Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)'

ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
31
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ/ДВИЖЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ / ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Охлопков Геннадий Иванович

В статье дано описание этапов становления и развития современного детского движения Республики Саха (Якутия), представлен подробный анализ механизмов создания организационно-педагогических условий для успешного функционирования детских общественных объединений, показан опыт региона по проектированию системы социально-педагогической поддержки деятельности детских общественных объединений, также дается обоснование эффективности общественно-государственной модели развития детского движения. В статье проводится анализ созданной в республике инфраструктуры для развития детского движения в новом формате, выступающей механизмом реализации идеи особой заботы государства о подрастающем поколении. Официальные документы, в том числе нормативно-правовые акты, разработанные и предложенные детскими общественными объединениями, поддержанные и принятые органами государственной власти Якутии, имеют большое значение и для педагогической науки, и для практической деятельности образовательных организаций, учреждений дополнительного образования, органов управления образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Охлопков Геннадий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND STATE MODEL OF DEVELOPMENT CHILDREN'S MOVEMENT: THE EXPERIENCE OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

The article describes the stages of the formation and development of the modern children's movement in the Republic of Sakha (Yakutia). It provides a detailed analysis of the mechanisms for making organizational and pedagogical conditions for the successful functioning of children's public associations and shows the experience of our region in designing a system of social and pedagogical support for the activities of children's public associations. It also gives substantiation of the effectiveness of the public-state model of the development of the children's movement. The novelty of the research is due to the fact that a stable infrastructure has been designed in the republic for the development of new format children's movement which serves as a mechanism for implementing the idea of the state's special care for the young generation. Official documents, including regulations, developed and proposed by children's public associations, supported and adopted by the state authorities of Yakutia are of great importance both for pedagogical science and for the practical activities of educational organizations, institutions of additional education and educational authorities.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»

УДК 379.8

Охлопков Геннадий Иванович

аспирант ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»; председатель Союза детских общественных объединений Республики Саха (Якутия); руководитель Ресурсного центра молодежных и детских общественных объединений Республики Саха (Якутия); исполнительный директор Консультативно-методической платформы образования «Среда роста»

ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Аннотация:

В статье дано описание этапов становления и развития современного детского движения Республики Саха (Якутия), представлен подробный анализ механизмов создания организационно-педагогических условий для успешного функционирования детских общественных объединений, показан опыт региона по проектированию системы социально-педагогической поддержки деятельности детских общественных объединений, также дается обоснование эффективности общественно-государственной модели развития детского движения. В статье проводится анализ созданной в республике инфраструктуры для развития детского движения в новом формате, выступающей механизмом реализации идеи особой заботы государства о подрастающем поколении. Официальные документы, в том числе нормативно-правовые акты, разработанные и предложенные детскими общественными объединениями, поддержанные и принятые органами государственной власти Якутии, имеют большое значение и для педагогической науки, и для практической деятельности образовательных

организаций, учреждений дополнительного образования, органов управления образованием.

Ключевые слова: детское общественное объединение/движение, социализация личности, взаимодействие социальных институтов, общественно-государственная модель, молодежная политика, общественная деятельность, воспитание подрастающего поколения, государственная поддержка.

Okhlopkov Gennadii Ivanovich

postgraduate student of Perm State Humanitarian and Pedagogical University, Perm, Russia; chairman of the Union of Children's Public Associations of the Republic of Sakha (Yakutia); head of the Resource center for Youth and Children's Public Associations of the Republic of Sakha (Yakutia); executive director of the Consultative and Methodological Education Platform «Environment of Growth»

SOCIAL AND STATE MODEL OF DEVELOPMENT CHILDREN'S MOVEMENT: THE EXPERIENCE OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Summary:

The article describes the stages of the formation and development of the modern children's movement in the Republic of Sakha (Yakutia). It provides a detailed analysis of the mechanisms for making organizational and pedagogical conditions for the successful functioning of children's public associations and shows the experience of our region in designing a system of social and pedagogical support for the activities of children's public associations. It also gives substantiation of the effectiveness of the public-state model of the development of the children's movement. The novelty of the research is due to the fact that a stable infrastructure

has been designed in the republic for the development of new format children's movement which serves as a mechanism for implementing the idea of the state's special care for the young generation. Official documents, including regulations, developed and proposed by children's public associations, supported and adopted by the state authorities of Yakutia are of great importance both for pedagogical science andfor the practical activities of educational organizations, institutions of additional education and educational authorities.

Keywords:

children's public association / movement, socialization of the individual, interaction of social institutions, social and state model, youth policy, social activities, education of the younger generation, state support.

Общественно-государственная модель - эффективный метод и оптимальный механизм, обеспечивающие принятие управленческих решений для выполнения поставленных задач или разрешения проблемной ситуации. На наш взгляд, модельный подход является наиболее перспективным и дает новые возможности для развития детского движения как особого социального института воспитания подрастающего поколения.

Интегрированная модель определяет ответственность структур государственной власти: от органов местного самоуправления до федерального уровня, в частности создания благоприятных условий для развития детских сообществ и поддержки социальных инициатив детей, обеспечивая взаимовыгодное сотрудничество всех институтов воспитания и самих детей, детских общественных объединений на основе стратегий развития и долгосрочных планов.

При внедрении этой модели важно соблюдать баланс государственных механизмов и целостность (самостоятельное функционирование и развитие) детских общественных объединений. Статья 3 Федерального закона от 28 июня

1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» определяет, что государство должно принимать меры государственной поддержки детских общественных объединений, которые не могут быть использованы против законных интересов этих объединений, а также в целях изменения характера их деятельности.

Теоретический анализ взаимодействия государственных структур и детских общественных объединений, его особенностей в социальной действительности и образовательном пространстве был представлен в научных исследованиях отечественных ученых: Е.Е. Чепурных, Е.Л. Родионовой, А.Г. Кирпичник, Т.В. Трухачевой, Р.А. Литвак, А.В. Волохова, И.И. Фришман, М.Р. Мирошкиной, Е.В. Евладовой, С.В. Тетерского, Н.А. Гусевой, Г.В. Гринчук. На основе изученного материала можно сделать вывод о том, что «взаимодействие» представляет с собой педагогическое явление, обеспечивающее создание специальных условий для совместной деятельности участников детского движения и представителей государственных структур-партнеров [1-9].

Вопросы создания условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности, в том числе поддержки детских общественных объединений отражены в актуальных федеральных документах: Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г., Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.», Основах государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г.

Как пишут исследователи И.В. Вагнер и И.И. Фришман, анализ состояния современных детских общественных объединений в регионах России показывает, что сегодня необходим системный подход к вопросам поддержи детских общественных объединений, основанный на принципах взаимного доверия, солидарности и партнерских отношений [10].

После распада союзного государства детские/пионерские организации выпали из поля государственных приоритетов, пережив этап переформатирования. Процесс был болезненным: в новой России не были

приняты документы, регламентирующие систему подготовки профессиональных кадров по работе с детьми, места базирования детских общественных объединений и вопросы организации и финансировании их мероприятий.

Регионы РФ и страны СНГ начали искать пути сохранения многолетней истории, продолжения добрых традиций и славных дел пионерской организации.

В данной статье обобщаются итоги исследования механизмов поддержки детских общественных объединений с 1992 по 2020 гг. и выделяются три периода, где подробно рассматриваются меры, принятые главой Республики Саха (Якутия) (РС(Я)) и Правительством РС(Я) в виде нормативных правовых актов, совместных действий органов государственной власти и детских общественных объединений, определивших стратегию развития детского движения республики на современный период [11-16]. На основе опыта республики отслеживаются этапы формирования и развития общественно-государственной модели.

Первый этап: 1990-е гг. - период новых возможностей для функционирования и роста детских общественных объединений, основанных на стратегии вариативно-программного подхода

В Якутии 5 декабря 1992 г. решением слета Якутской областной пионерской организации был создан Союз детских общественных объединений РС(Я) (председатель - Н.А. Барашкова) (СДОО РС(Я)), а на местах благодаря энтузиастам проводилась большая работа по формированию детских общественных объединений широкого профиля. Начался поиск идей, программного материала для объединения детей республики по их интересам.

В этом же году была успешно защищена и принята на коллегии Министерства образования РС(Я) Программа развития личности ребенка путем приобщения его к родной культуре «Эркээйи», инициированная СДОО РС(Я) и разработанная авторским коллективом под научным руководством доктора психологических наук, профессора А.П. Оконешниковой. Эта программа,

направленная на использование воспитательного потенциала народной педагогики, национальной культуры, морально -этических, духовно-нравственных ценностей для преодоления духовного и морального кризиса, была успешно включена в реализацию Концепции обновления национальных школ РС(Я), принятой Правительством РС(Я) в 1990 г.

В 1995 году усилиями Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций» и по инициативе председателя подкомитета по делам детей и молодежи Государственной думы Федерального собрания РФ первого созыва Е.Е. Чепурных были приняты два федеральных закона: «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ, «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ.

Базовые федеральные законы стали опорой для создания на региональном уровне основополагающих документов, сделавших детское общественное движение Якутии приоритетным направлением социальной политики республики. Так, первым шагом стало принятие Постановления правительства «О государственной поддержке детских общественных объединений РС(Я)» от 24 августа 1995 г. № 384, создавшее возможность поддержки из государственного бюджета РС(Я) общественных инициатив, направленных на развитие детского движения.

Ключевым моментом в развитии детского движения стало принятие Постановления Правительства от 28 ноября 1995 г. № 517 «О дополнении к Постановлению Правительства РС(Я) от 24 августа 1995 г. № 384 «О государственной поддержке детских общественных объединений РС(Я)», определившего структуру и штатное расписание аппарата Союза детских общественных объединений РС(Я) в количестве 11 единиц и утвердившего программу «Эркээйи» в качестве республиканской базовой программы воспитания и развития ребенка. В целях реализации программного документа было обеспечено прямое финансирование деятельности СДОО РС(Я) из

бюджета субъекта на основании долгосрочного договора между Министерством образования РС(Я), Министерством по делам молодежи, туризма, физкультуры и спорта РС(Я), Комитетом по проблемам семьи, женщин и демографической политике при Президенте РС (Я), Союзом детских общественных объединений РС(Я) и Международным центром по исследованию проблем национальных школ коренных народов.

В ходе реализации программы «Эркээйи» появились новые детские общественные объединения «Кэскил» («Будущее») и «Кэнчээри» («Росток»), которые акцентировали внимание на развитии каждого ребенка, раскрытии его природных способностей и таланта, а также способствовали изучению родного языка, истории, культуры, традиций своего народа. На основе этого воспитывалось уважение к другим нациям и народам, культивировалось стремление быть полезным и достойным гражданином своей республики, страны. Названные детские общественные объединения входили в качестве ассоциативных членов в СДОО РС(Я).

Этот этап стал началом возрождения и динамичного развития современного детского движения в РС(Я).

Второй этап: 2000-е гг. - период расширения деятельности детских общественных объединений, создание конкурентной среды для поддержки лучших инициатив детей и молодежи

Как отмечают исследователи И.В. Вагнер и И.И. Фришман, интерес к разработке региональных программ поддержки детских общественных объединения возрос, начиная с 2001 г., когда на коллегии Министерства образования РФ были приняты первые рекомендации «О взаимодействии органов управления образованием и детских общественных объединений» (решение коллегии от 29 мая 2001 г. № 11/1, Приказ от 18 июня 2001 г. № 2419). Министерством был создан Координационный совет по вопросам взаимодействия с молодежными и детскими общественными объединениями (Приказ от 8 июня 2001 г. № 2334). Указанные ведомственные акты стали предметом обеспечения взаимодействия руководителей исполнительной власти

в сфере образования и воспитания с представителями детских общественных объединений [10].

Время диктовало изменения в бюджетном законодательстве РФ и РС(Я). Это стало основой для принятия нового Постановления «О мерах по государственной поддержке деятельности молодежных и детских общественных объединений в РС(Я)» от 21 марта 2002 г. № 132, которым введена форма государственной поддержки социальных проектов общественных объединений путем проведения конкурсных процедур.

Министерством по молодежной политике РС(Я) с участием СДОО РС(Я) был разработан Порядок отбора получателей и предоставления субсидий из государственного бюджета РС(Я) на реализацию проектов республиканских детских общественных объединений (утвержден Постановлением Правительства РС(Я) от 06 февраля 2008 г. № 46). Исходя из положений новой методики предоставления финансовой поддержки СДОО РС(Я) стал одним из участников на получение государственной субсидии, направленной на реализацию проектов по развитию социальной активности подрастающего поколения. Также по предложению СДОО РС(Я) Министерством образования РС(Я) были учреждены гранты президента РС(Я) детским общественным объединениям» (Указ от 30 июня 2008 г. № 1000), которые имели право получать местные (районные, городские) детские общественные объединения, зарегистрированные на территориальном органе Министерства юстиции РФ.

СДОО РС(Я) (председатель - А.Д. Васильев) как объединяющая и связующая структура между властью и детским сообществом взял ответственность за организацию семинаров и курсов повышения квалификации по вопросам государственной регистрации детских общественных объединений в форме социально ориентированных некоммерческих организаций, составления грантовых заявок, ведения бухгалтерских отчетностей, разработки и реализации социальных проектов.

Как показал анализ ситуации развития детского движения РС(Я), на втором этапе появились серьезные затруднения по росту количества

зарегистрированных детских общественных объединений, что привело к снижению доли организаций, пользующихся государственной поддержкой. Основной причиной стало увеличение дополнительной нагрузки руководителей детских общественных объединений по ведению юридических лиц, проводящих работу в большинстве случаев на общественных началах, а также низкое качество подаваемых заявок и неконкурентоспособность социальных проектов детских сообществ по сравнению с другими социально ориентированными некоммерческими организациями.

Третий этап: 2010-е гг. - период объединения усилий государства и общества, создание единой платформы для обеспечения прорывного роста детских общественных объединений

По предложению председателя Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций» А.В. Волохова в 2009 г. в Совете Федерации РФ состоялось обсуждение перспектив развития детского движения России, а в 2012 г. впервые состоялись парламентские слушания в Государственной Думе РФ с участием представителей детских общественных объединений России. На заседаниях Общественной палаты РФ неоднократно рассматривались предложения о разработки механизмов общественно-государственного взаимодействия в интересах детей [17; 18].

«Этот опыт свидетельствует о позитивных тенденциях в разработке механизмов в социально-педагогической поддержке деятельности детских общественных объединений. Также актуализировалась проблема научно-практического обоснования приоритетных направлений деятельности детских общественных объединений исходя из динамики общественных процессов», -считает исследователь И.И. Фришман [5, с. 3; 10, с. 78; 19, с. 2].

Озвученные и предложенные идеи о возможных путях развития и оказания поддержки деятельности детских сообществ обсуждались и на уровне субъектов России. В нашей республике при прямом участии СДОО РС(Я) (председатель -Г.И. Охлопков) был проведен ребрендинг детского общественного движения.

Президент РС(Я) Е.А. Борисов в 2013 г. внес инициативу о создании обновленного масштабного детского движения республики. В послании к Государственному Собранию (Ил Тумэн) РС(Я) президент отметил, что государство всегда будет поддерживать детское движение во всем, чтобы оно развернулось и, сохраняя свою самостоятельность, отвечало главному требованию времени - воспитывало достойного, сильного духом, образованного гражданина XXI века, патриота своей страны и республики [11].

На территории РС(Я) процесс формирования современных подходов к деятельности детского движения начался с поиска инновационных механизмов развития. Если в начале при обсуждении этой проблемы в дискуссии практиков говорилось только об общественных инициативах, то после постановки задачи главой РС(Я) появилась возможность выстраивать нормативно -правовое поле, межведомственные связи, структуру взаимодействия всех субъектов воспитания. Таким образом, детские общественные объединения получили возможность работать более качественно и результативно. Единство намерений определило функции детей и взрослых.

Рабочей группой СДОО РС(Я) при участии представителей министерств и ведомств с учетом основных принципов устройства и функционирования детских организаций как общественного института была разработана государственная стратегия, включающая создание единой платформы (в том числе общественно-государственной модели) и научно-методическое сопровождение системы образования и государственной молодежной политики на всех ее уровнях. Предложенные идеи и инициативы были поддержаны Правительством РС(Я) и стали основой Концепции развития детского движения в РС(Я) и плана реализации («дорожной карты»), утвержденной отдельным распоряжением правительства от 23 июня 2015 г. № 671-р.

В целях осуществления государственной поддержки детских общественных объединений, социальных инициатив, проектов и программ ежегодно в государственном бюджете предусматриваются денежные средства: в виде субсидий - в рамках государственной программы «Реализация молодежной

политики, патриотического воспитания граждан и развития гражданского общества в РС(Я) на 2020-2024 гг.» (Указ главы РС(Я) от 12 декабря 2019 г. № 888); в виде грантов - в рамках государственной программы «Развитие образования РС(Я) на 2016-2022 гг. и на плановый период до 2026 г.» (Указ Главы РС(Я) от 15 декабря 2017 г. № 2282).

Свидетельством особого внимания и заботы со стороны государства является учреждение Дня детского движения РС(Я) (Указ главы РС(Я) от 06 марта 2014 г. № 2526), который ежегодно отмечается 5 декабря во всех образовательных организациях. Традиционно в этот праздничный день подводятся итоги уходящего года, транслируются успешные практики и достижения детских общественных объединений, поощряются наиболее отличившиеся участники республиканского движения. Этот день является символом единения и консолидации государства и общественного института детского движения.

Для систематизации и координации деятельности детских сообществ в 2017 г. совместным решением Правительства РС(Я) и штабом детского движения был запущен республиканский проект - Марафон детских общественных объединений «Семь заданий Главы РС(Я)», который стал победителем всероссийского конкурса грантов Федерального агентства по делам молодежи. Министерством по делам молодежи и семейной политике РС(Я) для стимулирования лучших лидеров и активных организаторов были учреждены ведомственные знаки для лидеров - «Дьулуур» («Стремление») (Приказ от 29 декабря 2014 г. № 573-ОД) и педагогов - «За вклад в развитие детского движения РС(Я)» (Приказ от 25 августа 2017 г. № 268-ОД).

В 2017 г. было создано ГБУ РС(Я) ДО «Республиканский центр развития детского движения» при Министерстве образования и науки РС(Я) по распоряжению главы от 22 декабря 2016 г. № 1357-рг. Данная структура в виде бюджетной организации стала уполномоченным органом государства по координации и оказанию методической, организационной, консультационной, юридической, научной и информационной поддержки деятельности детских

общественных объединений; организации и проведению республиканских мероприятий; взаимодействию с учреждениями дополнительного образования, координирующими деятельность детских общественных объединений муниципальных районов и городских округов; республиканскими и муниципальными образовательными организациями, реализующими программы детского общественного движения.

За это время достигнуты значительные результаты, обеспечившие рост детских общественных объединений и увеличение доли охвата детей, заинтересованных общественно полезными делами. На 2019-2020 уч. г. деятельностью детского движения РС(Я) охвачено 58,6 % детей от общего числа детского населения от 8 до 18 лет.

Развитие нормативной правовой базы республики в части поддержки детских общественных объединений стало основанием для инициирования принятия регионального закона «О развитии детского общественного движения в РС(Я)». Разработанный при активном участии лидеров и руководителей детских общественных объединений проект закона был одобрен на заседании Правительства РС(Я) (Постановление от 22 декабря 2017 г. № 404). Документ содержит 11 статей, направленных не только на совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, но и на создание благоприятных условий для всестороннего развития личности ребенка через вовлечение в социально-значимую деятельность. Данное постановление определяет основные задачи, механизмы и меры, обеспечивающие государственную поддержку развития детского движения в республике. Кроме того, отдельные статьи отражают полномочия исполнительных органов государственной в сфере государственной поддержки, механизмы формирования инфраструктуры детских общественных объединения, роль органов местного самоуправления в развитии детского общественного движения. Особое внимание было уделено подготовке квалифицированных кадров для детских общественных объединений.

На данный момент работа над проектом закона продолжается с учетом актуальной повестки, продиктованной апробацией Примерной программы воспитания в образовательных организациях, которая разработана Институтом развития стратегии образования РАО, и вносимых поправок Президента РФ в Федеральный закон «Об образовании в РФ» по вопросам укрепления воспитательной составляющей российской системы образования.

Создание в 2013 г. Единого детского движения «Стремление» («Дьулуур») РС(Я) стало первым региональным опытом в РФ в области создания современной модели детского движения через общественно-государственное взаимодействие на основе межведомственного плана реализации мероприятий, предусматривающего организационные, правовые, методические, кадровые вопросы и вопросы материально-технического обеспечения детского движения.

Эффективность выбранного пути доказывает тот факт, что 29 октября 2015 г. президентом РФ В.В. Путиным также было принято решение о создании единой объединяющей платформы - Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Это движение сегодня рассматривается как единая площадка взаимодействия созданных и создаваемых детских общественных объединений и как механизм для продвижения детских сообществ на федеральном уровне.

Далее публикуем полный реестр разработанной нами нормативно-правовой базы, обеспечивающей внедрение общественно-государственной модели развития детского движения в РС(Я) (таблица). Опыт республики имеет огромную ценность для детских общественных объединений субъектов РФ при определении доли и моделировании механизмов участия государства в вопросах развития детских общественных объединений, не нарушая принципы федерального закона от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».

Таблица «Меры и механизмы поддержки детских общественных объединений в РС(Я), выработанные на основе принципа общественно-государственного

взаимодействия (1990-2020 гг.)»

Вид, год принятия и номер документа Наименование документа (с комментариями)

Закон РС(Я) от 01 июля 1994 г. З № 23-1 О правах ребенка (законом даны права на активное участие в жизни общества как самостоятельного субъекта права, определены меры поддержки по реализации государственной политики в интересах детей)

Постановление Правительства РС(Я) от 24 августа 1995 г. № 384 О государственной поддержке детских общественных объединений РС(Я) (взамен этого принято Постановление Правительства РС(Я) «О мерах по государственной поддержке деятельности молодежных и детских общественных объединений в РС(Я)» от 21 марта 2002 г. № 132)

Постановление Правительства РС(Я) от 28 ноября 1995 г. № 517 (утратило силу) О дополнении к Постановлению Правительства РС(Я) от 24 августа 1995 г. № 384 «О государственной поддержке детских общественных объединений РС(Я)» (Программа развития личности ребенка путем приобщения его к родной культуре «Эркээйи» была принята как базовая республиканская программа воспитания и развития ребенка, утверждено штатное расписание работников СДОО РС(Я) и обеспечено прямое финансирование деятельности организации)

Закон РС(Я) от 03 декабря 1998 г. № 49-11 О государственной молодежной политике в РС(Я) (статья 12 содержит основные положения о поддержке деятельности молодежных и детских общественных объединений)

Постановление Правительства РС(Я) от 06 февраля 2008 г. № 46 О порядке отбора получателей и предоставления субсидий из государственного бюджета РС(Я) на реализацию проектов республиканских детских общественных объединений (взамен этому принято Постановление Правительства РС(Я) «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из государственного бюджета РС(Я) на реализацию проектов (программ) детских общественных объединений в РС(Я) от 16 июня 2014 г. № 165)

Указ Президента РС(Я) от 30 июня 2008 г. № 1000 Об учреждении грантов Президента РС(Я) детским общественным объединениям» (взамен этого принят Указ Главы РС(Я) «Обучреждении грантов Главы РС(Я) на развитие детского движения» от 09 ноября 2016 г. № 1507)

Распоряжение Правительства РС(Я) от 30 октября 2012 г. № 1182-р Об утверждении проектной программы развития воспитания детей и молодежи в РС(Я) на 20122016 гг.» (в программе отражены отдельные меры и мероприятия по поддержке деятельности детских общественных объединений)

Указ Президента РС(Я) от 14 декабря 2012 г. № 1769 Об утверждении Стратегии действий в интересах детей РС(Я) на 2012-2017 гг.» (в направлении «Дети - участники реализации Стратегии» Плана первоочередных мероприятий по реализации Стратегии определены меры по развитию детского движения в РС(Я))

Постановление Правительства РС(Я) от 17 апреля 2013 г. № 122 Об утверждении Положений о Министерстве по делам молодежи и семейной политике РС(Я) и его коллегии» (согласно пункту 3.8 поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений относится к полномочиям министерства)

Решение учебно-методического совета Якутского педагогического колледжа имени С.Ф. Гоголева от 30 мая 2013 г. Программа профессионального модуля ПМ.04 «Организация детского движения» в рамках специальности 050148/44.02.03. «Педагогика дополнительного образования» в отделении ПДО (с получением сертификата организаторов детского движения)

Указ Президента РС(Я) от 14 июня 2013 г. № 2106 О Совете по развитию детского движения при Главе РС(Я)

Распоряжение Президента РС(Я) от 04 июля 2013 г. № 543-рп О реорганизации АУ РС(Я) «Сахапечать» в форме выделения из него ГАУ РС(Я) «Детское издательство «Кэскил» (детское издательство создано в целях воспитания, культурного развития и информационной безопасности детей, совершенствования тематических изданий для детей и юношества, способствующих повышению нравственного и интеллектуального уровня подрастающего поколения)

Указ Президента РС(Я) от 13 августа 2013 г. № 2206 О повышении роли некоммерческих организаций в реализации государственной социальной политики» (одним из приоритетных направлений государственной поддержки некоммерческих организаций определено развитие детского движения)

Распоряжение Правительства РС(Я) от 20 августа 2013 г. № 912-р_

О проведении Экспедиции детских общественных объединений «Энциклопедия замечательных людей РС(Я) - 2013»

Письмо-рекомендация Министерства образования РС(Я) от 06 сентября 2013 г. № 0129/2439

О кадрах детского движения РС(Я)

Совместный приказ Министерства образования РС(Я) и Министерства по делам молодежи и семейной политике РС(Я) от 23 сентября 2013 г. № 2580, № 364-ОД_

О развитии детского движения РС(Я)

Совместное письмо-рекомендация Министерства образования РС(Я) и Министерства по делам молодежи и семейной политике РС(Я) от 23 сентября 2013 г. № 0129/2628, № 2296-01

О расширении деятельности детских и молодежных общественных объединений в образовательных организациях

Решение УМС Министерства образования РС(Я) от 07 февраля 2014 г. № 0129/03

Об одобрении Примерной образовательной программы дополнительного образования «Движение юных граждан Следопыты-Искатели» (начальное и основное образование)

Указ Президента РС(Я) от 06 марта 2014 г. № 2526

Об учреждении Дня детского движения в РС(Я)

Приказ Министерства по делам молодежи и семейной политике РС(Я) от 29 декабря 2014 г. № 573-ОД_

Ведомственная медаль для лидеров и активистов детских общественных объединений «Дьулуур» РС(Я)

Решение Учебно-методического совета Института развития образования и повышения квалификации от 15 сентября 2014 г._

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации на тему «Роль детской общественной организации и вожатого (организатора детского движения) в создании единого воспитательного пространства в школе и социуме» (72 часа)_

Приказ Министерства образования РС(Я) от 02 марта 2015 г. № 01-16/835 О внедрении программ детского движения РС(Я) в рамках часов, предусмотренных на внеурочную деятельность по ФГОС

Распоряжение Правительства РС(Я) от 23 июня 2015 г. № 671-р Об утверждении Концепции развития детского движения в РС(Я)

Приказ Министерства образования РС(Я) от 31 мая 2016 г. № 01-09/1953 Об утверждении плана мероприятий по укреплению кадрового состава педагогов -организаторов детского движения

Приказ Акционерной компании «АЛРОСА» (ПАО) от 07 июля 2016 г. № А01/195-П Присвоение названия «Детское движение «Стремление» («Дьулуур») РС(Я) крупному алмазу ювелирного качества

Рекомендации «круглого стола» Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) 06 октября 2016 г. Рекомендации «круглого стола» Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) на тему «О проекте закона РС(Я) «О развитии детского движения в РС(Я)»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Распоряжение Главы РС(Я) от 05 декабря 2016 г. № 1278-рг О подготовке и проведении мероприятий, посвященных 25-летию СДОО РС(Я)

Распоряжение Главы РС(Я) от 22 декабря 2016 г. № 1357-рг О мерах по созданию ГБУ РС(Я) ДО «Республиканский центр развития детского движения»

Совместный приказ Министерства образования РС(Я) и Министерства по делам молодежи и семейной политике РС(Я) от 03 апреля 2017 г. № 137-ОД О развитии Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» в РС(Я)

Заместитель Председателя Правительства РС(Я) от 28 июля 2017 г. Запуск Марафона детских общественных объединений «Семь заданий Главы РС(Я)»

Приказ Министерства по делам молодежи и семейной политике РС(Я) от 25 августа 2017 г. № 268-ОД Об учреждении нагрудного знака «За вклад в развитие детского движения РС(Я)»

Приказ Министерства образования и науки РС(Я) от 04 сентября 2017 г. № 01-09/1674 Об утверждении перечня школ РС(Я), реализующих Указ Президента РФ от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «РДШ»

Постановление Правительства РС(Я) от 22 декабря 2017 г. № 404 О проекте закона РС(Я) «О развитии детского движения в РС(Я)»

Приказ Министерства образования и науки РС(Я) от 13 марта 2018 г. № 01-09/356 Об утверждении годовой формы статистической отчетности по детскому движению и патриотическому воспитанию

В настоящее время на уровне субъектов РФ детское движение как особый институт социального воспитания подрастающего поколения переживает процесс переформатизации и укрепления позиций как субъекта социальных процессов. При этом на первый план выдвигаются вопросы формирования новых моделей и векторов развития детского движения, что обусловлено стремлением сохранить свою индивидуальность, автономность и в то же время сочетать инновации и формат цифрового развития.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что опыт РС(Я), охватывающий период с 1990 по 2020 гг., показал эффективность общественно-государственной модели при создании организационно-педагогических условий (разработка модели, составление комплексной программы, методическое сопровождение, организация мероприятий и реализация проектов, укрепление кадрового корпуса и подготовка специалистов, принятие нормативно-правовой базы, выделение помещений и укрепление материально -технической базы, финансовое обеспечение, информационная поддержка) в развитии детского движения на современном этапе. Государство и институты гражданского общества в данный исторический период, отражая интересы и потребности общества, реально формировали отношения и связи в вопросах развития педагогического потенциала деятельности детских общественных объединений как самостоятельного института воспитания, реализации детских социальных инициатив, обеспечения прав детей на активное участие в жизни общества.

Действуя совместно на системной и плановой основе, власть и общественные институты детского движения постепенно определили направления деятельности. Так, государственные структуры взяли на себя

ответственность за создание благоприятных условий для реализации идей и инициатив активных детей и взрослых, финансирование и продвижение их мероприятий, размещение и стимулирование деятельности активов и руководителей. Общественные институты реализуют помощь социального характера: помогают детям и ветеранам, занимаются социализацией детей с ОВЗ, сохранением исторических памятников наследия, озеленением и благоустройством, заботятся об окружающей среде и т. д. Подобная деятельность, как правило, не регламентирована и действует там, где государственная помощь недостаточна или отсутствует вовсе. Государственные и общественные усилия в сфере детского движения дополняют друг друга.

К основным инструментам общественно-государственной модели развития детского движения как наиболее результативной из действующих правовых форм управления можно отнести: механизмы партнерства общественных институтов и государственных структур в различных формах и видах деятельности, меры государственной поддержки детских общественных объединений, принцип доверительного отношения и взаимодополняемости в осуществлении общих задач по самореализации и социализации подрастающего поколения, становлению самостоятельной личности в духе патриотизма и гражданственности, духовному, нравственному и интеллектуальному развитию детей и молодежи.

Таким образом, как пишут исследователи и лидеры детского движения РФ А.В. Волохов и И.И. Фришман, перед учеными открывается перспективное направление - организация совместной программы исследовательской деятельности в области отношений и поиска оптимальных основ взаимодействия детских общественных объединений и органов государственной власти в соответствии с требованиями и интересами общества [19].

Ссылки:

1. Чепурных Е.Е. Реализация социально-педагогических функций детских организаций: автореф. дис. канд. Пед. наук. Ярославль, 1997. 18 с.

2. Родионова Е.Л. Организационно-педагогические условия взаимодействия органов управления образования и детских общественных объединений по развитию лидерского потенциала подростков: автореф. канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2007. 21 с.

3. Кирпичник А.Г., Трухачева Т.В. Некоторые проблемы детского движения на современном этапе [Электронный ресурс]. URL: http://zhuldyz.kz/?type=magazine&iid=28&aid=706_ (дата обращения: 28.07.2020).

4. Литвак Р.А. Педагогические основы деятельности детских общественных объединений в современных условиях: автореф. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1997. 46 с.

5. Волохов А.В., Фришман И.И. Стратегия и тактика развития детского общественного объединения как особого института социального воспитания // Ярославский педагогический вестник. 2012. Вып. № 2. С. 63-70.

6. Мирошкина М.Р., Евладова Е.В. Развитие детского общественного движения в современной России // Социальная педагогика в России. 2019. Вып. № 2. С. 11-22.

7. Тетерский С.В. Воспитание кадров России (сборник материалов по итогам «круглого стола» на тему «Общественно-государственное партнерство в деле воспитания гражданина и патриота»: научно-методическое пособие для педагогов, специалистов по работке с молодежью и родителей. М., 2017. 226 с.

8. Гусева Н.А. Условия взаимодействия детского общественного объединения с социальными партнерами // Ярославский педагогический вестник, 2012. Вып. № 3. Том II (Психолого-педагогические науки). С. 214-216.

9. Гринчук Г.В. Пути и условия осуществления деятельности детской общественной организации: автореф. канд. пед. наук. Якутск, 2000. 20 с.

10. Вагнер И.В., Фришман И.И. Подходы к изучению состояния, проблем и основных направлений деятельности современных детских общественных организаций/объединений // Научные основы развития воспитания в системе образования, социализации современных подростков и детского движения: сборник научных статей. М., 2019. Том I. С. 75-84.

11. Охлопков Г.И., Никифорова А.С., Васильев А.Д. Детское движение Якутии: партнерство во имя ребенка: информационно-методическая брошюра. Якутск, 2016. 40 с.

12. Едисеева Т.О., Охлопков Г.И., Федорова С.Б. «Стремление»: новый этап в развитии и становлении детского движения Республики Саха (Якутия) (2013— 2016 гг.): информационно-аналитическая книга-брошюра. Якутск, 2016. 97 с.

13. Открывая новые горизонты: сборник информационно-методических статей и материалов по детскому движению /Авт.-сост. Г.И. Охлопков; [редактор серии Г.В. Гринчук]. Якутск: ООО РИЦ «Офсет», 2018. 270 с.

14. Охлопков Г.И. Развитие детского движения Якутии в рамках реализации Стратегии действий в интересах детей Республики Саха (Якутия) на 2012-2017 годы // Вестник детского общественного движения Республики Казахстан. Астана, 2017. Вып. № 3-4 (53-54). С.8-17.

15. Охлопков Г.И., Антоева А.А., Неймохова Н.С. Семь заданий Главы Республики Саха (Якутия) (марафон детских общественных объединений на 2017-2018 учебный год). Якутск, 2017. 28 с.

16. Охлопков Г.И. «Стремление» («Дьулуур»): единое движение, единая программа // «Перекресток»: сборник информационно-методических материалов. СПб., 2015. Вып. № 12. С.43-47.

17. Рекомендации парламентских слушаний Совета Федерации ФС РФ на тему «О перспективах развития детского общественного движения в Российской Федерации» от 8 апреля 2009 года [Электронный ресурс]. URL: http://council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/29660/ (дата обращения: 07.08.2020).

18. Состояние детского движения в России и перспективы его развития: материалы парламентских слушаний (7 декабря 2012 года). Сост.: Покровская А.П., Т.В. Трухачева. М.: Издание Государственной думы, 2013. 240 с.

19. Волохов А.В., Фришман И.И. Участие детских общественных объединений в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей

[Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.upo-fco.ru/documents/item/52-dokumentyi-i-materialyi (дата обращения: 30.07.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.