряжение при ознакомлении с новым материалом, позволяет совместными усилиями выделить наиболее существенные факты в информации преподавателя, произвести первичные обобщения. Это позволяет создать обстановку состязательности и сотрудничества.
На практико-корректировочном уровне происходит первичное закрепление нового грамматического явления при помо-
щи различных упражнений. Упражнения -важный этап в работе над грамматикой, т.к. он связан с накоплением языковых средств и практикой их использования в разных формах общения. «Употребление каждого грамматического явления, - отмечает А.А. Леонтьев (1975), - должно быть доведено до автоматизма. Автоматизм достигается в том случае, если форма усваивается вместе с функцией». Поэтому мы считаем, что золотое правило при обучении грамматике - учить усваивать грамматическую форму в процессе ее употребления. Ведь в реальной жизни человек говорит что-либо не потому, что ему хочется употребить то или иное грамматическое явление, а чтобы выразить свое отношение к происходящему: согласие или несогласие, желание, уверенность и т.д. Выражая свое отношение к действительности, человек вступает во взаимодействие с другими людьми. Поэтому нам важно научить студентов не просто выражать свое отношение к тому или другому явлению жизни, а уметь поддержать чью-либо точку зрения, отстоять свою, убедить в своей правоте, признать ошибочность своего мнения и т.д. Именно поэтому мы и говорим о коммуникативном характере упражнений не только речевых, отвечающих за развитие умений, но и подготовительных, направленных на формирование грамматического навыка.
В ходе выполнения таких упражнений создаются условия для приобретения студентами индивидуального и социального опыта, развития процессов памяти и мыслительных операций, приобретения знаний и умений, их воспроизведения в отношениях с окружающей действительностью. При этом важны не дисциплина и прилежание, а проявление студентом умственной, речевой, речемыслительной активности, радость и удовольствие от общения субъектов учебного процесса друг с другом, от всего того, чем им необходимо заниматься на занятиях.
Продуктивные или речевые упражнения направлены на развитие и совершенствование речевых умений на основе приобретенных знаний и сформированных навыков. При их выполнении внимание сосредоточено не на форме, а, прежде всего на содержании. Такие упражнения всегда ситуативны и контекстны. Разверну-
тая классификация речевых упражнений была предложена B.JI. Скалкиным (1979). Она включает следующие виды упражнений: вопросно-ответные, репликовые, условная беседа, описания, дискутивные упражнения, монологические высказывания с разными коммуникативными интенциями. Данный вид упражнений требует от студентов не только владения языком, но и умения логично излагать свои мысли в соответствии с темой высказывания. Вот только некоторые задания, которые получают студенты по окончании изучения грамматического материала: 1) объясните, чем вам показалась заманчивой перспектива покупки данного предмета одежды (Past Simple); 2) предложите план рекламной кампании данного продукта питания (Imperative Mood); 3) изложите ваши претензии управляющему отелем в отношении испорченного отдыха (Past Simple).
На данном этапе работы студенты создают высказывания, которые подготовлены всем их предыдущим языковым, речевым и социальным опытом и содержат элементы оценки, личного отношения к фактам, событиям, обстоятельствам. Содержательная сторона представлена высказываниями по спорным вопросам, дискуссиями, своими вариантами решения острых проблем, ролевыми играми. Упражнения предполагают работу на занятии в различных режимах: индивидуальную, парную, групповую, т.к. такой режим работы позволяет реализовать многочисленные характеристики и свойства личности: логическое мышление, творческую фантазию, умение обосновать и доказать собственную точку зрения, находить компромиссы и опровергать необоснованные и бездоказательные мнения.
На контрольном этапе мы предлагаем студентам задания тестового характера для определения уровня сформированности грамматических навыков.
Таким образом, рассмотрев только один аспект обучения ИЯ, мы можем с уверенностью сказать, что ИЯ как предмет играет значительную роль в развитии личности, в данном случае личности будущего учителя иностранных языков. Он способствует социализации личности, обогащает ее жизненным опытом, развивает такие важные качества личности, как активность, креативность, инициативность, способность к рефлексии, самооценке и саморазвитию.
Литература
1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. М., 1995. С. 177 -178.
2. Арнаутов, В. В. Учебно-научно-педагогический комплекс как региональная система образования: методология, теория, практика: монография / В. В. Аранутов. Волгоград: Перемена, 2001.
3. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. иностраных яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Тез. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2005.
4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975.
5. Сергеев, Н.К. Профессиональное становление будущего учителя в условиях учебно-научно-педагогического комплекса (мотивационный аспект): монография / Н.К. Сергеев, В.В. Арнаутов. Волгоград: Перемена, 1997.
6. Скалкин, В.Л. Системность и типология упражнений для обучения говорению /
B.Л. Скалкин // Иностр. яз. в шк. 1979. №2.
C. 19-25.