Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ПРИМЕРЕ СОВЕТА ДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН'

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ПРИМЕРЕ СОВЕТА ДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
139
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ПОДРОСТКИ / ДЕТИ / ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ / СОВЕТ ДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Согрина Екатерина Игоревна

В статье рассматривается воспитательный потенциал детских общественных объединений в развитии социальной активности подростков. Раскрываются такие понятия как «социальная активность», «детская общественная организация», «воспитательный потенциал». Рассматриваются исторические события и современное состояние детских общественных объединений России в целом и Республики Татарстан в частности. На основе анализа деятельности Совета детских организаций Республики Татарстан по развитию социальной активности подростков охарактеризованы условия реализации воспитательного потенциала детских общественных объединений на примере региона. В статье также представлены формы и методы работы с активистами и лидерами детских общественных объединений Республики Татарстан, отражена работа по методическому сопровождению педагогов, руководителей детских общественных организаций по развитию социальной активности детей и подростков Республики Татарстан, вовлечению детей в общественную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL POTENTIAL OF CHILDREN'S PUBLIC ASSOCIATIONS IN THE DEVELOPMENT OF SOCIAL ACTIVITY OF TEENAGERS ON THE EXAMPLE OF THE COUNCIL OF CHILDREN'S ORGANIZATIONS OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

The article considers the educational potential of children's public associations in the development of adolescents’ social activity. Such concepts as “social activity”, “children's public organization”, «educational potential» are revealed. The article reflects the historical events of children's public associations in Russia and the Republic of Tatarstan in particular, as well as the current state. Based on the analysis of the activities of the Council of children's organizations of the Republic of Tatarstan for the development of adolescents’ social activity, the conditions for the implementation of the educational potential of children's public associations on the example of the region are described. The article also presents the forms and methods of working with activists and leaders of children's public associations of the Republic of Tatarstan, reflects the work on methodological support of teachers, heads of children's public organizations for developing social activity of children and adolescents of the Republic of Tatarstan, as well as involving children in public activities.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ПРИМЕРЕ СОВЕТА ДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

УДК 37.02 : 376

Согрина Екатерина Игоревна

директор региональной общественной организации «Совет детских организаций Республики Татарстан»

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ

АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ПРИМЕРЕ СОВЕТА ДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Аннотация:

В статье рассматривается воспитательный потенциал детских общественных объединений в развитии социальной активности подростков. Раскрываются такие понятия как «социальная активность», «детская общественная организация», «воспитательный потенциал». Рассматриваются исторические события и современное состояние детских общественных объединений России в целом и Республики Татарстан в частности. На основе анализа деятельности Совета детских организаций Республики Татарстан по развитию социальной активности подростков охарактеризованы условия реализации воспитательного потенциала детских общественных объединений на примере региона. В статье также представлены формы и методы работы с активистами и лидерами детских общественных объединений Республики Татарстан, отражена работа по методическому сопровождению педагогов, руководителей детских общественных организаций по развитию социальной активности детей и подростков Республики Татарстан, вовлечению детей в общественную деятельность.

Ключевые слова:

воспитательный потенциал, социальная активность, детские общественные объединения, подростки, дети, признаки социальной активности, детское движение, деятельность детских общественных объединений, Совет детских организаций Республики Татарстан.

Sogrina Ekaterina Igorevna

Director of the regional public organization «Council of children's organizations of the Republic of Tatarstan»

EDUCATIONAL POTENTIAL OF CHILDREN'S PUBLIC ASSOCIATIONS IN THE DEVELOPMENT OF SOCIAL ACTIVITY OF TEENAGERS ON THE EXAMPLE OF THE COUNCIL OF CHILDREN'S ORGANIZATIONS OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Abstract:

The article considers the educational potential of children's public associations in the development of adolescents' social activity. Such concepts as "social activity", "children's public organization", «educational potential» are revealed. The article reflects the historical events of children's public associations in Russia and the Republic of Tatarstan in particular, as well as the current state. Based on the analysis of the activities of the Council of children's organizations of the Republic of Tatarstan for the development of adolescents' social activity, the conditions for the implementation of the educational potential of children's public associations on the example of the region are described. The article also presents the forms and methods of working with activists and leaders of children's public associations of the Republic of Tatarstan, reflects the work on methodological support of teachers, heads of children's public organizations for developing social

activity of children and adolescents of the Republic of Tatarstan, as well as involving children in public activities.

Keywords:

educational potential, social activity, children's public associations, teenagers, children, signs of social activity, children's movement, activities of children's public associations, Council of children's organizations of the Republic of Tatarstan.

Рассматривая феномен развития социальной активности подростков в детских общественных организациях, проанализируем воспитательный потенциал детских общественных организаций как общности, реализующей в наибольшей степени социальную активность в соответствующих социальных знаниях, умениях и навыках.

С.А. Демидова и И.Р. Сорокина отмечают, что основным признаком социальной активности принято считать интенсивную деятельность подростка, а именно:

участие подростка в качестве субъекта в различных видах деятельности;

мотивацию на высоком уровне к достижению поставленной цели как проявление личностных качеств в деятельности;

обязательную общественную значимость продукта, который получен в результате деятельности как в материальном, так и духовном проявлении [1, с. 196].

Социальная активность подростков может реализовываться во многих общественных институтах и формах деятельности. В числе институтов воспитания в нашей стране и в ряде других стран находятся детские и молодежные общественные объединения, которые являются частью детского и молодежного движения в целом. Такие формы доказали свою эффективность на протяжении длительного времени, изменяясь и модернизируясь в зависимости

от политической обстановки в стране, но всегда целенаправленно поддерживались государственными институтами.

Понятие «детское движение» является частным по отношению к понятию «социальное движение». Последнее есть свобода, организованная общность людей, действующая совместно в неинституциолизированной форме с целью проведения определенных изменений в обществе. Социальные движения - это мощнейшие силы, приводящие к изменениям в современном обществе [2].

Таким образом, социальное движение основывается на активности вовлеченных в него людей, общности их интересов.

Само существование детского движения является своеобразной реакцией на протекающие в обществе социально-политические изменения. Для обоснования данного тезиса обратимся к истории развития детского движения в России, которое берет свое начало в XIX в.

Л.В. Алиева отмечает, что подъем детского движения в России исторически объективен и закономерен. Она рассматривает детское движение как социально-педагогическую реальность, результат двух процессов:

объективного процесса естественного развития ребенка, его самопроявления, самореализации в обществе;

субъективного социально-педагогического организованного процесса по осознанию и осмыслению возможностей ребенка [3, с. 36].

Переход к современной системе детского движения стал достаточно сложным в связи с политической обстановкой в стране и распадом СССР. Детские общественные организации перестали поддерживаться на государственном уровне, перестали действовать государственные программы, сократились ставки пионервожатых, Дома пионеров получили новый функционал и также перестали быть центрами пионерского движения, став Дворцами детского творчества.

Вместо пионерской организации возник «Союз пионерских организаций -Федерация детских организаций». В этот союз входят как пионерские, так и

профильные организации - «Юные моряки», «Юные десантники», «Юные модельеры», «Юные корреспонденты» и т. п.

Новое направление развития детское движение получило 29 октября 2015 г., когда по инициативе В.В. Путина было создано Общероссийское детско-юношеское общественно-государственное движение «Российское движение школьников». Появление данной организации обусловлено потребностью подростков в самореализации, развитием социальной активности подростков, многообразием подходов к детскому движению в разных регионах страны, а также политических партий и общественных формирований при них.

Исходя из истории развития детского движения, можно сделать вывод о том, что социально-политические изменения в стране напрямую отражаются на изменениях и развитии детского общественного движения.

Для более детального исследования обратимся к понятию «детская общественная организация», которое имеет множество толкований как в педагогике, так в нормативно-правовом поле.

Согласно словарю педагогического обихода, детская общественная организация - это объединение четко выраженной социальной, идеологической направленности, создаваемое, как правило, взрослыми сообществами, государственными структурами [4].

И.В. Руденко дает определение детской общественной организации как иерархически структурированного общественного объединения детей и курирующих их взрослых, четко обозначающего свои цели, имеющего фиксированное членство, которое определяет права и обязанности его участников, закрепленных в соответствующих документах организации [5].

С.К. Булдаков, рассматривая детское общественное объединение как социальный институт, определяет его как «коллективное социально-психологическое образование, распространяющее в обществе взгляды на отношения между обществом и личностью в плане выполняемых ими общественных функций» [6, с. 92].

В национальной социологической энциклопедии понятие детской общественной организаций раскрывается как самодеятельное, самоуправляемое, добровольное, демократическое детское общественное объединение [7].

С нормативно-юридической точки зрения, понятие «детская общественная организация» является частью понятия «общественное объединение».

Согласно Федеральному закону «Об общественных объединениях», под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения [8].

Членами детского общественного объединения могут стать физические лица, достигшие восьми лет.

Для раскрытия воспитательного потенциала детских общественных организаций в развитии социальной активности подростков рассмотрим современное состояние и деятельность детского движения в России и Республике Татарстан.

Политический плюрализм и ликвидация единой детской общественной организации привели к многообразию детских общественных организаций.

29 октября 2015 г. вышел Указ Президента Российской Федерации № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской общественной организации "Российское движение школьников"». Региональные отделения движения созданы в 85 субъектах Российской Федерации. Организация имеет общественно -государственный статус, что предполагает возможность участия в организации деятельности движения представителей как государственных структур, так и широкого круга общественности, включая существующие общественные объединения и движения, направленные на воспитание детей и подростков.

Однако Российское движение школьников не является единой организацией, объединяющей другие детские общественные организации Российской Федерации. В каждом регионе страны складывается собственная модель детского движения.

В Республике Татарстан насчитывается свыше 695 детских общественных объединений, которые являются частью реализации молодежной политики в республике [9].

Республика Татарстан занимает первое место в рейтинге эффективности реализации молодежной политики среди всех субъектов Российской Федерации [10].

Явным конкурентным преимуществом региона является активное взаимодействие власти и общества по вопросам государственной молодежной политики через общественные объединения. На сегодняшний день в республике насчитывается около 100 молодежных и детских общественных объединений с охватом более 300 тысяч человек.

15 сентября 1990 г. в Республике Татарстан было создано отделение Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций» (СПО-ФДО) -Республиканская общественная организация «Союз наследников Татарстана (СНТ)». Главная идея СНТ - содействие саморазвитию, гражданскому самоопределению участников через приобщение к культурно-историческим традициям родного края и Отечества. В настоящее время организация имеет ячейки в муниципальных образованиях Республики Татарстан.

Параллельно создавались различные региональные детские общественные объединения: «Сэлэт», «Скауты Татарстана», «Созвездие -йолдызлык», «Юниор лига КВН». В муниципальных образованиях республики также появляется множество школьных и районных организаций, являющихся самостоятельными.

Важным событием стало проведение в 2006 г. Форума юных граждан, собравшего представителей крупных региональных детских общественных

объединений детских организаций всех муниципальных образований Республики Татарстан. Форум имел форму диалога детской общественности и представителей власти республики, участники разработали Резолюцию, в которую вошли самые яркие идеи и предложения. В рамках Пленарного заседания с участием Премьер-министра Республики Татарстан - Р.Н. Минниханова (в настоящее время Президента Республики Татарстан), а также представителей республиканских ведомств и министерств собравшиеся поделились ключевыми идеями и передали президенту этот документ. Важнейшим стало предложение о создании региональной организации, которая координировала бы детское движение республики и являлась площадкой по его развитию. Резолюция детей получила поддержку Правительства Республики Татарстан и была оформлена в качестве протокола поручений Премьер -министра республики и отправлена всем ведомствам к реализации в течение двух лет.

Данное мероприятие стало эффективным инструментом по развитию социальной активности подростков и поддержке детских инициатив, оно получило широкую государственную поддержку и общественное признание и стало брендовым проектом Республики Татарстан на 14 лет. Такой интерес высшего руководства республики к социальной активности детей и их инициативам положительно сказывается на развитии детского движения в регионе.

Идея создания региональной организации также была поддержана в рамках пленарного заседания, 3 октября 2006 г. в республике появляется региональная общественная организация (РОО) «Совет детских организаций Республики Татарстан». Ее целью является координация деятельности детских общественных объединений Республики Татарстан.

Высший орган организации - Форум (Общее собрание), который проводится раз в два года. В периодах между общими собраниями постоянно действующим высшим органом организации является дирекция.

Организация имеет и консультативный орган - Совет, в который входят дети, представляющие муниципальные образования и региональные детские общественные объединения. Совет избирается на Форуме и действует на протяжении двух лет. Совет, в который входят дети, формирует план работы, ежеквартально проводит заседания, в рамках которых разрабатывает идеи и проекты по развитию детского движения в Республике Татарстан.

Деятельность Совета детских организаций активно освещается созданным детским пресс-центром в средствах массовой информации, социальных сетях, а также официальном сайте организации.

В 2013 г. Совет детских организаций инициировал возобновление государственной подпрограммы «Дети Татарстана», в ее рамках реализуются мероприятия по вовлечению детей в деятельность детских общественных объединений и профилактике правонарушений среди детей и подростков. Совет детских организаций является одним из операторов данной подпрограммы вместе с государственными ведомствами.

Деятельность по координации детского движения в Республике Татарстан напрямую связана с реализацией данной государственной подпрограммы, целью которой является создание благоприятных условий для комплексного развития и повышения качества жизни молодого поколения, государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Так, в 20192020 гг. было проведено 19 мероприятий по развитию детского общественного движения и социальной активности детей и подростков Республики Татарстан.

Рассмотрим деятельность Совета детских организаций Республики Татарстан, формы и методы его работы по развитию социальной активности детей и подростков в рамках государственной подпрограммы.

Брендовым проектом с самого начала деятельности организации стал Форум юных граждан Республики Татарстан. Он направлен на поддержку детских инициатив, развитие общественной деятельности в Республике Татарстан, содействие и помощь детским общественным объединениям, а

также выявление и решение детских и молодежных проблем, развитие социальной активности детей и подростков.

Мероприятие с участием руководства Республики Татарстан проходит раз в два года, собирает около 1000 лидеров и активистов детских общественных объединений, представляющих муниципальные образования, и определяет дальнейшее развитие детского движения Республики на следующие два года. Работа Форума организована по 10 основным направлениям. По поручению Президента Республики Татарстан в 2017 и 2019 гг. был проведен Форум юных граждан Республики Татарстан в муниципальных образованиях, в котором приняли участие более 17000 детей и подростков.

Еще одним брендовым проектом является республиканский конкурс лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер года». Он проводится в Республике Татарстан с 2002 г. и является региональным этапом Всероссийского конкурса лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер XXI века». С 2006 г. оператором проведения конкурса выступает РОО «Совет детских организаций Республики Татарстан». Целью мероприятия является стимулирование деятельности и общественная поддержка детских и молодежных общественных объединений, их лидеров и руководителей.

С июля 2015 г. РОО «Совет детских организаций Республики Татарстан» совместно с Уполномоченным по правам ребенка в Республике Татарстан реализует республиканский проект «Детская общественная приемная», который дважды становился обладателем конкурса Фонда президентских грантов (2015, 2019).

Суть проекта заключается в том, что у Уполномоченного по правам ребенка в Республике Татарстан в каждом муниципальном образовании появляются детские помощники, им выдаются удостоверения государственного образца. Общественные помощники ведут просветительскую, разъяснительную работу в области защиты прав детей и подростков в муниципальном районе, а также проводят совместные приемы с Уполномоченным по правам ребенка.

Аналогов проекта в России не существует, его успешно оценили представители как федеральной, так и региональной власти. Уникальность заключается в правовом просвещении детского населения Республики Татарстан в интересной и значимой форме. Проект юных правозащитников поддерживают представители Прокуратуры, Следственного комитета, Министерства юстиции, Министерства образования, Конституционного Суда, депутаты Государственного Совета Республики Татарстан и др. С каждым годом это дело наращивает обороты: привлекается больше активистов, масштабируются мероприятия, увеличивается количество партнеров. Ежегодно из числа активистов проекта формируется делегация на всероссийские слеты, форумы и конкурсы.

Участниками проекта становятся активисты 12-17 лет, предварительно прошедшие конкурсный отбор. В настоящий момент активно работает уже третий состав детской приемной, а за четыре года работы проекта более 180 ребят получили статус общественного помощника. Многие из выпускников Детской общественной приемной впоследствии выбрали высшее юридическое образование.

Проект в первую очередь нацелен на решение проблемы правового просвещения в области защиты прав ребенка, которое формирует у детей и их родителей чувство уверенности и самостоятельности в правовой сфере, стимулирует этим их правовую активность, предполагающую добровольное, осознанное, инициативное, социально и нравственно ответственное поведение человека. Подчеркнем, что уровень знаний и понимания сущности прав ребенка как самими детьми, так и всеми взрослыми (прежде всего родителями и должностными лицами, в чьи обязанности входит соблюдение прав ребенка и реализация многих из них) в значительной степени определяет эффективность обеспечения и защиты прав ребенка.

Одной из форм, используемых Советом детских организаций Республики Татарстан, является проведение профильных смен и образовательных программ для активистов детских общественных объединений Республики Татарстан.

Важнейшая задача РОО «Совет детских организаций Республики Татарстан» -выявление, обучение и поддержка способной, инициативной и талантливой молодежи из числа активистов и лидеров детского движения Республики Татарстан, она реализуется ежегодно посредством проведения профильных смен.

С 2006 г. профильные выездные смены являются уникальной образовательной и коммуникационной площадкой для активистов детского общественного движения Татарстана. Смены проводятся не менее пяти раз в год на базе детских оздоровительных лагерей, молодежных центров, относящихся к ведению Министерства по делам молодежи Республики Татарстан. За 14 лет все мероприятия, заявленные в планах профильных смен, были выполнены в полном объеме, численный охват составил более 15000 детей и подростков.

К задачам проведения профильных смен относится:

создание условий для повышения уровня социальной активности подростков и молодежи;

создание условий для систематизации, обобщения и представления успешного опыта развития детских общественных объединений республики;

обучение активистов основам организаторской, управленческой и проектной деятельности;

систематическая поддержка деятельность первичных и районных детских общественных объединений.

В рамках образовательной программы смен представители детских общественных объединений проходят мастер-классы и тренинги по формированию soft- и hard-skills (социальное проектирование, тайм-менеджмент, ораторское искусство, теория командообразования, деловое общение, компьютерная грамотность и т. д.), деловые и интеллектуально-творческие игры, в том числе личностные и практические занятия, полезные для реализации тех или иных идей активных детей и подростков. Во время профильных смен активисты узнают о новых способах продвижения проектов,

привлечения к ним внимания общества и органов власти, правилах работы в команде, приобретая знания и умения необходимые современному подростку.

Ежегодно РОО «Совет детских организаций» при поддержке Президента Республики Татарстан, Министерства по делам молодежи Республики Татарстан и ГБУ «Черноморец» проводит летнюю профильную смену в Анапе под названием «Движение лидеров».

Совет детских организаций Республики Татарстан реализует мероприятия и проекты не только для активистов детских организаций, но и для всех желающих. Так, для развития и поддержки социальной активности детей и подростков организация проводит конкурс социально значимых проектов «Лучшая детская инициатива».

Большое внимание в работе по координации детского движения Республики Татарстан уделяется педагогам, руководителям детских общественных объединений. Для обеспечения компетентными специалистами (вожатыми, старшими вожатыми, педагогами-организаторами и др.), осуществляющими педагогическое сопровождение деятельности детских общественных объединений в муниципальных образованиях республики, РОО ежегодно проводит семинары, мастер-классы и тренинги для руководителей детских общественных организаций. В рамках мастер-классов педагоги знакомятся с современными формами и методами взаимодействия с детским добровольным, самоуправляемым коллективом, вопросами по правильному оформлению учредительных документов общественного объединения, развитию социальной активности подростков и поддержке детских инициатив, нормативно-правовым и методическим сопровождением и т. д. Кроме того, рассматриваются вопросы социального проектирования, тайм-менеджмента, ораторского искусства и многое другое.

С 2017 г. РОО «Совет детских организаций Республики Татарстан» проводит конкурс авторских программ, методических разработок и научных статей по развитию детского движения Республики Татарстан. Мероприятие направлено на выявление передового педагогического опыта по

совершенствованию форм и методов работы с детскими общественными объединениями, поддержку новых технологий в организации образовательного и воспитательного процессов, модернизацию деятельности руководителей детских общественных объединений, развитию социальной активности детей и подростков. Его целью также является распространение перспективных идей и инновационных программ и разработок по развитию детского движения в Республике Татарстан. Благодаря конкурсу появляется возможность изучения педагогического опыта работы с детьми по данному направлению, обобщение и распространение эффективных форм и методов работы, способствующих развитию детского движения, социальной активности детей и подростков, а также стимулированию деятельности руководителей детских общественных объединений и поддержке кадрового потенциала. Для педагогов и руководителей детских общественных объединений ежегодно проводятся круглые столы, стратегические сессии, осуществляется методическое и нормативно-правовое сопровождение деятельности.

Таким образом, Совет детских организаций Республики Татарстан является системно работающим координирующим органом детского движения Республики Татарстан и эффективным институтом развития социальной активности детей и подростков на территории республики.

Ссылки:

1. Демидова С.А., Сорокина, И.Р. Развитие социальной активности подростков в школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 194-196.

2. Щербакова Ю.В. Социология. М.: Изд-во Научная книга, 2009. 102

с.

3. Алиева Л.В. Детское движение - субъект воспитания. // Теория, история, практика: монография. М.: Изд-во Макс-Пресс, 2002. 221 с.

4. Словарь педагогического обихода [Электронный ресурс]. URL: https://didacts.ru/termin/detskaia-obschestvennaia-organizaciia.html (дата обращения: 20.11.2020).

5. Современная теория воспитания: словарь-справочник [Электронный ресурс]. URL: https://didacts.ru/termin/detskaia-obschestvennaia-organizaciia.html (дата обращения: 20.11.2020).

6. Трухачева Т.В. Детское движение: словарь-справочник / Правительство Москвы. Ком. обществ. и межрегион. связей; [ред.-сост. Т.В. Трухачева]. М.; Минск, 1998. 544 с.

7. Национальная социологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://voluntary.ru/termin/detskaia-obschestvennaia-organizaciia.html (дата обращения: 20.11.2020).

8. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ. Статья 5 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 6693/ (дата обращения: 20.11.2020).

9. Мониторинг по развитию детских общественных организаций Республики Татарстан [Электронный ресурс]. URL: https://sdo-rt.ru/news/48 (дата обращения: 20.11.2020).

10. Итоговый ежегодный рейтинг регионов в сфере эффективности реализации государственной молодежной политики органами исполнительной власти субъектов за 2019 год [Электронный ресурс]. URL https://fadm.gov.ru/news/53676 (дата обращения: 20.11.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.