Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детские общественные объединения / педагогические условия / педагогические ресурсы / социально значимые качества личности / Children's public associations / educational conditions / educational resources / socially significant personal qualities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситнова Анастасия Андреевна

Целью статьи является изучение педагогических ресурсов для формирования социально значимых качеств личности обучающихся в детских общественных объединениях на примере РДДМ (как правопреемнике РДШ). Динамика формирования социально значимых качеств личности напрямую зависит от содержательности педагогической деятельности взрослых Систематизация педагогических ресурсов как совокупности возможностей детского общественного объединения обеспечивает сформированность СЗК личности обучающихся. Необходимо рассматривать педагогические ресурсы для развития СЗК личности обучающихся в триединстве: социальные, образовательные, субъектные. Оптимизация ресурсов общественного объединения, его среды жизнедеятельности зависит от выбора соответствующих условий для педагогического влияния на личностный рост участников объединений. Именно педагогические условия в значительной степени определяют успешность формирования СЗК обучающихся. Наиболее эффективны организационно-педагогические, информационно-педагогические, психолого-педагогические условия. Возможно как целевое предварительно спроектированное создание новых условий, обстоятельств, от которых зависят улучшения, так и преобразование имеющихся факторов и выявленных ресурсов общественных объединений для формирования СЗК обучающихся. В совокупности они обеспечивают совершенствование целевой социальной педагогической поддержки участников со стороны педагогов; программно-методическое сопровождение личной и групповой активности участников. Кроме этого благодаря использованию выявленных педагогических ресурсов и созданию педагогических условий происходит формирование развивающей среды для эффективного развития личности обучающихся во взаимодействии с общественными объединениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ситнова Анастасия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The goal of the article is to study the pedagogical resources for developing socially significant qualities of personality in students participating in children's public organizations, using the example of RMCY «Movement of the first» (as the successor of the RMS). The dynamics of developing socially significant qualities of personality depends directly on the content of pedagogical activities of adults. Systematizing pedagogical resources as a set of opportunities for children's public organizations ensures the formation of socially significant qualities of personality in students. It is necessary to consider pedagogical resources for developing socially significant qualities of personality in three aspects: social, educational, and subjective. Optimizing the resources of a public organization and its living environment depends on choosing appropriate conditions for pedagogical influence on the personal growth of participants. Pedagogical conditions largely determine the success of developing socially significant qualities of personality in students. The most effective conditions are organizational-pedagogical, informational-pedagogical, and psycho-pedagogical. It is possible to either design new conditions and circumstances that lead to improvements or transform existing factors and identified resources of public organizations for developing socially significant qualities of personality in students. Together, they ensure the improvement of targeted social pedagogical support from teachers and program-methodological support for personal and group activities of participants. Additionally, by using identified pedagogical resources and creating pedagogical conditions, a developmental environment is formed for effective development of students' personalities in interaction with public organizations.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Педагогика

УДК 371.83

соискатель ученой степени кандидата педагогических наук Ситнова Анастасия Андреевна

Шуйский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего образования «Ивановский государственный университет» (г. Шуя);

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский детско-юношеский центр» (г. Москва)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. Целью статьи является изучение педагогических ресурсов для формирования социально значимых качеств личности обучающихся в детских общественных объединениях на примере РДДМ (как правопреемнике РДШ). Динамика формирования социально значимых качеств личности напрямую зависит от содержательности педагогической деятельности взрослых Систематизация педагогических ресурсов как совокупности возможностей детского общественного объединения обеспечивает сформированность СЗК личности обучающихся. Необходимо рассматривать педагогические ресурсы для развития СЗК личности обучающихся в триединстве: социальные, образовательные, субъектные. Оптимизация ресурсов общественного объединения, его среды жизнедеятельности зависит от выбора соответствующих условий для педагогического влияния на личностный рост участников объединений. Именно педагогические условия в значительной степени определяют успешность формирования СЗК обучающихся. Наиболее эффективны организационно-педагогические, информационно-педагогические, психолого-педагогические условия. Возможно как целевое предварительно спроектированное создание новых условий, обстоятельств, от которых зависят улучшения, так и преобразование имеющихся факторов и выявленных ресурсов общественных объединений для формирования СЗК обучающихся. В совокупности они обеспечивают совершенствование целевой социальной педагогической поддержки участников со стороны педагогов; программно-методическое сопровождение личной и групповой активности участников. Кроме этого благодаря использованию выявленных педагогических ресурсов и созданию педагогических условий происходит формирование развивающей среды для эффективного развития личности обучающихся во взаимодействии с общественными объединениями.

Ключевые слова: детские общественные объединения, педагогические условия, педагогические ресурсы, социально значимые качества личности.

Annotation. The goal of the article is to study the pedagogical resources for developing socially significant qualities of personality in students participating in children's public organizations, using the example of RMCY «Movement of the first» (as the successor of the RMS). The dynamics of developing socially significant qualities of personality depends directly on the content of pedagogical activities of adults. Systematizing pedagogical resources as a set of opportunities for children's public organizations ensures the formation of socially significant qualities of personality in students. It is necessary to consider pedagogical resources for developing socially significant qualities of personality in three aspects: social, educational, and subjective. Optimizing the resources of a public organization and its living environment depends on choosing appropriate conditions for pedagogical influence on the personal growth of participants. Pedagogical conditions largely determine the success of developing socially significant qualities of personality in students. The most effective conditions are organizational-pedagogical, informational-pedagogical, and psycho-pedagogical. It is possible to either design new conditions and circumstances that lead to improvements or transform existing factors and identified resources of public organizations for developing socially significant qualities of personality in students. Together, they ensure the improvement of targeted social pedagogical support from teachers and program-methodological support for personal and group activities of participants. Additionally, by using identified pedagogical resources and creating pedagogical conditions, a developmental environment is formed for effective development of students' personalities in interaction with public organizations.

Key words: Children's public associations, educational conditions, educational resources, socially significant personal qualities.

Введение. Формирование социально значимых качеств (далее - СЗК) обучающихся - это процесс, постоянно находящийся в поле педагогического внимания в различных видах жизнедеятельности образовательной организации. Его протекание в рамках общественных объединений имеет свои особенности.

Анализ литературы свидетельствует, что РДШ (2015-2023 гг., с 2023 г. РДДМ «Движение первых» как правопреемник РДШ) как уникальная общественно-государственная организация выступила своеобразным воспитательно-развивающим пространством, обеспечивающим дополнительные возможности для активизации СЗК обучающихся, имея в наличии присущие только ему ресурсы [8, С. 1].

В педагогической науке «resource» («ресурсы») рассматриваются как вспомогательное средство, способное актуализировать внешние и внутренние условия при формировании «новых структур и состояний» [2, С. 28]. Можно определить ресурсы непосредственно связанные с социально-педагогической деятельностью РДШ и РДДМ, исходя из необходимости актуализации определенных условий [4, С. 50; 10, С. 5]. Изучение ресурсной базы РДШ (РДДМ «Движение первых») с позиций педагогики позволило решить одновременно несколько приоритетных задач: выявление ресурсной базы, повышение компетентности педагогов для опоры на существующие ресурсы, создание новых, актуальных возможностей (с игнорированием или заменой старых схем педагогических действий), в конкретных ситуациях деятельности объединений, важных для становления СЗК личности обучающихся [14, С. 36; 15, С. 33].

Изложение основного материала статьи. В отечественных научно-педагогических исследованиях по проблемам деятельности общественных объединений понятие «педагогические ресурсы» введено как общее понятие о совокупности средств и объектов, которые необходимы человеку доя удовлетворения своих образовательных потребностей. Исследователи рассматривают педагогические ресурсы в системе образования (В.П. Бедерханова, А.В. Смахтина, и др.) как приоритетный потенциал для развития общественно-полезной, образовательной, познавательной деятельности обучающихся, ее организации и содержательно-развивающей реализации [2, С. 27].

Осмысление различных подходов, идей и мыслей исследователей о необходимости изучать феномен ресурсности в отношении конкретных сфер и областей педагогического знания становится принципиально в частности, при изучении специфики ресурсов деятельности общественных объединений. В качестве системообразующих ресурсов в деятельности РДДМ обозначим:

Социальные ресурсы (возможности социальной среды; общественно-полезных видов деятельности; семейные традиции и др.), способствующие стимулированию и актуализации социально востребованных мотивов, совместных целей и личных потребностей обучающихся как участников общественных объединений. Эффективность названных ресурсов

обеспечивается соответствием социально направленного содержания деятельности РДДМ задачам формирования СЗК и активным включением обучающихся в социально направленную деятельность.

Образовательные ресурсы (специфичность «открытого», неформального познания вне школы), Эффективность этой группы ресурсов поддерживается удержанием фокуса педагогического внимания на вопросах учета и реализации нормативно-правовой базы образования и на наличии научно обоснованного программно-методического обеспечения, содействующего последовательному формированию СЗК обучающихся с опорой на их уровень жизненного опыта.

Субъектные ресурсы (личностные характеристики, психолого-возрастные особенности, ценностно-эмоциональная сфера, проявления индивидуальности и др.). Обеспечиваются наблюдательностью и вниманием педагогов к результативности самореализации обучающихся на основе таких аспектов как осознанная социальная мотивация участия обучающихся в РДШ (РДДМ) и постоянный мониторинг с наличием разработанного диагностического инструментария для определения сформированности СЗК и их критериальной градации [6, С. 21; 16, С. 1651.

Оптимизация ресурсов общественного объединения зависит от выбора соответствующих условий для педагогического влияния на личностный рост участников объединений. Систематизация педагогических условий как полноценной совокупности возможностей детского общественного объединения, а также потенциальных ресурсов ее деятельности социально-педагогического характера обеспечит сформированность СЗК обучающихся, участвующих в деятельности РДДМ.

Педагогическое условие трактуется как фактор, внешнее обстоятельство, существенно влияющее на результаты педагогического процесса, воспитания личности, выбора форм и методов обучения (в нашем случае - формирование СЗК) [5, С. 19; 7, С. 81]. При этом «условия» не отрицают возможности их предварительного конструирования или освоения имеющихся, с возможным преобразованием при необходимости [3, С. 23].

На основе анализа источников литературы выделены несколько групп условий, показавшие положительную результативность, достаточность и оптимальность [12, С. 50; 14, С. 41; 15, С. 29], а именно совокупность организационно-педагогических, информационно-образовательных и психолого-педагогических условий.

Организационно-педагогические условия способствуют осуществлению функций управления и проектирования педагогической составляющей деятельности общественного объединения обучающихся. Специфично проявляются при этом все элементы педагогического процесса: постановка и формулирование целей и задач (с участием обучающихся в их выборе и осознании); совместное действие со взрослыми и сверстниками для сравнения и сопоставления собственных позиций; формы организации занятий и обновление их содержания; технологичность выполнения (совокупность средств и методов адекватных ситуации индивидуальных и групповых действий); контроль и самоконтроль (рефлексия; сочетание оценки и самооценки) со стороны обучающихся. Тем самым обеспечивается эффективность педагогического влияния в разнообразии социального пространства, содействующего раскрытию способностей и потенциальных возможностей для развития личностных качеств обучающихся.

Информационно-образовательные условия сопряжены с когнитивной основой деятельности общественных объединений и с методическим базисом педагогического процесса.

Включение обучающихся в деятельность естественным образом и без принуждения раскрывает перед ними теоретически знакомые понятия (патриотизм, семья, природа, труд и др.), реализованные в социальной практике отличной от традиционных форм и методов обучения в школе. Полученное таким образом знание позволяет обучающимся не только глубоко воспринимать все окружающее, но и активнее откликаться на запросы действительности, ощущая собственную востребованность другими.

Возникают особые требования по созданию и применению рекомендаций, методических инструкций в помощь организаторам и педагогам для взаимодействия с участниками общественных объединений. С учетом специфики требований своего времени необходимым оказывается внести коррективы в особым образом созданные социально направленные программы, принципиально значимые и в образовательных целях на основе сотрудничества детей и взрослых как партнеров; гармонии в рамках субъект-субъектных отношений; приоритета гуманистических принципов.

Психолого-педагогические условия рассматриваются относительно развития личностно-индивидуальных свойств обучающихся с ориентацией на многоаспектность их потенциала. Участие в общественном объединении воспринимается обучающимися как источник сознательного накопления и развития личного позитивного опыта, на основе своих потребностей и интересов, в практике реального преобразования общественных ситуаций. Здесь создается необходимая обучающимся социальная среда для пробы своих сил, раскрытия способностей; проявляются и учитываются личностные свойства, отражающиеся в поведении, общении, действиях и поступках, как индивидуально-психологические основания субъектов общественно-полезной деятельности.

Анализ основных нормативно-регламентирующих документов такого общественного объединения обучающихся как РДДМ (как правопреемника РДШ), позволяет выявить стержневые направления его содержания, принципиально ресурсные для проявления и коррекции выявленных свойств и характеристик обучающихся, которые выступают как СЗК личности.

Особый интерес представляют такой модуль содержания деятельности общественных объединений, в которых обучающиеся проявляют СЗК, решая актуальные проблемы и задачи жизнедеятельности, реализуя социализацию (вхождение в общество) на основе социальных и образовательных ресурсов и раскрывая способности к внутреннему самосовершенствованию (на основе потребностей и индивидуально-психологических возможностей личности).

В содержании деятельности РДШ (в дальнейшем РДДМ), как показал анализ практики, таким направлением, интегрирующими познание, творчество и взаимоотношения с другими людьми, что позволяет реализовать обучающимся внутреннюю потребность в движении, изменении, самоактуализации, стал модуль «Гражданская активность» (в продолжении в условиях реализации деятельности РДДМ: «Волонтерство и добровольчество», «Достигай и побеждай», «Береги планету» и др.).

Направление «Гражданская активность» предусматривало решение ряда задач по развитию дружбы народов в едином государстве, сохранению самобытных национальных языков и культур народов страны; укрепление чувства гордости и ценностного отношения к стране, родному краю, малой родине; стимулирование добровольчества и благотворительности для особых категорий населения; организации акций социальной и экологической направленности по личной инициативе обучающихся; организации исторических исследований поисковых отрядов; проведение развивающих досуговых мероприятий, квестов, социально одобряемых видов отдыха (соответствует направлениям деятельности РДДМ: Образование и знания. «Учись и познавай!», Волонтерство и добровольчество. «Благо твори!», Дипломатия и международные отношения. «Умей дружить!», Экология и охрана природы. «Береги планету!») Г16, С. 126; 17, С. 2941.

Практика общественной деятельности участников объединений обнаруживает, что в помощь организаторам, вожатым и специалистам в стране создаются региональных ресурсные центры РДШ (в дальнейшем региональные советы РДДМ «Движение первых»), вводится новая должность «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями», разрабатываются педагогически ориентированные материалы методического характера

по сопровождению ряда тематических вопросов. Наблюдается креативность и острота проблематики средств и форм деятельности общественных объединений, учитывающих современные интересы, стиль жизни и взаимоотношений обучающихся в соответствии с их возрастом, возможностями, воззрениями.

Таким образом выявлен ряд особенностей формирования СЗК обучающихся на основе ресурсов РДДМ (как правопреемника РДШ). Участие в деятельности общественной организации РДШ (РДДМ) позволяет включиться обучающимся в процесс, в ходе которого культура общества передаётся подрастающему поколению напрямую, в реальных совместных общественно-полезных делах и акциях, в творческом взаимодействии со сверстниками и со взрослыми. Происходит адаптация человека к жизни в современном ему обществе (усвоение социальных норм и культурных ценностей этого общества, включение в естественно протекающую социальную практику), столь необходимую преимущественно в ранний период жизни человека. Приобретаются, развиваются и закрепляются как результат становления личности те СЗК (социальная активность, стремление к самоактуализации, ответственность), которые требуются для самосовершенствования человека в процессе освоения культуры и общества в дальнейшем, что происходит на всех возрастных этапах.

При этом обучающимися реализуется активное освоение норм и ролей в социальной практике, продуктивное обучение в действии, социальное становление личности в реальной действительности. Особое значение приобретает способность личности к реализации возможности созидательной деятельности в постоянно изменяющихся условиях. Взрослеющий человек получает опыт как активный члена гражданского общества, способный к самоопределению, формулированию собственного мнения и целей, разработке и реализации проектов, преобразующих общество, к самоанализу и анализу проделанной творческой работы, направленной на привнесение пользы обществу.

Выводы. Динамика формирования СЗК напрямую зависит от содержательности и целенаправленности педагогической деятельности взрослых, организующих развивающее поле общественных объединений, в котором обеспечивается соотнесение жизненных позиций и взглядов участников с предъявляемыми образцами, проверенными историческими и современными реалиями действительности, что задает фундамент базовых ценностей и самоидентификации обучающихся как граждан своей страны.

Изучение потенциала общественных объединений позволило выявить три группы ресурсов оптимизации социально-значимых качеств личности обучающихся:

- социальные, содействующие: погружению в мир современных запросов социальной практики; раскрытию мира актуальных ценностей растущего человека; расширение сферы смыслов включения в общественно полезную деятельность обучающихся на благо других людей;

- образовательные, способствующие; расширению общих и прикладных знаний об окружающем мире; сведений о процессах в различных сферах жизнедеятельности гражданского общества, в стране и за ее пределами; раздвижению рамок и границ диапазона регламентированного школьного знания за счет освоения и принятия ориентиров и критериев социального уровня;

- субъектные, обеспечивающие: активизацию индивидуально-психологического мира обучающихся, их мотивации, нравственных представлений и чувств; выработку идей и гражданских ценностей на основе личного выбора; обогащение опыта самоопределения в рамках многоуровневой коммуникации; овладение навыками оценки и рефлексии при выполнении полезных социальных действий в осознанно реализуемых участниками видах общественных событий.

Успешность формирования СЗК обучающихся в значительной степени определяют педагогические условия, среди которых наиболее эффективны организационно-педагогические, информационно-педагогические, психолого-педагогические. В совокупности они обеспечивают совершенствование целевой социальной педагогической поддержки участников со стороны педагогов; программно-методическое сопровождение личной и групповой активности участников; создание развивающей среды для эффективного развития личности обучающихся во взаимодействии с общественными объединениями. При этом возможно как целевое предварительно спроектированное создание новых условий, обстоятельств, от которых зависят улучшения, так и преобразование имеющихся факторов и выявленных ресурсов общественных объединений для формирования СЗК обучающихся.

Литература:

1. Акимова, Т.Н. Воспитание социальной активности школьников в условиях актуализации историко-героических традиций города-героя / Т.Н. Акимова // Человек и образование. -2019. - №2,- С. 35-41

2. Бедерханова, В.П. Социально-педагогические ресурсы формирования потребности в чтении детей младшего школьного возраста / В.П. Бедерханова, A.B. Смахтина // Школьные технологии. - 2020. - № 3,- С. 26-37

3. Борытко, Н.М. Досуг в структуре социального воспитания / Н.М. Борытко // Внешкольник. - 2020. - № б. -С. 26-37

4. Водопьянова, Н.Е. Современные концепции ресурсов субъекта профессиональной деятельности / Н.Е. Водопьянова // Вестник СПбГУ. -2015,- №1. - С 45-54

5. Волохов, A.B. Теория и методика социализации ребенка в детских общественных организациях: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Волохов Алексей Васильевич. - Ярославль, 1999. - 32 с.

6. Костюченко, A.A. Формирование социально-значимых качеств личности учащихся в условиях ученического самоуправления: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 /КостюченкоАлла Александровна. - Воронеж, 2010. -24 с.

7. Мирошкина, М.Р. Педагогические интерпретации современной теории поколений в России / М.Р. Мирошкина // Ярославский педагогический вестник -2017. - № 6,- С. 30-35

8. Никитюк, У.И Проблема формирования социальной активности современных школьников / У.И Никитюк, Е.Ю. Алексеева // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам VIII междунар. науч.-практ. конф. - № 6 (8). - М.: Изд. «МЦНО», 2017. - С. 80-83

9. Окунева, Ю.Е. Технологии формирования патриотической направленности личности подростка в условиях клубного объединения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Окунева Юлия Евгеньевна. - Москва, 2005. - 20 с.

10. Преображенская, A.B. Технологии мотивации специалистов в области воспитания к социально-значимой деятельности: уч.-метод.пособие / A.B. Преображенская, Е.А. Леванова. - Москва: РУДН. -2019.-44 с.

11. Ситнова, А.А РДШ как одно из доминирующих направлений развития школьной системы воспитания обучающихся / A.A. Ситнова // Проблема человека в педагогических исследованиях: сб. науч. ст. Всерос. Симпозиума молодых ученых. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. - 2017. - С. 308-311

12. Солкин, М.С. Деятельность детских общественных объединений как педагогическая проблема / М.С. Солкин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 2,- С. 48-53. - URL: https://e-koncept.ru/2017/570013.htm (дата обращения: 19.10.2023)

13. Солтус, O.E. Социальная активность: уровень сформированности у современных подростков / O.E. Солтус // Инновационное развитие: ключевые проблемы решения: сборник статей Международной науч.-практ. конф. (8 декабря 2015 г., г.Казань). Ч. 2 - Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. - С. 164-167

14. Степанов, П. В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. - М.: АПКИПРО, 2003. - 82 с.

15. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды / Д.И. Фельдштейн. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК». - 2005. - Т. 1. - 568 с.

16. Фришман, И.И. Подходы к изучению состояния, проблем и основных направлений деятельности современных детских общественных организаций (объединений) / И.И. Фришман, И.В. Вагнер // Научные основы развития воспитания в системе образования, социализации современных подростков и детского движения Москва. - 2019. - С. 75-84

17. Шамионов, P.M. Социальная активность личности и группы: определение, структура и механизмы / P.M. Шамионов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2018. - Т. 15. -№ 4. - С. 379-394

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор, проректор по научно-методической работе Сливин Тимур Станиславович

АНО ВО «Российский новый университет» (г. Москва);

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры юридической

психологии и педагогики Кузнецов Михаил Иванович

Академия ФСИН России (г. Рязань);

кандидат педагогических наук, доцент Малозёмов Александр Владимирович

ФГКВРУ ВО «Военный университет имени князя Александра Невского» МО РФ (г. Москва)

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ НА ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТАРШИХ КУРСАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются отдельные аспекты воздействия цифровой среды на профессиональное обучение специалиста новой формации. Проведенное авторами исследование позволяет сделать вывод, что интернет среда стала неотъемлемой частью профессионального поля, в ряде случаев - механизмом карьерного роста. В период обучения может оказываться преднамеренное давление, навязывание негативных стереотипов на обучающихся со стороны недружественных стран либо их организаций. В статье делается вывод о возрастающей роли цифровой среды на формирование личности современного специалиста. Интернет среда стала неотъемлемой частью профессионального поля, во многих случаях даже его движущим механизмом. В этой связи профессиональная подготовка студентов новой формации, безусловно, должна включать вопросы, связанные с влиянием цифровой среды, как источника давления, подчас с агрессивными либо другими негативными намерениями.

Ключевые слова: цифровая среда, курсанты, профессиональные компетенции, риски негативного влияния.

Annotation. The article discusses some aspects of the impact of the digital environment on the professional training of a specialist of a new formation. The research conducted by the author allows us to conclude that the Internet environment has become an integral part of the professional field, in some cases - a mechanism for career growth. During the training period, deliberate pressure may be exerted, the imposition of negative stereotypes on students from unfriendly countries or their organizations. The article concludes about the increasing role of the digital environment on the formation of the personality of a modern specialist. The Internet environment has become an integral part of the professional field, in many cases even its driving mechanism. In this regard, the professional training of students of the new formation, of course, should include issues related to the influence of the digital environment as a source of pressure, sometimes with aggressive or other negative intentions.

Key words: digital environment, cadets, professional competencies, risks of negative influence.

Введение. Воздействие цифровой среды на формирование профессиональных позиций будущих специалистов - вопрос не праздный, часто заходит за рамки образовательной программы, поскольку отражает не только изменения конъюнктуры рынка услуг специалистов в материальной и нематериальной сфере труда, но и общемировые тенденции перемен. Движение политических и экономических течений преподносит изменения в профессиональные компетенции, связанные с освоением технологических новинок, цифровых программ. Представление работодателей о высокой классности специалиста стремительно трансформируется, ожидание о собственной профессиональной готовности быстро становится иллюзорным.

Изложение основного материала статьи. В ракурсе нашего исследования влияния цифровой среды были проанализированы ответы обучающихся, демонстрирующие понимание респондентами явления манипулирования, уязвимость личного мнения под прессом технологий продвижения посторонней оценки. В исследовании использован метод брекетинга (в фотографии - автоматическая съемка нескольких кадров с разным значением некоего параметра) похожих по значению вопросов с последующим коллегиальным обсуждением.

В диалоге со студентами важно не навязывание субъективного мнения, определения, а обучение искусству дискуссии, поиске понимания процесса другим поколением слушателей. Был проведен опрос 28 респондентов - курсантов 5 курса факультета психологии и пробации и юридического факультета Академии ФСИН России.

Возраст респондентов был разделен на две группы, из них:

21% курсантов «20-21 года»;

79% - «более 21 года».

Мужчины составили 32% опрошенных, женщины - 68%.

При определении значения цифровой социальной среды респондентов, в контексте вопроса об интернете, мобильной связи как важной части жизни:

96% ответило утвердительно;

4% отрицательно.

У 86% опрошенных общение часто происходит в интернете;

14% определяют основное поле дружественных отношений вне социальных сетей.

Количество часов, проведенных в социальном поле интернет пространства, безусловно, влияет на доминирующие стратегии поведения человека, начиная с малого возраста, поскольку содержание информации определяет задачи мыслительного процесса личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.