УДК [371.83:37.017.4](477)(091) DOI 10.37972/chgpu.2023.119.2.018
А. А. Ситнова
ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ: ОТ ПИОНЕРИИ К РОССИЙСКОМУ ДВИЖЕНИЮ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «ДВИЖЕНИЕ ПЕРВЫХ». ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
Шуйский филиал Ивановского государственного университета, г. Шуя, Россия
Аннотация. Детские общественные объединения на протяжении многих лет были объектом исследования ученых. В последнее время государство огромное внимание уделяет вопросам воспитания подрастающего поколения, где значимое место занимают детские общественные объединения, а значит, меняются их роль и место в жизни современных школьников. Сегодня в России имеется достаточное количество нормативных документов, регулирующих деятельность данных организаций.
С использованием методов описания, сравнения и анализа теоретической литературы и нормативной базы в статье рассмотрена история создания и развития детских общественных организаций в Советском Союзе и современной России, описаны этапы детского движения, его цели и задачи, а также основные принципы работы Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» (далее - РДДМ «Движение первых»). В работе также указаны изменения, произошедшие в деятельности детских общественных объединений после распада СССР и перехода к новым формам организации детской жизни. В результате определено ведущее место РДДМ «Движение первых» в обеспечении гарантий будущего развития нашей страны как вобравшего в себя лучшие практики и традиции советской и современной систем воспитания, сделаны выводы о приоритетности работы с молодежью в государственной политике современной России.
Ключевые слова: детское общественное объединение, общественное движение, воспитание, Российское движение детей и молодежи «Движение первых», детское движение
A. A. Sitnova
CHILDREN'S PUBLIC ASSOCIATIONS:
FROM PIONEERS TO THE ALL-RUSSIAN PUBLIC-STATE MOVEMENT OF CHILDREN AND YOUTH "MOVEMENT OF THE FIRST".
HISTORY OF FORMATION AND DEVELOPMENT
Shuya Branch of Ivanovo State University, Shuya, Russia
Abstract. Children's public associations have attracted the attention of researchers for many years. Recently, the state has paid great attention to the issues of education of the younger generation, where children's public associations occupy a significant place, which means that their role and place in the life of modern schoolchildren are changing. Today in Russia there is a sufficient number of normative documents regulating the activities of these organizations.
Using the methods of description, comparison, and analysis of theoretical literature and regulatory framework, the article examines the history of the creation and development of children's public organizations in the Soviet Union and modern Russia, describes the stages of the children's movement, its goals and objectives, as well as the basic principles of the All-Russian public-state movement of children and youth "Movement of the First" (hereinafter referred to as RMCY "Movement of the First"). The article also considers the changes that have occurred in the activities of children's public associations after the collapse of the USSR and the transition to new forms of organizing children's lives. As a result, the leading
role of RMCY "Movement of the First" in ensuring guarantees for the future development of our country as a repository of the best practices and traditions of the Soviet and modern education systems is determined, and conclusions are drawn about the priority of working with youth in the state policy of modern Russia.
Keywords: children 's public association, public movement, upbringing, RMCY "Movement of the First", children 's movement
Введение. Предметом наших изысканий стали детские общественные объединения в России, история их становления и развития. Цель исследования - изучить историю становления и развития детских общественных объединений на территории СССР и современной России, рассмотреть на примере пионерии, Российского движения школьников и Российского движения детей и молодежи «Движение первых» сходства и различия детских общественных объединений, их цели и задачи, миссию, ценности, направления деятельности, определить плюсы и минусы современного детского общественного движения.
С позиции педагогической науки и междисциплинарных научных разработок (О. С. Газ-ман [5], Р. А. Литвак [14], В. А. Кудинов [13], Д. И. Фельдштейн [25] и др.) общественные объединения рассматриваются как дополнительный ресурс в процессах воспитания, социализации и развития личности обучающихся общеобразовательной школы в условиях современной социально-педагогической действительности. Участники этих объединений имеют возможность осуществлять выбор социально ориентированных программ и занятий в соответствии с личными интересами и потребностями, проявляя социальную активность как граждане страны, обогащая свой социально значимый интеллект, расширяя опыт взаимодействия со сверстниками и представителями разных поколений индивидуально или в сообществах.
Исторически общественные объединения связаны с именами классиков педагогики и воспитания. В начале ХХ века силами педагогов-энтузиастов создавались первые летние площадки, летние школы, детские клубы (Н. К. Крупская [12]), формировались первые организации детей и подростков как самоуправляемое и саморегулируемое движение (деятельность А. С. Макаренко [15]), появилась педагогика детского движения (Н. А. Ко-ноплев [10]).
Дальнейшие исследования раскрывают последовательность и преемственность в педагогическом обосновании развивающей, воспитывающей и социализирующей ролей деятельности детских и молодежных объединений с различных сторон (И. П. Иванов [9], Б. А. Гари-фуллин [6], Н. Е. Щуркова [26] и др.). Интерес к изучению историко-педагогической проблематики деятельности пионерской организации усилился в 70-е годы XX в. (Л. В. Алиева [1], [2], И. Г. Гордин [8]). Часть ученых посвятила свои труды изучению особенностей идейно-политического воспитания в пионерской организации (В. В. Лебединский [7], Л. И. Новикова [17], [18] и др.).
На стыке тысячелетий можно выделить 2 организации, которые занимались проблемами молодежи. Это Институт молодежи (позднее Московский гуманитарный университет) и Ассоциация исследователей детского движения (президент - Л. И. Швецова), «взявшая на себя ответственность за независимый научный анализ состояния и развития детских социальных инициатив во всех их проявлениях в целях систематизации имеющихся научных знаний, передового опыта и определения перспектив развития социоки-нетики» [11, с. 1].
В настоящее время исследователи (Л. В. Байбородова [3], С. В. Невская [16] и др.) утверждают, что «в деятельности общественных объединений обучающихся просматриваются две взаимодействующие функции: реализация индивидуальных особенностей ребенка
и его социализация (адаптация к существующему обществу, строю, государству). Имеющее место разнообразие объединений создает ситуацию, делающую реальностью использование детьми прав на ассоциации, участие в общественной и культурной жизни, удовлетворение познавательных и других интересов; обеспечивается гармонизация процессов социализации и индивидуализации подростков. Предметом особого внимания общественных объединений сегодня является «собственно проблема детства» - положение ребенка в обществе, его социальная идентификация на различных стадиях жизненного цикла, права, гарантии достойной жизни, роста, развития, привлечение интереса взрослого общества к социокультурным проблемам детства и др. [20, с. 143].
Актуальность исследуемой проблемы. Актуальность настоящего исследования обусловлена стремительными преобразованиями в современном обществе. Сегодня возрастают требования к формированию социально значимых качеств личности обучающихся, позволяющих им быть готовыми к активной деятельности в социальной практике, успешно самореализовываться, обогащать личный и социальный опыт. Значительную роль при этом играют всероссийские общественные объединения, участники которых выстраивают межличностное и социальное взаимодействие в многообразии общественно важных дел и акций, действуют для большей отдачи людям, обществу, государству, развивают собственную устойчивость в возникающих ситуациях социальных и идеологических манипуляций.
Приоритетные задачи сотрудничества общеобразовательных организаций и общественно-государственных объединений отражены в соответствующих стратегических документах, нацеливающих систему образования на сотрудничество и мобильную адаптацию.
Миссией образования согласно Государственной программе РФ «Развитие образования на 2018-2025 годы» является реализация каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одной из своих целей ставит развитие форм включения детей в общественно полезную деятельность [20, с. 146].
В Примерной Программе воспитания от 22.06.2022 г. отмечается, что «современный российский национальный воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [19, с. 7].
Значимым направлением развития воспитательной компоненты в 2015 году стала Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» (далее - РДТТТ) Необходимость в создании движения, подобного РДШ, возникла давно, на федеральном уровне были проведены мониторинги с целью выявления позиций детей и родителей по этому вопросу, и Указом Президента движение было создано. Проведенные мониторинги обозначили направления деятельности РДШ, которые будут интересны детям и востребованы родителями и педагогами. Движение создано в целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей и социальных компетенций [20, с. 148].
На новом этапе развития 18 декабря 2022 г. было принято решение о присоединении РДШ к Общероссийскому общественно-государственному движению детей и молодежи «Движение первых» (далее - РДДМ «Движение первых»), реорганизация состоялась 3 мая 2023 года. С этого момента расширились возможности для развития сотрудничества детей и взрослых в сферах воспитания и дополнительного образования, для организации внешкольной воспитательной деятельности, реализации общественно важных проектов и акций, для создания эффективного экспертного сообщества по вопросам воспитания,
использования передовых образовательных практик и распространения положительного опыта в сфере досуга для детей и молодежи.
Вышеуказанные документы и события доказывают актуальность исследования ресурсов детских общественных организаций в современной системе воспитания и заставляют по-новому взглянуть на историю становления и развития детских движений в России.
Материал и методы исследования. Материалом для исследования послужили нормативные акты СССР и Российской Федерации, а также научные разработки отечественных ученых в ракурсе рассматриваемой проблемы. Теоретические основания деятельности общественных объединений исследовались на основе анализа научно-педагогических, социологических, психологических источников и углубленного изучения опыта организации социально-педагогической практики в рамках детских общественных объединений.
В работе использованы описательный метод, методы сравнения, теоретического анализа научно-методической, социальной и психолого-педагогической литературы.
Результаты исследования и их обсуждение. Всесоюзная пионерская организация имени Ленина появилась на свет решением второго съезда комсомола 19 мая 1922 года. В соответствии с Положением о Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина 1967 года это была «массовая самодеятельная коммунистическая организация детей и подростков Советского Союза, смена и резерв ВЛКСМ». Ее истоки лежали в российском скаутском движении.
В начале существования пионерии можно выделить «метод длительной игры» как основной принцип ее работы, однако он был подвергнут критике, так как не соответствовал задачам организации, а именно приобщению ребенка к общественной жизни, поэтому далее был сделан акцент на систематическую общественно-полезную работу с использованием «живых» элементов (игры, исследовательской работы и пр.), привлечения детей к труду на общую пользу [4, с. 148]. В годы Великой Отечественной войны возникло «тимуровское движение» как своеобразный прообраз неформальных объединений подростков, оказывавший помощь семьям военнослужащих Красной Армии и одинокими людям. Массовый централизованный характер пионерия приобрела в 50-60-е гг. XX века, проходили общесоюзные смотры, общественно-трудовые кампании, связанные с реализацией партийных установок. Одновременно велась работа с детьми на гуманистической основе (например, «Коммунарская методика» И. П. Иванова). 1970-1980-е годы характе-ризируются показательными всесоюзными военизированными играми («Зарница», «Орленок»), маршами («Моя Родина - СССР», «Мир и солидарность»), представлявшими из себя рапорты и отчеты партии. Попытки реформирования всесоюзной детской организации в этот период не дали результатов.
В 90-е годы XX века пионерия была ликвидирована, ее правопреемником стал Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций (СПО-ФДО), в которую вошли пионерские и новые объединения (существует и в настоящее время, председатель - А. В. Волохов).
В новой России появились сотни детских общественных объединений, происходило их становление и развитие. Этот период развития детского движения характеризуется отсутствием государственной политики в отношении детства и молодежи, системы подготовки педагогических кадров для работы с детьми в детских организациях, финансирования, а также многочисленностью самих организаций при малочисленности их участников. При этом можно отметить атмосферу творчества и усиление социальной роли школы и внешкольных учреждений в воспитании подрастающего поколения за счет отсутствия централизованных детских партийных установок.
На новом этапе развития детских и молодежных организаций можно обозначить появление в 1991 г. Ассоциации учащейся молодежи «Содружество» (существует в настоящее
время, председатель - Т. Н. Пуговкина), которая объединила организации старшеклассников и юношеские организации «в интересах защиты прав и реализации интересов юношества, развития личности, ее гражданского становления». Чуть позже «Содружество» присоединилось к Российскому союзу молодежи (далее - РСМ), объединившему учащуюся молодежь и студенчество. Был создан Национальный Совет молодежных объединений России с целью координации деятельности молодежных и детских организаций России для защиты и реализации интересов и прав молодежи и детей. В целом можно сказать, что все существовавшие на тот момент детские и молодежные организации выбрали курс на социально направленную деятельность и предлагали достаточно интересные формы работы для детей, однако количество таких организаций было велико, а численность участников в каждой из них была малозначительной. При этом около 10-13 % молодежи (по исследованию Л. Захарова и А. Боброва) считали себя участниками неформальных объединений - это было активное меньшинство, которое добивалось высоких результатов, в том числе и политических.
Важным моментом в истории развития детских общественных объединений стало появление Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», который предъявил определенные требования к детским и молодежным организациям. При этом надо заметить, что, по мнению В. А. Сластенина, «воспитательным средством детское движение становится при особых условиях, способах его организации, позволяющих положительно влиять на ребенка усилиями самих детей, их сообществ, мягко управлять его развитием как личности, дополняя школу, внешкольные учреждения, семью. Одно из условий - педагогически организованная, социально и личностно значимая деятельность детского общественного объединения» [ 21]. Воспитание подрастающего поколения обеспечивается при этом не только отдельным образовательным учреждением, а сетью учреждений социальной сферы. «Детское общественное объединение положительной социальной направленности - структура открытая, демократичная, не является структурой школы, учреждения дополнительного образования, но может создаваться и действовать на базе учреждений при непосредственной кадровой, финансовой и материально-технической поддержке» [21, с. 138].
В начале XXI века по всей России появилось множество схожих по названию организаций: СПО-ФДО, ФДО «Юная Россия», Пионерское Содружество, Московская городская пионерская организация, Национальная организация скаутского движения России, Организация юных разведчиков (скаутов), Русский союз скаутов, Федерация скаутов России, региональные муниципальные и локальные объединения и др. Они заложили основу для появления новой единой организации, необходимость в создании которой уже давно назрела. На федеральном уровне были проведены мониторинги с целью выявления позиций детей, родителей и педагогов по этому вопросу, и в 2015 г. государство пришло к необходимости создания единого движения школьников. Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 536 в России было создано «Российское движение школьников» (председатель - С. Рязанский). Своими целями движение объявило «содействие в совершенствовании государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей, создание условий для самопознания, саморазвития и самореализации, становление гражданской позиции путем коллективного взаимодействия на благо России, формирование социальной активности детей и молодежи за счет развития умений принимать осознанно жизненно-важные решения» [23].
Основными направлениями своей деятельности РДШ определило «личностное развитие (все виды творчества, популяризацию здорового образа жизни, профессиональную ориентацию школьников и популяризацию профессий, развитие ученического самоуправления),
гражданскую активность (краеведение и музейную деятельность, экоотряды, поисковую работу, волонтерские движения), военно-патриотическое направление (военно-патриотические клубы, детские организации ДОСААФ и «Юнармии») и информационно-медийное направление (школьные и детские газеты, радио, телевидение, сайты, социальные сети и мобильные приложения, пресс-центры, медиацентры, медиаточки)» [22, с. 426].
Период с 2015 года по настоящее время характеризуется развитием государственной политики в области молодежного и детского движения. В целом «Российское движение школьников» - это государственно-общественный феномен, направленный на социализацию подрастающего поколения, развитие самостоятельной личности ребенка, формирование его позитивного мировоззрения и ориентации на личностный рост. РДШ явилось каркасом для разработки единой воспитательной системы страны, учитывающей желания и интересы обучающихся, их родителей, учителей, школы и государства. Совместно с руководством РДШ происходило обсуждение Примерной программы воспитания в общеобразовательных школах, были заложены предпосылки для создания единой воспитательной среды страны и внесения изменений в законодательные акты РФ (в т. ч. Закон «Об образовании в Российской Федерации»), мероприятия движения вошли в программу «Десятилетия детства».
Параллельно шло развитие таких детских организаций, как «Юнармия» (начальник Главного штаба - Н. Нагорный), «Большая перемена» (председатель наблюдательного совета - С. Кириенко), «Ассоциация волонтерских центров» (председатель - А. Метелев), «Кружковое движение» (председатель наблюдательного совета - Д. Песков) и др. Несмотря на идею создания единой организации для детей и молодежи, каковой предусматривалось «Российское движение школьников», этого не получилось - движение охватило лишь ребят от 8 до 17 лет, название организации ограничивало участие в своей деятельности студентов СПО, движение не смогло объединить в себе другие детские организации.
В 2022 году на смену РДШ пришла новая организация - РДДМ «Движение первых» (председатель - Г. Гуров), целями которой, в частности, значатся «содействие проведению государственной политики в интересах детей и молодежи, участие в воспитании детей, их профессиональной ориентации, организации досуга детей, создание возможностей для их всестороннего развития и самореализации, подготовка детей и молодежи к полноценной жизни в обществе» [24, с. 5]. Основными задачами движения выступают «качественное образование, участие в культурной жизни, волонтерство, сохранение исторической памяти, здоровый образ жизни, развитие экологических проектов, охрана природы, развитие туризма по России». РДДМ «Движение первых» объединило молодежные и детские организации страны, в том числе «Юнармию», «Большую перемену», «Российское движение школьников».
Впервые в современной России появился закон не просто о детских общественных объединениях, а о конкретной организации, - Федеральный закон № 261-ФЗ от 14.07.2022 г. «О Российском движении детей и молодежи».
РДДМ «Движение первых» работает по 12 основным направлениям: образование, наука, труд, культура, волонтерство, патриотизм и историческая память, а также спорт, медиа, дипломатия, туризм, экология, здоровый образ жизни [9, с. 204].
Принимают в организацию с 6 лет, находиться в ней можно до окончания школы или колледжа, а также можно и позднее быть ее членом в качестве наставника. В настоящее время к РДДМ «Движение первых» присоединились все 89 регионов России, во всех субъектах РФ созданы региональные советы, формируются местные отделения, первичные отделения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях среднего профессионального и дополнительного образования, в некоммерческих организациях.
Если сравнивать три организации - пионерию, РДШ и РДДМ «Движение первых», то можно найти много общего в их структуре и принципах построения (добровольность, равноправие, открытость). По мнению педагогов-практиков (совещание кураторов РДДМ «Движение первых» Ивановской области, июнь 2023 г.), схожесть пионерии и РДДМ «Движение первых» - в технологии построения организаций, при этом отмечаются разные их задачи, ценностные и идеологические основы.
Основные отличия вышеназванных трех организаций (по регламентирующим документам, категории участников, предмету деятельности) отражены в сравнительной таблице:
Название Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи «Движение первых»
Регламентирующие документы Положение о Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина (утверждено Бюро ЦК ВЛКСМ от 17 марта 1967 года) Указ Президента РФ от 29 октября 2015 г. № 536, Устав Устав, Федеральный закон № 261-ФЗ от 14.07.2022
Участники 10-15 лет 8-18 лет 6-18 лет, участники-наставники -старше 18 лет
Предмет деятельности Коммунистическое воспитание пионеров Содействие государственным институтам российского общества в разработке и реализации государственной политики в области воспитания Содействие всестороннему развитию детей и молодежи в соответствии с целями движения
Таким образом, можно определить плюсы современного детского движения - это отстраненность от политических направлений работы, единое руководство со стороны государства, общественно-государственный характер движения, определяющий гарантии участия общественных институтов в работе движения; добровольность участия, широкие возможности для разностороннего развития детей и молодежи, обширный охват аудитории за счет возрастных рамок (в том числе участие совершеннолетних наставников), наличие федерального законодательства, обеспечивающего гарантии качества работы движения. Из минусов РДДМ «Движение первых» участники пока обозначают только сложность регистрации на платформе движения, что усложняет участие в деятельности движения и организуемых им конкурсах и проектах.
Выводы.
1. Детские общественные объединения - это организации, созданные для развития детей и подростков, а также для формирования у них патриотических чувств и гражданской ответственности. Их история становления и развития начинается еще со времен Советского Союза. Первым детским общественным объединением была Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина, созданная в 1922 году.
2. С 2015 года государство вновь предприняло усилия по созданию единой детской общественной организации - появилось «Российское движение школьников», однако оно охватило лишь обучающихся школ от 8 до 18 лет. В 2022 году появилась новая организация - Российское движение детей и молодежи «Движение первых», которое объединило ребят от 6 до 18 лет, а также и старшее поколение в качестве наставников. При этом ни РДШ, ни РДДМ «Движение первых» не имеют политической основы.
3. Работа с молодежью в современной России остается приоритетным направлением государственной политики, поэтому неудивительно, что государство уделяет этому очень
много внимания. Обладая большой энергией и стремлением к познанию, молодые люди нуждаются в точках применения своих сил и источниках получения качественной информации об окружающих их событиях и явлениях. Со своей стороны государство должно предоставить эту возможность для того, чтобы гибкое и еще только формирующееся сознание молодого человека получало позитивные мировоззренческие и смысловые конструкции.
4. Существование сегодня такого молодежного сообщества, как РДДМ «Движение первых», вобравшее в себя и актуализировавшее лучшие отечественные исторические практики в образовательном, воспитательном и даже развлекательном направлениях, является гарантом будущего развития страны.
5. Раньше (и такой подход характерен не только для нашей страны) работа с молодыми гражданами разных возрастов могла во многом сводиться к детскому саду, школе, колледжу или высшему учебному заведению (в годы реорганизации пионерии по школьному принципу, в период разрозненности детских объединений, появлявшихся в конкретных учебных заведениях), где дети и молодые люди фактически находятся под присмотром взрослых людей и таким образом их поведение модерируется. При возможности родители могли обеспечить детям регулярные посещения спортивных секций. В остальное время молодые люди были предоставлены сами себе и зачастую не совсем понимали, чем себя занять, куда направить свою энергию и где развивать свои таланты, к кому обращаться.
6. Сейчас дело обстоит совершенно иначе, воспитание вышло за пределы образовательных организаций и семьи: существует большое количество конкурсов («Лига вожатых», «Добро не уходит на каникулы»), проектов («Россия - страна возможностей», «Билет в будущее»), форумов («Большая перемена», «Территория смыслов»), имеется огромная сеть волонтерских проектов («Волонтеры Победы», «Волонтеры медики», «Эколята») и т. д. По данным нашего исследования охват различными проектами обучающихся общеобразовательных школ г. Иваново составляет 87 % (данные на 2022 г.); по состоянию на август 2023 г. 36 % обучающихся школ и 27 % студентов СПО стали членами новой организации РДДМ «Движение первых».
7. За последние два года значительно усилилась воспитательная работа в образовательных учреждениях: ее начали модернизировать, переосмыслять, насыщать новым содержанием. Таким образом, мы видим динамичную эволюцию работы с молодежью как комплексного направления жизнедеятельности государства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алиева Л. В., Беляев Г. Ю., Круглое В. В. Специфика методики воспитания в деятельности детского общественного объединения // Сборник научных трудов межд. науч.-практ. конф. «Образовательное пространство в информационную эпоху» (05-06 июня 2018 г.) / под ред. С. В. Ивановой. - М., 2018. - С. 765-773.
2. Алиева Л. В. Становление и развитие отечественного детского движения как субъекта воспитательного пространства : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. - М., 2002. - 322 с.
3. Байбородова Л. В. Педагогические основы социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся : дис. ... д-ра пед. паук : 13.00.01. - М., 1994. - 431 с.
4. Богуславский М. В. Детское движение в России: между прошлым и будущим. - Тверь : Научная книга, 2007. - 112 с.
5. Газман О. С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. - М. : МИРОС, 2002. - 296 с.
6. Гарифуллин Б. А. Детские и молодежные общественные объединения на территории Российской Федерации // Вестник науки. - 2023. - Т. 3, № 6(63). - С. 200-206.
7. Гордин И. Г., Лебединский В. В. Пионерская организация в условиях победы и упрочения социализма (1933-1941 гг.). - М. : ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1973. - 54 с.
8. Гордин И. Г. Проблемы истории пионерской организации в современной педагогической литературе (историографические очерки). - М. : Просвещение, 1982. - 176 с.
9. Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания. Книга для учителя. - М. : Просвещение, 1990. -
144 с.
10. Коноплев Н. А. Очерки педагогики о детском движении. - М. : Молодая гвардия, 1930. - 328 с.
11. Коршунова О. С. Ассоциация исследователей детского движения: истоки изучения проблемы определения места и роли детских общественных объединений в политической социализации подростков (начало 90-х гг. XX в.) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2011. - Т. 17, № 2. - С. 203-206.
12. Крупская Н. К. О коммунистическом воспитании школьников. - М. : Просвещение, 1987 - 256 с.
13. Кудинов В. А. Детское и молодежное движение в России в XX веке. - Кострома : Костромской гос. ун-т, 2000. - 145 с.
14. Литвак Р. А. Мотивация и профессиональные навыки // Социокинетика: лидерство в детском движении / под ред. Т. В. Трухачевой, А. Г. Кирпичника. - М. : Генезис, 2004. - С. 243-248.
15. Макаренко А. С. Воспитание детей в семье и школе. - Чкалов : Чкаловское изд-во, 1941. - 156 с.
16. Невская С. В. Теоретико-методологические характеристики обучения с позиции системного анализа. - Владимир, 2004. - 388 с.
17. Новикова Л. И. Смена парадигм воспитания - назревшая проблема педагогики // Известия РАО. -1999. - № 2. - С. 23-29.
18. Новикова В. В. Детское общественное объединение как социальный и педагогический феномен // Заметки ученого. - 2022. - № 7. - С. 137-140.
19. Письмо Минпросвещения России от 18.07.2022 г. № АБ-1951/06 «Об актуализации примерной рабочей программы воспитания» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-18072022-n-ab-195106-ob-aktualizatsii/ (дата обращения: 01.07.2023).
20. Ситнова А. А. Организационно-педагогические условия формирования ценностных ориентаций учащихся в рамках деятельности «Российского движения школьников» // Школа будущего. - 2018. - № 1. -С. 142-150. - EDN XRAHGX
21. Сластенин В. А. и др. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сласте-нин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 576 с.
22. Степихова В. А. Социальные и ценностные основы деятельности детских общественных объединений // Материалы VIII Международной научно-практической конференции «Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности», посвященной 25-летию кафедры воспитания и социализации РГПУ им. А. И. Герцена (08-10 октября 2018 г.) / отв. ред. : Е. И. Бражник, С. В. Кривых, Н. Н. Суртаева. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. - С. 423-428.
23. Указ Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников"» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.kremlin.ru/acts/bank/40137 (дата обращения: 01.07.2023).
24. Устав Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых», Москва - 2022 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://будьвдвижении.рф/documents (дата обращения: 01.07.2023).
25. Фельдштейн Д. И. Психология взросления. - М. : Моск. псих-соц. институт ; Флинта, 2004. - 622 с.
26. Щуркова Н. Е. Практикум по педагогическим технологиям. - М. : Педагогическое общество России, 1998. - 250 с.
Статья поступила в редакцию 03.07.2023 REFERENCES
1. Alieva L. V., Belyaev G. Yu., Kruglov V. V. Specifika metodiki vospitaniya v deyatel'nosti detskogo obshchestvennogo ob"edineniya // Sbornik nauchnyh trudov mezhd. nauch.-prakt. konf. «Obrazovatel'noe pros-transtvo v informacionnuyu epohu» (05-06 iyunya 2018 g.) / pod red. S. V. Ivanovoj. - M., 2018. - S. 765-773.
2. Alieva L. V. Stanovlenie i razvitie otechestvennogo detskogo dvizheniya kak sub"ekta vospitatel'nogo prostranstva : dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.01. - M., 2002. - 322 s.
3. Bajborodova L. V. Pedagogicheskie osnovy social'nogo vzaimodejstviya v raznovozrastnyh gruppah uchashchihsya : dis. ... d-ra ped. pauk : 13.00.01. - M., 1994. - 431 s.
4. Boguslavskij M. V. Detskoe dvizhenie v Rossii: mezhdu proshlym i budushchim. - Tver' : Nauchnaya kniga, 2007. - 112 s.
5. Gazman O. S. Neklassicheskoe vospitanie: ot avtoritarnoj pedagogiki k pedagogike svobody. - M. : MIROS, 2002. - 296 s.
6. Garifullin B. A. Detskie i molodezhnye obshchestvennye ob"edineniya na territorii Rossijskoj Federacii // Vestnik nauki. - 2023. - T. 3, № 6(63). - S. 200-206.
7. Gordin I. G., Lebedinskij V. V. Pionerskaya organizaciya v usloviyah pobedy i uprocheniya socializma (1933-1941 gg.). - M. : VKSh pri CK VLKSM, 1973. - 54 s.
8. Gordin I. G. Problemy istorii pionerskoj organizacii v sovremennoj pedagogicheskoj literature (istorio-graficheskie ocherki). - M. : Prosveshchenie, 1982. - 176 s.
9. Ivanov I. P. Metodika kommunarskogo vospitaniya. Kniga dlya uchitelya. - M. : Prosveshchenie, 1990. - 144 s.
10. Konoplev N. A. Ocherki pedagogiki o detskom dvizhenii. - M. : Molodaya gvardiya, 1930. - 328 s.
11. Korshunova O. S. Associaciya issledovatelej detskogo dvizheniya: istoki izucheniya problemy opredeleniya mesta i roli detskih obshchestvennyh ob"edinenij v politicheskoj socializacii podrostkov (nachalo 90-h gg. XX v.) // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. - 2011. -T. 17, № 2. - S. 203-206.
12. Krupskaya N. K. O kommunisticheskom vospitanii shkol'nikov. - M. : Prosveshchenie, 1987 - 256 s.
13. Kudinov V. A. Detskoe i molodezhnoe dvizhenie v Rossii v XX veke. - Kostroma : Kostromskoj gos. un-t, 2000. - 145 s.
14. Litvak R. A. Motivaciya i professional'nye navyki // Sociokinetika: liderstvo v detskom dvizhenii / pod red. T. V. Truhachevoj, A. G. Kirpichnika. - M. : Genezis, 2004. - S. 243-248.
15. Makarenko A. S. Vospitanie detej v sem'e i shkole. - Chkalov : Chkalovskoe izd-vo, 1941. - 156 s.
16. Nevskaya S. V. Teoretiko-metodologicheskie harakteristiki obucheniya s pozicii sistemnogo analiza. -Vladimir, 2004. - 388 s.
17. Novikova L. I. Smena paradigm vospitaniya - nazrevshaya problema pedagogiki // Izvestiya RAO. -1999. - № 2. - S. 23-29.
18. Novikova V. V. Detskoe obshchestvennoe ob"edinenie kak social'nyj i pedagogicheskij fenomen // Za-metki uchenogo. - 2022. - № 7. - S. 137-140.
19. Pis'mo Minprosveshcheniya Rossii ot 18.07.2022 g. № AB-1951/06 «Ob aktualizacii primernoj rabochej programmy vospitaniya» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-18072022-n-ab-195106-ob-aktualizatsii/ (data obrashcheniya: 01.07.2023).
20. Sitnova A. A. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya cennostnyh orientacij uchashchihsya v ramkah deyatel'nosti «Rossijskogo dvizheniya shkol'nikov» // Shkola budushchego. - 2018. - № 1. - S. 142-150. -EDN XRAHGX
21. Slastenin V. A. i dr. Pedagogika : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / V. A. Sla-stenin, I. F. Isaev, E. N. Shiyanov ; pod red. V. A. Slastenina. - M. : Izdatel'skij centr «Akademiya», 2013. - 576 s.
22. Stepihova V. A. Social'nye i cennostnye osnovy deyatel'nosti detskih obshchestvennyh ob"edinenij // Materialy VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Social'noe vzaimodejstvie v razlichnyh sferah zhiznedeyatel'nosti», posvyashchennoj 25-letiyu kafedry vospitaniya i socializacii RGPU im. A. I. Gercena (08-10 oktyabrya 2018 g.) / otv. red. : E. I. Brazhnik, S. V. Krivyh, N. N. Surtaeva. - SPb. : RGPU im. A. I. Gercena, 2018. - S. 423-428.
23. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 29 oktyabrya 2015 g. № 536 «O sozdanii Obshcherossijskoj ob-shchestvenno-gosudarstvennoj detsko-yunosheskoj organizacii "Rossijskoe dvizhenie shkol'nikov"» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.kremlin.ru/acts/bank/40137 (data obrashcheniya: 01.07.2023).
24. Ustav Obshcherossijskogo obshchestvenno-gosudarstvennogo dvizheniya detej i molodezhi «Dvizhenie pervyh», Moskva - 2022 g. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : https://budVdvizhenii.rf/documents (data obrashcheniya: 01.07.2023).
25. Fel'dshtejn D. I. Psihologiya vzrosleniya. - M. : Mosk. psih-soc. institut ; Flinta, 2004. - 622 s.
26. Shchurkova N. E. Praktikum po pedagogicheskim tekhnologiyam. - M. : Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 1998. - 250 s.
The article was contributed on July 3, 2023 Сведения об авторе
Ситнова Анастасия Андреевна - главный экотерт отдела реализации проектов и программ в сфере патриотического воспитания граждан ФГБУ «Российский детско -юношеский центр», г. Москва, Россия; соискатель Шуйского филиала Ивановского государственного университета, г. Шуя, Россия, https://orcid.org/0009-0008-3264-4130, [email protected]
Author Information
Sitnova, Anastasia Andreevna - Chief Expert at the Department for Implementing Projects and Programs in Patriotic Education of Citizens, Russian Children and Youth Center; Applicant, Shuya Branch of Ivanovo State University, Shuya, Russia, https://orcid.org/0009-0008-3264-4130, [email protected]