Политология
УДК 32
РС!: 10.21661/Г-80541
А.Ю. Докшина, З.А. Фардзинова
Анализ государственных программ поддержки молодежных и детских общественных объединений в Дальневосточном федеральном округе
Аннотация
В субъектах РФ большое внимание отводится деятельности социально ориентированных некоммерческих объединений, среди которых важное место отводится молодежным и детским общественным объединениям. Для продуктивной работы таких объединений необходима государственная поддержка различной направленности. В каждом регионе существуют свои программы для поддержки молодежных и детских общественных объединений, в рамках которых на конкурсной основе объединения могут получить субсидии для покрытия части своих расходов, могут получить имущественную помощь в виде предоставления государственного имущества в безвозмездное пользование, а также различного рода информирования. Авторы считают, что для более эффективной поддержки молодежных и детских общественных организаций необходимо учитывать, в чем именно они нуждаются.
I
Ключевые слова: молодежные, детские, общественные объединения, финансирование, бюджет, государственные программы.
A.Yu. Dokshina, Z.A. Fardzinova
The analysis of government-sponsored schemes for young people and children's non-governmental organizations
of the Far Eastern Federal District support
Abstract
Territorial entities of the RF make an emphasis on socially oriented nonprofit organizations' activities, among which young people and children's non-governmental organizations get a special place. Such organizations need to receive different types governmental support in order to work efficiently. Every territorial entity has its own government-sponsored schemes for young people and children's non-governmental organizations support, as a part of which organizations can on competition basis receive aids for the partial expenses covering, state-owned property for uncompensated use or for getting information. The authors consider making allowance for young people and children's non-governmental organizations' needs to be relevant for efficient support of these organizations.
I
Keywords: young people, children, non-governmental organizations, funding, budget, government-sponsored schemes.
На современном этапе развития гражданского общества в России играют важную роль общественные объединения. В настоящее время большое внимание отводится молодежным и детским общественным объединениям. Вследствие того, что одним из приоритетных направлений политики является стремление воспитать граждан с активной жизненной позицией,
которые могут служить опорой для своего государства.
На сегодняшний день формы и меры государственной поддержки, молодежных и детских общественных объединений описаны в Федеральном законе от 28 июня 1995 г. №98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» с изменениями от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ.
Ро!Ио!оду
Согласно ему, помощь молодежным и детским объединения осуществляется в нескольких наиболее важных направлениях: финансовая поддержка, информационная и научно-методическая поддержка, кадровая поддержка [1]
Государственная финансовая поддержка оказывается только тем организациям, которые входят в Федеральный реестр молодежных и детских общественных организаций. Как правило, они являются опорными центрами для реализации наиважнейших направлений государственной молодежной политики. Общественным объединениям оказывается помощь в частичном финансировании мероприятий, которые проводятся совместно с органами власти и носят общероссийский либо межрегиональный характер. Общественные объединения различных уровней получают финансовую поддержку из средств областных и муниципальных бюджетов. Она заключается в предоставлении субсидий, а также в частичном финансировании программ и проектов на конкурсной основе.
Научно-методическая поддержка общественных объединений выражается в следующих формах:
- консультирование по различным вопросам деятельности молодежных и детских общественных объединений;
- разработка мер взаимодействия с властными структурами;
- разработка мероприятий для повышения профессиональных навыков лидеров (руководителей) молодежных общественных объединений.
Ежегодно проводятся большое количество форумов, различные курсы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по работе с молодежью, привлекается большое количество общественных деятелей, которые делятся своим опытам.
Благодаря анализу государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края», программы «Реализация семейной, демографической и молодежной политики в Республике Саха (Якутия)», а также целевой программы Сахалинской области «Молодежь Сахалина и Курил на 2012-2015 годы и на период до 2018 года» можно проследить, какие на сегодняшний день существуют программы поддержки, какие наиболее эффективно работают, а какие нуждаются в доработке. Для анализа нами выбраны несколько субъектов Дальневосточного федерального округа, а именно Приморский край, Республика Саха (Якутия) и Сахалинская область.
В каждом субъекте Российской Федерации существуют программы поддержки социально ориентированных молодежных и детских общественных объединений.
В Приморском крае не существует отдельной программы поддержки молодежных и детских общественных объединений. Но существует государственная программа Приморского края «Экономическое
развитие и инновационная экономика Приморского края» на 2013-2020 годы, в рамках которой имеются подпрограммы «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Приморском крае» на 2014-2020 годы и «Поддержка социально ориентированных некоммерческих и иных организаций в Приморском крае». Участниками данных программ могут быть, как и молодежные и детские общественные объединения, так и иные. Некоммерческая организация должна осуществлять в соответствии с учредительными документами деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества. В ходе программы участники могут рассчитывать на получение субсидии на частичное покрытие расходов для реализации программ (проектов). На поддержку социально ориентированных некоммерческих и иных общественных организаций в 2015 году было выделено 6,9 млн рублей. По итогам конкурсного отбора 2015 года, победителями признаны 12 СО НКО с 20 общественно значимыми программами (проектами). Финансирование осуществлялось за счет средств краевого бюджета - 4,5 млн рублей, а также внебюджетные источники - 2,4 млн рублей [2, ст. 24-28].
В Республике Саха (Якутия) существует государственная программа «Реализации семейной, демографической и молодежной политики в Республике Саха (Якутия)» на 2014-2016 годы, включающая в себя подпрограмму «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций» на 2014-2016 годы. Задачами данной подпрограммы является: информационная поддержка, оказание имущественной поддержки, частичное покрытие расходов для реализации проектов за счет субсидий. В целях оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям выстроена система поддержки в виде предоставления субсидий, грантов, финансирования мероприятий, проводимых при участии социально ориентированных некоммерческих организаций, имущественная поддержка деятельности этих организаций в виде безвозмездной передачи в пользование объектов недвижимости. Расходы на поддержку деятельности детских общественных объединений составили 9 млн 980,2 тыс. руб., они предусмотрены в виде субсидии некоммерческим организациям на поддержку деятельности детских общественных объединений [3]. Для повышения эффективности деятельности общественных объединений и расширения сети организаций, клубов, занимающихся вопросами патриотического воспитания, ежегодно осуществляется конкурс по государственной поддержке патриотических объединений Республики Саха (Якутия). Общая сумма субсидий - 1 млн рублей. Также осуществляется грантовая поддержка молодежных и детских общественных объединений, по итогам форума «СахаСилигер» было распределено 23 гранта в размере 2 млн руб. из краевого бюджета в 2015 году [4].
1п1егасйуе Бс1епсе | 4 • 2016
55
Политология
В Сахалинской области действует долгосрочная целевая программа Сахалинской области «Молодежь Сахалина и Курил на 2012-2015 годы и на период до 2018 года» в рамках которой, реализуется подпрограмма «Создание механизмов поддержки реализации молодежных проектов и инициатив, направленных на эффективную социализацию молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации». В рамках подпрограммы предусматривается организация и проведение конкурсов проектов некоммерческих организаций, молодых граждан, конкурсов проектов и программ муниципальных образований Сахалинской области, направленных на интеграцию молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, а также различного рода профилактику. Общий объем финансирования мероприятий, предусмотренных данной программой, составил 5 млн 145,0 тыс. рублей. Также существует отдельная подпрограмма «Государственная поддержка некоммерческих организаций». В областном бюджете в 2015 году было заложено 4 миллиона 300 тысяч рублей, которые были направлены в виде субсидий на реализацию 36 проектов 9 молодежных и детских некоммерческих объединений, прошедших конкурсный отбор. Государственную поддержку получили проекты, направленные на улучшения жизни молодежи, пропаганду ЗОЖ, а также на участие молодежи в общественной жизни Сахалинской области [5].
На основании приведенных выше данных можно сделать следующие выводы.
В каждом субъекте РФ, из рассмотренных ранее, большое внимание уделяется поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, в том
числе молодежным и детским общественным организациям. В свою очередь данные организации выполняют функции опорных центров, реализующих значимые направления в области государственной молодежной политики.
Финансовые затраты на период 2015 года составили в Приморском крае 6,9 млн рублей, на все СО НКО, что значительно меньше, чем за этот же период в Республике Саха (Якутия) 9 млн 980,2 тыс. руб. на деятельность молодежных и детских общественных объединений, а в Сахалинской области на поддержку молодежных и детских общественных объединений потрачено 9 млн 445 тыс. рублей.
За 2015 год в Приморье были выделены субсидии на реализацию 20 значимых проектов 12 СО НКО, а в Сахалинской области выделены субсидии на 36 проектов 9 молодежных и детских общественных организации.
В данных регионах большое внимание уделяется финансовой поддержке, а имущественной придается наименьшее значение. Так, например, в рамках подпрограммы «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Приморском крае» на 2014-2020 годы руководителям СО НКО были предложены помещения для использования, находящиеся в собственности Приморского края, но заявок на использование государственного имущества не поступило.
Для более эффективной поддержки молодежных и детских общественных организаций необходимо учитывать, в чем именно нуждаются молодежные и детских общественные объединения в определенном регионе.
Литература
1. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. №98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» с изменениями от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9012158
2. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Приморского края «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края» на 2013-2020 годы» за 2015 год. - С. 24-28.
3. Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Реализация семейной, демографической и молодежной политике в Республике Саха (Якутия) 2014-2017 годы» (с изменениями на 06.10.2014 г.) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/423845447
4. Официально информационный портал Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// sakha.gov.ru/
5. Официальный сайт губернатора и правительства Сахалинской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.admsakhalin.ru