УДК 374.3
Г. И. Охлопков
Общественно-государственная модель развития детского движения: опыт Республики Саха (Якутия)
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь, Россия
Аннотация. В статье дано описание этапов становления и развития современного детского движения в Республике Саха (Якутия), представлен подробный анализ механизмов создания организационно-педагогических условий для успешного функционирования детских общественных объединений, показан опыт региона по проектированию системы социально-педагогической поддержки деятельности детских общественных объединений, также дается обоснование эффективности общественно-государственной модели развития детского движения. Официальные документы, в том числе нормативно-правовые акты, разработанные и предложенные детскими общественными объединениями, поддержанные и принятые органами государственной власти Якутии, имеют большое значение и для педагогической науки, и для практической деятельности образовательных организаций, учреждений дополнительного образования, органов управления образованием.
Ключевые слова: детское общественное объединение/движение, социализация личности, взаимодействие социальных институтов, общественно-государственная модель, воспитание подрастающего поколения, государственная поддержка.
G. I. Okhlopkov
The social and state model of developing a children's movement: the experience of the Sakha Republic (Yakutia)
Perm State Humanitarian and Pedagogical University, Perm, Russia
Abstract. The article describes the stages of the formation and development of the modern children's movement in the Sakha Republic (Yakutia). It provides a detailed analysis of the mechanisms for making organizational and pedagogical conditions for the successful functioning of children's public associations. It also shows the experience of the region in designing a system of social and pedagogical support for the activities of children's public associations and gives substantiation of the effectiveness of the public-state model of the development of the children's movement. Official documents, including regulations, developed and proposed by children's public associations, supported and adopted by the state authorities of Yakutia are of great importance both for pedagogical science and for the practical activities of educational organizations, institutions of additional education, educational authorities.
Keywords: children's public association / movement, socialization of the individual, interaction of social institutions, social and state model, education of the younger generation, state support.
Введение
Общественно-государственная модель - эффективный метод и оптимальный механизм, обеспечивающий принятие управленческих решений для выполнения поставленных задач или разрешения проблемной ситуации. На наш взгляд, модельный подход является наиболее
ОХЛОПКОВ Геннадий Иванович - аспирант, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, председатель Союза детских общественных объединений Республики Саха (Якутия), исполнительный директор Консультативно-методической платформы образования «Среда роста», г. Пермь, Россия.
E-mail: [email protected]
OKHLOPKOV Gennadii Ivanovich - postgraduate student, Perm State Humanitarian and Pedagogical University, chairman of the Union of Children's Public Associations of the Sakha Republic (Yakutia), executive director of the Consultative and Methodological Education Platform "Environment of Growth", Perm, Russia.
перспективным и дает новые возможности для развития детского движения как особого социального института воспитания подрастающего поколения.
Интегрированная модель определяет ответственность структур государственной власти: от органов местного самоуправления до федерального уровня, в частности создания благоприятных условий для развития детских сообществ и поддержки социальных инициатив детей, обеспечивая взаимовыгодное сотрудничество всех институтов воспитания и самих детей, детских общественных объединений на основе стратегий развития и долгосрочных планов.
При организации этой модели важно соблюдать баланс государственных механизмов и целостность (самостоятельное функционирование и развитие) детских общественных объединений. Статья 3 федерального закона от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» определяет, что государство должно принимать меры государственной поддержки детских общественных объединений, которые не могут быть использованы против законных интересов этих объединений, а также в целях изменения характера их деятельности.
Теоретический анализ взаимодействия государственных структур и детских общественных объединений, его особенностей в социальной действительности и образовательном пространстве был представлен в научных исследованиях отечественных ученых: Е. Е. Че-пурных, Е. Л. Родионовой, А. Г. Кирпичник, Т. В. Трухачевой, Р. А. Литвак, А. В. Волохова, И. И. Фришман, М. Р. Мирошкиной, Е. В. Евладовой, С. В. Тетерского, Н. А. Гусевой, Г. В. Гринчук. На основе изученного материала можно охарактеризовать, что «взаимодействие» представляет с собой педагогическое явление, обеспечивающее создание специальных условий для совместной деятельности участников детского движения и представителей государственных структур-партнеров [1-9].
Вопросы создания условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности, в том числе поддержки детских общественных объединений, отражены в актуальных федеральных документах: Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы», Основах государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года.
Как пишут исследователи И. В. Вагнер и И. И. Фришман, анализ состояния современных детских общественных объединений в регионах России показывает, что сегодня необходим системный подход к вопросам поддержи детских общественных объединений, основанный на принципах взаимного доверия, солидарности и партнёрских отношений [10].
Оглядываясь назад, можно вспомнить, что после распада союзного государства детские/ пионерские организации выпали из поля государственных приоритетов, переживая этап переформатирования. Процесс был болезненным: в новой России не были приняты регламентирующие систему подготовки профессиональных кадров по работе с детьми, места базирования детских общественных объединений и вопросы по организации и финансировании их мероприятий документов.
Многие регионы РФ и страны СНГ начали искать пути сохранения многолетней истории, продолжения добрых традиций и славных дел пионерской организации.
Этапы становления и развития современного детского движения Республики Саха (Якутия) (1990-2020 гг.)
В данной статье обобщаются итоги исследования механизмов поддержки детских общественных объединений с 1992 по 2020 гг. и выделяются три периода, где подробно рассматриваются меры, принятые Главой Республики Саха (Якутия) и Правительством Республики Саха (Якутия) в виде нормативных правовых актов, совместных действий органов государственной власти и детских общественных объединений, определивших стратегию развития детского движения республики на современный период [11-16]. На основе опыта республики отслеживаются этапы формирования и развития общественно-государственной модели.
I этап: 1990-е годы - период новых возможностей для функционирования и роста детских общественных объединений, основанных на стратегии вариативно-программного подхода
В Якутии 5 декабря 1992 г. решением слета Якутской областной пионерской организации был создан Союз детских общественных объединений Республики Саха (Якутия) (председатель - Н. А. Барашкова) (далее - СДОО РС (Я)), а на местах благодаря энтузиастам проводилась большая работа по формированию детских общественных объединений широкого профиля. Начался поиск идей, программного материала для объединения детей республики по их интересам.
В этом же году инициированная СДОО РС (Я) и разработанная авторским коллективом под научным руководством доктора психологических наук, профессора А. П. Оконешниковой Программа развития личности ребенка путем приобщения его к родной культуре «Эркээйи» была успешно защищена и принята на коллегии Министерства образования Республики Саха (Якутия). Новая программа, направленная на использование воспитательного потенциала народной педагогики, национальной культуры, морально-этических, духовно-нравственных ценностей для преодоления духовного и морального кризиса, успешно включилась в реализацию Концепции обновления национальных школ РС (Я), принятого Правительством РС (Я) в 1990 г.
1995 год усилиями Международного союза детских общественных объединений «СПО-ФДО» и по инициативе председателя подкомитета по делам детей и молодежи Государственной Думы Федерального Собрания РФ первого созыва Е. Е. Чепурных стал знаковым - были приняты два федеральных закона: «Об общественных объединений» от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ, «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ.
Базовые федеральные законы стали опорой для создания на региональном уровне основополагающих документов, выведших детское общественное движение Якутии приоритетным направлением социальной политики республики. Так, первым шагом стало принятие постановления правительства «О государственной поддержке детских общественных объединений РС (Я)» от 24 августа 1995 года № 384, создавшее возможность поддержки из государственного бюджета РС (Я) общественных инициатив, направленных на развитие детского движения.
Ключевым моментом в развитии детского движения стало принятие постановления правительства от 28 ноября 1995 года № 517 «О дополнении к постановлению Правительства РС (Я) от 24 августа 1995 года № 384 «О государственной поддержке детских общественных объединений РС (Я)», определившего структуру и штатное расписание аппарата Союза детских общественных объединений РС (Я) в количестве 11 единиц, утвердившего Программу «Эркээйи» в качестве республиканской базовой программы воспитания и развития ребенка. В целях реализации программного документа было обеспечено прямое финансирование деятельности СДОО РС (Я) из бюджета субъекта на основании долгосрочного договора между Министерством образования РС(Я), Министерством по делам молодежи, туризма, физкультуры и спорта РС(Я), Комитетом по проблемам семьи, женщин и демографической политике при Президенте РСЯ), Союзом детских общественных объединений РС(Я) и Международным центром по исследованию проблем национальных школ коренных народов.
В ходе реализации программы «Эркээйи» появились новые детские общественные объединения «Кэскил» («Будущее»), «Кэнчээри» («Росток»), которые акцентировали внимание на развитие каждого ребенка, раскрытию его природных способностей и таланта, способствовали изучению родного языка, истории, культуры, традиций своего народа. На основе этого воспитывалось уважение к другим нациям и народам, культивировалось стремление быть полезным и достойным гражданином своей республики, страны. Вышеупомянутые детские общественные объединения входили в качестве ассоциативных членов в СДОО РС (Я).
Этот этап стал началом возрождения и динамичного развития современного детского движения в Республике Саха (Якутия).
II этап: 2000-е годы - период расширения деятельности детских общественных объединений, создание конкурентной среды для поддержки лучших инициатив детей и молодежи
Как отмечают исследователи И. В. Вагнер и И. И. Фришман, интерес к разработке региональных программ поддержки детских общественных объединения возрос, начиная с 2001 г., когда на коллегии Министерства образования РФ были приняты первые рекомендации «О взаимодействии органов управления образованием и детских общественных объединений» (решение коллегии от 29 мая 2001 года № 11/1, приказ от 18 июня 2001 года № 2419). Министерством был создан Координационный совет по вопросам взаимодействия с молодежными и детскими общественными объединениями (приказ от 8 июня 2001 г. №2334). Указанные ведомственные акты стали предметом обеспечения взаимодействия руководителей исполнительной власти в сфере образования и воспитания с представителями детских общественных объединений [10].
Время диктовало изменения в бюджетном законодательстве Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), что стало основой для принятия нового постановления «О мерах по государственной поддержке деятельности молодежных и детских общественных объединений в РС (Я)» от 21 марта 2002 года № 132, которым введена форма государственной поддержки социальных проектов общественных объединений путем проведения конкурсных процедур.
Министерством по молодежной политике РС (Я) с участием Союза детских общественных объединений РС (Я) был разработан и утвержден правительством Порядок отбора получателей и предоставления субсидий из государственного бюджета РС (Я) на реализацию проектов республиканских детских общественных объединений (постановление Правительство РС (Я) от 06 февраля 2008 года № 46). Исходя из положений новой методики предоставления финансовой поддержки СДОО РС (Я) стал одним из участников на получение государственной субсидии, направленной на реализацию проектов по развитию социальной активности подрастающего поколения. Также по предложению Союза детских общественных объединений РС (Я) Министерством образования РС (Я) были учреждены гранты Президента Республики Саха (Якутия) детским общественным объединениям» от 30 июня 2008 года № 1000, где имели возможность принять участие местные (районные, городские) детские общественные объединения, зарегистрированные на территориальном органе Министерства юстиции Российской Федерации.
Союз детских общественных объединений РС (Я) (председатель - А. Д. Васильев), как объединяющая и связующая структура между властью и детским сообществом, взял ответственность за организацию семинаров и курсов повышения квалификации по вопросам государственной регистрации детских общественных объединений в виде социально ориентированных некоммерческих организаций, составления грантовых заявок, ведения бухгалтерских отчетностей, разработки и реализации социальных проектов.
Как показал анализ ситуации развития детского движения Республики Саха (Якутия), на втором этапе появились серьезные затруднения по росту количества зарегистрированных детских общественных объединений, что привело к снижению доли организаций, пользующийся государственной поддержкой. Основной причиной стало увеличение дополнительной нагрузки руководителей детских общественных объединений по ведению юридических лиц, проводящих работу, в большинстве случаев, на общественных началах, низкое качество подаваемых заявок и неконкурентоспособность социальных проектов детских сообществ наравне с другими СО НКО.
III этап: 2010-е годы - период объединения усилий государства и общества, создание единой платформы для обеспечения прорывного роста детских общественных объединений
По предложению председателя Международного союза детских общественных объединений «СПО-ФДО» А. В. Волохова в 2009 г. в Совете Федерации РФ состоялось обсуждение пер-
спектив развития детского движения России, а в 2012 году впервые состоялись парламентские слушания в Государственной Думе РФ с участием представителей детских общественных объединений России. На заседаниях Общественной палаты РФ неоднократно рассматривались предложения о разработки механизмов общественно-государственного взаимодействия в интересах детей [17-18].
«Этот опыт свидетельствует о позитивных тенденциях в разработке механизмов в социально-педагогической поддержке деятельности детских общественных объединений. Так же актуализировалась проблема научно-практического обоснования приоритетных направлений деятельности детских общественных объединений исходя из динамики общественных процессов», - считает исследователь И. И. Фришман [5, 10, 19].
Озвученные и предложенные идеи о возможных путях развития и оказания поддержки деятельности детских сообществ обсуждались и на уровне субъектов России. В нашей республике при прямом участии Союза детских общественных объединений РС (Я) (председатель -Г. И. Охлопков) был проведен ребрендинг детского общественного движения.
Президент Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисов в 2013 г. внес инициативу о создании обновленного масштабного детского движения республики. В послании к Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) президент отметил, что государство всегда будет поддерживать детское движение во всем, чтобы оно развернулось и, сохраняя свою самостоятельность, отвечало главному требованию времени - воспитывало достойного, сильного духом, образованного гражданина XXI века, патриота своей страны и республики [11].
На территории Якутии процесс формирования современных подходов к деятельности детского движения начался с поиска инновационных механизмов развития. Если в начале при обсуждении этой проблемы в дискуссии практиков говорилось только об общественных инициативах, то после постановки задачи Главой РС (Я) появилась возможность выстраивать нормативно-правовое поле, межведомственные связи, структуру взаимодействия всех субъектов воспитания. Таким образом, в единстве детские общественные объединения имели возможность работать более качественно и результативно. Единство намерений определил функции детей и взрослых, которые позволили увидеть общее «поле действий» каждого ребенка и подростка.
Рабочей группой Союза детских общественных объединений РС (Я) при участии представителей министерств и ведомств, учитывая основные принципы устройства и функционирования детских организаций как общественного института, была разработана государственная стратегия, включающая создание единой платформы, в том числе общественно-государственной модели, и научно-методическое сопровождение системы образования и государственной молодежной политики на всех ее уровнях. Предложенные идеи и инициативы были поддержаны Правительством РС (Я) и стали основой к Концепции развития детского движения в РС (Я) и плана реализации («дорожной карты»), утвержденной отдельным распоряжением правительства от 23 июня 2015 г. №671-р.
В целях осуществления государственной поддержки детских общественных объединений, социальных инициатив, проектов и программ ежегодно в государственном бюджете предусматриваются денежные средства: в виде субсидий в рамках государственной программы «Реализация молодежной политики, патриотического воспитания граждан и развития гражданского общества в РС (Я) на 2020-2024 годы» (указ Главы РС (Я) от 12 декабря 2019 года № 888); в виде грантов в рамках государственной программы «Развитие образования РС (Я) на 20162022 годы и на плановый период до 2026 года» (указ Главы РС (Я) от 15 декабря 2017 года № 2282).
Свидетельством особого внимания и заботы со стороны государства является учреждение Дня детского движения Республики Саха (Якутия) по указу Главы РС (Я) от 6 марта 2014 года № 2526, который ежегодно отмечается 5 декабря во всех образовательных организациях. Традиционно в этот праздничный день подводятся итоги уходящего года, транслируются успеш-
ные практики и достижения детских общественных объединений, поощряются наиболее отличившиеся участники республиканского движения. Этот день является символом единения и консолидации государства и общественного института детского движения.
Для систематизации и координации деятельности детских сообществ в 2017 г. совместным решением Правительства РС (Я) и штабом детского движения был запущен республиканский проект - Марафон детских общественных объединений «Семь заданий Главы РС (Я)», который стал победителем всероссийского конкурса грантов Федерального агентства по делам молодежи. Министерством по делам молодежи и семейной политике РС (Я) для стимулирования лучших лидеров и активных организаторов были учреждены ведомственные знаки для лидеров «Дьулуур» («Стремление») (приказ от 29 декабря 2014 года № 573-ОД) и педагогов «За вклад в развитие детского движения РС (Я)» (приказ от 25 августа 2017 года № 268-ОД).
В 2017 г. было создано ГБУ РС (Я) ДО «Республиканский центр развития детского движения» при Министерстве образования и науки РС (Я) по распоряжению главы от 22 декабря 2016 г. №1357-рг. Созданная отдельная структура в виде бюджетной организации стала уполномоченным органом государства по координации и оказанию методической, организационной, консультационной, юридической, научной и информационной поддержки деятельности детских общественных объединений; организации и проведении республиканских мероприятий; взаимодействии с учреждениями дополнительного образования, координирующими деятельность детских общественных объединений муниципальных районов и городских округов; республиканскими и муниципальными образовательными организациями, реализующими программы детского общественного движения.
За годы проведенной работы достигнуты значительные результаты, обеспечившие рост детских общественных объединений и увеличение доли охвата детей, заинтересованных общественно полезными делами. На 2019-2020 учебный год деятельностью детского движения РС (Я) охвачено 58,6% детей от общего числа детского населения с 8 до 18 лет.
Развитие нормативной правовой базы республики, в части поддержки детских общественных объединений, стало основанием для инициирования принятия регионального закона «О развитии детского общественного движения в РС (Я)». Разработанный при активном участии лидеров и руководителей детских общественных объединений проект закона был одобрен на заседании Правительства РС (Я) (постановление от 22 декабря 2017 г. №404). Документ содержит 11 статей, направленных не только на совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, но и создание благоприятных условий для всестороннего развития личности ребенка через вовлечение в социально-значимую деятельность, определяет основные задачи, механизмы и меры, обеспечивающие государственную поддержку развития детского движения в республике. Кроме того, отдельные статьи отражают полномочия исполнительных органов государственной в сфере господдержки, механизмы формирования инфраструктуры детских общественных объединения, роль органов местного самоуправления в развитии детского общественного движения. Особое внимание было уделено подготовке квалифицированных кадров детских общественных объединений.
На данный момент работа над проектом закона продолжается с учетом актуальной повестки, продиктованной апробацией Примерной программы воспитания в образовательных организациях, разработанной Институтом развития стратегии образования РАО, и вносимых поправок Президента РФ в федеральный закон «Об образовании в РФ» об укреплении воспитательной составляющей российской системы образования.
Создание в 2013 году Единого детского движения «Стремление» («Дьулуур») РС (Я) стало первым региональным опытом в Российской Федерации в области создания современной модели детского движения через общественно-государственное взаимодействие на основе межведомственного плана реализации мероприятий, предусмотревшего организационные, правовые, методические, кадровые вопросы и вопросы материально-технического обеспечения детского движения.
Эффективность выбранного пути доказывает тот факт, что в стране 29 октября 2015 г. Президентом РФ В. В. Путиным также было принято решение о создании единой объединяющей платформы - Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Сегодня РДШ рассматривается как единая площадка взаимодействия созданных и создаваемых детских общественных объединений и как механизм для продвижения детских сообществ на федеральном уровне.
Далее публикуем полный реестр разработанной нами нормативно-правовой базы, обеспечивающей внедрение общественно-государственной модели развития детского движения в Республике Саха (Якутия). Опыт республики имеет огромную ценность для детских общественных объединений субъектов Российской Федерации при определении доли и моделировании механизмов участия государства в вопросах развития детских общественных объединений, не нарушая принципы федерального закона от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».
Таблица
Меры и механизмы поддержки детских общественных объединений в Республике Саха (Якутия), выработанные на основе принципа общественно-государственного взаимодействия (1990-2020 гг.)
Вид документа
Наименование документа
Год принятия документа и номер
Закон РС (Я)
О правах ребенка (законом даны права на активное участие в жизни общества как самостоятельного субъекта права, определены меры поддержки по реализации государственной политики в интересах детей)
01 июля 1994 г. З №23-1
Постановление Правительства РС (Я)
О государственной поддержке детских общественных объединений РС (Я) (взамен этому принято постановление Правительства РС (Я) «О мерах по государственной поддержке деятельности молодежных и детских общественных объединений в РС (Я)» от 21 марта 2002 г. №132)
24 августа 1995 г. №384
Постановление Правительства РС (Я)
О дополнении к постановлению Правительства РС (Я) от 24 августа 1995 г №384 «О государственной поддержке детских общественных объединений РС (Я)» (Программа развития личности ребенка путем приобщения его к родной культуре «Эркээйи» была принята как базовая республиканская программа воспитания и развития ребенка, утверждено штатное расписание работников СДОО РС (Я) и обеспечено прямое финансирование деятельности организации)
28 ноября 1995 г №517
(утратило силу)
Закон РС (Я)
О государственной молодежной политике в РС (Я) (статья 12 содержит основные положения о поддержке деятельности молодежных и детских общественных объединений)
3 декабря 1998 г N 49-11
Постановление Правительства РС (Я)
О порядке отбора получателей и предоставления субсидий из государственного бюджета РС (Я) на реализацию проектов республиканских детских общественных объединений (взамен этому принято постановление Правительства РС (Я) «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из государственного бюджета РС (Я) на реализацию проектов (программ) детских общественных объединений в РС (Я) от 16 июня 2014 г. №165)_
06 февраля 2008 г №46
Указ Президента РС (Я)
Об учреждении грантов Президента РС (Я) детским общественным объединениям» (взамен этому принят Указ Главы РС (Я) «Об учреждении грантов Главы РС (Я) на развитие детского движения» от 09 ноября 2016 г. №1507)_
от 30 июня 2008 г. № 1000
Распоряжение Правительства РС (Я)
Об утверждении проектной программы развития воспитания детей и молодежи в РС (Я) на 2012-2016 годы» (в программе отражены отдельные меры и мероприятия по поддержке деятельности детских общественных объединений)
30 октября 2012 г. №1182-р
Указ Президента РС (Я)
Об утверждении Стратегии действий в интересах детей РС (Я) на 2012-2017 годы» (в 6 направлении «Дети -участники реализации Стратегии» Плана первоочередных мероприятий по реализации Стратегии определены меры по развитию детского движения в РС (Я))
14 декабря 2012 г. №1769
Постановление Правительства РС (Я)
Об утверждении Положений и Министерстве по делам молодежи и семейной политике РС (Я) и его коллегии» (согласно п.3.8 поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений относится к полномочиям министерства)
17 апреля 2013 г. №122
Решение учебно-методического совета Якутского педагогического колледжа имени С.Ф. Гоголева
Программа профессионального модуля ПМ.04 «Организация детского движения» в рамках специальности 050148/44.02.03. «Педагогика дополнительного образования» в отделении ПДО (с получением сертификата организаторов детского движения)
30 мая 2013 г.
Указ Президента РС (Я)
О Совете по развитию детского движения при Главе РС (Я)_
14 июня 2013 г. №2106
Распоряжение Президента РС (Я)
О реорганизации АУ РС (Я) «Сахапечать» в форме выделения из него ГАУ РС (Я) «Детское издательство «Кэскил» (детское издательство создано в целях воспитания, культурного развития и информационной безопастности детей, совершенствования тематических изданий для детей и юношества, способствующих повышению нравственного и интеллектуального уровня подрастающего поколения)
04 июля 2013 г. №543-рп
Указ Президента РС(Я)
О повышении роли некоммерческих организаций в реализации государственной социальной политики» (где одним из приоритетных направлений государственной поддержки некоммерческих организаций определено развитие детского движения)
13 августа 2013 г. №2206
Распоряжение Правительства РС (Я)
О проведении Экспедиции детских общественных объединений «Энциклопедия замечательных людей РС (Я) - 2013»_
20 августа 2013 г. №912-р
Письмо-рекомендация Министерства образования РС (Я)
О кадрах детского движения РС (Я)
06 сентября 2013 г. №01-29/2439
Совместный приказ Министерства образования РС (Я) и Министерства по делам молодежи и семейной политике РС (Я)
О развитии детского движения РС (Я)
23 сентября 2013 г. №№ 2580, 364-ОД
Совместное письмо-рекомендация Министерства образования РС (Я) и Министерства по делам молодежи и семейной политике РС (Я)
О расширении деятельности детских и молодежных общественных объединений в образовательных организациях
23 сентября 2013 г. №№ 01-29/2628, 2296-01
Решение УМС Министерства образования РС (Я) Об одобрении Примерной образовательной программы дополнительного образования «Движение юных граждан Следопыты-Искатели» (начальное и основное образование) 07 февраля 2014 г №01-29/03
Указ Президента РС (Я) Об учреждении Дня детского движения в РС (Я) 6 марта 2014 г. №2526
Приказ Министерства по делам молодежи и семейной политике РС (Я) Ведомственная медаль для лидеров и активистов детских общественных объединений «Дьулуур» РС (Я) 29 декабря 2014 г. №573-ОД
Решение Учебно-методического совета Института развития образования и повышения квалификации Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации на тему «Роль детской общественной организации и вожатого (организатора детского движения) в создании единого воспитательного пространства в школе и социуме» (72 часа) 15 сентября 2014 г.
Приказ Министерства образования РС (Я) О внедрении программ детского движения РС (Я) в рамках часов, предусмотренных на внеурочную деятельность по ФГОС 02 марта 2015 г. №01-16/835
Распоряжение Правительства РС (Я) Об утверждении Концепции развития детского движения в РС (Я) 23 июня 2015 г №671-р
Приказ Министерства образования РС (Я) Об утверждении плана мероприятий по укреплению кадрового состава педагогов - организаторов детского движения 31 мая 2016 г №01-09/1953
Приказ Акционерной компании «АЛРОСА» (ПАО) Присвоение названия «Детское движение «Стремление» («Дьулуур») РС (Я) крупному алмазу ювелирного качества 07 июля 2016 г. №А01/195-П
Рекомендации «круглого стола» Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) Рекомендации «круглого стола» Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) на тему «О проекте закона РС(Я) «О развитии детского движения в РС (Я)» 6 октября 2016 г.
Распоряжение Главы РС (Я) О подготовке и проведении мероприятий, посвященных 25-летию Союза детских общественных объединений РС (Я) 5 декабря 2016 г №1278-рг
Распоряжение Главы РС (Я) О мерах по созданию ГБУ РС (Я) ДО «Республиканский центр развития детского движения» 22 декабря 2016 г. №1357-рг
Совместный приказ Министерства образования РС (Я) и Министерства по делам молодежи и семейной политике РС (Я) О развитии Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» в РС (Я) 03 апреля 2017 г. №137-ОД
Заместитель Председателя Правительства РС (Я) Запуск Марафона детских общественных объединений «Семь заданий Главы РС (Я)» 28 июля 2017 г.
Приказ Министерства по делам молодежи и семейной политике РС (Я) Об учреждении нагрудного знака «За вклад в развитие детского движения РС (Я)» 25 августа 2017 г. №268-ОД
Приказ Министерства образования и науки РС (Я) Об утверждении перечня школ РС (Я), реализующих Указ Президента РФ от 29 октября 2015 г. №536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «РДТТТ» 04 сентября 2017 г. №01-09/1674
Постановление Правительства РС (Я) О проекте закона РС(Я) «О развитии детского движения в РС(Я)» 22 декабря 2017 г. №404
Приказ Министерства образования и науки РС (Я) Об утверждении годовой формы статистической отчетности по детскому движению и патриотическому воспитанию 13 марта 2018 г. №01-09/356
Заключение
В настоящее время на уровне субъектов РФ детское движение как особый институт социального воспитания подрастающего поколения переживает процесс переформатизации и укрепления позиций как субъекта социальных процессов. При этом на первый план отодвигаются вопросы формирования новых моделей и векторов развития детского движения, чтобы сохранить свою индивидуальность, автономность, в тоже время не терять истоков и традиций, сочетать инновации и формат цифрового развития.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что опыт Республики Саха (Якутия), охватывающий период с 1990 по 2020 гг., показал эффективность общественно-государственной модели при создании организационно-педагогических условий (разработка модели, составление комплексной программы, методическое сопровождение, организация мероприятий и реализация проектов, укрепление кадрового корпуса и подготовка специалистов, принятие нормативно-правовой базы, выделение помещений и укрепление материально-технической базы, финансовое обеспечение, информационная поддержка) в развитии детского движения на современном этапе. Государство и институты гражданского общества в данный исторический период, отражая интересы и потребности общества, реально формировали отношения и связи в вопросах развития педагогического потенциала деятельности детских общественных объединений как самостоятельного института воспитания, реализации детских социальных инициатив, обеспечения прав детей на активное участие в жизни общества.
Действуя совместно на системной и плановой основе, власть и общественные институты детского движения постепенно определили направления деятельности. Так, государственные структуры взяли ответственность за создание благоприятных условий для реализации идей и инициатив активных детей и взрослых, финансирования и продвижения их мероприятий, размещения и стимулирования деятельности активов и руководителей. Общественные институты реализуют помощь социального характера: помогают самым маленьким и ветеранам, занимаются социализацией детей с ОВЗ, сохранением исторических памятников наследия, озеленением и благоустройством, заботятся об окружающей среде и т. д. Она особо не регламентирована и действует там, где государственная помощь недостаточна или отсутствует вовсе. Властные и общественные усилия в сфере детского движения дополняют друг друга.
К основным инструментам общественно-государственной модели развития детского движения как наиболее результативной из действующих правовых форм управления можно отнести: механизмы партнёрства общественных институтов и государственных структур в различных формах и видах деятельности, меры государственной поддержки детских общественных объединений, принцип доверительного отношения и взаимодополняемости в осуществлении общих задач по самореализации и социализации подрастающего поколения, становлению самостоятельной личности в духе патриотизма и гражданственности, духовному, нравственному и интеллектуальному развитию детей и молодежи.
Таким образом, как пишут исследователи и лидеры детского движения России А. В. Воло-хов и И. И. Фришман, перед учёными открывается перспективное направление - организация совместной программы исследовательской деятельности в области отношений и поиска оптимальных основ взаимодействия детских общественных объединений и органов государственной власти в соответствии с требованиями и интересами общества [19].
Литература
1. Чепурных Е. Е. Реализация социально-педагогических функций детских организаций: автореферат дис. кандидата педагогических наук. - Ярославский педагогический университет. - Ярославль, 1997. - 18 с.
2. Родионова Е. Л. Организационно-педагогические условия взаимодействия органов управления образования и детских общественных объединений по развитию лидерского потенциала подростков: авт. канд. педагогически наук. - Нижний Новгород. - 2007. - 21 с.
3. Кирпичник А. Г., Трухачева Т. В. Некоторые проблемы детского движения на современном этапе. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://zhuldyz.kz/?type=magazine&iid=28&aid=706
4. Литвак Р. А. Педагогические основы деятельности детских общественных объединений в современных условиях: авт. доктора педагогически наук. - Екатеринбург. - 1997. - 46 с.
5. Волохов А. В., Фришман И. И. Стратегия и тактика развития детского общественного объединения как особого института социального воспитания / Волохов А.В., Фришман И.И. // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 2. - С. 63-70.
6. Мирошкина М. Р., Евладова Е. В. Развитие детского общественного движения в современной России / М.Р.Мирошкина, Е.В.Евладова // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. М.: ООО «Издательство «Современное образование». - 2019 (2). - С. 11-2.
7. Тетерский С. В. Воспитание кадров России (сборник материалов по итогам «круглого стола» на тему: Общественно-государственное партнёрство в деле воспитания гражданина и патриота). Научно-методическое пособие для педагогов, специалистов по работке с молодёжью и родителей. - М., 2017.
- 226 с.
8. Гусева Н. А. Условия взаимодействия детского общественного объединения с социальными партнерами / Н.А. Гусева // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - №3. - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 214-216.
9. Гринчук Г. В. Пути и условия осуществления деятельности детской общественной организации: авт. канд. педагогических наук - Якутск - 2000. - 20 с.
10. Вагнер И. В., Фришман И. И. Подходы к изучению состояния, проблем и основных направлений деятельности современных детских общественных организаций/объединений / И.В. Вагнер, И.И.Фришман // Научные основы развития воспитания в системе образования, социализации современных подростков и детского движения. Сборник научных статей. - Том 1. - М. - 2019. - С. 75-84.
11. Охлопков Г. И., Никифорова А. С., Васильев А. Д. Детское движение Якутии: партнерство во имя ребенка. Информационно-методическая брошюра. - Якутск. - 2016. - 40 с.
12. Едисеева Т. О., Охлопков Г. И., Федорова С. Б. «Стремление»: новый этап в развитии и становлении детского движения Республики Саха (Якутия) (2013-2016 гг.). Информационно-аналитическая книга-брошюра. - Якутск. - 2016. - 97 с.
13. Открывая новые горизонты. Сборник информационно-методических статей и материалов по детскому движению /Авт.-сост. Г.И. Охлопков; [редактор серии Г.В. Гринчук]. - Якутск: ООО РИЦ «Офсет».
- 2018. - 270 с.
14. Охлопков Г. И. Развитие детского движения Якутии в рамках реализации Стратегии действий в интересах детей Республики Саха (Якутия) на 2012-2017 годы /Охлопков Г.И. // Вестник детского общественного движения Республики Казахстан. - №3-4 (53-54). - Астана, 2017. - С. 8-17.
15. Охлопков Г. И., Антоева А. А., Неймохова Н. С. Семь заданий Главы Республики Саха (Якутия). Марафон детских общественных объединений (на 2017-2018 учебный год). - Якутск. - 28 с.
16. Охлопков Г. И. «Стремление» («Дьулуур»): единое движение, единая программа / Охлопков Г.И. // «Перекресток»: сборник информационно-методических материалов. - Выпуск №12. - Санкт-Петербург.
- 2015. - С. 43-47.
17. Рекомендации парламентских слушаний Совета Федерации ФС РФ на тему «О перспективах развития детского общественного движения в Российской Федерации» от 8 апреля 2009 года. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/29660/
18. Состояние детского движения в России и перспективы его развития: материалы парламентских слушаний. 7 декабря 2012 года. Сост.: Покровская А.П., Т.В. Трухачева. - М.: Издание Государственной Думы. - 2013. - 240 с.
19. Волохов А. В., Фришман И. И. Участие детских общественных объединений в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. upo-fco.ru/documents/item/52-dokumentyi-i-materialyi
References
1. Chepurnyh E.E. Realizacija social'no-pedagogicheskih funkcij detskih organizacij: avtoreferat dis. kandidata pedagogicheskih nauk. - Jaroslavskij pedagogicheskij universitet. - Jaroslavl', 1997. - 18 s.
2. Rodionova E.L. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija vzaimodejstvija organov upravlenija obrazovanija i detskih obshhestvennyh ob#edinenij po razvitiju liderskogo potenciala podrostkov: avt. kand. pedagogicheski nauk. - Nizhnij Novgorod. - 2007. - 21 s.
3. Kirpichnik A.G., Truhacheva T.V. Nekotorye problemy detskogo dvizhenija na sovremennom jetape. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://zhuldyz.kz/?type=magazine&iid=28&aid=706
4. Litvak R.A. Pedagogicheskie osnovy dejatel'nosti detskih obshhestvennyh ob#edinenij v sovremennyh uslovijah: avt. doktora pedagogicheski nauk. - Ekaterinburg. - 1997. - 46 s.
5. Volohov A.V., Frishman I.I. Strategija i taktika razvitija detskogo obshhestvennogo ob#edinenija kak osobogo instituta social'nogo vospitanija / Volohov A.V., Frishman I.I. // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik.
- 2012. - № 2. - S. 63-70.
6. Miroshkina M.R., Evladova E.V. Razvitie detskogo obshhestvennogo dvizhenija v sovremennoj Rossii / M.R.Miroshkina, E.V.Evladova // Social'naja pedagogika v Rossii. Nauchno-metodicheskij zhurnal. M.: OOO «Izdatel'stvo «Sovremennoe obrazovanie». - 2019 (2). - S. 11-2.
7. Teterskij S.V. Vospitanie kadrov Rossii (sbornik materialov po itogam «kruglogo stola» na temu: Obshhestvenno-gosudarstvennoe partnjorstvo v dele vospitanija grazhdanina i patriota). Nauchno-metodicheskoe posobie dlja pedagogov, specialistov po rabotke s molodjozh'ju i roditelej. - M., 2017. - 226 s.
8. Guseva N.A. Uslovija vzaimodejstvija detskogo obshhestvennogo ob#edinenija s social'nymi partnerami / N.A. Guseva // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2012. - №3. - Tom II (Psihologo-pedagogicheskie nauki). - S. 214-216.
9. Grinchuk G.V. Puti i uslovija osushhestvlenija dejatel'nosti detskoj obshhestvennoj organizacii: avt. kand. pedagogicheskih nauk - Jakutsk - 2000. - 20 s.
10. Vagner I.V., Frishman I.I. Podhody k izucheniju sostojanija, problem i osnovnyh napravlenij dejatel'nosti sovremennyh detskih obshhestvennyh organizacij/ob#edinenij / I.V. Vagner, I.I.Frishman // Nauchnye osnovy razvitija vospitanija v sisteme obrazovanija, socializacii sovremennyh podrostkov i detskogo dvizhenija. Sbornik nauchnyh statej. - Tom 1. - M. - 2019. - S. 75-84.
11. Ohlopkov G.I., Nikiforova A.S., Vasil'ev A.D. Detskoe dvizhenie Jakutii: partnerstvo vo imja rebenka. Informacionno-metodicheskaja broshjura. - Jakutsk. - 2016. - 40 s.
12. Ediseeva T.O., Ohlopkov G.I., Fedorova S.B. «Stremlenie»: novyj jetap v razvitii i stanovlenii detskogo dvizhenija Respubliki Saha (Jakutija) (2013-2016 gg.). Informacionno-analiticheskaja kniga-broshjura. -Jakutsk. - 2016. - 97 s.
13. Otkryvaja novye gorizonty. Sbornik informacionno-metodicheskih statej i materialov po detskomu dvizheniju /Avt.-sost. G.I. Ohlopkov; [redaktor serii G.V. Grinchuk]. - Jakutsk: OOO RIC «Ofset». - 2018. -270 s.
14. Ohlopkov G.I. Razvitie detskogo dvizhenija Jakutii v ramkah realizacii Strategii dejstvij v interesah detej Respubliki Saha (Jakutija) na 2012-2017 gody /Ohlopkov G.I. // Vestnik detskogo obshhestvennogo dvizhenija Respubliki Kazahstan. - №3-4 (53-54). - Astana, 2017. - S. 8-17.
15. Ohlopkov G.I., Antoeva A.A., Nejmohova N.S. Sem' zadanij Glavy Respubliki Saha (Jakutija). Marafon detskih obshhestvennyh ob#edinenij (na 2017-2018 uchebnyj god). - Jakutsk. - 28 s.
16. Ohlopkov G.I. «Stremlenie» («D'uluur»): edinoe dvizhenie, edinaja programma / Ohlopkov G.I. // «Perekrestok»: sbornik informacionno-metodicheskih materialov. - Vypusk №12. - Sankt-Peterburg. - 2015.
- S. 43-47.
17. Rekomendacii parlamentskih slushanij Soveta Federacii FS RF na temu «O perspektivah razvitija detskogo obshhestvennogo dvizhenija v Rossijskoj Federacii» ot 8 aprelja 2009 goda. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/29660/
18. Sostojanie detskogo dvizhenija v Rossii i perspektivy ego razvitija: materialy parlamentskih slushanij. 7 dekabrja 2012 goda. Sost.: Pokrovskaja A.P., T.V. Truhacheva. - M.: Izdanie Gosudarstvennoj Dumy. - 2013.
- 240 s.
19. Volohov A.V., Frishman I.I. Uchastie detskih obshhestvennyh ob#edinenij v realizacii Nacional'noj strategii dejstvij v interesah detej. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://shhshhshh.upo-fco.ru/documents/ item/52-dokumentyi-i-materialyi
^■MSMir